Немецкий крейсер Nürnberg

редактировать
Bundesarchiv DVM 10 Bild-23-63-69, Leichter Kreuzer "Nürnberg".jpg
История
Германия
Имя:Nürnberg
Заказано:1933
Заложен:1934
Спущен:6 декабря 1934 года
Введен в эксплуатацию:2 ноября 1935 года
Судьба:Сдан в 1945 году. Присвоен ВМФ СССР в качестве военной награды
Советский Союз
Имя:Адмирал Макаров (Адмирал Макаров)
Получено:19 декабря 1945 года
Реклассифицировано:Учебный крейсер, 1954 год
Судьба:Списан на металлолом 1960 года
Общие характеристики
Класс и тип:Лейпциг-класс крейсер
Водоизмещение:9 040 метрических тонн (8 900 длинных тонн; 9 960 коротких тонн)
Длина:181,3 м (595 футов)
Ширина :16,3 м (53 фута)
Осадка:5,74 м (18,8 фута)
Силовая установка:
  • Паровые турбины и дизели
  • 3 вала (Дизели на центральном валу)
  • турбины 60000 л.с. (45 МВт) + дизели 12 400 л.с. (9,3 МВт)
Скорость:32 узла (59 тыс. м / ч; 37 миль в час)
Дальность:3900 морских миль (7200 км; 4500 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час)
Дополнение:
  • 25 офицеров
  • 648 военнослужащих
Датчики и. системы обработки:FuMO 63 Hohentwiel
Вооружение:
Броня:
Самолет на борту:2 × Arado 196 гидросамолеты

Nürnberg - немецкий легкий крейсер класса Leipzig, построенный для Kriegsmarine.. Он был назван в честь города Нюрнберг и имел одно дочернее судно, Лейпциг. Нюрнберг был заложен в 1934 году, спущен на воду в декабре того же года и завершен в ноябре 1935 года. Он был вооружен главной батареей из девяти 15-см (5,9 дюйма) орудий в трех тройных башнях и мог развивать скорость до 32 узлов ( 59 км / ч; 37 миль / ч). «Нюрнберг» был самым продолжительным военным кораблем Кригсмарине и единственным, кто находился на действительной службе после окончания Второй мировой войны, хотя и не в составе немецкого флота.

В конце 1930-х годов Нюрнберг без серьезных инцидентов принял участие в патрулировании с невмешательством во время гражданской войны в Испании. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года он использовался для постановки оборонительных минных заграждений у побережья Германии. После этого он использовался для сопровождения наступательных минных заградителей в Северном море, пока не был торпедирован британской подводной лодкой в декабре 1939 года. После этого он использовался как учебный корабль в Балтийском море на протяжении большей части войны, за исключением короткого командирования в Норвегию с ноября 1942 года по апрель 1943 года. В январе 1945 года она была назначена на установку мин в Скагеррак, но острая нехватка топлива позволила провести только одну такую ​​операцию.

После окончания войны Нюрнберг был захвачен Королевским флотом и в конечном итоге передан Советскому Союзу в качестве военных репараций. В декабре 1945 года советский экипаж принял корабль, и в следующем месяце доставил его в Таллинн, где он был переименован в «Адмирал Макаров». Служила в ВМФ, сначала в 8-м флоте, затем на учебном крейсере, базировавшемся в Кронштадте. К 1960 году ее разобрали на металлолом.

Содержание

  • 1 Конструкция
    • 1.1 Модификации
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Вторая мировая война
    • 2.2 Послевоенное обслуживание
  • 3 Сноски
  • 4 Ссылки

Дизайн

Штриховой рисунок Нюрнберга

Нюрнберг имел общую длину 181,3 метра (595 футов) , длину, ширину 16,3 м (53 фута) и максимальную осадку . на 5,74 м (18,8 фута) вперед. Водоизмещение 9 040 метрических тонн (8 900 длинных тонн; 9 960 коротких тонн) при полной боевой нагрузке. Её силовая установка состояла из двух паровых турбин и четырех MAN двухтактных двухдействующих дизельных двигателей. Пар для турбин подавали шесть двухконтурных масляных котлов морского типа. Двигательная установка корабля обеспечивала максимальную скорость 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час) и дальность действия приблизительно 3900 морских миль (7200 км; 4500 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч) с использованием только дизельных двигателей. У Нюрнберга был экипаж из 25 офицеров и 648 рядовых. Она была оснащена катапультой и краном для управления двумя гидросамолётами Heinkel He 60, хотя позже они были заменены на модели Arado Ar 196.

Корабль был вооружен девятью 15-см орудиями SK C / 25, установленными в трех тройных орудийных башнях. Один был расположен впереди, а два были размещены в паре супервыстрелов на корме, все по средней линии. У них было от 1080 до 1500 патронов, по 120–166 снарядов на орудие. Корабль был также оснащен восемью зенитными орудиями 8,8 cm SK C / 32, восемью зенитными установками 3.7 cm SK C / 30 и несколькими 2-см зенитными орудиями. -автомобилей, хотя количество последних менялось с течением времени. Нюрнберг также нес четыре тройных торпедных аппарата, расположенных на миделе корабля; они были снабжены 24 торпедами 50 см (20 дюймов) . Она также могла нести 120 морских мин. Корабль был защищен бронепалубой толщиной 30 мм (1,2 дюйма) в средней части и бронепоясом толщиной толщиной 50 мм (2,0 дюйма). боевая рубка имела борта толщиной 100 мм (3,9 дюйма).

Модификации

После начала войны корабль был оснащен змеевиком размагничивания, чтобы защитить ее от магнитных мин. В 1942 году с корабля сняли подъемно-транспортное оборудование и кормовые торпедные аппараты. На протяжении всей войны ее радиолокационный комплекс обновлялся; в марте 1941 г. на ней была установлена ​​РЛС FuMO 21, а в начале 1942 г. - РЛС FuMO 25. Последняя представляла собой радар поиска надводных целей и низколетящих самолетов на малой дальности. На смену комплекту FuMO 21 пришел 50-сантиметровый радар ближнего действия FuMO 63 Hohentwiel. «Нюрнберг» также был оснащен четырьмя приемниками радиолокационных предупреждений Metox .

Зенитная батарея корабля была усовершенствована в ходе Второй мировой войны. В конце 1942 года была установлена ​​пара счетверенных установок 2 cm Flakvierling армейского варианта, одна на ходовом мостике, а другая - на кормовой сверхстарельной башне. В мае 1944 г. флот предложил установить несколько 40-мм орудий Bofors, но большая часть этого оружия была перенаправлена ​​для других целей, и было установлено только два орудия. Один был установлен на мосту, а другой - на катапульте. Добавлены два Flakvierlings образца Navy; одна заменила армейскую модель на корме сверхмощной башни, а другая была размещена перед командиром зенитного огня. Flakvierlings армейского образца были перенесены на главную палубу. В декабре 1944 года был предложен еще один пересмотренный план противовоздушной обороны, на этот раз включающий новую пушку 3,7 cm FlaK 43, которых должно было быть восемь, а также две установки Flakvierlings и десять 2-см сдвоенных установок. Однако ситуация в Германии во время войны к концу 1944 года помешала внести эти изменения.

История обслуживания

Нюрнберг до войны

Нюрнберг был заложен в 1934 году на Deutsche Werke верфь в Киле. Он был спущен на воду 6 декабря 1934 года, закончен менее чем за год и сдан в эксплуатацию 2 ноября 1935 года. После этого корабль проработал в Балтийском море до апреля 1936 года, когда он присоединился к Кельн и Лейпциг для тренировочного похода в Атлантику. В это время он был сделан флагманом разведывательных сил ВМФ Германии. Затем три крейсера вернулись на Балтику для дополнительных маневров. Нюрнберг участвовал в патрулях без вмешательства во время гражданской войны в Испании 1936–39. Во время своего первоначального развертывания в 1936 году она несла флаг Контерадмирала Германа Бема. В ходе конфликта Нюрнберг провел четыре патрулирования у берегов Испании, но не встретил никаких воюющих сил, за исключением заявленного нападения неопознанной подводной лодки к югу от Балеарских островов 16 июля 1937 года.

В сентябре 1937 года Нюрнберг принял участие в маневрах флота с тяжелыми крейсерами Admiral Graf Spee и Deutschland, легкими крейсерами Leipzig и Карлсруэ и несколько эсминцев. Первые три месяца 1938 года были проведены на Балтике, после чего «Нюрнберг» отправился в док для периодического ремонта. В июне она отправилась в тренировочный круиз в Норвегию и вернулась в Германию в следующем месяце. В августе она присутствовала на смотре флота, проводившемся в Киле для Адольфа Гитлера и посещающего регента Венгрии, Миклоша Хорти. Нюрнберг присоединился к флоту, который был отправлен в Мемель в марте 1939 года для захвата региона. После завершения оккупации Нюрнберг присоединился к адмиралу Графу Шпее, Лейпцигу и Кельну для учебного круиза к морю, который включал несколько остановок в испанских портах. После возвращения в Германию в мае она возобновила обучение на Балтике.

Вторая мировая война

В начале Второй мировой войны 1 сентября 1939 года Нюрнберг получил назначение силам блокады, которые должны были помешать польскому флоту уйти из Балтики. Несмотря на усилия немцев, несколько польских эсминцев и подводных лодок ушли в Англию, где продолжили войну. 3 сентября «Нюрнберг» и остальные крейсера были отведены в Северное море, чтобы установить серию оборонительных минных полей для защиты немецкого побережья. В октябре она вернулась на Балтику для тренировок. В следующем месяце ее перевели обратно в Северное море, где ей было поручено сопровождать эсминцы, устанавливающие минные поля у британского побережья. 4–6 декабря корабль провел минирование у берегов Кристиансанн, Норвегия.

Передняя орудийная башня Нюрнберга в сентябре 1940 г.

13 декабря при сопровождении группы эсминцев, возвращавшихся с мин - во время операции по закладке у британского побережья, подводная лодка Royal Navy HMS Salmon нанесла торпедный удар по немецкой флотилии. Были замечены два следа торпед, направлявшихся к Нюрнбергу, и корабль резко повернул влево, пытаясь уклониться от них. Один безобидно прошел впереди корабля, но второй попал ей в нос. Нюрнберг снизила скорость до 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч), чтобы позволить ее экипажу осмотреть повреждения, когда еще три следа торпед были замечены влево. Корабль тут же набрал полную скорость и повернул вправо; торпеды взорвались вслед за крейсером. Удар вызвал небольшое затопление и минимальный ущерб, но ее водонепроницаемые переборки устояли. Немцы заметили Салмон и ненадолго поразили ее с задней башней главной батареи Нюрнберга, но безрезультатно. После этого Нюрнберг тронулся со скоростью 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч) и направился в порт. На следующий день Королевские военно-воздушные силы (RAF) начали атаку на Нюрнберг и Лейпциг, которые также были повреждены Салмоном. Примерно 20 бомбардировщиков Vickers Wellington из No. 99-я эскадрилья была перехвачена истребителями II. Группа (2-я группа) Jagdgeschwader 77 (JG 77–77-й истребительный авиаполк) под руководством оберстлейтенанта Карла-Альфреда Шумахера в окрестностях Spiekeroog и Wangerooge. Бомбардировщики Королевских ВВС не смогли нанести дальнейших повреждений крейсерам, поскольку пилоты JG 77 заявили, что были сбиты семь и один вероятный бомбардировщик, в том числе один, заявленный Унтероффизье Гербертом Куча. Записи Королевских ВВС показывают, что в результате атаки было потеряно шесть бомбардировщиков. HMS Ursula также безуспешно атаковала поврежденный крейсер в тот день, незадолго до того, как она вошла в Кильский канал в Брунсбюттель. По прибытии в Киль, Нюрнберг отправился в сухой док на Deutsche Werke для ремонта, который длился до апреля 1940 года.

В начале июня 1940 года командир Нюрнберга, Kapitän zur See (KzS) Отто Клубер, был проинформирован, что корабль не будет участвовать в операции «Юнона», вылазке боевых кораблей Гнейзенау и Шарнхорст. Вместо этого ее перевели в Норвегию и вылетели из Киля 10 июня под эскортом торпедных катеров Falke и Jaguar. 12 июня торпедные катера были отправлены в Ставангер за топливом, а тем временем Нюрнберг проделал зигзагообразный курс на скорости 27 узлов (50 км / ч; 31 миль / ч), чтобы уклониться от любых подводных лодок, которые могли быть в этом районе. На следующий день 2-я флотилия саперов взяла на себя дежурство по эскорту в Тронхейме. 17 июня Нюрнберг достиг Нарвика, который должен был стать ее базой в течение следующего месяца. В этот период один из ее гидросамолетов Arado Ar 196 безуспешно атаковал британскую подводную лодку. Это было единственное действие, которое корабль видел в Норвегии. 25 июля «Нюрнберг» и несколько эсминцев и торпедных катеров сопровождали поврежденный линкор «Гнейзенау», который был торпедирован британской подводной лодкой, из Тронхейма, Норвегия, в Киль. Флотилия прибыла в Киль 28 июля.

8 августа KzS Лео Крайш сменил Клюбера на посту командира корабля. Остаток года Нюрнберг провел на Балтике. Итальянский адмирал Мавагини посетил корабль, когда он находился в Готенхафене в сентябре. В октябре и ноябре на Deutsche Werke был проведен короткий ремонт. 15 февраля 1941 года он был реклассифицирован в учебный крейсер и отправлен в учебную эскадру флота вместе с другими уцелевшими легкими крейсерами. Этим кораблям была поручена подготовка экипажей для подразделения подводных лодок, которое быстро расширялось для ведения битвы за Атлантику. В начале этого периода многие из ее членов экипажа сами были переведены во флот подводных лодок. После начала войны с Советским Союзом в июне 1941 года Нюрнберг был переведен на Балтийский флот, в состав которого вошел новый линкор Tirpitz. После того, как выяснилось, что Советский Балтийский флот не собирается совершать боевые действия, немецкие корабли были рассредоточены. Нюрнберг вернулась к своим тренировкам до конца года. Другой ремонт был проведен в январе 1942 года; В этот период у нее сняли авиационное оборудование и кормовые торпедные аппараты, а также увеличили ее легкое зенитное вооружение. Воздушные налеты союзников нанесли некоторый ущерб, из-за чего ее возвращение в строй задержалось до 23 августа.

Нюрнберг в пути в мае 1945 года в сопровождении Прибрежного командования Королевских ВВС Освободитель морских патрульных бомбардировщиков

После этого она проводила ходовые испытания до октября, после чего была отправлена ​​в Норвегию. 11 ноября Нюрнберг покинул Готенхафен и направился в Тронхейм. Она прибыла туда 18 ноября и оставалась там до тех пор, пока 2 декабря ее не перевели в залив Боген за пределами Нарвика. Там она присоединилась к флоту в существе, который, опять же, был сосредоточен на Тирпитце. В этот период Нюрнберг не предпринимал никаких действий. 27 апреля 1943 года Нюрнберг покинул Нарвик и направился в немецкие воды через Тронхейм. После прибытия в Киль 3 мая она отремонтировала свою технику. После завершения работ в конце мая ее направили в учебную эскадрилью на Балтике. Частая смена экипажа держала корабль в очень низком состоянии готовности. Она оставалась на этом посту до 1944 года и не видела никаких действий. В отличие от большинства других кораблей Учебной эскадры, она не была назначена для береговой бомбардировки подразделений, которые поддерживали отступающую немецкую армию на Восточном фронте.

В начале 1945 года она была назначена на установку мин. служил в Скагеррак и базировался в Осло, Норвегия. 13 января она завершила только одну операцию по установке мин. В состав сил, задействованных в операции, входили два эсминца, два миноносца и минный заградитель; Сама Нюрнберг несла 130 мин. Острая нехватка топлива помешала дальнейшим действиям. 24 января она отправилась в Копенгаген, где оставалась до конца войны, так как на борту было всего 270 длинных тонн (270 т) синтетического мазута. 5 мая 1945 года она получила приказ о прекращении огня, и 22 мая британские крейсера HMS Devonshire и HMS Dido прибыли, чтобы захватить Нюрнберг.

Post- военная служба

Нюрнберг в Киле в 1946 году, после того, как он был передан Советскому Союзу

24 мая Нюрнберг и тяжелый крейсер Prinz Eugen отплыли из Копенгагена под конвоем Девоншира, Дидоны и нескольких другие боевые корабли. Флотилия прибыла в Вильгельмсхафен 28 мая, и немецкие суда остались там, пока их судьбы не были определены на Потсдамской конференции. В конце концов союзники решили передать Нюрнберг Советскому Союзу. Чтобы помешать немцам затопить свои корабли , как они это сделали в 1919 году, союзники официально захватили суда 19 декабря, когда Нюрнберг находился в сухом доке. В тот день на борт поднялся советский экипаж. 2 января Советы захватили свои захваченные военные корабли, в том числе корабль-мишень Hessen, корабль радиоуправления Hessen, эсминец Z15 Erich Steinbrinck и торпедные катера Т33 и Т107 в Либаву на территории современной Латвии.

Советский ВМФ подробно обследовал корабль после его прибытия в Либаву. Затем крейсер был переименован в «Адмирал Макаров» и отнесен к 8-му флоту, базирующемуся в Таллинне. В конце 1948 года он стал флагманом 8-го флота под командованием вице-адмирала Ф. В. Зозуля. В начале 1950-х годов три новых крейсера типа «Чапаев» поступили на вооружение, что побудило ВМФ СССР отозвать адмирала Макарова от передовой службы. Она вернулась к своей прежней работе учебным крейсером, на этот раз базировавшейся в Кронштадте в середине 1954 года. В этот период была снята большая часть ее легкого зенитного вооружения и установлены новые радары. Ее окончательная судьба неясна; Судя по всему, она была выведена из эксплуатации к маю 1959 года и списана через некоторое время, как сообщается, к середине 1960 года. Тем не менее, он был самым долгоживущим крупным военным кораблем Кригсмарине и единственным, кто принял действующую службу после окончания войны.

Сноски

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Нюрнберг (корабль, 1934 г.).

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-21 06:30:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте