История | |
---|---|
Германия | |
Имя: | Nürnberg |
Заказано: | 1933 |
Заложен: | 1934 |
Спущен: | 6 декабря 1934 года |
Введен в эксплуатацию: | 2 ноября 1935 года |
Судьба: | Сдан в 1945 году. Присвоен ВМФ СССР в качестве военной награды |
Советский Союз | |
Имя: | Адмирал Макаров (Адмирал Макаров) |
Получено: | 19 декабря 1945 года |
Реклассифицировано: | Учебный крейсер, 1954 год |
Судьба: | Списан на металлолом 1960 года |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | Лейпциг-класс крейсер |
Водоизмещение: | 9 040 метрических тонн (8 900 длинных тонн; 9 960 коротких тонн) |
Длина: | 181,3 м (595 футов) |
Ширина : | 16,3 м (53 фута) |
Осадка: | 5,74 м (18,8 фута) |
Силовая установка: |
|
Скорость: | 32 узла (59 тыс. м / ч; 37 миль в час) |
Дальность: | 3900 морских миль (7200 км; 4500 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнение: |
|
Датчики и. системы обработки: | FuMO 63 Hohentwiel |
Вооружение: |
|
Броня: |
|
Самолет на борту: | 2 × Arado 196 гидросамолеты |
Nürnberg - немецкий легкий крейсер класса Leipzig, построенный для Kriegsmarine.. Он был назван в честь города Нюрнберг и имел одно дочернее судно, Лейпциг. Нюрнберг был заложен в 1934 году, спущен на воду в декабре того же года и завершен в ноябре 1935 года. Он был вооружен главной батареей из девяти 15-см (5,9 дюйма) орудий в трех тройных башнях и мог развивать скорость до 32 узлов ( 59 км / ч; 37 миль / ч). «Нюрнберг» был самым продолжительным военным кораблем Кригсмарине и единственным, кто находился на действительной службе после окончания Второй мировой войны, хотя и не в составе немецкого флота.
В конце 1930-х годов Нюрнберг без серьезных инцидентов принял участие в патрулировании с невмешательством во время гражданской войны в Испании. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года он использовался для постановки оборонительных минных заграждений у побережья Германии. После этого он использовался для сопровождения наступательных минных заградителей в Северном море, пока не был торпедирован британской подводной лодкой в декабре 1939 года. После этого он использовался как учебный корабль в Балтийском море на протяжении большей части войны, за исключением короткого командирования в Норвегию с ноября 1942 года по апрель 1943 года. В январе 1945 года она была назначена на установку мин в Скагеррак, но острая нехватка топлива позволила провести только одну такую операцию.
После окончания войны Нюрнберг был захвачен Королевским флотом и в конечном итоге передан Советскому Союзу в качестве военных репараций. В декабре 1945 года советский экипаж принял корабль, и в следующем месяце доставил его в Таллинн, где он был переименован в «Адмирал Макаров». Служила в ВМФ, сначала в 8-м флоте, затем на учебном крейсере, базировавшемся в Кронштадте. К 1960 году ее разобрали на металлолом.
Нюрнберг имел общую длину 181,3 метра (595 футов) , длину, ширину 16,3 м (53 фута) и максимальную осадку . на 5,74 м (18,8 фута) вперед. Водоизмещение 9 040 метрических тонн (8 900 длинных тонн; 9 960 коротких тонн) при полной боевой нагрузке. Её силовая установка состояла из двух паровых турбин и четырех MAN двухтактных двухдействующих дизельных двигателей. Пар для турбин подавали шесть двухконтурных масляных котлов морского типа. Двигательная установка корабля обеспечивала максимальную скорость 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час) и дальность действия приблизительно 3900 морских миль (7200 км; 4500 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч) с использованием только дизельных двигателей. У Нюрнберга был экипаж из 25 офицеров и 648 рядовых. Она была оснащена катапультой и краном для управления двумя гидросамолётами Heinkel He 60, хотя позже они были заменены на модели Arado Ar 196.
Корабль был вооружен девятью 15-см орудиями SK C / 25, установленными в трех тройных орудийных башнях. Один был расположен впереди, а два были размещены в паре супервыстрелов на корме, все по средней линии. У них было от 1080 до 1500 патронов, по 120–166 снарядов на орудие. Корабль был также оснащен восемью зенитными орудиями 8,8 cm SK C / 32, восемью зенитными установками 3.7 cm SK C / 30 и несколькими 2-см зенитными орудиями. -автомобилей, хотя количество последних менялось с течением времени. Нюрнберг также нес четыре тройных торпедных аппарата, расположенных на миделе корабля; они были снабжены 24 торпедами 50 см (20 дюймов) . Она также могла нести 120 морских мин. Корабль был защищен бронепалубой толщиной 30 мм (1,2 дюйма) в средней части и бронепоясом толщиной толщиной 50 мм (2,0 дюйма). боевая рубка имела борта толщиной 100 мм (3,9 дюйма).
После начала войны корабль был оснащен змеевиком размагничивания, чтобы защитить ее от магнитных мин. В 1942 году с корабля сняли подъемно-транспортное оборудование и кормовые торпедные аппараты. На протяжении всей войны ее радиолокационный комплекс обновлялся; в марте 1941 г. на ней была установлена РЛС FuMO 21, а в начале 1942 г. - РЛС FuMO 25. Последняя представляла собой радар поиска надводных целей и низколетящих самолетов на малой дальности. На смену комплекту FuMO 21 пришел 50-сантиметровый радар ближнего действия FuMO 63 Hohentwiel. «Нюрнберг» также был оснащен четырьмя приемниками радиолокационных предупреждений Metox .
Зенитная батарея корабля была усовершенствована в ходе Второй мировой войны. В конце 1942 года была установлена пара счетверенных установок 2 cm Flakvierling армейского варианта, одна на ходовом мостике, а другая - на кормовой сверхстарельной башне. В мае 1944 г. флот предложил установить несколько 40-мм орудий Bofors, но большая часть этого оружия была перенаправлена для других целей, и было установлено только два орудия. Один был установлен на мосту, а другой - на катапульте. Добавлены два Flakvierlings образца Navy; одна заменила армейскую модель на корме сверхмощной башни, а другая была размещена перед командиром зенитного огня. Flakvierlings армейского образца были перенесены на главную палубу. В декабре 1944 года был предложен еще один пересмотренный план противовоздушной обороны, на этот раз включающий новую пушку 3,7 cm FlaK 43, которых должно было быть восемь, а также две установки Flakvierlings и десять 2-см сдвоенных установок. Однако ситуация в Германии во время войны к концу 1944 года помешала внести эти изменения.
Нюрнберг был заложен в 1934 году на Deutsche Werke верфь в Киле. Он был спущен на воду 6 декабря 1934 года, закончен менее чем за год и сдан в эксплуатацию 2 ноября 1935 года. После этого корабль проработал в Балтийском море до апреля 1936 года, когда он присоединился к Кельн и Лейпциг для тренировочного похода в Атлантику. В это время он был сделан флагманом разведывательных сил ВМФ Германии. Затем три крейсера вернулись на Балтику для дополнительных маневров. Нюрнберг участвовал в патрулях без вмешательства во время гражданской войны в Испании 1936–39. Во время своего первоначального развертывания в 1936 году она несла флаг Контерадмирала Германа Бема. В ходе конфликта Нюрнберг провел четыре патрулирования у берегов Испании, но не встретил никаких воюющих сил, за исключением заявленного нападения неопознанной подводной лодки к югу от Балеарских островов 16 июля 1937 года.
В сентябре 1937 года Нюрнберг принял участие в маневрах флота с тяжелыми крейсерами Admiral Graf Spee и Deutschland, легкими крейсерами Leipzig и Карлсруэ и несколько эсминцев. Первые три месяца 1938 года были проведены на Балтике, после чего «Нюрнберг» отправился в док для периодического ремонта. В июне она отправилась в тренировочный круиз в Норвегию и вернулась в Германию в следующем месяце. В августе она присутствовала на смотре флота, проводившемся в Киле для Адольфа Гитлера и посещающего регента Венгрии, Миклоша Хорти. Нюрнберг присоединился к флоту, который был отправлен в Мемель в марте 1939 года для захвата региона. После завершения оккупации Нюрнберг присоединился к адмиралу Графу Шпее, Лейпцигу и Кельну для учебного круиза к морю, который включал несколько остановок в испанских портах. После возвращения в Германию в мае она возобновила обучение на Балтике.
В начале Второй мировой войны 1 сентября 1939 года Нюрнберг получил назначение силам блокады, которые должны были помешать польскому флоту уйти из Балтики. Несмотря на усилия немцев, несколько польских эсминцев и подводных лодок ушли в Англию, где продолжили войну. 3 сентября «Нюрнберг» и остальные крейсера были отведены в Северное море, чтобы установить серию оборонительных минных полей для защиты немецкого побережья. В октябре она вернулась на Балтику для тренировок. В следующем месяце ее перевели обратно в Северное море, где ей было поручено сопровождать эсминцы, устанавливающие минные поля у британского побережья. 4–6 декабря корабль провел минирование у берегов Кристиансанн, Норвегия.
Передняя орудийная башня Нюрнберга в сентябре 1940 г.13 декабря при сопровождении группы эсминцев, возвращавшихся с мин - во время операции по закладке у британского побережья, подводная лодка Royal Navy HMS Salmon нанесла торпедный удар по немецкой флотилии. Были замечены два следа торпед, направлявшихся к Нюрнбергу, и корабль резко повернул влево, пытаясь уклониться от них. Один безобидно прошел впереди корабля, но второй попал ей в нос. Нюрнберг снизила скорость до 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч), чтобы позволить ее экипажу осмотреть повреждения, когда еще три следа торпед были замечены влево. Корабль тут же набрал полную скорость и повернул вправо; торпеды взорвались вслед за крейсером. Удар вызвал небольшое затопление и минимальный ущерб, но ее водонепроницаемые переборки устояли. Немцы заметили Салмон и ненадолго поразили ее с задней башней главной батареи Нюрнберга, но безрезультатно. После этого Нюрнберг тронулся со скоростью 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч) и направился в порт. На следующий день Королевские военно-воздушные силы (RAF) начали атаку на Нюрнберг и Лейпциг, которые также были повреждены Салмоном. Примерно 20 бомбардировщиков Vickers Wellington из No. 99-я эскадрилья была перехвачена истребителями II. Группа (2-я группа) Jagdgeschwader 77 (JG 77–77-й истребительный авиаполк) под руководством оберстлейтенанта Карла-Альфреда Шумахера в окрестностях Spiekeroog и Wangerooge. Бомбардировщики Королевских ВВС не смогли нанести дальнейших повреждений крейсерам, поскольку пилоты JG 77 заявили, что были сбиты семь и один вероятный бомбардировщик, в том числе один, заявленный Унтероффизье Гербертом Куча. Записи Королевских ВВС показывают, что в результате атаки было потеряно шесть бомбардировщиков. HMS Ursula также безуспешно атаковала поврежденный крейсер в тот день, незадолго до того, как она вошла в Кильский канал в Брунсбюттель. По прибытии в Киль, Нюрнберг отправился в сухой док на Deutsche Werke для ремонта, который длился до апреля 1940 года.
В начале июня 1940 года командир Нюрнберга, Kapitän zur See (KzS) Отто Клубер, был проинформирован, что корабль не будет участвовать в операции «Юнона», вылазке боевых кораблей Гнейзенау и Шарнхорст. Вместо этого ее перевели в Норвегию и вылетели из Киля 10 июня под эскортом торпедных катеров Falke и Jaguar. 12 июня торпедные катера были отправлены в Ставангер за топливом, а тем временем Нюрнберг проделал зигзагообразный курс на скорости 27 узлов (50 км / ч; 31 миль / ч), чтобы уклониться от любых подводных лодок, которые могли быть в этом районе. На следующий день 2-я флотилия саперов взяла на себя дежурство по эскорту в Тронхейме. 17 июня Нюрнберг достиг Нарвика, который должен был стать ее базой в течение следующего месяца. В этот период один из ее гидросамолетов Arado Ar 196 безуспешно атаковал британскую подводную лодку. Это было единственное действие, которое корабль видел в Норвегии. 25 июля «Нюрнберг» и несколько эсминцев и торпедных катеров сопровождали поврежденный линкор «Гнейзенау», который был торпедирован британской подводной лодкой, из Тронхейма, Норвегия, в Киль. Флотилия прибыла в Киль 28 июля.
8 августа KzS Лео Крайш сменил Клюбера на посту командира корабля. Остаток года Нюрнберг провел на Балтике. Итальянский адмирал Мавагини посетил корабль, когда он находился в Готенхафене в сентябре. В октябре и ноябре на Deutsche Werke был проведен короткий ремонт. 15 февраля 1941 года он был реклассифицирован в учебный крейсер и отправлен в учебную эскадру флота вместе с другими уцелевшими легкими крейсерами. Этим кораблям была поручена подготовка экипажей для подразделения подводных лодок, которое быстро расширялось для ведения битвы за Атлантику. В начале этого периода многие из ее членов экипажа сами были переведены во флот подводных лодок. После начала войны с Советским Союзом в июне 1941 года Нюрнберг был переведен на Балтийский флот, в состав которого вошел новый линкор Tirpitz. После того, как выяснилось, что Советский Балтийский флот не собирается совершать боевые действия, немецкие корабли были рассредоточены. Нюрнберг вернулась к своим тренировкам до конца года. Другой ремонт был проведен в январе 1942 года; В этот период у нее сняли авиационное оборудование и кормовые торпедные аппараты, а также увеличили ее легкое зенитное вооружение. Воздушные налеты союзников нанесли некоторый ущерб, из-за чего ее возвращение в строй задержалось до 23 августа.
Нюрнберг в пути в мае 1945 года в сопровождении Прибрежного командования Королевских ВВС Освободитель морских патрульных бомбардировщиковПосле этого она проводила ходовые испытания до октября, после чего была отправлена в Норвегию. 11 ноября Нюрнберг покинул Готенхафен и направился в Тронхейм. Она прибыла туда 18 ноября и оставалась там до тех пор, пока 2 декабря ее не перевели в залив Боген за пределами Нарвика. Там она присоединилась к флоту в существе, который, опять же, был сосредоточен на Тирпитце. В этот период Нюрнберг не предпринимал никаких действий. 27 апреля 1943 года Нюрнберг покинул Нарвик и направился в немецкие воды через Тронхейм. После прибытия в Киль 3 мая она отремонтировала свою технику. После завершения работ в конце мая ее направили в учебную эскадрилью на Балтике. Частая смена экипажа держала корабль в очень низком состоянии готовности. Она оставалась на этом посту до 1944 года и не видела никаких действий. В отличие от большинства других кораблей Учебной эскадры, она не была назначена для береговой бомбардировки подразделений, которые поддерживали отступающую немецкую армию на Восточном фронте.
В начале 1945 года она была назначена на установку мин. служил в Скагеррак и базировался в Осло, Норвегия. 13 января она завершила только одну операцию по установке мин. В состав сил, задействованных в операции, входили два эсминца, два миноносца и минный заградитель; Сама Нюрнберг несла 130 мин. Острая нехватка топлива помешала дальнейшим действиям. 24 января она отправилась в Копенгаген, где оставалась до конца войны, так как на борту было всего 270 длинных тонн (270 т) синтетического мазута. 5 мая 1945 года она получила приказ о прекращении огня, и 22 мая британские крейсера HMS Devonshire и HMS Dido прибыли, чтобы захватить Нюрнберг.
24 мая Нюрнберг и тяжелый крейсер Prinz Eugen отплыли из Копенгагена под конвоем Девоншира, Дидоны и нескольких другие боевые корабли. Флотилия прибыла в Вильгельмсхафен 28 мая, и немецкие суда остались там, пока их судьбы не были определены на Потсдамской конференции. В конце концов союзники решили передать Нюрнберг Советскому Союзу. Чтобы помешать немцам затопить свои корабли , как они это сделали в 1919 году, союзники официально захватили суда 19 декабря, когда Нюрнберг находился в сухом доке. В тот день на борт поднялся советский экипаж. 2 января Советы захватили свои захваченные военные корабли, в том числе корабль-мишень Hessen, корабль радиоуправления Hessen, эсминец Z15 Erich Steinbrinck и торпедные катера Т33 и Т107 в Либаву на территории современной Латвии.
Советский ВМФ подробно обследовал корабль после его прибытия в Либаву. Затем крейсер был переименован в «Адмирал Макаров» и отнесен к 8-му флоту, базирующемуся в Таллинне. В конце 1948 года он стал флагманом 8-го флота под командованием вице-адмирала Ф. В. Зозуля. В начале 1950-х годов три новых крейсера типа «Чапаев» поступили на вооружение, что побудило ВМФ СССР отозвать адмирала Макарова от передовой службы. Она вернулась к своей прежней работе учебным крейсером, на этот раз базировавшейся в Кронштадте в середине 1954 года. В этот период была снята большая часть ее легкого зенитного вооружения и установлены новые радары. Ее окончательная судьба неясна; Судя по всему, она была выведена из эксплуатации к маю 1959 года и списана через некоторое время, как сообщается, к середине 1960 года. Тем не менее, он был самым долгоживущим крупным военным кораблем Кригсмарине и единственным, кто принял действующую службу после окончания войны.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Нюрнберг (корабль, 1934 г.). |