Торпедный катер

редактировать
Торпедный катер атакует чилийский корабль центральной батареи Альмиранте Кокрейн во время 1891 г. Чилийская гражданская война

A торпедный катер - относительно небольшой и быстрый военный корабль, предназначенный для перевозки торпед в бою. Первыми проектами были пароходы, предназначенные для тарана вражеских кораблей фугасными лонжеронными торпедами. Позже были выпущены варианты самоходных торпед Уайтхеда.

. Это были прибрежные корабли, созданные для противодействия угрозе со стороны линкоров и других медленных и тяжеловооруженных кораблей, используя скорость., маневренность и мощные торпеды, а также огромные затраты на постройку такого же количества крупных кораблей для противодействия врагу. Рой расходуемых торпедных катеров, атакующих в массовом порядке, может подавить способность более крупного корабля отбивать их, используя его большие, но громоздкие орудия. Флот торпедных катеров может представлять аналогичную угрозу для крупных кораблей противника, хотя и только в прибрежных районах, ограниченными их небольшими размерами и ограниченным запасом топлива.

Появление быстрых торпедных катеров в конце 19 века вызывало серьезную озабоченность военно-морских стратегов той эпохи, поскольку они представили концепцию тактической асимметричной войны. В ответ военно-морские силы, эксплуатирующие большие корабли, представили более мелкие, но более мореходные корабли для противодействия торпедным катерам, установив легкие скорострельные орудия. Эти корабли, которые стали называть "миноносцами миноносцев " (а позже просто "эсминцами"), изначально были чисто оборонительными, как для защиты от угроз торпедных катеров, так и в качестве расходных экранов, перехватывающих торпеды, предназначенные для более крупных кораблей. Со временем они стали больше и стали выполнять больше функций, в том числе совершать собственные торпедные атаки на ценные вражеские корабли, а также защищаться от подводных лодок и самолетов. Еще позже они были вооружены управляемыми ракетами и в конечном итоге стали преобладающим типом надводных боевых кораблей в современную эпоху.

Сегодня старая концепция очень маленького, быстрого и дешевого надводного корабля с мощное наступательное вооружение используется «быстроходным ударным кораблем ».

Содержание

  • 1 Торпедные катера с лонжероном
  • 2 Самоходные торпедные катера
  • 3 Первые торпедные катера
  • 4 Раннее боевое применение
  • 5 Истребители торпедных катеров
  • 6 Моторные торпедные катера
  • 7 Быстроходные ударные катера сегодня
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Торпедные катера Spar

Конфедеративный торпедный катер CSS David

The American Гражданская война привела к появлению ряда нововведений в морской войне, включая ранний тип торпедного катера, вооруженного лонжеронными торпедами. В 1861 году президент Авраам Линкольн ввел военно-морскую блокаду южных портов, что подорвало попытки Юга получить материальные средства из-за границы. Югу также не хватало средств для создания военно-морского флота, способного противостоять флоту Союза на равных условиях. Одна из стратегий противодействия блокаде заключалась в разработке торпедных катеров, небольших быстроходных катеров, предназначенных для нападения на более крупные крупные корабли блокирующего флота как форму асимметричной войны.

Давид Торпедные катера класса имели паровые двигатели с частично закрытым корпусом. Это были не настоящие подводные лодки, а полупогружные; при балласте над ватерлинией находились только дымовая труба и несколько дюймов корпуса. CSS Midge был торпедным катером типа David. CSS Squib и CSS Scorpion представляли другой класс торпедных катеров, которые также были низко построены, но имели открытые палубы и не имели балластных цистерн, которые были у Davids.

Торпедные катера Конфедерации были вооружены лонжеронными торпедами. Это был пороховой заряд в водонепроницаемом футляре, закрепленный на носу торпедного катера ниже ватерлинии на длинном лонжероне. Торпедный катер атаковал, протаранив намеченную цель, которая приставила торпеду к целевому кораблю с помощью зазубрины на передней части торпеды. Торпедный катер отступал на безопасное расстояние и взорвал торпеду, обычно с помощью длинного шнура, прикрепленного к спусковому крючку.

В целом торпедные катера Конфедерации были не очень успешными. Их низкие борта делали их уязвимыми для затопления в открытом море и даже для тушения пожара в котлах за счет брызг от взрывов их собственных торпед. Осечки торпед (слишком ранние) и неисправности были обычным явлением. В 1864 году лейтенант ВМС Союза Уильям Б. Кушинг снабдил паровой катер лонжеронной торпедой, чтобы атаковать конфедерата броненосец Альбемарл. Также в том же году Союз запустил в производство USS Spuyten Duyvil, специально построенный корабль с рядом технических новшеств, включая регулируемый балласт для атакующих операций и выдвижной и перезаряжаемый лонжерон для установки торпед.

Самоходная торпеда

Общий профиль торпеды Уайтхеда: A. Боевая часть B. Воздушная фляга. B '. иммерсионная камера CC '. Кормовая часть C. машинное отделение DDDD. дренажные отверстия E. труба вала F. рулевой двигатель G. коническая коробка передач H. индекс глубины I. хвостовая часть K. зарядные и запорные клапаны L. запорная шестерня M. опорная плита двигателя P. кожух капсюля R. руль направления S. трубка рулевой тяги T. направляющая шпилька UU. пропеллеры V. клапанная группа W. war-нос Z. усиленная лента

Опытный образец самоходной торпеды был создан по заказу Джованни Лупписа, австрийского морского офицера из Риеки, тогда портовый город Австро-Венгерской империи, и Роберт Уайтхед, английский инженер, который был менеджером городской фабрики. В 1864 году Луппис представил Уайтхеду планы Salvacoste («береговой берег»), плавающего оружия, приводимого в движение веревками с суши, которое было отклонено военно-морскими властями из-за непрактичности механизмов рулевого управления и движителя.

Уайтхед не смог существенно улучшить машину, так как заводной двигатель, прикрепленные тросы и режим наземной атаки - все это делало оружие медленным и громоздким. Однако он продолжал рассматривать проблему после завершения контракта и в конечном итоге разработал трубчатое устройство, предназначенное для самостоятельной работы под водой и работающее на сжатом воздухе. В результате появилась подводная лодка Minenschiff («минный корабль»), первая современная самоходная торпеда, официально представленная Австрийской императорской военно-морской комиссии 21 декабря 1866 года.

Первые испытания не увенчались успехом. поскольку орудие не могло удерживать курс на постоянной глубине. После долгой работы Уайтхед представил свой «секрет» в 1868 году, который преодолел это. Это был механизм, состоящий из гидростатического клапана и маятника, который заставлял гидропланы торпеды регулироваться таким образом, чтобы поддерживать заданную глубину.

Первые торпедные катера

HMS Lightning, первый современный торпедный катер, построенный в 1876 году

В середине 19 века линейные корабли были вытеснены большими паровыми кораблями с тяжелым орудийным вооружением и тяжелой броней, называемыми броненосцами. В конечном итоге эта линия развития привела к созданию класса дредноут полностью вооруженного линкора, начиная с HMS Dreadnought.

. В то же время вес брони замедлил линкоры, а огромные орудия, необходимые для пробивания брони противника, стреляли очень медленно. Это позволило создать небольшой и быстрый корабль, который мог бы атаковать линкоры с гораздо меньшими затратами. Появление торпеды дало оружие, способное вывести из строя или даже потопить любой линкор.

Первым военным кораблем любого типа, на борту которого стояли самоходные торпеды, был HMS Vesuvius 1873 года. Первым морским судном, предназначенным для стрельбы самоходной торпедой, был HMS Lightning. Лодка была построена Джоном Торникрофтом в Черч-Уорф в Чизуике для Королевского флота. Он поступил на вооружение в 1876 году и был вооружен самоходными торпедами Уайтхеда.

Другой ранний торпедный катер, HNoMS Rap

Первоначально у Lightning было два сбрасываемых воротника для запуска торпед; они были заменены в 1879 году одним торпедным аппаратом в носовой части. Она также несла две перезаряжаемые торпеды в миделе. Позже он был переименован в торпедный катер № 1. Французский флот последовал его примеру в 1878 году с Torpilleur № 1, спущенным на воду в 1878 году, хотя он был заказан в 1875 году.

Еще одним ранним таким кораблем был норвежский военный корабль HNoMS Rap, заказанный судостроительной компанией Thornycroft, Англия, в 1872 или 1873 годах и построенный на верфи Thornycroft в Черч-Уорф в Чизвике на реке Темзе. Обладая скоростью 14,5 узлов (27 км / ч), она была одной из самых быстрых лодок на плаву после завершения строительства. Первоначально норвежцы планировали вооружить ее лонжеронной торпедой , но, возможно, она так и не была установлена. Рэп был оборудован пусковыми стойками для новых самоходных торпед Whitehead в 1879 году.

Раннее боевое применение

Чилийские торпедные катера в Вальпараисо, использовавшиеся во время Тихоокеанской войны

Первые Зарегистрированный запуск торпед с торпедного катера, который сам был запущен с тендера торпедных катеров, в реальном бою был осуществлен будущим русским адмиралом Степаном Макаровым 16 января 1878 г., который применил самоходные торпеды Уайтхеда против османской канонерской лодки «Интибах» во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг.. Первое затопление броненосного корабля торпедным катером с использованием самоходных торпед чилийский броненосец Бланко Энкалада произошло во время битвы при Кальдера-Бей во время гражданской войны в Чили в 1891 году.

В конце 19 века многие военно-морские силы начали строить торпедные катера длиной от 30 до 50 метров (от 98 до 164 футов), вооруженные до трех торпедных установок и стрелкового оружия. Они приводились в движение паровыми двигателями и имели максимальную скорость от 20 до 30 узлов (от 37 до 56 км / ч). Они были относительно недорогими и их можно было купить в большом количестве, что позволяло проводить массовые атаки на флот более крупных кораблей. Потеря даже эскадрильи торпедных катеров от огня противника будет более чем компенсирована потоплением крупного корабля.

Русско-японская война 1904–1905 годов была первой великой войной. ХХ века. Это были первые практические испытания новых стальных линкоров, крейсеров, эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров. Во время войны Императорский флот России в дополнение к своим другим боевым кораблям развернул 86 торпедных катеров и выпустил 27 торпед (со всех боевых кораблей) в трех крупных кампаниях, добившись 5 попаданий.

Императорский флот Японии (IJN), как и русские, часто объединяли свои торпедные катера (меньшие из которых имели только бортовые номера, хотя большие катера 1-го класса были названы) с их эсминцами торпедных катеров (подлежат уточнению) (часто их называют просто эсминцами) и выпустили более 270 торпед (считая начальный бой на военно-морской базе Порт-Артур на 8 Февраль 1904 г.) во время войны. Во время конфликта ВВС развернули около 21 ТБ, а 27 мая 1905 г. японские миноносцы и ТБ выпустили 16 торпед по линкору Князь Суворов, флагману Адмирала Зиновия Рожественского на Цусимское сражение. Адмирал Того Хейхачиро, командир IJN, приказал своим торпедным катерам прикончить вражеский флагман, уже обстрелявший его, когда он готовился преследовать остатки русского боевого флота.

Из 16 торпед, выпущенных ТБД и ТБ на российский линкор, попали в цель только четыре, причем два попадания - с торпедных катеров №72 и №75. К вечеру линкор перевернулся и затонул на дно Цусимского пролива. К концу войны торпеды с боевых кораблей потопили один линкор, два броненосных крейсера и два эсминца. Остальные более 80 боевых кораблей будут потоплены орудиями, минами, затоплением или кораблекрушением.

Эсминцы торпедных катеров

HMS Spider, ранняя модель канонерской торпедной лодки

Внедрение торпеды Лодка вызвала бурную активность военно-морских флотов по всему миру, так как к существующим кораблям были добавлены более мелкие и скорострельные орудия для отражения новой угрозы. В середине 1880-х годов были разработаны канонерские торпедные лодки - первая конструкция судна, специально предназначавшаяся для охоты и уничтожения торпедных катеров. По сути, очень маленькие крейсера, канонерские торпедные лодки были оснащены торпедными аппаратами и адекватным артиллерийским вооружением, предназначенными для выслеживания меньших лодок противника.

Первым примером этого был HMS Rattlesnake, разработанный Натаниэлем Барнаби в 1885 году. Канонерская лодка была вооружена торпедами и предназначена для охоты и уничтожения небольших торпедных катеров. Она была вооружена одной 4-дюймовой / 25-фунтовой пушкой с казенником, шестью 3-фунтовой пушкой QF и четырьмя 14-дюймовыми (360-мм) торпедными аппаратами, снабженными два стационарных аппарата в носовой части и по комплекту торпедоносцев по бокам. Было произведено четыре перезарядки торпед.

Затем последовал ряд классов торпедных канонерок, включая класс Grasshopper, класс Sharpshooter, класс Alarm и Dryad класс - все построены для Королевского флота в 1880-х и 1890-х годах. Однако к концу 1890-х годов канонерские торпедные лодки устарели их более успешными современниками, эсминцами торпедных катеров, которые были намного быстрее.

HMS Havock первый современный эсминец, введенный в строй в 1894 году

Первыми кораблями, носившими официальное обозначение «миноносец» (TBD), были класс «Дерзость» из двух кораблей и Havock class из двух кораблей Royal Navy, заказанных в 1892 году контр-адмиралом Джеки Фишером. В основном это были увеличенные торпедные катера, скорость которых была равна скорости торпедных катеров или превосходила их, но были вооружены более тяжелыми орудиями, которые могли атаковать их, прежде чем они смогли приблизиться к главному флоту.

HMS Daring и HMS Decoy были построены Thornycroft. Они были вооружены одним 12-фунтовым орудием и тремя 6-фунтовыми орудиями, одним неподвижным 18-дюймовым торпедным аппаратом в носовой части и еще двумя торпедными аппаратами на вращающейся установке за двумя воронками. Позже носовой торпедный аппарат убрали, а вместо него добавили еще две 6-фунтовые пушки. Они производили 4200 л.с. (3100 кВт) от пары водотрубных котлов Thornycroft, что давало им максимальную скорость 27 узлов, что давало диапазон и скорость для эффективного передвижения с боевым флотом.

После Русско-японская война, эти корабли стали называть просто эсминцами. Эсминцы стали настолько полезнее, обладая лучшими мореходными качествами и большими возможностями, чем торпедные катера, что в конечном итоге они заменили большинство торпедных катеров. Однако Лондонский военно-морской договор после Первой мировой войны ограничил тоннаж военных кораблей, но не наложил ограничений на суда водоизмещением менее 600 тонн. Военно-морские силы Франции, Италии, Японии и Германии разработали торпедные катера этого водоизмещения, длиной от 70 до 100 м, вооруженные двумя или тремя орудиями калибра около 100 мм (4 дюйма) и торпедными установками. Например, эсминцы Королевского военно-морского флота Норвегии типа Sleipner были фактически размером с торпедный катер, тогда как итальянские торпедные катера класса Spica были ближе по размеру. в эскорт эсминца. После Второй мировой войны они вошли в возрожденную классификацию корветов .

Торпедные катера Кригсмарине были классифицированы как Torpedoboot с бортовыми номерами с префиксом "T". Классы, разработанные в середине 1930-х годов, такие как Торпедный катер тип 35, имели мало орудий, почти полностью полагаясь на свои торпеды. Это было признано неадекватным в бою, и в результате был получен класс «торпедный катер флота» (Flottentorpedoboot ), который был значительно больше, до 1700 тонн, что сопоставимо с небольшими эсминцами. Этот класс немецких катеров мог быть очень эффективным, поскольку в бою британский крейсер HMS Charybdis был потоплен у берегов Бретани торпедным залпом, выпущенным торпедными катерами класса Эльбинг Т23. и T27.

Моторный торпедоносец

Капитан Огастес Агар, CMB №4 потопил русский крейсер в гавани Кронштадта Британский военный корабль времен Второй мировой войны Vosper 73-ft. моторный торпедный катер ПТ-105, 80-фут. Elco ВМС США PT лодка во время Второй мировой войны 114-ft. немецкие дизельные электронные катера были значительно больше, чем большинство британских и американских торпедных катеров

До Первой мировой войны паровые торпедные катера были крупнее и тяжелее, чем были до сих пор. быть использованным. Новый двигатель внутреннего сгорания генерировал гораздо больше мощности при заданном весе и размере, чем паровые двигатели, и позволил разработать новый класс малых и быстрых лодок. Эти мощные двигатели могли использовать корпуса глиссирующего корпуса и были способны развивать гораздо более высокую скорость от 30 до 50 узлов (56-93 км / ч) в соответствующих морских условиях, чем водоизмещающие корпуса. Лодка могла нести от двух до четырех торпед, выпущенных из простых стационарных пусковых установок, и несколько пулеметов.

Во время Первой мировой войны три младших офицера Харвич Форс предположили, что небольшие моторные лодки с торпедой могут преодолевать защитные минные поля и атаковать корабли Императорского германского флота, стоящие на якоре на своих базах. В 1915 году Адмиралтейство подготовило требование к персоналу, в котором требовалось проектировать прибрежную моторную лодку для службы в Северном море. Ожидалось, что эти лодки будут иметь высокую скорость и будут использовать легкие и мощные бензиновые двигатели, доступные тогда. Скорость лодки при полной загрузке должна была составлять не менее 30 узлов (56 км / ч), а топлива должно было быть достаточно, чтобы обеспечить значительный радиус действия.

Они должны были быть вооружены различными способами: торпедами, глубинными бомбами или для установки мин. Вторичное вооружение было бы обеспечено ручными пулеметами, такими как пистолет Льюиса. CMB были разработаны Торникрофтом, имевшим опыт работы с небольшими быстроходными лодками. Двигатели не были собственными морскими двигателями внутреннего сгорания (так как их было мало), а адаптировали авиационные двигатели таких фирм, как Sunbeam и Napier. Всего было построено 39 таких судов.

В 1917 году Торникрофт изготовил увеличенный 60-футовый (18-метровый) габаритный вариант. Это позволило увеличить полезную нагрузку, и теперь можно было нести две торпеды. Также можно было нести смешанную боевую нагрузку из одной торпеды и четырех глубинных бомб, причем глубинные бомбы высвобождались из отдельных люлек по бокам, а не с кормовой аппарели. Скорость от 35–41 узла (40–47 миль / ч; 65–76 км / ч) была возможна, в зависимости от различных установленных бензиновых двигателей. Считается, что по крайней мере две необъяснимые потери из-за пожаров в порту были вызваны скоплением воспламеняющихся паров бензина.

Карта Адмиралтейства Канал Даш, когда немецкие эсминцы защищали немецкую флотилию от Моторные торпедные катера Королевского флота

итальянские торпедные катера потопили австро-венгерские SMS Wien в 1917 г. и SMS Szent István в 1918 г. Во время гражданской войны в России британские торпедные катера совершил набег на Кронштадт гавань, повредив два линкора и потопив крейсер.

Такие суда оставались полезными во время Второй мировой войны. Моторные торпедные катера Королевского флота (МТБ), Kriegsmarine 'S-Boote' (Schnellboot или «быстроходная лодка»: британцы называли их E-boat ), (Итальянский) MAS. и M.S., ВМФ СССР G-5 и US катера PT (расшифровывается как «Патрульная торпеда») все были этого типа.

Классическим действием быстрых торпедных катеров был Channel Dash в феврале 1942 года, когда немецкие электронные катера и эсминцы защищали флотилию Scharnhorst, Gneisenau, Prinz Eugen и несколько меньших кораблей прошли через Ла-Манш.

Во время Второй мировой войны торпедным катерам серьезно мешала более высокая скорость флота; хотя у них все еще было преимущество в скорости, они могли догнать более крупные корабли, только бегая с очень высокой скоростью на очень короткие расстояния, как показано в Channel Dash. Еще большую угрозу представляло повсеместное появление патрульных самолетов , которые могли выслеживать торпедные катера задолго до того, как они могли поразить свои цели.

Во время Второй мировой войны военно-морские силы Соединенных Штатов использовали быстрые деревянные ПТ-катера в южной части Тихого океана в ряде ролей в дополнение к первоначально предполагавшейся торпедной атаке. Катера PT выполняли разведывательные, переправочные, курьерские, поисково-спасательные операции, а также выполняли обязанности по защите от дыма. Они принимали участие в боевых действиях флота и работали небольшими группами и поодиночке, чтобы атаковать линии снабжения противника. В конце войны на Тихом океане, когда крупных целей стало не хватать, многие катера PT заменили два или все четыре своих торпедных аппарата дополнительными орудиями для поражения прибрежных катеров снабжения и барж противника, изолировав удерживаемые противником острова от снабжения и подкрепления. или эвакуация.

Самым значительным военным кораблем, потопленным торпедным катером во время Второй мировой войны, был крейсер HMS Manchester, который был атакован двумя итальянскими торпедными катерами (MS 16 и MS 22) во время Операция «Пьедестал» 13 августа 1942 года. Похоже, что торпеда, смертельно поразившая Манчестер, была запущена МС. 22 (TV Franco Mezzadra) с расстояния около 600 метров.

Быстроходные ударные катера сегодня

Лодки, похожие на торпедные катера, все еще используются, но вооружены противокорабельными ракетами большой дальности, которые могут использоваться на дальностях между 30 и 70 км. Это снижает потребность в высокоскоростных погонях и дает им гораздо больше возможностей для действий при приближении к своим целям.

Самолеты представляют собой серьезную угрозу, поэтому использование лодок против любого флота с воздушным прикрытием очень рискованно. Малая высота мачты радара затрудняет захват и захват цели при сохранении безопасного расстояния. В результате быстрые штурмовики заменяются для использования в морских боях более крупными корветами , которые могут нести зенитные ракеты с радиолокационным наведением для самообороны, и вертолеты для загоризонтных целей. нацеливание.

Хотя торпедные катера исчезли с большинства мировых военно-морских сил, они использовались до конца 1990-х - начала 2000-х годов в нескольких специализированных районах, в первую очередь на Балтике. Близкие границы Балтийского моря и наземные помехи фактически сводили на нет преимущества дальности ранних ASM. Торпедные катера, работающие близко к берегу в сочетании с наземным воздушным прикрытием и радиолокационными станциями, а также в случае скрытых баз норвежских военно-морских сил, разрезанных на борта фьорда, оставались дешевым и жизнеспособным средством сдерживания десантных атак. Действительно, это все еще действующая модель, за которой следует ВМС Китая с его торпедным катером типа 025 класса для защиты своих прибрежных и устьевых вод.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Кэмпбелл, Томас, Р. «Охотники ночи: торпедные катера Конфедерации на войне» Между Штатами "Burd Street Press, 2001.
  • Jentschura, Hansgeorg. Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг. Военно-морской институт США, Аннаполис, Мэриленд; 1977. ISBN 0-87021-893-X.
  • Лион, Дэвид. Первые разрушители. Chatham Publishing, 1 2 Faulkner's Alley, Cowcross Street, Лондон, Великобритания, 1996. ISBN 1-55750-271-4.
  • Олендер, Петр. Русско-японская военно-морская война 1904–1905 гг., Vol. 2, Цусимское сражение. Опубликовано Stratus s.c., 2010. Сандомир, Польша. ISBN 9788361421023.
  • Престон, Энтони. "Destroyer", Bison Books (Лондон) 1977 г. ISBN 0-600-32955-0.

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с торпедными катерами в Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-11 07:50:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте