Немецкий линкор Шарнхорст

редактировать
Линкор класса Шарнхорст Кригсмарине нацистской Германии
Bundesarchiv DVM 10 Bild-23-63-07, Schlachtschiff "Scharnhorst".jpg Шарнхорст
История
Нацистская Германия
Имя:Шарнхорст
Тезка:Герхард Иоганн фон Шарнхорст (1755–1813)
Строитель:Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven
Заложен:15 Июнь 1935 г.
Спущен на воду:3 октября 1936 г.
Введен в эксплуатацию:7 января 1939 г.
Девиз:Scharnhorst immer voran (Шарнхорст всегда впереди)
Судьба:затонул в 72 ° 16'N 28 ° 41'E / 72,267 ° N 28,683 ° E / 72,267; 28.683 Битва у Нордкапа 26 декабря 1943 года
Общие характеристики
Класс и тип:Шарнхорст-класс линкор
Водоизмещение:
  • Стандарт: 32 100 длинных тонн (32 600 т)
  • Полная нагрузка: 38 100 длинных тонн (38 700 т)
Длина:234,9 м (771 фут)
Ширина:30 м (98 футов)
Осадка:9,9 м (32 фута)
Установленная мощность:159,551 shp ; 118 977 kW
Двигательная установка:3 Brown, Boveri Co с редуктором паровые турбины
Скорость:31 узел (57 км / ч; 36 миль / ч)
Диапазон:7100 морских миль (13100 км; 8200 миль) на скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час)
Состав:
  • 56 офицеров
  • В арсенале 1613 человек
Вооружение:
Броня:
На борту самолетов:3 Арадо Ar 196A
Авиационные средства:1 катапульта

Шарнхорст - немецкий крупный корабль, альтернатива ативно описываемый как линкор или линейный крейсер из нацистской Германии из Кригсмарине. Он был головным кораблем из ее класс, в который входил еще один корабль, Гнейзенау. Судно было построено на верфи Kriegsmarinewerft в Wilhelmshaven ; он был заложен 15 июня 1935 года и спущен на воду через год и четыре месяца, 3 октября 1936 года. Завершенный в январе 1939 года, корабль был вооружен главной батареей из девяти 28-см (11 дюймов) орудий C / 34 <189149>в трех тройных турелях. Планы по этому вооружению шестью орудиями 38 см (15 дюймов) SK C / 34 в спаренных башнях так и не были реализованы.

Шарнхорст и Гнейзенау действовали вместе большую часть первой части Второй мировой войны, включая вылазки в Атлантику для набегов на британские торговые суда. Во время своей первой операции «Шарнхорст» в коротком бою (ноябрь 1939 г.) потопил вспомогательный крейсер HMS Rawalpindi. Шарнхорст и Гнейзенау участвовали в операции Weserübung (апрель - июнь 1940 г.), вторжении Германии в Норвегию. Во время операций в Норвегии два корабля вступили в бой с линейным крейсером HMS Renown и потопили авианосец HMS Glorious, а также эсминцы его сопровождения Acasta и Яростный. В этом бою «Шарнхорст» добился одного из самых дальних попаданий военно-морского оружия в истории.

В начале 1942 года после неоднократных британских бомбардировок, два корабля совершили дневной рывок вверх по Ла-Манш из оккупированной Франции в Германию. В начале 1943 года Шарнхорст присоединился к линкору типа Бисмарк Тирпиц в Норвегии, чтобы перехватывать конвои союзников в Советский Союз. Шарнхорст и несколько эсминцев вылетели из Норвегии, чтобы атаковать британские военно-морские патроны, перехватили немецкие силы. Во время битвы у мыса Нордкап (26 декабря 1943 года) линкор Королевского флота HMS Duke of York и его эскорт потопили Шарнхорст. Из 1968 экипажа удалось спасти всего 36 человек.

Содержание
  • 1 Конструкция и характеристики
  • 2 Командиры
  • 3 История обслуживания
    • 3.1 Операция Weserübung
    • 3.2 Операция Берлин
    • 3.3 Воздушный налет 24 июля 1941 года
    • 3.4 Операция Cerberus
    • 3.5 Размещение в Норвегии
    • 3.6 Битва за Нордкап
  • 4 Обнаружение затонувших кораблей
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Строительство и характеристики
Scharnhorst в ее конфигурации 1943 года

Scharnhorst был заказана как Ersatz Elsass в качестве замены старого pre-дредноут Elsass под контрактным названием «D.» Kriegsmarinewerft в Вильгельмсхафен получил контракт, где киль был заложен 16 июля 1935 года. Корабль был спущен на воду 3 октября 1936 года, свидетелем чего стал Адольф Гитлер, Военный министр генерал-фельдмаршал Вернер фон Бломберг и вдова Kapitän zur See Шульц, командир броненосного крейсера Шарнхорст, который был потоплен в битве за Фолклендские острова во время Первой мировой войны. Ремонтные работы последовали за ее спуском на воду и были завершены к январю 1939 года. 9 января «Шарнхорст» вошел в флота для ходовых испытаний, которые выявили опасную состав значительную тенденцию к отгрузке количества воды в сильных морях. Это вызвало затопление носовой части и повредило электрические системы в передней орудийной башне. В результате она вернулась на верфь для обширной модификации носовой части. Первоначальный прямой шток был заменен на приподнятый «атлантический нос». При реконструкции также была установлена ​​загребная воронка и увеличенный ангар для самолетов; главная мачта также была перенесена на корму. Модификации были завершены к ноябрю 1939 года, когда корабль был окончательно готов к эксплуатации.

Scharnhorst водоизмещал 32 100 длинных тонн (32 600 тонн) в исходном состоянии и 38 100 длинных тонн (38 700 тонн) при полной загрузке и длиной 234,9 м (771 фут), шириной 30 м (98 футов)) и максимальный осадка 9,9 м (32 фута). Она была оснащена тремя Brown, Boveri Cie редукторными паровыми турбинами, которые выработали в общей сложности 159,551 л.с. ; 118 977 кВт и развил максимальную скорость 31,5 узла (58,3 км / ч; 36,2 мили в час) на скоростных испытаниях. Ее стандартный экипаж показал 56 офицеров и 1613 рядовых, а во время войны увеличился до 60 офицеров и 1780 человек. Во время службы в качестве флагмана эскадрильи на борту «Шарнхорста» находилось еще 10 офицеров и 61 рядовой.

Он был вооружен девятью 28-см (11,1 дюйма) L / 54,5 орудиями, расположенными по три тройных орудийные башни : две башни вперед, одна сверхстрелевая - Антон и Бруно - и одна корма - Цезарь. Конструкция также позволяла оснастить корабль шестью 15-дюймовыми орудиями, чего никогда не было. Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати орудий 15 см (5,9 дюйма) L / 55, четырнадцати 10,5 см L / 65 и шестнадцати 3,7 см (1, 5 дюймов) SK C / 30. L / 83, и использовать десять 2 см (0,79 дюйма) C / 30 зенитных орудий. Количество 2-см орудий со временем увеличили до тридцати восьми. Шесть 53,3 см (21,0 дюйма) надводных торпедных аппаратов, снятых с легких крейсеров Нюрнберг и Лейпциг, были установлены в 1942 году..

Командиры

При вводе в строй Шарнхорстом командовал Капитан цур Зее (KzS) Отто Килиакс. Его пребывание в должности командира корабля было недолгим; в сентябре 1939 года болезнь вынудила его уйти в отпуск по болезни, и его заменил KzS Курт-Цезарь Хоффманн. Хоффманн служил капитаном корабля до 1942 года. 1 апреля 1942 года Хоффманн, который был повышен до Контерадмирала (контр-адмирала) и награжден Рыцарским крестом, передал управление кораблем в KzS Фридрих Хюффмайер. В октябрь 1943 года, не последнее время до последней миссии «Шарнхорста», Хюфмайера сменил KzS, который погиб во время последнего сражения корабля.

История обслуживания
Шарнхорст в порту зимой 1939–1940 гг.

Шарнхорст. первая операция началась 21 ноября 1939 г.; корабль вместе с ее сестрой Гнейзенау, легким крейсером Кёльн и девятью эсминцами должен быть патрулировать район между Исландией и Фарерскими островами. Цель операции заключалась в том, чтобы вывести британские подразделения и ослабить давление на тяжелый крейсер («карманный линкор») адмирал Граф Спее, преследуемый в Южной Атлантике. Двумя днями позже немецкая флотилия перехватила британский вооруженный торговый крейсер Равалпинди. В 16:07 наблюдатели на борту «Шарнхорста» заметили на корабле, и менее чем через час «Шарнхорст» закрыл полигон. В 17:03 «Шарнхорст» открыла огонь, и через три минуты залп из ее 28-сантиметровых орудий поразил мост Равалпинди, убив капитана Эдварда Каверли Кеннеди и большинство офицеров. Во время непродолжительного сражения Равалпинди удалось поразить Шарнхорст, что вызвало незначительные повреждения осколками.

К 17:16 Равалпинди уже сильно горел и тонул. Адмирал Вильгельм Маршал на борту Гнейзенау приказал Шарнхорсту подобрать выживших. Эти спасательные операции были прерваны появлением крейсера Ньюкасл. Немецкие войска быстро бежали на север, прежде чем, используя ненастную погоду, прорваться на юг через Северное море. Четыре крупных корабля союзников: британский Худ, Нельсон, Родни и французский Дункерк последовали в погоню. Немцы достигли Вильгельмсхафена 27 ноября, и в пути оба линкора понесли значительный урон от сильных волн на море и ветрах. «Шарнхорст» отремонтировали в Вильгельмсхафене, и пока он находился в доке, его котлы подверглись капитальному ремонту.

Операция Weserübung

После завершения ремонта «Шарнхорст» отправился в Балтийское море для артиллерийских работ. обучение. Тяжелые льды Балтийского моря удержать корабль там до февраля 1940 года, когда он смог вернуться в Вильгельмсхафен, прибыв туда 5 февраля. Затем ее направили в войска, участвовавшие в операции Weserübung, вторжении в Данию и Норвегию. Шарнхорст и Гнейзенау были прикрытием для атак на Нарвик и Тронхейм ; два корабля покинули Вильгельмсхафен утром 7 апреля. К ним присоединился тяжелый крейсер Адмирал Хиппер. Позже в тот же день, около 14:30, три корабля подверглись атаке британских бомбардировщиков, которые не смогли нанести ни попадания. В тот вечер сильные ветры нанесли значительный ущерб конструкции, наводнение к загрязнению части запасов топлива Шарнхорста.

Шарнхорст в порту

На следующее утро в 09:15 Адмирал Хиппер был откомандирован для усиления эсминцев в Нарвике, о чем сообщалось. вступая в бой с британскими войсками. Рано утром 9 апреля два корабля встретили британский линейный крейсер HMS Renown. Радар «Гнейзенау» Ситакт зафиксировал радиолокационный контакт в 04:30, который побудил экипажи обоих кораблей отправиться на боевые посты. Полчаса спустя штурман «Шарнхорста» заметил вспышки выстрелов из Славы, стреляющих по Гнейзенау; Через три минуты немцы открыли ответный огонь. «Гнейзенау» получил два попадания в начале боевой части, и один снаряд вывел из строя ее заднюю орудийную башню. Радар Шарнхорст неисправен, что не позволяет ей эффективно атаковать Славу во время битвы. В 05:18 британский линейный крейсер перебросил огонь на «Шарнхорст», который маневрировал, чтобы избежать падения снарядов. К 07:15 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» использовали свою превосходящую скорость. Тяжелое море и высокая скорость, с помощью которой ускользнула пара линкоров, заставили их перебросить вперед большое количество воды. Передняя башня Scharnhorst была выведена из строя из-за сильного наводнения. Механические проблемы с турбинами правого бортали после работы на полной скорости, что вынудило корабли снизить скорость до 25 узлов (46 км / ч; 29 миль / ч).

Шарнхорст и Гнейзенау достигли точки к северо-западу от Лофотенские острова, Норвегия, к 12:00 9 апреля. Затем два корабля повернули на запад на 24 часа, пока производился временный ремонт. После целого дня плавания на запад корабли повернули на юг и 12 апреля встретились с адмиралом Хиппером. В тот день патрульный самолет RAF заметил три корабля, что привело к воздушной атаке. Однако военные корабли защищены из-за плохой видимости. Шарнхорст вернулся в Германию и был отремонтирован на Deutsche Werke в Киле. В процессе ремонта самолет катапульта, которая была установлена ​​на задней орудийной башне, была удалена.

Два корабля покинули Вильгельмсхафен 4 июня и вернулись в Норвегию. К ним присоединились «Адмирал Хиппер» и четыре эсминца. Цель вылазки состояла в том, чтобы прервать усилия союзников по пополнению запасов норвежцев и ослабить давление на немецкие войска, сражающиеся в Норвегии. 7 июня эскадрилья встретилась с танкером Дитмаршен для дозаправки Адмирал Хиппер и четырех эсминцев. На следующий день был обнаружен и потоплен британский корвет вместе с нефтяным танкером Oil Pioneer. Затемцы запустили свои плавучие самолеты Arado 196 для поиска новых судов союзников. Адмирал Хиппер и эсминцы были посланы уничтожить Orama, пассажирское судно длинной 19 500 тонн (19 800 тонн), в то время как Atlantis, госпитальный корабль, получил разрешение на беспрепятственное движение. Адмирал Маршалл отправил адмирала Хиппера и четыре эсминца для дозаправки в Тронхейме, а он направился в район Харстад.

Шарнхорст стрелял по HMS Glorious

В 17:45 немецкие линкоры заметили корабль. Британский авианосец Glorious и два эсминца сопровождения, Ardent и Acasta, на дальности около 40 000 м (44 000 ярдов). В 18:32 «Шарнхорст» (как ближайший корабль) открыл огонь из своего основного вооружения по Glorious на дальности 26 000 м (28 000 ярдов). Через шесть минут после открытия огня «Шарнхорст» попал на дальность 25 600 м (28 000 ярдов). Снаряд попал в верхний ангар авианосца и вызвал большой пожар. Менее чем через десять минут снаряд из Гнейзенау попал в мост и убил капитана Глориуса. Два эсминца попытались прикрыть «Глориус» дымовыми завесами, но немецкие линкоры смогли проследить авианосец с помощью своих радаров. К 18:26 дальность стрельбы упала до 24 100 м (26 400 ярдов), и «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вели полные залпы по авианосцу. Примерно через час стрельбы немецкие линкоры отправили Glorious на дно. Они также потопили два эсминца. Когда Акаста затонула, одна из 4 выпущенных ею торпед попала в «Шарнхорст» в 19:39. Акаста также поразила переднюю сверхстарельную башню Scharnhorst из своих 4,7-дюймовых орудий QF, которые нанесли незначительный урон. Попадание торпеды вызвало серьезные повреждения: пробоина 14 на 6 м (15,3 на 6,6 ярда) и пропускная способность 2500 т (2500 длинных тонн; 2800). коротких тонн) воды в корабль. Задняя башня была выведена из строя, 48 человек погибли. Наводнение вызвало крен на 5 градусов, увеличило осадку кормы почти на метр и вынудило Scharnhorst снизил скорость до 20 узлов (37 км / ч). ч; 23 миль / ч). Оборудование корабля также было широко повреждено наводнением, и гребной вал правого борта был разрушен.

Повреждения были достаточно серьезными, чтобы вынудить Шарнхорст перебраться в Тронхейм для временного ремонта. Она достигла порта. днем 9 июня, где ждал ремонтный корабль Хуаскаран. На следующий день самолет-разведчик из Прибрежного командования Королевских ВВС заметил корабль, и был совершен налет двенадцати бомбардировщиков Хадсон 11 июня. Хадсоны сбросили тридцать шесть 227 фунтов (103 кг) брони. подкалиберные бомбы, которых все промазали. Королевский флот присоединился к атаке на корабль, отправив линкор «Родни» и авианосец Ark Royal. 13 июня «Арк Ройал» запустил пятнадцать пикирующих бомбардировщиков «Скуа» ; Немецкие истребители перехватили нападавших и сбили восемь из них. Остальные семь прошли мимо ПВО и атаковали Шарнхорст, но получили только одно попадание, и бомба не взорвалась. К 20 июня завершился предварительный ремонт, что позволило кораблю вернуться в Германию. 21 июня «Шарнхорст» находился в пути под сильным эскортом, британцы нанесли две воздушные атаки: шесть торпедоносцев Swordfish в первом и девять бомбардировщиков Бофорт во втором. Оба были отброшены зенитным огнем и истребителями. Немцы перехватили британское радио, которое указывало на то, что побудило Шарнхорста направиться в Ставангер. Британские военные корабли находились в пределах 35 миль (65 км; 40 миль) от позиции Шарнхорста, когда она повернула к Ставангеру. На следующий день Шарнхорст покинул Ставангер и направился в Киль, где проводился ремонт, продолжавшийся около шести месяцев.

Операция Берлин

После завершения ремонта Шарнхорст прошел испытания в Балтийском море, прежде чем вернуться в Киль в декабре 1940 года. Там она присоединилась к Гнейзенау в рамках подготовки к «Берлин» запланированного рейду в Атлантический океан, направленному на то, чтобы нанести ущерб морским путям союзников. Сильные штормы нанесли ущерб Гнейзенау, но Шарнхорст не пострадал. Два корабля были вынуждены зайти в порт во время шторма: «Шарнхорст» отправился в Готенхафен, а Гнейзенау отправился в Киль для ремонта. Ремонт был быстро завершен, и 22 января 1941 года два корабля под командованием адмирала Гюнтера Лютьенса покинули порт иились в Северную Атлантику. Они были обнаружены в Скагерраке и части британского Флота метрополии, развернутые для прикрытия прохода между Исландией и Фарерскими островами. Немецкий радар обнаружил британцев на большом расстоянии, что позволило Лютьенсу избежать британских патрулей с помощью шквала . К 3 февраля два линкора уклонились от последнего патруля британских крейсеров и вышли в открытую Атлантику.

Шарнхорст в море

6 февраля два корабля дозаправились с танкера Шлеттштадт к югу от мыса Прощай,. Вскоре после 08:30 8 февраля наблюдатели заметили конвой HX 106 в сопровождении линкора Ramillies. Приказы Лютьенса запрещали ему вступать в бой с крупными кораблями союзников, поэтому атака была отменена. Командир «Шарнхорста», KzS Hoffmann, однако, приблизился к 23 000 м (25 000 ярдов), пытаясь увести Рамиллиса от конвоя, чтобы Гнейзенау мог атаковать конвой. Лютенс приказал Хоффманну немедленно присоединиться к флагману. Два линкора отправились на северо-запад в поисках новых кораблей. 22 февраля пара заметила пустой конвой, идущий на запад, который рассеялся при появлении линкоров. Во время столкновения "Шарнхорсту" удалось потопить только один корабль, 6000-тонный танкер Lustrous.

Затем Лютьенс решил перебраться в новый район, поскольку оставшиеся в живых члены рассредоточенного конвоя послали сигналы бедствия. Он выбрал путь конвоя Кейптаун - Гибралтар и расположился к северо-западу от Кабо-Верде. Два корабля встретили другой конвой в сопровождении линкора Малая 8 марта. Лютьенс снова запретил атаку, но он следил за конвоем и направил подводные лодки в атаку. Пара подводных лодок в ночь с 8 на 9 марта потопила в общей сложности 28 488 тонн морских судов. Малая повернулась к двум линкорам и приблизилась к 24000 м (26000 ярдов), что было в пределах досягаемости немцев, но Лютьенс отказался вступить в бой. Вместо этого он повернул к серединеАтлантического океана, где «Шарнхорст» потопил греческое грузовое судно «Марафон». Затем два корабля заправились топливом с танкеров Uckermark и Ermland 12 марта.

15 марта два линкора с двумя танкерами в роте встретили рассредоточенный конвой в середине Атлантического океана. Шарнхорст потопил два корабля. Несколько дней спустя основная часть конвоя была обнаружена, и «Шарнхорст» потопил еще семь основных основных общих 27 277 тонн. Один из уцелевших кораблей сообщил по рации местонахождение немецких линкоров, которые вызвали мощные британские линкоры «Родни» и король Георг V. Шарнхорст и Гнейзенау использовали свою высокую скорость, чтобы скрыться от шквала, и вмешательство британских линкоров убедило Лютьенса, что шансы на дальнейший успех невелики. Поэтому он решил направиться в Брест в оккупированной Франции, куда корабли прибыли 22 марта. На протяжении всей операции у Шарнхорст были проблемы с трубами пароперегревателя в ее котлах. Ремонтные работы длились до июля, из-за чего корабль был недоступен во время Operation Rheinübung, вылета нового линкора Bismarck в мае 1941 года.

Воздушный налет 24 декабря. Июль 1941 г.

После того, как в июле ремонт был завершен, «Шарнхорст» отправился в Ла-Палис для испытаний 21-го числа, где он легко развил скорость 30 узлов (56 км / ч; 35 миль / ч). Он не вернулся в Брест, чтобы избежать одной неблагоприятной среды тяжелой группы в порту (Принц Ойген прибыл туда 21 июля), а пришвартовался у него в Ла-Палличе 23 июля. Королевские ВВС запланировали крупный и сложный налет на крупных кораблях в ночь на 24 июля, но сделанная с воздухом разведывательная фотография [1] Шарнхорста у причала в Ла-Паллисе в последний момент изменила обстановку. операция. Тяжелые бомбардировщики Halifax из No. 35-я эскадрилья РАФ и No. 76-я эскадрилья RAF пролетела дополнительные 200 миль (320 км), чтобы достичь Шарнхорста, а оставшаяся часть рейда на Брест прошла, как и планировалось, с Принцем Ойгеном и Гнейзенау в качестве их основных целей. 15 галифаксов атаковали Шарнхорст у ее причалов. Они забили пять попаданий по почти прямой по правому борту, параллельной средней линии. Три бомбы были бронебойными бомбами массой 454 кг (1001 фунт), а две другие - фугасными бомбами массой 227 кг (500 фунтов). Один из 227-килограммовых бомб попала в палубу прямо перед правой 15-сантиметровой двойной башней рядом с боевой рубкой. Он прошел через верхнюю и среднюю палубы, а затем взорвался на главной бронепалубе, на произошел взрыв. Соединения с торпедной переборкой ослабли настолько, что возникла утечка. Вторая 227-кг бомба упала вперед от кормовой башни ГК и пробила первые две палубы. Он также взорвался на бронепалубе и пробил в ней небольшую дыру. В результате взрыва были повреждены осколки и вышли из строя подъемники боеприпасов для 37-мм зенитных орудий.

Две из 454-килограммовых бомб попали в мидель между 15-см и 10,5-сантиметровыми башнями; оба не взорвались и полностью проникли в корабль. Первый прошел через каждую палубу и вышел из корабля через двойное дно, другой был отклонен торпедной переборкой и пробил корпус под бортовой поясной броней. Третья бомба массой 454 кг попала в корму 28-сантиметровой башни на расстоянии около 3 м от борта корабля. Он тоже не взорвался и прошел через борт корпуса, не защищенный основным бронепоясом. Эти три попадания вызвали сильное наводнение и крен на 8 градусов по правому борту. Были временно выведены из строя передняя и задняя орудийные башни, а также половина ее зенитной батареи. В результате нападения двое мужчин были убиты и пятнадцать получили ранения. Командам по борьбе с повреждениями удалось исправить список за встречного затопления, хотя осадка увеличилась на 1 м (3,3 фута), «Шарнхорст» смог отправиться в Брест в 19:30. Утром 25 июля один из эсминцев сопровождения сбиланский патрульный самолет. Позже в тот же день корабль прибыл в Брест и вошел в сухой док для ремонта, который занял 4 месяца. Пока ремонтировалось повреждение, на корме была установлена ​​новая радиолокационная система, мощность переднего радара была увеличена до 100 кВт и установлены торпедные аппараты диаметром 53,3 см.

Стратегическая позиция после повреждений Шарнхорст был серьезен. Гнейзенау все еще ремонтировался после повреждений торпедой 6 апреля и повреждения бомбы 9–10 апреля. Принц Ойген был серьезно поврежден бомбой 1 июля. "Бисмарк" был потоплен 27 мая. Поэтому все немецкие морские корабли, развернутые в Атлантике, вышли из строя.

Операция «Цербер»

12 января 1942 года военно-морское командование Германии на совещании с Гитлером приняло решение вернуть Германию Шарнхорст, Гнейзенау и тяжелый крейсер «Принц Ойген». Намерение состояло в том, чтобы направить суда в Норвегию, чтобы перехватить конвои союзников в Советский Союз. Так называемый «Channel Dash » под кодовым названием Operation Cerberus позволит избежать всех более эффективных радаров и патрульных самолетов союзников в Атлантике. Вице-адмирал Отто Чилиакс, первый командующий Шарнхорстом, получил командование операцией. В начале февраля тральщики прокладывали маршрут через Ла-Манш, не обнаруженные англичанами.

В 23:00 11 февраля Шарнхорст, Гнейзенау и Принц Ойген выехал из Бреста. Через час они вошли в Ла-Манш; три корабля двигались со скоростью 27 узлов (50 км / ч; 31 миль / ч), охватывая французское побережье во время плавания. Британцам не удалось их выполнить отбытие, так как подводная лодка, которой было поручено наблюдать за портом, отошла, чтобы перезарядить свои батареи. К 06:30 они миновали Шербур, после чего к ним присоединилась флотилия торпедных катеров. Торпедными катерами руководил Капитан Эрих Бей на борту эсминца Z29. Генерал дер Ягдфлигер (генерал истребительной авиации) Адольф Галланд руководил силами истребителей и бомбардировщиков Люфтваффе (операция Доннеркейл ) во время «Цербера». Истребители летели на высоте мачты, чтобы избежать обнаружения британской радиолокационной сетью. Офицеры связи присутствовали на всех трех кораблях. Позже прибыл немецкий самолет и заглушил британский радар мякиной. К 13:00 корабли очистили Дуврский пролив ; полчаса спустя шесть бомбардировщиков-торпедоносцев Рыба-меч в сопровождении Спитфайр атаковали немцев. Британцам не удалось пробить щит истребителей Люфтваффе, и все шесть Swordfish были уничтожены.

Однако «Шарнхорст» не остался невредимым; в 15:31 он подорвался на сброшенной с воздуха магнитной мине в устье Шельды, рядом с передней сверхмощной башней. Взрыв повредил автоматические выключатели корабля и вырубил его электрическую систему на 20 минут. Взрывной удар нанес серьезный ущерб; заклинило башню Bruno, спаренную и одиночную 15-сантиметровую установку по левому борту. Взрыв также повредил топливные насосы и подшипники турбогенераторов, что привело к остановке корабля. Отключение электроэнергии отключило аварийные выключатели котлов и турбин, которые нельзя было отключить до восстановления подачи электроэнергии. В результате взрыва в бортах корпуса образовалась большая трещина, и корабль попало 1220 т (1200 длинных тонн; 1340 коротких тонн) воды, затопив 30 водонепроницаемых помещений в пяти основных водонепроницаемых отсеках. Шарнхорст взял список на один градус и потерял нос на метр.

Аэрофотоснимок Шарнхорста в Киле после рывка в проливе

Пока корабль был обездвижен, адмирал Цилиакс перешел на Z29. Бригадам машинного отделения удалось запустить первую турбину в 15:49, почти через двадцать минут после взрыва мины. Вторая и третья турбины были перезапущены в 15:55 и 16:01 соответственно, что позволяет получить скорость 27 узлов (50 км / ч; 31 миль в час). Примерно в то время, когда была перезапущена последняя турбина, один бомбардировщик сбросил несколько бомб примерно в 90 м (98 ярдов) от левого борта Шарнхорста, что не вызвало никаких повреждений. Когда корабль вернулся в ход, двенадцать Бофортов начали 10-минутную атаку, которая была отбита зенитным огнем и сопровождавшими истребителями Люфтваффе. Британцы провели серию атак, но все они не увенчались успехом; К концу боя зенитные орудия «Шарнхорста» были раскалены, и одна 20-мм пушка разорвалась от напряжения.

Корабль подорвался на другой мине у Терсхеллинга с правого борта в 22:34. Мина на короткое время выбила из строя систему питания и временно отключила рули направления. Две из трех турбин заклинило, третью пришлось отключить. Еще 300 тонн (300 длинных тонн; 330 коротких тонн) тонн воды затопило десять водонепроницаемых пространств в четырех основных отсеках. Работал только центральный вал, позволяющий увеличить скорость всего 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). Частичная мощность была в итоге восстановлена ​​на турбине правого борта, что позволило увеличить скорость до 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). Удар повредил вращающиеся части всех орудийных башен корабля, а три из 15-см башен были серьезно заклинены. К 8:00 «Шарнхорст» достиг Нефритовой бухты, но лед не позволил кораблю войти в Вильгельмсхафен. Ожидая снаружи порта, адмирал Силиакс вернулся на корабль. К полудню лед был расчищен, что разрешено «Шарнхорсту» войти в Вильгельмсхафен. Два дня спустя «Шарнхорст» отправился в Киль для капитального ремонта. Работы велись в плавучем сухом доке и продолжались до июля 1942 года. После этого на Балтике был проведен еще один раунд испытаний, в ходе которых была выявлена ​​необходимость замены нескольких труб котла.

Размещение в Норвегии

В начале августа 1942 года «Шарнхорст» провел учения в сотрудничестве с нашими подводными лодками. Во время маневров она столкнулась с немецкой подводной лодкой U-523, что привело к повреждению, потребовавшему постановки в сухой док для ремонта. К сентябрю работы были завершены, и корабль провел дальнейшие тренировки на Балтике. В конце октября «Шарнхорст» отправился в Готенхафен за новым рулем, конструкция которого была основана на уроках, извлеченных из торпедирования Prinz Eugen и Lützow ранее в этом году. Из-за проблем с котлами и турбиной оставалось в Германии до конца 1942 года. К декабрю только два из трех валов были в рабочем состоянии, и потребовался полный ремонт двигательной установки. В начале января 1943 года корабль вернулся в строй и после испытаний 7 января покинул Германию в компании Prinz Eugen и пяти эсминцев. Однако сообщениями об активной деятельности на британских аэродромах у побережья побудили войска вернуться в порт. Еще одна попытка добраться до Норвегии отменена при обстоятельствах. Однако 8 марта из-за плохой погоды британские бомбардировщики остановились, и «Шарнхорст» и четыре эсминца смогли добраться до Норвегии. С шторм у берегов Бергена заставил эсминцы укрыться, но «Шарнхорст» смог продолжить движение на пониженной скорости 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час). В 16:00 14 марта «Шарнхорст» бросил якорь в заливе Боген недалеко от Нарвика. Там она встретила Лютцова и линкор Тирпиц.

22 марта Шарнхорст, Тирпиц и Лютцов отправились в Альтафьорд для ремонта повреждений, понесенных во время сильных штормов. В начале апреля «Шарнхорст», «Тирпиц» и девять эсминцев провели тренировочную миссию на Медвежий остров в Северном Ледовитом океане. 8-го в кормовой части вспомогательного машинного отделения над бронепалубой произошел серьезный внутренний взрыв. В результате взрыва погибли или были ранены 34 человека, что побудило команду затопить магазины для башни Caesar в качестве меры предосторожности против взрыва магазина. Ремонтное судно завершило работу над судном за две недели. Нехватка топлива помешала проведению крупных операций в течение следующих шести месяцев, в течение которых «Шарнхорст» смог провести лишь короткие учебные маневры.

«Шарнхорст», «Тирпиц» и девять эсминцев 6 сентября вышли из Альтафьорда в наступление, известное как Операция Зитронелла ; кораблям была поставлена ​​задача бомбардировать остров Шпицберген. В ходе операции «Шарнхорст» уничтожил батарею из двух 76-мм (3,0 дюйма) орудий и обстрелял топливные баки, угольные шахты, портовые сооружения и военные объекты. Особое значение имела метеостанция, которая передавала союзникам информацию о погоде, которая использовалась для планирования конвоев в Советский Союз. Эсминцы высадили около 1000 солдат, которые вытеснили норвежский гарнизон в горы, выполнив задачу без больших потерь. 22 сентября пара британских мини-подводных лодок X-craft атаковала и серьезно повредила Тирпиц, в результате чего арктическая оперативная группа сократилась до «Шарнхорста» и пяти эсминцев сопровождения.

25 ноября 1943 г. Шарнхорст провела двухчасовые испытания на полной мощности, достигнув 29,6 узлов (54,8 км / ч; 34,1 миль в час), и было отмечено, что ее осадка увеличилась более чем на 0,5 м (1,6 фута) по сравнению с испытаниями 1940 года, когда она достигла 31,14 узла (57,67 км / ч; 35,84 миль / ч).

Битва у мыса Нордкап

С быстро ухудшающейся военной ситуацией для немецкой армии на Восточном фронте она стала Все более важно прервать поток поставок от западных союзников в Советский Союз. К декабрю 1943 года немецкая армия была вынуждена непрерывно отступать. Люфтваффе было серьезно ослаблено четырьмя долгими годами войны, и возрастающие противолодочные возможности союзников неуклонно снижали эффективность подводных лодок. Единственным эффективным оружием, имевшимся в распоряжении немцев в Норвегии, был «Шарнхорст» - «Тирпиц» был сильно поврежден, а четыре оставшихся тяжелых крейсера были отправлены на Балтику. Во время совещания с Гитлером 19–20 декабря гросадмирал Карл Дёниц решил использовать «Шарнхорст» против следующего представившегося конвоя союзников. Эрих Бей, теперь повышенный до Контерадмирала, получил командование оперативной группой.

22 декабря Дёниц приказал Бею быть готовым к выходу в море с трехчасовым уведомлением. Позже в тот же день разведывательный самолет обнаружил конвой из примерно 20 транспортных средств в сопровождении крейсеров и эсминцев примерно в 400 морских милях (740 километров; 460 миль) к западу от Тромсё. Через два дня колонну снова заметили, и было определено, что курс был окончательно направлен в сторону Советского Союза. Подводная лодка сообщила о местонахождении конвоя в 09:00 25 декабря, и Дёниц приказал «Шарнхорсту» действовать. В своих инструкциях Бею Дёниц посоветовал ему прервать сражение, если будут представлены превосходящие силы, но оставаться агрессивным. Бей планировал атаковать t колонна в 10:00 26 декабря, если были условия благоприятны для атаки. В это время года было всего 45 минут полного дневного света и шесть часов сумерек, что значительно ограничивало свободу действий Бея. Немцы были отключены разработками союзников в области радиолокационного управления огнем, что позволяло британским линкорам вести с большой точностью в темноте; Немецкие радиолокационные возможности отставали от возможностей их противников.

Герцог Йоркский в Арктике, сопровождая конвой

«Шарнхорст» и его пять эсминцев покинули порт около 19:00 и через четыре часа вышли в открытое море. В 03:19 Бей получил приказ командования флота о том, что «Шарнхорст» должен был провести атаку в одиночку, если сильное волнение моря помешает боевым действиям эсминцев. Без ведома немцев британцы читали радиопередачи между Шарнхорстом и командованием флота; Адмиралы Роберт Бернетт и Брюс Фрейзер знали о плане Бея по атаке на конвой и вооружить свои силы. В 07:03 «Шарнхорст» находился примерно в 40 морских милях (74 км; 46 миль) к юго-западу от Медвежьего острова, когда она совершила поворот, позволив ей атаковать конвой в 10:00. Адмирал Бернетт, командующий тремя крейсерами Норфолк, Белфаст и Шеффилд, сопровождая конвой JW 55B, разместил свои корабли между конвоем и кораблями Шарнхорста. ожидаемое направление атаки. Фрейзер на мощном линкоре герцог Йоркский вместе с крейсером Ямайка и четырьмя эсминцами двинулся на позицию к юго-западу от Шарнхорста, чтобы заблокировать возможную попытку побега.

Через час после поворота Бей развернул свои эсминцы в линию, прикрывающую «Шарнхорст», который оставался позади в 10 морских милях (19 км). Спустя полчаса громкоговорители «Шарнхорста» вызвали команду на боевые посты для подготовки к атаке. В 08:40 «Белфаст» обнаружил на своем радаре «Шарнхорст». Немцы не знали, что их представили, и выключили радар, чтобы англичане не смогли уловить сигналы. В 09:21 наблюдатели Белфаста заметили Шарнхорста на расстоянии 11000 м (12000 ярдов). Крейсер открыл через две минуты - «Норфолк». «Шарнхорст» далп залп из башни «Цезарь», затемнулся и увеличил скорость, чтобы оторваться от крейсеров. В линкор дважды попали снаряды калибра 20,3 см (8 дюймов); первый не взорвался и причинил незначительные повреждения, но второй попал в передний дальномер и разрушил антенну радара. Кормовой радар, имеющий только ограниченную переднюю дугу, был оставшимся радаром корабля.

Шарнхорст повернул на юг и попытался обойти крейсеры, но превосходящий британский радар помешал Бею успешно выполнить маневр.. К 12:00 «Шарнхорст» был к северо-востоку от конвоя, но Белфаст восстановил радиолокационный контакт; Крейсерам потребовалось двадцать минут, приблизить дистанцию ​​и начать стрельбу. Шарнхорст обнаружил крейсеры с помощью своего заднего радара и открыл огонь из орудий главного калибра, прежде чем повернуть назад, чтобы выйти из боя во второй раз. Незадолго до 12:25 «Шарнхорст» дважды поразил Норфолк 28-сантиметровыми снарядами. Первый снаряд попал в носовую надстройку и отключил артиллерийский радар Норфолка. Второй 28-сантиметровый снаряд попал в барбету корабля "Х" и вывел из строя башню. Затем «Шарнхорст» снова повернул и увеличил скорость в надежде сбежать с крейсеров и найти конвой. Бернетт решил сохранить дистанцию ​​и затенять Шарнхорст с помощью радара, пока Фрейзер пробирался к месту происшествия в Герцоге Йоркском. Тем временем пять немецких эсминцев безуспешно продолжали поиски конвоя. В 13:15 Бей решил вернуться на базу, а в 13:43 он распустил эсминцы и приказал вернуться им в порт.

Выжившие из Шарнхорста высадились в Скапа-Флоу

В 16:17 Герцог Йоркский установил радиолокационный контакт с Шарнхорстом; тридцать минут спустя Белфаст осветил немецкий линкор звездными снарядами. В 16:50 герцог Йоркский открыл огонь на дальности 11 000 м (12 000 ярдов); Шарнхорст быстро открыл ответный огонь. Через пять минут после открытия огня один из 14-дюймовых (35,6 см) снарядов «Герцога Йоркского» попал в «Шарнхорст» рядом с ее передней орудийной башней. Падение снаряда заклинило учебные механизмы башни, вывести ее из строя. Осколки снаряда вызвали пожар в магазине боеприпасов, что вынудило немцев затопить оба передних магазина, чтобы предотвратить взрыв. Воду быстро слили из магазина башни Бруно. Корабль теперь сражался только с двумя третями своей главной батареи. Вскоре после этого еще 14 снарядов попали в вентиляционный ствол, прикрепленный к Бруно, из-за чего башня заполнялась ядовитыми пороховыми газами каждый раз, когда открывались казенные части. Третий снаряд попал в палубу рядом с башней Цезарь и вызвал некоторое затопление; осколки снарядов привели к значительным жертвам. В 17:30 снаряды попали в передние 15-сантиметровые орудийные башни и уничтожили их обе.

Около 18:00 еще 14 снарядов попали в корабль с правого борта, прошли через тонкую верхнюю поясную броню, и взорвалась в котельной №1. Это нанесло значительный ущерб двигательной установке корабля и замедлило его до 8 узлов (15 км / ч; 9,2 миль / ч). Временный ремонт позволил Scharnhorst вернуться к 22 узлам (41 км / ч; 25 миль в час). Ей удалось добавить 5 000 м (5 500 ярдов) к расстоянию между ней и герцогом Йоркским, одновременно управляя кораблем залпами. Осколки снарядов обрушились на Герцога Йоркского и вывели из строя радар управления огнем.

«Джентльмены, битва с« Шарнхорстом »закончилась для нас победой. Я надеюсь, что будет вашим кораблем так же храбро, как сегодня командовали «Шарнхорстом».

Адмирал Брюс Фрейзер

В 18:42 герцог Йоркский прекратил огонь, выпустив 52 залпа и забив в по крайней мере 13 попаданий, но «Шарнхорст» отрывался. Многие из этих попаданий серьезно повредили вторичное вооружение корабль, что сделало его уязвимым для атак эсминцев, которые заказал Фрейзер. Эсминцы Scorpion и HNoMS Stord выпустили четыре в общей сложности восемь торпед в 18:50, из которых попали. Одна торпеда разорвалась в районе башни Бруно, что привело к ее заклиниванию. Вторая торпеда попала в корабль с левого борта и вызвала небольшое затопление, третья ударила в заднюю часть корабля и повредила левый гребной вал. Четвертый попал в нос корабля. Торпеды замедлили «Шарнхорст» до 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч), что соответствует герцогу Йоркскому приблизиться к 9 100 м (10 000 ярдов). «Цезарь», все доступные люди были отправлены за боеприпасами из передних турелей, чтобы сохранить последние поставленные тяжелые орудия. Затем Фрейзер приказал Ямайке и Белфасту выйти на расстояние и прикончить искалеченный корабль торпедами. После нескольких попаданий торпед «Шарнхорст» еще глубже погрузился в воду и начал крениться на правый борт. В 19:45 корабль затонул носом, его винты все еще медленно вращались. Британские корабли начали поиск выживших, но вскоре получили приказ уйти после того, как из воды вытащили всего несколько кораблей, хотя голоса все еще можно было слышать, песни на помощь из темноты. Из команды из 1968 офицеров и рядовых выжили только 36 человек.

Обнаружение затонувшего корабля
Мемориал команде Шарнхорста в Вильгельмсхафене

В сентябре 2000 г. была проведена совместная экспедиция по поиску затонувшего судна. Линейный корабль под управлением BBC, NRK и Королевского норвежского флота. Подводное исследовательское судно «Свердруп II», которое управляет Норвежский научно-исследовательский институт обороны, использовалось для морского дна. После подводного объекта исследовательская группа использовала подводное спасательное судно Королевского военно-морского флота Норвегии HNoMS Tyr для визуального осмотра объекта. Обломки идентифицированы 10 сентября с помощью управляемых подводных аппаратов , обнаружившего вооружение, совпадающее с вооружением Шарнхорста. Корабль затонул на глубине примерно 290 м (950 футов). Корпус лежит перевернутым на морском дне, а вокруг затонувшего корабля разбросаны обломки, включая грот-мачту и дальномеры. Налицо обширные повреждения от снарядов и торпед; носовая часть была оторвана, предположительно из-за взрыва магазина в носовой башне, и лежит в запутанной стальной массе на некотором расстоянии от остальной части корпуса.

Примечания
Ссылки
  • Брейер, Зигфрид (1987). Schlachtschiff Scharnhorst (на немецком языке). Фридберг: Подзун-Паллас-Верлаг. ISBN 3790903159. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Буш, Фриц-Отто (1956). Драма Шарнхорста: Холокост на море. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Райнхарт. OCLC 1277226.
  • Кэмпбелл, Джон (1987). «Германия 1906–1922». В Стертоне, Ян (ред.). Все мировые линкоры Конвея: С 1906 года по настоящее время. Лондон: Conway Maritime Press, стр. 28–49. ISBN 978-0-85177-448-0.
  • Дёниц, Карл (1997). Мемуары: Десять Годы и двадцать дней. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Da Capo Press. ISBN 978-0-306-80764-0.
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: Оси и нейтральные линкоры во Второй мировой ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Грёнер, Эрих (1990). войне. Аннаполис: Издательство военно-морского корабли: 1815–1945. Том I: Основные надводные суда. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 978-0-87021-790-6. OCLC 22101769.
  • Hooton, ER (1997). Орел в огне: Падение Люфтваффе. Лондон: B рокхэмптон. ISBN 978-1-86019-995-0.
  • Якобсен, Альф (2003). Шарнхорст. Саттон: Страуд. ISBN 0750934042.
  • Мерфетт, Малкольм Х. (2008). Морская война 1919–45. Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-0-415-45804-7.
  • Шмаленбах, Пол (1973). «Немецкие линейные крейсеры Шарнхорст и Гнейзенау». Профиль военного корабля 33. Виндзор, Беркс, Великобритания: Profile Pubs. С. 201–224. OCLC 20229353.
  • Свитмен, Джон (2004). Тирпиц: Охота на зверя. Глостершир: Sutton Publishing Limited. ISBN 978-0-7509-3755-9.
  • Уил, Джон (1996). Фокке-Вульф Fw 190 Асы Западного фронта. Оксфорд: Книги скопы. ISBN 978-1-85532-595-1.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-498-6.

Интернет-источники

Дополнительная литература
  • Гаррет Ричард (1978). Шарнхорст и Гнейзенау: Неуловимые сестры. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 978-0-7153-7628-7.
  • Шмид, Томас (2018). «Линкор Шарнхорст (1936)». У Тейлора, Брюса (ред.). Мир линкора: жизни и карьеры двадцати одного капитального корабля мировых военно-морских сил, 1880–1990. Барнсли: издательство Seaforth Publishing. ISBN 978-0870219061.
  • Винтон, Джон (2003). Смерть "Шарнхорста". Лондон: Касселл. ISBN 0907319068.

Координаты : 72 ° 16'N 28 ° 41'E / 72,267 ° N 28,683 ° E / 72,267; 28.683

Последняя правка сделана 2021-05-21 06:29:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте