Талисман операции

редактировать
Воздушный налет британского авианосца 1944 г. на немецкий линкор Тирпиц

Талисман операции
Часть Второй мировой войны
Черно-белое фото большого количества одномоторных самолет-моноплан на палубе авианосца в море. На заднем плане виден еще один корабль. . Истребители Corsair и бомбардировщики Barracuda на летной палубе HMS Formidable во время операций у берегов Норвегии в июле 1944 г.
Дата17 июля 1944 г.
МестоположениеКофьорд, Норвегия
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Соединенное Королевство Германия
Командиры и лидеры
Соединенное Королевство Генри Мур Нацистская Германия Вольф Юнг
Сила
44 пикирующих бомбардировщика. 40 истребителейОдин линкор. Зенитные батареи и корабли
Жертвы и потери
Три самолетаОдин патрульный корабль. 2 подводные лодки потоплены

Операция «Талисман» была неудачным налётом британской авианосной авиации на немецкий линкор Tirpitz на его якорной стоянке в Каафьорде, Норвегия, 17 июля 1944 г. Это нападение было одним из серии ударов по Линкор был запущен с авианосцев в период с апреля по август 1944 года и был инициирован после того, как разведка союзников определила, что повреждения, нанесенные во время налета операции «Вольфрам» 3 апреля, были устранены.

Группа из 44 британских пикирующих бомбардировщиков и 40 истребителей вылетела с трех авианосцев рано утром 17 июля. Немецкие радиолокационные станции обнаружили эти самолеты, когда они направлялись в Каафьорд, и к моменту прибытия ударных групп Тирпиц был защищен дымовой завесой . Немногие британские летчики смогли заметить линкор, и их атаки не причинили значительного ущерба. Потери немцев ограничились патрульными кораблями, а три британских самолета были уничтожены или повреждены защитниками Каафьорда и не подлежали ремонту. Группа немецких подводных лодок безуспешно пыталась перехватить авианосец, возвращавшийся на базу. Две подводные лодки были потоплены рядом с авианосцами британскими патрульными самолетами, еще несколько получили повреждения.

В августе 1944 года Королевский флот провел операцию «Гудвуд», еще четыре авианосных налета на Тирпиц, которые также потерпели неудачу, и задача потопить линкор была передана Royal Air Force.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Подготовка
  • 3 Противостоящие силы
  • 4 Атака
  • 5 Действия подводных лодок
  • 6 Последствия
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Библиография
Общие сведения

С начала 1942 года Тирпиц представлял значительную угрозу для союзных конвоев, перевозивших грузы через Норвежское море в Советский Союз. Действуя из фьордов на норвежском побережье, линкор был способен сокрушить силы непосредственного сопровождения арктических конвоев или прорваться в Северную Атлантику. Чтобы противостоять этой угрозе, союзники были вынуждены держать мощные военные корабли с британским флотом метрополии, а крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз.

Черно-белая фотография военного корабля времен Второй мировой войны в небольшой бухте с крутым и заснеженным берегом. Облака дыма поднимаются от береговой линии к кораблю. Британская воздушная разведка фотография Тирпица, пришвартованного в Каафьорде. Генераторы искусственного дыма на берегу фьорда еще не заслонили ее.

В 1942 и 1943 годах на Тирпиц было нанесено несколько ударов с воздуха и с моря. 6 марта 1942 года торпедоносцы летели с самолетов Авианосец HMS Victorious атаковал линкор, когда он пытался перехватить Convoy PQ 12, но не получил ни одного попадания. Наземные бомбардировщики Королевских ВВС (RAF) и Советских ВВС также несколько раз пытались нанести удар по Тирпицу на ее якорных стоянках в 1942 и 1943 годах, но не причинили никакого ущерба. 23 сентября 1943 года две британские сверхмалые подводные лодки X-класса прорвали оборону линкора на его основной якорной стоянке в Каафьорде на севере Норвегии во время операции «Источник» и разместили взрывные заряды в воде под водой. ей. Эта атака причинила серьезный ущерб Тирпицу, выведя ее из строя на шесть месяцев.

Поскольку Тирпиц по-прежнему считался серьезной угрозой для судоходства союзников, британские военные пытались повредить или уничтожить линкор, прежде чем он смог повторно- ввести службу. Еще одна атака сверхмалых подводных лодок была сочтена непрактичной из-за улучшения обороны Каафьорда, и командир бомбардировочного командования ВВС Великобритании отказался предпринять налет тяжелых бомбардировщиков на линкор, поскольку считал, что такие операции были вряд ли будет успешным и приведет к тяжелым жертвам. В результате авианосцы Флота метрополии считались лучшим средством атаки на Каафьорд, и Адмиралтейство приказало флоту начать планирование такого рейда в конце 1943 года. После нескольких месяцев подготовки к первой атаке Флота метрополитена на Каафьорде, получившем обозначение Операция «Вольфрам », была проведена 3 апреля 1944 г. и включала пять авианосцев. Два ударных отряда из 20 пикирующих бомбардировщиков Fairey Barracuda в сопровождении 40 истребителей не были обнаружены во время полетов в Каафьорд, а линкор был сбит 15 бомбами. Команда Тирпица понесла тяжелые потери, но корабль не получил серьезных повреждений. Тем не менее повреждений, нанесенных надстройке, вооружению и двигателям «Тирпица», было достаточно, чтобы вывести ее из строя на несколько месяцев, пока не будет завершен ремонт. Командир нацистской Германии Кригсмарине, гросс-адмирал Карл Дёниц, поставил приоритетом вернуть линкор в строй, чтобы он мог продолжать сковать союзников. военно-морские ресурсы. В то время он и другие высокопоставленные немецкие офицеры осознавали, что угроза дальнейших воздушных атак означала, что Тирпиц больше не мог действовать против конвоев союзников.

Британская разведка оценила, что Тирпиц можно было отремонтировать в течение шести месяцев, и Адмиралтейство приказало дальнейшие авианосные удары по линкору. Первый Морской Лорд Эндрю Каннингем не верил, что Барракуда может нести оружие, способное потопить Тирпиц, но он надеялся, что дальнейшие атаки увеличат время простоя линкора и нанесут ущерб моральному духу его команды. Командующий Флотом метрополии вице-адмирал Брюс Фрейзер изначально сопротивлялся этому приказу на том основании, что дальнейшие налеты авианосцев на Каафьорд вряд ли будут успешными, поскольку оборона Тирпица будет усилена, а погодные условия, вероятно, улучшатся. хуже, чем во время операции «Вольфрам». После спора с Каннингемом Фрейзер в конце концов согласился снова атаковать Каафьорд. Несмотря на решение о дальнейших атаках на Каафьорд, многие летчики Флота метрополии были отправлены в другие подразделения после операции «Вольфрам». Это затрудняло последующие операции против немецких войск в Норвегии, поскольку новый экипаж был менее опытным, чем люди, которые они заменили.

Три рейда на Тирпиц были отменены после запуска из-за неблагоприятных погодных условий в апреле и мае 1944 года. Первый из них Атака, операция «Планета», началась 21 апреля, когда Флот метрополии отплыл со своей базы в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В этой операции были задействованы те же авианосцы, которые принимали участие в операции «Вольфрам», за исключением замены эскортного авианосца HMS Fencer на его родственный корабль Striker. Флот достиг позиции, откуда его самолеты должны были улететь через три дня, но рейд был отменен, когда агенты союзников возле Каафьорда сообщили о плохой погоде над целевым районом. Затем флот направился на юг и атаковал немецкий конвой около Будё, потопив три торговых корабля и потеряв шесть самолетов. Флот метрополии вышел в море, чтобы снова атаковать Тирпиц в середине мая в рамках так называемой операции «Браун». Ударная группа из 27 барракуд в сопровождении истребителей Vought F4U Corsair и Supermarine Seafire вылетела с авианосцев HMS Furious и Victorious во второй половине дня 15 мая, но столкнулся с тяжелым облаком над Каафьордом и вернулся, не атаковав. Следующий рейд, операция «Коготь тигра», был начат в конце мая. Запланированная атака на Каафьорд, в которой также участвовали бы самолеты, летевшие из Furious и Victorious, пришлось отменить из-за плохой погоды 28 мая. Вместо этого авианосцы отправились на юг в поисках немецких конвоев. В ходе налета, проведенного 1 июня, авианосцы потопили четыре торговых судна недалеко от Олесунна. В течение июня не было предпринято никаких дальнейших атак, так как корабли Флота метрополии были необходимы для поддержки высадки в Нормандии в этом месяце.

Подготовка
Каафьорд находится в Финнмарке Каафьорд Каафьорд Расположение Каафьорда на севере Норвегия

Несмотря на неудачу, адмиралтейство и адмирал сэр Генри Мур, принявший на себя командование Флотом метрополии 14 июня 1944 года, продолжали предпринимать дальнейшие рейды авианосцев против Тирпица. В течение июня Адмиралтейство получило серию разведданных, свидетельствующих о том, что ремонт Тирпица в целом идет хорошо и линкор скоро будет готов к выходу в море. В конце того же месяца шпионы союзников заметили, что Тирпиц проводила паровые испытания в Каафьорде, и сообщили, что она была способна развивать скорость до 20 узлов (37 км / ч) и могла вращать свои главные орудийные башни. В результате в конце июня Адмиралтейство распорядилось провести еще один налет авианосцев на Каафьорд в середине июля. Предполагалось, что эта атака состоится до возобновления арктических конвоев, которые были приостановлены с апреля 1944 года, чтобы освободить корабли для вторжения во Францию.

Как было обнаружено британцами, ремонт в Тирпиц последовал за Операция «Вольфрам» шла быстро. Работы по ремонту линкора начались в конце апреля, и 157 рабочих верфи и специальное оборудование были перевезены из Киля в Германии в Каафьорд для ускорения проекта. Летом на широте Каафьорда продолжительное время суток помогало три смены персонала, работавшие в Тирпице каждый день. К 2 июня линкор был способен двигаться своим ходом, а в конце того же месяца был готов начать артиллерийские учения. Ремонтные работы завершились в середине июля, но гребной вал правого борта линкора можно было использовать только для движения вперед. Капитан Вольф Юнге принял на себя командование линкором в мае 1944 года, заменив капитана Ханса Мейера, который был ранен во время операции «Вольфрам».

Противоборствующие силы

Поскольку в июне «Победоносец» был передислоцирован в Индийский океан, авианосцами, выбранными для операции «Талисман», были недавно введенный в эксплуатацию HMS Indefatigable, а также ветераны Formidable и Furious. Авианосцы сопровождали линкор HMS Duke of York, четыре крейсера и двенадцать эсминцев. Адмирал Мур командовал войсками из Герцога Йоркского, а группу авианосцев возглавлял контр-адмирал Родерик МакГригор на борту Indefatigable.

Состав ударных сил был в целом аналогичен тому, который использовался в более ранние операции, нацеленные на Тирпиц. «Грозный» поднялся на борт 8-го разведывательного крыла торпедоносцев-бомбардировщиков, в котором 827 и 830 эскадрильи морской авиации каждый управлял по 12 барракуд, а также 1841-й морской эскадрильи, которая была оснащен 18 корсарами. Неутомимый имел на борту разведывательное крыло торпедоносцев № 9, которое также было оснащено 24 барракудами, разделенными на 820 и 826 эскадрилий морской авиации, а также оснащенное Seafire 894 военно-морскими эскадрильями. 12 истребителей Fairey Firefly эскадрильи авиации и 1770 г. В отличие от своей роли в предыдущих атаках, Furious не брала на борт никаких Barracudas во время операции Mascot, а вместо этого использовала 20 истребителей Grumman F6F Hellcat из 1840-й морской эскадрильи, трех назначенных Seafire до 880-й морской эскадрильи и три противолодочных самолета 842 Flight Fairey Swordfish.

Оборона Каафьорда была улучшена после операции «Вольфрам». До этого рейда в их состав входили одиннадцать батарей зенитных орудий, несколько боевых зенитных кораблей и система дымовых генераторов, способных укрыть Тирпица от самолетов. После атаки были установлены дополнительные радиолокационные станции и наблюдательные посты, а также увеличено количество дымовых генераторов, расположенных вокруг линкора. К моменту проведения операции «Талисман» улучшенная оборона включала наблюдательный пункт на вершине утеса возле Каафьорда, который мог в случае необходимости наводить зенитные орудия линкора. ПВО Тирпица также была усилена в период, когда она находилась в ремонте, за счет установки дополнительных 20-миллиметровых (0,79 дюйма) пушек, модификации 150-мм орудий, чтобы их можно было использовать для атаки самолетов, и поставки зенитных снарядов для ее 380-миллиметровых пушек. (15 дюймов) главных орудий.

Помимо немецких войск, расположенных около Каафьорда, вокруг острова Ян-Майен была установлена ​​линия патрулирования из двенадцати подводных лодок, обозначенных группой Trutz, и задача перехвата любых британских авианосных сил, которые отважились выйти в Норвежское море. Подводные лодки, назначенные этим силам во время операции «Талисман», были U-347, U-361, U-365, U-387, U-636, U-716, U-742, U-921, U-956, U-965, U-992 и U-995. У немецких люфтваффе (военно-воздушных сил) было немного истребителей на базах возле Каафьорда, и их операции были ограничены нехваткой топлива.

Attack

контр-адмирал МакГригор выпустил оперативный меморандум для авиационных подразделений, выбранных для проведения операции «Талисман» 4 июля, в котором излагается, как будет проводиться атака, и даются дальнейшие приказы для рейда через восемь дней. В соответствии с этими инструкциями летные эскадрильи, приписанные к трем авианосцам, с 4 июля и далее начали учения со своих кораблей и береговых баз. Разведка, полученная в результате расшифровки немецких радиосообщений в начале июля, и фотографии, сделанные самолетом RAF 12 июля, предоставили дополнительные доказательства того, что линкор снова полностью готов к работе и, возможно, готовится к выходу в море. 13 июля летчикам сообщили, что они атакуют Каафьорд через четыре дня.

14 июля британский флот покинул Скапа-Флоу единой группой. Во время рейса на север летчики получили подробный инструктаж о планах нападения и местности вокруг Каафьорда, а также получили комплекты спасательных средств, которые они могли использовать в случае их сбития над Норвегией. Персонал технического обслуживания также работал над тем, чтобы было готово как можно больше самолетов. Двенадцать немецких подводных лодок в Норвежском море не вступили в контакт с британскими войсками, когда они плыли на север. Погода на протяжении большей части рейса была туманной, но небо было ясным, когда флот достиг своей точки отлета к северу от Каафьорда вечером 16 июля.

Черно-белая фотография однодвигательный моноплан, летящий по палубе авианосца 830-я эскадрилья ВМС Barracuda взлетела с временного лыжный трамплин на карте «Форсаж» в начале операции «Талисман»

Авианосцы начали запуск своих самолетов вскоре после полуночи 17 июля. Основная ударная сила составляла 44 «Барракуды», причем в плане налета указывалось, что самолеты разведывательного крыла торпедоносцев № 8 должны атаковать раньше, чем самолеты разведывательного крыла торпедоносцев № 9. Все пикирующие бомбардировщики, кроме двух, были вооружены мощными бронебойными бомбами весом 1600 фунтов (730 кг); каждый другой самолет нес по три 500-фунтовых (230 кг) бомб. 1841 г. 18 эскадрильи морской авиации «Корсары» были назначены для защиты от немецких истребителей, а 20 «Адских котов» и 12 «Светлячков», действовавшие в составе 1840 и 1770 г. соответственно, получили задачу подавить зенитные орудия.

После формирования вверх, бомбардировщики и истребители начали полет к Каафьорду в 01:35. Самолет пролетел на высоте 50 футов (15 м) над уровнем моря, чтобы уклониться от немецких радаров, пока они не достигли точки в десяти минутах полета от норвежского побережья, в это время Barracudas поднялись на высоту 9000 футов (2700 м), а истребители - на большую высоту. Погода была хорошей на протяжении всего полета, но когда самолет приближался к целевой области, были видны облака.

Британские ударные силы были обнаружены немецкими радиолокационными станциями, когда они достигли точки в 43 милях (69 км) от Каафьорда в 02:00. Чтобы передать предупреждение Тирпицу, потребовалось четыре минуты; ее защитные дымовые генераторы были в действии к 02:13 и быстро накрыли судно искусственным облаком. Расположенные на берегу линкор и зенитные батареи начали обстрел британской авиации в 02:19. Немецкие войска также начали заглушать радиостанции британских самолетов, когда они подошли ближе 10 миль (16 км) к норвежскому побережью. Дымовая завеса сорвала атаку британцев, поскольку экипажам только двух «Барракуд» и пары истребителей удалось обнаружить Тирпица во время налета.

«Адские коты» и «Светлячки» первыми атаковали и обстреляли зенитных позиций, а также эсминец Z33 и малый патрульный корабль Vp 6307. Патрульный корабль сел на мель и позже объявил о полной потере. Из-за густого дыма летчики-истребители могли обнаруживать цели только нацелившись на источники трассирующего огня.

. «Барракуды» были нацелены на мощную, но неточную зенитную стрельбу, когда они прибыли над Каафьордом. Помимо двух самолетов, пилоты которых заметили Тирпиц, 35 других пикирующих бомбардировщиков, пытавшихся атаковать корабль, были вынуждены целиться по вспышкам ее выстрелов. Эти бомбардировки длились 25 минут; Было совершено семь промахов, но Тирпиц не получил никакого ущерба. Один из других Barracudas атаковал зенитную батарею, другой попытался бомбить эсминец, а третий почти не попал в танкер. Трое из оставшихся четырех Barracudas не нашли никаких целей и сбросили свои бомбы в море; четвертый не смог сбросить бомбы из-за неисправного спускового механизма.

Хотя немецкие артиллеристы вели сильный зенитный огонь на протяжении всей атаки, они не достигли большого успеха. Только один британский самолет, Corsair, был сбит около Каафьорда; его пилот выжил и попал в плен. Поврежденная «Барракуда» также была вынуждена бросить возле «Неустанного», а ее экипаж был спасен эсминцем HMS Verulam. Несколько других Barracudas и пять Hellcats были повреждены во время налета и вернулись к своим носителям. Один из поврежденных Hellcats был позже списан после того, как его признали не подлежащим ремонту.

Второй британский рейд, который должен был начаться с 08:00 17 июля, был отменен за две минуты до того, как самолет должен был вылететь. начать запуск, когда туман начал накапливаться возле авианосцев, и британский флот повернул на юг, чтобы вернуться в Скапа-Флоу. Самолеты Swordfish и Seafire осуществляли патрулирование над флотом метрополии на протяжении утренних операций.

Действия подводных лодок

Пока Каафьорд находился под атакой, командир немецких подводных лодок в Норвежском море приказал группе Trutz занять новые позиции к юго-востоку от Ян-Майена и перехватить британские корабли, возвращавшиеся в Скапа-Флоу. Адмиралтейство предвидело эту передислокацию, и морские патрульные самолеты с No. 18 Группе RAF было приказано прочесать путь Флота метрополии к его базе.

Британский патрульный самолет не позволил группе Trutz атаковать флот метрополии. В 21:48 17 июля самолет Consolidated B-24 Liberator назначен на No. 86-я эскадрилья обнаружила и потопила U-361; никто из экипажа подлодки не спасся. Через восемь минут Нет. 210-я эскадрилья Consolidated PBY Catalina, пилотируемая летным офицером Джоном Круикшенком, заметила на поверхности U-347. Зенитные орудия подлодки повредили «Каталину», убив штурмана и ранив Крукшенка, а также трех других членов экипажа, но пилот продолжил атаку и потопил U-347 с помощью глубинных бомб. Каталине удалось вернуться на базу, и Круикшанк был награжден за это действие Крестом Виктории. Той ночью Флот метрополии прошел через брешь в линии немецкого патрулирования, образовавшуюся в результате затопления двух подводных лодок.

Атаки на немецкие подводные лодки продолжались в течение следующих шести дней. Утром 18 июля немецкий разведывательный самолет заметил флот метрополии, но, по оценке немецкого военно-морского командования Норвегии, он направлялся на северо-восток, чтобы начать новую атаку. Соответственно, Группе Труц было приказано плыть на север, и еще четыре подводные лодки вышли из Нарвика, чтобы охранять подходы к Альтену и Вест-фьордам. Вечером U-968, одна из четырех лодок, вышедших из Нарвика, была дважды атакована Освободителями; она сбила первого нападающего, но была повреждена вторым и была вынуждена вернуться в порт. U-716 также сильно пострадала в результате атаки «Освободителя» 18 июля в 19:15, но сумела вернуться на Хаммерфест. Примерно в 23:00 того дня U-716 была серьезно повреждена Short Sunderland, но также выжила. Еще три подводные лодки подверглись нападению 20 июля, но только одна была повреждена. После этих действий командир подводных лодок в районе Норвегии решил распустить группу Trutz, поскольку она была слишком уязвима для воздушного нападения; все уцелевшие подводные лодки, кроме четырех, вернулись в порт, а оставшимся лодкам было приказано плыть на север, чтобы они были вне досягаемости британской авиации. Последний удар по подводным лодкам бывшей группы Trutz был нанесен 23 июля, когда корабль No. 330-я эскадрилья Сандерленд повредила U-992 возле Вест-фьорда.

Последствия
Черно-белая фотография одномоторного моноплана на деревянной палубе авианосца с четырьмя мужчинами, идущими по палубе к самолету. Другой самолет летит над морем на заднем плане к фото. Hellcats возвращаются на HMS Furious после операции Mascot

После атаки 17 июля британцы узнали из перехваченных немецких радиопередач и отчеты, предоставленные агентами Секретной разведывательной службы, о том, что Тирпиц не понес значительного ущерба. Адмирал Мур обвинил в провале операции «Талисман» неопытность экипажа, участвовавшего в атаке, и раскритиковал руководителя удара за то, что он не выбрал альтернативные цели после того, как стало ясно, что Тирпиц нельзя точно бомбить. Мур также решил, что дальнейшие атаки на Каафьорд с использованием «Барракуд» будут бесполезными, поскольку низкая скорость пикирующих бомбардировщиков дала немцам достаточно времени, чтобы накрыть Тирпиц дымом между моментом обнаружения налетов и их прибытием в район цели. Адмиралтейство надеялось, что стратегия многократных ударов по Каафьорду в течение 48 часов разрушит оборону, и Мур согласился предпринять новую атаку. Также было уделено внимание полетам быстрых и дальних бомбардировщиков de Havilland Mosquito с авианосцев в попытке добиться внезапности, но ни один из этих самолетов наземного базирования не мог избежать бомбардировки союзниками Германии.

Следующее нападение на Каафьорд произошло в конце августа. Во время операции «Гудвуд» самолеты трех авианосцев и двух эскортных авианосцев провели четыре налета в период с 22 по 29 августа. Нападавшие каждый раз обнаруживали, что Тирпиц покрыт дымом, и им удавалось нанести лишь легкий урон линкору. Эти неудачные атаки стоили британцам 17 самолетов и 40 летчиков убитыми. Фрегат HMS Bickerton был торпедирован и потоплен подводной лодкой U-354 во время операции; та же субмарина также нанесла тяжелые повреждения авианосцу сопровождения Набоб, прежде чем была уничтожена британским самолетом.

Адмиралтейство признало, что Barracudas были слишком медленными, чтобы быть эффективными в районе Каафьорда после аварии операции "Гудвуд". В результате задача атаки линкора была передана бомбардировочному командованию RAF. Первый налет тяжелых бомбардировщиков на Каафьорд (Операция Параван ) был проведен 15 сентября 1944 года, когда бомбардировщики летели с баз на севере России. Эта атака нанесла непоправимый урон Тирпицу, и она была переброшена на юг, в район Тромсе, чтобы использовать ее в качестве неподвижной батареи береговой обороны. Линкор был потоплен там с тяжелыми человеческими жертвами во время другого налета бомбардировочного командования 12 ноября.

Ссылки

Цитаты

Библиография

Wikimedia У Commons есть материалы, связанные с Operation Mascot.
  • Bennett, GH (2012). "Вступление". В Bennett, G.H. (ред.). Охота на Тирпица: военно-морские операции против корабля-сестры Бисмарка. Плимут, Великобритания: Плимутский университет. С. 7–25. ISBN 9781841023106.
  • Бишоп, Патрик (2012). Мишень Тирпица. Лондон: Харпер Пресс. ISBN 9780007431199.
  • Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: Плавучая крепость. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0853683417.
  • Браун, Дэвид (2009). Хоббс, Дэвид (ред.). Авианосные операции во время Второй мировой войны. Барнсли, Йоркшир: линия фронта. ISBN 9781848320420.
  • Эллис, Джон (1999). Один день в очень долгой войне: среда, 25 октября 1944 года (изд. Пимлико). Лондон: Пимлико. ISBN 0712674659.
  • Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Морской атлас, 1939–1945. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 9781591145608.
  • Garzke, William H.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 9780870211010.
  • Hinsley, F.H. ; и другие. (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том третий, часть I. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 0116309350.
  • Леви, Джеймс П. (2003). Флот базы Королевского флота во время Второй мировой войны. Хаундмиллс, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1403917736.
  • Маккарт, Нил (2000). Прославленные и неумолимые классы авианосцев 1940–1969. Челтнем, Глостершир: публикации для фанатов. ISBN 1901225046.
  • Роскилл, S.W. (1960). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступательная часть I. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 58588186.
  • Roskill, S.W. (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II. Лондон: Канцелярские товары Ее Величества. OCLC 59005418.
  • Свитмен, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1557508224.
  • Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012) [1944]. «Атака морской авиации на Тирпиц (операция« Вольфрам ») 3 апреля 1944 года». В Bennett, G.H. (ред.). Охота на Тирпица: военно-морские операции против корабля-сестры Бисмарка. Плимут, Великобритания: Плимутский университет. С. 133–177. ISBN 9781841023106.
  • Таррант, В. (1994). Последний год Кригсмарине: май 1944 - май 1945. Лондон: оружие и доспехи. ISBN 185409176X.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45. Ботли, Оксфордшир: Osprey Publishing. ISBN 1841764981.
  • Вудман, Ричард (2004). Арктические конвои: 1941–1945 (изд. В мягкой обложке). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0719566177.
  • Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего супер-линкора Германии. Филадельфия: каземат. ISBN 9781935149187.

Координаты : 69 ° 56′07 ″ N 23 ° 02′43 ″ E / 69,9353 ° N 23,0454 ° E / 69,9353; 23.0454

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:05:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте