Cruiser

редактировать
Тип больших военных кораблей

USS Port Royal, крейсер с управляемыми ракетами класса , спущенный на воду в 1992 г. российский класс крейсер Варяг в Тихом океане

A крейсер - это тип военного корабля. Современные крейсеры, как правило, являются самыми большими кораблями во флоте после авианосцев и десантных кораблей и обычно могут выполнять несколько функций.

Термин «крейсер», использовавшийся в течение нескольких сотен лет, имел разные значения на протяжении этого периода. В Age of Sail термин "круизы" относился к определенным видам миссий - независимой разведке, защите торговли или набегам - выполняемых фрегатами или военными шлюпами, которые функционировали как крейсерские боевые корабли флота.

В середине 19 века крейсер стал классификацией кораблей, предназначенных для плавания в дальних водах, для торговых набегов и для разведки боевого флота. Крейсеры были самых разных размеров, от среднего защищенного крейсера до больших броненосных крейсеров, которые были почти такими же большими (хотя и не такими мощными и бронированными), как преддредноут линкор. С появлением линкора дредноут перед Первой мировой войной броненосный крейсер превратился в судно такого же масштаба, известное как линейный крейсер. Очень большие линейные крейсеры эпохи Первой мировой войны, пришедшие на смену броненосным крейсерам, теперь были классифицированы вместе с линкорами-дредноутами как крупные корабли.

. К 20-го века после Первой мировой войны прямые преемники защищенных крейсеров могли быть размещены в едином масштабе размеров боевых кораблей, меньше линкора, но больше эсминца . В 1922 г. Вашингтонский военно-морской договор наложил формальное ограничение на эти крейсеры, которые определялись как военные корабли, водоизмещением до 10 000 тонн, несущие орудия калибром не более 8 дюймов; тяжелые крейсеры имели 8-дюймовые орудия, а те, у которых орудия не превышали 6,1 дюйма, были легкими крейсерами, которые формировали дизайн крейсера до конца Второй мировой войны. Некоторые варианты конструкции крейсера Договора включают немецкие Deutschland-class "карманные линкоры", которые имели более тяжелое вооружение за счет скорости по сравнению со стандартными тяжелыми крейсерами, и американские Alaska класса, представлявший собой увеличенную конструкцию тяжелого крейсера, получившего обозначение «крейсер-убийца».

В конце 20 века из-за морального износа линкора крейсер стал самым большим и мощным надводным кораблем после авианосца. Роль крейсера изменялась в зависимости от корабля и флота, включая противовоздушную оборону и береговую бомбардировку. Во время холодной войны крейсера ВМФ СССР имели тяжелое противокорабельное ракетное вооружение, предназначенное для потопления авианосных групп НАТО посредством атаки насыщения. ВМС США строили ракетные крейсеры на основе корпусов эсминцев (некоторые назывались «лидеры эсминцев » или «фрегаты» до реклассификации 1975 года ), изначально спроектированные для обеспечения противовоздушной обороны, добавляя противолодочных средств, часто крупнее и имеющими большую дальность зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), чем ранние Чарльз Ф. Адамс ракетные эсминцы, выполняющие роль ПВО ближнего действия. К концу холодной войны грань между крейсерами и эсминцами стерлась, крейсер класса Тикондерога использовал корпус эсминца класса Spruance, но получил обозначение крейсера из-за их улучшенные миссии и боевые системы.

По состоянию на 2020 год две страны эксплуатируют судами, официально классифицируемые как крейсеры: США и Россия, и в обоих случаях в основном вооружены управляемыми ракетами. БАП Альмиранте Грау был последним артиллерийским крейсером на вооружении ВМС Перу до 2017 года.

Тем не менее некоторые военно-морские силы используют эсминцы, которые иногда классифицируются как крейсеры. Примечательно, что Международные институты стратегических исследований оценил эсминцы ВМС США типа Zumwalt как крейсеры. Другие классы эсминцев, в том числе эсминец ВМС США типа Arleigh Burke, эсминец Maya японских сил самообороны, эсминец типа Atago и Эсминец типа Kongo, эсминец класса Сечжон Великий ВМС Южной Кореи и эсминец класса ВМС Китая НОАК обладательницами знаменитыми крейсера.

Содержание

Ранняя история

Термин «крейсер» или «крейсер» впервые использовался в 17 веке для обозначения независимого военного корабля. «Крей» означал цель или предназначение корабля, а не класс судна. Однако этот термин, тем не менее, используется для обозначения меньшего и более быстрого военного корабля, подходящего для такого роли. В 17 веке линейный корабль был слишком большим, негибким и дорогим, чтобы его можно было отправить в дальние миссии (например, в Америку), и слишком стратегически важные, чтобы его можно было использовать. риск засорения и затопления из-за постоянного патрулирования.

голландский флот известен своими крейсерами в 17 веке, в то время как королевский флот - а позже французский и испанский военно-морские силы - имеют догнали по численности и развертыванию. Британцы были попыткой меркантильных интересов в парламенте сосредоточить флот на защите и совершении набегов с крейсерами, а не более редкими и дорогими линейными кораблями. В 18 веке фрегат стал выдающимся крейсером. Фрегат был небольшим, быстрым, дальнобойным, легко вооруженным (с одной пушечной палубой) кораблем, используемым для разведки. Другим основным типом крейсеров был шлюп.

Паровые крейсеры

В 19 веке военно-морские силы начали использовать паровую силу для своих флотов. В 1840-е годы были построены экспериментальные паровые фрегаты и шлюпы. К середине 1850-х годов британские и американские военно-морские силы строили паровые фрегаты с очень тяжелым орудийным вооружением, например, USS Merrimack или Mersey.

. броненосца. Первые броненосцы были фрегатами в том смысле, что у них была одна орудийная палуба; Однако они должны быть самыми мощными кораблями. Несмотря на их огромную скорость, они были бы потрачены впустую в крейсерской роли.

Французы построили ряд меньших броненосцев для заграничных круизов, начиная с Belliqueuse, введенного в эксплуатацию в 1865 году. Эти «станционные броненосцы» положили начало развития броненосных крейсеров, типа броненосных крейсеров, специально предназначенных для крейсерских миссий быстрого, независимого рейда и патрулирования.

HMS Shannon, первый броненосный крейсер Королевского флота.

Первым настоящим броненосным крейсером был русский Генерал-адмирал, построенный в 1874 году, за последовал британский Шеннон несколько лет спустя.

До 1890-х годов броненосные крейсеры все еще строились с мачтами для полной парусной оснастки, чтобы они могли работать вдали от дружественных угольных станций.

Небронированные крейсерские военные корабли, построенные из дерева, железа, сталь или комбинация этих материалов оставались популярными до конца 19 века. Броня броненосцев часто означала, что они были ограничены короткой дистанцией под пара, многие броненосцы не подходили для дальних миссий или для работы в отдаленных колониях. Небронированный крейсер - часто винтовой шлюп или винтовой фрегат - мог продолжить эту роль. Несмотря на то, что крейсеры середины и конца 19 века обычно имели орудия, стреляющие разрывными снарядами, они не могли противостоять броненосцам в бою. Об этом свидетельстве столкновения между HMS Shah, современным британским крейсером, и перуанским наблюдателем Хуаскаром. Несмотря на то, что перуанское было устаревшим к моменту столкновения, оно выдержало примерно 50 попаданий британских снарядов.

Стальные крейсера

Русский защищенный крейсер Аврора

1880-е годы морские инженеры начали использовать сталь в качестве материала для строительства и вооружения. Стальной крейсер может быть легче и быстрее, чем крейсер, построенный из железа или дерева. Школа военно-морской доктрины Джун Эколь предположила, что флот быстрых незащищенных стальных крейсеров был идеальным для торговых рейдов, в то время как торпедный катер мог бы уничтожить броненосный флот пользу.

Сталь также предлагала крейсеру возможность получить защиту, специальные для выживания в бою. Стальная броня при том же весе была значительно прочнее железной. Поместив относительно тонкий слой стальной брони над жизненно важными частями корабля и разместив угольные бункеры там, где они могли бы поставить снарядов, можно было бы достичь достижения полезной степени защиты, не слишком сильно замедляя корабль. Обычно имеют бронированную палубу с наклонными бортами, обеспечивающую защиту, другую легкую бронепоясу, при меньшем весе и меньших затратах.

Первым защищенным крейсером был чилийский корабль Эсмеральда, спущенный на воду в 1883 году. Произведен на верфи Elswick в Великобритании, принадлежащей Armstrong, она вдохновила группу защищенных крейсеров, произведенных на той же верфи и известных как «крейсеры Элсвик». Ее бак, корма и палуба из деревянных досок были удалены, заменены бронированной палубой.

Вооружение Эсмеральды состояло из носовых и кормовых 10-дюймовых (25,4 см) орудий и 6-дюймовых (15,2 см) орудий на миделе. Он мог развивать скорость 18 узлов (33 км / ч) и приводился в движение только паром. Он также имел водоизмещение менее 3000 тонн. В течение двух десятилетий этот тип крейсера стал источником вдохновения для сочетания тяжелой артиллерии, высокой скорости и малого водоиз ущерба.

Торпедный крейсер

Торпедный крейсер (известный в Королевском флоте как канонерская торпедная лодка ) небронированным крейсером меньшего размера, появившимся в 1880–1890-х годах. Эти корабли могли увеличить скорость до 20 узлов (37 км / ч) и были вооружены орудиями среднего и малого калибра, а также торпедами. Этим кораблем была поручена охрана и разведка, повторение сигналов и выполнение всех других флотских задач, для которых подходили более мелкие суда. Эти корабли могли также выполнять функции флагманов флотилий торпедных катеров. После 1900-х годов эти корабли обычно меняли на более быстрые корабли с лучшими ходовыми качествами.

Дредноутные броненосные крейсеры

Сталь также повлияла на конструкцию и роль броненосных крейсеров. Сталь означала, что новые конструкции линкоров, известные как линкоры до дредноута, смогли сочетать огневую мощь и броню с большей выносливостью и скоростью, чем когда-либо прежде. Броненосные крейсеры 1890-х годов очень напоминали линкоры того времени; они имели тенденцию нести немного меньшее вооружение (9,2 дюйма (230 мм), а не 12 дюймов) и имели более тонкую броню в обмен на более высокую скорость (возможно, 21 узел (39 км / ч) вместо 18). Из-за их схожести границы между линкорами и броненосными крейсерами стали размытыми.

Начало 20 века

Вскоре после начала 20-го века возникли сложные вопросы о конструкции будущих крейсеров. Современные броненосные крейсеры, почти такие же мощные, как линкоры, также были достаточно быстрыми, чтобы обогнать старые защищенные и небронированные крейсеры. В Королевском военно-морском флоте Джеки Фишер значительно сократил количество старых судов, в том числе множество крейсеров разных типов, назвав их «скупым запасом бесполезного хлама», который любой современный крейсер сметал бы с моря. Крейсер-разведчик также появился в эту эпоху; это небольшой был, быстрый, легко вооруженный и бронированный тип предназначенный в первую очередь для разведки. Королевский флот и итальянский флот были задействованы разработчиками этого типа.

Линейные крейсеры

HMS Lion (1910)

Растущие размеры и мощность броненосных крейсеров привели к появлению линейного крейсера с вооружением и размерами, аналогичными революционному новому линкору дредноут; детище британского адмирала Джеки Фишера. Он считал, что для обеспечения британского военно-морского господства в заморских колониальных владениях необходим флот, состоящий из больших, быстрых,но вооруженных судов, которые могли бы выслеживать и уничтожать вражеские крейсеры и броненосные крейсеры с подавляющим огневымством. Они были теми же самыми типами орудий, хотя обычно с меньшим орудием. Этот тип стал известен как линейный крейсер, и первые были введены в эксплуатацию в Королевском флоте в 1907 году. Британские линейные крейсеры пожертвовали защитой ради скорости, поскольку они были предназначены для того, чтобы «выбирать дальность действия» с превосходящей скоростью. и вступать в бой с противником только на большом расстоянии. При атаке на умеренных дистанциях отсутствие защиты в сочетании с небезопасным обращением с боеприпасами стало трагедией с потерей трех из них в Ютландской битве. Чтобы построить эти корабли, заменили броненосные крейсеры на большинстве передовых позиций, Германия и в конечном итоге, Япония. Немецкие линейные крейсеры в целом были лучше защищены, но медленнее британских линейных крейсеров. Линейные крейсеры во многих случаях были крупнее и дороже современных линкоров из-за их более крупных силовых установок.

Легкие крейсеры

HMS Caroline, легкий крейсер времен Первой мировой войны, до 2011 года служил штабом и учебным судном в Белфасте.

Примерно в то же время Со временем, когда был разработан линейный крейсер, разница между бронированным и небронированным крейсером окончательно исчезла. Согласно британскому стандарту Городской класс, первый из которых был спущен на воду в 1909 году, небольшой быстрый крейсер мог иметь как поясную, так и палубную броню, особенно когда были приняты газотурбинные двигатели. Эти легкие броненосные крейсеры начали играть традиционную роль крейсеров, когда стало ясно, что эскадрильи линейных крейсеров должны работать с боевым флотом.

Лидеры флотилий

Некоторые легкие крейсеры были построены специально, чтобы действовать в качестве лидеров флотилий эсминцев.

Крейсеры береговой охраны

Румынский крейсер береговой охраны Grivița

Эти суда представляли собой большие прибрежные патрульные катера, вооруженные военные легкими орудиями. Одним из таких кораблей был Гривиня из ВМС Румынии. Он водоизмещал 110 тонн, имел длину 60 метров и был вооружен четырьмя легкими орудиями.

Вспомогательные крейсера

Вспомогательный крейсер был торговым кораблем Наспех вооружили стрелковым оружием в начале войны. Вспомогательные крейсеры использовались для заполнения брешей в их дальних рубежах или для сопровождения других грузовых кораблей, хотя в целом они оказались бесполезными в этой роли из-за их низкой скорости, слабой огневой мощи и отсутствия брони. В мировых войнах немцы также использовали небольшие торговые суда, вооруженные крейсерскими орудиями.

Некоторые большие лайнеры вооружались таким же образом. На британской службе они известны как вооруженные торговые крейсеры (AMC). Немцы и французы использовали их в качестве рейдеров Первой мировой войны в качестве рейдеров из-за их высокой скорости (около 30 узлов (56 км / ч)), и они снова использовались в качестве рейдеров в начале Второй мировой войны немцами и японцами. Как во время Первой мировой войны, так и в начале Второй мировой войны они использовались британцами в конвоев для сопровождения.

Первая мировая война

Крейсеры были одними из основных типов военных кораблей во время Первой мировой войны. Во времени мировой войны крейсеры Перворили свое развитие и значительно улучшили свое качество: объем водоотвода достиг 3000–4000 тонн, скорость 25–30 узлов и калибр 127–152 мм.

Середина 20 века

Итальянский крейсер Армандо Диас.

Военно-морское строительство в 1920-х и 1930-х годах ограничивалось ядерными планами, призванными предотвратить повторение вооружения Дредноут раса начала 20 века. Вашингтонский военно-морской договор 1922 года наложил ограничения на постройку кораблей со стандартным водоизмещением более 10,000 тонн и вооружением орудий более 8 дюймов (203 мм). Ряд военно-морских сил ввел в эксплуатацию крейсеров с максимальным пределом этого лимита, известного как «крейсеры договора ".

. Лондонский военно-морской договор в 1930 году официально закрепил различие между этими «тяжелыми» крейсерами и легкие крейсеры: «тяжелым» крейсером был крейсер с орудиями калибра более 6,1 дюйма (155 мм). Второй лондонский военно-морской договор попытка уменьшить тоннаж новых крейсеров до 8000 или меньше, но это имел небольшой эффект; Япония и Германия не подписали договор, а некоторые военно-морские силы уже начали уклоняться от ограничений договора на военные корабли. Первый лондонский договор действительно положил начало периоду строительства крупными державами 6-дюймовых или 6,1-дюймовых пушечных крейсеров, номинально 10 000 тонн и до пятнадцати орудий - ограничение по договору. Таким образом, большинством легких крейсеров, заказанных после 1930 года, были размером с тяжелые крейсеры, но с большими и меньшими орудиями. Класс Mogami, спущен на воду в 1934 году. После постройки небольших круизных судов. rs с шестью или восемью 6-дюймовыми орудиями, выпущенными в 1931–35 годах, за последовал Британский Королевский флот с 12-пушечными Саутгемптонским классом в 1936 году. Чтобы соответствовать зарубежным разработкам и потенциальным нарушениям договоров, в 1930-х годах США разработали серию новых орудий, «сверхтяжелыми» бронебойными боеприпасами; к ним защитная 6-дюймовая (152-мм) / 47 калибровочная пушка Mark 16, представленная с 15-пушечными крейсерами типа Brooklyn в 1936 году, и 8-дюймовая ( 203 мм) / 55 калибра орудие Mark 12, представленное с USS Wichita в 1937 году.

Тяжелые крейсеры

Тяжелый крейсер был крейсером, предназначенным для длительного использования. дальность, высокая скорость и вооружение корабельных орудий калибром около 203 мм (8 дюймов). Первые тяжелые крейсеры были построены в 1915 году, хотя широкое распространение они получили после подписания Лондонского военно-морского договора в 1930 году. Непосредственными предшественниками тяжелых крейсеров были проекты легких крейсеров 1910-х и 1920-х годов; американские легкобронированные 8-дюймовые «крейсеры договора» 1920-х годов (построенные в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором) классифицировались как легкие крейсеры, пока Лондонский договор не вынудил их изменить название.

Изначально все крейсеры, построенные под Вашингтоном Договор имел торпедные аппараты независимо от национальности. Однако в 1930 году военных игр заставили Военно-морское училище США сделать вывод, что только половина крейсеров будет использовать свои торпеды в бою. В надводном бою проблему решали бы дальнобойные артиллерийские орудия и торпеды эсминцев, а при воздушной атаке многие крейсеры были бы потеряны, чем попасть в зону действия торпед. Таким образом, начиная с USS New Orleans, спущенного на воду в 1933 году, новые крейсеры строились без торпед, а торпеды были сняты с старых тяжелых крейсеров из-за предполагаемой опасности их взрыва от снаряда. Японцы использовали противоположный подход с крейсерскими торпедами, и это оказалось решающим для их тактических побед в военных действиях крейсеров 1942 года. Начиная с типа Furutaka, спущенного на воду в 1925 году, каждый японский тяжелый крейсер был вооружен с 24-дюймовыми (610 мм) торпедами, больше, чем у любых других крейсеров. В 1933 году Япония разработала для этих кораблей торпеду Тип 93, который союзники прозвали «Длинное копье». В этом типе использовался сжатый кислород вместо сжатого воздуха, что позволяло достичь дальности и скорости, непревзойденной для других торпед. Он может достичь дальности 22000 метров (24000 ярдов) на скорости 50 узлов (93 км / ч; 58 миль в час), по сравнению с американским торпедой Mark 15 на скорости 5500 метров (6000 ярдов) на скорости 45 узлов (83 км / ч; 52 миль / ч). Mark 15 имел максимальную дальность 13 500 метров (14 800 ярдов) на скорости 26,5 узлов (49,1 км / ч; 30,5 миль в час), что все еще значительно ниже «Long Lance». Японцы могли держать в секрете характеристики Type 93 и мощность кислорода до тех пор, пока союзники не восстановили его в начале 1943 года, поэтому союзники столкнулись с серьезной угрозой, о которой они не знали в 1942 году. Type 93 также был установлен на японские фонари после 1930 года. крейсера и большинство их эсминцев времен Второй мировой войны.

Тяжелые крейсеры продолжали действовать до окончания Второй мировой, некоторые из них были преобразованы в ракетные крейсеры для противовоздушной войны или стратегической атаки, некоторые использовали для береговых бомбардировок Соединенными Штатами во время Корейской войны и Вьетнамской войны.

Немецкие карманные линкоры

Немецкие Deutschland класса были серией три Panzerschiffe («броненосные корабли»), вид тяжеловооруженного крейсера, спроектированные и построенные немецкой Reichsmarine в номинальном соответствии с ограничениями, налагаемыми Версальским договором. Все три корабля были спущены на воду между 1931 и 1934 годами и служили в составе германской Кригсмарине во время Второй мировой войны. Внутри Кригсмарине «Панцершифф» пропагандистское значение, как крупные корабли: тяжелые крейсеры с линейными орудиями, торпедами и разведывательными самолетами. Подобные шведские Panzerschiffe тактически использовались как центры боевого флота, а не как крейсеры. Они были развернуты нацистской Германией для поддержки Германии в гражданской войне в Испании. Панцершифф Адмирал Граф Шпее представляет Германию в Обзоре флота Корнэйшн за 1937 год.

Британская пресса называла эти корабли карманными линкорами, имея в виду мощную огневую мощь относительно небольших судов; они были значительно меньше современных линкоров, хотя на скорости 28 узлов были медленнее линейных крейсеров. При полной загрузке до 16 000 тонн они не соответствовали условиям договора 10 000-тонными крейсерами. И хотя их водоизмещение и масштаб броневой защиты были такими же, как у тяжелого крейсера, их 280-мм (11 дюймов) основное вооружение было тяжелее 203-мм (8-дюймовых) орудий тяжелых крейсеров других стран и двух последних членов Крейсера. Класс также имеет высокие боевые рубки, напоминающие линкоры. Panzerschiffe были внесены в список Ersatz, заменяющие снятые с вооружения линкоры береговой обороны Reichsmarine, что усиливало их пропагандистский статус в Kriegsmarine как линкоры Ersatz; в составе Королевского флота только линейные крейсеры HMS Hood, Repulse и Renown были способны обогнать, так и превзойти Panzerschiffe. В 1930-х годах они рассматривались как новая и серьезная угроза как для Великобритании, так и для Франции. В то время как «Кригсмарине» в 1940 году реклассифицировала их как тяжелые крейсеры, в популярной прессе корабли класса «Deutschland» продолжали называть карманными линкорами.

Большой крейсер

Американский крейсер класса Аляска представляет собой сверхразмерный крейсер. Из-за немецких карманных линкоров, класса Scharnhorst и по слухам,ских «суперкрейсеров японцев», все из несли орудия больше, чем 8-дюймовый размер стандартного тяжелого крейсера, предписанный военно- морским договором. ограничения, Аляска была задумана как «крейсер-убийца». Внешне они выглядели как линкор / линейный крейсер и имели тройные башни с 12-дюймовыми орудиями, но их реальная схема защиты и конструкция напоминали конструкцию увеличенного тяжелого крейсера. Классификационный знак корпуса CB (крейсер, большой) отражал это.

Зенитные крейсеры

USS Atlanta.

Предшественником зенитного крейсера был защищенный крейсер румынской постройки, построенный британцами Элизабета. После начала Первой мировой войны четыре 120-мм орудия были высажены, а четыре 75-мм (12-фунтовых) вспомогательных орудия были модифицированы для зенитного огня.

Развитие зенитного крейсера началось в 1935 году, когда Королевский флот перевооружил HMS Coventry и HMS Curlew. Торпедные аппараты и 6-дюймовые (152-миллиметровые) низкоугловые орудия были сняты с этих легких крейсеров времен Первой мировой войны и заменены десятью 4-дюймовыми (102-мм) крупноугольными орудиями с использованием оборудования управления огнем для более крупных боевых кораблей. защита от высотных бомбардировщиков.

Тактический недостаток был обнаружен после завершения шести дополнительных переоборудования крейсеров класса C. Пожертвовав противокорабельным вооружением в пользу зенитного вооружения, переоборудованные зенитные крейсеры могли сами нуждаться в защите от надводных частей. Новая конструкция была предпринята для создания крейсеров аналогичной скорости и водоизмещения с орудиями двойного назначения, которые обеспечивают хорошую противовоздушную защиту с противоповерхностными характеристиками для традиционной роли легких крейсеров защиты больших кораблей от эсминцев.

Первым специально построенным зенитным крейсером был британский класс Dido, построенный в 1940–42 гг. Крейсеры ВМС США типа «Атланта» (CLAA: легкий крейсер с зенитной способностью) были разработаны с учетом возможностей Королевского флота. Оба крейсера Dido и Atlanta изначально несли торпедные аппараты; по крайней мере, крейсеры Атланта изначально проектировались как лидеры эсминцев, использовались обозначение CL (легкий крейсер ) и не обозначение CLAA до 1949 года.

Концепция скорострельного огня Зенитный крейсер двойного назначения был использован в проектах, завершенных слишком поздно, чтобы ввести в бой, в том числе: USS Worcester, построенный в 1948 году; USS Roanoke, построенный в 1949 году; два крейсера типа типа «Тре Кронор», построенные в 1947 году; два крейсера типа De Zeven Provinciën, построенные в 1953 году; Де Грасс, завершено в 1955 году; Кольбер, завершено в 1959 году; и HMS Tiger, HMS Lion и HMS Blake, все построено в период с 1959 по 1961 год.

Большинство крейсеров после Второй мировой войны получили задание с ролями ПВО. В начале 1950-х годов достижений в области авиационной техники заставили перейти от зенитной артиллерии к зенитным ракетам. Поэтому большинство современных крейсеров в качестве основного средства оснащения ракетами класса "земля-воздух". Сегодняшним эквивалентом зенитного крейсера является ракетный крейсер (CAG / CLG / CG / CGN).

Вторая мировая война

Крейсеры участвовали в ряде надводных сражений в начале Второй мировой войны вместе с группами авианосцев и линкоров сопровождения на протяжении всей войны. В более поздней части войны крейсеры союзников в основном обеспечивали зенитное сопровождение авианосных групп и осуществляли береговую бомбардировку. Японские крейсеры аналогичным образом сопровождают группы авианосцев и линкоров в более поздней части войны, особенно в катастрофических битвах на Филиппинском море и битвах для залива Лейте. В 1937–41 японцы, вышедшие из всех военно-морских соглашений, модернизировали или доработали Mogami и тональные классы в качестве тяжелых крейсеров, заменив их тройные башни 6,1 дюйма (155 мм) на 8-дюймовые (203) мм) сдвоенные. турели. Также были произведены переоборудование торпед на других тяжелых крейсеров, в результате чего на корабль было установлено до шестнадцати 24-дюймовых (610 мм) орудий, плюс перезарядок. В 1941 году легкие крейсера 1920-х годов Ōi и Kitakami были переоборудованы в торпедные крейсера с четырьмя 5,5-дюймовыми (140-мм) орудиями и сорока 24-дюймовыми (610-мм) торпедами. трубки. В 1944 году Китаками был дополнительно переоборудован для перевозки восьми Кайтен человеческий торпед вместо обычного торпед. До Второй мировой войны крейсеры в основном делились на три типа: тяжелые, легкие и вспомогательные крейсера. Водоизмещение тяжелого крейсераало 20–30 000 тонн, скорость 32–34 узла, автономность более 10 000 морских миль, толщина брони 127–203 мм. Тяжелые крейсера были установлены девятью 8-дюймовыми (203-мм) орудиями с дальностью полета более 20 морских миль. В основном они использовались для уничтожения надводных кораблей и береговых целей. Кроме того, имелось 10–16 вторичных орудий калибром менее 130 мм (5,1 дюйма). Также были установлены десятки автоматических зенитных орудий для борьбы с авиацией и малыми судами, такими как торпедные катера. Например, во время Второй мировой войны американские крейсеры типа «Аляска» весили более 30 000 тонн и были установлены девять 12-дюймовыми (305-мм) орудиями. Некоторые крейсеры могли также нести или четыре гидросамолета для корректировки кучности стрельбы и ведения разведки. Вместе с линкорами эти тяжелые крейсеры сформировали мощные военно-морские оперативные группы, господствовавшие в Мировом океане более века. После подписания Вашингтонского договора об ограничении вооружений в 1922 году тоннаж и количество линкоров, авианосцев и крейсеров были жестко ограничены. Чтобы не нарушать договор, страны начали против легких крейсеров. Лёгкие крейсеры 20-х годов имели водоизмещение менее 10 тыс. Тонн и скорость до 35 узлов. Они были оснащены 6–12ками калибра 127–133 мм (5–5,5 дюйма). Кроме того, установлены 8–12 вторичными орудиями под 127 мм (5) и десятками пушек малого калибра, а также торпедами и минами. На некоторых кораблях находилось по 2–4 гидросамолета, в основном для разведки. В 1930 году Лондонский военно-морской договор позволил строить большие легкие крейсеры с таким же тоннажем, что и тяжелые крейсеры, и вооруженные до пятнадцати 155-мм (6,1 дюйма) орудиями. Японские корабли класса Mogami были построены до пределов этого договора, американцы и британцы также построили аналогичные корабли. Однако в 1939 году Mogamis были переоборудованы в тяжелые крейсера с десятью 203-мм (8,0 дюйма) орудиями.

1939 в Перл-Харбор

В декабре 1939 года три британских крейсера вступили в бой с немецким «карманным линкором» Admiral Graf Spee (который совершал коммерческий набег) в Битва у реки Плейт ; Адмирал Граф Шпее затем укрылся в нейтральном Монтевидео, Уругвае. Передавая сообщения о том, что в этом районе находятся крупные корабли, британцы заставили капитана адмирала Графа Спее подумать, что он столкнулся с безнадежной ситуацией, когда у него мало боеприпасов, и приказали затопить его корабль. 8 июня 1940 года немецкие крупные корабли Scharnhorst и Gneisenau, классифицируемые как линкоры, но с большим крейсерским вооружением, потопили авианосец HMS Glorious огнем. С октября 1940 г. по март 1941 г. немецкий тяжелый крейсер (также известный как «карманный линкор», см. Выше) Адмирал Шеер совершил успешное торгово-рейдовое плавание в Атлантическом и Индийском океанах.

27 мая 1941 года HMS Dorsetshire попытался прикончить немецкий линкор Bismarck торпедами, вероятно, заставив немцев затопить корабль. Бисмарк (в сопровождении тяжелого крейсера Prinz Eugen ) ранее потопил линейный крейсер HMS Hood и повредил линкор HMS Prince of Wales огнем в битве в Датском проливе.

19 ноября 1941 года HMAS Sydney затонул в результате фатального столкновения с немецким рейдером Кормораном в Индийском океане недалеко от Западной Австралии.

Операции в Атлантическом, Средиземном и Индийском океанах 1942–1944 гг.

Двадцать три британских крейсера были потеряны в результате действий противника, в основном от воздушных атак и подводных лодок, в ходе операций Атлантический, Средиземный и Индийский океан. Шестнадцать из этих потерь были в Средиземном море. Британцы включили крейсеры и зенитные крейсеры в конвой конвоев в Средиземном море и на север. Россия из-за угрозы наземного и воздушного нападения. Почти все крейсеры во время Второй мировой войны были уязвимы для атак подводных лодок из-за отсутствия противолодочного гидролокатора и вооружения. Кроме того, до 1943–44 гг. Легкое зенитное вооружение большинства крейсеров было слабым.

В июле 1942 г. попытка перехватить Конвой PQ 17 с надводными кораблями, включая тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», потерпела неудачу из-за того, что несколько немецких военных кораблей приземлились, но воздушные и подводные атаки затонули на 2/3 кораблей конвоя. В августе 1942 года адмирал Шеер провел операцию «Страна чудес », одиночный рейд на север России Карское море. Она бомбардировала остров Диксон, но в остальном не имела большого успеха.

31 декабря 1942 г. произошла битва на Баренцевом море, что было редкостью для Мурманска. бегут, потому что в нем участвовали крейсеры с обеих сторон. Четыре британских эсминца и пять других судов сопровождали Конвой JW 51B из Великобритании в район Мурманска. Еще один британский отряд из двух крейсеров (HMS Sheffield и HMS Jamaica ) и двух эсминцев находился в этом районе. Два тяжелых крейсера (один «карманный линкор» Lützow ) в сопровождении шести эсминцев попытались перехватить конвой возле Нордкапа после того, как его заметила подводная лодка. Хотя немцы потопили британский эсминец и тральщик (также повредив другой эсминец), им не удалось повредить ни одно из торговых судов конвоя. Немецкий эсминец погиб, тяжелый крейсер поврежден. Обе стороны вышли из боя, опасаясь торпед другой стороны.

26 декабря 1943 года немецкий крупный корабль «Шарнхорст» был потоплен при попытке перехватить конвой в битве у мыса Нордкап. Британские силы, потопившие ее, возглавлял вице-адмирал Брюс Фрейзер на линкоре HMS Duke of York в сопровождении четырех крейсеров и девяти эсминцев. Одним из крейсеров был сохраненный HMS Belfast.

Sch Сестра Арнхорста, Гнейзенау, поврежденная миной и затонувшим кораблем в Channel Dash 13 февраля 1942 года и отремонтированная, была повреждена британской воздушной атакой 27 февраля 1942 года. В начале 1943 года Гитлер (возмущенный недавней неудачей в битве в Баренцевом море) приказал разоружить ее и использовать ее в качестве вооружения в качестве береговой обороны в начале процесса переоборудования для установки блока шести сантиметров вместо девяти 28-сантиметровых орудий, но в начале 1943 года. оружие. Одна 28-сантиметровая тройная турель сохранилась недалеко от Тронхейма, Норвегия.

Перл-Харбор в ходе кампании голландской Ост-Индии

Атака на Перл-Харбор 7 декабря В 1941 году Соединенные Штаты вступили в войну, но восемь линкоров были потоплены или повреждены в результате авиаудара. 10 декабря 1941 г. HMS Prince of Wales и линейный крейсер HMS Repulse были потоплены торпедоносцами наземного базирования к северо-востоку от Сингапура. Теперь стало ясно, что надводные корабли могут действовать на самолеты днем ​​без прикрытия с воздухом; В результате большинства надводных действий в 1942–43 годах велось ночью. Как правило, обе стороны идеали риска для своих линкоров до атаки японцев на залив Лейте в 1944 году.

Шесть линкоров из Перл-Харбора в конечном итоге были возвращены в строй, но ни один линкор США не вступал в бой с частными надводными японями в море до

. 137>Морское сражение за Гуадалканал в ноябре 1942 года, и только после битвы при проливе Суригао в октябрь 1944 года. USS North Carolina был готов высадиться на Гуадалканале. 7 августа 1942 г. и сопровождал авианосцы в битве на Восточных Соломоновых островах позже в том жеце месяцы. Однако 15 сентября он был торпедирован во время сопровождения авианосной группы и был вынужден вернуться в США для ремонта.

Как правило, японцы удерживали свои крупные корабли вне всех надводных действий в кампаниях 1941–42 гг. не удалось сблизиться с противником; Морское сражение за Гуадалканал в ноябре 1942 года было единственным исключением. Четыре корабля типа «Конго» провели береговую бомбардировку Малайи, Сингапура и Гуадалканала и сопровождали рейд на Цейлон и другие авианосные силы в 1941–42. Японские морские корабли также неэффективно участвовали (из-за того, что не участвовали) в битве у Мидуэя и одновременном Алеутском диверсии ; в обоих случаях они находились в составе линейных кораблей в тылу авианосных групп. Источники утверждают, что Ямато пропустил всю кампанию на Гуадалканале из-за отсутствия осколочно-фугасных снарядов, плохих навигационных карт местности и большого расхода топлива. Вполне вероятно, что плохие карты коснулись и других линкоров. За исключением класса Kongō, большинство японских линкоров провели критический 1942 год, когда большая часть боевых действий в войне происходила в домашних водах или на укрепленной базе Трук, вдали от какого-либо риска нападения или нападения. подверглись атаке.

С 1942 года до середины 1943 года крейсеры США и других союзников были тяжелыми частями на своей стороне в группе надводных боях голландской Ост-Индской кампании, кампании на Гуадалканале и Первые Соломоновы Острова боевые действия; им обычно противостояли сильные японские крейсеры, вооруженные торпедами Длинное копье. Эсминцы также участвовали в этих кампаниях исключительно между эсминцами.

Наряду с незнанием возможностей торпеды «Длинное копье», ВМС США столкнулись с недостатком, о котором они изначально не знали - ненадежностью торпеды «Марк 15», используемой эсминцами. У этого оружия были такие же недостатки, как и у взрывателя Марка 6, и у более ненадежной торпеды Марка 14 ; наиболее частыми стрельбы из этих торпед были провал или промах. Проблемы с этим оружием не были решены до середины 1943 года, после того, как были проведены почти все надводные действия на Соломоновых островах. Еще одним фактором, определившим первые действия на поверхности, была довоенная подготовка рабочих сторон. ВМС США сконцентрировались на 8-дюймовом огне дальнего действия в качестве основного наступательного оружия, привело к жесткой тактике линии фронта, в то время как японцы интенсивно тренировались для ночных торпедных атак. Украина к 1941 г. все японские крейсеры после 1930 г. 8 части дюймовые орудия, почти все крейсеры ВМС США в южной части Тихого океана в 1942 г. были 8-дюймовыми (203-мм) «крейсерами договора»; Большинство 6-дюймовых орудийных (152-мм) крейсеров былинуты в Атлантике.

Кампания в Голландской Ост-Индии

Хотя их линкоры не выходили на поверхность, японские силы крейсеров-эсминцев быстро изолировали и разгромили военно-морские силы союзников в голландской Ост-Индской кампании в феврале-марте 1942 года. В трех отдельных действиях они потопили пять крейсеров союзников (два голландских и по одному британскому, австралийский и американский ) торпедами и обстрелом одного японского крейсера, поврежденного. Когда еще один крейсером союзников был отозван на ремонт, единственным оставшимся крейсером союзников в этом районе был поврежденный военный корабль США Marblehead. Несмотря на свой быстрый, японцы действовали методично, никогда не покидали своего прикрытия с воздуха.

Кампания на Гуадалканале

После ключевых авианосных сражений Коралловых. Sea и Midway в середине 1942 года. Япония потеряла четыре авианосца, совершивших рейд на Перл-Харбор, и находилась в стратегической обороне. 7 августа 1942 года морские пехотинцы США высадились на Гуадалканале и других близлежащих островах, начав кампанию Гуадалканала. Эта кампания оказалась серьезным испытанием как для флота, так и для морской пехоты. Наряду с двумя авианосными боями между крейсерами и эсминцами произошло несколько боевых действий на поверхности, причем почти все ночью.

Битва у острова Саво . В ночь с 8 на 9 августа 1942 года японцы контратаковали в Гуадалканала в битве у Саво с силами крейсеров-эсминцев. Спорный шаг, американские авианосные группы были выведены из этого района 8-го числа из-за больших потерь истребителей и низкого уровня топлива. В состав силового союза входили шесть тяжелых крейсеров (два австралийских), два легких крейсера (один австралийский) и восемь эсминцев США. Из крейсеров только австралийские корабли имели торпеды. Японские силы включают пять тяжелых крейсеров, два легких крейсера и один эсминец. Сочетание обстоятельств снизило готовность союзников к бою. В результате боя три тяжелых крейсера были потоплены торпедами и артиллерийским огнем, один австралийский тяжелый крейсер был выведен из строя и затоплен, один тяжелый крейсер поврежден и два американских эсминца повреждены. У японцев три крейсера были легко повреждены. Это был наиболее однобокий исход действий на поверхности Соломоновых островов. Наряду с их превосходными торпедами, японская открытая стрельба была точной и очень разрушительной. Последующий анализ показал, что часть ущерба была вызвана ненадлежащим ведением домашнего хозяйства военными США. Размещение лодок и самолетов в мидель-ангарах с полными бензобаками способствовало возникновению пожаров, включая полными и незащищенными ящиками для боепасов открытого типа для вторичного вооружения открытого типа. Вскоре эта практика была исправлена, и с тех пор американские крейсеры с аналогичными повреждениями тонули реже. «Саво» был первым боевым кораблем в надводном положении почти для всех кораблей и личного состава США; несколько американских крейсеров и эсминцев были нацелены или поражены в Коралловом море или Мидуэй.

Битва на Восточных Соломонах . 24–25 августа 1942 г. состоялась битва на Восточных Соломонах - крупное авианосное сражение. Частью боевых действий была попытка японцев усилить Гуадалканал людей и оборудование на войсковых транспортах. Конвой японских войск был атакован самолетами союзников, в результате чего японцы усилили Гуадалканал войсками на быстрых военных кораблях ночью. Эти конвои союзники называли «Токийский экспресс ». Несмотря на то, что многие другие действия на Соломоновых островах вращаются вокруг миссий Токийского экспресса. Кроме того, воздушные операции США начались с Хендерсон-Филд, аэродрома на Гуадалканале. Страх перед воздушной мощью с помощью космической техники.

Битва у мыса Эсперанс . Битва у мыса Эсперанс ночь произошла в с 11 на 12 октября 1942 года. Миссия Токийского экспресса выполнялась на Гуадалканал в то же время как отдельная Бомбардировочная группа крейсера-эсминца, снаряженная фугасными снарядами для бомбардировки Хендерсон-Филд. Американский крейсер-эсминец был развернут перед конвоем войск США на Гуадалканал, который должен был состояться 13 октября. Конвой «Токийский экспресс» состоял из двух тендеров на гидросамолеты и шести эсминцев; Группа бомбардировок состояла из трех тяжелых крейсеров и двух эсминцев, а силы США - двух тяжелых крейсеров, двух легких крейсеров и пяти эсминцев. Войска США вступили в бой с японскими бомбардировочными силами; конвой Токийского экспресса смог выгрузиться на Гуадалканале и уклониться от боевых действий. Бомбардировочная группа была замечена с близкого расстояния (5 000 ярдов (4600 м)), и силы США открыли огонь. Японцы были удивлены, потому что их адмирал ожидал увидеть силы Токийского экспресса и воздержался от огня, пытаясь подтвердить личность американского кораблей. Один японский крейсер и один эсминец были потоплены, один крейсер поврежден, один американский эсминец потоплен, один легкий крейсер и один эсминец повреждены. Бомбардировочная группа не смогла привести в действие свои торпеды и повернула назад. На следующий день американские самолеты из Хендерсон-Филд атаковали несколько японских кораблей, потопив два эсминца и повредив третий. Победа США вызвала чрезмерную самоуверенность в некоторых более поздних сражениях, что отражено в первоначальном после боевых действий, в котором говорилось, что два легких японских тяжелых крейсера, один легкий крейсер и три эсминца потоплены огнем только Бойсе. Сражение мало повлияло на общую ситуацию, так как следующей ночью два линкора класса Конго без сопротивления обстреляли и серьезно повредили Хендерсон-Филд, следующей ночью конвой Ток экспрессийского доставил 4500 солдат на Гуадалканал. Колонна США доставила войска в соответствии с графиком 13 числа.

Битва за острова Санта-Крус . Битва за острова Санта-Крус произошла 25–27 октября 1942 года. было решающим сражением, так как он оставил США и Японию только по два больших авианосца в южной части Тихого океана (еще один большой японский авианосец был поврежден и ремонтировался до мая 1943 года). Из-за высокой скорости истощения авианосцев без замены в течение нескольких месяцев, по большей части обе стороны перестали рисковать своими оставшимися авианосцами до конца 1943 года, и каждая из сторон вместо этого отправила по паре линкоров. Следующими крупными авианосными операциями США были налёт авианосцев на Рабаул и поддержка вторжения в Тараву, оба в ноябре 1943 года.

Морское сражение за Гуадалканал . Морская битва за Гуадалканал произошла 12–15 ноября 1942 года в два этапа. Первым этапом была ночная надводная акция 12–13 ноября. Японские силы состояли из двух линкоров типа Kongō с фугасными снарядами для бомбардировки Хендерсон-Филд, одного небольшого легкого крейсера и 11 эсминцев. Их план состоял в том, что бомбардировка контролирует авиацию союзников и позволит силе из 11 транспортных кораблей и 12 эсминцев усилить Гуадалканалской дивизией на следующий день японцев. Тем не менее, американская разведывательная авиация засекла приближающихся менее японцев 12-го числа, и американцы предприняли все возможные приготовления. Американские силы состояли из двух тяжелых крейсеров, одного легкого крейсера, двух зенитных крейсеров и восьми эсминцев. В ту ночь японцы уступили по вооружению американцам, и отсутствие предбоевых приказов американского командующего к замешатель американцу. Эсминец USS Laffey приблизился к линкору Hiei, выпустив все торпеды (хотя, по всей видимости, ни одна не подорвалась и не взорвалась) и обстреляла мостик линкора, ранив японского адмирала и убив его начальника штат сотрудников. Первоначально американцы потеряли четыре эсминца, в том числе "Лаффи", при этих тяжелых крейсера, большинство оставшихся эсминцев и оба зенитных крейсера были повреждены. Первоначально у японцев был поврежден один линкор и четыре эсминца, но в этот момент они отошли, возможно, не подозревая, что силы США не могут им противостоять. На рассвете американские самолеты из Хендерсон-Филд, USS Enterprise и Эспириту-Санто представили поврежденный линкор и два эсминца в этом районе. Линкор (Hiei) был потоплен самолетами (или, возможно, затоплен), один эсминец был потоплен поврежденным USS Portland, другой эсминец атакован самолетами, но смог отойти. Оба поврежденных зенитных крейсера США были потеряны 13 ноября, один (Джуно ) торпедирован японской подводной лодкой, а другой затонул на пути в ремонт. Потеря Джуно была особенно трагичной; возможность подводной лодки предотвратило погибли быстрое спасение, более 100 выживших из экипажа численностью почти 700 человек находились в течение восьми дней, и все, кроме десяти, погибли. Среди погибших было пять ев Салливан.

Японские транспортные силы были перенесены на 14-е, новый отряд крейсеров-эсминцев (к которому с опозданием присоединился уцелевший линкор Киришима ) был отправлен для бомбардировки Хендерсона. Поле в ночь на 13 ноября. Только два крейсера фактически бомбили аэродром, так как Киришима еще не прибыл, а остальные силы сторожили военные корабли США. Обстрел нанесительный ущерб. Затем силы крейсеров-эсминцев отошли, а транспортные силы продолжили движение в направлении Гуадалканала. Обе силы были атакованы американской авиацией 14 числа. Крейсер потерял один тяжелый крейсер потопленным и один поврежденным. Хотя транспортные силы прикрываются истребителями с авианосца Дзюнъю, шесть транспортов были потоплены и один серьезно поврежден. Все, кроме четырех эсминцев, сопровождавших транспортные силы, подобрали выживших и отошли. Оставшиеся четыре транспорта и четыре эсминца подошли к Гуадалканалу ночью, но остановились, чтобы дождаться результатов ночных действий.

В ночь с 14 на 15 ноября японские силы Киришима, два тяжелых и два легких крейсера, и девять эсминцев подошли к Гуадалканалу. Их встретили два американских линкора (Вашингтон и Южная Дакота ) вместе с четырьмя эсминцами. Это была одна из двух встреч боевых кораблей во время Тихоокеанской войны; другой - однобокая битва у пролива Суригао в октябрь 1944 года, часть битвы у залива Лейте. Линкоры сопровождали «Энтерпрайз», но из-за срочности ситуации были отключены. Имея девять 16-дюймовых (406-мм) орудий каждый против восьми 14-дюймовых (356-мм) орудий на Киришиме, американцы имели преимущества в области вооружения и брони. Все четыре эсминца были потоплены или серьезно повреждены и выведены из строя вскоре после того, как японцы атаковали их огнем и торпедами. Хотя ее основная батарея оставалась в действии большую часть боя, Южная Дакота потратила большую часть боевых действий на серьезных сбоев в электросети, которые повлияли на ее радар, управление огнем и радиосистемы. Хотя ее броня не была пробита, она была поражена 26 снарядами разного калибра и временно подверглась, по словам американского адмирала, «глухой, немой, слепой и бессильной». Вашингтон оставался незамеченным японцами большую часть боя, но воздерживался от стрельбы, чтобы избежать «дружественного огня», пока Южная Дакота не была освещена японским огнем, а затем быстро поджег Киришиму из-за заклинившего руля направления и других повреждений. Вашингтон, наконец, замеченный японцами, затем направился к островам Рассела, чтобы в надежде отвлечь японцев от Гуадалканала и Южной Дакоты, и успешно уклонился от нескольких торпедных атак. Необычно то, что в этом бою попало всего несколько японских торпед. «Киришима» затонул или был затоплен еще до наступления ночи вместе с двумя японскими эсминцами. Остальные японские корабли отошли, за исключением четырех транспортов, которые ночью причалили к берегу и начали разгрузку. Однако рассвет (и американская авиация, американская артиллерия и американский эсминец) обнаружил, что они все еще оставлены на берегу, и были уничтожены.

Битва при Тассафаронге . Битва при Тассафаронге произошла в ночь с 30 ноября на 1 декабря 1942 г. У США было четыре тяжелых крейсера, один легкий крейсер и четыре эсминца. У японцев было восемь эсминцев на пути Токийского экспресса для доставки еды и припасов в бочках на Гуадалканал. Американцы добились первоначальной неожиданности, повредив один эсминец артиллерийским огнем, который позже затонул, но контратака японских торпед была разрушительной. Один американский тяжелый крейсер был потоплен, еще три были сильно повреждены, у двух из них оторвались носовые части. Примечательно, что эти двое не были потеряны из-за ударов Длинного копья, как это было в предыдущих битвах; Американская боевая готовность и управляемость улучшились. Несмотря на поражение американцев, японцы отступили, не доставив на Гуадалканал важнейшие поставки. Еще одна попытка 3 декабря сбросила 1500 бочек с припасами возле Гуадалканала, но бомбардировочные самолеты союзников потопили все, кроме 300, прежде чем японская армия смогла их вернуть. 7 декабря катера ПТ прервали рейс Токийского экспресса, а следующей ночью потопили японскую подводную лодку снабжения. На следующий день ВМС Японии предложили остановить все заходы эсминцев на Гуадалканал, но согласились сделать еще один. Это произошло 11 декабря и было также перехвачено катерами ПТ, которые потопили эсминец; только 200 из 1200 бочек, сброшенных с острова, были восстановлены. На следующий день японский флот предложил покинуть Гуадалканал; это было одобрено Генеральным штабом Империи 31 декабря, и японцы покинули остров в начале февраля 1943 года.

Пост-Гуадалканал

После того, как японцы оставили Гуадалканал в феврале 1943 г. Операции союзников в Тихом океане перешли к кампании в Новой Гвинее и изоляции Рабаула. Битва у Кулинского залива произошла в ночь с 5 на 6 июля. У США было три легких крейсера и четыре эсминца; у японцев было десять эсминцев с 2600 военнослужащими, предназначенных для Вила, чтобы противостоять недавней высадке США на Рендова. Хотя японцы потопили крейсер, они потеряли два эсминца и смогли доставить только 850 человек. В ночь с 12 на 13 июля произошло сражение при Коломбангара. У союзников было три легких крейсера (один новозеландский) и десять эсминцев; у японцев был один небольшой легкий крейсер и пять эсминцев - «Токийский экспресс» направлялся в Вила. Все три крейсера союзников были сильно повреждены, а новозеландский крейсер на 25 месяцев выбыл из строя из-за удара «Лонг-Лэнс». Союзники потопили только японский легкий крейсер, а японцы высадили 1200 солдат в Виле. Несмотря на свою тактическую победу, это сражение заставило японцев использовать другой маршрут в будущем, где они были более уязвимы для атак эсминцев и кораблей PT.

Битва при Императрице Августе Бэй была сражался в ночь с 1 на 2 ноября 1943 года, сразу после того, как морские пехотинцы США вторглись на Бугенвиль на Соломоновых островах. Японский тяжелый крейсер незадолго до боя был поврежден в результате ночного воздушного налета; вполне вероятно, что воздушные радары союзников продвинулись достаточно далеко, чтобы позволить ночные операции. У американцев было четыре новых крейсера типа Cleveland и восемь эсминцев. У японцев было два тяжелых крейсера, два малых легких крейсера и шесть эсминцев. Обе стороны страдали от столкновений, неразорвавшихся снарядов и взаимного умения уклоняться от торпед. Американцы понесли значительные повреждения трем эсминцам и легкие повреждения крейсеру, но без потерь. Японцы потеряли один легкий крейсер и эсминец, еще четыре корабля были повреждены. Японцы отступили; Американцы преследовали их до рассвета, а затем вернулись в район приземления, чтобы обеспечить прикрытие противовоздушной обороны.

После битвы у островов Санта-Крус в октябре 1942 года обеим сторонам не хватало крупных авианосцев. США приостановили операции с крупными авианосцами до тех пор, пока не будет собрано достаточно авианосцев, чтобы сразу уничтожить весь японский флот, если он появится. Рейды авианосцев и десантные операции в Центральной части Тихого океана начались в ноябре 1943 года с авианосного налета на Рабаул (которому предшествовали и последовали атаки Пятых ВВС ) и кровавого, но успешного вторжения в Тараву. Атаки с воздуха на Рабаул нанесли ущерб японским крейсерам: четыре тяжелых и два легких крейсера были повреждены; они были отведены в Трук. Перед началом этих операций США создали силы в центральной части Тихого океана из шести больших, пяти легких и шести эскортных авианосцев.

С этого момента крейсеры США в основном служили зенитным эскортом для авианосцев и при бомбардировке с берега. Единственной крупной японской авианосной операцией после Гуадалканала была катастрофическая (для Японии) битва в Филиппинском море в июне 1944 года, прозванная ВМС США «выстрелом в марианские индейки».

Залив Лейте

Последней крупной операцией Императорского флота Японии была битва при заливе Лейте, попытка отразить американское вторжение на Филиппины в октябре 1944 года. Два действия в этом сражении, в которых крейсеры сыграли значительную роль в битве у Самара и битве у пролива Суригао.

Битва при проливе Суригао . Битва при проливе Суригао произошла в ночь с 24 на 25 октября, за несколько часов до битвы у Самара. У японцев была небольшая группа линкоров в составе Fus F и Yamashiro, один тяжелый крейсер и четыре эсминца. За ними на значительном расстоянии последовал еще один небольшой отряд из двух тяжелых крейсеров, небольшого легкого крейсера и четырех эсминцев. Их целью было двинуться на север через пролив Суригао и атаковать флот вторжения у Лейте. Силы союзников, известные как Сила поддержки 7-го флота, охранявшие пролив, были подавляющими. В его состав входили шесть линкоров (все, кроме одного, ранее поврежденные в 1941 году в Перл-Харборе), четыре тяжелых крейсера (один австралийский), четыре легких крейсера и 28 эсминцев, а также отряд из 39 катеров. Единственным преимуществом для японцев было то, что большая часть линкоров и крейсеров была снаряжена в основном фугасными снарядами, хотя было загружено и значительное количество бронебойных снарядов. Ведущие японские силы уклонились от торпед ПТ катеров, но были сильно поражены торпедами эсминцев, потеряв линкор. Затем они столкнулись с линкором и крейсерскими орудиями. Уцелел только один эсминец. Бой примечателен тем, что это был один из двух случаев, когда линкоры стреляли по линкорам на Тихоокеанском театре военных действий, второй - военно-морское сражение за Гуадалканал. Из-за начального расположения противостоящих сил силы союзников находились в позиции «, пересекающей позицию T », так что это было последнее сражение, в котором это произошло, но это не был запланированный маневр. У следующих японских крейсеров было несколько проблем, в том числе легкий крейсер, поврежденный PT-катером, и столкновение двух тяжелых крейсеров, один из которых отстал и был потоплен воздушной атакой на следующий день. Американский ветеран пролива Суригао, USS Phoenix, был переведен в Аргентину в 1951 году как генерал Бельграно, прославившись тем, что был потоплен HMS Conqueror в Война за Фолклендские острова 2 мая 1982 года. Она была первым кораблем, потопленным атомной подводной лодкой вне аварий, и только вторым кораблем, потопленным подводной лодкой после Второй мировой войны.

Битва у Самара . В битве у Самара группа японских линкоров, двигавшаяся к флоту вторжения у Лейте, вступила в бой с крохотными американскими силами, известными как «Taffy 3» (формально Task Unit 77.4.3), состоящими из шести эскортных авианосцев с примерно 28 самолетами в каждом. три эсминца и четыре эсминца сопровождения. Самыми крупными орудиями в американских войсках были орудия калибра 5 дюймов (127 мм) / 38, в то время как японцы имели 14 дюймов (356 мм), 16 дюймов (406 мм) и 18,1 дюйма (460 мм). пистолеты. Самолеты шести дополнительных эскорт-авианосцев также участвовали в общей сложности около 330 самолетов США, включая истребители F6F Hellcat и бомбардировщики-торпедоносцы TBF Avenger. У японцев было четыре линкора, включая «Ямато», шесть тяжелых крейсеров, два малых легких крейсера и 11 эсминцев. Японские войска ранее были отброшены воздушной атакой, потеряв сестру Ямато Мусаси. Адмирал Хэлси затем решил использовать свои авианосные силы Третьего флота, чтобы атаковать японскую авианосную группу, расположенную к северу от Самара, которая на самом деле была группой-приманкой с небольшим количеством самолетов. На этом этапе войны японцам отчаянно не хватало самолетов и пилотов, и залив Лейте был первым сражением, в котором были применены атаки камикадзе . Из-за трагедии ошибок, Холси взял с собой силы американского линкора, оставив пролив Сан-Бернардино, охраняемый только небольшими авианосными эскортными силами Седьмого флота. Битва началась на рассвете 25 октября 1944 года, вскоре после битвы при проливе Суригао. В последовавшем за этим бою американцы продемонстрировали сверхъестественную точность торпед, отбив нос у нескольких японских тяжелых крейсеров. Самолеты носителей сопровождения также показали себя очень хорошо, атакуя из пулеметов после того, как у их носителей кончились бомбы и торпеды. Неожиданный уровень повреждений и маневрирование, чтобы избежать торпед и воздушных атак, дезорганизовали японцев и заставили их думать, что они столкнулись по крайней мере с частью основных сил Третьего флота. Они также узнали о поражении за несколько часов до этого в проливе Суригао и не слышали, что силы Холси были заняты уничтожением флот-приманок. Убежденные, что остальная часть Третьего флота прибудет в ближайшее время, если этого не произошло, японцы отступили, потеряв в конечном итоге три тяжелых крейсера, потопленных, а еще три были повреждены от воздушных и торпедных атак. Американцы потеряли два эскортных авианосца, два эсминца и один эсминец сопровождения потоплены, при этом были повреждены три эскортных авианосца, один эсминец и два эсминца эскорта, таким образом потеряв более трети своих боевых сил потоплено, а почти все остальные повреждены.>

Производство крейсеров военного времени

США построили в большом количестве крейсеры до конца войны, в частности 14 тяжелых крейсеров типа «Балтимор» и 27 легких крейсеров типа «Кливленд», а также восемь Зенитные крейсеры типа "Атланта". Класс Cleveland был самым большим классом крейсеров, когда-либо построенных по количеству построенных кораблей, с девятью дополнительными Clevelands, построенными как легкие авианосцы. Большое количество построенных крейсеров, вероятно, было связано со значительными потерями крейсеров в 1942 году на Тихоокеанском театре военных действий (семь американских и пять других союзников) и предполагаемой необходимостью в нескольких крейсерах для сопровождения каждого из многочисленных крейсеров типа типа Essex строятся авианосцы. Потеряв четыре тяжелых и два малых легких крейсера в 1942 году, японцы за время войны построили только пять легких крейсеров; это были небольшие корабли с шестью орудиями калибра 6,1 дюйма (155 мм) на каждом. Потеряв 20 крейсеров в 1940–42 гг., Британцы не построили ни одного тяжелого крейсера, тринадцать легких крейсеров (классы Crown Colony и Minotaur ) и шестнадцать зенитных крейсеров (класс Dido) во время войны.

Конец 20 века

Линейный крейсер ВМФ России типа Киров, Фрунзе

Подъем авиации во время Второй мировой войны резко изменил характер военно-морского флота. бой. Даже самые быстрые крейсеры не могли маневрировать достаточно быстро, чтобы уклоняться от воздушных атак, и у самолетов теперь были торпеды, что позволяло противостоять атакам на средней дальности. Это изменение привело к прекращению самостоятельных операций одиночных кораблей или очень небольших оперативных групп, и во второй половине 20-го века военно-морские операции основывались на очень крупных флотах, которые, как считалось, могли отражать все, кроме самых крупных воздушных атак, хотя это и было не испытано никакой войной в тот период. ВМС США сконцентрировались вокруг авианосных групп, с крейсерами и линкорами, в основном обеспечивающими противовоздушную оборону и бомбардировку берега. До тех пор, пока в конце 1970-х годов на вооружение не поступила ракета Harpoon, ВМС США почти полностью зависели от палубной авиации и подводных лодок для обычных атак вражеских кораблей. В отсутствие авианосцев советский флот зависел от противокорабельных крылатых ракет; в 1950-х годах они поставлялись в основном с тяжелых бомбардировщиков наземного базирования. Советские крылатые ракеты, запускаемые с подводных лодок, в то время предназначались в основном для наземных атак; но к 1964 году противокорабельные ракеты были развернуты в большом количестве на крейсерах, эсминцах и подводных лодках.

Разработка крейсеров США

ВМС США осознали потенциальную ракетную угрозу сразу после Второй мировой войны. закончилась и имела значительный связанный с этим опыт из-за атак японских камикадзе в той войне. Первоначальной реакцией было модернизировать легкое зенитное вооружение новых крейсеров с 40-мм и 20-мм орудий до спаренных 3-дюймовых (76 мм) / 50 калибра артустановок. В долгосрочной перспективе считалось, что орудийные системы не смогут справиться с ракетной угрозой, и к середине 1950-х годов были разработаны три морские зенитно-ракетные комплексы: Talos (дальнего действия), Terrier (средний диапазон) и зубной камень (короткий диапазон). Талос и терьер были ядерными боеприпасами, и это позволяло использовать их в противокорабельных и береговых бомбардировках в случае ядерной войны. Начальник военно-морских операций Адмирал Арли Берк приписывают превышение скорости разработка этих систем.

Terrier первоначально использовался на двух переоборудованных крейсерах типа Baltimore (CAG), переоборудование которых было завершено в 1955–56. Дальнейшая переделка шести крейсеров типа Cleveland (CLG) (классы Galveston и Providence ), переработка класса Farragut в управляемые ракетные "фрегаты" (DLG), а разработка DDG класса Charles F. Adams привела к завершению строительства множества дополнительных кораблей с управляемыми ракетами, на которых были развернуты все три системы в 1959–1962 гг. Также в этот период был построен ядерный корабль USS Long Beach с двумя пусковыми установками Terrier и одной пусковой установкой Talos, а также противолодочной пусковой установкой ASROC, которой не хватало конверсий времен Второй мировой войны. Переделанные крейсера времен Второй мировой войны до этого момента сохранили одну или две башни ГК для береговой бомбардировки. Однако в 1962–1964 годах три дополнительных крейсера Baltimore и Oregon City-class были более широко преобразованы в класс Albany. These had two Talos and two Tartar launchers plus ASROC and two 5-inch (127 mm) guns for self-defense, and were primarily built to get greater numbers of Talos launchers deployed. Of all these types, only the Farragut DLGs were selected as the design basis for further production, although their Leahy-class successors were significantly larger (5,670 tons standard versus 4,150 tons standard) due to a second Terrier launcher and greater endurance. An economical crew size compared with World War II, вероятно, сыграли решающую роль, так как Leahys требовала экипажа всего 377 человек против 1 200 человек для переоборудования класса Cleveland. В течение 1980 г. к десяти «Фаррагутам» присоединились четыре дополнительных класса и два одноразовых корабля, получив в общей сложности 36 фрегатов с управляемыми ракетами, восемь из которых являются ядерными (DLGN). В 1975 году Farraguts были реклассифицированы как эсминцы с управляемыми ракетами (DDG) из-за их небольшого размера, а оставшиеся корабли DLG / DLGN стали крейсерами с управляемыми ракетами (CG / CGN). Преобразования времен Второй мировой войны постепенно прекращались между 1970 и 1980 годами; Ракета "Талос" была снята в 1980 году в целях экономии, а ракета "Албанис" списана. Вскоре после этого с Лонг-Бич сняли пусковую установку Talos; палубное пространство использовалось для ракет «Гарпун». Примерно в это же время корабли Terrier были модернизированы ракетой RIM-67 Standard ER. Фрегаты и крейсеры с управляемыми ракетами служили в годы холодной войны и войны во Вьетнаме; у берегов Вьетнама они произвели береговую бомбардировку и сбили вражеские самолеты или, в качестве кораблей контрольной зоны положительной радиолокационной идентификации (ПИРАЗ ), управляемые истребители для перехвата вражеских самолетов. К 1995 году бывшие ракетные фрегаты были заменены на крейсера типа Ticonderoga и эсминцы типа Arleigh Burke.

ракетные крейсеры ВМС США были построены на корпусах эсминцев (некоторые называли «командиры эсминцев» или «фрегаты» до реклассификации 1975 г.). Поскольку ударная роль ВМС США была сосредоточена вокруг авианосцев, крейсеры были в первую очередь предназначены для обеспечения противовоздушной обороны, часто добавляя противолодочные возможности. Эти американские крейсеры, построенные в 1960-х и 1970-х годах, были крупнее, часто с ядерными двигателями для увеличения срока службы при сопровождении авианосцев с ядерными двигателями, и несли ракеты класса "земля-воздух" большей дальности, чем ранние модели Чарльза Ф. Адамса. - ракетные эсминцы, которым была поставлена ​​задача ПВО ближнего действия. Американский крейсер резко отличался от своих современников, советских «ракетных крейсеров», которые были вооружены большим количеством противокорабельных крылатых ракет (ASCM) в рамках боевой доктрины атаки насыщения, хотя в начале 1980-х годов ВМС США модернизировали некоторые из этих существующих крейсеров несут небольшое количество противокорабельных ракет Harpoon и крылатые ракеты Tomahawk.

Граница между крейсерами и эсминцами ВМС США размыта из-за класса Spruance. Первоначально разработанный для борьбы с подводными лодками, эсминец Spruance был сопоставим по размеру с существующими крейсерами США, но имел преимущество в виде закрытого ангара (вмещавшего до двух вертолетов средней грузоподъемности), что было значительным улучшением по сравнению с базовой авиацией. объекты более ранних крейсеров. Конструкция корпуса Spruance была использована в качестве основы для двух классов; класс Kidd, которые в то время имели сопоставимые противовоздушные возможности с крейсерами, а затем эсминцы класса DDG-47, которые были переименованы в ракетные крейсеры класса Ticonderoga, чтобы подчеркнуть дополнительные возможности, обеспечиваемые корабельные боевые системы Aegis и средства их флага, подходящие для адмирала и его штаба. Кроме того, 24 члена класса Spruance были модернизированы с помощью системы вертикального пуска (VLS) для крылатых ракет Tomahawk из-за модульной конструкции корпуса, наряду с аналогичным оснащенным VLS классом Ticonderoga, эти корабли имели возможности для защиты от надводных ударов за пределами Крейсера 1960–1970-х годов, получившие бронированные пусковые установки «Томагавк» в рамках программы New Threat Upgrade. Подобно кораблю Ticonderoga с VLS, Arleigh Burke и Zumwalt class, несмотря на то, что он

Последняя правка сделана 2021-05-16 10:08:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте