Операция Гудвуд (военно-морской флот)

редактировать
Серия британских воздушных налетов 1944 года на Тирпиц

Операция Гудвуд
Часть Мировой войны II
Черно-белая фотография нескольких групп людей, склонившихся над бомбами на летной палубе авианосца в море. Несколько самолетов-монопланов припаркованы на летной палубе, еще один военный корабль виден в море рядом с авианосцем. . бомбардировщики Barracuda и истребители Corsair, вооруженные на летной палубе HMS Formidable во время операции Goodwood
Дата22–29 августа 1944
МестоположениеКаафьорд, Норвегия 69 ° 56′07 ″ N 23 ° 02′43 ″ E / 69,93528 ° N 23,04528 ° E / 69,93528; 23,04528 Координаты : 69 ° 56′07 ″ N 23 ° 02′43 ″ E / 69,93528 ° N 23,04528 ° E / 69,93528; 23.04528
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Соединенное КоролевствоГермания
Командиры и лидеры
Соединенное Королевство Генри Мур Нацистская Германия Вольф Юнге
Жертвы и потери
17 самолетов. 1 потоплен фрегат. 1 эскортный авианосец поврежден и не подлежит ремонту12 самолетов. 1 линкор слегка поврежден. 7 других кораблей повреждены
Каафьорд находится в Норвегии Каафьорд Каафьорд Кофьорд, фьорд в муниципалитете Альта в округе Финнмарк, Норвегия, который ответвляется Альтафьорден

Operation Goodwood была серией британских авианосцев воздушных налетов, проведенных против немецкого линкора Tirpitz на его якорной стоянке в Каафьорде в оккупированной Норвегия в конце августа 1944 года. Это была последняя из нескольких атак, совершенных флотом метрополии в течение 1944 года с целью повредить или потопить Тирпиц и тем самым устранить угрозу, которую он представлял для Союзническая доставка. Предыдущие налеты на Каафьорд, проведенные самолетами авиации флота, включали только одну воздушную атаку; в операции «Гудвуд» за одну неделю было совершено несколько атак. Королевский флот надеялся, что эти набеги подорвут грозную оборону немцев.

Британский флот покинул свою базу 18 августа и начал первый набег на Каафьорд утром 22 августа. Атака не удалась, и небольшой рейд в тот вечер нанес небольшой урон. Атаки проводились 24 и 29 августа и также были неудачными. Во время налета 24 августа Тирпиц был сбит двумя бомбами, но ни одна из них не причинила значительного ущерба. Британские потери во время операции «Гудвуд» составили 17 самолетов по всем причинам, фрегат , потопленный подводной лодкой, и эскортный авианосец сильно поврежден. Немецкие войска потеряли 12 самолетов и повреждены 7 кораблей.

В конце августа 1944 года ответственность за атаку Тирпица была передана Королевским военно-воздушным силам. В трех налетах тяжелых бомбардировщиков, проведенных в сентябре и октябре 1944 года, линкор сначала был разбит, а затем потоплен. Историки считают операцию «Гудвуд» серьезным провалом для авиации флота и связывают ее результаты с недостатками самолетов и их вооружения.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Подготовка
  • 3 Противоборствующие силы
  • 4 Атаки
    • 4,1 22 августа
    • 4,2 24 августа
    • 4,3 29 августа
  • 5 Последствия
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Сноски
    • 6.2 Цитаты
    • 6.3 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
История вопроса

С начала 1942 года Тирпиц представлял значительную угрозу для союзных конвоев транспортировка грузов через Норвежское море в Советский Союз. Размещенный во фьордах у норвежского побережья, линкор был способен подавить силы непосредственного сопровождения арктических конвоев или прорваться в Северную Атлантику. Чтобы противостоять этой угрозе, союзникам нужно было иметь мощные военные корабли с британским флотом метрополии, и крупные корабли сопровождали большинство конвоев на части пути в Советский Союз.

Black and white aerial photo of a body of water surrounded by steep snow-topped mountains. Several ships are anchored in a bay, with the battleship Tirpitz's location being marked with an arrow. Аэрофотоснимок Тирпица, пришвартованного в Каафьорде

В 1942 и 1943 годах на Тирпиц было нанесено несколько воздушных и морских ударов. 6 марта 1942 года торпедоносцы летели с авианосца HMS Victorious атаковал линкор, когда он пытался перехватить Конвой PQ 12, но не достиг ни одного попадания. Бомбардировщики Королевских ВВС и Советских ВВС также несколько раз пытались нанести удар по Тирпицу на ее якорных стоянках в 1942 и 1943 годах, но не причинили никакого ущерба. 23 сентября 1943 года две британские сверхмалые подводные лодки X-класса прорвали оборону вокруг основной якорной стоянки линкора в Каафьорде на севере Норвегии во время операции «Источник» и разместили взрывные заряды в воде под ней.. Эта атака причинила значительный ущерб Тирпицу, выведя ее из строя на шесть месяцев.

После операции «Источник» задача атаки на Тирпиц была возложена на авианосцы Флота метрополии. После нескольких месяцев подготовки 3 апреля 1944 года была проведена успешная атака (Операция Вольфрам ) с участием двух ударных групп из 20 Фейри Барракуда пикирующих бомбардировщиков в сопровождении 40 истребителей. В то время как экипаж Тирпица сильно пострадал. потерь в ходе этой операции линкор не получил серьезных повреждений. Тем не менее, он был выведен из строя еще на несколько месяцев, пока ремонт был завершен.

Флот метрополии предпринял еще четыре рейда на Тирпиц в период с апреля по июль 1944 года, хотя линкор был атакован только во время последнего из них. операции. Этим атакам препятствовал перевод многих летчиков Флота метрополии в другие подразделения после операции «Вольфрам», поскольку запасной экипаж был менее опытным. Первый рейд (операция «Планета») начался 21 апреля, но он был отменен через три дня, когда агенты, дислоцированные возле Каафьорда, сообщили о плохой погоде над целевой областью. Флот метрополии вышел в море, чтобы снова атаковать Тирпиц в середине мая в рамках так называемой операции «Браун». Ударный отряд из 27 барракуд в сопровождении истребителей Vought F4U Corsair и Supermarine Seafire вылетел с авианосцев HMS Furious и Victorious 15 мая, но вернулся в корабли не атаковали после того, как натолкнулись на тяжелые облака над Каафьордом. Следующий рейд, операция «Коготь тигра», был начат в конце мая, но был отменен из-за плохой погоды 28 числа месяца. Последующая атака (Operation Mascot ) была приурочена к середине июля, перед возобновлением арктических конвоев, которые были приостановлены с апреля 1944 года, чтобы высвободить корабли для высадки в Нормандии. Ударная группа в составе 44 Barracudas и 40 истребителей, отправленных 17 июля, достигла целевой области, но обнаружила, что Тирпиц скрыт за защитной дымовой завесой, и атака не нанесла никакого ущерба линкору.

Подготовка
Карта северной Норвегии показывает расположение Каафьорда Карта северной Норвегии показывает расположение Каафьорда Каафьорд Расположение Каафьорда на севере Норвегии

В течение нескольких недель после операции «Талисман» Тирпиц продолжал готовиться к возможным боевым действиям. После испытаний в защищенных водах Альтафьорда он вышел в море 31 июля и 1 августа, чтобы тренироваться со своими защитными эсминцами. Вокруг Каафьорда были также установлены дополнительные дымогенераторы, чтобы улучшить и без того сильную оборону района. Об этих действиях сообщили шпионы, и британское Адмиралтейство истолковало их так, что Тирпиц готовился к рейду против союзных кораблей. Чтобы защититься от этой угрозы, было решено провести дальнейшие атаки на линкор на его якорной стоянке в Каафьорде во время следующей серии арктических конвоев. В действительности германский флот не планировал использовать «Тирпиц» в наступлении, так как он был бы очень уязвим для превосходящих сил союзников военно-морских и воздушных сил, если бы вышел в море. Вместо этого линкор оставался на действительной службе, чтобы связать военные корабли и самолеты союзников.

Провал операции «Талисман» убедил командующего Флотом метрополии адмирала сэра Генри Мура, что Главный ударный самолет авиации флота, пикирующий бомбардировщик Fairey Barracuda, не подходил для операций против Каафьорда. Поскольку низкая скорость пикирующих бомбардировщиков дала защитникам Каафьорда достаточно времени, чтобы прикрыть Тирпиц дымовой завесой между моментом обнаружения входящих налетов и их прибытием над целевой областью, Мур пришел к выводу, что дальнейшие атаки с использованием этих самолетов будут бесполезны. Тем не менее, Адмиралтейство посчитало, что неоднократные удары по Каафьорду из «Барракуд» в течение 48-часового периода могут подорвать оборону немцев и истощить запас топлива для защитных дымогенераторов Тирпица. Также было уделено внимание полетам быстрых и дальнобойных бомбардировщиков de Havilland Mosquito с авианосцев в попытке добиться внезапности, но ни один из этих самолетов наземного базирования не мог избежать поддержки бомбардировок союзников. Германии. Несмотря на свои опасения, Мур согласился предпринять еще одну попытку нанести удар по Тирпицу.

Согласно предложению Адмиралтейства, планы Мура относительно новой атаки на Каафьорд включали в себя авиацию Флота метрополии, атаковавшую регион в течение нескольких дней. Хотя истребители, участвовавшие в предыдущих налетах, использовали только свои пулеметы для обстрела немецкой обороны, чтобы уменьшить угрозу, которую они представляли для «Барракуд», было решено использовать некоторые из этих самолетов в качестве пикирующие бомбардировщики во время операции «Гудвуд». В ходе подготовки две эскадрильи «Корсаров» и одна эскадрилья Grumman F6F Hellcats, выбранные для участия в атаке, прошли обучение тактике бомбометания с пикирования в период между операциями «Маскот» и «Гудвуд». Еще одним новым элементом планов было решение использовать самолеты авиации флота для сброса мин около Тирпица и входа в Каафьорд. Мины, сброшенные возле линкора, должны были быть оснащены взрывателями с временной задержкой, и была надежда, что взрывы этих устройств заставят капитана Тирпица попытаться переместить военный корабль в более безопасные воды и пройти через минное поле у ​​входа во фьорд. В период до операции «Гудвуд» летные эскадрильи Флота метрополии проводили учения с использованием дальности до озера Лох-Эрибол на севере Шотландии; местность в этом районе сопоставима с местностью вокруг Каафьорда, и озеро также использовалось для этой цели в рамках подготовки к операции «Вольфрам».

Противоборствующие силы

Атакующий флот операции «Гудвуд» был разделен на три группы. Адмирал Мур сел на борт линкора HMS Duke of York, который плавал с авианосцами флота HMS Indefatigable (флагман контр-адмирала Родерика МакГригора, командующего 1-я крейсерская эскадрилья), грозный и яростный, а также два крейсера и четырнадцать эсминцев. Второй отряд состоял из эскортных авианосцев HMS Nabob и Trumpeter, крейсера HMS Kent и группы фрегатов. Пара флотских нефтяников в сопровождении четырех корветов отправилась отдельно для поддержки двух ударных групп.

Авианосцы погрузили на борт самую крупную группу самолетов авиации флота. к тому моменту на войне. Их основным ударным элементом были 35 Barracudas, приписанные к 820, 826, 827 и 828 авиаэскадрильям ВМС, которые действовали с трех флот перевозчиков. Два подразделения 6-го военно-морского истребительного авиакрыла, 1841 и 1842-е эскадрильи, вылетели на 30 корсарах с «Грозного». В общей сложности 48 Seafires были приписаны к 801, 880, 887 и 894 эскадрильям на борту Indefatigable и Furious. Кроме того, 1770 и 1840 эскадрилий управляли 12 Fairey Firefly и 12 истребителями Hellcat соответственно из Indefatigable. Два эскортных авианосца погрузили в общей сложности 20 Grumman TBF Avengers (которые отвечали за подразделение по сбрасыванию мин в операции Goodwood) и 8 истребителей Grumman F4F Wildcat ; эти самолеты были разделены между 846-й эскадрильей на борту Трумпетера и 852-й эскадрильей на Набобе.

Якорная стоянка Тирпица в Каафьорде была сильно защищена. До операции «Вольфрам» вокруг фьорда располагались одиннадцать батарей зенитных орудий, несколько боевых зенитных кораблей и система дымовых генераторов, способных скрыть Тирпиц от самолетов. После атаки были установлены дополнительные радиолокационные станции, наблюдательные посты и увеличено количество дымовых генераторов. ПВО Тирпиц была усилена за счет установки на нее дополнительных 20-миллиметровых (0,79 дюйма) орудий, модификации 150-миллиметровых (5,9 дюйма) орудий, чтобы их можно было использовать для атаки самолетов, и поставки зенитных снарядов для ее 380-миллиметровых ( 15 дюймов) основные орудия. У ВВС Германии (Люфтваффе ) было немного истребителей, размещенных на аэродромах возле Каафьорда, и их действия были ограничены нехваткой топлива.

Атаки

22 августа

Черно-белая фотография авианосец в море. Корма корабля намного ниже в воде, чем нос. HMS Nabob после торпедирования 22 августа

Атакующий отряд операции Goodwood вышел в плавание 18 августа. Время операции было установлено таким образом, чтобы обеспечить защиту флотом метрополии, который 15 августа покинул Шотландию и направился в Советский Союз. После безуспешного путешествия на север 20 августа наступающие войска прибыли у берегов Норвегии. Хотя первое нападение на Каафьорд планировалось провести 21 августа, погодные условия в тот день были неподходящими для полетов, и Мур решил отложить его на 24 часа. Впервые немцы были предупреждены о присутствии британского флота 21 августа, когда были обнаружены радиосообщения с авианосцев.

Первый удар по Каафьорду был нанесен 22 августа. Хотя условия полета были плохими из-за низкой облачности, Мур решил атаковать в тот день, так как на некоторых из его кораблей начинало заканчиваться топливо, и вскоре им нужно было уйти из Норвегии для дозаправки. В 11:00 с трех авианосцев был запущен отряд из 32 барракуд, 24 корсаров, 11 светлячков, 9 адских котов и 8 морских огней. Никаких Мстителей не отправляли, поскольку облачные условия не подходили для выполнения их задачи. Поскольку мин было мало, и Мстители не могли безопасно приземлиться, все еще неся это оружие, элемент плана по установке мин потерпит неудачу, если самолет не сможет определить местонахождение Тирпица и будет вынужден сбросить свои грузы в море.

Когда ударная группа приблизилась к берегу, было замечено тяжелое облако, покрывающее холмы возле Каафьорда. Поскольку облака препятствовали точной бомбардировке, «Барракуда» и «Корсары» вернулись к авианосцам, не атаковав. Истребители Hellcat и Firefly продолжили движение и подошли к фьорду ниже облачной базы. Эти самолеты достигли неожиданности, и Тирпиц не был скрыт дымом, когда они прибыли над Каафьордом. В 12:49 Светлячки начали атаку, обстреляв немецкие зенитные орудия Тирпиц и его окрестности. Двумя минутами позже девять Hellcats атаковали линкор 500-фунтовыми (230 кг) бомбами, но не достигли цели. Когда ударный отряд вернулся к авианосцам, он уничтожил два гидросамолета Тирпица в гавани Букта и сильно повредил подводную лодку U-965 в Хаммерфесте. В Ингёй, к северу от Хаммерфеста, три Hellcats обстреляли немецкую радиостанцию. В результате атаки были подожжены здания станции и повреждены антенны. Восемь Seafire совершили диверсионные атаки на район Банак и близлежащую базу гидросамолетов, уничтожив пять немецких гидросамолетов. Три британских самолета были потеряны во время атаки утром 22 августа; один Hellcat и Seafire были сбиты, и один из Barracudas был вынужден броситься в море во время обратного полета.

После того, как ударные силы были восстановлены, большая часть Флота метрополии отплыла от норвежского побережья для дозаправки. Группа, состоящая из «Грозного», «Неистового», двух крейсеров и нескольких эсминцев, взяла курс на двух нефтяников флота, а группа эскортных авианосцев отступила, чтобы авианосцы могли заправить свои эскортные корабли. В 17:25 Набоб был поражен торпедой, выпущенной из U-354. Авианосец получил серьезные повреждения и 21 погиб, но смог продолжить ограниченные полеты. Вскоре после этого U-354 торпедировала фрегат HMS Bickerton, когда тот искал нападавшего на Набоба. В тот же вечер Набоб был вынужден вернуться на базу Флота метрополии в Скапа-Флоу в сопровождении Трубач, крейсера и нескольких эсминцев. Грозный и Неистовый прикрыли их отход; в этот период «Форсаж» заправлялся топливом и с танкеров Флота метрополии. Отбытие обоих эскортных авианосцев означало, что противоминный компонент операции «Гудвуд» пришлось отменить. Корма Бикертона была повреждена торпедой, и ее потенциально можно было спасти. Однако командующий войсками не хотел защищать два поврежденных корабля, и 22 августа около 20:30 фрегат был затоплен около 20:30. Вскоре после атак на Набоб и Бикертон, Seafires из 894-й морской эскадрильи сбили два немецких разведывательных самолета Blohm Voss BV 138.

Вечером 22 августа силами восьми человек Светлячки и шесть вооруженных бомбами Hellcats из Indefatigable снова совершили набег на Каафьорд. Это была первая серия небольших беспокоящих атак, направленных на ослабление немецкой обороны. Немецкие войска не обнаружили самолет до того, как он прибыл над Каафьордом в 19:10, и в результате обстрела светлячков немецкими артиллерийскими позициями один член экипажа Тирпица был убит и десять ранены. Однако бомбы Hellcats не смогли нанести линкору повреждений. На обратном пути британские истребители также атаковали немецкие корабли и радиолокационные станции, повредив два танкера, корабль снабжения и патрульный катер. Во время этого налета не было потеряно ни одного британского самолета.

24 августа

Из-за тумана 23 августа были отменены летные операции Indefatigable, включая запланированную диверсионную атаку на немецкие корабли в Лангфьорде. Два других перевозчика и их эскорт присоединились к Moore и Indefatigable у берегов Норвегии утром 24 августа. Хотя в тот день изначально был туман, во второй половине дня погода прояснилась, и можно было нанести удар по Каафьорду. Атакующая сила состояла из 33 барракуд, несущих 1600 фунтов (730 кг) бронебойных бомб, 24 корсара (в том числе 5 вооруженных бомбой весом 1000 фунтов [450 кг]), 10 адских котов, 10 светлячков и 8 Морские пожары. Пытаясь добиться внезапности, самолет отлетел от авианосцев из точки, находящейся южнее тех, которые использовались в предыдущих налетах. Затем ударный самолет пролетел параллельно берегу, затем вышел на берег и приблизился к Каафьорду с юга. Немецкая радиолокационная станция обнаружила силы в 15:41 и немедленно предупредила Тирпица.

Черно-белая фотография одномоторного моноплана на летной палубе времен Второй мировой войны авианосец. Большое количество мужчин наблюдают за самолетом или бегут к нему. Барракуда приземлилась на HMS Furious по завершении одной из атак на Тирпиц во время операции «Гудвуд»

Британская атака началась в 4: 00 часов. Он был начат с атак на немецкие артиллерийские позиции «Адских котов» и «Светлячков», летевших на пять минут впереди «Барракуд» и «Корсаров». Защитная дымовая завеса Тирпица не была полностью закрыта в начале рейда, но к тому времени, когда прибыли «Барракуды» и «Корсары», она была полностью покрыта дымом. В результате этим самолетам пришлось вслепую бомбить корабль, выпуская оружие с высоты от 5000 до 4000 футов (от 1500 до 1200 м). Только две бомбы попали в Тирпиц. Первым было орудие массой 500 фунтов (230 кг), сброшенное Hellcat, которое взорвалось на крыше ее основной орудийной башни «Бруно». Взрыв уничтожил счетверенную 20-миллиметровую (0,79 дюйма) зенитную артиллерийскую установку, расположенную наверху башни, но не причинил сколь-нибудь значительных повреждений самой башне. Вторая бомба, поразившая корабль, была бронебойным орудием весом 1600 фунтов (730 кг), которое пробило пять палуб, убило моряка в радиорубке и застряло рядом с электрической рубкой. Эта бомба не взорвалась, и немецкие специалисты по обезвреживанию бомбы позже определили, что она была лишь частично заполнена взрывчаткой. В немецком отчете об атаке говорилось, что если бы бомба взорвалась, это нанесло бы «неизмеримый» ущерб. Британские истребители также атаковали другие немецкие корабли и объекты в районе Каафьорда, повредив два патрульных катера, тральщик и радиолокационную станцию, а также уничтожив склад боеприпасов и три орудия одного из них. зенитная батарея. Последний оставшийся гидросамолет Тирпица Arado Ar 196 был атакован в гавани Букта и поврежден и не подлежит ремонту. Четыре Корсара и два Адских Кота были сбиты во время рейда, а экипаж линкора потерпел 8 погибших и 18 раненых. Потери среди зенитных частей, дислоцированных вокруг Каафьорда, были тяжелыми.

24 августа в 19:30 пара светлячков совершила фото-разведывательный полет над Каафьордом, чтобы собрать информацию о результатах атаки; их присутствие заставило немцев создать дымовую завесу над фьордом и провести интенсивный зенитный огонь. В тот же день в ходе отдельной операции U-354 была потоплена у Медвежьего острова Fairey Swordfish, действовавшей с эскортного авианосца HMS Vindex, который сопровождал Конвой JW 59.

Немецкое командование в Каафьорде посчитало, что атаки 24 августа были «несомненно самыми тяжелыми и решительными до сих пор», и потребовало перебросить истребительные части из северной Финляндии для усиления обороны района. Из-за других требований к истребительным силам Германии в это время, запрос был отклонен 26 августа штабом Люфтваффе.

Штормы и туман помешали англичанам провести дальнейшие атаки в период с 25 по 28 августа. 25 августа «Неустанный», «Грозный», два крейсера и семь эсминцев дозаправились с нефтяников. Оба крейсера позже отошли от сил и вернулись в Скапа-Флоу. Duke of York, Furious, крейсер и пять эсминцев также отправились на Фарерские острова для загрузки припасов. Перед тем, как покинуть флот, Форсаж переместил двух Барракуд и пару Адских котов в Неустанный. Поскольку пожилой «Форсаж» был признан неспособным к ведению боевых действий, он проследовал с Фарерских островов до Скапа-Флоу с крейсером и несколькими эсминцами. 29 августа Герцог Йоркский и оставшиеся эсминцы присоединились к основным силам Флота метрополии у северной Норвегии. В течение этого периода обслуживающий персонал летных эскадрилий работал над ремонтом самолетов, которые были повреждены во время атак 24 августа.

Конвой JW 59 завершил свой путь 25 августа, большая часть его кораблей пришвартовалась в Кола на севере России. С 20 по 24 августа конвой неоднократно подвергался атакам подводных лодок, а сопровождающие его военные корабли и самолеты потопили две подводные лодки. Все торговые суда прибыли благополучно, единственная потеря союзников - это шлюп HMS Kite, который был торпедирован и потоплен U-344 21 августа.

29 Август

Черно-белая фотография группы мужчин, толкающих бомбы в тележки на палубе авианосца в море. Одномоторный самолет находится сразу за людьми. Британские моряки передвигали бомбы по палубе авианосца перед «бомбардировкой» Барракуд во время одного из рейдов, проведенных во время операции «Гудвуд»

Последняя атака операции «Гудвуд» была нанесена 29 августа. Ударная группа включала 26 «Барракуд», 17 «Корсаров» (из которых двое были вооружены 1000-фунтовыми [450-кг] бомбами), 10 «Светлячков» и 7 «Адских котов». Seven Seafires также провели диверсионный рейд на Хаммерфест. В попытке дать бомбардировщикам точные точки прицеливания после создания искусственной дымовой завесы вокруг Тирпица, четыре «Адских кота» были вооружены бомбами с указателем цели . Самолет начал стартовать в 15:30.

Британскому самолету не удалось добиться внезапности. Немецкие радиолокационные станции отслеживали регулярные патрули Флота метрополии против подводных лодок и истребителей, и Seafire были обнаружены в 16:40, когда они находились в 54 милях (87 км) от Каафьорда. В ответ на это сообщение были активированы дымовые генераторы вокруг Каафьорда, и защитники фьорда вышли на свои боевые позиции. Прибытие основных сил британских самолетов над Каафьордом было задержано более сильным, чем ожидалось, ветром и навигационной ошибкой, и они не достигли цели до 17:25. К этому времени Тирпиц был покрыт очень толстой дымовой завесой, и никто из британских летчиков не заметил корабля. «Барракуда» и «Корсары» были вынуждены вслепую бомбить Каафьорд, и хотя на линкоре не было нанесено ни одного попадания, шесть членов его команды были ранены осколками бомбы при почти попадании в цель. Истребители вновь обстреляли немецкие корабли и артиллерийские позиции, но значительных повреждений не было. Сильный зенитный огонь из Тирпица, которым руководила группа наблюдателей, дислоцированных на горе недалеко от Каафьорда, сбила Corsair и Firefly.

После налета 29 августа Флот метрополии двинулся на запад, чтобы cover, который 28 августа прибыл с севера России в Великобританию. Из-за нехватки топлива «Неустанный» и три эсминца отделились в тот же день, чтобы вернуться в Скапа-Флоу, а «Грозный» с двумя эсминцами последовали через 24 часа. Герцог Йоркский и шесть эсминцев оставались на стоянке в Арктик Си до 11 часов утра 1 сентября, когда конвой был признан безопасным от нападения.

В целом, потери авиации флота во время операции «Гудвуд» составили 40 летчиков. убито и 17 самолетов уничтожено. Набоб также был признан не подлежащим экономическому ремонту и был снят с эксплуатации. С немецкой стороны Тирпиц получил лишь поверхностные повреждения.

Последствия
Цветная фотография темно-серого надгробия Новозеландский летчик, вылетевший с HMS Formidable и погиб во время операции «Гудвуд», похоронен в разделе «Военные могилы Содружества» главного кладбища Тромсё. 350>После рейда 29 августа британцы узнали от службы связи Ultra, что Тирпиц не получил значительных повреждений во время операции «Гудвуд». В публичных заявлениях Королевский флот утверждал, что повредил или потопил 19 немецких военных кораблей во время атак на Каафьорд, но не сообщил о повреждениях Тирпицу.

В последние дни операции «Гудвуд» планировщики Королевского флота решили не отдавать приказы. дальнейшие операции авиации флота против Каафьорда. Планировщики согласились с тем, что теперь немцы могли покрыть Тирпиц дымом до того, как «Барракуда» сможет добраться до линкора, и эти самолеты не могли нести бомбы, достаточно большие, чтобы нанести серьезный урон. Дальнейшее рассмотрение было уделено нападению на Каафьорд с использованием Москитос, запущенных с авианосцев, но легких бомбардировщиков по-прежнему не хватало, и было сочтено, что они не очень подходят для этой задачи. Более того, росла потребность в переброске авианосцев в Тихий океан, чтобы усилить вклад Великобритании в войну против Японии.

Поскольку Тирпиц по-прежнему считался угрозой для судоходства, британский комитет начальников штабов и верховный главнокомандующий союзными экспедиционными силами генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр в конце августа решили нанести дальнейшие удары по ней с использованием тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС. 15 сентября отряд Авро Ланкастерс атаковал Каафьорд после дозаправки на базах на севере России и причинил непоправимый урон линкору. После этого рейда она вышла на якорную стоянку около Тромсё, чтобы использовать ее в качестве неподвижной батареи береговой обороны. Еще одна атака тяжелых бомбардировщиков 29 октября нанесла лишь незначительный ущерб. В ходе третьего налета, совершенного 12 ноября, Тирпиц был сбит несколькими бомбами Tallboy и перевернулся, затонув с тяжелыми человеческими жертвами.

Историки пришли к выводу, что операция «Гудвуд» принесла успех. был провалом. В 1961 году британский официальный историк Стивен Роскилл заявил, что эти атаки положили конец «серии операций, результаты которых можно квалифицировать только как сильно разочаровывающие», и пришел к выводу, что возможность потопления Тирпица была «удаленные» из-за недостатков Barracudas и их вооружения. Точно так же Норман Полмар утверждал в 1969 году, что операция «Гудвуд» была «возможно, самой яркой неудачей FAA (Авиационная авиация флота) во время Второй мировой войны и может быть напрямую связана с отсутствием эффективных самолетов - Barracudas были слишком медленный и не мог нести достаточно большие бомбы для эффективных атак ". Совсем недавно Марк Ллевеллин Эванс оценил результаты операции «Гудвуд» как «жалкие», а Марк Бишоп пришел к выводу, что «величайшая операция авиации флота во время войны... закончилась неудачей».

Ссылки

Сноски

Ссылки

Библиография

  • Bennett, GH (2012). "Вступление". В Беннет, Г. Х. (ред.). Охота на Тирпица: военно-морские операции против корабля-сестры Бисмарка. Плимут, Девон: Плимутский университет Press. С. 7–25. ISBN 978-1-84102-310-6.
  • Бишоп, Патрик (2012). Мишень Тирпица. Лондон: Харпер Пресс. ISBN 978-0-00-743119-9.
  • Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: Плавучая крепость. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-341-7.
  • Браун, Дэвид (1990). Потери военных кораблей во Второй мировой войне. Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-802-8.
  • Браун, Дэвид (2009). Хоббс, Дэвид (ред.). Авианосные операции во время Второй мировой войны. Барнсли, Южный Йоркшир: линия фронта. ISBN 978-1-84832-042-0.
  • Эллис, Джон (1999). Один день в очень долгой войне: среда, 25 октября 1944 года (изд. Пимлико). Лондон: Пимлико. ISBN 0-7126-7465-9.
  • Эванс, Марк Ллевеллин (1999). Сражения Великой мировой войны в Арктике. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-30892-6.
  • Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Морской атлас, 1939–1945. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-560-8.
  • Garzke, William H.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Hinsley, F.H.; и другие. (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том третий, часть I. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 0-11-630935-0.
  • Полмар, Норман (1969). Авианосцы: графическая история авианосца и ее влияние на мировые события. Лондон: Macdonald Co. ISBN 1-57488-663-0.
  • Роскилл, С. У. (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II. Лондон: Канцелярские товары Ее Величества. OCLC 59005418.
  • Свитмен, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-822-4.
  • Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012) [1944]. «Атака морской авиации на Тирпиц (операция« Вольфрам ») 3 апреля 1944 года». В Беннет, Г. Х. (ред.). Охота на Тирпица: военно-морские операции против корабля-сестры Бисмарка. Плимут, Девон: Плимутский университет Press. С. 133–177. ISBN 978-1-84102-310-6.
  • Таррант В. Э. (1994). Последний год Кригсмарине: май 1944 - май 1945. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-176-X.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45. Ботли, Оксфордшир: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-498-1.
  • Вудман, Ричард (2004). Арктические конвои: 1941–1945 (изд. В мягкой обложке). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0-7195-6617-7.
  • Рэгг, Дэвид (2005). Эскорт-авианосец во Второй мировой войне: горючие, уязвимые, расходные материалы !. Барнсли, Южный Йоркшир: Pen Sword Maritime. ISBN 1-84415-220-0.
  • Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего супер-линкора Германии. Филадельфия: каземат. ISBN 978-1-935149-18-7.
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Операцией Гудвуд (военно-морской флот) на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:02:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте