801-я военно-морская авиационная эскадрилья | |
---|---|
Действует | 1933 - 9 марта 2007 |
Страна | Соединенное Королевство |
Филиал | Королевский флот |
Роль | Морской удар |
Часть | Авиационная авиация флота |
Девиз (ы) | На Les Aura. (они будут у нас). |
Боевые почести |
|
801-я военно-морская авиационная эскадрилья (NAS) была эскадрильей флота из состава Королевского флота, сформированного в 1933 году и участвовавшего в Второй мировой войне, Корейская война и Фолклендская война.
Эскадрилья была сформирована 3 апреля 1933 года как часть Военно-воздушной армии флота с повышением статуса эскадрильи полёта № 401. Эскадрилья была оснащена Fairey Flycatcher и Hawker Nimrod на борту HMS Hermes. В 1934 году мухоловки были заменены на Hawker Osprey, а Nimrods были сняты с вооружения в 1936 году. Эскадрилья была переоборудована на Blackburn Skua и Gloster Gladiator в 1939 год, незадолго до того, как эскадрилья была переведена в Адмиралтейство.
В январе 1940 года 801 NAS базировалась в RNAS Donibristle с Blackburn Skua, сыграв ключевую роль в начале войны с операциями в Норвегии, когда был отправлен с авианосца HMS Ark Royal. В сентябре 801-я эскадрилья отправилась на корабль Furious для набегов на северные части норвежского побережья. После атаки на Тронхейм 22 сентября, Skua L2942, пилотируемый младшим лейтенантом Бернардом Виггинтоном с ведущим авианосцем Кеннетом Кингом в качестве его наводчика, не смог найти свой авианосец и совершил аварийную посадку в нейтральной зоне Швеция.
В 1943 году 880-я морская авиационная эскадрилья сформировала 30-й военно-морской истребительный авиаполк на HMS Implacable. В июне 1945 года крылья морских истребителей были преобразованы в авианосные группы с 801 NAS, 828 NAS, 880 NAS и 1771 NAS, став 8-й авиагруппой авианосцев. В августе 1941 года они перевооружились на Sea Hurricanes в RNAS Yeovilton, капитан Джордж Клифтон Болдуин командовал станцией с 1966-1968 гг.) Эскадра была развернута в Средиземном море на борту Argus, затем Игл. Во время этого развертывания 801 NAS заявила о тринадцати самолетах противника различных типов, потеряв три Hurricane и четыре Fulmars. Два Fulmars были сбиты дружественным огнем.
В марте 1951 года 801 NAS получил Hawker Sea Furys, и эскадрилья принимала активное участие во время Корейская война летит из Славы. Слава была развернута в театре с 3 апреля 1951 года по 30 сентября 1951 года и с 8 ноября 1952 года до Соглашения о перемирии в Корее от 27 июля 1953 года. 801 NAS отправился на второй этап дежурства.
«Морские фурии» в обоих случаях могли быть вооружены либо двумя бомбами, либо четырьмя ракетами и танками. Самолеты в основном использовались для наземных атак, вооруженных бомбами и ракетами, но они также участвовали в боях воздух-воздух с гораздо более быстрыми МиГ-15.
A Sea Fury FB.11, запускаемыми из HMS Glory в 1951 годуЭскадрилья понесла семь потерь.
18 марта 1962 года 801-я эскадрилья была преобразована в Лоссимут в роли забастовщика с пиратами. В июле 1962 года в Victorious было отправлено 10 самолетов на Дальний Восток. Впоследствии эскадрилья получила Boyd Trophy 1967 года, ежегодную награду за лучшую эскадрилью военно-воздушных сил флота за свои усилия по вводу в эксплуатацию Buccaneer.
801 передан в Гермес с 7 самолетами в 1968 году для дальнейшего пребывания в восточных водах. В марте 1969 года корабль вернулся домой, чтобы провести следующий год в домашних и средиземноморских водах. В конце концов, 21 июля 1970 года эскадра была расформирована в Лоссимуте.
В январе 1981 года эскадра была перевооружена на Sea Harrier FRS.1 в RNAS Yeovilton.
Эскадрилья использовала корабль Sea Harrier, оснащенный радаром Blue Fox на борту Invincible во время Фолклендской войны. Эскадрилья пополнилась пятью пилотами из 899 NAS и находилась под командованием капитан-лейтенанта Найджела «Шарки» Уорда. 18 мая еще четыре пилота 809 NAS переходят в эскадрилью с MV Atlantic Conveyor на своих четырех самолетах Sea Harrier FRS.1.
809 пилоты NAS
эскадрилья 801 сбила 8 аргентинских самолетов.
801 NAS потерял четыре самолета и двух пилотов во время конфликта.
Лейтенант-коммандер Уорд и лейтенант Томас были каждый награжден Крестом за выдающиеся заслуги за свое поведение и лидерство на протяжении всей кампании. Капитан-лейтенант Кент и лейтенант Мортимер были упомянуты в депешах. Лейтенант Кертис был посмертно упомянут в депешах
В марте 1997 г. на борту HMS Illustrious был развернут 801 NAS в составе рабочей группы оператора связи, назначенной для Патруль Армиллы, когда он участвовал в операции «Юрал», обеспечивая соблюдение бесполетной зоны над южным Ираком. Эскадрилья, оснащенная морскими Харриерами FA2, действовала вместе с GR7 Harrier из эскадрильи №1 RAF, которые присоединились к ним на авианосце для проведения месяца совместных учений и операций. С 7 по 12 марта «Харриеры» совершили 28 самолето-пролетов (18 над территорией Ирака).
Во вторник, 28 марта 2006 г., в RNAS Yeovilton прошла церемония с участием Командир AJW Рэй в качестве последнего командира эскадрильи Sea Harrier в ознаменование вывода из эксплуатации самолетов Sea Harrier FA2 Королевского флота. Последний Sea Harrier был выведен из эксплуатации 31 марта 2006 года в RNAS Yeovilton, и эскадра расформирована. Перед выводом из эксплуатации все самолеты имели на хвостовом оперении символ omega в знак признания того, что 801 NAS был последним пилотом британского истребителя с неподвижным крылом. Это восходит к использованию этого символа 892-й морской эскадрильей, чьи McDonnell Douglas Phantom FG.1 были последними обычными самолетами с неподвижным крылом, использовавшимися Fleet Air. Arm.
801 NAS должен был быть повторно введен в эксплуатацию в марте 2007 года под командованием командира К. Сеймура для управления Harrier GR7 и GR9 из RAF Cottesmore. Однако из-за нехватки рабочей силы весь бывший персонал 801 и 800 NAS (их родственная эскадрилья) сформировал «военно-морское ударное крыло » внутри Королевских ВВС Коттесмор, тем самым разорвав все оставшиеся связи со своим бывшим домом в RNAS Yeovilton. 1 апреля 2010 года авиационная эскадрилья ВМС вернулась к 800-й морской эскадрилье.
За время своего существования 801-я эскадрилья использовала четырнадцать различных типов самолетов:
На Викискладе есть материалы, связанные с 801-й морской эскадрильей. |