HMS Ark Royal (91)

редактировать
Уникальный авианосец Королевского флота 1938 года

HMS Ark Royal h85716.jpg HMS Ark Royal в 1939 году, с Swordfish 820- я авиационная эскадрилья ВМС пролетает над головой
Обзор класса
Предыдущий:Отважный класс
Преемник:Прославленный класс
История
Соединенное Королевство
Имя:Ark Royal
Тезка:Ark Royal (1587)
Заказано:Программа сборки 1934 года
Строитель:Cammell Laird
Заложен:16 сентября 1935 г.
Спущен на воду:13 апреля 1937 г.
Введен в эксплуатацию:16 декабря 1938 г.
Идентификация:Номер вымпела : 91
Девиз:Desire n'a pas Repos - «Рвение не дает покоя»
Почести и. награды:
Судьба:Потоплен U- 81, 14 ноября 1941 г.
Общие характеристики
Тип:Авианосец
Водоизмещение:
Длина:
Ширина:94 фута 9,6 дюйма (28,895 м)
Осадка:27,8 фута 9,6 дюйма (8,717 м)
Установленная мощность:
Силовая установка:3 × вала; 3 × редукторные паровые турбины
Скорость:
  • 30 узлов (56 км / ч; 35 миль / ч) проектная
  • 31 узел (57 км / ч; 36 миль в час) фактическая
Диапазон:7,600 морских миль (14,100 км; 8700 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час)
Дополнение:1580 офицеров и рядовых
Вооружение:
Броня:
  • пояс : 4,5 дюйма (11,4 см)
  • Палуба : 3,5 дюйма (8,9 см) над котельными и магазинами
На борту самолета:
Авиационные средства:2 × катапульты

HMS Ark Royal (вымпел номер 91) был авианосцем из Royal Navy, служивший во время Второй мировой войны.

Разработанный в 1934 году в соответствии с ограничениями Вашингтонского военно-морского договора, Арк Ройал был построен Каммеллом Лэрдом в Биркенхед, Англия, и завершен в ноябре 1938 года. Ее конструкция отличалась от предыдущих авианосцев. Арк Ройал был первым кораблем, на котором ангары и полетная палуба были неотъемлемой частью корпуса, а не надстройкой или частью надстройки. Он был рассчитан на перевозку большого количества самолетов и имел два уровня ангарной палубы. Она служила в период, когда впервые широко использовалась военно-морская авиация; На борту Ark Royal было разработано и усовершенствовано несколько тактик авианосцев.

Арк Ройал служил на некоторых из самых активных военно-морских театров Второй мировой войны. Она приняла участие в авиалайнерах и подводных лодках в войне, операциях у берегов Норвегии, поисках немецкого линкора Бисмарк и Мальтийские конвои. Арк Рой пережил несколько аварий и получил репутацию «счастливого корабля». Она была торпедирована 13 ноября 1941 г. немецкой подводной лодкой U-81 и затонула на следующий день; один из 1488 членов экипажа. Ее гибель была предметом расследований; Следователи хотели узнать, как был утерян авианосец, несмотря на попытки спасти корабль и отбуксировать его на военно-морскую базу Гибралтар. Они получили, что несколько недостатков конструкции способствовали потерям.

Обломки корабля были обнаружены в декабре 2002 года американской подводной исследовательской компанией с использованием гидролокатора, установленного на автономном подводном аппарате по контракту с BBC на съемку документального фильма о корабле, в глубина около 1000 метров ( 3300 футов) и примерно 30 морских миль (56 км; 35 миль) от реализациитара.

Содержание

  • 1 Дизайн
  • 2 Строительство
  • 3 Вооружение и самолеты
  • 4 История обслуживания
    • 4.1 С группой охотников-убийц
    • 4.2 Еще одна близкая неудача
    • 4.3 Охота на Граф Шпее
    • 4.4 Возвращение к флоту
    • 4.5 Норвежская кампания
    • 4.6 Средиземноморье
    • 4.7 Поиски Шарнхорста и Гнейзенау
    • 4.8 Мальтийские конвои и операция «Тигр
    • 4.9 Охота на Бисмарка
    • 4.10 Сопровождение мальтийских конвоев
  • 5 Заключительный рейс и затопление
    • 5.1 Расследование
  • 6 Повторное открытие
  • 7 Заключение
  • 8 Цитаты
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Книги
    • 9.2 Веб-сайты
  • 10 Внешние ссылки

Дизайн

В 1923 году Адмиралтейство подготовило 10-летнюю программу, которая включает авианосец и 300 самолетов для Авиационной армии флота <70.>. Экономический спад после Первой мировой войны заставил его отложить. В 1930 году директор военно-морского строительства сэр Артур Джонс начал обновлять планы авианосца, используя недавно разработанные технологии. Его цель состояла в том, чтобы увеличить количество перевозимых самолетов за счет сокращения и взлетной дистанции самолетов с использованием тормозных механизмов и катапульты с сокращением паром соответственно, что разрешить больше места на палубе для хранения и подготовки самолетов. Наряду с двумя ангарными палубами это означает, что Ark Royal перевозит до 72 самолетов, хотя разработка более крупных и тяжелых самолетов во время строительства авианосца означала, что их фактическое количество составляло от 50 до 60. Ark Royal имел закрытый ангар. конструкция, в которой кабина пилота была «силовой палубой» и была построена с использованием стального покрытия Ducol толщиной 0,75 дюйма (19 мм) [2]. Таким образом, две ангарные палубы были заключены в балку корпуса, что также обеспечивало защиту ангаров от осколков. Машинные помещения были защищены 4,5-дюймовым (11,4 см) поясом . Три лифта перемещали самолет между ангарами и летной палубой.

Летная палуба Ark Royal нависает над кормой. Ее необычная высота над ватерлинией заметна по сравнению с буксиром.

Другой особенностью была длина и высота кабины экипажа. На высоте 800 футов (240 м) кабина пилота была на 118 футов (36 м) длиннее киля; последнее продиктовано флота сухих доков Королевского флота в реализациитаре и Мальте. Из-за двух ангарных палуб кабина экипажа поднималась на 66 футов (20 м) над ватерлинией.

Вашингтонский и Лондонские военно-морские договоры ограничивали тоннаж военного корабля. для ряда стран после окончания Великой войны. Британское правительство стремилось Второй договор, который включал предел водоизмещения авианосца до 23 000 длинных тонн (23 000 т). Ark Royal должен соответствовать этому ожидаемому пределу; для экономии броня была ограничена поясом, машинным отделением и магазинами, а сваркой вместо клепкой 65% корпуса сэкономили 500 длинных тонн. (510 т). Установка бронированной полетной палубы была невозможна, так как из-за этого веса Ark Royal был бы выше предложенного предела, в то же время снижая ее выносливость и устойчивость. Корабль был спроектирован с трехуровневой системой боковой защиты, основанной на схеме пустота-жидкость-пустота, очень похожа на ту, что использовалась на линкорах King George V-класса, и был разработан для защиты от торпед с боеголовкой до 750 фунтов (340 кг).

Корабль оснащен шестью котлами, которые приводят в действие три турбины с редуктором Parsons. Турбины были соединены через три приводных вала с тремя гребными винтами диаметром 16 футов (4,9 м), чтобы обеспечить максимальную теоретическую скорость 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час). Скорость была важна, так как с катапультами и тормозным механизмом Ark Royal должен был развернуться против ветра, чтобы запустить и восстановить самолет. Чтобы не подвергать опасности другие корабли частые изменения курса, связанные с полетами, Ark Royal пришлось бы оторваться от сопровождающих кораблей и наверстать упущенное по завершении. Кроме того, поскольку авианосец был вооружен для боя корабль-корабль, скорость была его главной защитой от вражеских кораблей.

Строительство

Ухудшение международной обстановки в 1933 году, типичным примером которого является перевооружение и перевооружение. экспансия в Японию и Италию убедила британцев объявить о выделении средств на строительство авианосца в предложениях по бюджету 1934 года. Планы были завершены к ноябрю 1934 года и в феврале 1935 года были переданы на торги Cammell Laird and Company Ltd., которая рассчитала стоимость корпуса в 1 496 250 фунтов стерлингов (что эквивалентно 104 630 000 фунтов стерлингов в В 2019 году.) И основное оборудование примерно на 500 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 31 850 000 фунтов стерлингов в 2016 году). Общая стоимость оценивалась более чем в 3 миллиона фунтов стерлингов, что сделало Ark Royal самым дорогим не линейным кораблем, заказанным Королевским флотом. Строительство началось на проекте № 1012, когда 16 сентября 1935 года был заложен киль Арк Ройал.

Арк Ройал сразу после спуска на воду. Видны лифты на летной палубе и зенитные позиции на корпусе.

Ark Royal провела почти два года на строительной верфи, прежде чем его спустила на воду 13 апреля 1937 года леди Мод Хор, жена из сэра Сэмюэля Хора, первого лорда Адмиралтейства. Бутылка шампанского, брошенная в луки Ark Royal, не разбилась до четвертой попыток. Авианосец провел год на оснащении, 16 ноября 1938 года был передан своему первому командиру капитану Артуру Пауэру и сдан в эксплуатацию 16 декабря. Несмотря на то, что авианосец предназначался для Дальнего Востока, события в Европе во время постройки авианосца, включая итальянское вторжение в Абиссинию в 1935 году и Гражданская война в Испании в 1936 году, заставили Адмиралтейство отметить его для развертывания с Home и. После того, как в конце 1938 года к ней присоединился ее экипаж, Ark Royal прошел ходовые испытания для подготовки к службе, в ходе авианосца способность развивать скорость выше теоретической, достигая 31 узла (57 км / ч; 36). миль в час) и на испытаниях в мае 1938 года Ark Royal достиг 31,2 узла (57,8 км / ч; 35,9 миль в час) с 103012 мощностью на валу (76816 кВт) при глубоком водоизмещении 27525 длинных тонн (27967 т).

Вооружение и самолеты

Вооружение Ark Royal было разработано с учетом противовоздушной войны, поскольку предполагалось, что авиация будет главной угрозой; корабли и подводные лодки можно было обогнать или уничтожить с помощью эскорта. Ее основным вооружением было шестнадцать скорострельных 4,5-дюймовых (110-мм) орудий двойного назначения в восьми сдвоенных башних, по четыре с каждой стороны корпуса, под управлением четырех датчиков. с помощью системы управления большим углом. Первоначальная конструкция размещала башню низко на корпусе, но позже она была изменена, чтобы они располагались чуть ниже полетной палубы, что увеличивало поле огня каждой башни. Шесть 8-ствольных 2-фунтовых (40-миллиметровых (1,57 дюйма)) «помповых» орудий располагались на кабине экипажа перед и за островом надстройки, а восемь - с 4-ствольными орудиями. 50-дюймовые (12,7-мм) пулеметы были установлены на небольших выступающих платформах спереди и сзади кабины экипажа.

Шестнадцать эскадрилий Fleet Air Arm были размещены на борту Ark Royal во время ее карьеры. ; в среднем пять эскадрилий одновременно. При поступлении на вооружение большинства эскадрилий Ark Royal были получены либо Blackburn Skuas - использовавшимися в качестве истребителей и пикирующих бомбардировщиков, либо Fairey Swordfish для разведки и торпедных бомбардировок. С апреля 1940 года эскадрильи, оснащенные поморниками, были модернизированы до Фейри Фулмарс ; Как и их предшественники, они использовались как истребители и бомбардировщики. Иногда авианосец эксплуатировал истребители-бомбардировщики Blackburn Roc (с апреля 1939 г. по октябрь 1940 г.) и бомбардировщики-торпедоносцы Fairey Albacore (в течение октября 1941 г.); это были самолеты на замену, использовавшиеся для увеличения численности эскадрилий. В июне 1940 года в Ark Royal находилась 701-я эскадрилья морской авиации, учебная эскадрилья, в которой работали Supermarine Walrus разведывательные амфибии.

эскадрильи, отправленные на борт Ark Royal
SquadronСамолет эксплуатируетсяПосадка (с - по)Примечания
800 Blackburn Skua Mk. II январь 1939 - апрель 1941Передан в Победоносный
810 Fairey Swordfish Mk. I январь 1939 - сентябрь 1941
820 Fairey Swordfish Mk. I январь 1939 - июнь 1941
821 Fairey Swordfish Mk. I январь 1939 г. - апрель 1940 г.снят с эксплуатации из-за потерь против Scharnhorst
803 Blackburn Skua Mk. II. Блэкберн Рок Мк. I апрель 1939 - октябрь 1940
818 Fairey Swordfish Mk. I август - октябрь 1939 г.. июнь - июль 1940 г.Работал с Furious и наземных баз с октября 1939 г. по июнь 1940 г.
801 Blackburn Skua Mk. II апрель - май 1940 г.переведен в Furious
807 Fairey Fulmar Mk. II апрель - ноябрь 1941 г.вышел на затонувший корабль
701 Supermarine Walrus Mk. I июнь 1940Учебная эскадрилья
808 Fairey Fulmar Mk. II сентябрь 1940 г. - ноябрь 1941 г.Совершил затопление
821XFairey Swordfish Mk. I декабрь 1940 - январь 1941рейс собран из выживших 821-й эскадрильи, позже преобразован в 815-ю эскадрилью
800YFairey Fulmar Mk. I июнь 1941рейс из 800-й эскадрильи
825 Fairey Swordfish Mk. I июнь - ноябрь 1941 г.Пристал к затоплению
816 Fairey Swordfish Mk. I июль - ноябрь 1941 г.Вышли на затопление
812 Fairey Swordfish Mk. I сентябрь - ноябрь 1941 г.Вышли на затопление
828 Fairey Swordfish Mk. I. Фэйри Альбакор Мк. I октябрь 1941Переброшен на Мальту

Служебная история

С группой охотников-убийц

Сообщение, отправленное на корабль, информирующее его о начале военных действий 3 сентября 1939 г.

Начало Второй мировой войны 3 сентября 1939 г. было предопределено тем, что флот Германии подводных лодок занял позиции у британского побережья, где они могли перехватить британские корабли. В течение нескольких часов после начала войны пассажирское судно SS Athenia было торпедировано U-30, первым из более чем 65000 тонн судов, потопленных подводными лодками в первой недели войны. война. Арк Ройал был развернут вместе с Флотом метрополии в Северо-Западных подходах в составе группы «охотников-убийц», состоящей из флотилии эсминцев и других противолодочных кораблей, сгруппированных вокруг авианосца; либо Мужественный, Гермес, либо Арк Ройал. Самолеты-носители могли увеличить зону поиска подводных лодок, но делали авианосцы заманчивыми целями.

14 сентября Ark Royal получил сигнал бедствия от SS Fanad Head, который был 200 морских миль (230 миль; 370 км) от него, преследуемый надводным U-30. Арк Ройал запустил самолет, чтобы помочь торговому кораблю, но был замечен U-39, выпустившим две торпеды. Наблюдатели развернулись следы торпед, и «Арк Ройал» уменьшился в сторону атаки, уменьшив ее поперечное сечение и заставив торпеды промахнуться и безвредно взорваться за кормой. Три эсминца класса F, сопровождая авианосец, начали глубинную бомбу U-39 и вытеснили ее на поверхность. Немецкий экипаж покинул корабль перед тем, как затонула U-39 - первая подводная лодка, потерянная во время войны. Самолет Ark Royal достиг Фанад-Хед, который находился в руках немецкого абордажа. «Скуа» безуспешно атаковали U-30: два разбились, выступили пойманными взрывом собственных бомб. Подводная лодка сбежала после спасения абордажа и пилотов сбитого самолета (оба наблюдателя утонули) и торпедирования Fanad Head.

Арк Ройал вернулся на базу в Лох-Эве, где она и ее команда были осмотрены Уинстоном Черчиллем. Гибель U-39 была расценена как важный фактор для морального духа. Однако неудавшаяся атака на Арк-Ройал и успешная атака на Храбрость 17 сентября убедили Адмиралтейство в том, что рисковать авианосцами слишком опасно, и группы охотников-убийц, ориентированные на авианосцы, были оставлены.

Еще одна близкая неудача

Ark Royal, проводившая полеты в 1939 году

25 сентября Ark Royal помог спасти подводную лодку Spearfish, которая была повреждена немецкими военными корабельными средствами у побережья Хорн- Рифс, в Каттегат. Возвращаясь в порт с Spearfish и линкорами Нельсон и Родни 26 сентября, эти корабли были обнаружены тремя Люфтваффе Dornier Do 18 гидросамолеты. Арк Ройал выпустил трех поморников Блэкберна, чтобы разогнать их; один Дорнье был сбит во время первой британской авиакатастрофы в войне.

Командир авиации на борту «Арк Ройял» - зная, что выжившие Дорнье сообщат местонахождение британских кораблей - приказал закрепить самолет и зенитное вооружение готово. Вскоре появились четыре Junkers Ju 88 бомбардировщиков бомбардировочного крыла Люфтваффе KG 30 : трое были отброшены зенитным огнем, четвертый выпустил 1000-мм ракету. килограммовая (2200 фунтов) бомба на авианосце. Арк Рой резко повернул на правый борт, кренился и уклонился от бомбы, приземлилась в океане в 30 метров ее носа по правому борту и пролила воды на корабль. Немецкие пилоты не увидели, был ли подбит авианосец, и разведывательный полет позже обнаружил два линкора, но не «Арк Ройал». Основываясь на этой информации, немцы ошибочно утверждали, что Ark Royal затонул. Чтобы доказать лживость немецкой пропаганды до того, как она окажет негативное влияние на союзников Великобритании, Уинстон Черчилль лично заверил президента США Франклина Делано Рузвельта в том, что авианосец не поврежден, и пригласил военно-морского атташе США посмотреть Арк Ройал в доке. Британский военно-морской атташе в Риме получил указание заверить премьер-министра Италии Бенито Муссолини, что корабль все еще находится в эксплуатации. Это было затруднением для Геббельса и нацистской пропаганды.

Охота на графа Шпее

В октябре 1939 года Ark Royal был переведен в Фритаун для работы африканское побережье в охоте на немецкого налетчика адмирала Графа Шпее. Авианосец был приписан к группе Force K и отправился на линейном крейсере Renown в Южную Атлантику. 9 октября самолет Ark Royal заметил немецкий танкер «Альтмарк», который поставлял Graf Spee. Танкер был замаскирован под американское судно Delmar, которое обманом заставило британцев проплыть мимо него. 5 ноября Арк Ройал захватил немецкого торговца SS Uhenfels, который пытался добраться до Германии. Позже корабль был принят на вооружение Великобритании как грузовой ипереименован в Empire Ability. Несколько торговых судов также были замечены самолетом авианосца, дважды заставили экипажи поверить в то, что они были атакованы, и покинуть корабль. Записка с объяснением ситуации была брошена в сумке экипажу норвежского судна, и они снова сели на борт; попытка повторить это упражнение с бельгийским экипажем провалилась, когда мешок упал в воронку корабля.

14 декабря 1939 года Граф Шпее поместил в Монтевидео для ремонта повреждений, полученные во время битва у реки Плейт. Два крейсера Королевского флота следовали за рейдером и патрулировали вход в гавань, сообщая флоту о местонахождении графа Шпее. Ark Royal и Renown были отправлены присоединиться к британским кораблям за пределами гавани, но, поскольку до них оставалось 36 часов, британский военно-морской атташе разработал план, чтобы заставить немцев поверить, что два крупных корабля уже прибыли. Заказ на топливо для Ark Royal был размещен в Буэнос-Айрес, в 140 милях (230 км) к западу от Монтевидео. Об этом просочилась пресса, передали в посольство Германии в Монтевидео и передали капитану графа Шпее Гансу Лангсдорфу. Это поспособствовало решение Лангсдорфа затопить свой корабль.

Вернуться к флоту

После того, как Граф Шпее был потоплен, Арк Ройал оставался в Атлантике на короткое время, прежде чем сопровождать поврежденный тяжелый крейсер Эксетер обратно в Девонпортская верфь, куда они прибыли в феврале. После этого Арк Ройал направил в Портсмут, чтобы взять припасы и персонал, прежде чем отправиться в Скапа-Флоу. По прибытии она перевела свои поморники «Блэкберн» на военно-морскую авиабазу Хатстон, чтобы укрепить оборону якорной стоянки. Затем Арк Ройал был направлен на учения, вылетев из Скапа-Флоу 31 марта 1940 года и направившись в Александрию с авианосцем Славный. Авианосцы прибыли в Восточное Средиземноморье 8 апреля, но днем ​​позже учения были отменены. Корабли отправились в <Гибралтар70>в ожидании приказов.

Немецкие войскаглись в Норвегию в рамках операции Weserübung 9 апреля и захватили участки побережья. Попытки Королевского флота поддержки британским войскам оказались безуспешными; воздушные атаки сокрушили корабли, потопив Гуркха и почти потопив Саффолк. Понимая, что британские корабли требуют прикрытия с воздуха, но зная, что норвежское побережье находится вне досягаемости британской наземной авиации, Адмиралтейство отозвало из Средиземного моря Ark Royal и Glorious 16 апреля.

Норвежская кампания

Ark Royal и Glorious прибыли в Скапа-Флоу 23 апреля 1940 г. были немедленно передислоцированы в рамках операции DX, отплыв в Норвегию на крейсерах Curlew и Berwick, и были показаны эсминцы Гиперион, Херивард, Хэсти, Бесстрашный, Фьюри и Юнона. Это был первый раз, когда Королевский флот развернул авианосцы с основной целью защиты истребителей других боевых кораблей. Корабли заняли позицию 25 апреля у побережья; Ark Royal расположен в 120 морских милях (220 км) от берега, чтобы уменьшить вероятность воздушных атак. Самолеты авианосца вели противолодочное патрулирование, обеспечивали истребительную поддержку других кораблей, наносили удары по морским и береговым целям. 27 апреля Арк Ройал вернулся в Скапа-Флоу для дозаправки и замены потерянных и поврежденных самолетов, а затем в тот же день отправился обратно с линкоем Валиант в качестве эскорта. Во время возвращения Арк Ройал подвергся воздушной атаке немецких бомбардировщиков Junkers Ju 88 и Heinkel He 111, действовавших из Норвегии. Авианосец не был поврежден и вернулся на позицию 29 апреля.

A Блэкберн Скуа приземлился на Арк Ройал. Поморники были опорой авиации флота в начале Второй мировой войны. Также видны предохранительные тросы, протянутые через кабину экипажа.

К этому моменту британское высшее командование осознало, что им не удержать немцев на юге Норвегии. Началась эвакуация союзных войск из Мольде и Ондалснес, прикрытие с воздуха с 30 апреля Арк Ройал. 1 мая немцы пытались потопить авианосец, в течение дня неоднократно нанося удары с воздухом. Истребители «Арк Ройал» и сильный зенитный огонь отбили врага, и, хотя на авианосец было сброшено несколько бомб, ни одна из них не попала. Эвакуация из Мольде и Андалснеса была завершена 3 мая, и авианосец был отозван в Скапа-Флоу для дозаправки и перевооружения. Находясь в порту, капитан Артур Пауэр покинуть корабль для повышения до Адмиралтейства и был заменен капитаном Седриком Холландом. По возвращении в Норвегию "Арк Ройал" был приказано прикрыть с операции около Нарвика, включая высадку французских войск 13 мая. 18 мая к ней присоединились авианосцы Glorious и Furious.

Несмотря на эти усилия, к концу мая стало ясно, что французские войска были на грани краха, а Норвегия была второстепенной фигурой по сравнению с наступлением Германии. к Ла-Маншу. Операция «Алфавит» была начата по переброске союзных войск из Нарвика в Британию. Ark Royal и Glorious - заслонили эсминцы Highlander, Diana, Acasta, Ardent и Acheron - отплыл из Скапа -Флоу 1 июня, чтобы прикрыть эвакуацию, которая началась на следующий день. Арк Ройал выполнял воздушное патрулирование и бомбардировки с 3 по 6 июня, а 7 июня был передислоцирован в Нарвик. На следующий день случилась катастрофа, когда «Глориус» в сопровождении Акасты и Ардента был отправлен в Британию. Три корабля были атакованы и потоплены немецкими линейными крейсерами Шарнхорст и Гнейзенау. Поиск, проведенный самолетом Арк Ройал, не удалось построить немецкие корабли, которые вернулись в Тронхейм.

Последний эвакуационный конвой покинул Нарвик 9 июня. Прежде чем британские корабли смогли отойти, Шарнхорст был обнаружен в результате налета на Тронхейм. Нападение поморников Ark Royal произошло в полночь 13 июня. Атака закончилась катастрофой: эсминцы сопровождения Антилопа и Электра столкнулись, когда Ark Royal запускал самолеты в тумане и вернулись в Англию для ремонта, восемь из пятнадцати атакующих поморников были сбиты, в то время как Шарнхорст избежал повреждений. Арк Ройал вернулся в Скапа-Флоу на следующий день и был переведен в.

Средиземноморье

Арк Роял покинул Скапа-Флоу с линейным крейсером Капюшон и тремя эсминцами, прибывшими. в реализациятаре 23 июня 1940 г. Здесь она присоединилась к отряду H под командованием сэра Джеймса Сомервилля. После капитуляции Франции возникли опасения, что французский флот в Мерс-эль-Кебир может попасть под контроль Оси и нарушить баланс сил в Средиземном море, что повлияет на всю войну. Капитан Арк Ройал, Седрик Холланд, был британским военно-морским атташе в Париже, и его послали вести переговоры о капитуляции или потопе французского флота. Force H был открыт за пределами гавани, и, когда французские адмиралы отказались от предложенных условий, открыли огонь по французским кораблям. Во время атаки на Мерс-эль-Кебир самолеты Арк Ройал предоставили информацию о британских кораблей. Французский линкор Страсбург уцелел, несмотря на нападение Рыбы-мечи из Арк Роял. Через два дня после атаки самолет из Арк Ройал вывел из строя французский линкор Дункерк, который был выброшен на берег во время первоначальной атаки.

Самолет Fairey Swordfish приземляется на летную палубу Ark Royal, в то время как Blackburn Skua кружит накладные расходы. Фотографияана из Кельвина после нападения на итальянский флот у Сардинии

Снизив вероятность французского вызова в Средиземном море, Force H подготовился к атакам на итальянские цели и вышел из реализациитара 8 июля.. Силы были атакованы итальянскими бомбардировщиками в течение восьми часов после вылета, и хотя Force HH избежал повреждений, Somerville отменил налеты и приказал флоту отправиться в Гибралтар. В июле британская колония Мальта подверглась атаке итальянских ВВС, и отряд H приказал доставить Hawker Hurricanes для усиления противовоздушной обороны острова. Force H был развернут с 31 июля по 4 августа с авианосцем Argus, который использовался для самолетов доставки, а Ark Royal обеспечивал воздушное прикрытие флота. 2 августа Ark Royal предпринял успешную воздушную атаку против итальянской авиабазы ​​Кальяри.

Force H оставался в исполнении до 30 сентября, когда он сопровождал подкрепление для флота адмирала Эрю Каннингема в Александрия. По пути запланированы диверсионные атаки на итальянские авиабазы ​​Эльмас и Кальяри, чтобы привлечь внимание как операции подкрепления, так и конвоя снабжения , идущего на Мальту. Атаки были успешно осуществлены 1 октября, и он достиг Александрии без особого внимания со стороны ВВС Италии. Из Александрии Арк Ройал был отделен и отправлен в Западную Африку, чтобы поддержать попытки британцев побудить французские колонии Виши перейти на сторону Свободной Франции. Во время использования нескольких самолетов «Свободной Франции» вылетели из Арк Ройал, но их экипажи были арестованы на Дакаре. Переговоры не увенчались успехом, и бомбардировщики из Арк-Ройал были использованы против военных объектов во время неудачной попытки англичан взять Дакар силой. После этого Ark Royal вернулся в путешествие по Ливерпуль 8 октября в сопровождении Fortune, Forester и Greyhound.. Ремонт, который длился до 3 ноября, включил ремонт ее оборудования и установку нового барьера на кабине экипажа.

Бомбы упали за кормой Ark Royal во время атаки итальянской авиации во время битвы за мыс Спартивенто. Фотография сделана с крейсера Шеффилд

. После ремонта Ark Royal в сопровождении Barham, Berwick и Glasgow отплыл в Гибралтар, прибыв 6 ноября. Они были развернуты с остальной частью Силы H для сопровождения конвоев для поддержки Мальты, выполнив несколько рейсов, прежде чем были назначены на Operation Collar, один из 35 конвоев для поддержки Мальты в период с 1940 года. и 1942 г., 25 ноября. Итальянский флот, устанавливаемый линкорами Джулио Чезаре и Витторио Венето, был отправлен на перехват конвоя. Итальянский флот был обнаружен самолетом-разведчиком из Ark Royal, и авианосец запустил торпедоносцы Swordfish, в то время как крупные корабли Force H развернулись, чтобы встретить врага. Во время сражения битва у мыса Спартивенто итальянский эсминец Лансьер был поврежден, хотя неизвестно, были ли виноваты торпеды бомбардировщиков или британская артиллерийская стрельба. Англичане приняли Лансьер за крейсер, а итальянское командование получило неверные сообщения о том, что крейсер Больцано подбит. Британские атакующие не смогли повредить другие итальянские корабли или потопить выведенный из строя эсминец, а в ответной атаке итальянских ВВС Ark Royal подвергся многочисленным атакамировкам, ни один из которых не пострадал. Битва не имел четкого результата, британский конвой достиг цели невредимым.

14 декабря 1940 года Ark Royal и Force H были передислоцированы из реализациитара в Атлантику для поиска Азорских островов в поисках налетчики на торговлю. Арк Ройал вернулся в Средиземное море 20 декабря и сопровождал линкор Малая и торговые суда с Мальты до 27 декабря. Затем группа H стала участвовать в операции Excess, плане переброски конвоев через Средиземное море для поддержки Western Desert Force, которые пытались вытеснить итальянские сухопутные войска из Египта в Ливию. В течение следующего месяца британский контроль на Средиземноморском театре военных действий был ослаблен, в частности, в результате вступления в бой люфтваффе и почти полной потери авианосца Illustrious. Он находился под давлением сил Оси в Восточном Средиземноморье, в то время как британский порт в Гибралтаре, вероятно, был бы потерян, если бы испанцы предпочли союз с немцами вместо того, чтобы оставаться вне войны. Чтобы разгрузить Средиземноморский флот, демонстрируя британскую мощь испанцам, Адмиралтейство и адмирал Каннингем планировали использовать бомбардировщики Ark Royal Swordfish в налетах на итальянские цели при поддержке бомбардировок от подразделений тяжелого флота. Первая бомбардировка плотины Тирсо на Сардинии 2 января была неудачной, но бомбардировщики Ark Royal Swordfish были более успешными 6 января, когда они бомбили портовый город Генуя. Самолеты авианосца также прикрывали линейный крейсер «Слава» и линкор «Малая», пока они обстреливали порт. 9 января Ark Royal запустил самолет, чтобы бомбить нефтеперерабатывающий завод в Ла Специя и заложить мины в гавани. Обе операции были успешными.

В поисках Шарнхорста и Гнейзенау

В начале февраля 1941 года линкоры Шарнхорст и Гнейзенау направились в Атлантический океан по приказы гросс-адмирала Эриха Редера, командующего германским флотом. Они должны были нарушить судоходство союзников и привлечь крупные корабли из других районов. 8 марта Force H и Ark Royal получили приказ направиться к Канарским островам для поиска линкоров и прикрытия конвоев, пересекающих территорию США. Арк Ройал использовала свой самолет для поиска захваченных кораблей, возвращающихся в Германию под контролем призовых команд. 19 марта были обнаружены три корабля: два затопили сами себя, а третий - SS Polykarp - был отброшен.

Вечером 21 марта 1941 г. Fairey Fulmar из Ark Royal наткнулся на Шарнхорст. и Гнейзенау в море. Из-за неисправности радио экипажу пришлось вернуться в Арк Ройал, чтобы доложить, к тому времени немецкие корабли скрылись в тумане. На следующий день Арк Ройал восстановил воздушное патрулирование в надежде найти налетчиков. Днем неисправность катапульты уничтожила Fairey Swordfish ; бросок фюзеляжа в море впереди авианосца. Не в силах остановиться, Арк Ройал налетел на меч-рыбу и оказался над головой, когда взорвались глубинные бомбы самолета. Шарнхорст и Гнейзенау достигли Бреста без британских преследований, в то время как Ark Royal вернулся в Гибралтар для ремонта, прибыв 24 марта.

Мальтийские конвои и операция Tiger

Ark Royal в море с линейным крейсером Известный Во время атаки итальянских торпедоносцев на Force H. виден интенсивный зенитный огонь. Ark Royal слева, с итальянским самолетом над носом., и HMS Renown справа.

Арк Ройал провел апрель, попеременно прикрывая конвои и доставляя самолеты на Мальту, и набеги в Атлантику для охоты на торговых рейдеров. К маю 1941 года армия Эрвина Роммеля Африканский корпус двигалась через Северную Африку к Суэцкому каналу, оттесняя Western Desert Force раньше. их. Британские силы были близки к краху, и британское верховное командование рискнуло послать конвой с подкреплением через Средиземное море в Александрию. Конвой состоял из пяти больших транспортных кораблей в сопровождении Ark Royal, линейного крейсера Renown, линкора Королева Елизавета, крейсеров Шеффилд, Наяда, Фиджи и Глостер, прикрытые эсминцами 5-й флотилии эсминцев. Перед отъездом Арк Ройал капитан Холланд ушел, чтобы оправиться от стресса и плохого здоровья, и его заменил капитан Лобен Маунд. Колонна покинула Гибралтар 6 мая и была обнаружена итальянским самолетом. Конвой, ограниченный скоростью 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) и сопровождаемый таким крупным кораблей был такой заманчивой мобилизация итальянских и немецких самолетов.

Британский конвой подвергся воздушной атаке 8 мая, сначала итальянскими военно-воздушными силами, немецкими люфтваффе. За день 12 Fairey Fulmars из Ark Royal (максимально доступное) вылетели из более чем 50 самолетов с помощью информации о наведении с радара Шеффилда и зенитного огня со стороны эскорта. Во время первых волн одного Фулмар был потерян, убив лейтенанта Руперта Тилларда и лейтенанта Марка Сомервилля; другой был уничтожен вместе с восстановленным экипажем, а несколько других были повреждены. Следовательно, только семеро смогли противостоять основным силам Люфтваффе из 34 самолетов, в то время как атака незадолго до наступления темноты отражена двумя самолетами и сильным огнем кораблей. Конвой выжил без повреждений: единственные жертвы были подорваны на минах: «Имперская песня» затонула, а «Новозеландская звезда» была повреждена, но смогла добраться до порта. Арк Ройал подверглась еще одной воздушной атаке 12 мая во время своего возвращения в Гибралтар. Позже в том же месяце она вместе с другими авианосцем Furious доставила Hawker Hurricanes для поддержки Мальты.

Охота на Бисмарк

18 мая 1941 года немецкий линкор Bismarck и тяжелый крейсер Prinz Eugen начали операцию Rheinübung, ворвавшись в Атлантику для набега на корабли. Потопив линейный крейсер «Худ» и повредив линкор Принц Уэльский во время битвы за Датский пролив, «Бисмарк» отбился от преследователей и направился к французскому атлантическому побережью. Арк Ройал, Слава и Шеффилд - в сопровождении Фолкнора, Форсайт, Лесника, Фортуны, Фоксхаунда, и Фьюри - 23 мая были отправлены Атлантику на поиски линкора. 26 мая рыба-меч из Ark Royal обнаружила Бисмарк и начало его преследовать, в то время как Флот метрополии был мобилизован для преследований.

Одна из Fairey Swordfish вернулась на низком уровне в Ark Royal. на уровне моря после торпедной атаки на Бисмарк.

На момент обнаружения британские корабли находились на расстоянии 130 морских миль (150 миль; 240 км) и не догнать Бисмарка, прежде чем он достигнет Сен-Назера.. Пятнадцать бомбардировщиков Swordfish были вооружены торпедами и отправлены задержать корабль. Шеффилд, также следивший за Бисмарком, находился между Арком Ройал и Бисмарком. Самолет принял британский крейсер за цель и выпустил торпеды. Торпеды были установлены ненадежными магнитными детонаторами. Осознав свою ошибку, один из пилотов подал сигнал Шеффилду: «Извините за копченую рыбу».

По возвращении на авианосец Swordfish были перевооружены торпедами с контактно-детонаторной боеголовкой и запущены в 19:15. для второго приступа; обнаружение и нападение на Бисмарка незадолго до заката. В линкор попали три торпеды: две взорвались впереди машинного отделения, а третье попало в рулевое отделение правого борта и заклинило его руль при повороте на 15 ° левым. Бисмарк был вынужден ходить по кругу до тех пор, пока не было найдено сочетание скоростей гребного винта, могло удерживать его в достаточно устойчивом курсе, который при преобладающем ветре 8 баллов и состоянии моря вынуждали она должна быть направлена ​​к британским военным кораблем, практически не имея возможности маневрировать. Немецкий линкор подвергся сильной атаке в ночь с 26 на 27 мая и затонул в 10:39 27 мая.

Сопровождение мальтийских конвоев

Шесть Блэкберн Скуас из Нет. Эскадрилья 800-й эскадрильи выилась на палубе перед взлетом

Ark Royal, и корабли Force H вернулись в Гибралтар 29 мая 1941 г. Несмотря на подъем боевого духа союзников в результате гибели линкора «Бисмарк», корабль был против союзников. Греция и Крит пали под властью держав оси, и Африканский корпус готовился нанести последний удар в Египет. Мальтаался оставная опорный пункт в Средиземном море, но подвергался все большее давление со стороны итальянская и немецкими воздушными атаками и больше не мог получать снабжение с востоком после падения Крита.

Арк Роял был задействована, доставив самолеты на Мальта во время несколько снабжение в июне и июле, а также сопровождение конвоев операций Операция Substance в июле и Операция Алебарда в сентябре. Несмотря на некоторые потери, конвои смогли обеспечить снабжение Мальты и боевые действия. Продолжающееся присутствие союзников на Мальте было базирующейся проблемой для Роммеля в Африке, который терял свои запасы запасов из Италии на тамошних подводных лодках и бомбардировщики. Адольф Гитлер решил послать флотилию численностью <62 человека.>Подводные лодки в Средиземное море, чтобы атаковать корабли союзников, вопреки совету гроссадмирала Редера.

Заключительное плавание и затопление

10 ноября 1941 года Ark Royal переправила на Мальту еще несколько самолетов. перед возвращением в Гибралтар. Адмирала Сомервилля предупредили о подводных лодках у испанского побережья и напомнили отряду H о бдительности. Также в море находился Фридрих Гуггенбергер U-81, который получил сообщение о возвращении Force H в Гибралтар.

13 ноября в 15:40, оператор гидролокатора на борту эсминца Legion обнаружил неопознанный звук, но предположил, что это были пропеллеры расположенного поблизости эсминца. Минутой позже Арк Ройал был поражен торпедой посередине корабля, между бункерами с горючим и бомбоубежищем, прямо под островом моста. В результате взрыва «Арк Ройал» задрожал, он подбросил заряженные торпедоносцы в и убил 44-летнего моряка Эдварда Митчелла, единственного человека, который погиб во время гибели. На днище корабля и на борту ниже ватерлинии торпеда образовала отверстие размером 130 на 30 футов (39,6 м × 9,1 м), как было установлено, просочилось глубоко, ударившись о киль трюма в том месте, где она находилась. взорвался, находясь в бортовой системе защиты. В результате удара произошло затопление котельной правого борта, главного распределительного щита , масляных баков и более 106 футов (32 м) трюма правого борта судна. Силовая передача правого борта была выбита, в результате чего задняя половина корабля потеряла мощность, а всему кораблю была прервана.

Легион двигался рядом с поврежденным и выставлял Арк Роял для взлета выживших

Сразу после удара торпеды капитан Маунд приказал двигателя полностью остановиться, но обнаружил, что связь прервана, и был вынужден отправить бегуна в машинное отделение. Продолжительное движение корабля увеличило дыру в корпусе, и к тому времени, когда «Арк Ройал» остановился, он набрал много воды и начал крениться по правому борту, достигнув 18 ° от центра за 20 минут. Учитывая список авианосца и тот факт, что другие авианосцы, в том числе Отважный и Славный, быстро затонули с тяжелыми человеческими жертвами, Маунд отдал приказ покинуть корабль. Экипаж был собран на летной палубе, чтобы определить, кто останется на борту, чтобы попытаться спасти корабль, в то время как Легион прибыл рядом, чтобы снять остальные. В результате комплексные меры по борьбе с повреждениями были начаты только через 49 минут после атаки. Неенное распространение наводнения, усугубляемое тем, что крышки и люки оставались открытыми во время эвакуации нижних палуб.

Вода распространилась на центральную котельную, которая начала заливать снизу, и электричество было потеряно по всему кораблю, когда потребляемая мощность котла стала подавился; В Ark Royal не было резервных дизель-генераторов. Примерно через полчаса после взрыва авианосец, похоже, стабилизировался. Адмирал Сомервилль, решивший спасти Арк Ройал, приказ сторонам по устранению повреждений на авианосец, прежде чем направить линкор Малая в Гибралтар для организации спасательных работ. Сотрудники аварийно-спасательной службы повторно зажгли котел, восстановив питание трюмных насосов. Эсминец Laforey прибыл, чтобы обеспечить мощность и дополнительные насосы, а самолет-меч рядом с пиртара пролетел над головами, чтобы дополнить противолодочные патрули. Буксир Темза прибыл из пиратара в 20:00 и прикрепил буксирный трос к Арк Ройал, но из-за наводнения резко кренилось. Поднимающаяся вода достигла квартиры вентилятора котельной, непрерывного отсека шириной во весь корабль. Это вызвало остановку восстановленного котла.

Другая фотография, показывающая степень списка

Список достиг 20 ° между 02:05 и 02:30, и когда в 04:00 снова было объявлено «покинуть корабль»., достиг 27 °. Арк Роял был эвакуирован в Легион к 04:30; За исключением Митчелла, погибших не было. 1487 офицеров и экипаж были доставлены в Гибралтар. Крен достиг 45 ° до того, как Ark Royal перевернулся и затонул в 06:19 14 ноября. Свидетели сообщили, что носитель перекатился на 90 °, где она оставалась в течение трех минут, прежде чем перевернуться. Затем «Арк Ройал» раскололся надвое, корма затонула в течение нескольких минут, а затем последовала носовая часть.

Расследование

После затопления была создана Комиссия по расследованию для расследования потерь. Основываясь на его выводах, капитан Лобен Маунд был предан военному трибуналу в феврале 1942 года за халатность. Он был признан виновным по двум пунктам халатности: по одному из них не удалось обеспечить, чтобы должным образом составленные группы по контролю за ущербом оставались системой после общей эвакуации, и по одному из них не удалось обеспечить достаточную готовность судна к устранению причиненных повреждений.. Совет смягчил свое суждение, признав, что от Маунда ожидали качества и что он в первую очередь заботился о благополучии своей команды.

Комитет Бакнилла, который был создан для расследования потерь основных боевых боевых действий, также подготовил отчет. В этом отчете говорится, что отсутствие резервных источников питания было серьезной ошибкой проекта, которая способствовала убыткам: Ark Royal зависела от электричества в течение большей части своей работы, и после выхода из строя котлов и паровых динамо-машин потеря мощности затруднял контроль повреждений. Комитет рекомендовал улучшить конструкцию переборок и воздухозаборников котла, чтобы снизить риск обширных затоплений в котельных и машинных помещениях, в то время как квартира с непрерывной котельной подверглась критическому анализу. Недостатки конструкции были исправлены в строящихся в то время авианосах класса Illustrious- и Implacable.

Комиссия по расследованию завершила свой отчет, отметив, что Арк Ройал затонул в 22 морских милях (25 милях; 41 км) к востоку от мыса Европы, самой южной оконечности реализациитара. В течение 60 лет это считалось крушения.

Повторное открытие

Местоположение крушения не было определено до середины декабря 2002 года, когда оно было обнаружено подводной исследовательской компанией C C Technologies, Inc, используя оборудованный гидролокатором автономный подводный аппарат, в 30 морских милях (35 миль; 56 км) от реализациитара на глубине около 1000 метров. Компания была нанята BBC в съемок документального фильма по морской археологии, относящегося к использованию Королевского флота. Обломки корабля Ark Royal состоят из основных частей: кормовая часть находится в вертикальном положении, а носовая часть - вверх ногами. 20 метров (66 футов) носовой части отделены от остальной части корпуса корабля. Между двумя секциями корпуса лежало большое поле обломков, которое включает в себя воронку и островок мостика, части корабля, оторвавшиеся при затоплении авианосца, и самолеты из ангаров. Анализ показал, что левый борт первым ударился о морское дно.

Обломки корабля были обнаружены восточнее, чем ожидалось. Исследователи использовали подводную воду на восток, прежде чем достигшее морского дна, которое было перенесено течениями дальше в Средиземное море, когда оно затонуло. Присутствие возле корпуса других обломков, в том числе бомбардировщика Swordfish, который был сброшен с летной палубы до того, как корабль покатился, доказало, что это ложь. Если бы при погружении отодвинуть части корпуса на обширное расстояние в сторону, обломки разлетелись на более обширную территорию. Кажется, однако, что восточные течения повлияли на ее продвижение к исполнтару в то время, когда она находилась на буксире.

Изучение крушения также показало, что перезапуск двигателей для обеспечения мощности увеличивающей нагрузки на корпус, добавляя к затоплению. Была предотвращена ошибка, из-за которой невозможно было затопление корабля.

Примечания

Цитаты

Ссылки

Книги

  • Бальфур, Майкл (1979). Пропаганда на войне 1939–1945 годов: организация, политика и общественности Великобритании и Германии. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-0193-2. OCLC 5373844.
  • Беккер, Каджус (1969). Военные дневники люфтваффе. Зильгер, Франк (пер.). Лондон: корги. ISBN 0-552-08236-8. OCLC 30270475.
  • Епископ, Крис; Чант, Кристофер (2004). Авианосцы: величайшие военно-морские суда и их самолеты. Гранд-Рапидс, Мичиган: Зенит. ISBN 0-7603-2005-5. OCLC 56646560. Проверено 22 июля 2008 г.
  • Браун, Дэвид; Браун, J.D.; Хоббс, Дэвид (2009). Авианосные операции во время Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2.
  • Шено, Роджер (1984). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: иллюстрированная энциклопедия. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-902-2. OCLC 11018793.
  • Colledge, J. J. ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Ред. Ред.). Лондон: Chatham Publishing. ISBN 978-1-86176-281-8.
  • Даффи, Джеймс П. (2006) [2004]. Целевая Америка: план Гитлера атаковать Соединенные Штаты (3-е изд.). Нью-Йорк: Лион. ISBN 1-59228-934-7. OCLC 70264388.
  • Эдвардс, Бернард (1999) [1996]. Дёниц и Волчьи стаи: подводные лодки в состоянии войны (2-е изд.). Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35203-9. OCLC 41465151.
  • Фридман, Норман (1988). British Carrier Aviation: эволюция кораблей и их самолетов. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8.
  • Гарцке, Уильям; Джон Дулин (1990). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин-младший, Роберт О.; Уэбб, Томас Г. (1980). Линкоры союзников во Второй мировой войне. Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-100-5.
  • Голдман, Эмили О. (1994). Затонувшие договоры: контроль над военно-морскими вооружениями в период между войнами. Юниверсити-Парк Пенсильвании: Государственный университет Пенсильвании. ISBN 0-271-01034-7. OCLC 28723444.
  • Джеймсон, Уильям (1 апреля 2004 г.) [1957]. Арк Ройал: Жизнь авианосца на войне 1939–41 (2-е изд.). Издательство Periscope. ISBN 1-904381-27-8.
  • Лентон, Х. Т. (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны. Лондон: Гринхилл Букс. ISBN 1-85367-277-7.
  • Митчелл, Уильям Гарри; Сойер, Леонард Артур (1990). Имперские корабли: список построенных и приобретенных британцами торговых судов во время Второй мировой войны. Lloyd's of London Press. ISBN 1-85044-275-4.
  • О'Хара, Винсент (2009). Борьба за Средиземное море. 1 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3.
  • «Конференция по ограничению вооружений». Статьи, касающиеся международных отношений Соединенных Штатов. Том I. Вашингтон: G.P.O. США. 1922. С. 247–66. OCLC 24045525. Проверено 4 июня 2010 г.
  • Патерсон, Лоуренс (2007). Подводные лодки в Средиземном море, 1941–1944 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-893-7.
  • Росситер, Майк (2007) [2006]. Ark Royal: Жизнь, смерть и открытие легендарного авианосца Второй мировой войны (2-е изд.). Лондон: Книги корги. ISBN 978-0-552-15369-0. OCLC 81453068.
  • Салливан, Дэвид М. и Стертон, Ян (2010). «Необыкновенные виды на HMS Glorious и HMS Ark Royal». Военный корабль International. XLVII (3): 257–62. ISSN 0043-0374.
  • Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война. 1. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-556-6.
  • Вествуд, Дж. Н. (1975) [1971]. Боевые корабли Второй мировой войны. Лондон: Сиджвик и Джексон (для партнеров книжного клуба). ISBN 0-283-98287-X. OCLC 2090062.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-498-6.

Веб-сайты

Внешние ссылки

Викискладе есть носители, связанные с: HMS Ark Royal (91) (категория )

Координаты : 36 ° 3'N 4 ° 45'W / 36,050 ° N 4,750 ° W / 36,050; -4.750

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:01:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте