Gloster Gladiator

редактировать
Истребители 1930-х годов

  • Gladiator
  • Sea Gladiator
Gloster Gladiator.jpg
Gloster Gladiator в довоенной маркировке Королевских ВВС
РольИстребитель
ПроизводительGloster Aircraft Company, Ltd.
КонструкторГенри Филлип Фолланд
Первый полет12 сентября 1934 г.
Введение23 февраля 1937 г.
в отставке1953 (Португалия)
Основные пользователиКоролевские военно-воздушные силы.
Количество построенных747
Стоимость единицы3100 фунтов стерлингов (1937 г.)
Разработано на основеGloster Gauntlet

Gloster Gladiator был британским -бипланом постройки истребителем. Он использовался Royal Air Force (RAF) и Fleet Air Arm (FAA) (как вариант Sea Gladiator ) и был экспортирован в ряд других военно-воздушных сил в конце 1930-х гг.

Разработанный в частном порядке под названием Gloster SS.37, он был последним истребителем-бипланом Королевских ВВС и был признан устаревшим из-за новых конструкций моноплана еще на этапе его внедрения. Хотя в первые дни Второй мировой войны он часто выступал против более грозных врагов, он достаточно хорошо проявил себя в бою.

Гладиатор участвовал в боях почти на всех театрах военных действий во время Второй мировой войны с большим количеством военно-воздушных сил, некоторые из которых находились на стороне Оси. Королевские ВВС использовали его в Франции, Норвегии, Греции, обороне Мальты, на Ближнем Востоке и в кратком Англо-иракская война (во время которой Королевские ВВС Ирака были вооружены аналогичным образом). Другие страны, развернувшие «Гладиатор», включали Китай против Японии, начиная с 1938 года; Финляндия (вместе с шведскими добровольцами ) против Советского Союза в Зимней войне и Войне-продолжении ; Швеция как нейтральный некомбатант (хотя шведские добровольцы воевали за Финляндию против СССР, как указано выше); и Норвегия, Бельгия и Греция сопротивляются вторжению Оси на свои земли.

Южноафриканский пилот Мармадук «Пэт» Паттл был лучшим асом-гладиатором с 15 победами в этом типе.

Содержание

  • 1 Дизайн и разработка
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Прототип
    • 1.3 Производство
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Введение в обслуживание
    • 2.2 Китай
    • 2.3 Зимняя война в Финляндии и продолжение войны
    • 2.4 Фальшивая война
    • 2.5 Норвежская кампания
      • 2.5.1 Норвежские действия
      • 2.5.2 Британские действия
    • 2.6 Бельгия
    • 2.7 Битва за Британию
    • 2.8 Средиземноморские и ближневосточные театры действий
      • 2.8.1 Мальта
      • 2.8.2 Северная Африка
      • 2.8.3 Восточная Африка
      • 2.8.4 Греция
      • 2.8.5 Англо-иракская война
      • 2.8.6 Сирия
    • 2.9 Операции в других местах
    • 2.10 Заключительные сражения
  • 3 предложения
  • 4 аса Gladiator
  • 5 вариантов
  • 6 Операторы
  • 7 Выжившие самолеты
  • 8 Технические характеристики (Gloster Gladiator Mk I)
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Цитаты
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Дизайн и разработка

Истоки

Gloster Gladiator I на Shuttleworth Airshow, 2010

В 1920-х годах британская противовоздушная оборона была основана на самолетах-перехватчиках, способных летать только на короткие расстояния и со скоростью от 150 до 200 миль в час ( От 240 до 320 км / ч); однако к 1930 году сотрудники Министерства авиации стремились заменить эти самолеты. В частности, было некоторое неудовлетворение уровнем надежности ранее использовавшейся конструктивной формулы «один пилот - два пулемета», орудия часто подвержены заклиниванию и были ненадежными. Комитет по техническому планированию Министерства авиации сформулировал Спецификацию F.7 / 30, в которой требовался новый самолет, способный развивать максимальную скорость не менее 250 миль в час (400 км / ч), вооружение не менее четырех машин. орудия и такое обращение, что один и тот же истребитель мог использоваться как дневными, так и ночными эскадрильями. Gloster, уже участвовавший в разработке Gloster Gauntlet, изначально не отреагировал на спецификацию, которая позже оказалась полезной.

Спецификация также поощряла использование нового Rolls-Royce Goshawk рядный двигатель с испарительным охлаждением ; во многих ответах, представленных различными авиационными компаниями, соответственно упоминался двигатель Goshawk. Однако двигатель-тетеревятник оказался ненадежным, в основном из-за его чрезмерно сложной и недостаточно развитой системы охлаждения, и не подходил для использования на истребителях, и этот результат остановил разработку самолета, предназначенного для его использования. Еще одним камнем преткновения для многих из представленных конструкций было размещение пулемета в казенной части в пределах досягаемости пилота. В то же время разработка истребителей монопланов, таких как Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire, в целом поставила под сомнение жизнеспособность этого требования в будущем.

Глостер признал, что вместо того, чтобы разрабатывать совершенно новый дизайн с нуля, существующий истребитель Gauntlet может быть использован в качестве основы для претендента на соответствие Спецификации F.7 / 30. Разработка того, что впоследствии станет Gladiator, началась как частное предприятие, получившее внутреннее обозначение SS.37, в Gloster командой дизайнеров во главе с H.P. Фолланд. Вскоре Фолланд обнаружил различные изменения, призванные повысить пригодность самолета к требованиям спецификации. Используя методы конструкции крыла, разработанные Hawker Aircraft, в новом истребителе вместо двухсекционных крыльев Gauntlet были применены одинарные крылья, а также две пары межплоскостных стоек. обходится без меры по снижению сопротивления. В качестве двигателя SS.37 был выбран радиальный двигатель Bristol Mercury M.E.30 , способный производить 700 л.с. (520 кВт), что обеспечило повышение производительности по сравнению с предыдущим Gauntlet. Другим дизайнерским выбором была установка консольной главной ходовой части, которая включала Dowty подпружиненные изнутри стойки колеса.

Прототип

Первый прототип Gladiator с фюзеляжем Gauntlet, Г-37, позже К5200. Апрель 1935 г.

Весной 1934 г. Глостер приступил к созданию единственного прототипа SS.37. 12 сентября 1934 года прототип SS.37 совершил свой первый полет, пилотируемый главным летчиком-испытателем Глостера Джерри Сэйером. Первоначально оснащенный двигателем Mercury IV мощностью 530 л.с. (400 кВт), прототип быстро был переоборудован в более мощный двигатель Mercury VIS на 645 л.с. (481 кВт). Во время летных испытаний прототип развил максимальную скорость 242 миль / ч (389 км / ч; 210 узлов) при наличии необходимых четырех пулеметов калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) (два синхронизированных орудия Виккерса в фюзеляже и два пистолета Льюиса под нижним крылом). По словам авиационного автора Фрэнсиса К. Мэйсона, министерство авиации скептически относилось к самолету, достигающему таких характеристик благодаря конструкции радиального двигателя, и поэтому профинансировало длительную серию оценочных испытаний.

3 апреля 1935 года прототип был передан Королевским военно-воздушным силам (RAF), получив обозначение K5200, и приступил к эксплуатационным испытаниям этого типа. Примерно в то же время Gloster приступил к проектированию еще более улучшенной версии с двигателем Mercury IX мощностью 840 л.с. (630 кВт), деревянным двухлопастным винтом фиксированного шага, улучшенными колесными дисками и полностью закрытой кабиной. Позже K5200 использовался для пробных модификаций серийных самолетов, таких как добавление сдвижного капота для пилота.

В июне 1935 г. были предложены планы производства самолета; две недели спустя производственная спецификация, Спецификация F.14 / 35, была быстро составлена, частично вызванная событиями в континентальной Европе, такими как вторжение в Абиссинию со стороны фашистской Италии и приход Адольфа Гитлера к власти в Германии, в ответ на что британское правительство потребовало срочного расширения RAF для противодействия возникающим угрозам. Это привело к первоначальному заказу на 23 самолета. 1 июля 1935 года самолет официально получил название Gladiator.

Производство

Производство Gladiator было начато на заводе Hucclecote Глостера. Производство первой партии производилось одновременно, что привело к созданию многих самолетов примерно в одно и то же время. 16 февраля 1937 года К6129, первый серийный «Гладиатор», был официально принят ВВС Великобритании; 4 марта 1937 года был доставлен последний самолет первой партии К6151. В сентябре 1935 года от Министерства авиации был получен еще один заказ на 180 самолетов; в этом заказе было оговорено, что все самолеты должны быть поставлены до конца 1937 года.

Первая версия, Gladiator Mk I, была поставлена ​​с июля 1936 года и вступила в строй в январе 1937 года. Вскоре последовал Mk II., основные отличия заключаются в немного более мощном двигателе Mercury VIIIAS с коробками управления смесью Hobson и карбюраторе с частично автоматическим наддувом, приводящим в движение трехлопастной металлический винт с фиксированным шагом Fairey вместо двухлопастного деревянного один из Mark I. All MK II Gladiators также имел 0,303-дюймовые пулеметы Browning (производимые по лицензии компанией BSA в Бирмингеме) вместо комбинации Vickers-Lewis MK I. Модифицированный Mk II, Sea Gladiator., был разработан для Fleet Air Arm (FAA), с предохранительным крюком, катапультами точками крепления, усиленным планером и нижним обтекателем для спасательной шлюпки., все для операций на борту авианосцев . Из 98 самолетов, построенных или переоборудованных в Sea Gladiators, 54 все еще находились в эксплуатации к началу Второй мировой войны.

Gladiator был последним британским истребителем-бипланом , который был произведен., и первый с закрытой кабиной. Он обладал максимальной скоростью около 257 миль в час (414 км / ч; 223 узла), но даже когда был представлен Gladiator, его уже затмевали истребители-монопланы нового поколения, такие как RAF Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire, а также Люфтваффе Мессершмитт Bf 109. Всего было построено 747 самолетов (483 RAF, 98 RN), 216 экспортированы в 13 стран, некоторые из которых были из общего числа переданных RAF. Гладиаторы продавались в Бельгию, Китай, Египет, Финляндию, Свободную Францию ​​, Грецию, Ирак, Ирландию, Латвию, Литву, Норвегию, Португалию, Южную Африку и Швецию.

Эксплуатационная история

Введение в службу

NoAAS Gloster Gladiator 423 в 1938–1940 гг.

В феврале 1937 г. эскадрилья № 72, базирующаяся в Тангмере, стала первой эскадрильей, оснащенной «Гладиатором»; № 72 эксплуатировался этим типом до апреля 1939 года, дольше, чем любой другой передовой отряд домашнего базирования. В период с марта по апрель 1937 года 3-я эскадрилья в Kenley также получила Gladiators из оставшейся части первой производственной партии, заменив их устаревшие Bristol Bulldogs. Первоначальное обслуживание этого типа показало, что орудия Виккерса проблематичны; «Гладиатор» был быстро вооружен .303 дюйма (7,7 мм) пулеметами Браунинг, которые были значительно более популярны, в результате к другим пистолетам часто прибегали только в случае необходимости. 27 марта 1937 года 54-я эскадрилья в Хорнчерч стала первой единицей, получившей вооруженные Браунингом гладиаторов.

К ​​сентябрю 1937 года все восемь эскадрилий «Гладиаторов» достигли боевого состояния и сформировали острие ПВО Лондона. Трудностей с введением шрифта не было. Хотя Gladiator, как правило, нравился пилотам, количество аварий во время боевых тренировок на этом типе было настолько высоким, что в спешке была произведена небольшая запасная партия из 28 Gladiator Mk II. Большинство аварий произошло из-за того, что пилоты попали в ловушку из-за повышенной нагрузки на крыло истребителя, а многие авиаторы имели небольшой опыт посадки самолетов с такой большой площадью закрылков. Самолет имел тенденцию к более резкой остановке, часто при этом сбрасывая крыло. «Гладиатор» очень легко вошел в штопор, и для его восстановления потребовались большие навыки.

В 1938 году Королевские ВВС начали получать свои первые поставки монопланов «Харрикейн» и «Спитфайр»; Вскоре упор был сделан на быстрое переоснащение половины эскадрилий «Гладиаторов» любым из этих типов монопланов. К началу Второй мировой войны Gladiator в значительной степени был заменен на Hurricane и Spitfire на передовой службе Королевских ВВС. Внедрение этих самолетов было облегчено присутствием Gladiator, эскадрильи, которые использовали Gladiators до преобразования в типы монопланов, испытали заметно улучшенный список аварий, чем те, которые перешли из более старых типов, таких как Gauntlet. Такие опыты, как управление посадочными закрылками «Гладиатора» и знакомство с его сдвижным капотом, были приписаны положительному влиянию на переоборудование пилотов.

Хотя к 1941 г. все «Гладиаторы» были отозваны от передовых обязанностей, защищая Британские острова, была признана необходимость защищать торговые пути Британии через заморские территории Британской империи, и поэтому ВВС США перебросили многие из своих гладиаторов на Ближний Восток для защиты театра и важнейших Суэцкий канал. Гладиатор участвовал в боевых действиях на ранних этапах войны, в том числе участвовал в французских и норвежских кампаниях, а также в различных периферийных кампаниях.

Китай.

Артур Чин (陳瑞 鈿) был китайским асом во время Второй мировой войны.

В октябре 1937 года центральное правительство Китая заказало 36 «Гладиаторов», которые были доставлены двумя партиями в ящиках в Гуанчжоу через Hong Конг. Китайские гладиаторы использовали американский пулемет M1919 Browning для стрельбы американскими боеприпасами .30-06 Springfield, основными боеприпасами ВВС Китая. К февралю 1938 года эти самолеты были собраны в две эскадрильи, с которыми китайские летчики ознакомились. Боевой дебют Gloster Gladiator состоялся 24 февраля 1938 года. В тот день в районе Нанкина китайско-американский капитан Джон Вонг Сун-Шуй (по прозвищу «Буффало») сбил A5M Claude военно-морской флот, первая жертва гладиатора. Считается, что Вонг сбил второй A5M, поскольку были обнаружены обломки двух японских истребителей. Во время этого столкновения китайские гладиаторы потеряли двоих из своего числа.

Китайские гладиаторы одержали еще несколько побед над японскими самолетами с 1938 по 1940 год во время Второй китайско-японской войны. В Китае «Гладиаторы» широко использовались до начала 1940 года 28-й, 29-й и 32-й эскадрильями 3-й группы. Китайские авиаторы считали Gladiator отличным истребителем в своем классе, но вскоре пилотам стало все труднее противостоять современным A5M, а из-за отсутствия запасных частей из-за эмбарго на поставки оружия выжившие Gladiators были в основном отправлены на обучение. Когда новые японские самолеты, такие как Mitsubishi A6M Zero, вошли в театр, дни Гладиаторов были сочтены. Китайский пилот американского происхождения Джон «Баффало» Вонг, первый «Гладиатор» летающий ас и первый американский истребитель-ас Второй мировой войны, в конце концов был сбит в бою с A6M Zeros 14 марта 1941 года и умер через два дня от полученных ран. Он и Артур Чин были среди группы из 15 американцев китайского происхождения, которые сформировали первоначальную группу американских боевых летчиков-добровольцев в Китае.

Зимняя война в Финляндии и война-продолжение.

Во время Зимней войны, ВВС Финляндии (FAF) получили 30 истребителей Mk II из Великобритании. Десять самолетов были переданы в дар, а остальные 20 были куплены ФАФ; все они были доставлены в период с 18 января по 16 февраля 1940 г., первые поступили на вооружение 2 февраля 1940 г. Финские «Гладиаторы» прослужили до 1945 г., но во время войны-продолжения их превосходили современные советские истребители, и самолеты в основном использовались. для разведки с 1941 года. Военно-воздушные силы Финляндии одержали 45 воздушных побед 22 пилотов на самолетах во время Зимней войны и одну победу в войне-продолжении. Двенадцать гладиаторов были потеряны в бою во время Зимней войны и три во время Войны-продолжения. Два пилота стали асы с этим самолетом: Ойва Туоминен (6,5 побед с «Гладиаторами») и Пааво Берг (пять побед).

Сохранившийся финский гладиатор, 1976 г.

Помимо гладиаторов FAF, Шведские добровольные военно-воздушные силы, отвечавшие за противовоздушную оборону северной части Финляндии во время поздней части Зимней войны, также были оснащены гладиаторами. истребители, известные как J8s (Mk Is) и J8As (Mk IIs). Летучий полк F 19 прибыл в финскую Лапландию 10 января 1940 г. и оставался там до конца боевых действий. На его борту находилось 12 истребителей Gladiator Mk II, два из которых были потеряны в ходе боевых действий и пять пикирующих бомбардировщиков Hawker Hart, а также самолет связи Raab-Katzenstein RK-26 и Юнкерс F.13 транспортный самолет. Самолет принадлежал и имел экипаж ВВС Швеции, но имел финскую национальную маркировку. Шведские гладиаторы одержали восемь воздушных побед и уничтожили четыре самолета на земле. Одно из опасений было выражено, когда старший офицер F 19 капитан Бьорн Бьюггрен написал в своих мемуарах, что трассирующие снаряды из пулеметов «Гладиатора» не воспламенит бензин при попадании в топливные баки советского бомбардировщики.

Фальшивая война

В начале Второй мировой войны, во время так называемой «Фальшивой войны », Великобритания развернула (BEF) во Франции, чтобы сражайтесь вместе с французской армией. В составе этих сил были отправлены подразделения RAF, эксплуатирующие различные самолеты, в том числе две эскадрильи Gladiator. Первоначальные воздушные операции с обеих сторон были ограничены зимней погодой; однако сразу же после того, как Германия приступила к осуществлению плана Манштейна и ее вторжения в Низкие страны 10 мая 1940 года, гладиаторы BEF приняли участие в плане Дайла, безуспешная контратака немецких войск.

С 10 мая 1940 г. по 17 мая «Гладиаторы» постоянно пользовались спросом на передовой, быстро теряя многочисленные самолеты и их экипажи в стремительных действиях. 18 мая 1940 года бомбардировка Люфтваффе уничтожила многие из Гладиаторов и Ураганов BEF на земле в Витри-ан-Артуа, вскоре после этого BEF отошли в Дюнкерк для эвакуации в началась материковая Британия.

Гладиаторы обычно выполняли патрульные полеты, что приводило к случайным столкновениям с разведывательными самолетами Люфтваффе. 17 октября 1940 года британские гладиаторы добились своего первого успеха, когда рейс № 607-й эскадрильи «B» сбил летающую лодку Dornier Do 18 («8L + DK» из 2.KuFlGr 606) в Северном море.. 10 апреля 1941 года 804 NAS вылетели из Хатстона на Оркнейских островах, чтобы перехватить группу приближавшихся немецких самолетов. Лейтенант-коммандер Дж. К. Кокберн был признан одним разрушенным, а Синяя секция - "поврежденным".

Норвежская кампания

Единственная потеря норвежского авиалайнера Gloster Gladiator - сержант-пилот Gladiator 427 на 9 Апрель 1940

В рамках Норвежской кампании норвежские и британские гладиаторы сражались с люфтваффе, а норвежцы сражались при защите Осло в первый день войны. Операция Weserübung, немецкое вторжение. Позже британские гладиаторы сражались, чтобы обеспечить истребительное прикрытие для союзных подкреплений, посланных на помощь норвежскому правительству.

Норвежские действия

Пилоты «Гладиаторов» норвежского Ягевингена (истребитель) базировались в аэропорту Форнебу. 9 апреля, в первый день вторжения в Норвегию, семи исправным самолетам удалось сбить пять немецких самолетов: два истребителя Messerschmitt Bf 110, два бомбардировщика He 111 . и один Fallschirmjäger -laden Ju 52 транспортный. Один «Гладиатор» был сбит во время воздушного боя будущим экспертом Гельмутом Лентом, а два были обстреляны и уничтожены при дозаправке и перевооружении в аэропорту Форнебу. Оставшимся четырем боевикам было приказано приземлиться где угодно вдали от базы. «Гладиаторы» приземлились на замерзших озерах вокруг Осло и были брошены их пилотами, а затем разбиты сувенирными охотой на гражданских.

Фюзеляжные пулеметы 0,303 дюйма Пулеметы 0,303 дюйма под каждым нижнее крыло Gloster Gladiator N5628. Поврежден немецкой авиацией при базировании на замерзшем озере Lesjaskogsvatnet 28 апреля 1940 г. и в тот же день оставлен. В конце концов, в мае он затонул и был обнаружен в 1968 году водолазной командой из RAF Cranwell.

Норвежской армии Air Service. Самолеты смогли эвакуироваться на запад до 10 июня. капитуляция из материка норвежских войск. Только самолеты Королевской авиации ВМС Норвегии (один MF11 и четыре He 115 ) имели дальность полета от своих последних баз в северная Норвегия в Великобританию. Двум армейским воздушным службам Fokker C.V.Ds и одному Tiger Moth также удалось бежать на восток, в Финляндию перед капитуляцией. Далее три военно-морских самолета M.F.11 и один He 115 вылетели в Финляндию и приземлились на озере Салмиярви в Петсамо. Все бывшие норвежские самолеты позже использовались финнами против Советского Союза.

Британские действия

Гладиаторы также использовались 263-й эскадрильей в течение оставшихся двух месяцев Норвежской кампании. До немецкого вторжения в Норвегию Великобритания подготовила эту эскадрилью к конфликту с помощью тренировок в условиях низких температур. 263-я эскадрилья прибыла на авианосец HMS Glorious 24 апреля и сначала действовала симпровизированной взлетно-посадочной полосы, построенной норвежскими добровольцами на замерзшем озере Lesjaskogsvatnet в Оппланд в центральной части южной Норвегии. 25 апреля пара «Гладиаторов» уничтожила самолет Heinkel He 115 ; Бомбардировщики люфтваффе в этот день нанесли многочисленные ответные удары по взлетно-посадочной полосе, в результате чего несколько летчиков были ранены на земле. К концу дня десять «Гладиаторов» были уничтожены из-за потерь трех немецких самолетов. Менее чем через неделю все самолеты эскадрильи вышли из строя, а персонал был эвакуирован обратно в Британию.

Переоборудовавшись в Британии, 263-я эскадрилья возобновила свои операции «Гладиатор» в Норвегии, когда вернулась в к северу от Норвегии 21 мая, вылетевший с аэродрома Бардуфосс возле Нарвик. На Нарвикском фронте 263-я эскадрилья была усилена Харрикейнами из 46-й эскадрильи, которые через несколько дней влетели в взлетно-посадочную полосу Сконланд.. Многочисленные немецкие самолеты были сбиты гладиаторами во время этой операции. Из-за неподходящей территории в Сконланде 46-я эскадрилья также перебралась в Бардуфосс и действовала с этой базы к 27 мая. Эскадрильям был приказано защищать стоянку флота в Сконланде и норвежскую военно-морскую базу в Харстад на острове Хиннёйя, а также район Нарвика после того, как он был отброшен. Помимо задач по противовоздушной обороне, в последние дни мая «Гладиаторы» также выполняли задачи по наземным атакам, поражая железнодорожные станции, вражеские машины и прибрежные суда.

2 июня пилот «Гладиатора» Луи Якобсен, приписывали уничтожение трех Heinkel He 111, а также вероятное уничтожение Junkers Ju 88 и дополнительного самолета He 111 во время одного боевого вылета. В целом британские действия получили указание 2 июня. времени 263-я эскадрилья совершила 249 боевых вылетов и уничтожила 26 самолетов цель. Десять уцелевших «Гладиаторов» 263-й эскадрильи 7 июня приземлились на HMS Glorious. Славный отплыл домой, но был перехвачен немецкими боевыми кораблями Гнейзенау и Шарнхорстом. Несмотря на доблестную оборону ее эсминцев сопровождения, HMS Acasta и HMS Ardent, он был потоплен вместе с самолетами четырех эскадрилий. 263-я эскадрилья потеряла командира, старшего капитана Джона У. Дональдсона и лейтенанта Элвина Т. Уильямса вместе с восемью другими пилотами.

Бельгия

Бельгийские гладиаторы понесли тяжелые потери немцы в 1940 г., при этом все 15 боевых самолетов были потеряны, при этом удалось повредить только два немецких самолета. Во время предыдущей Фанейской войны 24 апреля 1940 года бельгийские гладиаторы, патрулировавшие нейтралитет, сбили немецкий бомбардировщик Heinkel He 111, который имел разбился в Нидерландах. Бомбардировщик V4 + DA из Kampfgeschwader 1 был поврежден французскими истребителями в Maubeuge, Франция, и преследовался через бельгийскую границу.

Битва за Британию

Gloster Gladiator находился в оперативной службе в 247-й эскадрилье, дислоцированной в RAF Roborough, Devon во время Битвы за Британию. Хотя в разгар воздушных боевых боевых вылетов не было, 247-я эскадрилья «Гладиаторы» в конце октября 1940 года безрезультатно перехватила Heinkel He 111. 239-я эскадрилья, использующая гладиаторы для взаимодействия с армией, и 804-я во-воздушная эскадрилья, оснащенная морскими гладиаторами, также действовала во время битвы за Британию.

Средиземноморье и Ближний Восток. театры

В течение 1940–41 годов Гладиаторы участвовали в боях с четырьмя военно-воздушными силами союзников: RAF, Королевскими ВВС Австралии, Южноафриканскими ВВС и Эскадрилья Ellinikí Vasilikí Aeroporía (Королевские ВВС Греции). Они достигли некоторого успеха против итальянской Regia Aeronautica, которая в основном оснащалась бипланами Fiat CR.32 и Fiat CR.42. и против бомбардировщиков люфтваффе. Южноафриканский ас Мармадук "Пэт" Паттл (служивший в RAF) Заявлено о 15 убийствах гладиаторов во время Североафриканской и греческой кампании, что сделало его самый результативный биплан- ас РАФ.

Англо-иракская война 1941 была уникальной тем, что RAF и Королевские ВВС Ирака использовали «Гладиатор» в качестве своего основного истребителя. Гладиаторы также участвовали в боях против французов Виши в Сирии.

Мальта

Вера (серийный номер N5520), Gloster Sea Gladiator Mk I, на земле на аэродроме в Мальта, примерно в сентябре 1940 г. Самолет был переоборудован с двигателем Bristol Mercury XV и трехлопастным винтом изменяемого шага Hamilton Standard, взятым из Bristol Blenheim.

Запас из 18 Sea Gladiators с 802 Военно-морская авиационная эскадрилья была доставлена ​​на HMS Glorious в начале 1940 года. Три были позже отправлены для участия в Норвежской кампании, а еще три были отправлены в Египет. Келю Мальта нуждалась в защите истребителей, и было решено сформировать звено гладиаторов в RAF Hal Far, которое будет состоять из персонала RAF и FAA. Было собрано и испытано несколько «Морских гладиаторов». Во время осады Мальты в 1940 году в течение десяти дней истребительной силы, защищавшей Мальту, был истребитель Хэл Фар Файтер, породивший миф о том, что три самолета, по имени Вера, Надежда и Милосердие, сформировали все истребительное прикрытие острова. Имена самолетов вошли в употребление после боя. В эксплуатации находилось более трех самолетов, но не всегда одновременно; другие использовались в качестве в запасных частей. Рейс № 1435, который позже взял на себя управление ПВО Мальты, после преобразования в подразделение ПВО на Фолклендских островах получил название Вера, Надежда и Милосердие для своих самолетов. в 1988 году.

Итальянские военно-воздушные силы, развернутые против Мальты, могли легко победить «Гладиаторов», но их маневренность и хорошая тактика позволили выиграть несколько сражений, часто начиная с пикирования на Savoia-Marchetti SM.79 Бомбардировщики Sparviero до Fiat CR.42 и Macchi MC.200 могли реагировать. 11 июня 1940 года «Гладиатор» повредил «Макки», а 23 июня «Гладиатор», управляемый Джорджем Бергесом, сумел сбить MC.200. Другой успешный пилот над Мальтой сбил два S.79 и два CR.42, также заявив, что 11 июня был подбит Макки, другой S.79 поврежден. Гладиаторы заставили итальянские истребители сопровождать бомбардировщики и самолеты-разведчики. Хотя Regia Aeronautica начинала с численного превосходства летом 1940 года ситуация изменилась, и ураганы были доставлены как быстрее и постепенно взяли на себя ПВО острова.

К ​​июню, два «Гладиатора» разбились, еще два были собраны. Чарити был сбит 31 июля 1940 года. Его пилот, пилот Питер Хартли, поднялся в воздух в 09:45 вместе с другими пилотами Ф. Ф. Тейлором и летным лейтенантом «Тимбер» Вудсом, чтобы перехватить SM.79 в сопровождении девяти CR.42 из 23 ° Gruppo.. Во время воздушного боя на CR.42 под управлением Серг. Манлио Тарантино сбил «Гладиатора» Хартли (N5519) и сильно его обжег. Вудс сбил Антонио Чиоди, командира эскадрильи 75а, в пяти милях к востоку от Гранд-Харбора. Вперед Киоди был посмертно награжден Medaglia d’Oro al Valor Militare, высшей военной наградой Италии. В мае 2009 года останки Чарити и других были предметом подводного поиска тральщиков НАТО. Хоуп (N5531) был уничтожен вражеской бомбардировкой в ​​мае 1941 года. Фюзеляж Веры выставлен в Национальном военном музее, Форт-Сент-Эльмо ​​, Валлетта сегодня. Судьба еще по крайней пяти гладиаторов, участвовавших в боях над Мальтой, не так хорошо задокументирована.

Северная Африка

Семь гладиаторов 3-й эскадрильи RAAF в свободном построении низкого прохода мобильным оперативным помещением эскадрильи на их посадочной площадке около Соллума, Египет, около 1941 г.

В Северной Африке, Гладиаторам пришлось столкнуться с итальянскими бипланами Fiat CR.42 Falcos, характеристики на больших высотах были немного выше, чем у Gladiator.

Первый воздушный бой между бипланами произошел 14 июня над Amseat. Тененте Франко Луккини из 90-й эскадрильи, 10 ° Gruppo, 4 ° Stormo, летевший на CR.42 из Тобрук, сбил «Гладиатора»; это была первая претензия к ВВС Великобритании в войне в пустыне. Днем 24 июля CR.42 и Gladiators столкнулись из-за Бардии. Отряд из 11 CR.42 из 10 ° Gruppo при поддержке еще шести из 13 ° Gruppo атаковал британское соединение из девяти Бленхеймов, которое атаковало Бардию, и, как сообщается, в свою очередь, было атаковано 15 гладиаторами. Пять гладиаторов 33-й эскадрильи заявили, что четыре CR.42 уничтожены.

4 августа 1940 года бипланы Fiat из 160-й эскадрильи Капитано Дуилио Фанали перехватили четырех гладиаторов под командованием Мармадьюка «Пэта» Паттла ( в конечном итоге стать одним из лучших асов союзников (около 50 заявлений), которые атаковали Breda Ba.65 во время обстрела британской бронетехники. Битва стала запутанной. Первоначально считалось, что задействованы только старые CR.32, но было также много CR.42; вполне вероятно, что тогда еще неопытный Паттл был сбит другим будущим асом, Франко Луккини. На этот раз «Фиатам» удалось удивить «Гладиаторов», сбив троих из них. Уайкхем Барнс, который был сбит, но выжил, потребовал Breda 65, а Паттл - Ba 65 и CR.42. 8 августа 1940 года, во время другого воздушного боя, 14 гладиаторов из 80-й эскадрильи захватили 16 Fiat CR.42 из 9 ° и 10 ° Gruppi из 4 ° Stormo (элитное подразделение Regia Aeronautica) врасплох над Габром Салехом, хорошо на территории Италии. Британские пилоты заявили от 13 до 16 подтвержденных побед и от одной до семи вероятных, потеряв при этом двух «Гладиаторов». Фактически итальянцы потеряли четыре самолета, еще четыре совершили вынужденную посадку (кажется, все позже были восстановлены). Эта битва высветила сильные стороны Gladiator по сравнению с CR.42, особенно радиооборудование, которое позволяло скоординированную атаку, что также имеет решающее значение для получения первоначальной неожиданности, а также превосходные общие характеристики Gladiator на малой высоте, включая скорость и заметно превосходила своего итальянского противника в горизонтальной маневренности.

В целом, несколько Gladiators и CR.42 столкнулись с существенным паритетом: учитывая все театры военных действий, коэффициент уничтожения составлял 1,2: 1 в пользу первого, соотношение аналогично Bf 109 и Spitfire в битве за Британию, дуэль, которую большинство историков считает одинаково сбалансированной. Однако Gladiator, оптимизированный для воздушных боев, имел лишь небольшой успех против относительно быстрых итальянских бомбардировщиков, сбив лишь несколько из них и понес почти столько же потерь, что могло быть одной из причин его быстрого ухода из дежурство первой очереди; CR.42, с другой стороны, оказался успешным против ранних британских бомбардировщиков, сбив сотню из них с минимальными потерями.

Восточная Африка

В Восточной Африке было установлено, что итальянские войска базировались на Эфиопия представляла угрозу для британского Протектората Адена, поэтому было решено, что потребуется наступление, в котором «Гладиатор» сразится с итальянскими истребителями-бипланами: Fiat CR. 32s и CR.42s. 6 ноября 1940 года, в первый час британского наступления на Эфиопию, истребители Fiat CR.42 из отряда 412a под командованием капитана Антонио Раффи сбили пять Gloster Gladiators 1-го отряда SAAF; среди итальянских пилотов был ас Марио Визинтини, который позже стал лучшим пилотом всех воюющих военно-воздушных сил в Восточной Африке (Восточная Африка) и лучшим асом истребителей-бипланов Второй мировой войны. В тактическом плане самолеты SAAF ошиблись, вступив в бой с CR.42 по частям, а не в массовом порядке, и их численность была значительно меньше.

В начале наступления «Гладиаторы» 94-й эскадрильи провели различные атаки на Итальянские войска; Типичные цели включали аэродромы, склады снабжения и самолеты. Им также была поручена задача защищать воздушное пространство Адена днем ​​и ночью и защищать корабли союзников, работающие поблизости. Именно в последней роли одна 94-я эскадрилья «Гладиатор», пилотируемая Гордоном Хейвудом, была ответственна за сдачу и захват итальянской подводной лодки типа Архимед Galilei Galil eo.

6 июня 1941 г. года у Regia Aeronautica оставалось только два исправных самолета: CR.32 и CR.42, поэтому превосходство в воздухе было наконец достигнуто Gladiators и Hurricanes. Последний воздушный бой «Гладиатора» с итальянским истребителем произошел 24 октября 1941 года с CR.42 Тененте Малаволти (или, по словам историка Хокана Густавссона, sottotenente Malavolta). Итальянский пилот вылетел для обстрела британских аэродромов в Дабате и. По словам итальянского историка Нико Сгарлато, CR.42 был перехвачен трех гладиаторами и сумел сбить двоих из них, но сам был сбит, а пилот убит. Другие утверждают, что Малаволти успел выстрелить только в двух гладиаторов, прежде чем был сбит.

По словам Густавссона, пилот SAAF (№ 47484V) лейтенант Ланселот Чарльз Генри «Пэдди» Хоуп с аэродрома Дабат с трудом подбежал к перехватить CR.42 (MM7117). Нырнув по ней, он открыл огонь на 300 ярдов. Хотя пилот CR.42 предпринял яростные маневры уклонения, Хоуп продолжила преследование, приблизившись на 20 ярдов и открывая огонь, пытаясь нырнуть. Произошел короткий всплеск пламени, и итальянский самолет, сбитый над Восточной Африкой, упал на землю и загорелся возле Амбаццо. На следующий день обломки были обнаружены, мертвый пилот все еще находился в кабине. Хоуп бросил сообщение об итальянских позициях в Амбаццо: «Дань уважения пилоту Fiat. Он был храбрым человеком. Южноафриканские ВВС ». В этом районе указано, что в этот день они не понесли никаких потерь. В посвящении посмертной Medaglia d’oro al valor militare говорится, что Малаволти сбил Гладиатора и заставил другой упасть на землю, но сам был сбит третьим Гладиатором. Это была последняя победа в воздухе во время кампании в Восточной Африке.

К ​​концу войны «Гладиаторы» были доставлены метеорологическим рейсом 1566 из Хисвы, Аден.

Греция

Напряжение между Грецией и Италией нарастало с 7 апреля 1939 года, когда итальянские войска оккупировали Албанию. 28 октября 1940 года Италия предъявила Греции ультиматум, который был отклонен; несколько часов спустя итальянские войска начали вторжение в Грецию, начав греко-итальянскую войну.

. Британия направила помощь сражавшимся грекам в виде 80-й эскадрильи, элементы которой определяют прибыль в Триккала до 19 ноября. В тот же день дебют «Гладиатора» стал сюрпризом, когда на Coritza была перехвачена часть из итальянских CR.42, из которых только один вернулся на базу. 27 ноября семь «Гладиаторов» атаковали трех «Фалькос», сбив головной самолет, пилотируемый Ком. Масфальди, командующий отрядом 364a. 28 ноября командир отряда 365а т. Граффер был сбит во время британскими боями, в котором было сбито семь самолетов, из которых были сбиты семь британских самолетов. 3 декабря «Гладиаторы» были усилены элементами из 112-й эскадрильи. На следующий день в результате столкновения 20 гладиаторов и 10 CR.42 потеряли пять человек, двое из которых итальянцы. После двухнедельного перерыва 80 эскадрилий вернулись к боевым действиям 19 декабря 1940 года. 21 декабря 20 «Гладиаторов» перехватили 15 CR.42 Falcos, сбив двоих с двумя потерями. В течение следующих нескольких дней несколько групп итальянских бомбардировщиков Савойя-Маркетти SM.79 и Савойя-Маркетти SM.81 также были перехвачены, и были заявлены победы.

Одно из самых заметных боевых действий гладиаторов за всю войну произошло на албанской границе с Грецией 28 февраля 1941 года. Смешанные силы из 28 гладиаторов и ураганов столкнулись примерно с 50 итальянскими самолетами и заявили, что сбили или серьезно повреждены не менее 27 из них. Один «Гладиатор», пилотируемый опытным пилотом Мармадьюком «Пэтом» Паттлом, захватил пять самолетов во время той единственной стычки. На самом деле британцы сильно переиграли, поскольку кажется, что Regia Aeronautica в тот день потеряла только два CR.42.

Вся 112-я эскадрилья переместилась в Элевсин к концу января 1941 года, а к концу месяца в следующем месяце получил 80 Sqn's Gladiators, после того как последнее подразделение преобразовано в Hawker Hurricanes. 5 апреля немецкие войска вторглись в Грецию и быстро установили превосходство в воздухе. Когда войска союзников отступили, «Гладиаторы» прикрыли их, прежде чем отправиться на Крит в последнюю неделю апреля. Там № 112 Sqn зарегистрировал несколько претензий на двухмоторные самолеты перед эвакуацией в Египет во время битвы за Крит.

англо-иракской войны

Арабские легионеры охраняют Gloster Gladiators из 94-й эскадрильи RAF. на посадочной площадке на насосной станции H4 в Трансиордании

Королевские ВВС Ирака (RoIAF) были обучены и оснащены британцами до обретения независимости в 1932 году. Одним из результатов этого стало доминирование британской постройки в Королевских ВВС. инвентарь. В 1941 году единственная эскадрилья одноцелевых истребителей РИАФ состояла из семи Глостер Гладиаторов на авиазе Рашид.

2 мая 1941 года в ответ на блокаду, установленную растущим вместе иракцев. сил на ВВС Хаббания и требований революционного правительства Ирака, была предпринята упреждающая атака ВВС Великобритании с целью прорыва окружения. Во время этой акции иракские гладиаторы неоднократно принимали участие в атаках на британскую авиабазу, неоднократно безуспешно обстреливая ее. Хотя большая часть РИАФ была уничтожена в воздухе или на земле в последующие дни, иракские гладиаторы продолжали летать до конца войны, нанося обстрелы по роте 1-го батальона Эссексского полка <458.>на окраине Багдада 30 мая.

Перед началом боевых действий в Ираке 4-я школа военной подготовки ВВС Хаббания использовала трех старых «Гладиаторов» в качестве небольших офицерских баз. В связи с напряжением 19 апреля база была усилена еще шестью «Гладиаторами», прилетевшими из Египта. В начале войны эти девять «Гладиаторов» совершили множество вылетов по воздушным и наземным целям, взлетая с поля поло базы. Силы Гладиаторов Королевских ВВС в Ираке были усилены, когда 11 мая еще прибыли пять самолетов, на этот раз из 94-й эскадрильи в Исмаилию на Суэцком канале. Последнее пополнение запасов «Гладиаторов» произошло 17 мая в виде еще четырех самолетов 94-й эскадрильи.

В ходе боевых действий единственное убийство «гладиаторов на гладиаторах» произошло 5 мая, когда Plt. Выкл. Уотсон из истребителя сбил иракского гладиатора над Бакубой во время миссии сопровождения бомбардировщика. Единственное, что заявили иракские гладиаторы во время войны, - это бомбардировщик Викерс Веллингтон, пострадавший от наземного огня 4 мая. RAF Gladiators доказали свою эффективность против иракских самолетов, которые были усилены самолетами Оси. Сразу после переворота против короля Фейсала II в начале апреля 1941 года премьер-министр Рашид Али аль-Гайлани обратился к Германии и Италии с просьбой о помощи в отражении любых британских контрмер. В ответ немцы собрали оперативную группу люфтваффе под флагом Ирака под названием Fliegerführer Irak («Летное командование Ирака»), которая с 14 мая действовала из Мосула. До того, как эти силы рухнули из-за нехватки припасов, пополнения и качественного топлива в дополнение к агрессивным атакам RAF, два Gladiator сражались с парой Bf. 110-й над аэродромом Рашид в Багдаде 17 мая. Обе немецкие машины были быстро сбиты.

TheRegia Aeronautica также направила отряд из 12 Fiat CR.42, прибывших в Ирак 23 мая. Шесть дней спустя Fiat CR.42 перехватили RAF Hawker Audax и вступили в схватку с сопровождающими Gladiators, что должно было доказать последний бой воздух-воздух короткой кампании. Итальянские пилоты заявили, что два «Гладиатора» № 94; один Fiat был сбит «Гладиатором», пилотируемым Wg Cdr Wightman, недалеко от Хан Нукта. После окончания боевых действий в Ираке 94-я эскадрилья передала свои «Гладиаторы» подразделениям SAAF и RAAF. Иракцы продолжали управлять своими оставшимися гладиаторами, некоторые из которых использовались до 1949 года; они, как сообщается, использовались для проведения наземных атак против курдов.

Сирии

После окончания боевых действий в Ираке британцы вторглись в Сирию, контролируемую французами Виши, чтобы предотвратить попадание этого района под непосредственное немецкое контроль. Французы в Сирии материально поддержали иракское восстание и разрешили самолетам Люфтваффе использовать свои аэродромы для операций над Ираком. Продолжавшаяся месяц сирийско-ливанская кампания в июне – июле 1941 г. сопровождалась ожесточенными боями как в воздухе, так и на суше, пока 12 июля 1941 г. французские власти Виши в Сирии не капитулировали. В одном столкновении между Royal Air Force и Vichy French Air Force 15 июня 1941 года шесть Gloster Gladiator были сбиты равным числом истребителей-монопланов Dewoitine D.520. В запутанном бою обе стороны потеряли один самолет сбитым и один серьезно поврежденным. Французский истребитель-ас Пьер Ле Глоан сбил "Гладиатора", совершив 15-е подтвержденное убийство. Сам Ле Глоан вынужден был совершить аварийную посадку своего поврежденного D.520 на своей собственной авиабазе.

Еще в середине 1941 года начальник штаба ВВС Великобритании предложил 21 Gloster Gladiator, собранный из различных метеорологических служб и средств связи. полеты на Ближнем Востоке, а также пять рейсов из подразделения «Свободная Франция» в AOC Сингапур для усиления защиты колонии от возникающей японской угрозы. Предложение было отклонено, и позднее подкрепление состояло из Hawker Hurricanes.

Операции в других местах

Ирландский воздушный корпус 9 марта 1939 года был снабжен четырьмя гладиаторами. 29 декабря В 1940 году два ирландских гладиатора были выброшены из Baldonnel, чтобы перехватить немецкий Ju 88, летевший над Дублином с целью фотографической разведки, но не смогли установить контакт. Хотя ирландские гладиаторы не смогли перехватить вторгшиеся самолеты, они сбили несколько британских аэростатов заградительного огня, сорвавшихся с их причалов. В 1940 году ирландским летчикам-истребителям на короткое время был дан приказ блокировать взлетно-посадочные полосы аэродромов своими самолетами. Затем они должны были использовать винтовки и стрелять по любым захватчикам. Ирландские гладиаторы также облетели место гибели лайнера SS Athenia в 1939 году и предложили помощь ирландским военным. Полет был обстрелян присутствовавшими кораблями Королевского флота, в результате чего ирландские гладиаторы отошли.

Люфтваффе использовали захваченные латвийские гладиаторы в качестве буксиров планеров с Ergänzungsgruppe (S) 1 из Лангендибаха около Ханау в 1942–1923 годах. 49>

Став устаревшими, RAF Gladiators выполняли небоевые задачи, такие как метеорологические работы, действуя как таковые в различных частях Африки, Ближнего Востока и Европы вплоть до 1944 года. К концу войны осталось несколько неповрежденных самолетов, и многие из них были быстро списаны. Двое выживших были приобретены в частном порядке В. Х. Беллами, который завершил летающий «Гладиатор» из деталей L8032 и N5903, которые стали единственным примером такого типа в таком состоянии.

Заключительные сражения

Финские ВВС последними использовали биплан Gloster в бою. Именно под финской эмблемой «Гладиатор» одержал свою последнюю воздушную победу. Во время войны-продолжения против Советов Глостерс поддерживал наступление Карельской армии вокруг Ладожского озера. 15 февраля 1943 года 1-й лейтенант Хокан Стрёмберг из LLv 16 во время разведывательной операции вдоль железной дороги Мурманск между Белым морем и Онежским озером был замечен, на Каркиярви взлетает советский Поликарпов Р-5. Стромберг нырнул на него и двумя очередями сбил в лес у аэродрома. Это была последняя подтвержденная победа «Гладиатора».

Цитаты

Эти старые гладиаторы не сделаны из напряженной стали, как Hurricane или Spit. У них тугие брезентовые крылья, покрытые великолепно легковоспламеняющимся веществом , а под ними сотни маленьких тонких палочек, вроде тех, что кладут под поленья для растопки, только они более сухие и тонкие. Если бы умный человек сказал: «Я собираюсь построить большое сооружение, которое будет гореть лучше и быстрее, чем все остальное в мире», и если бы он усердно выполнял свою задачу, он, вероятно, закончил бы, построив что-то очень похожее на Гладиатор.

Роальд Даль, «Кусок торта», из сборника рассказов Прекрасная история Генри Шугара

Гладиаторские асы

Лучшие асы-гладиаторы летали на нем в Северной Африке и Греции, добившись большей части своих успехов против самолетов Regia Aeronautica. Лучшим асом был лейтенант звена Пэт Паттл из 80-й эскадрильи, который одержал 15,5 подтвержденных воздушных побед, управляя «Гладиатором» (из его 50+ убийств), плюс четыре, вероятно, уничтоженных и шесть поврежденных. Вторым был пилот-офицер Уильям «Черри» Вэйл из 33-й и 80-й эскадрилий, совершивший 10 индивидуальных убийств, 1 общее убийство и 1,5 поврежденных. Лейтенант Джо П. Фрейзер из 112-й эскадрильи и сержант Дон С. Грегори из 33-й и 80-й эскадрилий забили все свои убийства (соответственно 9,5 и 8) на «Гладиаторе». Сержант CE «Кас» Касболт из 80-й эскадрильи сбил 7,5 вражеских самолетов (плюс один, вероятно, уничтоженный и 1,5 поврежденных). Родезийский пилот Цезарь Халл одержал пять из восьми побед. в «Гладиаторе» во время Норвежской кампании в 1940 году, включая четырех в тот же день. Он был ведущим пилотом союзников в кампании.

Высшим звеном ВВС Финляндии Ас-гладиатором был капитан Пааво Берг, одержавший 6 из своих 11 побед в составе «Гладиаторов». Уорент-офицер Оива Туоминен одержал 5 из своих 44 побед над «Гладиаторами». Несколько других асов FiAF также одержали победы над Gladiators.

Варианты

SS.37
Прототип.
Gladiator I
Версия с одним двигателем мощностью 840 л.с. (630 кВт) Bristol Mercury IX Радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения. Самолет имел обозначение J 8 в ВВС Швеции. Поставка 1937–38, построено 378.
Gladiator II
Версия с одним радиально-поршневым двигателем воздушного охлаждения Bristol Mercury VIIIA. Самолет получил обозначение J 8A в ВВС Швеции. Поставка 1938–39, построено 270.
Sea Gladiator Interim
Одноместный истребитель-биплан для Королевского флота, 38 модифицированных самолетов Gladiator II. Оснащен предохранительными крюками . Серийные номера: N2265 - N2302.
Sea Gladiator
Одноместный истребитель-биплан для ВМС Великобритании, построено 60 штук. Оснащен предохранительными крюками и приспособлением для хранения шлюпки. Серийные номера: N5500 - N5549 и N5565 - N5574.
Gloster Gladiator Mk I из 1-й эскадрильи Ирландского авиационного корпуса

Операторы

Gladiator I во Второй мировой войне Авиационная служба норвежской армии цвета Шведские добровольные ВВС Истребитель-гладиатор из авиационной эскадрильи F 19 с маркировкой ВВС Финляндии

Уцелевший самолет

Gladiator L8032 (гражданская регистрация G-AMRK), принадлежащий Shuttleworth Trust, и Gladiator N5902 (G-GLAD), принадлежащий The Fighter Collection, летят строем (2013) Фюзеляж N5520, Форт-Сент-Эльмо, Мальта (2006)
Мальта
  • N5520 - Фюзеляж Sea Gladiator на статической выставке в Национальном военном музее в Валлетте. Это единственный выживший гладиатор из звена истребителей . Исследования планера показали, что он включает в себя части по крайней мере еще одного Gladiator.
Норвегия
  • N5641 - Gladiator II на статической выставке в Норвежском музее авиации в Будё, Нурланд. Он находился в ведении эскадрильи № 263 и оставлен на озере Лесяског во время отступления эскадрильи. Самолет был куплен местным фермером, который сохранил его до 1960-х годов, когда он был доставлен в музей для реставрации.
Швеция
Соединенное Королевство

Технические характеристики (Gloster Gladiator Mk I)

Ортографическая проекция Gladiator Mk.I Кабина гладиатора

Данные Gloster Aircraft с 1917 года, Gloster Gladiator,

Общие характеристики

  • Экипаж : 1
  • Длина: 27 футов 5 дюймов (8,36 м)
  • Размах крыла: 32 футов 3 дюйма (9,83 м)
  • Высота: 11 футов 9 дюймов (3,58 м)
  • Площадь крыла: 323 кв. Фута (30,0 м)
  • Профиль : RAF 28
  • Масса пустого: 3217 фунтов (1459 кг)
  • Масса брутто: 4594 фунта (2084 кг)
  • Силовая установка: 1 × Bristol Mercury IX 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 830 л.с. (620 кВт)
  • Винты: 3-лопастной металлический винт с фиксированным шагом

Характеристики

  • Максимальная скорость: 253 миль / ч (407 км / ч, 220 узлов) на высоте 14500 футов (4420 м)
  • Крейсерская скорость: 210 миль / ч (340 км / ч, 180 узлов)
  • Stall sp eed: 53 миль / ч (85 км / ч, 46 узлов)
  • Продолжительность полета: 2 часа
  • Практический потолок: 32 800 футов (10 000 м)
  • Скороподъемность: 2300 футов / мин (12 м / с)
  • Время набора высоты: 10 000 футов (3048 м) за 4 минуты 45 секунд

Вооружение .

  • Пушки: .
  • Первоначально ; Два синхронизированных .303 в пулеметах Виккерс в бортах фюзеляжа, два.303 в пулеметах Льюиса ; по одному под каждым нижним крылом.
  • Более поздние самолеты ; Четыре пулемета.303 калибра M1919 Browning ; два синхронизированных орудия по бокам фюзеляжа и по одному под каждым нижним крылом.
  • По крайней мере, в некоторых Sea Gladiators существовала возможность установки пары Brownings под верхними крыльями, в результате чего их общее количество достигло шести. Официальные служебные испытания не были завершены до того, как Sea Gladiators были заменены более поздними типами, но некоторые браунинги верхнего крыла могли быть установлены в полевых условиях, в частности на Мальте.

См. Также

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Gloster Gladiator.
Внешнее видео
значок видео Запуск двигателя Gloster Gladiator
значок видео Документальный фильм о Вере, Надежде и Благотворительном гладиаторах на Мальте во время Второй мировой войны
значок видео Сохранено летной годностью Gladiator Mk II N5903 взлетает и демонстрирует фигуры высшего пилотажа, 2013 г.
Последняя правка сделана 2021-05-21 11:14:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте