Tallboy (бомба)

редактировать
Высокий мальчик
Командование бомбардировщиков Королевских ВВС, 1942-1945 гг. CH15363.jpg Наземный экипаж ВВС Великобритании управляет Tallboy, который позже был сброшен на полигон V-образного орудия La Coupole в Визерне, Франция, 1944 год.
Тип Бомба землетрясения
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В сервисе 8 июня 1944 г. - 25 апреля 1945 г.
Использован № 9-й эскадрильи RAF, № 617-й эскадрильи RAF
Войны Вторая Мировая Война
История производства
Дизайнер Барнс Уоллис
Производитель Виккерс
Нет  построено 854
Характеристики
Масса около 12000 фунтов (5400 кг)
Длина 21 футов (6,4 м)
Диаметр 38 дюймов (97 см)

Заполнение Торпекс Д1
Вес наполнения 5200 фунтов (2400 кг)
Детонационный механизм Взрыватель № 58, изготовленный из пистолета № 30 (ударная детонация) или взрывателя с выдержкой времени № 47, вставленного в тетрил- ускорители в задней части кожуха.

Tallboy или Bomb, средней грузоподъемности, 12 000 фунтов - это бомба для защиты от землетрясений, разработанная британским авиационным инженером Барнсом Уоллисом и использовавшаяся Королевскими военно-воздушными силами (RAF) во время Второй мировой войны.

При 5 длинных тоннах (5,1 т) его могла нести только модифицированная модель тяжелого бомбардировщика Avro Lancaster. Он оказался эффективным против крупных укрепленных сооружений, против которых обычные бомбардировки оказались неэффективными.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Дизайн
  • 3 Производство
  • 4 операции Tallboy
    • 4,1 июня - август 1944 г.
      • 4.1.1 Операция Арбалет
      • 4.1.2 Вылазки против немецких верфей
    • 4,2 сентября - ноябрь 1944 г.
      • 4.2.1 Бомбардировочные вылеты на Тирпиц
    • 4,3 декабря 1944 г. - апрель 1945 г.
  • 5 Послевоенный
    • 5.1 Невзорвавшиеся боеприпасы
  • 6 США используют
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки

История

Уоллис представил свои идеи 10-тонной бомбы в своей статье 1941 года «Заметка о методе атаки держав оси», которая показала, что очень большая бомба, взорвавшаяся глубоко под землей рядом с целью, передаст удар в основания цель, тем более что ударные волны передаются через землю сильнее, чем через воздух.

Уоллис разработал « Бомбардировщик Победы» массой 50 длинных тонн (51 тонну), который будет летать со скоростью 320 миль в час (510 км / ч) на высоте 45 000 футов (14 000 м), чтобы нести тяжелую бомбу на расстояние более 4 000 миль (6400 км), но Министерство авиации выступало против создания одноместного бомбардировщика, и после 1942 года эта идея не получила развития.

Разработка и производство напольного были сделано без контракта по инициативе министерства, после 1942 бумаги Wallis' „Сферическая Bomb-Поверхностное Торпедо“ и конструкции „ прыгающих бомб “ для Dam Busters от операции отчитывать. Королевские ВВС использовали бомбы, которые они не покупали и которые оставались собственностью производителя Vickers. Эта ситуация нормализовалась после того, как были признаны их возможности.

Достижения Tallboy включают в себя атаку операции «Арбалет» 24 июня 1944 года на Ла-Куполе, которая подорвала фундамент сборочного бункера V-2, и атаку Tallboy на туннель Сомюр 8–9 июня 1944 года, когда бомбы прошли прямо через холм и взорвались. внутри туннеля на глубине 60 футов (18 м) ниже поверхности.

Последний из Кригсмарине «S Бисмарка линкоров -класса, в Тирпиц, был потоплен воздушного нападения с использованием Tallboys в операции катехизиса.

Дизайн

Большинство крупных авиационных бомб союзников, особенно британских, времен Второй мировой войны (бомбы- блокбастеры ) имели очень тонкую оболочку, чтобы максимально увеличить вес взрывчатого вещества, который мог нести бомбардировщик. Это было улучшение по сравнению с ранним периодом войны, когда взрывоопасность британских бомб была низкой.

Чтобы пробить землю (или укрепленные цели), не разламываясь, корпус Tallboy должен быть прочным. Каждый был отлит из цельного куска высокопрочной стали, что позволяло ему выдержать удар до взрыва. В то же время, чтобы достичь требуемой проникающей способности, Уоллис сконструировал «Tallboy» таким образом, чтобы он был очень аэродинамически чистым, чтобы при падении с большой высоты он достигал гораздо более высокой конечной скорости, чем традиционные бомбы.

В окончательном варианте хвостовая часть бомбы № 78 Mark I составляла примерно половину общей длины готового оружия; Обшивка бомбы составляла около 10 футов (3,0 м) из общей длины 21 фут (6,4 м). Изначально бомба имела тенденцию кувыркаться, а хвост был изменен; плавники были слегка повернуты, так что бомба вращалась при падении. Создаваемый таким образом гироскопический эффект останавливал крен и рыскание, улучшая аэродинамику и точность.

Tallboy был разработан для сбрасывания с оптимальной высоты 18 000 футов (5 500 м) на скорости 170 миль в час (270 км / ч) при скорости 750 миль в час (1210 км / ч). Он образовал кратер глубиной 80 футов (24 м) и шириной 100 футов (30 м) и мог пройти через 16 футов (4,9 м) бетона.

Вес Tallboy (примерно 12000 фунтов или 5400 кг) и большая высота, необходимая для бомбардировщика, означали, что используемые Avro Lancasters должны были быть специально адаптированы. Для уменьшения веса сняли броню и даже защитное вооружение, а двери бомбоотсеков пришлось адаптировать.

617-я эскадрилья обучалась работе с автоматическим стабилизирующим бомбовым прицелом (SABS). Пришлось внести поправки на температуру, скорость ветра и другие факторы. Это было эффективно только в том случае, если цель могла быть идентифицирована, а несколько миссий были отменены или не увенчались успехом из-за трудностей с точным определением и маркировкой целей.

Для использования по подземным целям бомба была оснащена тремя раздельными инерционными пистолетами № 58 Mark I Tail Pistols ( стреляющими механизмами ). Они запускали детонацию после заданной задержки, что давало бомбе достаточно времени, чтобы пробить цель перед взрывом. В зависимости от требований миссии время задержки может быть установлено на 30 секунд или 30 минут после удара.

Чтобы гарантировать детонацию, в задней части бомбы были установлены три взрывателя с длительным замедлением типа 47. Это резко повысило надежность оружия; даже если два взрывателя выйдут из строя, третий вызовет детонацию. По крайней мере, 2 Tallboys не взорвались, один во время второй атаки на дамбу Sorpe ; она была обнаружена во время ремонта в конце 1958 года, когда резервуар был опорожнен, а вторая бомба была обнаружена в Свиноуйсьце в Польше (ранее Свинемюнде) в 2020 году. Во время удаленного обезвреживания эта вторая бомба взорвалась в октябре 2020 года.

Бомба была нацелена на цель во время операции и при попадании оказалась способной глубоко проникнуть в затвердевший железобетон. Однако это не было основной целью дизайна Барнса Уоллиса. Бомба была спроектирована так, чтобы наносить удар близко к цели, пробивать почву или скалу под или вокруг цели, а затем взрывать, передавая всю свою энергию конструкции или создавая камуфляж (пещеру или кратер), в который цель попадет. Осень.

Этот эффект «землетрясения» вызвал больше повреждений, чем даже прямое попадание, пробившее броню цели, поскольку даже взрыв внутри бункера повредил бы только окружающую среду, при этом взрыв быстро рассеивался в воздухе. В результате землетрясения вся цель сотряслась, а все ее части были повреждены, что сделало ремонт нерентабельным. Имея это в виду, следует учитывать приведенные ниже отчеты об атаках.

Альтернативный метод заключался в том, чтобы установить глубину детонации так, чтобы кратер выходил на поверхность, что было полезно для атаки железнодорожных сортировочных станций и аналогичных целей. Tallboy образовал кратер высотой 80 футов (24 м) с глубиной до 100 футов (30 м), в отличие от обычных бомб, которые образовывали бы множество мелких кратеров на цели, каждую из которых впоследствии можно было бы быстро заполнить землеройным оборудованием.. На заполнение такой огромной дыры уходило много времени; несколько грузовиков и бульдозеров нельзя было разместить по периметру ямы для ускорения процесса.

Производство

Высокие парни в основном делались вручную, что требовало много труда на каждом этапе производства. Используемые материалы были дорогостоящими, требовали точных инженерных решений при литье и механической обработке. Для увеличения пробивающей способности большая, специально закаленная стальная пробка должна была быть точно обработана и сопряжена с выемкой в ​​носовой части бомбы. Стрельчатый должны были быть совершенно симметричными, чтобы обеспечить оптимальную аэродинамику. Это было непростой задачей при манипулировании кожухом бомбы размером и весом с Tallboy.

Торпекс наполнение выливалось вручную в основание перевернутого корпуса после плавления его в «чайниках». Заключительный этап заполнения взрывчатым веществом требовал, чтобы на заполнение Torpex был залит слой чистого TNT толщиной в один дюйм с последующим герметизацией основы слоем древесно-воскового композита толщиной 4 дюйма (100 мм) с тремя цилиндрическими углублениями, в которые вставлено взрывчатое вещество. ускорители и в которые были вставлены три химических взрывателя времени, когда бомба была взведена.

Высокие парни не считались расходным материалом, и, если они не использовались в рейде, их нужно было вернуть на базу, а не выбросить в море. Стоимость оружия компенсировала дополнительный риск для экипажа. Учитывая высокую стоимость единицы, Tallboys использовались исключительно против важных стратегических целей, которые нельзя было уничтожить другими способами. Когда выяснилось, что «Ланкастер» может быть модифицирован, чтобы нести бомбу большего размера, чем «Таллбой», Уоллис произвел еще большую бомбу «Большого шлема».

Операции Tallboy

Июнь - август 1944 г.

Шесть бомб Tallboy на свалке бомб в Бардни, Линкольншир, перед загрузкой на самолет 9-й эскадрильи RAF в октябре или ноябре 1944 года.
  • Железнодорожный туннель Сомюр Единственный действующий маршрут с севера на юг на Луаре. В ночь с 8 на 9 июня 1944 года в атаку атаковали девятнадцать оборудованных Tallboy и шесть обычных экипированных Lancasters из 617-й эскадрильи. 617-я эскадрилья была направлена ​​к цели 83-й эскадрильей Pathfinder Force. Это было первое использование бомбы Tallboy, и линия была разрушена - один Tallboy пробил склон холма и взорвался в туннеле примерно на 60 футов (18 м) ниже, полностью заблокировав его. Во время налета не было потеряно ни одного самолета.

Операция Арбалет

Арбалет был кодовым названием для мер по противодействию немецкой летающей бомбе Фау-1 («жужжащая бомба» или «болванка») и ракетному оружию Фау-2. Британцы использовали Tallboys для уничтожения нескольких ракетных объектов.

19 июня 1944 - Ваттен

  • Ближайший Tallboy, сброшенный 617-й эскадрильей, приземлился в 50 ярдах (46 м) от цели, сильно укрепленная стартовая площадка V-2 строилась. Бункер пришел в негодность.

24 июня 1944 г. - Визернес

  • Целью была сборка и пусковая площадка Фау-2, связанная с площадкой Ваттена. Несколько ударов Tallboy подорвали фундамент, но не пробили купол. Бункер был заброшен.

25 июня 1944 года - бункер Siracourt V-1

  • Ланкастеры из 617-й эскадрильи без потерь нанесли три прямых попадания с помощью Tallboys.

4 июля 1944 г. - Сен-Лё-д'Эссеран.

  • 617 эскадрильи использовала семнадцать Lancasters с Tallboys, при поддержке одного комара и один Mustang, в попытке свернуть известняк крышу пещеры, используемой в качестве складов. Самолеты группы № 5 последовали за ним с бомбами массой 1000 фунтов (450 кг).
Внешний образ
значок изображения Повреждения бомбы на Mimoyecques V-Weapon Site

6 июля 1944 г. - Mimoyecques

Ущерб крепости Мимуек от воздушных атак союзников, в том числе бомбардировок Tallboy.

17 июля 1944 г. - Визернес

  • 16 Ланкастеров во главе с Москитом и Мустангом разбомбили Визерна - трем ланкастерам удалось сбросить высоких парней (у одного купол сместился, а двое других заблокировали вход).

27 июля 1944 г. - Ваттен

  • Один Высокий мальчик попал в цель, но не пробил строение.

31 июля 1944 г. - Рилли Ла Монтань.

  • Оба конца железнодорожного туннеля были разрушены Tallboys, сброшенными 617-й эскадрильей. «Ланкастер» Уильяма Рида на высоте 3700 м (12 000 футов) был сбит «дружественным» Tallboy, сброшенным с 5 500 м (18 000 футов).

Вылазки против немецких верфей

Судоходству в Ла-Манше и Атлантическом океане угрожали подводные и электронные лодки, находящиеся во Франции. Доки подводных лодок были защищены от обычных воздушных бомбардировок толстыми бетонными крышами.

14 июня 1944 г. - Гавр.

  • Являясь частью первого массового дневного налета британских ВВС с конца мая 1943 года, две волны атаковали объекты катеров E в Гавре: первая группа № 1, вторая группа № 3. Незадолго до первой волны атаковали 22 Ланкастера из 617-й эскадрильи и 3 самолета-маркера «Москит», несколько попаданий в загоны, одна бомба пробила крышу.

15 июня 1944 г. - гавань Булони.

  • 297 самолетов: 155 «Ланкастеров», 130 « Галифаксов», 12 «Москито» из групп №№ 1, 4, 5, 6 и 8 атаковали гавань Булони. Один Галифакс был потерян. Французский отчет описал великие разрушения как худший набег на Булонь. Во время рейда 22 ланкастера из 617-й эскадрильи бомбили загоны E-boat с помощью Tallboys. Из-за облачности десять самолетов вернулись на базу со своими бомбами. Однако рейд был признан успешным, поскольку E-лодки отступили в Эймёйден на голландском побережье, где они были лучше защищены, но менее способны вмешиваться в военно-морское движение союзников, поддерживая вторжение в Нормандию.

5 августа 1944 г. - Брест.

  • 15 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи атаковали загоны подводных лодок в Бресте и нанесли шесть прямых попаданий, при этом «Tallboys» пробили бетонные крыши. Один «Ланкастер» был сбит зенитной артиллерией. Последующие попытки укрепить другие объекты еще более толстым бетоном отвлекли ресурсы от других проектов.

6 августа 1944 г. - Кероман

  • Лейтенант Томас Клиффорд Айвсон сбросил один Tallboy, бомба не пробила базу.

7 августа 1944 г. - Лорьян

  • Запланированная миссия Tallboy против загонов подводных лодок была отменена, вместо этого основной целью была база подводных лодок Кероман.

8 августа 1944 г. - La Pallice

  • Лейтенант Томас Айвсон сбросил один высокий самолет.

28 августа 1944 г. - Эймёйден

  • Iveson уронил одного Tallboy.

Сентябрь - ноябрь 1944 г.

23/24 сентября 1944 г. - канал Дортмунд-Эмс возле Ладбергена, к северу от Мюнстера.

  • Во время ночной атаки 617-я эскадрилья нанесла шесть прямых попаданий с помощью Tallboys.

7 октября 1944 г. - плотина Кембс к северу от Базеля.

  • Воды плотины можно было оставить в резерве, чтобы затопить район наступления США. Dambusters разрушили ворота шлюза, когда Tallboys упали на низком уровне, выпустив накопленную воду.

15 октября 1944 г. - плотина Сорпе.

  • Цель первоначального рейда Dambusters пережила вторую атаку 9-й эскадрильи (617-я эскадрилья не участвовала в этом рейде). Было замечено, что бомбы Tallboy упали в плотину, но не пробили ее.

Бомбардировочные вылеты на Тирпиц

Немецкий линкор Тирпиц угроза против конвоев, идущих к и от Советского Союза.

15 сентября 1944 - ( Операция Параван )

  • Один Tallboy ударил возле носовую частью Тирпиц, проходя через носовую часть и корпус, и взорвался в воде на правой стороне от нее лука. Взрыв повредил носовую часть корабля, а передние отсеки линкора затопили 2000 тонн воды. Взрывы нескольких других кораблей Tallboys в воде возле Тирпица также привели к изгибу некоторых пластин корпуса и переборок. Пять человек были убиты и пятнадцать ранены. Тирпиц был признан непригодным для плавания, и повреждение было оценено как требующее девяти месяцев работы для ремонта, но это было сочтено невыполнимым, поэтому линкор был переведен в плавучую артиллерийскую батарею.

29 октября 1944 г. - ( операция "Обвиат" )

  • Из-за того, что накануне атаки надвинулось облако, «вслепую» сбросили 32 бомбы. Прямых попаданий не зафиксировано, но в одном из них был погнут вал гребного винта.

12 ноября 1944 г. - ( Операция "Катехизис" )

  • В заключительной операции « Тирпиц» был потоплен тремя ударами Tallboys, а несколько других упали рядом. Несколько бомб упали в барьер противоторпедной сети и вызвали значительные трещины на морском дне, уничтожив большую часть песчаной отмели, которая была построена для предотвращения опрокидывания корабля. Одна бомба пробила палубу корабля между башнями Антона и Бруно, но не взорвалась. Второе попадание в середину корабля между катапультой самолета и воронкой, полностью разрушившее всю секцию поясной брони перед попаданием бомбы и пробившее очень большое отверстие в боку и днище корабля, вызвав значительное затопление и крен левого борта до 60 градусов. Третья бомба попала в корабль с левого борта башни «Цезарь», что в конечном итоге привело к взрыву магазина, в результате чего корабль перевернулся.

Декабрь 1944 г. - апрель 1945 г.

Бетонная крыша бункера подводных лодок "Финк II" в Гамбурге толщиной 11 футов (3,4 м), в которую в начале апреля 1945 года проникла лодка.

Бомбардировка загонов подводных лодок, декабрь 1944 г. - апрель 1945 г.

15 декабря 1944 г. - Эймёйден на голландском побережье,

  • 617-я эскадрилья атаковала загоны E-boat с помощью Tallboys. Дымовая завеса препятствовала бомбардировке, и результаты остались незамеченными.

12 января 1945 г. - Берген.

  • 32 Ланкастера и один Москит из 9-й и 617-й эскадрилий атаковали загоны подводных лодок и корабли в гавани Бергена. Три Ланкастера из 617-й эскадрильи и один из 9-й эскадрильи были потеряны; Немцы рассказали местным жителям, что сбито 11 бомбардировщиков. В местном сообщении говорилось, что трое высоких парней проникли в 3-х+Крыша загонов толщиной 1 ⁄ 2 метра (11 футов) нанесла серьезный ущерб мастерским, офисам и магазинам внутри ".

3 февраля 1945 г. - Эймёйден и Портерхейвен

  • 36 Ланкастеров из 5-й группы атаковали загоны подводных лодок в Эймёйдене (9-я эскадрилья) и Портерхэвене (617-я эскадрилья) с помощью Tallboys. По обеим мишеням без потерь нанесены удары.

9 апреля 1945 г. - Гамбург.

18 апреля 1945 г. - Гельголанд.

  • 969 самолетов: 617 Lancasters, 332 Halifaxes и 20 Mosquitos всех групп бомбили военно-морскую базу, аэродром и город «почти до изрытого кратерами лунного пейзажа ». Три галифакса были потеряны; на следующую ночь острова были эвакуированы.

19 апреля 1945 г. - Гельголанд.

  • 36 ланкастерцев использовали бомбы Tallboy против прибрежных позиций.

8 декабря, 11 декабря 1944 г.

  • Дамба Урфт (30 миль (48 км) к юго-западу от Кельна ) подверглась нападению, чтобы предотвратить ее использование для затопления территории по мере продвижения американских войск. Губа плотины была повреждена, но немцы предотвратили дальнейшее повреждение, снизив уровень воды.

21 декабря 1944 г. - Politz

  • 617-я эскадрилья.

14 марта 1945 г. - виадуки Билефельд и Арнсберг.

  • Виадуки атаковали 617 и 9 эскадрилий с Tallboys и первые турниры Большого шлема. Виадук Арнсберг выдержал атаку, но 100 м (330 футов) виадука Билефельда обрушились из-за «эффекта землетрясения» турниров Большого шлема и Tallboys.

15 марта 1945 года - виадук Арнсберг

  • Арнсбергский виадук снова подвергся атаке 9-й эскадрильи. Он не рухнул.

16 апреля 1945 г. - карманный линкор Lützow.

  • Лютцов был атакован 617-й эскадрильей. Несмотря на интенсивную зенитную артиллерию, 15 самолетам удалось бомбардировать цель бомбами Tallboys или 450 кг бомб. Один промах с Tallboy прорвал большую дыру на дне Lützow, и она осела на дно на мелководье. Один «Ланкастер» был сбит, последняя потеря эскадрильи в войне. Одна из бомб оставалась затонувшей возле Свиноуйсьце в середине главного судоходного Пястовского канала в течение 74 лет, обнаруженная во время подготовительных работ по углублению фарватера Свиноуйсьце-Щецин в сентябре 2019 года. Операции по ее обезвреживанию и удалению были предприняты в октябре 2020 года. взорвался при обезвреживании, но не причинил вреда.

25 апреля 1945 г. - Бергхоф

  • Дом Гитлера, Бергхоф, недалеко от Берхтесгадена, подвергся нападению смешанными силами, в том числе шестью ланкастерами из 617-й эскадрильи, сбросившими своих последних парней. Бомбардировка оказалась точной и эффективной.

После войны

Последний из бомбардировщиков V - Handley Page Victor - был спроектирован так, чтобы нести бомбовую нагрузку, которая могла включать в себя загрузку двух Tallboys внутри или одного Большого шлема плюс различное меньшее оружие.

Неразорвавшиеся боеприпасы

В сентябре 2019 года бомба Tallboy была обнаружена в Пястском канале на северо-западе Польши недалеко от города Свиноуйсьце, и ее планируется обезвредить. Бомба была сброшена во время атаки немецкого крейсера Lützow в апреле 1945 года. В октябре 2020 года судно Tallboy взорвалось во время операции по возгоранию, но о травмах водолазов и повреждении инфраструктуры порта в результате подводного взрыва не сообщалось.

США используют

Т-10 был американской версией модели Tallboy весом 12 000 фунтов (5 443 кг), модифицированной для использования стандартных американских компонентов. Разработка была начата в конце 1944 года, и были составлены планы высадить их на островные опорные пункты в Тихом океане, чтобы облегчить их защиту перед морскими атаками. Никакие бомбы не использовались в оперативных целях, поскольку капитуляция Японии после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки лишила их необходимости. В конце 1950-х годов Т-10 был переименован в М-121. Во время Корейской войны несколько Т-10 были переоборудованы в радиоуправляемые бомбы Тарзона и сброшены Boeing B-29 Superfortress для разрушения железнодорожных мостов и плотин водохранилищ.

После того, как война в Корее закончилась и бомбардировщики B-29 и B-36 были сняты с вооружения, у ВВС США больше не было самолетов, способных сбрасывать M-121, и бомбы были отправлены на хранение. Производство Т-10 закончилось в 1955 году. B-36 был последним летательным аппаратом, который мог сбрасывать полностью собранную бомбу типа Tallboy обычным способом. Во время войны во Вьетнаме некоторые M-121, за исключением их задних обтекаемых кожухов и узлов хвостового оперения, были отправлены во Вьетнам для миссий Commando Vault, где боеголовки были встроены в оружие BLU-82, сбрасываемое самолетами C-130 с использованием радиолокационного управления, чтобы очистить зону посадки вертолета. Боевые части устанавливались на платформе и вытягивались на парашютах с трапа задней загрузки С-130. После очистки самолета большие вытяжные желоба и поддоны были вырезаны, а маленькие треугольные желоба стабилизировали большую боеголовку до удара. Носовой зонд длиной три фута (91 см) взорвал бомбу на правильном расстоянии. Один из последних образцов Tallboy времен Второй мировой войны был сброшен во время миссии Commando Vault по расчистке зоны приземления для вертолетов на гребне во время битвы за Гамбург-Хилл в 1969 году во Вьетнаме. Падая с высоты 3000 м (10000 футов), бомба попала именно туда, где это было необходимо. Миссии Commando Vault были более точными в доставке бомб в цель, чем более современные B-52.

Все еще продолжались работы над 43000 фунтов (20 000 кг) Т-12 Cloudmaker, который мог нести Convair B-36 A.

Смотрите также

Заметки

Рекомендации

  • Брикхилл, Пол (1951), разрушители плотин, пространство 36, Нью-Йорк: Apogee Books, ISBN   0-330-37644-6
  • Кольер, Бэзил (1976) [1964], Битва V-Weapons, 1944–1945, Йоркшир: The Emfield Press, стр. 68, 84, ISBN   0-7057-0070-4
  • Эллис, Джон (1998), One Day in a Very Long War, Jonathan Cape, p. 297, ISBN   978-0-224-04244-4
  • Ганстон, Билл (1979), Ракеты и управляемые ракеты, Salamander Books, стр. 119, ISBN   0-517-26870-1
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN   978-0-87021-101-0.
  • Харрис, сэр Артур (2005) [1947], Bomber Offensive, Pen amp; Sword Military Classics, стр. 208, 218, 237, 252, ISBN   1-84415-210-3
  • Джонс, Тобин, изд. (2002), 617-я эскадрилья - Операционная книга записей за 1943–1945 гг. (PDF), заархивированная из оригинала (PDF) 6 декабря 2010 г. Выдается благодарность HMSO как владельцам авторских прав на Оперативную книгу записей (стр. 507)
  • Кибл, Джим (2008 г.), «Лейтенант полета Томас Клиффорд Айвсон», AeroVenture News, AeroVenture, заархивировано из оригинала 14 апреля 2008 г., извлечено 24 февраля 2008 г.
  • Макгоуэн, Сэм (в отставке ВВС США) (октябрь 1988 г.), «Миссия Commando Vault», Air Combat: 64–68, ISSN   0044-6955
  • Мюррей, Иэн (2005), Big amp; Bouncy: Специальное оружие Барнса Уоллиса, SirBarnesWallis com, заархивировано из оригинала 5 октября 2012 г., последнее обновление 13 июля 2009 г.
  • Персонал ВВС Великобритании (6 апреля 2005 г.), "Дневник кампании бомбардировочного командования", 60-я годовщина бомбардировочного командования, заархивировано с оригинала 6 июля 2007 г.
( Июнь 1944 г.

( Июль 1944 г., август 1944 г., сентябрь 1944 г., октябрь 1944 г., ноябрь 1944 г., декабрь 1944 г., январь 1945 г., февраль 1945 г., март 1945 г., апрель и май 1945 г. )

  • Персонал Королевских ВВС (24 августа 2004 г.), «Тоннель Сомюр, 9 июня 1944 г.», 60-я годовщина бомбардировочного командования, заархивировано с оригинала 29 сентября 2004 г.
  • Персонал Королевских ВВС (6 апреля 2005 г.b), "Тирпиц, 12 ноября 1944 г.", 60-я годовщина бомбардировочного командования, заархивировано с оригинала 6 июля 2007 г.
  • Залога, Стивен Дж. (2008). Немецкие объекты V-Weapon 1943–45. Крепость 72. Иллюстрации Хью Джонсона и Криса Тейлора. Оксфорд: скопа. ISBN   978-1-84603-247-9.
  • Зиемке, граф Фредерик (1960), Немецкий Северный театр военных действий 1940–1945, Типография правительства США, стр. 311, OCLC   1249014

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-31 09:33:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте