Купол

редактировать

A Купол (от латинского : domus) - архитектурный элемент, похожий на полую верхнюю половину сфера ; имеется значительное совпадение с термином купол, который также может относиться к куполу или конструкции на вершине купола. Точное определение купола было предметом разногласий, и для их описания существует большое разнообразие форм и терминов.

Купол может опираться непосредственно на ротонду стену, барабан или систему зажимов или подвесов используется для перехода по форме от прямоугольного или квадратного пространства к круглому или многоугольному основанию купола. Вершина купола может быть закрытой или может быть открытой в виде окулуса, который сам может быть перекрыт фонарем и куполом.

У куполов есть долгая архитектурная родословная, уходящая корнями в доисторические времена. Купола были построены в древней Месопотамии, и они были найдены в персидском, эллинистическом, римском и китайском энергии в древнем мире, а также среди ряда и строительных традиций по всему миру. Купольные конструкции были распространены как в византийской архитектуре, так и в сасасанидской архитектуре, что повлияло на энергию остальной части Европы и ислама соответственно в Средневековье. Купола европейской ренессансной архитектуры распространились из Италии в ранний современный период, тогда как купола часто использовались в османской архитектуре в то же время. Барокко и неоклассическая архитектура черпали вдохновение в римских куполах.

Развитие математики, материалов и технологий производства привело к появлению новых типов куполов. Купола строились веками из грязи, снега, камня, дерева, кирпича, бетона, металла, стекла и пластика. Символика, связанная с куполами, включает морг, небесный и правительственные традиции, которые также изменились со временем. Купола современного мира можно найти религиозными зданиями, спортивными палатами, спортивными стадионами и множеством функциональных сооружений.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Элементы
  • 3 Определения
  • 4 Материалы
  • 5 Формы и внутренние силы
  • 6 Символизм
  • 7 Акустика
  • 8 Типы
    • 8.1 Купол улья
    • 8.2 Связанный купол
    • 8.3 Монастырский свод
    • 8.4 Составной купол
    • 8.5 Купол с перекрещенными арками
    • 8.6 Эллипсоидальный купол
    • 8.7 Геодезический купол
    • 8.8 Полусфери купол
    • 8.9 Луковый купол
    • 8.10 Овальный купол
    • 8.11 Параболоидный купол
    • 8.12 Парусный купол
    • 8.13 Купол-блюдце
    • 8.14 Купол-зонтик
  • 9 История
    • 9.1 Ранняя история и простые купола
    • 9.2 Персидские купола
    • 9.3 Китайские купола
    • 9.4 Римские и византийские купола
    • 9.5 Арабские и западноевропейские купола
    • 9.6 Русские купола
    • 9.7 Османские купола
    • 9.8 Купола итальянского
    • Возрождения 9.9 Юг Азиатские купола
    • 9.10 Купола раннего нового времени
    • 9.11 Купола современного периода
  • 10 См. Также
  • 11 Выдержки
  • 12 Ссылки
  • 13 Библиография

Этимология

Английское слово «купол» в конечном итоге происходит от древнегреческого и латинского domus («дом»), которое вплоть до эпохи Возрождения назывался почитаемым домом, например Domus Dei, или «Дом Бога» независимо от формы его крыши. Это отражено в использовании итальянского слова дуомо, немецкого / исландского / датского слова dom («собор») и английского слова «купол» еще в 1656 году, когда оно означало «таунхаус, гильдия, государственный -Дом и Молитвенный дом в городе». Французское слово dosme приобрело значение купола свод, в частности, к 1660 году. Это французское определение стало стандартным употреблением английского купола в восемнадцатом веке как многих из самых из самых впечатляющих веков Домов. были созданы монументальными куполами и в ответ на научную потребность в технических терминах.

Элементы

Слово «купол » является другим словом для «купола», обычно используется для небольшого купола на крыше или башни. «Купол» также использовался для описания внутренней стороны купола. Вершина купола - это «корона». Внутренняя сторона купола называется «интрадо», а внешняя - «экстрадос». Как и в случае с арками, «пружина» купола - это базовый уровень, от которого поднимается купол, а «бедро» - это часть, которая находится примерно на полпути между основанием и верхом. Купола могут поддерживаться эллиптической или круглой стенкой, называемой «барабаном». Если эта конструкция простирается до уровня земли, круглое здание можно назвать «ротондой ». Барабаны также называются «толобатами » и могут содержать или не содержать окна. «тамбур » или «фонарь » - это эквивалентная конструкция над окулом купола, поддерживающая купол.

Когда основание купола не соответствует плану несущих стен под ним (например, круглое основание купола над квадратным проливом ), используются методы для соединения двух мостов. Один из методов заключается в использовании гофрированных, постепенно выступающих горизонтальных слоев от вершины поддерживающей стены к основанию купола, часто используемых в сельджукской и османской архитектуре. Самый простой способ использования диагональных перемычки по углам стен, чтобы создать восьмиугольное основание. Другой - использовать арки для перекрытия углов, которые могут выдержать больший вес. В различных этих техниках используются так называемые «прищур ». Сквинч может быть одной аркой или набором нескольких выступающих вложенных арок, расположенных по диагонали надним углом. Сквинчи также могут принимать множество других форм, включая арки трубы и нишевые головки, или полукуполы. Изобретение подвески пришло на смену технике скрещивания. Подвески представляют собой треугольные части поверхности, изогнутые перемычкам между арками, и переходят от углового квадратного пролета к круглому основанию купола. Кривизна парусов - это сфера с диаметром, равным диагонали квадратного пролета.

Определения

В древнем мире сооружения с изогнутой крышей, которые сегодня назвали бы куполами, имели ряд имен, отражающих разнообразие форм, традиций и символических ассоциаций. Формы были заимствованы из традиций доисторических убежищ, сделанных из различных непрочно податливых материалов, и только позже были воспроизведены в виде сводов из более прочных материалов. Полусферическая форма, часто ассоциируемая с куполами сегодня, происходит от греческой геометрии и римской стандартизации, но сохранились и другие формы, в том числе остроконечная и выпуклая традиция, унаследованная некоторыми ранними исламскими мечетями.

Современные академические исследования этой темы противоречивые и сбиты с толкучивыми определениями, такими как монастырские своды и купольные своды. Словарные определения термина «купол» часто бывают общими и неточными. Вообще говоря, это «неспецифическое, общее слово для описания полусферического или охватывающего элемента». Опубликованные определения включают: только полусферические крыши; вращающиеся арки; и своды только на круглом основания, круглом или многоугольном основания, круглом, эллиптического основания или многоугольном основания или неопределенной области. Определения, определяющие вертикальные секции, включают: полукруглые, заостренные или выпуклые; полукруглые, сегментарные или заостренные; полукруглые, сегментарные, заостренные или выпуклые; полукруглые, сегментарные, эллиптические или луковичные; и высокий профиль, полусферический или приплюснутый.

Сравнение типичной "истинной" арки (слева) и арки на выступе (справа)

Иногда называемые "ложными" куполами, каркасные купола достигают формы, расширяя каждый горизонтальный слой внутрь немного дальше, чем нижний, пока они не встретятся наверху. «Фальшивый» купол также может относиться к деревянному куполу. Итальянское использование «финто», означающего «ложный», восходит к 17 веку, когда использовались своды из тростниковых циновок и гипсового раствора. «Настоящие» купола - это структура, которая находится в состоянии сжатия, с составными элементами клиновидных вуссуаров, стыки совпадающих с центральной точкой. Обоснованность этого неясна, так как купола, построенные под землей со скошенными каменными слоями, сжимаются от окружающей земли.

Точное определение «подвески» также было использовано научных споров, например, о том, действительно ли В соответствии с определением использования балок, а также следует считать нижние части паруса подвески. Купола с подвесками можно разделить на два вида: простые и составные. В случае простого купола подвески являются частью той же сферы, что и сам купол; однако такие купола встречаются редко. В случае более распространенного составного купола подвески, используемой для большей поверхности, расположенной ниже, чем сам купол, образуют круглую основу либо для купола, либо для части барабана.

Поля инженерии и архитектуры не хватало общего языка для куполов, при этом сосредоточена на структурном инженерном поведении, архитектура - на форме и символике. Кроме того, новые материалы и структурные системы в 20-м веке позволяют создавать большие куполообразные конструкции, которые отклоняются от традиционного компрессионного поведения куполов, и популярное использование этого терминального устройства расширилось до обозначения «почти любая длиннопролетная кровельная система».

Материалы

Самые ранние купола на Ближнем Востоке были построены из сырцового кирпича и, в конечном итоге, из обожженного кирпича и камня. Купола из допусков широкие пролеты из-за легкого и гибкого материалов были обычным методом для купольных церквей к 7 веку, большинство куполов были построены из других гибких материалов. Деревянные купола были защищены от непогоды кровлей из меди или свинца. Купола из тесаного камня были дороже и никогда не были такими большими, а для больших пролетов, где кирпич был недоступен, использовалась древесина.

В римском бетоне использовался агрегат камня с мощным раствором. Через века агрегат превратился в куски обожженной глины, а затем в римские кирпичи. Кому веку кирпичи с большим количеством раствора для свода. Пуццолана, по всей видимости, использовалась только в центральной Италии. До индустриальной эпохи кирпичные купола были предпочтительным выбором для монументальных покрытий помещений из-за их удобства и надежности. Стяжки и цепи из железа или дерева можно было использовать для сопротивления нагрузкам.

Новые строительные материалы 19 века и лучшее понимание сил внутри структур 20 века открыли новые возможности. Железные и стальные балки, металлические тросы и жесткие бетонные конструкции во внешней опоре и позволили сделать купола намного более тонкими. Более легкий вес этих куполов позволяет создавать большие подвижные купола, позволяет создавать большие подвижные купола. над современными спортивными стадионами.

Экспериментальные утрамбованные земляные купола были созданы в рамках работ по устойчивой схеме в Кассельском университете в 1983 году.

Формы и внутренние силы

Купол из каменной кладки вызывает толчки вниз и наружу. Они рассматривают в терминах сил видов, используя под прямым углом к ​​другу: меридиональные силы (например, меридианы или линии долготы на земном шаре) являются только сжимающими, и увеличиваются по направлению основанию, в то время как кольцевые силы (например, линии широты на глобусе) сжимаются вверху и растягивают у основания, с переходом в полусферический купол происходит под углом 51,8 градуса от вершины. Усилия, создаваемые куполом, прямо пропорциональны весу его материалов. Заземленные полусферические купола показывают горизонтальные толчки на своих основаниях.

Выдвигам наружу в нижней части полусферического купола из каменной кладки можно противодействовать с помощью цепей, встроенных по окружности, или внешних опор, хотя и растрескивающихся вдоль меридианов естественно. Поддерживаемые ими купола, как правило, намного толще, чем поддерживаемые ими купола, - небольшие или высокие куполов с меньшим горизонтальным правилом.

В отличие от арок вуссуара, которые требуют поддержки каждого элемента до тех пор, пока keystone не будет на месте, купола стабильны во время строительства, поскольку каждый уровень представляет собой законченное и самонесущее кольцо. Верхняя часть этого купола всегда находится в состоянии сжатия и поддерживается, поэтому она не разрушается, за исключением этого блока, и диапазон отклонений от идеала в неглубокой верхней части одинаково устойчив. Их можно сделать намного тоньше, чем соответствующие арки того же пролета. Например, полусферический купол может быть в 2,5 раза тоньше полукруглой арки, а купол с профилем многосторонней арки может быть еще тоньше.

Оптимальная форма каменного купола обеспечивает идеальное сжатие без каких-либо сил растяжения или изгиба. Для конкретного материала оптимальная геометрия купола называется фуникулерной поверхности, сопоставимой в трех измерений с кривой цепной линии для двумерной арки. Добавление веса к вершине заостренного купола, например тяжелому куполу наверху Флорентийского собора, изменяет оптимальную форму, чтобы она более точно соответствовала фактической остроконечной форме купола. Заостренные профили многих готических куполов более точно соответствуют оптимальной форме купола, чем полусферы, которые предпочитают римские и византийские архитекторы из-за, что круг считался наиболее совершенной из форм.

Символизм

Согласно Э. Болдуину Смиту, с позднего каменного века куполообразная гробница использовалась как репродукция древнего, данного богом укрытия, сделанного постоянным как почитаемый дом мертвых. Инстинктивное желание сделать это привело к широкому распространению традиций купальных погребений в древнем мире, от ступени в Индии до гробниц толосов в Иберии. К эллинистическим и римским временам купольный толос стал обычным символом кладбища.

Купола и навесы для палаток также были связаны с небом в Древней Персии и в эллинисто-римском мире. Купол над квадратным основанием геометрической символику этих форм. Круг символизировал совершенство, вечность и небеса. Квадрат представлял землю. Восьмиугольник был промежуточным звеном между ними. Четкий символизм небесного или космического шатра, происходящий из палатокских аудиенций Ахеменидов и царских правителей, был принят римскими правителями в подражание Александру Великому, ставшим имперским балдахин. Вероятно, это началось с Нерона, чей «Золотой Дом » также сделал купол характерной чертой дворцовой архитектуры.

Двойная гробовая и небесная символика была принята ранние христиане использовали купола в архитектуре и в ciborium, купольном балдахине, подобном балину, который использовался как ритуальное покрытие для реликвий или церковного алтаря. Однако небесный символизм купола был преобладающим в христианской эре. В первые века ислама купола были связаны с королевской семьей. Например, купол, построенный перед михрабом мечети, по крайней мере, изначально должен был подчеркнуть место принца во время королевских церемоний. Со временем такие купола стали главным образом украшением или направлением молитв. Использование куполов в мавзолеях может также отражать королевское покровительство или рассматривать как символы чести и престижа, которые символизируют купола, а не имеют какое-либо конкретное погребальное значение. Большое разнообразие форм в средневековом исламе, религиозные и социальные аспекты, а также практические аспекты строительства.

Акустика

Букола купола вогнуты снизу, они могут отражать звук и создавать эхо. У купола может быть «шепчущая галерея » на основании, которая в других передает отчетливый звук в отдаленные места в галерее. Полукупола над апсидами византийских церквей помогали проецировать песнопения духовенства. Хотя это может дополнять музыку, это может сделать речь менее разборчивой, что побудило Франческо Джорджи в 1535 году рекомендовать сводчатые потолки для хоровых помещений церкви, но плоский потолок, заполненный как можно большими кладовыми для проповедей.

Полости в форме кувшинов, встроенные во внутреннюю поверхность купола, могут служить для компенсации этого вмешательства, рассеивая звук во всех направлениях, устраняя эхо и создавая "божественный эффект в атмосфере поклонения". "Об этой технике писал Витрувий в своих Десяти книгах по мощности, в которых используются бронзовые и глиняные резонаторы". Материал, форма размещения и размещение этих объемных резонаторов определяет

Типы

Купол улья

Эти купола, также называемые скошенными куполами или ложными куполами, отличаются от «Настоящих куполовыми куполами или ложными куполами». »Тем, что состоят из чисто горизонтальных слоев. По мере, как слои становятся выше, из них слегка консольно или скруглен по тому к центру до встречи наверх каждыйу. сокровищница Атрея с конца бронзового века.

купол со связями

Однослойный или двухслойный пространственный каркас в форме купола, скрепленный купол - это общий термин, который включает ребристые, Schwedler, трехсторонние решетки, ламели или кивитты, решетчатые и геодезические купола. Различные термины отражают различное расположение элементов поверхности. Связанные купола часто имеют очень небольшой вес и обычно используются для перекрытия пролетов до 150 метров. Их составные части, часто используемые заранее, либо иметь прямую длину с точками соединения или узлами, лежащими на поверхности вращения. Однослойные конструкции называются каркасными или каркасными, а двухслойные - ферменными, которые используются для больших пролетов. Когда покрытие также является частью структурной системы, это называется напряженным типом кожи. Сформованный тип поверхности состоит из листов, соединенных вместе по изогнутым краям, чтобы сформировать структуру.

Монастырский свод

Также называется купольным сводом, многоугольным сводом, сводчатым сводом купола, зазубренные купола, сегментные купола (термин, который иногда также используется для обозначения куполов) -тарелок), панельные своды или своды павильонов - это купола, которые сохраняют многоугольную форму в их горизонтальном поперечном сечении. Самые ранние известные классы к первому веку до нашей эры, например, Tabularium Рима от 78 г. до н.э. Другие включают Термы Антонина в Карфагене (145–160) и Палатинскую капеллу в Аахене (13-14 века). Самый известный пример - восьмиугольный купол Филиппо Брунеллески эпохи Возрождения над Флорентийским собором. Томас Джефферсон, третий президент Соединенных Штатов, установил восьмиугольный купол над западным фасадом своего плантационного дома Монтичелло.

Составной купол

Также называемые куполами на парусах или подвесные купола (термин также называемые) Возрождения и пост-ренессанса, обе формы имеют большую высоту, как в Святой Софии, или барабан и купол, составные купола имеют подвески, которые входят в систему купола большого диаметра непосредственно над ними, как многие куполах. эпохи Возрождения и пост-ренессанса.

Купол срещенными арками

Один из самых ранних типов ребристых сводов, первые известные примеры найдены в Великой мечети Кордовы в 10 веке. как правило, пересекаются не в центре купола, а не по центру, образуя пустое многоугольное пространство в центре. Геометрия - ключевой элемент дизайна, восьмиугольник, пожалуй, самая популярная форма. и чисто декоративными, остается предметом споров. Тип может иметь восточное происхождение, хотя вопрос также не решен. Примеры можно найти в Испании, Северной Африке, Армении, Иране, Франции и Италии.

Горловой купол Каркасный купол Купольный свод Купольный свод Сложный купол Составной купол Купол с перекрещенными арками Купол с перекрещенными арками

Эллипсоидальный купол

Эллипсоидальный купол представляет собой поверхность, образованную вращением вокруг вертикальной оси. полуэллипса . Как и другие «вращающиеся купола», образованные вращением имеют кривую вокруг вертикальной оси, эллипсоидальные купола круглые основания и горизонтальные секции по этой причине являются типом «круглого купола».

Геодезический купол

Геодезические купола - верхняя часть геодезических сфер. Они состоят из каркаса из треугольников по схеме многогранник. Структуры названы в честь геодезических и основаны на геометрических формах, таких как икосаэдры, октаэдры или тетраэдры. Такие купола могут быть созданы с использованием ограниченного числа простых элементов и соединений и эффективно преодолевать внутренние силы купола. Их эффективность с увеличенного размера. Хотя они и не были впервые изобретены Бакминстером Фуллером, они связаны с ним, потому что он спроектировал множество геодезических куполов и запатентовал их в своих Штатах.

Полусферический купол

Полусферический купол представляет собой поверхность, образованную вращением вокруг вертикальной оси полукруга . Как и другие «вращающиеся купола», образованные вращением имеют кривую вокруг вертикальной оси, полусферические купола круглые основания и горизонтальные секции по этой причине являются типом «круглого купола». Они испытывают вертикальное сжатие по меридианам, но по горизонтали испытывают сжатие только в части выше 51,8 градуса от вершины. Ниже этой точки полусферические купола испытывают натяжение по горизонтали и обычно требуют подпорки, чтобы противодействовать ему. Согласно Э. Болдуину Смиту, эта форма, вероятно, была известна ассирийцам, определена греческими математиками-теоретиками и стандартизирована римскими строителями.

Луковый купол

Луковичные купола выступают за пределы своего основания. диаметры, предлагая профиль больше, чем полусфера. Луковичный купол - это более крупный, чем полусферический купол с заостренной вершиной в профиле ogee. Они на Ближнем Востоке, Ближнем Востоке, Персии и Индии и, возможно, имеют единой точки происхождения. Их появление в северной русской среде предшествало татарской оккупации России, и поэтому их появление как результат этого влияния. Они стали популярными во второй половине 15 века в Нижних странах Северной Европы, возможно, вдохновленными минаретов в Египте и Сирии, и возникли в XVI и XVII веках. веков в Нидерландах, а затем распространился на Германию, став популярной архитектуры барокко в Центральной Европе. Немецкие луковичные купола также испытали влияние русских и восточноевропейских куполов. Образцы, встречающиеся в различных европейских архитектурных стилях, обычно деревянные. Примеры включают Казанскую церковь в Коломенском и Брайтонский павильон от Джона Нэша. В исламской архитектуре они, как правило, сделаны из кирпичной кладки. Известный пример - Тадж-Махал.

Овальный купол

Овальный купол - это купол овальной в плане, в профиле или в том, и в другом. Термин происходит от латинского яйцеклетки, что означает «яйцо». Самые ранние овальные купола использовались для удобства в каменных хижинах с выступами в виде закругленных, но геометрически неопределенных покрытий, первые образцы в Малой Азии датируются примерно 4000 г. до н. Э. В конечном итоге геометрия была определена с использованием комбинации дуг окружности, переходящих в точки касания. Римляне создавали овальные купола, то только в исключительных случаях. Римские основания овального плана церкви Св. Гереона в Кельне указать возможный пример. Купола в средние века также имели тенденцию быть круглыми, церковь Санто-Томас-де-лас-Оллас в Испании имеет овальный купол над овальным планом. Другие примеры средневековых овальных куполов можно найти в прямоугольных бухтах церквей. Церкви овальной формы стали образцом ренессанса и популярны в стиле барокко. Купол, построенный Франческо Галло для базилики Викофорте, был одним из самых больших и сложных когда-либо построенных. Несмотря на распространенность практики купола такой формы создавались объединение сегментов кругов. Популярные в XVI и XVII веках купола овальной и эллиптической формы могут изменяться в размерах по трем или двум осям. Подтип с длинной осью, имеющей полукруглое сечение, называется куполом Мерсии, как в часовне Джунтеронес в соборе Мерсии. Если короткая ось имеет полукруглое сечение, это называется куполом дыни.

Геодезический купол Геодезический купол Полусферический купол полусферический купол Овальный купол Овальный купол

Параболоидный купол

A параболоидный купол - это поверхность образованным вращением вокруг вертикальной оси сектора параболы. Как и другие «вращающиеся купола», образованные вращением имеют кривую вокруг вертикальной оси, параболоидные купола круглые основания и горизонтальные секции по этой причине являются типом «круглого купола». Из-за своей формы параболоидные купола испытывают только сжатие, как в радиальном, так и в горизонтальном направлении.

Парусный купол

Также называемые парусными сводами, платковыми сводами, купольными сводами (термин иногда также применялся к монастырским сводам), подвесные купола (термин, который также применяется к составным куполам), богемские своды или византийские купола, этот тип рассматривать как подвески, которые, а не просто соприкасаются друг с другом, образуя круглое основание для барабана или составного купола плавно продолжайте их кривизну, чтобы сформировать сам купол. Купол создает впечатление квадратного паруса, прижатого к каждому углу и вздымающегося вверх. Их также можно представить как купола-блюдца на подвесках. Парусные купола имеют форму полусферы, и их не следует путать с эллиптическими параболическими сводами, которые кажутся похожими, но имеют разные характеристики. В дополнение к полукруглым сводам парусов существуют вариации геометрии, такие как низкое отношение подъема к размаху или перекрытие прямоугольной формы. Парусные своды всех типов имеют различные условия тяги вдоль их границ, которые могут вызвать проблемы, но они широко используются, по крайней мере, с шестнадцатого века. Второй этаж Ллотжа де ла Седа покрыт серией парусных сводов шириной девять метров.

Купол тарелки

Также называется сегментными куполами (термин иногда также используется для монастырских сводов) или калот, их профиль меньше полукруга. Они уменьшают положение части купола, эти купола прочны, но имеют увеличенную радиальную тягу. Многие из предлагаемых куполов имеют такую ​​форму.

Купола-блюдца из каменной кладки, поскольку они существуют в полностью сжатом состоянии, могут быть построены намного тоньше, чем купола других форм, без потерь устойчивости. Компромисс между увеличенным горизонтальным усилием на их опорах и увеличенным весом и материалов может сделать их более экономичными, но они уязвимы к повреждениям от движения в их опорах.

Купол зонтика

>>высота. «Рифленый» может относиться конкретно к этому узору как к внешнему признаку, например, который был распространен в Мамлюках Египта. «Ребра» купола - это радиальные линии кладки, идущие от короны до пружины. В центральном куполе Святой Софии используется ребристый метод, при котором между ребрами в основании купола размещается кольцо окон. Центральный купол Св. Петровская базилика также использует этот метод.

Парусный свод Парусный свод Блюдцевая купола Купол-блюдце Купол зонтика Купол-зонтик

История

Ранняя история и простые купола

Вигвам апачей, Эдвард С. Кертис, 1903 г.

Культуры от доисторической современной постройки купольные жилища с использованием местных материалов. Хотя неизвестно, когда был создан первый купол. Самыми ранними из обнаруженных может быть четыре небольших жилища, сделанных из бивней и костей мамонта. Первый был найден фермером в Межириче, Украина, в 1965 году, когда он копал в своем подвале, а археологи представили еще три. Они датируются периодом 19 280 - 11700 гг. До н. Э.

В наше время создание относительно простых куполообразных структур было зарегистрировано среди различных народов по всему миру. вигвам был изготовлен коренными американцами с использованием арочных ветвей или шестов, покрытых травой или шкурами. Народ эфе в центральной Африке строит аналогичные сооружения, используя листья в качестве черепицы. Другой пример - иглу, убежище, построенное из блоков плотного снега и используемое, в частности, инуитами людьми. народ химба из Намибии строит «иглу в пустыне» из плетня и мазни для использования в качестве временного убежища в сезонных стойбищах для скота и в качестве жилья для бедных. Необычайно купола из обожженной на солнце глины диаметром 20 футов, высотой 30 футов и почти параболической тонкой известной из Камеруна.

Историческое развитие от подобных структур до более сложных куполов. плохо документирован. То, что купол был известен в начале Месопотамии, может объяснить существование куполов как в Китае, так и на Западе в первом тысячелетии до нашей эры. Другое объяснение, однако, заключается в том, что использование формы купола в строительстве не имело единой точки происхождения и было распространено практически во всех культурах задолго до того, как купола были построены из прочных материалов.

Каменные купола с выступами были построены найден с периода неолита на древнем Ближнем Востоке, и на Ближнем Востоке до Западной Европы с древности. Цари Персии Ахеменидов проводили аудиенции и праздники в купальных шатрах, заимствованных из кочевых традиций Центральной Азии. Простые купольные мавзолеи существовали и в эллинистический период. Остатки большого круглого зала с куполом в парфянской столице Нисса датируются, возможно, первым веком нашей эры, что свидетельствует о «... существовании монументальной купольной традиции в Центральная Азия, которая до сих пор была неизвестна и которая, кажется, предшествовала памятникам римской империи или, по крайней мере, выросла независимо от них ». Скорее всего, у него был деревянный купол.

Персидские купола

Мечеть шейха Лотфалла, Исфахан, Иран.

Персидская архитектура вероятно унаследовала архитектурную традицию купола. здание, восходящее к самым ранним месопотамским куполам. Из-за нехватки древесины во многих областях Иранского плато и Большого Ирана купола были важной частью народной архитектуры на протяжении всей персидской истории. Изобретение персами сквинча, серии концентрических арок, образующих полуконус над углом комнаты, сделало возможным переход от стен квадратной камеры к восьмиугольному основанию для купола. Достаточно надежный для больших построек, и купола в результате выдвинулись на передний план персидской архитектуры. Доисламские купола в Персии обычно полуэллиптические, с остроконечными куполами и куполами с конической внешней оболочкой, которые составляли большинство куполов в исламские периоды.

Северо-восточный Иран находился вместе с Египтом, одна из двух областей, известных ранним развитием исламских купольных мавзолеев, появившихся в десятом веке. Мавзолей Саманидов в Трансоксиана датируется не позднее 943 года и является первым, в котором сквинки создают правильный восьмиугольник в качестве основы для купола, что затем стало стандартной практикой. Башенные гробницы цилиндрической или многоугольной формы с коническими крышами над куполами также существуют начиная с 11 века.

Империя Сельджуков также построила башни-гробницы, называемые «турецкими треугольниками». как кубические мавзолеи, покрытые множеством купольных форм. Купола сельджуков включали конические, полукруглые и заостренные формы в одну или две оболочки. Неглубокие полукруглые купола в основном относятся к эпохе сельджуков. Купола с двойной оболочкой были либо прерывистыми, либо непрерывными. Куполообразное ограждение мечети Джаме в Исфахане, построенной в 1086-10 гг. Низамом аль-Мульком, было самым большим каменным куполом в исламском мире того времени, имело восемь ребер, и представила новую форму углового сквинча с двумя четвертными куполами, поддерживающими короткий бочкообразный свод. В 1088 году Тадж-аль-Молк, соперник Низама аль-Мулька, построил еще один купол на противоположном конце той же мечети с переплетенными ребрами, образующими пятиконечные звезды и пятиугольники. Это считается знаковым куполом сельджуков, и, возможно, он послужил источником вдохновения для последующих узоров и куполов периода Иль-ханства. Использование плитки и простой или окрашенной штукатурки для украшения интерьеров куполов, а не кирпича, увеличилось при сельджуках.

Начиная с Ильханства, персидские купола достигли своей окончательной конфигурации структурных опор., зона перехода, барабан и оболочки, а последующая эволюция ограничивалась вариациями формы и геометрии корпуса. Для этих куполов характерно использование барабанов и типов прерывистых двойных оболочек, а также разработка тройных оболочек и внутренних ребер жесткости. Строительство гробниц уменьшилось. Двойной купол шириной 7,5 метров мавзолея Солтан Бахт Ага (1351–1352) - самый ранний известный пример, в котором две оболочки купола имеют существенно разные профили, которые быстро распространились по всему региону. Развитие более высоких барабанов продолжалось и в период Тимуридов. Большие выпуклые, рифленые купола на высоких барабанах, характерные для архитектуры Тимуридов 15 века, были кульминацией среднеазиатской и иранской традиции высоких куполов с глазурованными плиточными покрытиями синего и других цветов.

Купола династия Сефевидов (1501–1732) характеризовалась характерным луковичным профилем и последним поколением персидских куполов. Они, как правило, больше, чем более ранние купола, и украшены множеством цветных глазурованных плиток и сложными растительными узорами, и они оказали влияние на другие исламские стили, такие как архитектура Великих Моголов в Индии. Преувеличенный стиль луковичного купола на коротком барабане, который можно увидеть в Шах Черах (1852–1853), впервые появился в период Каджаров. Купола по-прежнему играет роль в современных мавзолеях, а купольные цистерны и ледники остаются обычным явлением в сельской местности.

Китайские купола

Модель лей. Гробница Ченг Ук Хан (25 г. н.э. - 220 г. н.э.).

Из древней китайской архитектуры сохранилось очень мало из-за широкого использования древесины в качестве строительного материала. Сохранились кирпичные и каменные своды, использовавшиеся при строительстве гробниц, а купол с выступами редко использовался в гробницах и храмах. Самые ранние настоящие купола, найденные в китайских гробницах, были неглубокими монастырскими сводами, названными обезьяньим цзидин, происходящими от использования ханьцами цилиндрических сводов. В отличие от монастырских сводов Западной Европы, при подъеме углы закруглены. Первым примером является кирпичная гробница, датируемая концом периода Хань, недалеко от современного города Сянчэн в провинции Хэнань. В этих четырехсторонних куполах использовались небольшие переплетенные кирпичи, и у входа в гробницу выделялось квадратное пространство, достаточно большое для нескольких человек. Техника блокирования кирпича была быстро принята, и к концу нашей эры четырехсторонние купола получили широкое распространение за пределами провинции Хэнань.

Модель гробницы с мелким истинным куполом, найденная в конце династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), можно увидеть в музее Гуанчжоу (кантон). Другая, Гробница Лей Ченг Ук Хан, найденная в Гонконге в 1955 году, имеет дизайн, типичный для гробниц династии Восточная Хань (25 г. н.э. - 220 г. н.э.) в Южном Китае : вход с цилиндрическим сводом, ведущий к куполообразному входу. парадный залегающими от него крестообразно бочкообразными камерами. Это единственная такая гробница, которая была найдена в Гонконге и выставлена ​​как часть Гонконгского исторического музея.

. В период Троецарствия (220–280 гг.) «Крестообразный купол» (siyuxuanjinshi) был разработан при Ву и Западный Цзинь к югу от реки Янцзы, с дугами, выходящими из углов квадратная комната, пока они не встретились и не объединились в центре. Некоторые гробницы династии Сун (960–1279) имеют купола ульев.

Римские и византийские купола

Живопись <Есть и каркасные своды, называемые Diese, хотя они и являются наиболее слабыми. 552>Джованни Паоло Паннини из Пантеон в Риме.

Римские купола встречаются в банях, виллах, дворцах и гробницах. Oculi - общие черты. Обычно они имеют полусферическую форму и частично или скрыты снаружи, чтобы поддерживать горизонтальные толчки большого полусферического купола из каменной кладки, поддерживающие стены Были застроены за пределами основания, по крайней мере, до низа купола, а купол также иногда покрывали конической или многоугольной крышей.

Купола достигли монументальных размеров в римский имперский период. Римские бани сыграли ведущую роль в развитии купольного строительства в целом и монументальных куполов в частности. Скромные купола в банях II и I веков до нашей эры встречаются в Помпеях, в холодильных камерах Терме Стабиан и Терме дель Форо. Однако широкого использования куполов не произошло до I века нашей эры. Рост купольных построек увеличивается при императоре Нероне и флавиевцах в I веке нашей эры и во II веке. Централизованно спланированные залы становятся все более важными частями планировок дворцов и дворцовых вилл, начиная с 1-го века, выступая в государственном качестве банкетных залов, залов для приемов или тронных залов. Пантеон, храм в Риме, построенный императором Адрианом как часть бань Агриппы, является самым известным, лучше всего сохранившимся и самым большим римским куполом. Сегментированные купола, состоящие из радиально вогнутых клиньев или чередующихся вогнутых и плоских клиньев, появляются при Адриане во 2 веке, и других сохранившихся типов этого стиля к этому периоду.

В 3 веке имперские мавзолеи начали строиться. строиться как куполообразные ротонды, а не как курганы сооружения или другие типы строений, построенных частными лицами в виде аналогичных памятников. Техника легких куполов с переплетенными полыми керамическими трубами получила дальнейшее развитие Северной Америки в конце третьего и четвертого веков. В 4-м веке римские купола разрастались из-за изменений в способах строительства куполов, включая достижения в методах центрирования и использование кирпичных ребер. В течение 4-5 веков предпочтительный материал для строительства постепенно переходил от камня или бетона к более легкому кирпичу в тонких оболочках. Баптистерии начали строить по типу купольных мавзолеев в 4 веке в Италии. Восьмиугольный Латеранский баптистерий или баптистерий Гроба Господня, возможно, был первым, и этот стиль распространился в течение 5 века. К V веку в христианском мире существовали постройки с мелкими купольными крестами.

С концом Древней Римской империи купола характерной чертой церковной архитектуры сохранившаяся Восточная Римская - или «Византийская» - Империя. В здании церкви 6-го века, построенном императором Юстинианом, использовался куполообразный крест в монументальном масштабе, а его архитекторы сделали куполообразный кирпичный свод центрального плана стандартом на всем римском востоке. Это расхождение с римским западом второй трети VI века можно считать началом «византийской» архитектуры. Собор Святой Софии Юстиниана был оригинальным и новаторским, без каких-либо известных прецедентов в плане покрытия базилики с куполом и полукуполами. Периодические землетрясения в регионе вызвали три частичных обрушения купола и потребовали ремонта.

«Крестово-купольные блоки», более надежная структурная система, созданная путем закрепления купола со всеми четырех широкими арками, стала стандартным элементом в меньшем масштабе в поздневизантийской церковной архитектуре. План Крест в квадрате одним куполом в форме куполами в форме квинконса широко стал популярным в средневизантийский период (ок. 843–1204). Это наиболее распространенный церковный план с X века до падения Константинополя в 1453 году. Опора куполов на круглые или многоугольные барабаны, пронизанные окна, в итоге стали стандартным стилем с региональными особенностями.

В византийский период купола обычно были полусферические и имели, за редкими исключениями, барабаны с окнами. Все сохранившиеся в Константинополе образцы предоставлены собой ребристые или тыквенные купола с делениями, предоставлено количеству окон. Кровля для куполовировалась от простой керамической плитки до более дорогой, прочной и подходящей по форме свинцовой пленки. Металлические зажимы между каменными карнизами, металлическими стяжками и металлическими цепями также использовались для стабилизации купольной конструкции. Техника использования двойных оболочек для куполов, хотя и возродилась в эпоху Возрождения, берет свое начало в византийской практики.

Арабские и западноевропейские купола

Купол Скалы в Иерусалиме

Сирия и Палестина имеют давние традиции купольной архитектуры, включая деревянные купола в форме, описываемой как «коноид» или похожие на сосновые шишки. Когда арабские мусульмане войска захватили регион, они наняли местных мастеров для строительства своих зданий, и к концу VII века купол стал архитектурным символом <258 г.>Ислам. Помимо религиозных святынь, таких как Купол Скалы, купола использовались над аудиторией и тронными залами дворцов Омейядов, а также как часть крыльцов, павильонов, фонтанов, башен и кальдерия бань. Сочетая архитектурные особенности как византийской, так и персидской, купола использовали как подвески, так и скосы, и были сделаны в различных формах и материалах. Хотя архитектура в регионе пришла в упадок после переноса столицы в Ирак при Аббасидах в 750 году, мечети, построенные после возрождения в конце 11 века, обычно следовали модели Омейядов. Ранние версии луковичных куполов можно увидеть на мозаичных иллюстрациях в Сирии, относящихся к периоду Омейядов. Они использовались для покрытия больших зданий в Сирии после одиннадцатого века.

Итальянская церковная архитектура с конца шестого века до конца восьмого века находилась в соответствии с требованиями региона Константинополя, разнообразием византийской провинциальной архитектуры. планы. С коронованием Карла Великого как нового римского императора, византийское влияние в степени сменилось возрождением западных строительных традиций. Редкие ранние церквей квинконса в Милане и около Кассино. Другой - Палатинская капелла. На его куполообразный восьмиугольник повлияли византийские модели. В то время это был самый большой купол к северу от Альп. Венеция, Южная Италия и Сицилия служили форпостами средневизантийского архитектурного влияния в Италии.

Большая мечеть Кордовы содержит первые известные образцы купола с перекрещенными арками. Использование угловых скоб для поддержки куполов было широко распространено в исламской архитектуре в 10 и 11 веках. После девятого века мечети в Северной Африке часто имеют небольшой декоративный купол над михрабом. Дополнительные купола иногда используются по углам михрабской стены, у входа или на минаретах квадратных башен. Египет, наряду с северо-восточным Ираном, был одним из двух негативов, где с X века зародились исламские мавзолеи. Мавзолеи Фатимидов представляли собой в основном простые квадратные здания, перекрытые куполом. Купола были гладкими или ребристыми и имели характерный фатимидский профиль «килевой».

Купола романской обычно встречаются в пересекающихся башнях на пересечении церковных зданий. неф и трансепт, которые скрывают купола снаружи. Обычно они восьмиугольные в плане и используют угловые скосы, чтобы преобразовать квадратный отсек в подходящее восьмиугольное основание. Они появляются «в связи с базиликами почти по всей Европе» между 1050 и 1100 годами. Крестовые походы, начавшиеся в 1095 году, также, по-видимому, повлияли на купольную энергию в Европе, особенно в областях вокруг. Рыцари-тамплиеры со штаб-квартирой на этом месте построили по всей Европе серию централизованно планируемых церквей по образцу Храма Гроба Господня, на который также оказал влияние Купол Скалы. На юго-западе Франции только в регионе Перигор отслеживается более 250 купольных церквей в романском стиле. Использование подвесов для поддержки куполов в Аквитании, а не скандалов, более типичных для западной архитектуры, явно подразумевает византийское влияние. Готические купола необычны из-за использования реберных сводов над нефами, церковные кресты обычно сосредоточены вместо этого высокого шпилем, но есть примеры восьмиугольных пересекающихся куполов в соборах, например развился из романского стиля.

Звездообразные купола, найденные в мавританском дворце Альгамбра в Гранаде, Испания, Зале Абенсеррахе (ок. 1333–1391) и Зал двух сестер (ок. 1333–1354), являются необычайно развитыми примерами куполов мукарна. В первой половине четырнадцатого века каменные блоки заменили кирпичи в качестве основного строительного материала при куполов Мамлюкского Египта, и в течение 250 лет в Каире было построено около 400 куполов, чтобы покрыть могилы мамлюк султанов и эмиров. Профили куполов были разнообразными: использовались «килевидные», луковичные, ogee, ходульные купола и другие. На барабане углы были скошенными, а иногда и ступенчатыми, снаружи и использовались тройные окна в трехлопастном расположении на гранях. Луковичные купола на минаретах использовались в Египте примерно с 1330 года, а в следующем столетии распространились на Сирию. Ближний Восток заставили Нижние страны Северо-Западной Европы использовать луковичные купола в Европе Востока и такие купола, по-предположительно, в пятнадцатом веке паломничества и процветающие торговые отношения с стали ассоциироваться с городом Иерусалим. В XVI веке стали многоэтажные шпили с усеченными луковичными куполами, поддерживающими меньшие купола или популярные короны.

Русские купола

Позолоченные луковичные купола Благовещенского собора, Московский Кремль.

Многокупольный храм - типичная форма русской церковной архитектуры, которая отличает Россию других православных народов и христианских конфессий. Действительно, самые ранние русские церкви, построенные сразу после , были христианизации Киевской Руси, были многоглавыми, что заставило некоторых историков задуматься о том, как могли выглядеть русские дохристианские языческие храмы. Примерами таких ранних церквей являются деревянный 13-купольный Софийский собор в Новгороде (989 г.) и 25-купольный каменный Десятинная церковь в Киеве (989–989 гг....) 996). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской энергии, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами, а 25 куполов означают то же самое с дополнительным 12 пророков Ветхого Завета. Множественные купола русских церквей зачастую были сравнительно меньше византийских куполов.

Собор Василия Блаженного (1555–61) в Москве, Россия. Его характерные луковичные купола относятся к 1680-м годам.

Обилие древесины в России делало деревянные купола обычным явлением и, по крайней мере, частично способствовало использование луковых куполов, которые было легче сформировать дерево, чем в кладке. Самые ранние каменные церкви в России имели купола в византийском стиле, однако к эпохе раннего Нового времени луковичный купол стал преобладающей формы в традиционной русской энергетике. Луковичный купол представляет собой купол, по форме напоминающий луковицу, в честь которой они названы. Такие купола часто больше в диаметре, чем барабаны, на которых они сидят, а их высота обычно длиннее их ширину. Вся выпуклая структура плавно сужается к точке. Хотя самые ранние сохранились русские купола такого типа к XVI веку, иллюстрации из более старых летописей указать на то, что они существовали с конца XIII века. Подобно шатровым крышам, которые сочетались с куполами, а иногда и заменяли их в русской архитектуре XVI века, луковые купола использовались только в деревянных церквях. Строители внедрили их в каменную поверхность гораздо позже и продолжали делать свои каркасы из дерева или металла поверх каменных барабанов.

Русские купола часто позолочены или ярко окрашены. Опасная техника химического золочения с использованием ртути применялась в некоторых случаях до середины XIX века, особенно в гигантском куполе Исаакиевского собора. Более современный и безопасный метод позолота гальваники впервые применен при золочении куполов Храма Христа Спасителя в Москве, самая высокая православная церковь в мире.

Османские купола

Купол мечети Селимие в Эдирне, Турция

Возвышение Османской империи и его распространение в Малой Азии и Балканах совпало с упадком турок-сельджуков и Византийской империи. Ранние османские постройки на протяжении веков после 1300 года характеризовались сочетанием османской культуры и местной архитектуры, а подвесной куполался по всей империи. Византийская форма купола была принята и получила дальнейшее развитие. В османской энергетической полусферической куполии использовался исключительно для свода даже очень маленьких пространств как Византийской Анатолии, так и Средней Азии. Чем меньше строение, тем проще план, но мечети средних размеров тоже перекрывались одинарными куполами. Самые ранние османские мечети были одиночными продолговатыми комнатами либо с простой деревянной черепичной крышей, либо с деревянным внутренним куполом. Большинство этих деревянных куполов сгорело из-за пожаров и заменено плоскими потолками. Самые ранние каменные купола покрывали квадратные однокомнатные мечети, архетип османской архитектуры. Примеры включают мечеть Орхана Гази в Гебзе и мечеть Карагез-бей в Мостаре. Этот квадратный куполообразный блок является определяющим элементом трех османских мечетей: одноэтажной мечети, многоквартирной мечети и мечети эйван (или «иван »).

Многоблочная мечеть иногда использует несколько куполообразных квадратов одинакового размера по длине мечети или по ее ширине, или по обеим сторонам, причем центральный купол больше, чем другие. Стиль, распространенный в периодсы и известный как "тип Бурсы", подобен дублированию одноглавого квадрата с одним длинным пространством, разделенным аркой на два квадратных отсека, каждый из покрыт куполом. Вариант этого типа имеет помещение, перекрытое одним куполом и одним полукуполом, с дополнительными боковыми камерами. Многоглавый стиль, заимствованный из сельджукской архитектуры, - это стиль Улу Камии, или Великой мечети, которая состоит из нескольких куполов одинакового размера, поддерживаемых колоннами.

Тип мечети эйван (эйван происходит от квадратной архитектуры сельджуков) использует блоки различных размеров, высоты и деталей, причем только возможная параых блоков имеет одинаковые размеры.

Ранние эксперименты с большими куполами включают квадратные купольные мечети Дин и Мудурну при Баязиде I, а также более поздние купольные мечети «Завия» в Бурсе. Мечеть Юч Шерефели в Эдирне развивает идею центрального купола, являющейся увеличенной версией купольных модулей, используемой во всей остальной части конструкции для создания открытого. Эта идея стала для османского стиля по мере его развития.

Меч Беязидие (1501–1506 гг.) В Стамбуле начинается классический период в османской энергетике, в котором великие Императорские мечети с варимию бывшую византийскую базилику Святой Софии тем, что имеют большой центральный купол с полукуполами того же пролета на востоке и западе. Расположение центрального купола собора Святой Софии точно воспроизведено в трех османских мечетях в Стамбуле: мечети Беязидие, мечети Кылыч Али-паши и мечети Сулеймание. Три Императорские мечети в Стамбуле также добавить полукуполы к северу и югу, отменяя планилики: Шехзаде Камии, Султан Ахмед I Камии и Йени Ками. Пик этого классического периода, продолжавшегося до 17 века, пришелся на энергию Мимара Синан. Помимо больших имперских мечетей, он построил сотни других памятников, в том числе мечети среднего размера, такие как Михримах, Соколлу и Мечеть Рустем-паши, а также гробница из Сулеймана Великолепного. Мечеть Сулеймание, построенная в Константинополе (современный Стамбул ) с 1550 по 1557 год, имеет главный купол высотой 53 метра и диаметром 26,5 метра. В то время, когда он был построен, купол был самым высоким в Османской империи, если измерять его от уровня моря, но ниже от пола здания и меньше по диаметру, чем купол близлежащего собора Святой Софии.

Другой тип классической купольной мечети - это, как и византийская церковь Сергия и Вакха, куполообразный многоугольник внутри квадрата. Были распространены восьмиугольники и шестиугольники, например, в мечети Уз Черефели (1437–1447) и мечети Селимие в Эдирне. Мечеть Селимие был первым сооружением, построенным османами, у которого был купол большего размера, чем у собора Святой Софии. Купол возвышается над квадратной бухтой. Угловые полукуполы превращают его в восьмиугольник, который мукарнас переходит в круглое основание. Купол имеет средний диаметр около 31,5 метра, в то время как у собора Святой Софии средний диаметр 31,3 метра. Спроектированная и построенная архитектором Мимаром Синаном между 1568 и 1574 годами, когда он закончил ее, ему было 86 лет, и он считал мечеть шедевром.

Первой большой Императорской мечетью Стамбула в импортированном стиле барокко была мечеть Нуруосмание (1748–1755). Одной из лучших была мечеть Лалели 1759–1764 гг.

итальянские куполаи Возрождения

Собор Флоренции с Брунеллески, Италия

Восьмиугольный кирпичный купольный свод Филиппа Брунеллески Флорентийский собор построен был построен между 1420 и 1436 годами, а фонарь на куполе был завершен в 1467 году. 42 метра шириной и состоит из двух снарядов. Купол сам по себе не в стиле ренессанс, хотя фонарь ближе. Сочетание купола, барабана, подвесов и цилиндрических сводов возникло как характерные структурные формы больших церквей эпохи Возрождения после периода инноваций в конце пятнадцатого века. Флоренция была первым итальянским городом, который разработал новый стиль, последовали Рим, а затем Венеция. Купола Брунеллески в Сан-Лоренцо и Капелла Пацци сделали их ключевыми элементами архитектуры эпохи Возрождения. Его план купола капеллы Пацци в базилике Санта-Кроче во Флоренции (1430–1452 гг.) Иллюстрирует энтузиазм эпохи Возрождения в отношении геометрии и круга как высшей формы геометрии. Этот акцент на геометрические основы был бы очень важен.

De re aedificatoria, написанный Леоном Баттистой Альберти около 1452 года, рекомендует хранилища с гробами для церквей, как в Пантеоне, и первый дизайн ему обычно приписывают купол базилики Святого Петра в Риме, хотя зарегистрированным архитектором является Бернардо Росселлино. Кульминацией этого станет проект Браманте 1505–06 по совершенно новому проекту Св. Петра, ознаменовав начало вытеснения готического ребристого свода сочетаний купольного и цилиндрического свода, которое продолжалось на протяжении всего шестнадцатого века. Первоначальный дизайн Браманте был для греческого креста большим центральным полусферическим куполом и четырьмя меньшими куполами вокруг в форме quincunx. Работы начались в 1506 году и продолжались под руководством строителей в течение следующих 120 лет. Купол был завершен Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Публикация трактата Себастьяно Серлио, одного из самых популярных архитектурных трактатов, когда-либо опубликованных, послужила причиной распространения овала в последнее время Возрождения и барокко по Италии, Испании, Франции и Центральной Европе.

Вилла Капра, такженая как «Ла Ротонда», была построена Андреа Палладио с 1565 по 1569 год недалеко от Виченцы. Его высокосимметричный квадратный план сосредоточен на круглом помещении, покрытом куполом, и он оказал большое влияние на грузинских архитекторов Англии 18 века, архитекторов России и архитекторов в Америке, Томаса Джефферсона них. Две церкви с куполом в Венеции Палладио: Сан-Джорджо Маджоре (1565–1610) и Il Redentore (1577–92), последняя построена в знак благодарности за конец тяжелой вспышки чума в городе. Распространение купола в стиле ренессанс за пределами Италии началось с Центральной Европы, хотя часто наблюдалась стилистическая задержка на столетие или два.

Южноазиатские купола

Тадж-Махал в Агра, Индия построена Шахом Джаханом.

Исламское правление над северной и центральной части Индией принесло с собой использование куполов, построенных из камня, кирпича и раствора, и железные дюбели и скобы. Центровка была сделана из дерева и бамбука. Использование железных скоб для соединенияных камней было известно в доисламской Индии и использовалось в основании куполов для усиления обручей. Синтез стилей, созданный этим введением новых форм в индуистскую традицию строительства трабеате, создал самобытную системууру. Купола в Индии до Великих Моголов стандартную приземистую имеют круглую форму с изображением лотоса и выпуклым навершием наверху, заимствованным из индуистской архитектуры. Индуистская архитектурная традиция не включает арки, для перехода от углов комнаты к куполу использовались плоские выступы, а не скосы. В отличие от персидских и османских куполов, купола индийских гробниц имеют тенденцию быть более выпуклыми.

Самыми ранними примерами являются полуккупола конца 13 века гробница Балбана и небольшая купола гробницы Хан-Шахида, которые были сделаны из грубо вырезанного материала и нуждались в отделке поверхности. При династии Лоди было большое распространение создания гробниц с восьмиугольными планами, зарезервированными для королевской семьи, и квадратными планами, используемыми для других высокопоставленных лиц, и в этот период в Индии появился первый двойной купол. Первым крупным зданием Моголов является купольной гробницей Хумаюна, построенная между 1562 и 1571 годами персидским архитектором. Центральный двойной купол охватывает восьмиугольную центральную шириной около 15 метров и сопровождается небольшим куполом chattri, сделанным из кирпича и облицованным камнем. Chatris, куполообразные киоски на колоннах, характерные для Моголов. Крыша была заимствована из их индуистского использования как кенотафы. Слияние персидской и индийской архитектуры можно увидеть в форме купола Тадж-Махала : луковичная форма происходит от куполов персидских тимуридов, а навершие с основанием из листьев лотоса происходит от Индуистские храмы. Гол Гумбаз, или Круглый купол, является одним из основных каменных куполов в мире. Он имеет внутренний диаметр 41,15 метра и высоту 54,25 метра. Купол был наиболее технически совершенным, построенным в Декане. Последней крупной исламской гробницей, построенной в Индии, была гробница Сафдара Джанга (1753–54). Центральный купол, как сообщается, имеет тройную плоскую обшивку, с двумя относительно внутренними кирпичными куполами и выпуклым мраморным куполом, хотя на самом деле может случиться так, что мраморный и второй кирпичный купола соединены повсюду, но под навершием из листьев лотоса.

Купола эпохи раннего Нового времени

Купол Собора Святого Павла в Лондоне

В начале шестнадцатого века фонарь итальянского купола распространился на Германию, постепенно заимствуя луковичный купол из Нидерландов. Русская архитектура сильно повлияла на многие луковичные купола деревянных церквей Богемии и Силезии, а в Баварии луковичные купола меньше напоминают голландские образцы, чем русские. Подобная купола приобрели популярность в центральной и южной Германии и Австрии в семнадцатом и восемнадцатом веке, особенно в стиле барокко, и повлияли на многие луковичные купола в Польше и Восточной Европе в период барокко. Однако многие луковичные купола в Восточной Европе были заменены в более крупных городах во второй половине восемнадцатого века на полусферические или ходульные купола во французском или итальянском стиле.

Строительство куполов в шестнадцатый и семнадцатый века полагались в первую очередь на эмпирические методы и устные традиции, а не на архитектурные трактаты того времени, которые избегали практических деталей. Этого было достаточно для куполов среднего размера, диаметром от 12 до 20 метров. Материалы считалисьными и жесткими, с учетом сжатия и игнорирования упругости. Вес материалов и размер купола были ключевыми ориентирами. Боковое натяжение купола компенсировалось горизонтальными кольцами из железа, камня или дерева, встроенными в конструкцию.

На протяжении семнадцатого и восемнадцатого веков развитие математики и изучение статики привел к более точной форме внедрения идей конструктивных практик арок и сводов, и было распространение исследований по наиболее устойчивой форме этих структур: цепной линии кривой. Роберт Гук, который первым сформулировал, что цепная арка сравнима с перевернутой висящей цепью, возможно, посоветовал Рену, как достичь пересечения купола Св. Павла. Структурная система Рена стала стандартом для больших куполов еще в 19 веке. Ребра в Гуарино Гуарини в Сан-Лоренцо и Иль Сидоне имели форму цепных дуг. Идея большого окулуса в массивном куполе, открывающего второй купол, возникла у него. Он также установил овальный купол как согласование продольного плана церкви, одобренного литургией Контрреформации, централизованного плана, одобренного идеалистами. Из-за неточности овальных куполов в рококо барабаны были проблематичными, и вместо этого купола часто опирались непосредственно на арки или подвески. В восемнадцатом веке изучении купольных структур радикально изменилось: купола рассматривались как композиция из более мелких элементов, каждый из которых подчиняется математическим и механическим законам и легче анализировать индивидуально. Хотя купола никогда не пользовались большой популярностью в домашних условиях, они использовались в нескольких домах 18 века, построенных в неоклассическом стиле. В частных доменциях конца 18 века можно было отличить от частных домовенций только потому, что они имели купола.

Купола современного периода

Геодезические купола проекта Эдемский проект в Соединенном Королевстве Бетонный купол Святой Саввы был полностью построен из сборных плит. Гидравлически поднял с земли на высоту 40 м подъемно-плиточным способом. 1935-2004

историзм 19 века привел к тому, что многие купола были повторными переводами великих куполов прошлого, а не дальнейшими стилистическими разработками, особенно в сакральной архитектуре. Новые технологии производства позволили производить чугун и кованое железо как в больших количествах, так и по относительно низким ценам во время промышленной революции. В России, где было много железа, есть одни из самых ранних примеров использования железа в архитектуре. Исключая те, которые просто имитировали многослойную кладку, купола в металлическом каркасе, такие как эллиптический купол Royal Albert Hall в Лондоне (от 57 до 67 метров в диаметре) и круглый купол Halle au Blé в Париже может быть главным развитием простой куполообразной формы века. Чугунные купола были особенно популярны во Франции.

Практика строительства вращающихся куполов для больших телескопов началась в 19 веке, с ранних примеров использования папье-маше для минимизации веса. Уникальные стеклянные купола, выходящие прямо из уровня земли, использовали для теплиц и зимних садов. Продуманные крытые торговые ряды включали большие застекленные купола на их перекрестках. Большие купола 19 века включали выставочные здания и функциональные сооружения, такие как газометры и локомотивы. «Первый полностью триангулированный каркасный купол» был построен в Берлине в 1863 году Иоганном Вильгельмом Шведлером, и к началу XX века подобные треугольные каркасные купола стали довольно распространенными. Владимир Шухов также был пионером того, что позже будет называться решетчатыми конструкциями, и в 1897 году он применил их в купольных выставочных павильонах на Всероссийской промышленной и художественной выставке.

Купола, построенные из стали. и бетон смогли достичь очень больших пролетов. В конце 19 - начале 20 веков семья Гуаставино, команда отца и сына, работавшая на восточном побережье США, доработала каменный купол, используя плитки, уложенные плоско на поверхность изгиб и быстро схватывающийся портландцемент, что позволило использовать стержень из мягкой стали для противодействия силам растяжения. Тонкая купольная оболочка получила дальнейшее развитие с постройкой Вальтером Бауэрсфельдом двух планетариев куполов в Йене, Германия, в начале 1920-х годов. Они состоят из треугольного каркаса из легких стальных стержней и сетки, покрытой тонким слоем бетона. Обычно это первые современные архитектурные тонкие оболочки. Они также считаются первыми геодезическими куполами. Геодезические купола использовались для радарных корпусов, теплиц, жилья и метеостанций. Расцвет архитектурных оболочек пришел к 1950-е и 1960-е годы, когда их популярность достигла распространения распространения компьютеров и методов конечных элементов из структурного анализа.

Первый постоянный поток мембранных куполов радиолокационными куполами, спроектированными и построенными Уолтером Бердом после Второй мировой войны. Их низкая стоимость в конечном итоге привела к разработке постоянных версий с использованием стекловолокна с тефлоновым покрытием, и к 1985 году большинству купольных стадионов по всему миру использовали эту систему. Купола Tensegrity, запатентованные Бакминстером Фуллером в 1962 году, являются мембранные конструкции, состоящие из радиальных ферм из стальных тросов, находящихся под напряжением, с вертикальными стальными трубами, распределяющими тросы в формуле фермы. Они были круглыми, эллиптическими и другими формами для покрытия стадионов от Кореи до Флориды. Конструкция натяжной мембраны зависела от компьютеров, и растущая доступность мощных компьютеров привела к тому, что за последние три десятилетия 20-го века было сделано множество разработок. Более высокая стоимость жестких крупнопролетных куполов сделала их относительно редкими, хотя жестко движущиеся панели - самая популярная система для спортивных стадионов с выдвижной кровлей.

См. Также

  • icon Архитектурный портал
На сайте Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Купола.

Выдержки

Список литературы

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-17 11:37:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте