Церковь Святого Саввы | |
---|---|
Храм Светог Саве / Храм Светог Сохранить | |
Церковь Святого Саввы | |
Церковь Святого Саввы Местоположение в Белграде | |
44 ° 47′53 ″ N 20 ° 28′6,74 ″ E / 44,79806 ° N 20.4685389 ° E / 44.79806; 20,4685389 Координаты : 44 ° 47′53 ″ N 20 ° 28′6,74 ″ E / 44,79806 ° N 20,4685389 ° E / 44,79806; 20.4685389 | |
Местоположение | Крушедольска 2a, Врачар, Белград |
Страна | Сербия |
Конфессия | Сербская православная |
Веб-сайт | www.hramsvetogsave.com |
История | |
Освященный | 2004 |
Архитектура | |
Архитектор (ы) | и Александр Дероко. |
Архитектура тип | сербовизантийское возрождение. неовизантийский |
Год постройки | 1935–2004 |
Новаторский | 10 мая 1935 г. |
Технические характеристики | |
Вместимость | 7000 |
Длина | 91 м |
Ширина | 81 м |
Высота | 78,3 м (пересечение земли). 68,5 м ( верхний купол). 64,85 м (потолок купола) |
Неф высота | 37,70 м (основные своды) |
Другие размеры | 170 000 м |
Площадь пола | 4830 м (внешний). 3650 м (внутренний) |
Диаметр купола (внешний) | 30,16 м (внутренний). 35,16 м (внешний) |
Церковь Святого Саввы (сербский : Храм Светог Саве / Hram Svetog Save, лит. 'Храм Святого Са va ') - это сербская православная церковь, которая находится на плато Врачар в Белграде, Сербии. Он был задуман как резиденция епископа и главный собор Сербской православной церкви. Церковь посвящена святому Савве, основателю сербской православной церкви и важной фигуре средневековой Сербии. Он построен на предполагаемом месте могилы Святого Саввы. Его гроб перевезли из Милешевского монастыря в Белград. Он был положен на костер и сожжен в 1595 году османским великим визирем Синан-пашой. и Александр Дероко были окончательно выбраны архитекторами в 1932 году после второго пересмотренного конкурса в 1926/27 (по которому не было присуждено первой награды, второе место занял Несторович). Это внезапное решение вызвало важные дебаты в Югославии между двумя мировыми войнами, в центре которых стояли размеры храма, его дизайн и символическая национальная функция. Это сопровождалось значительным увеличением базовой площади амбициозно задуманного проекта. Новый дизайн отличался от правил конкурса, выпущенных в 1926 году, и должен был повторить размеры и архитектуру Собора Святой Софии.
. Первый камень был заложен в 1935 году. Когда Югославия находилась под оккупацией в 1941 году, строительство длилось примерно десять. метров высотой. Незавершенное здание использовалось как склад немецкой армии и партизан Тито. После войны Православная церковь безуспешно пыталась получить разрешение на завершение строительства. Разрешение было получено в 1984 году, и архитектору было поручено адаптировать проект к новым строительным технологиям. 12 мая 1985 года в храме прошла литургия, на которой присутствовало 100 000 человек. Это стало поворотным моментом в тогдашней коммунистической стране; церковь восстановила свое положение, и коммунистической элите пришлось отказаться от десятилетнего запрета на строительство церкви. В июне 1989 года бетонный купол храма весом 4000 тонн, построенный полностью на земле, был возведен в нынешнее положение. Это было знаковое достижение в строительстве.
Это самая большая православная церковь в Сербии, одна из крупнейших восточных православных церквей и входит в число крупнейших церквей в мир. Это самое узнаваемое здание в Белграде и достопримечательность, так как его доминирующий купол напоминает купол Святой Софии, по образцу которого он был построен. Церковь имеет строгую симметричную планировку с большой светочувствительностью из-за большого купола и четырех апсид. Его внутренняя облицовка 12 000 м (130 000 кв. Футов) золотой мозаики почти завершена. Мозаики - дар Российской Федерации. Об этом заверил президент России Владимир Путин, для которого «Газпром нефть» передала в 2016 году первоначальное украшение купола. Мозаики выполнены художником Николаем Александровичем Мухиным из Российской Академии художеств при Императорской Академии художеств под руководством ее директора Зураба. Церетели. Первая мозаика купола была завершена 13 декабря 2017 года, за что 22 февраля 2018 года на официальном государственном акте в церкви был представлен Сергей Лавров. Владимир Путин посетил церковь 17 января. 2019, когда он объявил, что российское государство профинансирует оставшиеся работы по облицовке мозаикой. Он символически заложил камень в мозаику с изображением Мандилиона. Планируемое завершение художественной работы намечено на 2020 год, на что Владимир Путин был официально приглашен. После того, как собор Святой Софии был преобразован в мечеть в июле 2020 года, Патриарх Сербской Православной Церкви Ириней и президент Сербии Александр Вучич 20 августа 2020 года выразили свое желание, чтобы церковь Святого Саввы могла косвенно заменить Собор Святой Софии, по образцу которого он был создан, и стать «Новой Святой Софией».
Церковь стоит на плато Врачар в Белграде. Он расположен на обзорных осях важной торговой артерии, ведущей от старого города к юго-восточной окраине. Это видно из области между Terazije и Slavija Square, которая является продолжением оси. Церковь является конечной точкой и ориентиром предполагаемого бульвара на первом градостроительном плане Белграда, выполненном Эмилианом Йосимовичем из второй половины XIX века. Строители надеялись, что его архитектурная форма перефразирует византийский собор Святой Софии, что со временем он превратится в универсальный центр Православия. Москва в то время также потеряла известность в православии, поскольку Октябрьская революция отодвинула на второй план религию в России, и требовалась компенсация. Югославские коммунисты также препятствовали работе над церковью, поскольку они запретили дальнейшее строительство на этом месте после Второй мировой войны. После долгой задержки церковь возродилась в 1985 году. В 2004 году все внешние работы были завершены, ожидаемое освящение завершенного внутреннего пространства ожидается в конце 2020 года.
Церковь лежит. на западном мысе Врачарского плато на высоте 134 м. Он расположен в 500 м к югу от главной площади Белграда, площади Славия. Основание церкви находится на 18 м выше традиционного географического центра Белграда, площади Теразие и главной пешеходной улицы, улицы Князя Михайлова. Он также на 10 м выше парка Ташмайдан, где находится вторая по величине церковь Белграда Св. Марка и сербский парламент, Скупштина. Так как он расположен на высоте 63 м над впадением реки Сава в Дунай, Святой Сава является главной природной смотровой площадкой, а с его массивного купола - заметной достопримечательностью города. Из общедоступной галереи вокруг купола открывается вид на городскую ткань Белграда. После завершения внутренних работ для всех посетителей церкви будет установлен лифт. Ниже фундамента Св. Саввы пройдите двухтрубную железнодорожно-пригородную сеть Белграда, BG Voz. Это потребовало изменения первоначального плана склепа.
Святой Савва (1175–1235), покровитель и национальный герой сербского народа, родился Растко Неманья в 1175 году, сын серба Великого Жупана Стефана (годы правления 1166-1196). Сербия была все еще относительно молодой страной, освободившись от Византийской империи в прошлом веке. В 1077 Дукля стал первым сербским королевством, его основание было тесно связано с основанием римско-католической церкви. К концу XII века новое государство Рашка с центром на территории нынешней южной Сербии выросло как второе сербское государство. Стефан Неманья правил Рашкой. В 1196 году он, как и его сын Растко до него, переехал в православный монастырский центр на горе Афон в Греции, где он был известен как монах Симеон. Вскоре после этого он присоединился к своему сыну, чтобы восстановить разрушенный монастырь Хиландар на горе Афон, который был подарен сербскому народувизантийским императором. Симеон умер там в 1199 году. После своего возвращения в Сербию Сава организовал Сербскую Православную Церковь и был посвящен в первый архиепископ Сербской Церкви Патриархом Манулом I из Константинополя (годы правления 1216-1222), Вселенский Патриархат. Сава умер в 1236 году после своего беспрецедентного паломничества в Святую Землю, Египет и гору Синай в Велико Тырново в Болгарии. Позднее он был канонизирован и назван покровителем сербских школ и школьников.
В 1594 году сербы восстали против османского владычества в Банате во время Долгой войны (1591–1606), которая велась на австрийско-османской границе в Балканы. Сербский патриархат и повстанцы установили отношения с иностранными государствами и за короткое время захватили несколько городов, в том числе Вршац, Бечкерек, Липова, Название и Бечей, хотя восстание было быстро подавлено. Повстанцы, как священная война, несли военные знамена с изображением святого Саввы.
Боевые знамена освятил Патриарх Иоанн I Кантул, которого османское правительство позже был повешен в Стамбуле. Великий визирь Османской империи Синан-паша приказал, чтобы саркофаг и мощи Святого Саввы, находящиеся в Милешевском монастыре, были доставлены военным конвоем в Белград. По пути османский конвой убивал людей на своем пути, чтобы повстанцы в лесу услышали об этом. Реликвии были публично сожжены турками 27 апреля 1595 года, поскольку они были помещены на костер и сожжены на плато Врачар, а пепел развеян. Согласно Николаю Велимировичу, пламя было видно над Дунаем.
В 300-ю годовщину сожжения тела Святого Саввы группа сербских православных верующих основала Общество строительства собора. Святого Саввы на Врачаре с идеей построить на этом месте собор. Первоначально была построена небольшая церковь, и начались поиски подходящей конструкции.
Церковь широко считается важным символом архитектуры византийского возрождения, которая доминировала в церковной архитектуре от России до Балкан в 19-м и первой половине 20-го века. В частности, он должен был служить сербам символом загробной жизни средневековой сербской империи. Особенно в контексте Югославии сербско-византийская культура одобрена как югославским королем Александром I Караджорджевичем, так и патриархом Сербской православной церкви. Принятие образца, который последовал за прототипом Собора Святой Софии в Константинополе, иллюстрирует идею о том, что сербы являются законными наследниками имперской Византии. Белград рассматривался как новый имперский центр православия, что имело особый резонанс в контексте упадка Москвы, которая была коммунистической столицей, когда планировалось строительство церкви.
«Белградская церковь, строительство которой было завершено совсем недавно, представляет собой яркий образец. напоминание о долговечности сербско-византийского дискурса, визуальный символ специфически сербской адаптации классических доктрин реновации и трансляции, который остался одной из самых прочных структур сербской национальной истории, политики и культуры на протяжении долгого времени
— Александр Игнятович, 2018Дата и место сожжения мощей Святого Саввы оставались спорными. Данные - 1594 и 1595, предполагаемые места, поскольку было применено название Врачар на более широкую территорию, чем она занимает сегодня, включает: Црвени Крст, предложенный [sr ], который возвел красноватый Воззарев Крст на месте, которое дало название на весь район Црвени Крст ("Красный Крест"); курган «Чупина Гумка» в Ташмайдане, ранее известный как Маленький Врачар, который является излюбленным местом современных историков; Плато Врачар, привлекло самое широкое признание общественности.
В 1894 году, когда отмечалось 300-летие сожжения, было достигнуто строительство церкви на плато. В 1895 году в Белграде было основано «Общество строительства церкви Святого Саввы на Врачаре». Большая часть земельного участка, пожертвованного для строительства, поступила от шотландского миссионера Фрэнсиса Маккензи, который купил и развил эту часть города в конце 19 века. К 1900 году указом короля Александра Обреновича запланированная церковь объявлена «общенациональным зданием». На месте будущего храма была построена небольшая церковь, позже перенесли, чтобы можно было начать строительство храма.
В 1906 году был объявлен конкурс архитектурного проекта для будущей церкви. Санкт-Петербургская академия наук была уполномочена судить проект, но отклонила все пять заявок как недостаточные. За этим последовала серия войн (Первая Балканская война в 1912 году, сербские архитекторы. Они заявили, что запланированный «лес» снизит историческое, символическое и социальное значение, уменьшив площадь до уровня профанного города. Также было отмечено, что массовые собрания, организованные на плато (похороны Патриарха Павла и премьер-министра Зорана Джинджича, визит президента России Владимира Путина), показали, что площадь и так неадекватна. А вот массивное здание Патриархата запланированный с самого начала, также считается проблематичным. Он считается слишком большим и надежным для своего местоположения. Он также будет огораживать улицу Крушедольска и проживающих на ней арендаторов и закрывать вид из многочисленных уличных кафе в парке, который имеет туристический Существуют призывы сохранить квадратную форму нынешнего плато или даже расширить его, поскольку оно в основном функционирует как расширенный открытый притвор церкви и должно иметь место для стольких посетителей по мере возможности, поскольку дизайн 1990 года удовлетворял только потребности местных жителей, пренебрегая духовным и религиозным характером района.
Были неоднократные призывы к проведению международного или местного общественного конкурса дизайна вместо подпольного процесса, посредством которого сама церковь выбрала дизайн общественного пространства.
В церкви 49 колоколов. На ЮЗ башне четыре свободно качающихся колокола. Остальные 45 являются частью карильона, единственного на Балканах. Все колокола были изготовлены на литейном заводе Grassmayr Bell Foundry в Инсбруке, Австрия. Все колокола оплачены частными пожертвованиями. Четвертый по величине колокол посвящен Зорану Джинджичу, во время его президентства здание церкви было возобновлено после югославских войн. Самый большой колокол - дар Светислава Прлинчевича, за который было заплачено 110 000 долларов. Карильон регулярно исполняет гимн Святого Саввы.
№ . | Имя . | Год литья . | Производитель . | Диаметр . (мм) | Масса. (кг) | Примечание . | Колокольня . |
01 | Колокол Святого Саввы | 2001 | Литейный завод Грассмайр Белл, Инсбрук | 2.004 | 6.128 | g0 | Башня на юго-западе |
02 | 3.956 | a0 | |||||
03 | 2.458 | c00 | |||||
04 | Колокол Зорана Джинджича | 1.460 | d00 | ||||
05 | 1.054 | e0 | Башня Северо-Запада | ||||
06 | 894 | f00 | |||||
07 | 744 | fis 00 | |||||
08 | 626 | g00 | |||||
09 | 536 | gis 00 | |||||
010 | 440 | a00 | |||||
011 | 372 | ais 00 | |||||
012 | 312 | b00 | |||||
013 | 260 | c00 | |||||
014 | 219 | цис 00 | |||||
015 | 187 | d00 | |||||
016 | 164 | dis 00 | |||||
017 | 144 | e00 | |||||
018 | 126 | f00 | |||||
019 | 110 | fis 00 | |||||
020 | 96 | g00 | |||||
021 | 85 | gis 00 | |||||
022 | 75 | a00 | |||||
023 | 66 | ais 00 | |||||
024 | 59 | b00 | |||||
025 | 53 | c00 | |||||
026 | 48 | цис 00 | |||||
027 | 44 | d00 | |||||
028 | 40 | дис 00 | |||||
029 | 35 | e00 | |||||
030 | 32 | f00 | |||||
031 | 30 | fis 00 | |||||
032 | 27 | g00 | |||||
033 | 25 | gis 00 | |||||
034 | 25 | a00 | |||||
035 | 21 | ais 00 | |||||
036 | 19 | b00 | |||||
037 | 18 | c00 | |||||
038 | 17 | cis 00 | |||||
039 | 16 | d00 | |||||
040 | 15 | dis 00 | |||||
041 | 15 | e00 | |||||
042 | 14 | f00 | |||||
043 | 14 | fis 00 | |||||
044 | 13 | g00 | |||||
045 | 13 | gis 00 | |||||
046 | 12 | a00 | |||||
047 | 12 | ais 00 | |||||
048 | 12 | b00 | |||||
049 | 11 | c00 |
Архитектура церкви подвергалась критике в разные периоды на протяжении нескольких эпох. Это особенно обсуждалось после второго конкурса на имя Святого Саввы в 1926/27 году, когда первая премия не была присуждена, и после того, как Патриарх Варнава назначил Богдана Несторовича (1901–1975) в 1930 году лауреатом второй премии в качестве главного архитектора для синтеза своего плана. с Александром Дероко (1894-1988). Теперь результат должен был напоминать внешний вид Собора Святой Софии в Стамбуле, что не было требованием во время конкурса. Руководящие принципы требовали постройки в сербской традиции позднего средневековья при Стефане Лазаре (то есть пятиглавые церкви монастырей Моравы). Собственная конкурсная работа Несторовича, основанная на самом известном достижении сербской средневековой архитектуры, католиконе монастыря Грачаница, также не соответствовала правилам конкурса. Большинство из 22 участников сознательно выбрали Собор Святой Софии в качестве вдохновения. Немногие работы использовали современный дизайн с экспрессионистскими чертами. Таким образом, Святой Софии был выбран архетипом даже во время официального конкурса. Большинство сербских критиков сочли это неподходящим, так как это не соответствовало национальной традиции. Универсальное сакральное выражение Святой Софии, хотя и соответствовало требованиям гетерогенного югославского государства, которое состояло из многих различных религий и национальностей.
После того, как в начале 1932 года в информационном бюллетене Vreme началась кампания критики, развернулись самые важные дебаты об искусстве в бывшей Югославии. Это привело к вмешательству югославского короля Александра I, который одобрил переработанную плиту. Ансы Несторовича и Дероко. Изменение Несторовичем модели с «Грачаницы» на «Собор Святой Софии» связано с новыми требованиями царя и священнослужителей. Каждый архитектор должен был представить гипсовую модель в масштабе 1: 100, которая появилась 6 и 7 января 1932 года в газете «Политика». Позже в том же году был представлен новый дизайн, последняя модель.
Даже после того, как это было принято, дебаты продолжались. В особенности современные арт-критики, анализируя идеологические обстоятельства дебатов 1930 года, назвали его внешний вид неуклюжим, не изобретательным или воспроизведением.
Любица Елисавац, искусствовед и арт-критик из Университета искусств в Белграде, отметила что критика в первую очередь основана на идеологических различиях между традиционалистами и модернистами. Таким образом, реальное архитектурное достижение здания было оставлено без внимания в дебатах. Это даже не было темой в кругах искусствоведов и архитекторов, но нельзя было упустить из виду, что решение следовать программе традиционалистского дизайна отчасти нанесло ущерб архитектурным тенденциям в Сербии в межвоенный период.
Милица Жеранич защищал архитектурное достижение и стилистическую форму. Она заявила, что стройный и гармоничный интерьер церкви является результатом единства в дизайне экстерьера и интерьера. Для этого архитекторы использовали строго централизованное устройство, особенно известное с раннего христианства. Особенно выражены сферические и кубические элементы - купола, наружные стены, формы проемов, наслоение фасадных поверхностей, капители и колонны - при превосходном овладении всеми этими элементами, очевидными в их объеме, производит незабываемое впечатление.
«В частности, сжатые формы, простое и тонкое использование декоративной скульптуры в сочетании с монументальностью здания создают возвышенную визуализацию его мощной архитектурной ткани, которая, несмотря на латентную герменевтику, радует и вызывает интерес»
— Милица Eranić, 2005Она указывает на тот факт, что наибольшее впечатление на воспринимающего заключается в постепенной пирамидальной композиции сооружения, которая гармонично начинается от порталов через раковины и типично завершается куполом. Наблюдаемый со всех четырех сторон крыльев, причем западная, южная и северная идентичны, этот каскад масс наиболее интересен и имеет самый сильный отпечаток на восточном крыле, стороне алтаря. Апсида многоугольная, а точнее пятиугольная, что показывает на своей верхней поверхности пять небольших раковин, которые соответствуют пяти раковинам на нижней стороне восточного фасада. Тем самым достигается синхронизированный эффект в развитии масс, которые связаны в сложные волновые структуры, разрушающие монолитные квадратные формы жестких стен.
«Сегодня святого Савву нельзя рассматривать как архитектурный провал или анахроничную слабую попытку... Архитектурное произведение искусства, поражающее монументальностью, массивностью, скрытой герменевтикой, но также гармонией масс и возвышенностью, достигаемой простотой в формирование сложных пирамидальных структур нельзя назвать неудачей ».
— Милица Жеранич, 2005Итальянский искусствовед и профессор архитектурного дизайна Миланского университета Пьер Паоло Тамбурелли высоко оценил здание. Он утверждал, что здание обладает невероятно чистым и достойным интерьером. Благодаря большому куполу и четырем апсидам он представляет собой единое и хорошо развитое, глубокое и плотное пространство. Основываясь на классических примерах, Тамбурелли отмечает собственную свирепость и мягкость, которые выражаются в чувствительности к свету.
«Красота Svetog Save не ограничивается огромной массой бетона, огромным весом непостижимой и огромной материи; Красота церкви - это не гора из бетона, а красота, которая полностью архитектурна, сделана из измерений, взаимосвязей между разными местами и тонкого порядка, который, тем не менее, управляет материей... пространство Светога Сохранить - это не возвышенно, а красиво ».
— Пьер Паоло Тамбуэлли, 2006, DomusТамбурелли отмечает, что он задается вопросом, возможно ли воспроизвести теорию, способную повторно присвоить ресурсы, которые были использованы для строительства Святой Саввы, и можно ли будет найти все необходимые дизайнерские приемы, чтобы построить на нем строительную теорию, поскольку его классический проектный план был заложен в тонких слепках и оттенках бетонных плит.
Церковь сравнивают с Саграда Фамилия из-за их длительной фазы строительства и их культурного и художественного значения. И обе церкви служили для литургии во время их длительного строительства.
Пошта Србие изобразил 14 ноября 2019 года план этажа и Александра Дероко на марке в честь его 125-летия.
На Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с Храмом Святого Саввы. |