A купол - это тип железной дороги пассажирский вагон, имеющий стеклянный купол на верхней части вагон, в котором пассажиры могут ездить и смотреть во все стороны поезда. Он также может включать элементы тренер, вагон-салон, вагон-ресторан, спальный вагон или наблюдение. Начиная с 1945 года, купольные вагоны в основном использовались в Соединенных Штатах и Канаде, хотя небольшое количество было построено в Европе для обслуживания Trans Europ Express и т. Д. Панорамные вагоны эксплуатируются на Альпийских туристических железных дорогах как Бернина Экспресс.
В Северной Америке купольные вагоны производились Budd Company, Pullman Standard и American Car Foundry. Южно-Тихоокеанская железная дорога построила собственные купольные вагоны в своих магазинах Сакраменто, Калифорния. В 90-е годы Colorado Railcar начали производство купольных вагонов. Обычно сиденья в куполе считались «неприбыльными», как сиденья в салоне автомобиля. Когда сегодня купольные вагоны работают в экскурсионных поездах, купольные сиденья часто требуют более высокой цены.
Часть вагона, обычно в центре вагона, но смещенная к одному концу, разделена на два уровня. Смещение приводит к тому, что планы этажей имеют «длинный конец» и «короткий конец» на основном уровне. Затем лестница поднимается к куполу и спускается на нижний уровень, причем нижний уровень под куполом обычно предлагает туалеты или небольшую зону отдыха, а верхняя часть обычно занимает место для тренера или салона в «пузыре» из стекла на автомобиле. крыша. Пассажиры в верхней части купола могут видеть во всех направлениях с удобной точки над линией крыши поезда.
В Соединенных Штатах Union Pacific Railroad управляла купольными вагонами-ресторанами. В этих вагонах в коротком конце была кухня, а под куполом - кладовая. Другая половина пространства под куполом была частной столовой для небольших групп. Между кладовой и кухней находился кухонный лифт, который перемещал предметы между кухней и обеденной зоной в купольной части автомобиля. «Длинный конец» был главной обеденной зоной.
Chicago, Burlington Quincy Railroad управляла купольными вагонами-общежитиями-буфетами в середине поезда на своих California Zephyr, Kansas City Zephyr и American Royal Zephyr, а также вагоны-купола-общежития-кафе на его Denver Zephyr. Пространство общежития использовалось экипажем бортового поезда, таким как персонал вагона-ресторана.
Несколько железных дорог использовали купольные спальные вагоны. Те из Северной Тихоокеанской железной дороги имели четыре спальни в «длинном конце», четыре комнаты в «коротком конце» и четыре двухместных одноместных номера под куполом.
Wabash Railroad и Chicago, Burlington and Quincy Railroad управляли купольными вагонами для дневного обслуживания первого класса. Синяя птица Вабаша включала в себя наблюдение за куполом-салоном Бадда как часть своего первоначального состава, а позже добавила купольный салон-вагон Pullman-Standard. CBQ управляла купольными вагонами наблюдения на Twin Zephyrs, Kansas City Zephyr и Denver Zephyr.
. Несколько железных дорог управляли купольными вагонами наблюдения, обычно в задняя часть поезда. Эти автомобили имеют купол на крыше автомобиля с задней «смотровой» секцией с закругленным или плоским концом (на первом этаже), где пассажиры могут сидеть и смотреть на удаляющийся пейзаж. В этих вагонах часто есть дополнительные спальные отсеки под куполом и / или в «коротком конце», а также бар и / или дополнительные места для отдыха.
Оригинальный California Zephyr, частично эксплуатируемый Железной дорогой Чикаго, Берлингтон и Куинси (CBQ), называл свой автомобиль этого типа Vista-Dome спальня-гостиная-наблюдение, в которой была одна гостиная и три спальни с двуспальными кроватями, а также купол и смотровая площадка. Канадская Тихоокеанская железная дорога оборудовала канадскую канадскую 1955 года серией «Парковых» наблюдений за куполом, большая часть которых остается в эксплуатации с Via Rail Canada.
В то время как вагоны с частичным куполом были наиболее распространенными, было разработано несколько вариаций купольных вагонов (обычно называемых «наблюдательными»). В частности, выделяются полноразмерный купольный вагон, купольный салон салон, а также «переходный» вагон. В первом случае смотровой купол простирался по всей длине вагона, а на нижнем уровне располагался салон или бар под ним. Этот тип вагонов широко использовался железными дорогами Атчисон, Топика и Санта-Фе и Чикаго, Милуоки, Сент-Пол и Пасифик-Рейлроуд (Милуоки-роуд). Автомобили перехода были похожи на купольные в полный рост, за исключением одного аспекта. Эти вагоны предназначались для перехода от обычного подвижного состава к двухэтажному. Для облегчения этого один тамбур вагона располагался ниже, а другой - на высоте верхнего тамбура двухэтажного ложа. Amtrak какое-то время использовала эти переходные вагоны, в основном в тех случаях, когда вагоны, унаследованные от других железных дорог, составляли основную часть подвижного состава Amtrak. Переходные вагоны использовались в основном в первые дни существования Amtrak и постепенно выводились из эксплуатации, когда Amtrak начала закупать или производить собственные двухэтажные вагоны. Большинство переходных вагонов было списано, хотя некоторые остались в эксплуатации и перестроены в более «традиционные» двухэтажные вагоны с высокими вестибюлями.
A салон-купол - это тип куполообразного железнодорожного пассажирского вагона, который включает в себя холл, кафе, столовую или другое пространство на верхнем или обоих уровнях вагона. Примеры включают в себя как короткие (примерно на половину длины автомобиля, с куполом, расположенным впереди или сзади от центра автомобиля), так и полные (занимающие почти всю длину автомобиля). Некоторые примеры включают спальные отсеки или сиденья тренера.
Классические залы с куполом (построенные в эпоху streamliner в США и Канаде) включают: полноразмерные вагоны «Super Dome », построенные Pullman -Стандарт в 1952 году для Чикаго, Милуоки, Сент-Пол и Пасифик, также известного как Милуоки-роуд, и эксплуатировался в парке пассажирских поездов Хайавата. Первоначально было построено десять автомобилей, один из которых был разрушен в результате крушения во время пробного запуска, а затем был восстановлен с использованием новых деталей и запчастей, утилизированных из оригинального разрушенного автомобиля.
"Big Dome "полноразмерные вагоны, построенные Budd Company в 1954 году для Atchison, Topeka Santa Fe для парка пассажирских поездов железной дороги. Четырнадцать из них были построены в двух группах, одна группа из которых включала спальное место для экипажа на нижнем уровне.
"Большой купол "полноразмерные вагоны, построенные компанией Budd в 1956 году для Великой Северной железной дороги за поезд Empire Builder. Шесть из них были построены; один из них фактически принадлежал Chicago, Burlington Quincy, по которому курсировал поезд между Чикаго и городами-побратимами. Один бывший вагон Great Northern номер 1391, Ocean View, остается в собственности Amtrak.
"Pleasure Dome "короткие купольные вагоны, построенные Pullman-Standard в 1950 году для Atchison, Topeka Santa Fe для это поезд Super Chief. В шести вагонах были как холл, так и столовая, в том числе уникальная «Бирюзовая комната», небольшая обеденная зона, обозначенная бирюзовым медальоном коренных американцев на одном из стены комнаты.
Короткие купольные вагоны «Vista Dome», построенные компанией Budd Company для пассажирских поездов Zephyr в Чикаго, Берлингтоне и Куинси. Примеры включают два наблюдения за купольным салоном, построенные в 1947 году для Twin Zephyrs ; шесть залов-буфетов и шесть куполов-спальных мест, построенных в 1949 году для California Zephyr ; два купольных салона-буфет-салона и два купольных салона-наблюдателя построены в 1953 году для Kansas City Zephyr ; и два купольных зала-буфета и два купольных зала-зала для наблюдений, построенных в 1956 году для Denver Zephyr. Калифорния Среди вагонов Ornia Zephyr были построены для Денвер и Рио-Гранде Вестерн и Западный Тихий океан, которые были партнерами CBQ на маршруте поезда между Чикаго и районом залива Сан-Франциско.
Короткие купольные вагоны «Vista Dome», построенные для железной дороги Вабаш. Компания Budd Company построила в 1950 году смотровую площадку под куполом для железной дороги Blue Bird ; Компания Pullman-Standard построила салон-купол для того же поезда в 1952 году.
Открытка, показывающая интерьер автомобиля Astra Dome в 1950-х гг."Astra Dome "короткие купольные вагоны построена American Car Foundry в 1955 году для Union Pacific Railroad и эксплуатируется в городе Лос-Анджелес, городе Портленд и другие пассажирские поезда UP. Железная дорога закупила 15 куполов-залов наблюдения.
"Skyline "купольные-вагонные-буфеты-залы и" парк "наблюдения за куполами, построенные компанией Budd. в 1955 г. для Канадско-Тихоокеанской железной дороги. CPR закупил по 18 вагонов каждого типа для своих пассажирских поездов Canadian и Dominion.
Вагоны «Лестница к звездам», построенные Южно-Тихоокеанской железной дорогой для пассажирских поездов дневного света. Железная дорога построила семь вагонов в собственных цехах, используя компоненты от старых вагонов и купольные компоненты, поставленные компанией Budd. Точнее, эти вагоны представляли собой купола длиной три четверти, поскольку уровень купола составлял более половины длины вагона, но не простирался на всю длину.
Большинство этих вагонов оставалось в эксплуатации у их первоначальных владельцев до конца частных пассажирских поездов в Северной Америке в 1970-х годах. В США большинство автомобилей переезжали на Amtrak или к операторам, таким как Auto Train. Некоторые из них остались в автосервисе для своих первоначальных железных дорог. В Канаде весь флот Canadian Pacific отправился на Via Rail.
Хотя дизайн купольного вагона может можно сравнить с куполом камбузом, развитие купольного вагона напрямую не связано. Самый ранний задокументированный предшественник купольного вагона был впервые разработан в 1880-х годах; известный в то время как «вагон с птичьей клеткой», он использовался во время обзорной экскурсии 1882 года по железной дороге Чикаго, Берлингтон и Куинси. В 1891 г. Т. Дж. Макбрайд получил патент на конструкцию автомобиля, названного «спящий-наблюдатель»; иллюстрации дизайна в Scientific American в то время изображали вагон с тремя смотровыми куполами. Канадская Тихоокеанская железная дорога использовала «туристические вагоны» с поднятыми стеклянными смотровыми куполами в своих поездах через канадский Рокки. Горы в 1920-е гг.
Эти конструкции купольных вагонов не увенчались успехом, и в течение нескольких десятилетий идея не была усовершенствована. Первые успешные купольные автомобили были придуманы Сайрусом Осборном из General Motors Electro-Motive Division (EMD). В 1944 году, путешествуя на локомотиве Denver Rio Grande Western, построенном EMD, через Гленвуд-Каньон в Колорадо, он увидел прекрасные виды, которыми пассажиры могли наслаждаться с панорамного купола. Его идея заключалась в том, чтобы обеспечить полный обзор в 360 градусов сверху поезда в недавно построенных вагонах "Vista-Dome".
Мистер Осборн поделился идеей с железной дорогой Чикаго, Берлингтон и Куинси (CBQ). CBQ взяла карету из нержавеющей стали Budd и перестроила ее в своих магазинах в Авроре, штат Иллинойс, с куполом Vista, придуманным и нарисованным Сайрусом Осборном. В купольной зоне сиденья, расположенные в кабине по длине, обращены к окнам с двойным остеклением, предназначенным для улучшения теплоизоляции. Этот первый Vista Dome был соответственно назван Silver Dome. 23 июля 1945 года автомобиль прошел испытания в составе Twin Cities Zephyr. Vista Domes быстро вошли в состав многих составов Burlington Zephyr, кульминацией которых стало открытие в 1949 г. California Zephyr.
. Вскоре после ввода в эксплуатацию Silver Dome руководители железных дорог и руководители пассажирских поездов встретились, чтобы обсудить достоинства вагона-купола. дизайн. В Соединенных Штатах купола можно было легко использовать только на железных дорогах к западу от Миссисипи из-за меньших зазоров в туннелях на востоке США. (В Канаде Canadian Pacific будет управлять своими куполами от побережья до побережья.) Менеджеры также отметили, что пространство для перевозки пассажиров считалось некоммерческим, поскольку менеджеры полагали, что пассажиры не захотят тратить свои всю поездку в куполах. Эти факторы, а также дополнительные затраты на строительство вагонов, связанных с добавлением лестниц, двумя уровнями полов вагонов и кондиционированием воздуха, увеличили расходы железных дорог, которые решили использовать купольные вагоны.
Несмотря на связанные с этим затраты, Pullman завершил первые четыре серийных купольных вагона для Поезд завтрашнего дня GM в 1947 году. Четыре вагона, получившие название Astra Liners, включали в себя тренер, закусочную, спальное место и зал для наблюдения., были похожи на Silver Dome и были демонстрировались прессе в многочисленных частных чартерах и публике на Chicago Railroad Fairs в 1948 и 1949 годах, прежде чем они были проданы Union Pacific Railroad для использования в Портленде, штат Орегон и Сиэтл, Вашингтон. Другие производители легковых автомобилей вскоре построили свои собственные модели купольных автомобилей, чтобы конкурировать с Pullman; Первые купола Бадда, завершенные осенью 1947 года, были первыми с изогнутым стеклом и полностью обтекаемыми куполами, и были введены в эксплуатацию на кораблях Берлингтона Twin Zephyrs между Чикаго. и Миннеаполис - Сент. Пол. Pere Marquette Railroad была первой, которая эксплуатировала купольные вагоны к востоку от Чикаго в 1948 году, а в 1949 году Baltimore and Ohio Railroad стала первой железной дорогой, которая использовала купольные вагоны. на восточном побережье, когда он представил построенные Pullman тренеры "Strata-Dome " как часть нового состава для Baltimore -Chicago Columbian. BO зашла так далеко, что добавила прожекторы на крышах своих купольных автомобилей, чтобы освещать пейзаж во время ночных путешествий.
14 сентября 1950 года в каньоне Гленвуд был установлен памятник. Названный «Памятником идее», этот памятник был посвящен куполу Vista в том месте, где он был впервые вдохновлен. В конце 1980-х годов памятник был перемещен в Железнодорожный музей Колорадо в Голден, Колорадо, чтобы освободить место для расширения Межгосударственного 70.
Первые десять полноценных длинные купола были построены Пуллманом для Милуоки-роуд Чикаго-Сиэтл Олимпиец Гайавата. Milwaukee Road заплатила по 320 000 долларов за свои «Super Domes » и использовала их на этом маршруте до 1961 года, после чего четыре машины оставались в эксплуатации между Чикаго и городами-побратимами; эти последние четыре были проданы Amtrak после его образования в 1971 году. Как и большинство куполов Pullman, купола Милуоки имели высоту 15 футов 6 дюймов (4720 мм), а не стандарт Budd / ACF 15. футов 10 дюймов (4830 мм). Санта-Фе и Грейт-Северный также купили купола в полный рост у Бадда в 1954 и 1955 годах. Все автомобили Санта-Фе, кроме одного, были проданы Auto-Train в 1971 году.
Поскольку в конце 1950-х количество пассажиров железных дорог снизилось, некоторые железные дороги списали купольные вагоны из-за затрат на техническое обслуживание. Другие железные дороги, которые не покупали купольные вагоны новыми, покупали их подержанные. Иллинойс Сентрал приобрел несколько автомобилей у Миссури Пасифик, а Канадский Нэшнл купил несколько машин, например, у Милуоки-роуд. Из-за огромного использования герметичных стекол для охлаждения автомобилей требовалась огромная мощность кондиционирования воздуха. Обслуживание и ремонт этих автомобилей стоили дорого. Поломка системы кондиционирования воздуха на дороге даже зимой может вывести автомобиль из строя.
С 1980-х годов автомобили с куполом стали редкостью с тех пор, как Amtrak представила Superliner двухуровневые легковые автомобили, которые имеют высоту 16 футов по длине автомобиля (но с некоторой натяжкой салон Superliner мог считаться купольной машиной). Купольные вагоны очень популярны на туристических железных дорогах и частных чартерных поездах. В некоторых железнодорожных музеях сохранилось несколько купольных вагонов. Эти автомобили очень популярны у посетителей, которые часто вспоминают захватывающие поездки, которые они совершили на этих автомобилях.
Хотя купольные вагоны в основном используются в Северной Америке, некоторые из них также эксплуатируются в живописных районах Европы. Немецкая федеральная железная дорога имела пять низкопрофильных купольных вагонов, построенных в начале-середине 1960-х годов для поездов «Рейнгольд» и «Рейнпфейл». После вывода из эксплуатации эти автомобили использовались в экскурсионных и чартерных перевозках по всей Европе.
Via Rail Canada управляет крупнейшим парком (28) купольных вагонов в классическом смысле, поскольку они предлагают обзор на 360 ° на пейзаж.. Все они были построены компанией Budd для Канадско-Тихоокеанской железной дороги в 1950-х годах и переведены в службу Via в 1970-х годах, где они продолжают работать с 2019 года.
Ontario Northland Railway управляет купольными вагонами на Polar Bear Express от Cochrane до Moosonee.
Канадская национальная железная дорога управляет бывшим вагоном Большого Северного купола в своем парке служебных автомобилей.
В 2018 году Canadian Pacific приобрела бывший Southern Pacific купольный вагон №3605. Он был перестроен и перекрашен в тосканскую красно-золотую ливрею компании Canadian Pacific и переименован в «Селкирк» с сохранением номера дороги. В настоящее время этот вагон используется в бизнес-поезде, а также в экскурсионном поезде Royal Canadian Pacific.
Экскурсионный / обеденный поезд Orford Express, который курсирует вне Шербрук, Квебек, Канада, включает в себя бывшую спальную спальную камеру Северный Тихий океан.
Железная дорога Панамского канала управляет старинным купольным вагоном 1950-х годов, первоначально построенным компанией Southern Pacific, на пути между Панама-Сити и Колон рядом с Панамским каналом.
Производственные компании, такие как Colorado Railcar, построили современные купольные вагоны с обновленными версиями оригинальной конструкции купола, которые используются American Orient Express, Holland America, Princess Tours, Alaska Railroad, Royal Caribbean, Via Rail Canada и Rocky Mountaineer Railtours. Некоторые из частных железнодорожных вагонов, доступных для чартера, перечисленных на веб-сайте Американской ассоциации владельцев частных железнодорожных вагонов, имеют купола.
Amtrak управляла одним купольным вагоном, №10031. Это полноразмерный купольный вагон Budd, бывший Great Northern Railway № 1391 "Ocean View" до 2019 года. Окрашенный краской Phase III, он используется на специальных службах, таких как Oakland до Рино «Веселый поезд Рино» или от Сиэтла до Ливенворт «Снежный поезд». Компания Amtrak также использовала автомобиль для перевозки осенней листвы на маршруте Нью-Йорк-Монреаль "Адирондак" и в нескольких региональных поездах, базирующихся в Чикаго. Летом купольный вагон № 10031 используется на одноуровневом поезде Pacific Surfliner. Еще один купольный вагон, который использовала Amtrak (больше не эксплуатируется), был на Capitol Limited, возможно, удален, когда поезд перешел на вагоны Superliner I и II. С тех пор купольная машина Ocean View была продана компании Paxrail.
Кроме того, следующие железные дороги и туристические железные дороги управляют одним или несколькими куполами:
Большинство залов под куполом сохранились по состоянию на 2013 год. Некоторые находятся в экскурсионном поезде или обеденном поезде, а другие выставлены в музеи. Некоторые остаются в сервисе служебных автомобилей. Большинство оригинальных вагонов Canadian Pacific по-прежнему используются в трансконтинентальных канадских поездах, эксплуатируемых Via Rail Canada.
Новое поколение залов ожидания с куполом в настоящее время используется в круизных поездах на Аляске и в Канаде. Они не обязательно используют традиционный дизайн купола, но больше похожи на двухуровневый дизайн, впервые увиденный в вагонах «галереи» в пригородном стиле на железных дорогах США в 1950-х годах и в вагонах «Hi-Level», построенных компанией Budd. в 1956 году для поезда Атчисон, Топика и Санта-Фе Эль-Капитан.
Большинство этих вагонов было построено в Форт Луптон, Колорадо. Некоторые ранние версии были построены в Тилламуке, штат Орегон, который эксплуатировался из старого ангара дирижабля ВМС США в аэропорту Тилламук. Позднее владелец компании Tillamook Railcar основал компанию Colorado Railcar. Эти ранние версии были реконструированы из списанных пригородных «галерейных» вагонов. Более поздние модели были построены новыми, и некоторые из них длиннее и выше, чем классические легковые автомобили.
Путешествие по купольному рельсу было выделено в программе PBS, транслируемой Dome Car Magic. Произведенный отмеченным наградами, он рассказывается актером Майклом Гроссом и рассказывает об истории железнодорожных экскурсионных вагонов, от «Серебряного купола» Берлингтона 1945 года до полноразмерных моделей, действующих сегодня на Аляске и Канада.
| coauthors =
()Викискладе есть материалы, связанные с купольными вагонами. |