Люди химба

редактировать
Химба
ОваХимба
Намиби Химба 0717a.jpg Женщина Химба (ОмуХимба)
Общее население
около 50 000
Регионы со значительным населением
Намибия -
Ангола -
Языки
ОтджиХимба (разновидность гереро )
Религия
Монотеистическая (Мукуру и Предок Почтение )
Родственные этнические группы
люди гереро, народы банту

Химба (единственное число: ОмуХимба, множественное число: ОваХимба ) - коренные народы с приблизительным населением около 50 000 человек, проживающих в северной Намибии, в регионе Кунене (ранее Каоколанд ) и по другую сторону реки Кунене на юге Анголы. Есть также несколько групп, оставшихся от ОваТва, которые тоже являются ОваХимба, но охотники-собиратели. Однако OvaHimba не любят быть связаны с OvaTwa. Культурно отличим от народа гереро, Ova Химба - полу- кочевой, скотовод народ и говорят на отджихимба, разновидности гереро, принадлежащей к семье банту в пределах Нигер – Конго. ОваХимба ведут полукочевой образ жизни, поскольку у них есть базовые усадьбы, где выращивают урожай, но, возможно, им придется переехать в течение года в зависимости от количества осадков и доступа к воде.

ОваХимба считаются последним (полу) кочевым народом Намибии.

Содержание

  • 1 Культура
    • 1.1 Натуральное хозяйство
    • 1.2 Повседневная жизнь
    • 1.3 Одежда и прическа
    • 1.4 Традиционные обычаи
    • 1.5 Участие в обществе
    • 1.6 Связи с западной культурой
  • 2 Племенная структура
  • 3 История
    • 3.1 Религия
    • 3.2 С момента обретения Намибией независимости
    • 3.3 Права человека
  • 4 Антропологические исследования
    • 4.1 Цветовое восприятие и видение
  • 5 Известный овахимба
  • 6 См. Также
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
    • 10.1 Фотографии
    • 10.2 Фильмы

Культура

Химба пастухи в Каоколанде

натуральное хозяйство

ОваХимба - это преимущественно домашний скот фермеры, которые разводят толстохвостых овец и коз, но считают их богатство в количестве скота. Они также выращивают и возделывают богарные культуры , такие как кукуруза и просо. Домашний скот является основным источником молока и мяса для ОваХимба. Их основная диета - простокваша и кукурузная каша (oruhere ruomaere), а иногда и только простая твердая каша из-за нехватки молока и мяса. Их рацион также дополняют кукурузная мука, куриное яйцо, дикие травы и мед. Лишь изредка и в определенных случаях скот продается за наличные. Несельскохозяйственные предприятия, заработная плата, пенсии и другие денежные переводы составляют очень небольшую часть средств к существованию ОваХимба, которая в основном обеспечивается их работой в заповедниках, пенсиями по старости и засуха помощь правительства Намибии.

Повседневная жизнь

Женщины и девочки, как правило, выполняют более трудоемкую работу, чем мужчины и мальчики, например как подача воды в деревню, оштукатуривание деревянных домов мопане традиционной смесью красной глинистой почвы и коровьего навоза связующее, сбор дров, уход за лозами калебаса, используемыми для производства и обеспечения надежных поставок простокваши, приготовления и подачи блюд, а также ремесленники, изготавливающие изделия ручной работы, одежду и ювелирные изделия. Ответственность за доение коров и коз также лежит на женщинах и девушках. Женщины и девочки заботятся о детях, а одна женщина или девочка заботятся о детях другой женщины. Основными задачами мужчин являются животноводство земледелие, выпас, когда мужчины часто бывают вдали от семейного дома на длительное время, забой животных, строительство и проведение совета с деревенскими вождями племен.

Члены одной большой семьи обычно живут в усадьбе (онганда), небольшая семья- деревня, состоящая из круглой деревушки хижин и рабочих убежищ, окружающих окуруво (священный родовой огонь ) и краал для священного домашнего скота. И огонь, и домашний скот тесно связаны с их почитанием мертвых, священным огнем, олицетворяющим защиту предков, и священным скотом, обеспечивающим «правильные отношения между человеком и предком».

ОваХимба использовать разнородную систему пастбищ, которая включает пастбища как в сезон дождей, так и в период засухи. Пастбища в засушливый сезон отдыхают во время сезона дождей, что приводит к более высокому производству биомассы в почве по сравнению с постоянным выпасом всех пастбищ.

Одежда и прическа

Молодые девушки химба. Головной убор Эрембе указывает на то, что они оба женаты. Женщина Химба готовит ладан, дым используется как антимикробное очищающее средство для тела, дезодорант и ароматизатор, сделано сжиганием ароматических трав и смол.

И мужчины, и женщины химба привыкли носить традиционную одежду, которая соответствует их среде обитания в Каоколанде и жарком полузасушливом климате их область, в большинстве случаев это просто юбка -подобная одежда, сделанная из телячьей кожи и овечьей кожи или все чаще из более современных тканей, а иногда и сандалии для обуви. Женские сандалии изготовлены из коровьей кожи; а мужские сделаны из старых автомобильных покрышек. Рожавшие женщины носят небольшой кожаный рюкзак, прикрепленный к их традиционной одежде. Люди химба, особенно женщины, очень известны тем, что покрывают себя пастой отджизе, косметической смесью молочного жира и охры пигмента, чтобы очищать кожу в течение длительного времени из-за нехватки воды и защищать себя от чрезвычайно жаркого и сухого климата Каоколанда, а также от укусов насекомых. Косметическая смесь, часто ароматизированная ароматической смолой омузумбы куст, придает их коже и волосам косы характерный оранжевый или красный оттенок, а также текстуру и стиль. Отджизе считается, прежде всего, очень желанным эстетическим косметическим средством красоты, символизирующим насыщенный красный цвет земли и кровь, являющуюся сущностью жизни, и соответствует идеалу красоты ОваХимба .

С подросткового возраста мальчики продолжают иметь одну заплетенную косу, в то время как у девочек будет много косичек с текстурой отджизе, некоторые из которых укладываются вуалью на лицо девушки. В повседневной практике косы часто связывают вместе и держат разведенными от лица. Женщины, состоящие в браке около года или имеющие детей, носят богато украшенный головной убор, называемый Эрембе, сделанный из овчины, с множеством заплетенных в косы волос, окрашенных и приданных пасте отджизе. Незамужние молодые люди продолжают носить одну плетеную косу, доходящую до затылка, в то время как женатые мужчины носят шапку или повязку на голову и расплетенные волосы под ней. Вдовы мужчины снимают их шапочка или повязка на голову и обнажают расплетенные волосы. ОваХимба также привыкли использовать древесную золу для чистки волос из-за нехватки воды.

Обычные практики

ОваХимба полигамны, со средним Мужчина Химба является мужем двух жен одновременно. Они также практикуют ранние браки по договоренности. Молодые девушки химба выходят замуж за партнеров-мужчин, выбранных их отцами. Это происходит с наступлением половой зрелости, что может означать, что девочек в возрасте 10 лет и младше выдают замуж. Эта практика незаконна в Намибии, и даже некоторые ОваХимба оспаривают ее, но, тем не менее, она широко распространена. У народа химба это принято как обряд перехода к обрезанию мальчиков до полового созревания. После замужества мальчик химба считается мужчиной, в отличие от девочки химба, которая не считается полноценной женщиной, пока не родит ребенка.

Молодая химба, женщина и ребенок, женщина с головным убором и браслетами из бисера или омоханга

Брак среди ОваХимба включает в себя операции со скотом, которые являются источником их экономики. Bridewealth участвует в этих сделках; это может быть предметом переговоров между семьей жениха и отцом невесты, в зависимости от относительной бедности вовлеченных семей. Чтобы семья невесты приняла выкуп, скот должен быть качественным. Это стандартная практика - предлагать вола, но если отец жениха богат и способен предложить больше, будет предложено больше крупного рогатого скота.

Участие в обществе

Типичная деревня химба около Уис в Намибии (2014)

Несмотря на то, что большинство ОваХимба живут в особой культуре образ жизни в отдаленной сельской местности и на приусадебных участках, они социально динамичны, и не все изолированы от тенденций местных городских культур. ОваХимба сосуществуют и взаимодействуют с членами других этнических групп своей страны и социальными тенденциями городских горожан. Это особенно верно в отношении тех, кто находится в непосредственной близости от столицы региона Кунене Опуво, кто часто ездит за покупками в местные городские супермаркеты, чтобы купить коммерческие потребительские товары, продавать продукты питания и чтобы получить медицинское обслуживание.

Связь с западной культурой

Некоторые дети химба ходят в западные школы, а некоторые молодые люди покидают родину, чтобы жить в городах.

Племенная структура

A традиционный региональный лидер или глава ОваХимба - вождь Капука Том († 2009) Королевского дома Вита (Том) со своим внуком

Из-за сурового климата пустыни в регионе, где они живут, и их Уединение от внешних влияний, OvaHimba удалось сохранить и сохранить большую часть своего традиционного образа жизни. Члены живут в рамках племенной структуры, основанной на двустороннем происхождении, что помогает им жить в одной из самых экстремальных сред на земле.

Девушка химба за работой

Согласно двустороннему происхождению, каждый член племени принадлежит к двум кланам: один через отца (патриклан, называемый орузо), а другой через мать (матриклан, называемый эанда). Клан химба возглавляет старший мужчина в клане. Сыновья живут в клане своего отца, а когда дочери выходят замуж, они переходят жить в клан своего мужа. Однако наследование богатства не следует патриарху, а определяется матрикланом, то есть сын наследует не скот своего отца, а скот своего дяди по материнской линии. Наряду с наследованием богатства моральные обязательства также важны в рамках племенной структуры. Когда человек умирает, ОваХимба оценивает заботу о тех, кто остался, например, о сиротах и ​​вдовах. Доступ к водозаборам и пастбищам - еще одна часть наследственной структуры ОваХимба.

Двустороннее происхождение встречается только у нескольких групп в Западной Африке, Индии, Австралии, Меланезии и Полинезии, и антропологи считают эту систему выгодной для групп, живущих в экстремальных условиях, потому что она позволяет людям полагаться на два набора

История

История ОваХимба чревата бедствиями, включая сильные засухи и партизанские войны, особенно во время войны за независимость Намибии и в результате гражданской войны в соседняя Ангола. Между 1904–1908 гг. Они пострадали от той же попытки геноцида во время Войн гереро, проводимых Германской Империей правительством колонистов в Германской Юго-Западной Африке под Лотар фон Трота, который заметно истребил народ гереро и народ нама во время геноцида гереро и намаква.

В 1980-х годах появился путь ОваХимбы. жизни подходил к концу из-за кульминации неблагоприятных климатических условий и политических конфликтов. Сильная засуха убила 90% их скота, и многие бросили свои стада и стали беженцами в городе Опуво, живущими в трущобах на международную гуманитарную помощь или присоединился к полувоенным формированиям Коевет, чтобы справиться с потерями скота и повсеместным голодом. ОваХимба, живущие за границей в Анголе, время от времени становились жертвами похищений во время пограничной войны с Южной Африкой, либо взяты в заложники, либо похищены для вступления в ангольское отделение Народно-освободительной армии Намибии ( ПЛАН, армия СВАПО ).

Религия

ОваХимба - монотеистические люди, которые поклоняются богу Мукуру, а также предкам их клана (почитание предков ). Мукуру только благословляет, а предки могут благословлять и проклинать. В каждой семье есть свой священный родовой огонь, который хранит хранитель огня. Подходит хранитель огня. священный родовой огонь каждые семь-восемь дней, чтобы общаться с Мукуру и предками от имени его семьи. Часто, из-за того, что Мукуру занят в далеком царстве, предки действуют как представители Мукуру.

ОваХимба традиционно верят в омити, что некоторые переводят как колдовство, но другие называют его «черной магией "или" плохое лекарство ". Некоторые ОваХимба считают, что смерть вызвана омити, или, скорее, тем, кто использует омити в злонамеренных целях. Кроме того, некоторые считают, что злые люди, использующие омити, обладают способностью внушать другим плохие мысли или вызывать экстраординарные события (например, когда обычная болезнь становится опасной для жизни). Но пользователи омити не всегда атакуют свою жертву напрямую; иногда они нацелены на родственника или любимого человека. Некоторые ОваХимба проконсультируются с традиционным африканским предсказателем-целителем, чтобы раскрыть причину чрезвычайного события или источник омити.

С момента обретения Намибией независимости

Мобильная школа Химба

ОваХимба удалось сохранить свою культуру и традиционный образ жизни.

Таким образом, ОваХимба работала с международными активистами, чтобы заблокировать предлагаемую плотину гидроэлектростанции вдоль реки Кунене, которая затопила бы их исконные земли. В 2011 году Намибия объявила о своем новом плане строительства плотина в Орокаве, в горах Бейнс. В феврале 2012 года «ОваХимба» представила декларацию протеста против плотины гидроэлектростанции в Организацию Объединенных Наций, Африканский союз и правительство Намибии.

Правительство Норвегии и Исландии финансировало мобильные школы для детей химба, но с тех пор, как Намибия заняли их в 2010 году, они были преобразованы в постоянные школы и больше не являются мобильными. Лидеры химба жалуются в своем заявлении на неприемлемую с культурной точки зрения систему школьного образования, которая, по их словам, угрожает их культуре, самобытности и образу жизни как народа.

Права человека

Группы последних оставшихся охотников и собирателей оватва содержатся в охраняемых лагерях в северной части региона Кунене Намибии, несмотря на жалобы традиционных вождей химба на то, что там содержатся оватва. без их согласия и против их воли.

В феврале 2012 года традиционные вожди химба выпустили две отдельные декларации в Африканский союз и в УВКПЧ Организации Объединенных Наций.

В первом, озаглавленном «Декларация наиболее пострадавших Овахимба, Оватва, Оватжимба и Оваземба против плотины Орокаве в горах Бейнс», излагаются возражения региональных вождей химба и общин, проживающих вблизи Река Кунене.

Во втором, озаглавленном «Декларация традиционных лидеров химба Каоколанда в Намибии » перечислены совершенные нарушения гражданских, культурных, экономических, экологических, социальных и политических прав. правительством Намибии (Правительство Новой Зеландии).

Сентябрь 2012 г., специальный докладчик ООН по правам коренных народов посетил ОваХимба и услышал их опасения по поводу того, что они не признают традиционные власти и что они находятся под юрисдикцией вождей соседних доминирующих племен, которые принимают решения от имени общин меньшинств. По его мнению, непризнание традиционных вождей, в соответствии с законодательством Намибии, связано с непризнанием общинных земель коренных племен меньшинств.

23 ноября 2012 г., сотни овахимба и земба из Регионы Омухонга и Эпупа протестовали в Окангуати против планов Намибии построить плотину на реке Кунене в горах Бейнс, против увеличения добычи полезных ископаемых на их традиционных землях и нарушений прав человека против них.

25 марта 2013 г., конец 1000 человек химба снова вышли на марш протеста, на этот раз в Опуво, против продолжающихся нарушений прав человека, которым они подвергаются в Намибии. Они выразили разочарование в связи с непризнанием правительством их традиционных вождей «традиционных властей»; Планы Намибии построить плотину Орокаве в горах Бейнс на реке Кунене без консультации с ОваХимба, которые не согласны с планами строительства; неадекватное в культурном отношении образование; незаконное ограждение частей их исконных земель; и отсутствие у них прав собственности на территорию, на которой они жили веками. Они также протестовали против выполнения Закона о коммунальной земельной реформе 2002 года.

14 октября 2013 года вождь Химба Кайпка от имени своего региона Эпупа и общины был показан в немецком реалити-шоу RTL Wild. Девушки осудили неправомерное использование людей химба, отдельных лиц и жителей деревни в шоу и потребовали прекратить трансляцию любых дальнейших эпизодов, поскольку они высмеивают культуру и образ жизни народа химба.

29 марта 2014 г., ОваХимба из обеих стран, Анголы и Намибии, снова маршируют в знак протеста против планов строительства плотины, а также против попытки правительства подкупить своего регионального начальника химба. В подписанном письме общины химба из Эпупы, региона, который будет непосредственно затронут плотиной, традиционные лидеры объясняют, что любая форма согласия, подписанная бывшим вождем в результате подкупа, недействительна, поскольку они по-прежнему выступают против плотина.

Антропологические исследования

Восприятие цвета и зрение

Несколько исследователей изучали восприятие цветов OvaHimba. OvaHimba использует четыре названия цвета: zuzu обозначает темные оттенки синего, красного, зеленого и фиолетового; вапа белый с некоторыми оттенками желтого; буру - несколько оттенков зеленого и синего; а дамбу - это некоторые другие оттенки зеленого, красного и коричневого.

Как и у многих традиционных обществ, химба обладают исключительно острым зрением, которое, как считается, происходит от их выращивания крупного рогатого скота, и им необходимо идентифицировать отметины каждой коровы.

Известный овахимба

См. Также

Литература

Ссылки

Дополнительная литература

  • Crandall, David P. (2000). Место низкорослых железных деревьев: год из жизни химба-скотовода в Намибии. Нью-Йорк: Continuum International Publishing Group Inc., стр. 18, 33, 38–39, 47, 48, 66, 67, 102, 188. ISBN 0-8264-1270-X. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Питер Пикфорд, Беверли Пикфорд, Маргарет Джейкобсон: Химба; изд.. New Holland Publishers (UK) Ltd, 1990; ISBN 978-1-85368-084-7
  • Клаус Г. Фёрг, Герхард Буркл: Химба. Намибия окерротес Фольк; Розенхайм: Rosenheimer Verlagshaus, 2004; ISBN 3-475-53572-6 (на немецком языке)
  • Рина Шерман: Ma vie avec les Ovahimba; Paris : Hugo et Cie, 2009; ISBN 978-2-7556-0261-6 (на французском языке)

Внешние ссылки

Фотографии

Фильмы

Последняя правка сделана 2021-05-23 12:35:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте