Крест в квадрате

редактировать
Архитектурная форма византийских церквей среднего и позднего периода Панагия Халкеон, XI век крестово-квадратная церковь в Салониках. Вид с северо-востока.

A Крест-в-квадрате или перекрещенный куполплан был доминирующей архитектурной формой среднего и позднего периода Византии. церкви. Он имел квадратный центр с внутренней структурой в виде креста, увенчанный куполом.

Первые крестообразные церкви, вероятно, были построены в конце 8 века, и эта форма используется во всем православном мире до наших дней. На Западе Донато Браманте первый проект (1506) для St. Базилика Петра представляла собой спланированный в центре квадратный крест под куполом и четырьмя вспомогательными куполами.

По-немецки такая церковь называется Kreuzkuppelkirche, или «крестово-купольная церковь». По-французски это слово église à croix inscrite, «церковь с начертанным крестом».

Содержание

  • 1 Архитектура
    • 1.1 Архитектурная форма
    • 1.2 Литургическое использование
    • 1.3 Общие варианты
  • 2 Украшение
  • 3 Происхождение и развитие
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература
  • 7 Внешние ссылки

Архитектура

Архитектурная форма

План типичной крестообразной церкви; на основе X века Мирелей в Константинополе.

Крестовидная церковь сосредоточена вокруг квадратичного наоса («квадрата»), который разделен четыре колонны или опоры в девять отсеков (деления пространства). Пять внутренних делений образуют форму quincunx («крест»). Центральный залив обычно больше восьми других и венчается куполом, опирающимся на колонны. Четыре прямоугольных отсека, которые непосредственно примыкают к этому центральному отсеку, обычно закрыты цилиндрическими сводами ; это руки «креста», начертанного внутри «квадрата» наоса. Четыре оставшихся ниши в углу обычно паховые. Пространственная иерархия трех типов заливов, от самого большого центрального пролета до самого маленького углового пролета, отражается на фасаде здания; куполообразный центральный отсек выше крестовин, которые, в свою очередь, выше, чем угловые пролеты.

К западу от наоса находится нартекс, или вестибюль, обычно образованный добавление трех заливов к самым западным заливам наоса. На востоке стоит бема, или святилище, часто отделенное от наоса храмом или, в более поздних церквях, иконостасом. Святилище обычно образовано тремя дополнительными бухтами, примыкающими к крайним восточным бухтам наоса, каждая из которых оканчивается апсидой, увенчанной раковиной (полукуполом). Центральная апсида больше, чем на севере и юге. Термин бема иногда используется для обозначения центральной области, в то время как северная часть известна как протез, а южная - как диаконикон.

. Хотя свидетельств византийской домашней архитектуры мало, похоже, что основной элемент крестово-квадратной церкви (девять пролетов, разделенных четырьмя колоннами) также использовался для строительства залов в жилых зданиях.

Литургическое использование

Архитектурное оформление храма отдельные пространства крестово-квадратной церкви соответствуют их различным функциям в совершении литургии. Нартекс служит вестибюлем, но также и для особых литургических функций, таких как крещение, и как почетное место захоронения (часто, как в случае Марторана в Палермо, основателям церкви). Наос - это место, где собрание стоит во время службы. Святилище предназначено для священников. Алтарь стоит в центральной нише, или бема, который иногда снабжен синтрононом или скамьей, на которой может сидеть духовенство. Протез используется для подготовки евхаристии, а диаконикон содержит литургические облачения и тексты, используемые при совершении литургии.

Общие вариации

План Церковь Хора в Константинополе

Описанные выше архитектурная форма и литургическая функция соответствуют «классическому» типу крестово-квадратного храма, который представлен рядом значимых памятников (например, Мирелей в Константинополе ). Однако этот классический вид представляет собой лишь одну из множества возможных вариаций формы креста в квадрате.

В частности, в более поздней византийской архитектуре, ядро ​​плана «крест в квадрате» могло быть увеличено за счет добавления периферийных структур. Примером может служить Церковь Хора в Константинополе. Первоначальный квадратный крест XI века был расширен в XIV веке за счет добавления второго нартекса на западе (экзонартекс, или внешний нартекс) и боковой часовни (parekklesion ) на юге., использованный для захоронений. Окончательные планы многих других византийских церквей возникли в результате подобной диахронической последовательности дополнений вокруг центрального, крестообразного ядра; например, Календерхане Камии в Константинополе, Шанлы Килисе в Каппадокии и Марторана в Палермо. Одним из наиболее распространенных вспомогательных сооружений, свидетелями которых были, например, в Календерхане, церкви Хора и Марторане, была колокольня.

Компактный план в виде креста в квадрате на основе Cattolica в Stilo. наос - это центральная литургическая область, а бема святилище.

С другой стороны, существовала радикально сокращенная, «компактная» форма креста в квадрате, построенная без нартекса и с тремя апсидами, примыкающими непосредственно к самым восточным бухтам наоса. Этот план был особенно распространен в провинциях, например на юге Италии, в Сицилии и в Каппадокии. В этом типе церкви барьер темплонов часто возводился вдоль оси двух восточных колонн, таким образом ограничивая три самых восточных бухты в святилище.

Особенно важным вариантом креста в квадрате является так называемый «афонский» или «монастырский» план, в котором прямоугольные бухты на севере и юге наоса также переходят в полукруглые апсиды, придавая церкви вид триконха. Этот план, часто считающийся типичным для монастырских церквей, по-видимому, был разработан на горе Афон в одиннадцатом веке; боковые апсиды предоставили место для исполнения антифонной литургической музыки двумя монастырскими хорами. Важным примером этого типа за пределами Афона является церковь XIV века, известная как «Профитис Элиас» в Салониках.

Украшение

Христос Вседержитель в куполе Дафнийского монастыря..

Внутреннее убранство крестово-квадратной церкви, обычно выполненное в мозаике, но иногда и в фреске, развивалось в тесной связи с ее архитектурой и «классикой» можно различить систему украшения, представленную, в частности, большими монастырскими церквями XI века (например, Монастырь Дафни за пределами Афин и Осиос Лукас в Беотия ). Эта система была определена в классическом исследовании, опубликованном в 1940-х годах Отто Демусом, которое кратко изложено в следующем отчете.

Мозаичное украшение крестообразной церкви может быть разделено на три зоны, определяемые архитектурной артикуляцией интерьера: верхняя зона, охватывающая купола, высокие своды и раковину апсиды; средняя зона, включающая скобы, подвески и верхние части хранилищ; и самая нижняя зона, состоящая из нижних или вторичных сводов и нижних частей стен. Трехчастное деление имеет космографическое значение: самая верхняя зона соответствует небу, средняя зона - раю или Святой Земле, а нижняя зона - земному миру.

Крещение Христа в Дафни. Фигуры по обе стороны от Иордана обращены друг к другу через пустое пространство, окруженное скуинчем, которое становится пространством сцены.

В самой верхней зоне представлены только самые святые фигуры христианства (например, Христос, Богородица), и ангелы) или сцены, непосредственно связанные с небом. Например, мозаики центрального купола почти всегда представляют одну из трех сцен: Вознесение, Пятидесятницу или Христос Вседержитель. В средней зоне преобладают сюжетные сцены великих христологических праздников (рождение, представление в Храме и т. Д.). Самая нижняя зона занята «хором святых», в основном стоящими фигурами в полный рост, которые, по словам Демуса, «разделяют пространство» общины.

В классической системе мозаики были составлены таким образом, чтобы вид с запада церкви; то есть они были ориентированы на мирянина. В соответствии с этой линией видения изогнутые пространства сводов использовались для создания иллюзии пространства при просмотре под заданным углом. Таким образом, украшение крестово-квадратной церкви было неразрывно связано с ее архитектурой: «Византийская церковь сама по себе является« картинным пространством »икон. Это идеальный иконостас; она сама в целом является иконой. воплощение в реальность концепции божественного мирового порядка ».

Происхождение и развитие

Собор Святой Софии в Салониках, пример« крестово-купольного »типа, часто упоминаемый как предшественник креста -в кв. Этот снимок был сделан в 1890 году, когда церковь еще использовалась как мечеть во времена Османской империи. Фатих Ками в Тирилье

Крестовидная церковь, можно сказать, представляет собой уникальное художественное развитие средневизантийского периода. Ранневизантийские церкви были преимущественно базилическими или централизованно планируемыми (например, крестообразные четырехконечные церкви, восьмиугольники). Таким образом, вопрос о происхождении формы креста в квадрате занимал историков искусства со второй половины XIX века, хотя ни один отчет никогда не получил единодушного одобрения научного сообщества.

Наиболее влиятельные направления в более ранних исследованиях пытаются вывести церковь с крестом в квадрате либо из раннехристианской базилики (точка зрения, отстаиваемая первоначально Оскаром Вульфом, а затем многими учеными, включая Александра ван Миллинген и Чарльз Диль) или из крестообразных церквей поздней античности (теория, впервые выдвинутая Йозефом Стшиговским, а затем в различных моделях реализованная Габриэлем Милле и Андре Грабар, среди прочих). Согласно базилической теории, ключевыми промежуточными зданиями были так называемые «крестово-купольные» церкви седьмого и восьмого веков (например, Святой Софии в Салониках и церковь Коймесис в Никее. ), в то время как согласно последней теории углы крестообразных церквей просто «засыпались» (как, например, в Хосиос Давид в Салониках).

По мере того, как дисциплина истории искусства отошла от эволюционного подхода, вопрос о «происхождении» крестовидной церкви несколько отступил, и внимание переключилось на датировку первой полностью разработаны примеры типа. В этом отношении важны церковь, известная сегодня как Фатих Ками в Трилье, Вифинии (датируемой началом девятого века) и так называемая «Церковь H» в Сиде. (вероятно, до 800). Было высказано предположение, что этот тип был разработан в монастырском контексте в Вифинии в конце восьмого и начале девятого веков; Например, церковь, построенная в монастыре Саккудион в 780-х годах Феодором Студитом и его дядей Платоном, хотя известна только из литературных источников, по-видимому, представляла собой крест в квадрате.

Церковь Святой Параскевы, Чернигов, Украина. Построен ок. 1200 г.; восстановлен в 20 веке.

Влияние Неа Экклесиа (Новая церковь) в Большом Константинопольском дворце, построенном около 880 года, часто описывалось как решающее для преобладание крестово-квадратного плана в средневековый период; однако здание не сохранилось, его фактическая форма вызывает много споров, и нет никакой уверенности в том, что это был настоящий крест в квадрате. Какими бы ни были причины, крест в квадрате стал доминировать в церковном строительстве к концу IX века, возможно, отчасти потому, что его относительно небольшой масштаб соответствовал внутренне «частной» природе византийского благочестия. Достижения поздневизантийской архитектуры были описаны как «разработка церкви, которая была в своем роде совершенной». Практически повсеместное признание плана «крест в квадрате» в византийском мире, однако, не означает застоя художественного творчества, о чем свидетельствуют многочисленные вариации этого типа (описанные выше). Эти вариации, кажется, представляют не столько линейную эволюцию форм, сколько серию чувствительных реакций на различные местные факторы.

Уже в средние века план «крест в квадрате» распространился далеко за пределы политические границы Византийской империи. Этот тип был принят и развит в Киевской Руси, а также в различных независимых королевствах северных Балкан (например, в Сербской Империи ).

Крестовоздвиженская церковь также пережила политический крах Византийской империи, продолжая служить образцом церковного строительства как в России, так и в Османской («поствизантийской ") Балканы и Малая Азия. На Балканах этот план оставался обычным до c.196 1700 года, особенно «афонский» вариант, свидетельствующий о важности монашеского патронажа в этот период. Сохранение этой архитектурной традиции и ее сопротивление турецкому и западному влиянию рассматривается как средство сохранения уникальной идентичности Православной церкви. Начиная с восемнадцатого века, для строительства церквей в Османской империи использовалось большее разнообразие архитектурных форм, в том числе возрождения раннехристианских типов (таких как базилика). Хотя неовизантийская архитектура XIX и XX веков имела тенденцию опираться на эклектичный набор исторических ссылок, план «крест в квадрате» действительно сыграл роль в формировании «национальных стилей» в новые, постосманские государства (например, церкви Сербии конца XIX века).

См. Также

Литература

Литература

  • Гл. Бурас, «Византийская традиция в церковной архитектуре Балкан в шестнадцатом и семнадцатом веках», в J.J. Янниас, ред., Византийская традиция после падения Константинополя (Шарлоттсвилль, 1991), 107–49. ISBN 0-8139-1329-2
  • С. Дурчич, «Архитектура», в Э. Китцингере, Мозаика Святой Марии Адмирала в Палермо (Вашингтон, 1990). ISBN 0-88402-179-3
  • Дурчич, Слободан (2003). «Роль поздневизантийского Салоник в церковной архитектуре на Балканах». Dumbarton Oaks Papers. Думбартон Оукс, попечители Гарвардского университета. 57 : 65–84. doi : 10.2307 / 1291876. JSTOR 1291876.
  • О. Демус, Византийское мозаичное украшение: аспекты монументального искусства Византии (Лондон, 1947)
  • Ланге, Доротея (1986). "Theorien zur Entstehung der byzantinischen Kreuzkuppelkirche". Architectura. 16 : 93–113.
  • C.A. Манго, византийская архитектура (Нью-Йорк, 1976). ISBN 0-8109-1004-7
  • Mantopoulou-Panagiotopoulou, Thalia S. (1996). «Монастырь Агиос Менас в Салониках». Dumbarton Oaks Papers. Думбартон Оукс, попечители Гарвардского университета. 50 : 239–62. doi : 10.2307 / 1291746. JSTOR 1291746.
  • Мэтьюз, Томас; Мэтьюз, Энни Кристин Даскалакис; Мэтьюз, Даскалакис (1997). «Особняки в исламском стиле в Византийской Каппадокии и развитие перевернутого Т-плана». Журнал Общества историков архитектуры. Общество историков архитектуры. 56 (3): 294–315. doi : 10.2307 / 991243. JSTOR 991243.
  • Милонас, Пол (1984). "Начальный план католикона Гранд-Лавры на Мон Афоне и генезис типа католикон атонит". Cahiers archéologiques. 32 : 89–112.
  • Остерхаут, Роберт (1996). «Апология византийской архитектуры». Геста. Международный центр средневекового искусства. 35 (1): 21–33. doi : 10.2307 / 767224. JSTOR 767224.
  • R. Остерхаут, Архитектура Карие Камии в Стамбуле (Вашингтон, 1987). ISBN 0-88402-165-3
  • R. Оустерхаут, византийское поселение в Каппадокии (Вашингтон, 2005 г.). ISBN 0-88402-310-9
  • R. Остерхаут, Мастера-строители Византии (Принстон, 1999). ISBN 0-691-00535-4
  • R. Оустерхаут, «Реконструкция Константинополя девятого века», в сборнике Л. Брубакера, Византия в девятом веке: живые или мертвые? (Хэмпшир, 1998), 115–30. ISBN 0-86078-686-2
  • Пантелич, Братислав (1997). «Национализм и архитектура: создание национального стиля в сербской архитектуре и его политические последствия». Журнал Общества историков архитектуры. Общество историков архитектуры. 56 (1): 16–41. doi : 10.2307 / 991214. JSTOR 991214.
  • Папазотос, Танасис (1991). "Идентификация церкви" Профитис Элиас "в Салониках". Dumbarton Oaks Papers. Думбартон Оукс, попечители Гарвардского университета. 45 : 121–27. doi : 10.2307 / 1291696. JSTOR 1291696.
  • T. Пратч, Теодорос Studites (759-826): zwischen Dogma und Pragma (Франкфурт-на-Майне, 1998). ISBN 3-631-33877-5
  • С. Л. Страйкер, Календерхане в Стамбуле (Майнц, 1997). ISBN 3-8053-2026-4

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-16 09:39:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте