A Крест-в-квадрате или перекрещенный куполплан был доминирующей архитектурной формой среднего и позднего периода Византии. церкви. Он имел квадратный центр с внутренней структурой в виде креста, увенчанный куполом.
Первые крестообразные церкви, вероятно, были построены в конце 8 века, и эта форма используется во всем православном мире до наших дней. На Западе Донато Браманте первый проект (1506) для St. Базилика Петра представляла собой спланированный в центре квадратный крест под куполом и четырьмя вспомогательными куполами.
По-немецки такая церковь называется Kreuzkuppelkirche, или «крестово-купольная церковь». По-французски это слово église à croix inscrite, «церковь с начертанным крестом».
Крестовидная церковь сосредоточена вокруг квадратичного наоса («квадрата»), который разделен четыре колонны или опоры в девять отсеков (деления пространства). Пять внутренних делений образуют форму quincunx («крест»). Центральный залив обычно больше восьми других и венчается куполом, опирающимся на колонны. Четыре прямоугольных отсека, которые непосредственно примыкают к этому центральному отсеку, обычно закрыты цилиндрическими сводами ; это руки «креста», начертанного внутри «квадрата» наоса. Четыре оставшихся ниши в углу обычно паховые. Пространственная иерархия трех типов заливов, от самого большого центрального пролета до самого маленького углового пролета, отражается на фасаде здания; куполообразный центральный отсек выше крестовин, которые, в свою очередь, выше, чем угловые пролеты.
К западу от наоса находится нартекс, или вестибюль, обычно образованный добавление трех заливов к самым западным заливам наоса. На востоке стоит бема, или святилище, часто отделенное от наоса храмом или, в более поздних церквях, иконостасом. Святилище обычно образовано тремя дополнительными бухтами, примыкающими к крайним восточным бухтам наоса, каждая из которых оканчивается апсидой, увенчанной раковиной (полукуполом). Центральная апсида больше, чем на севере и юге. Термин бема иногда используется для обозначения центральной области, в то время как северная часть известна как протез, а южная - как диаконикон.
. Хотя свидетельств византийской домашней архитектуры мало, похоже, что основной элемент крестово-квадратной церкви (девять пролетов, разделенных четырьмя колоннами) также использовался для строительства залов в жилых зданиях.
Архитектурное оформление храма отдельные пространства крестово-квадратной церкви соответствуют их различным функциям в совершении литургии. Нартекс служит вестибюлем, но также и для особых литургических функций, таких как крещение, и как почетное место захоронения (часто, как в случае Марторана в Палермо, основателям церкви). Наос - это место, где собрание стоит во время службы. Святилище предназначено для священников. Алтарь стоит в центральной нише, или бема, который иногда снабжен синтрононом или скамьей, на которой может сидеть духовенство. Протез используется для подготовки евхаристии, а диаконикон содержит литургические облачения и тексты, используемые при совершении литургии.
Описанные выше архитектурная форма и литургическая функция соответствуют «классическому» типу крестово-квадратного храма, который представлен рядом значимых памятников (например, Мирелей в Константинополе ). Однако этот классический вид представляет собой лишь одну из множества возможных вариаций формы креста в квадрате.
В частности, в более поздней византийской архитектуре, ядро плана «крест в квадрате» могло быть увеличено за счет добавления периферийных структур. Примером может служить Церковь Хора в Константинополе. Первоначальный квадратный крест XI века был расширен в XIV веке за счет добавления второго нартекса на западе (экзонартекс, или внешний нартекс) и боковой часовни (parekklesion ) на юге., использованный для захоронений. Окончательные планы многих других византийских церквей возникли в результате подобной диахронической последовательности дополнений вокруг центрального, крестообразного ядра; например, Календерхане Камии в Константинополе, Шанлы Килисе в Каппадокии и Марторана в Палермо. Одним из наиболее распространенных вспомогательных сооружений, свидетелями которых были, например, в Календерхане, церкви Хора и Марторане, была колокольня.
Компактный план в виде креста в квадрате на основе Cattolica в Stilo. наос - это центральная литургическая область, а бема святилище.С другой стороны, существовала радикально сокращенная, «компактная» форма креста в квадрате, построенная без нартекса и с тремя апсидами, примыкающими непосредственно к самым восточным бухтам наоса. Этот план был особенно распространен в провинциях, например на юге Италии, в Сицилии и в Каппадокии. В этом типе церкви барьер темплонов часто возводился вдоль оси двух восточных колонн, таким образом ограничивая три самых восточных бухты в святилище.
Особенно важным вариантом креста в квадрате является так называемый «афонский» или «монастырский» план, в котором прямоугольные бухты на севере и юге наоса также переходят в полукруглые апсиды, придавая церкви вид триконха. Этот план, часто считающийся типичным для монастырских церквей, по-видимому, был разработан на горе Афон в одиннадцатом веке; боковые апсиды предоставили место для исполнения антифонной литургической музыки двумя монастырскими хорами. Важным примером этого типа за пределами Афона является церковь XIV века, известная как «Профитис Элиас» в Салониках.
Внутреннее убранство крестово-квадратной церкви, обычно выполненное в мозаике, но иногда и в фреске, развивалось в тесной связи с ее архитектурой и «классикой» можно различить систему украшения, представленную, в частности, большими монастырскими церквями XI века (например, Монастырь Дафни за пределами Афин и Осиос Лукас в Беотия ). Эта система была определена в классическом исследовании, опубликованном в 1940-х годах Отто Демусом, которое кратко изложено в следующем отчете.
Мозаичное украшение крестообразной церкви может быть разделено на три зоны, определяемые архитектурной артикуляцией интерьера: верхняя зона, охватывающая купола, высокие своды и раковину апсиды; средняя зона, включающая скобы, подвески и верхние части хранилищ; и самая нижняя зона, состоящая из нижних или вторичных сводов и нижних частей стен. Трехчастное деление имеет космографическое значение: самая верхняя зона соответствует небу, средняя зона - раю или Святой Земле, а нижняя зона - земному миру.
Крещение Христа в Дафни. Фигуры по обе стороны от Иордана обращены друг к другу через пустое пространство, окруженное скуинчем, которое становится пространством сцены.В самой верхней зоне представлены только самые святые фигуры христианства (например, Христос, Богородица), и ангелы) или сцены, непосредственно связанные с небом. Например, мозаики центрального купола почти всегда представляют одну из трех сцен: Вознесение, Пятидесятницу или Христос Вседержитель. В средней зоне преобладают сюжетные сцены великих христологических праздников (рождение, представление в Храме и т. Д.). Самая нижняя зона занята «хором святых», в основном стоящими фигурами в полный рост, которые, по словам Демуса, «разделяют пространство» общины.
В классической системе мозаики были составлены таким образом, чтобы вид с запада церкви; то есть они были ориентированы на мирянина. В соответствии с этой линией видения изогнутые пространства сводов использовались для создания иллюзии пространства при просмотре под заданным углом. Таким образом, украшение крестово-квадратной церкви было неразрывно связано с ее архитектурой: «Византийская церковь сама по себе является« картинным пространством »икон. Это идеальный иконостас; она сама в целом является иконой. воплощение в реальность концепции божественного мирового порядка ».
Крестовидная церковь, можно сказать, представляет собой уникальное художественное развитие средневизантийского периода. Ранневизантийские церкви были преимущественно базилическими или централизованно планируемыми (например, крестообразные четырехконечные церкви, восьмиугольники). Таким образом, вопрос о происхождении формы креста в квадрате занимал историков искусства со второй половины XIX века, хотя ни один отчет никогда не получил единодушного одобрения научного сообщества.
Наиболее влиятельные направления в более ранних исследованиях пытаются вывести церковь с крестом в квадрате либо из раннехристианской базилики (точка зрения, отстаиваемая первоначально Оскаром Вульфом, а затем многими учеными, включая Александра ван Миллинген и Чарльз Диль) или из крестообразных церквей поздней античности (теория, впервые выдвинутая Йозефом Стшиговским, а затем в различных моделях реализованная Габриэлем Милле и Андре Грабар, среди прочих). Согласно базилической теории, ключевыми промежуточными зданиями были так называемые «крестово-купольные» церкви седьмого и восьмого веков (например, Святой Софии в Салониках и церковь Коймесис в Никее. ), в то время как согласно последней теории углы крестообразных церквей просто «засыпались» (как, например, в Хосиос Давид в Салониках).
По мере того, как дисциплина истории искусства отошла от эволюционного подхода, вопрос о «происхождении» крестовидной церкви несколько отступил, и внимание переключилось на датировку первой полностью разработаны примеры типа. В этом отношении важны церковь, известная сегодня как Фатих Ками в Трилье, Вифинии (датируемой началом девятого века) и так называемая «Церковь H» в Сиде. (вероятно, до 800). Было высказано предположение, что этот тип был разработан в монастырском контексте в Вифинии в конце восьмого и начале девятого веков; Например, церковь, построенная в монастыре Саккудион в 780-х годах Феодором Студитом и его дядей Платоном, хотя известна только из литературных источников, по-видимому, представляла собой крест в квадрате.
Церковь Святой Параскевы, Чернигов, Украина. Построен ок. 1200 г.; восстановлен в 20 веке.Влияние Неа Экклесиа (Новая церковь) в Большом Константинопольском дворце, построенном около 880 года, часто описывалось как решающее для преобладание крестово-квадратного плана в средневековый период; однако здание не сохранилось, его фактическая форма вызывает много споров, и нет никакой уверенности в том, что это был настоящий крест в квадрате. Какими бы ни были причины, крест в квадрате стал доминировать в церковном строительстве к концу IX века, возможно, отчасти потому, что его относительно небольшой масштаб соответствовал внутренне «частной» природе византийского благочестия. Достижения поздневизантийской архитектуры были описаны как «разработка церкви, которая была в своем роде совершенной». Практически повсеместное признание плана «крест в квадрате» в византийском мире, однако, не означает застоя художественного творчества, о чем свидетельствуют многочисленные вариации этого типа (описанные выше). Эти вариации, кажется, представляют не столько линейную эволюцию форм, сколько серию чувствительных реакций на различные местные факторы.
Уже в средние века план «крест в квадрате» распространился далеко за пределы политические границы Византийской империи. Этот тип был принят и развит в Киевской Руси, а также в различных независимых королевствах северных Балкан (например, в Сербской Империи ).
Крестовоздвиженская церковь также пережила политический крах Византийской империи, продолжая служить образцом церковного строительства как в России, так и в Османской («поствизантийской ") Балканы и Малая Азия. На Балканах этот план оставался обычным до c.196 1700 года, особенно «афонский» вариант, свидетельствующий о важности монашеского патронажа в этот период. Сохранение этой архитектурной традиции и ее сопротивление турецкому и западному влиянию рассматривается как средство сохранения уникальной идентичности Православной церкви. Начиная с восемнадцатого века, для строительства церквей в Османской империи использовалось большее разнообразие архитектурных форм, в том числе возрождения раннехристианских типов (таких как базилика). Хотя неовизантийская архитектура XIX и XX веков имела тенденцию опираться на эклектичный набор исторических ссылок, план «крест в квадрате» действительно сыграл роль в формировании «национальных стилей» в новые, постосманские государства (например, церкви Сербии конца XIX века).