Чокьи Гьялцен, 10-й Панчен-лама

редактировать

Лобсанг Тринли Лхундруб Чоки Гьялцен ཆོས་ ཀྱི་ རྒྱལ་ མཚན
Десятый Панчен - лама
Чокьи Гьялцен, 10-й Панчен-лама в середине 1950-х годов, из книги Далай и Панчен (обрезано).jpg Панчен-лама ок.1955 г.
10 - й Панчен-лама
Царствовать 3 июня 1949 г. - 28 января 1989 г.
Предшественник Тубтен Чокьи Ньима
Преемник 11-й Панчен-лама : Гедун Чокьи Нима (признан 14-м Далай-ламой) Гьянкаин Норбу (выбор доверенного лица Китая)
Директор Подготовительного комитета Тибетского автономного района (исполняющий обязанности)
В офисе 1959 - 1964 гг.
Предшественник 14-й Далай-лама
Преемник Нгапой Нгаванг Джигме (исполняющий обязанности)
2-й, 5-й, 6-й, 7-й заместитель председателя Всекитайского собрания народных представителей
В офисе 15 сентября 1954 г. - 18 апреля 1959 г.
В офисе 10 сентября 1980 г. - 28 января 1989 г.
2-й, 3-й, 5-й заместитель председателя Китайской народной политической консультативной конференции
В офисе 15 сентября 1954 г. - 21 декабря 1964 г.
В офисе Февраль 1979 г. - 6 июня 1983 г.
Родился Gönbo Cêdän 19 февраля 1938 г. Бидо, округ Сюньхуа, Цинхай, Китайская Республика, известный как Амдо ( 1938-02-19)
Умер 28 января 1989 г. (1989-01-28)(50 лет) Шигадзе, Тибетский автономный район, Китайская Народная Республика, известный как Ю-Цанг
Захоронение Монастырь Таши Лунпо, Шигадзе
Супруг Ли Цзе
Проблема Ябши Пан Ринзинвангмо
Отец Гонпо Цетэн
Мать Сонам ​​Дролма
Религия Тибетский буддизм
Подпись Подпись Лобсанг Тринли Люндруб Чоки Гьялцен ཆོས་ ཀྱི་ རྒྱལ་ མཚན
Официальное звание: 10 - й Панчен Эрдени.
Традиционный китайский 第 十世班禪 額 爾德尼
Упрощенный китайский 第 十世班禅 额 尔德尼
Литературное значение Число-10- время жизни + Пандита -Ченпо ( санскритско- тибетский буддийский титул, означающий «Великий ученый ») + Эрдени ( маньчжурское заимствованное слово из монгольского, означающее «сокровище»)
Транскрипции
Стандартный мандарин
Ханю Пиньинь Дишиши Банчан Эрдени
Уэйд – Джайлз TiShih Shih Pan Ch'an E Erh Te Ni
Тонгён Пиньинь Диших Ши ​​Бан Чан Ер Де Ни
Юэ: кантонский диалект
Йельский романизация DiShr Shr Ban Chan E Er De Ni
Имя Дхармы : Лобсанг Тринли Люндруб Чоки Гьялцен
китайское имя
Традиционный китайский 羅桑 赤 列 倫 珠 確 吉 堅贊
Упрощенный китайский 罗桑 赤 列 伦 珠 确 吉 坚赞
Литературное значение 善慧 事業 運 成 法幢
Транскрипции
Стандартный мандарин
Ханю Пиньинь Луосанг Чилие Лунжу Куэджи Джианзан
Тибетское имя
тибетский བློ་ བཟང་ ཕྲིན་ ལས་ ལྷུན་ གྲུབ་ ཆོས་ ཀྱི་ རྒྱལ་ མཚན་ ་
Транскрипции
Wylie Blo-bzang Phrin-las Lhun-grub Chos-kyi Rgyal-mtshan
Тибетский пиньинь Лобсанг Чинлай Люнчуб Койгьи Гяйкайн
Оригинальное название: Gönbo Cêdän
китайское имя
Традиционный китайский 貢布 慈 丹
Упрощенный китайский 贡布 慈 丹
Транскрипции
Стандартный мандарин
Ханю Пиньинь Gòngb Cídān
Тибетское имя
тибетский མགོན་ པོ་ ཚེ་ བརྟན་
Транскрипции
Wylie mgon po tshe brtan
Тибетский пиньинь Gönbo Cêdän

Лобсанг Тринлей Лхундруб Чокьи Гьялцен (урожденный Генбо Седан ; 19 февраля 1938 - 28 января 1989) был десятым Панчен-ламой, официально 10-м Панченом Эрдени ( китайский :第 十世班禅 额 尔德尼; букв. «Число-10 - великая жизнь»). Scholar Сокровище »), в гелуг школы тибетского буддизма. Согласно тибетскому буддизму, Панчен-ламы - это живые эманации будды Амитабхи. Его часто называли просто Чокьи Гьялцен.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Признание
  • 2 Ранняя жизнь
  • 3 Ходатайство и арест
    • 3.1 Петиция на 70 000 символов
    • 3.2 Арест
  • 4 Более поздняя жизнь
    • 4.1 Дочь
  • 5 Возвращение в Тибет
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Признание
Молодой Панчен-лама в 1947 году

Линия воплощений Паччен-ламы началась в семнадцатом веке после того, как 5-й Далай-лама дал Чокьи Гьелцену титул и объявил его эманацией Будды Амитабы. Официально он стал первым Панчен-ламой в линии преемственности, а также был шестнадцатым настоятелем монастыря Ташилунпо.

Десятый Панчен - лама родился Гонпо Цетен 19 февраля 1938 года, в Бидо, сегодняшний Сюньхуа Салар автономный уезд в провинции Цинхай, известной как Амдо. Его отца также звали Гонпо Цетен, а мать - Сонам ​​Дролма. После смерти Девятого Панчен-ламы в 1937 году в результате двух одновременных поисков десятого Панчен-ламы были обнаружены разные мальчики: правительство в Лхасе предпочло мальчика из Сикана, а кхенпо и соратники Девятого Панчен-ламы выбрали Гонпо Цетена. 3 июня 1949 года правительство Китайской Республики (КР) заявило о своей поддержке Гонпо Цетэна.

11 июня 1949 года в возрасте двенадцати лет по тибетским подсчетам Гонпо Цетен был возведен на трон в главном монастыре гелугпа в Амдо, монастыре Кумбум Джампа Линг, как 10-й Панчен-лама и получил имя Лобсанг Тринлей Лхундруб Чоки Гьялцен. Присутствовали также глава комиссии по делам Монголии и Тибета Гуань Цзию и губернатор Гоминьдана Китайской Республики Цинхай Ма Буфан. Еще в Лхасе Далай-лама узнал Панчен-ламу Чокьи Гьялцена через несколько лет после их встречи.

Китайская Республика хотела использовать Чокьи Гьялцена для создания широкой антикоммунистической базы в Юго-Западном Китае. Гоминьдан КР сформулировал план, согласно которому Панчен-лама будет помогать трем отрядам тибетских кхампа противостоять коммунистам.

Когда Лхаса отказал Чокьи Гьялцену на территории, традиционно контролируемой Панчен-ламой, он попросил Ма Буфанга помочь ему возглавить армию против Тибета в сентябре 1949 года. Ма пытался убедить Панчен-ламу приехать с правительством Гоминьдана на Тайвань, когда приближалась победа коммунистов. но вместо этого Панчен-лама заявил о своей поддержке Коммунистической Китайской Народной Республики. Кроме того, режим Далай-ламы был шатким, и Гоминьдан использовал это в своих интересах для расширения в Лхасский режим Далай-ламы.

Ранние годы
Молодой Панчен-лама в тибетском монастыре

Сообщается, что Панчен-лама поддержал притязания Китая на суверенитет над Тибетом и поддержал политику реформ Китая в Тибете. Радио Пекин передало призыв религиозного лидера к «освобождению» Тибета от Тибета, что оказало давление на правительство Лхасы, заставившее его вести переговоры с Народной Республикой.

В монастыре Кумбум Панчен-лама дал посвящение Калачакры в 1951 году. В том же году Панчен-лама был приглашен в Пекин, когда тибетская делегация подписывала Соглашение из 17 пунктов и телеграммула Далай-ламе о выполнении Соглашения. Он был признан 14-м Далай-ламой, когда они встретились в 1952 году.

В сентябре 1954 года Далай-лама и Панчен-лама отправились в Пекин, чтобы принять участие в первой сессии первого Всекитайского собрания народных представителей, где встретились с Мао Цзэдуном и другими лидерами. Вскоре Панчен-лама был избран членом Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а в декабре 1954 года он стал заместителем председателя Китайского народного политического консультативного совета. В 1956 году Панчен - лама отправился в Индию на паломничество вместе с Далай - ламой. Когда Далай-лама бежал в Индию в 1959 году, Панчен-лама публично поддержал китайское правительство, и китайцы привезли его в Лхасу и назначили председателем Подготовительного комитета Тибетского автономного района.

Ходатайство и арест

Петиция на 70 000 символов

Основная статья: Петиция на 70000 персонажей

После поездки по Тибету в 1962 году Панчен-лама написал документ, адресованный премьер-министру Чжоу Эньлаю, в котором осуждается жестокая политика и действия Китайской Народной Республики в Тибете. Это стало известно как Петиция на 70 000 символов. По словам Изабель Хилтон, это остается «самым подробным и осознанным нападением на политику Китая в Тибете, которое когда-либо было написано».

Панчен-лама встретился с Чжоу Эньлаем, чтобы обсудить написанное им прошение. Первоначальная реакция была положительной, но в октябре 1962 года власти КНР, занимающиеся населением, раскритиковали петицию. Председатель Мао назвал петицию "... отравленной стрелой, выпущенной в партию реакционными феодальными властителями".

В течение десятилетий содержание этого отчета оставалось скрытым от всех, кроме самых высоких уровней китайского руководства, пока в 1996 году не появился один экземпляр. В январе 1998 года, по случаю 60-летия со дня рождения Десятого Панчен-ламы, Был опубликован английский перевод тибетского эксперта Роберта Барнетта под названием «Отравленная стрела: секретный доклад 10-го Панчен-ламы ».

Арест

Тибетский Панчен-лама во время сеанса борьбы (1964 г.).

В 1964 году он был публично унижен на заседаниях Политбюро, смещен со всех руководящих постов, объявлен «врагом тибетского народа», его дневник мечты конфисковали и использовали против него, а затем заключили в тюрьму. Ему тогда было 26 лет. Положение Панченов ухудшилось, когда началась Культурная революция. Китайский диссидент и бывший красный стражник Вэй Цзиншэн опубликовал в марте 1979 года от своего имени письмо, написанное другим анонимным автором, в котором осуждались условия содержания в тюрьме Циньчэн, где был заключен 10-й Панчен-лама. В октябре 1977 года он был освобожден, но до 1982 года содержался под домашним арестом в Пекине. После освобождения власти КНР сочли его политически реабилитированным, и затем он поднялся до важных постов. Он был заместителем председателя Всекитайского собрания народных представителей.

Более поздняя жизнь

В 1978 году, отказавшись от обета рукоположенного монаха, он путешествовал по Китаю в поисках жены, чтобы создать семью. Он начал ухаживать за Ли Цзе, дочерью Дун Циву, генерала НОАК, который командовал армией в Корейской войне. Она была студентом - медиком в Четвертом военном медицинском университете в г. Сиань. В то время у ламы не было денег, и партия все еще находилась в черном списке, но жена Дэн Сяопина и вдова Чжоу Эньлая видела символическое значение брака между тибетским ламой и женщиной хань. Они лично вмешались, чтобы поженить пару на большой церемонии в Большом зале народных собраний в 1979 году. Год спустя Панчен-лама был назначен заместителем председателя Всекитайского собрания народных представителей и другими политическими постами, и он был полностью политически реабилитирован. 1982 г.

Дочь

Ли Цзе родила дочь в 1983 году по имени Ябши Пан Ринзинвангмо ( стандартный тибетский язык : ཡབ་ གཞིས་ པན་ རིག་ འཛིན་ དབང་ མོ་). Широко известная как «принцесса Тибета», она считается важной в тибетском буддизме и тибетско-китайской политике, поскольку она является единственным известным потомком в более чем 620-летней истории линий перевоплощений Панчен-ламы или Далай-ламы.

По сообщениям, Ринзинвангмо отказалась комментировать смерть своего отца, якобы объяснив свою раннюю смерть своим в целом плохим здоровьем, чрезмерным увеличением веса и хроническим недосыпанием. Смерть 10-го Панчен-ламы вызвала шестилетний спор о его активах на сумму 20 миллионов долларов между его женой и дочерью и монастырем Ташилунпо.

Вернуться в Тибет
10-й Панчен-лама посещает Тибет, и тысячи тибетцев несколько дней шли в очередь, чтобы получить благословение на этой редкой фотографии, сделанной в августе 1987 года.

Панчен-лама совершил несколько поездок в Тибет из Пекина в течение 1980 года и позже.

Во время своего путешествия по восточному Тибету в 1980 году Панчен-лама также посетил известного учителя школы ньингма Кхенчена Джигме Пунцока в Ларунг Гар.

В 1987 году Панчен-лама снова встретился с Кхенченом Джигме Пунцоком в Пекине, даровал учение Тридцати семи практикам бодхисаттвы и благословил, а также одобрил Ларунг Гар и дал его имя как Серта Ларунг Нгарик Нангтен Лоблинг ( gser rta bla rung lnga rig nang bstan blob gling), обычно переводится как Буддийская академия пяти наук Серта Ларунг.

По приглашению Панчен-ламы Кхенчен Джигме Пунцок присоединился к нему в 1988 году в ритуале освящения в центральном Тибете, который превратился в монументальное паломничество к священным буддийским местам в Тибете, среди которых дворец Потала, Норбулинка, монастырь Нечунг, а затем монастырь Сакья. и монастырь Ташилунпо, а также монастырь Самье.

Также в 1987 году Панчен-лама основал бизнес под названием Tibet Gang-gyen Development Corporation, задуманный для будущего Тибета, посредством которого тибетцы могли бы взять на себя инициативу по развитию и присоединиться к своей собственной модернизации. Были включены планы восстановления священных буддийских мест, разрушенных в Тибете в 1959 году и позже. Гьяра Церинг Самдруп работал в этом бизнесе, но был арестован в мае 1995 года после того, как был признан 11-й Панчен-лама Гедун Чокьи Ньима.

В начале 1989 года 10-й Панчен-лама снова вернулся в Тибет, чтобы перезахоронить найденные кости из могил предыдущих Панчен-лам, могил, которые были разрушены в монастыре Ташилунпо в 1959 году красными гвардейцами и освящены в чортене, построенном как вместилище.

23 января 1989 года Панчен-лама выступил в Тибете с речью, в которой сказал: «С момента освобождения, безусловно, происходило развитие, но цена, заплаченная за это развитие, была больше, чем приобретение». Он критиковал крайности Культурной революции в Тибете и хвалил реформы и открытость 1980-х годов.

Пять дней спустя, 28 января, Панчен-лама скончался в Шигадзе в возрасте 50 лет. Хотя официальной причиной смерти был сердечный приступ, некоторые тибетцы подозревают нечестную игру.

Среди тибетцев распространено множество теорий о смерти Панчен-ламы. По одной из версий, он предвидел свою смерть в послании жене при их последней встрече. В другом радуга появилась в небе перед его смертью. Другие люди, в том числе Далай-лама, считают, что он был отравлен его собственным медицинским персоналом. Сторонники этой теории ссылаются на замечания Панчен-ламы, сделанные 23 января высокопоставленным чиновникам и опубликованные в People's Daily и China Daily.

В 2011 году китайский диссидент Юань Хунбин заявил, что Ху Цзиньтао, тогдашний секретарь коммунистической партии Тибета и политический комиссар тибетских подразделений НОАК, организовал смерть 10-го Панчен-ламы.

Как сообщает государственная газета Peoples Daily, Далай-лама был приглашен буддийской ассоциацией Китая на похороны Панчен-ламы и воспользоваться возможностью связаться с религиозными общинами Тибета. Далай-лама не смог присутствовать на похоронах.

Смотрите также
использованная литература

Цитаты

Источники

  • Фейгон, Ли. Демистификация Тибета: открытие тайн страны снегов (1996) Иван Р. Ди, издатель. ISBN   1-56663-089-4.
  • Гольдштейн, Мелвин С. Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама (1997) Калифорнийский университет Press. ISBN   0-520-21951-1.
  • Хилтон, Элизабет. В поисках Панчен-ламы (2000) WW Norton amp; Company. ISBN   0-393-04969-8.
  • Капштейн, Мэтью Т. Тибетцы (2006) Blackwell Publishing. ISBN   978-0-631-22574-4.
  • Лэрд, Томас. (2006). История Тибета: беседы с Далай-ламой. Grove Press, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1.
  • Маккей, Алекс (ред.). Тибет и ее соседи: история (2003) Вальтер Кениг. ISBN   3-88375-718-7.
внешние ссылки
Государственные офисы
Предшествует Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама в качестве директора (бежал в Индию во время восстания 1959 года ) Директор Подготовительного комитета Тибетского автономного района, действующий в 1959–1964 гг. Преемник Нгапой Нгаванг Джигме в качестве исполняющего обязанности директора
Религиозные титулы
Предшествует Тубтен Чокьи Ньима, 9-й Панчен-лама Реинкарнация Панчен-ламы 10-е 1949–1989 гг. Преемник Гедун Чокьи НьимаПравительство Тибета в изгнании», интерпретация)
Гьялцен Норбу ( интерпретация Китайской Народной Республики )
Последняя правка сделана 2023-03-27 02:51:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте