Тибетское восстание 1959 года - 1959 Tibetan uprising

редактировать
Тибетское восстание 1959 года
Часть холодной войны
Царонг в плену. jpg . Царонг Дазанг Драмдул и несколько тибетских монахов захвачен НОАК во время восстания.
Дата10–23 марта 1959 года
МестоположениеЛхаса, Тибет, Китай
РезультатПобеда Китая
Воюющие

Тибетцы и Кхампа протестующие и боевики


Одновременное восстание в Восточном Тибете:. Чуши Гангдрук. Поддерживается кем: . США. Индия. Китайская Республика
Китайская Народная Республика
Командиры и лидеры
Несколько лидеров сопротивленияГенерал.. (высокопоставленный командующий НОАК в Тибете)
Потери и потери
85 000–87 000 убитыми (оспариваются; см. Ниже)2 000 убитых

Тибетское восстание 1959 года или Тибетское восстание 1959 года началось 10 марта 1959 года, когда вспыхнуло восстание в Лхасе, столице Тибета, которая имела находился под эффективным контролем Китайской Народной Республики с момента заключения Соглашения из семнадцати пунктов в 1951 году. Вооруженный конфликт между тибетскими партизанами и народными Освободительная армия (НОАК) начала свою деятельность в 1956 году в регионах Кхам и Амдо, которые подверглись социалистической реформе. Партизаны война позже распространилась на другие районы Тибета и продолжалась до 1962 года. Некоторые считают инцидент в Сюньхуа 1958 предвестником тибетского восстания.

Годовщина восстания отмечается тибетскими изгнанниками как «День тибетского восстания» и День женского восстания. годовщина его окончания официально отмечается в Тибетском автономном районе как День освобождения крепостных.

Содержание
  • 1 Вооруженное сопротивление в Восточном Тибете
  • 2 Восстание в Лхасе
  • 3 Республика Участие Китая и его позиция в отношении независимости Тибета
  • 4 Жертвы
  • 5 Последствия
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Вооруженное сопротивление в восточном Тибете

В 1951 г. вступило в силу соглашение между Китайской Народной Республикой и представителями Далай-ламы. Социалистические реформы, такие как перераспределение земель, были отложены в собственном Тибете. Однако восточные Кхам и Амдо (западные провинции Сычуань и Цинхай в административной иерархии Китая) находились за пределами администрации тибетского правительства. в Лхасе, и поэтому к ним относились больше как к другим китайским провинциям, с полным перераспределением земель. Хампы и кочевники Амдо традиционно владели своей землей. В июне 1956 года в Амдо и восточном Кхаме вспыхнуло вооруженное сопротивление.

До вторжения НОАК отношения между Лхасой и вождями кхампа ухудшились, хотя кхампа оставались духовно верными Далай-ламе на протяжении всего периода. Из-за этих натянутых отношений кхампа фактически помогли китайцам в их первоначальном вторжении, прежде чем стать партизанами сопротивления, которыми они теперь известны. Пандацанг Рапга, сторонник Гоминьдана и сторонник Китайская Республика революционный лидер кхампа предложил губернатору Чамдо Нгабо Нгаванг Джигме несколько бойцов кхампа в обмен на признание тибетским правительством независимости Кхама. Нгабо отказался от предложения. После поражения тибетской армии в Чамдо Рапга начал посредничество в переговорах между НОАК и тибетскими повстанцами.

Рапга и Топгай вели переговоры с китайцами во время их нападения на Чамдо. Хампас либо перешел на сторону китайских сил НОАК, либо вообще не воевал. НОАК преуспела в этой задаче.

К 1957 году в Кхаме царил хаос. Нападения бойцов сопротивления и репрессалии Народно-освободительной армии против бойцов сопротивления кхампа, таких как Чуши Гангдрук, становились все более жестокими. Монашеские сети Кама стали использоваться партизанами для передачи сообщений и сокрытия повстанцев. Китайское правительство нанесло карательные удары по тибетским деревням и монастырям. Тибетские изгнанники утверждают, что угрозы взорвать дворец Потала и Далай-ламу исходили от китайских военачальников в попытке запугать партизанские силы и заставить их подчиниться.

Лхаса продолжала подчиняться семнадцати. договоренности и послал делегацию в Кхам, чтобы подавить восстание. После разговора с лидерами повстанцев делегация присоединилась к восстанию. Руководители кхама связались с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ), но ЦРУ под руководством президента Дуайта Д. Эйзенхауэра настаивало на том, что для поддержки повстанцев требуется официальный запрос из Лхасы. Лхаса не действовала. В конце концов, ЦРУ начало оказывать тайную поддержку восстанию без вестей из Лхасы. К тому времени восстание распространилось на Лхасу, заполненную беженцами из Амдо и Кхама. Оппозиция китайскому присутствию в Тибете росла в городе Лхаса.

В середине февраля 1959 года административный офис ЦК КПК распространил внутренний отчет информационного агентства Синьхуа о том, как «восстания в тибетском регионе набирают обороты и переросли в почти полномасштабное восстание». в «отчете о ситуации» для высших лидеров КПК.

«Чем более хаотичным [ситуация] в Тибете становится, тем лучше; это поможет обучить наши войска и укрепит массы. Более того, [хаос] обеспечит достаточную причина подавить восстание и провести реформы в будущем, Мао Цзэдун."

На следующий день китайский лидер увидел отчет из оперативного управления Генерального штаба НОАК, описывающий восстания тибетцев в провинции Сычуань, Юньнань, Ганьсу и Цинхай. Он снова подчеркнул, что «подобные восстания чрезвычайно благоприятны для нас, потому что они помогут нам в обучении наших войск, обучении людей. и предоставить достаточную причину для подавления восстания и проведения всеобъемлющих реформ в будущем ».

НОАК использовала хуэй солдат, которые раньше служили под Ма Буфаном подавить тибетское восстание в Амдо. В Южном Кхаме хуэй была размещена кавалерия

Лхасское восстание
Фотография Далай-ламы во время визита в Индию 14-й Далай-лама в 1956 г.

1 марта 1959 г., как традиционное мероприятие, театрализованное представление в китайском военном штабе недалеко от Лхасы пригласило официальных лиц присутствовать. Согласно коммунистическому источнику, опровергающему версию 14-го Далай-ламы, Далай-лама заранее предложил, чтобы он хотел присутствовать. Далай-лама, который в то время учился на степень лхарампа геше, сначала отложил встречу, но в конце концов назначил ее на 10 марта. 9 марта в 15:00 офицер китайской армии сказал Нгапой Нгаванг Джигме, что Далай-лама решил присутствовать на представлении, и другие тибетские официальные лица могут пойти напрямую, как было сказано Далай-ламой. Нгапой Нгаванг Джигме обнаружил, что это противоречит традиции, но подтвердил это от тибетского чиновника в 18-19 вечера, участвовал в обсуждении этого вопроса и разговаривал с главным офицером.

Согласно историку Церинг Шакья, китайское правительство оказывало давление на Далай-ламу, чтобы тот посетил Всекитайское собрание народных представителей в апреле 1959 года, чтобы восстановить имидж Китая в отношении этнических меньшинств после восстания кхампа. 7 февраля 1959 года, в знаменательный день в тибетском календаре, Далай-лама посетил религиозный танец, после которого исполняющий обязанности представителя Тибета Тан Гуансан предложил Далай-ламе возможность увидеть выступление танцевальной труппы уроженца Лхасы. Норбулинка в честь завершения Далай-ламой его степени лхарампа геше. По словам Нгапой Нгаванг Джигме, Далай-лама заранее попросил присутствовать на представлении. Согласно воспоминаниям Далай-ламы, приглашение поступило от китайского генерала Чан Чин-у, который предложил провести представление в китайском военном штабе; Далай-лама заявляет, что согласился. Запланированная дата выступления 10 марта была завершена только за 5 дней, 5 марта. Ни Кашаг, ни телохранители Далай-ламы не были проинформированы о планах Далай-ламы до тех пор, пока китайские официальные лица не проинформировали их 9 марта, за день до запланированного выступления, и не настояли на том, что они позаботятся о безопасности Далай-ламы. В мемуарах Далай-ламы говорится, что 9 марта китаец сказал своему главному телохранителю, что они хотят, чтобы экскурсия Далай-ламы наблюдала за постановкой, проводимой «в абсолютной секретности» и без каких-либо вооруженных тибетских телохранителей, что «все казалось странными просьбами и было много дискуссий. "среди советников Далай-ламы. Некоторые члены Кашага были встревожены и обеспокоены тем, что Далай-лама может быть похищен, вспоминая пророчество, в котором говорилось, что Далай-лама не должен покидать свой дворец.

Тибет независим! Китайцы покидают Тибет!

Лозунги, которые использовали протестующие во время раннего восстания

Согласно историку Церингу Шакья, некоторые тибетские правительственные чиновники опасались, что планировалось похищение китайцами Далай-ламы, и распространил слух об этом среди жителей Лхасы. 10 марта несколько тысяч тибетцев окружили дворец Далай-ламы, чтобы не дать ему уйти или увезти. Огромная толпа собралась в ответ на слух о том, что китайцы собирались арестовать Далай-ламу, когда он шел на культурное мероприятие в штаб-квартире НОАК. Это положило начало восстанию в Лхасе, хотя китайские войска в декабре прошлого года вступили в перестрелку с партизанами за пределами города. Хотя официальные лица КПК настаивали на том, что «реакционный верхний слой» в Лхасе несет ответственность за эти слухи, невозможно установить точный источник. Сначала насилие было направлено против тибетских чиновников, которые, как считалось, не защищали Далай-ламу или были прокитайски настроены; нападения на китайцев начались позже. Одной из первых жертв мафии был старший лама Пагбалха Сойнам Гьямко, который работал с КНР в качестве члена Подготовительного комитета Тибетского автономного района, который был убит, а его тело тащили лошадь на глазах у толпы за 2 километра (1,2 мили).

12 марта на улицах Лхасы появились протестующие, провозгласившие независимость Тибета. На улицах Лхасы возникли баррикады, и силы китайских и тибетских повстанцев начали укреплять позиции в Лхасе и вокруг нее, готовясь к конфликту. Было подано прошение о поддержке вооруженных повстанцев за пределами города, и обращение за помощью было сделано индийскому консулу. Китайские и тибетские войска продолжали выдвигаться на позиции в течение следующих нескольких дней, при этом китайские артиллерийские орудия были размещены в пределах досягаемости летнего дворца Далай-ламы Норбулинка.

17 марта 1959 г.: Тысячи тибетских женщин окружают дворец Потала. главная резиденция Далай-ламы в знак протеста против китайского правления и репрессий в Лхасе, Тибет. Через несколько часов вспыхнули бои, и Далай-лама был вынужден бежать в Индию. Фотография: AP

12 марта тысячи женщин собрались перед дворцом Потала в Лхасе на земле под названием Дри-бу-Юл-Кхай Тханг. Лидером этой ненасильственной демонстрации была Памо Кусанг. Эта демонстрация, теперь известная как День женского восстания, положила начало движению тибетских женщин за независимость. 14 марта в том же месте тысячи женщин собрались на акцию протеста, которую возглавила «Гуртен Кунсанг, член аристократической семьи Кунделин и мать шестерых детей, которая позже была арестована китайцами и расстреляна».

15 марта началась подготовка к эвакуации Далай-ламы из города, и тибетские войска были задействованы для обеспечения выхода из Лхасы. 17 марта два артиллерийских снаряда упали возле дворца Далай-ламы, вызвав его бегство в изгнание. На следующую ночь Далай-лама тайно покинул дворец и выскользнул из Лхасы со своей семьей и небольшим количеством официальных лиц. Китайцы не особо охраняли Поталу, так как не верили, что Далай-лама попытается бежать.

Последние бои восстания произошли в Джоханге, на фото 1938 год Джокханг, на крыше которого последние тибетские повстанцы разместили пулеметы для защиты сами выступили против НОА

Слухи об исчезновении Далай-ламы начали быстро распространяться на следующий день, хотя большинство по-прежнему считало, что он находится во дворце. Между тем, ситуация в городе становилась все более напряженной, так как протестующие захватили несколько автоматов. 20 марта китайская армия в ответ обстреляла Норбулинку, чтобы разогнать толпу, и следующей ночью разместила свои войска у баррикады, разделявшей город на северную и южную части. Битва началась рано утром следующего дня, и хотя тибетские повстанцы были в меньшинстве и плохо вооружены, уличные бои оказались «кровавыми». Последнее тибетское сопротивление было сосредоточено в Джокханге, где беженцы кхампа установили пулеметы, в то время как большое количество тибетцев обходили храм в благоговении. 23 марта НОАК начала наступление на Джоханг, после чего последовал упорный трехчасовой бой, в результате которого с обеих сторон было много жертв. В конце концов китайцам удалось прорваться с помощью танка, после чего они подняли флаг Китая на храме, положив конец восстанию.

Два британских писателя, Стюарт и Рома Гелдер, посетили Ченсель. Дворец Пходранг в Норбулинке в 1962 году и «обнаружил, что его содержимое тщательно сохранено».

Участие Китайской Республики и ее позиция в отношении независимости Тибета

Пандацанг Рапга, сторонник Гоминьдана и поддерживающий Республику Китай революционный лидер Хампа, сыграл важную роль в восстании против коммунистов. У Гоминьдана была история использования бойцов кхампа как для противостояния тибетскому правительству Далай-ламы, так и для борьбы с коммунистической Красной армией.

Рапга продолжал сотрудничать с КР гоминьдановским правительством после его бегства в Тайвань; они обучали повстанцев кхампа против коммунистических сил НОАК.

Китайская Республика на Тайване оспаривала с Америкой вопрос о том, будет ли Тибет независимым, поскольку Китайская Республика объявила Тибет частью своей территории. Рапга согласился с планом, в котором восстание против коммунистов включало бы антифеодализм, земельную реформу, современное правительство и передачу власти народу.

Китайская Республика продолжала требовать Тибет как неотъемлемую часть своей территории в в соответствии с его конституцией, вопреки утверждениям Центральной тибетской администрации Далай-ламы, которая провозгласила независимость Тибета.

После тибетского восстания 1959 года Чан Кайши объявил в своем письме тибетским друзьям (китайский : 告 西藏 同胞 書; пиньинь : Gào Xīzàng Tóngbāo Shū), что политика КР будет заключаться в том, чтобы помочь тибетской диаспоре свергнуть власть Китайской Народной Республики в Тибете. Комиссия по делам Монголии и Тибета направила в Индию секретных агентов для распространения пропагандистской гоминьдановской и антикоммунистической пропаганды среди тибетских изгнанников. С 1971 по 1978 год MTAC также набирал этнических тибетских детей из Индии и Непала для учебы на Тайване, надеясь, что они будут работать на правительство Китайской республики, вернувшееся на материк. В 1994 году ассоциация ветеранов тибетской партизанской группы Чуши Гангдрук встретилась с MTAC и согласилась с Принципом единого Китая Гоминьдана. В ответ Центральная тибетская администрация Далай-ламы запретила всем тибетцам в изгнании контактировать с MTAC. Тибетцы на Тайване, которые в большинстве своем являются выходцами из Кхама, поддерживают позицию Китайской Республики о том, что Тибет является частью Китайской республики, и выступают против как тибетской общины изгнанников в Индии, которые живут под властью тибетского правительства в Индии. Изгнание (TGE) и коммунисты в материковом Китае. Тайваньские тибетцы считаются предателями их позиции.

Потери

Колин Маккеррас заявляет: «В марте 1959 года в Тибете произошло крупное восстание против китайского правления, которое было подавлено цена большого кровопролития и длительной горечи со стороны тибетцев ". Тибетское правительство в изгнании по-разному сообщает о 85 000, 86 000 и 87 000 смертей тибетцев во время восстания, приписываемых «секретным китайским документам, захваченным партизанами». Тибетолог Том Грюнфельд сказал, что «правдивость такого утверждения трудно проверить». Уоррен В. Смит, автор Radio Free Asia, пишет, что «секретные документы» взяты из отчета НОАК 1960 года, захваченного партизанами в 1966 году, причем цифры впервые были опубликованы TGIE в Индии в 1990 году. Смит заявляет, что в документах сказано, что 87 000 «врагов были уничтожены», но он не считает, что «устранен» означает «убит», как это делает TGIE. Официальный тибетского правительства в изгнании (TGIE) по фамилии Самдуп опубликовал отчет для Asia Watch после трех миссий по установлению фактов с 1979 по 1981 год, в котором говорилось, что речь премьер-министра Чжоу Эньлай, опубликованная в Beijing Review в 1980 году, подтвердила цифру в 87 000 человек. Демограф Янь Хао не смог найти упоминания какой-либо такой фигуры в опубликованной речи и пришел к выводу: «Если эти источники TGIE не сопротивляются фабрикации китайских источников в открытых публикациях, как они могут ожидать, что люди поверят в их цитаты так называемого китайского языка? секретные внутренние документы и речи, которые никогда не доступны в оригиналах независимым исследователям? "

Aftermath

Три главных монастыря Лхасы - Сера, Ганден, и Дрепунг - были серьезно повреждены в результате обстрела, при этом Сера и Дрепунг были повреждены почти без возможности восстановления. По данным TGIE, оставшиеся в Лхасе члены телохранителей Далай-ламы были разоружены и публично казнены вместе с тибетцами, укрывавшими оружие в своих домах. Тысячи тибетских монахов были казнены или арестованы, а монастыри и храмы вокруг города были разграблены или разрушены.

После демонстрации женского восстания 12 марта многие из участвовавших в ней женщин были заключены в тюрьму, в том числе лидер демонстрации, Памо Кусанг. «Некоторые из них были замучены, умерли в тюрьме или были казнены». Эта демонстрация, известная как День женского восстания, положила начало движению тибетских женщин за независимость.

Офицер ЦРУ Брюс Уокер, который руководил операциями тибетских агентов, обученных ЦРУ, был обеспокоен враждебность со стороны тибетцев к его агентам: «радиогруппы испытывали сильное сопротивление со стороны населения внутри Тибета». ЦРУ обучало тибетцев с 1957 по 1972 год в Соединенных Штатах и ​​отправило их с парашютом обратно в Тибет для организации восстаний против НОАК. В одном из инцидентов об одном агенте немедленно сообщил его собственный брат, и все три агента в команде были арестованы. С ними не обращались плохо. Менее чем через месяц пропагандистских мероприятий их доставили к индийской границе и отпустили.

В апреле 1959 года 19-летний Чокьи Гьялцен, 10-й Панчен-лама, второй Высокопоставленный духовный лидер Тибета, проживающий в Шигадзе, призвал тибетцев поддержать китайское правительство. Однако после поездки по Тибету в мае 1962 года он написал документ, известный как Петиция на 70 000 знаков, адресованная Чжоу Эньлаю, критикующая злоупотребления Китая в Тибете, и встретился с Чжоу, чтобы обсудить это. Обрисованная в общих чертах петиция касается жестокого подавления тибетского народа как во время, так и после вторжения КНР в Тибет и страданий людей в Большом скачке. В этом документе он критиковал подавление, которое китайские власти провели в ответ на тибетское восстание 1959 года. Но в октябре 1962 года власти КНР по работе с населением подвергли петицию критике. Председатель Мао назвал петицию «... отравленной стрелой, выпущенной в партию реакционными феодальными властителями». В 1967 году Панчен-лама был официально арестован и заключен в тюрьму до его освобождения в 1977 году.

Буддийский монах Палден Гьяцо был арестован в июне 1959 года китайскими властями за демонстрацию во время мартовского восстания. Следующие 33 года он провел в китайских тюрьмах и лаогай или лагерях «исправительно-трудовых», что стало самым долгим сроком из всех тибетских политических заключенных. "Его заставляли участвовать в варварских курсах перевоспитания, и его пытали различными методами, включая избиение дубинкой с ногтями, поражение электрическим током, от которого у него образовался рубец на языке и выпали зубы, били будучи вынужденным тянуть железный плуг и голодать ". приводящие к необратимым физическим повреждениям. Освобожденный в 1992 году, он бежал в Дхарамсала в Индии, где проживает тибетское правительство в изгнании, и стал всемирно известным активистом тибетского дела.

Китайские власти истолковали восстание как восстание тибетской элиты против коммунистических реформ, улучшавших положение тибетских крепостных. С другой стороны, тибетские и сторонние источники обычно интерпретируют это как народное восстание против иностранного китайского присутствия. Историк Церинг Шакья утверждал, что это было народное восстание как против Китая, так и против правительства Лхасы, которое было воспринято как неспособное защитить авторитет и безопасность Далай-ламы от китайцев.

См. Также
Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-07-16 03:22:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте