Более тысячи лет тибетцы художники сыграли ключевую роль в культурной жизни Тибета. Их усилия пронизали практически все аспекты жизни на тибетском плато, от дизайна расписной мебели до сложных росписей религиозных зданий. Подавляющее большинство сохранившихся произведений искусства, созданных до середины ХХ века, посвящено изображению религиозных сюжетов, основными формами которых являются тханка, чумка картины на ткани, тибетские Буддийские настенные росписи и маленькие статуи из бронзы или большие из глины, лепнины или дерева. Они были заказаны религиозными учреждениями или благочестивыми людьми для использования в практике тибетского буддизма и производились в больших мастерских монахами и мирскими художниками, которые в большинстве своем неизвестны.
Искусство Тибета можно изучать с точки зрения влияний, которые способствовали ему на протяжении веков, от других китайцев, непальцев, индийцев и священный стили.
Многие изделия из бронзы в Тибете, свидетельствующие о влиянии Палы, предположительно были изготовлены индийскими скульпторами или привезены из Индии.
Поскольку буддизм Махаяны возник как отдельная школа в 4 веке нашей эры, он подчеркивал роль бодхисаттв, сострадательные существа, которые отказываются от личного побега в нирвану, чтобы помогать другим. С давних времен различные бодхисаттвы также были предметами скульптурного искусства. Тибетский буддизм как продукт буддизма Махаяны унаследовал эту традицию. Но дополнительное доминирующее присутствие Ваджраяны (или буддийской тантры) могло иметь первостепенное значение в художественной культуре. Обычным бодхисаттвой, изображаемым в тибетском искусстве, является божество Ченрезиг (Авалокитешвара), часто изображаемое в виде тысячерукого святого с глазом в середине каждой руки, представляющего всевидящего и сострадательного человека, который слышит наши просьбы. Это божество также можно понимать как йидам, или «медитационный Будда» для практики Ваджраяны.
Более конкретно, тибетский буддизм содержит тантрический буддизм, также известный как Ваджраяна Буддизм из-за его общей символики ваджры, алмазной молнии (известной в тибетском как дордже ). Большинство типичного тибетского буддийского искусства можно рассматривать как часть практики тантры. Техники ваджраяны включают в себя множество визуализаций во время медитации, и большая часть сложного тантрического искусства может рассматриваться как вспомогательные средства для этих визуализаций; от изображений медитативных божеств (йидамов ) до мандал и всевозможных ритуальных принадлежностей.
Удивительным аспектом тантрического буддизма является обычное изображение гневных божеств, часто изображаемых с сердитыми лицами, кругами пламени или черепами мертвых. Эти изображения представляют Защитников (санскр.. дхармапала ), и их устрашающее поведение противоречит их истинной сострадательной природе. На самом деле их гнев представляет их приверженность защите учения дхармы, а также защите определенных тантрических практик для предотвращения искажения или нарушения практики. Чаще всего они используются как психологические аспекты гнева, которые можно использовать для преодоления негативного отношения практикующего.
Местная шаманская религия Гималаев известна как Бон. Бон вносит свой вклад в создание пантеона местных божеств-покровителей тибетского искусства. В тибетских храмах (известных как lhakhang ) статуи Будды или Падмасамбхавы часто сочетаются со статуями божества-покровителя района, который часто выглядит сердитым или мрачным. Эти боги когда-то причиняли вред и болезни местным жителям, но после прибытия Падмасамбхавы эти негативные силы были подчинены и теперь должны служить Будде.
Современное тибетское искусство относится к искусству современного Тибета или Тибета после 1950 года. Это также может относиться к искусству тибетской диаспоры, которое носит явно политический и религиозный характер. Современное тибетское искусство включает современные тханки (религиозные свитки), напоминающие древние тханки, а также радикальные, авангардные произведения.
Среди популярных современных тибетских художников Карма Пунцок, тибетско-швейцарский художник Сонам Долма Брауэн и Джамьянг Дорджи Чакришар.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Искусство Тибета. |