Народ масаи

редактировать
Масаи
Племя масаи.jpg
Всего населения
c.2 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
  Кения 1,189,522 (2019)
  Танзания 800 000 [приблизительно] (2011 г.)
Языки
Маа (ɔl Maa)
Религия
Масаи, христианство, мифология масаи
Родственные этнические группы
Самбуру, илчамус и другие нилотские народы

Масай ( / м ɑː с aɪ, м ɑː с aɪ / ) являются Nilotic этнической группы, населяющей северной, центральной и южной Кении и северной Танзании. Они являются одними из самых известных на международном уровне местным населением из-за их проживания рядом с многочисленными игровыми парками Великих африканских озер, а также их характерных обычаев и одежды. Масаи говорят на языке маа (ɔl Maa), члене нильской языковой семьи, которая связана с языками динка, календжин и нуэр. За исключением некоторых пожилых людей, живущих в сельской местности, большинство масаев говорят на официальных языках Кении и Танзании, суахили и английском. По данным переписи 2019 года, численность масаи в Кении составляла 1 189 522 человека по сравнению с 377 089 при переписи 1989 года. Многие племена масаев по всей Танзании и Кении приветствуют посещение своих деревень, чтобы познакомиться с их культурой, традициями и образом жизни за определенную плату.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Происхождение, миграция и ассимиляция
    • 1.2 Поселение в Восточной Африке
  • 2 Генетика
    • 2.1 Аутосомная ДНК
    • 2.2 Y-ДНК
    • 2.3 Митохондриальная ДНК
  • 3 Культура
    • 3.1 Модификация кузова
      • 3.1.1 Генитальная модификация
    • 3.2 Волосы
    • 3.3 Музыка и танец
    • 3.4 Диета
    • 3.5 Укрытие
    • 3.6 Одежда
    • 3.7 Влияние внешнего мира
  • 4 Известные масаи
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
История

Масаи населяют район Великих африканских озер и прибыли через Южный Судан. Большинство носителей нилотского языка в этом районе, включая масаи, туркана и календжин, являются скотоводами и известны своей устрашающей репутацией воинов и угонщиков скота. Масаи и другие группы в Восточной Африке переняли обычаи и обычаи соседних кушитоязычных групп, включая возрастную систему социальной организации, обрезание и лексику.

Происхождение, миграция и ассимиляция

Человек масаи

Многие этнические группы, которые уже сформировали поселения в регионе, были насильственно перемещены прибывающими масаи, в то время как другие, в основном южные кушитские группы, были ассимилированы в масаи. Нильские предки календжинов также поглотили некоторые ранние кушитские популяции.

Поселение в Восточной Африке

Территория масаев достигла своего наибольшего размера в середине 19 века и охватывала почти всю Великую рифтовую долину и прилегающие земли от горы Марсабит на севере до Додомы на юге. В то время масаи, а также более крупная группа нилотов, частью которой они были, разводили скот на востоке до побережья Танга в Танганьике (ныне материковая Танзания). Рейдеры использовали копья и щиты, но их больше всего боялись метательные дубинки (оринка), которые можно было метнуть с расстояния до 70 шагов (примерно 100 метров). В 1852 году было сообщение о концентрации 800 воинов масаи, перемещавшихся на территории нынешней Кении. В 1857 году, после обезлюдения «пустыни Вакуафи» на территории нынешней юго-восточной Кении, воины масаи угрожали Момбасе на побережье Кении.

Воины масаи в Германской Восточной Африке, ок. 1906–1918

Из-за этой миграции масаи - самые южные носители нильского языка. За периодом расширения последовал масаи «Эмутай» 1883–1902 гг. Этот период был отмечен эпидемиями заразной плевропневмонии крупного рогатого скота, чумы крупного рогатого скота (см. Эпизоотия африканской чумы крупного рогатого скота 1890-х годов ) и оспы. По оценке, впервые выдвинутой немецким лейтенантом на северо-западе Танганьики, 90% крупного рогатого скота и половина диких животных погибли от чумы крупного рогатого скота. Немецкие врачи в том же районе утверждали, что «каждый второй» африканец имел рябое лицо в результате оспы. Этот период совпал с засухой. Дожди полностью прекратились в 1897 и 1898 годах.

Австрийский исследователь Оскар Бауман отправился в масаи земли между 1891 и 1893, и описал старое поселение масаи в кратере Нгоронгоро в 1894 книга Durch Massailand цур Nilquelle ( «Через земли масаев к источнику Нила»). По некоторым оценкам, две трети масаев умерли в этот период.

Масаи в Танганьике (ныне материковая Танзания) были изгнаны с плодородных земель между горой Меру и горой Килиманджаро, а также с большей части плодородных высокогорья недалеко от Нгоронгоро в 1940-х годах. Больше земли было принято, чтобы создать заповедники и национальные парки: Национальный парк Амбосели, Национальный парк Найроби, Масаи Мара, Самбуру, Национальный парк Озеро Накуру и Тсаво в Кении; и озеро Маньяра, заповедник Нгоронгоро, национальный парк Тарангире и Серенгети на территории нынешней Танзании.

Масаи являются скотоводами и сопротивляются призыву правительств Танзании и Кении вести более оседлый образ жизни. Они потребовали права выпаса скота во многих национальных парках обеих стран.

Народ масаи выступал против рабства и никогда не мирился с торговлей людьми; а посторонние, ищущие людей для порабощения, избегали масаев.

По сути, существует двадцать два географических сектора или субплемена масаев, у каждого из которых есть свои обычаи, внешний вид, лидерство и диалекты. Эти подразделения известны как 'нация' или 'iloshon' на языке Маа : Keekonyokie, Damat, Purko, Wuasinkishu, Siria, Laitayiok, Loitai, Kisonko, Matapato, Dalalekutuk, Loodokolani, Kaputiei, Moitanik, Ilkirasha, Самбер, Lchamus, Лайкипия, Лойтокитоки, Ларуса, Салей, Сиринкет и Паракуйо.

Генетика

Последние достижения в области генетического анализа помогли пролить свет на этногенез масаев. Генетическая генеалогия, инструмент, который использует гены современных популяций для прослеживания их этнического и географического происхождения, также помогла прояснить возможные предыстории современных масаев.

Аутосомная ДНК

Аутосомная ДНК масаев была изучена в комплексном исследовании Tishkoff et al. (2009) о генетической принадлежности различных популяций в Африке. По словам авторов исследования, масаи «сохранили свою культуру перед лицом обширной генетической интрогрессии». Тишкофф и др. также указывают, что: "Многие нило-сахароязычные группы населения в Восточной Африке, такие как масаи, демонстрируют множественные кластерные принадлежности из нило-сахарских [...] и кушитских [...] AAC, в соответствии с лингвистическими свидетельствами того, что повторил Nilotic усвоению Ефиоплян в течение последних 3000 лет и с высокой частотой общей Восточноафриканским-специфической мутацией, связанной с допуском лактозы «.

Y-ДНК

Исследование Y-хромосомы, проведенное Wood et al. (2005) протестировали различные популяции к югу от Сахары, в том числе 26 мужчин масаи из Кении, на предмет отцовской линии. Авторы наблюдали гаплогруппу E1b1b- M35 (не M78) у 35% исследованных масаев. E1b1b-M35-M78 в 15%, их предок с более северными кушитскими самцами, которые обладают гаплогруппой на высоких частотах, жили более 13 000 лет назад. Второй по частоте отцовской линией среди масаев была гаплогруппа A3b2, которая обычно встречается в нилотских популяциях, таких как алур ; это наблюдалось у 27% мужчин масаев. Третьим наиболее часто наблюдаемым маркером отцовской ДНК у масаев был E1b1a1-M2 (E-P1), который очень распространен в регионе к югу от Сахары; он был обнаружен в 12% проб масаев. Гаплогруппа B-M60 также наблюдалась у 8% исследованных масаев, что также встречается у 30% (16/53) южносуданских нилотов.

Митохондриальная ДНК

Согласно исследованию мтДНК Castri et al. (2008), которые тестировали людей масаи в Кении, материнские линии, обнаруженные среди масаев, весьма разнообразны, но по общей частоте сходны с таковыми, наблюдаемыми в других нило-хамитских популяциях этого региона, таких как самбуру. Большинство протестированных масаев принадлежали к различным подклассам макрогаплогруппы L, включая L0, L2, L3, L4 и L5. Сообщалось также о некотором потоке материнских генов из Северной и Северо-Восточной Африки, в частности, через присутствие линий гаплогруппы M мтДНК примерно в 12,5% образцов масаев.

Культура
Воины масаи противостоят пятнистой гиене, обычному хищнику домашнего скота, на снимке в фильме «В дикой Африке» (1907 г.)

Монотеистические масай поклоняются один божеством под названием Enkai или Engai. Энгай имеет двойственную природу: Энгай Нарок (Черный Бог) доброжелателен, а Энгай На-нёки (Красный Бог) мстителен. Есть также два столпа или тотема общества масаев: Одо Монги, Красная Корова и Орок Китенг, Черная Корова, разделенная на пять кланов или родословных. У масаев также есть тотемное животное, которым является лев; однако животное можно убить. Способ, которым масаи убивают льва, отличается от трофейной охоты, поскольку он используется в обряде посвящения. «Гора Бога», Ол Доиньо Ленгаи, расположена в самой северной части Танзании, и ее можно увидеть из озера Натрон в самой южной части Кении. Центральная человеческая фигура в религиозной системе масаи - это laibon, чьи роли включают шаманское исцеление, гадание и пророчество, а также обеспечение успеха в войне или достаточном количестве осадков. Сегодня они также играют политическую роль благодаря возвышению лидеров. Какой бы властью ни обладал отдельный лайбон, была функция его личности, а не положения. Многие масаи также приняли христианство и ислам. Масаи известны своими замысловатыми украшениями и на протяжении десятилетий продавали их туристам как бизнес.

Народ масаи и хижины с барьером энкан на переднем плане - восточный Серенгети, 2006 г.

Обучение женщин масаи использованию клиник и больниц во время беременности позволило большему количеству младенцев выжить. Исключение составляют очень удаленные районы. Считается, что труп, отвергнутый мусорщиками, с ним что-то не так и может вызвать социальный позор; поэтому нередко тела забитого быка покрываются жиром и кровью.

Традиционный образ жизни масаев сосредоточен вокруг их крупного рогатого скота, который является их основным источником пищи. Богатство мужчины измеряется скотом и детьми. Стадо в 50 голов - это прилично, и чем больше детей, тем лучше. Человек, у которого много одного, а другого нет, считается бедным.

Все потребности масаев в пище удовлетворяет их скот. Они едят мясо, пьют молоко каждый день и иногда пьют кровь. Быков, коз и ягнят забивают на мясо по особым случаям и для церемоний. Хотя весь образ жизни масаев исторически зависел от их крупного рогатого скота, в последнее время, когда их поголовье сократилось, масаи стали зависеть от таких продуктов, как сорго, рис, картофель и капуста (известные масаи как козьи листья).

Одно из распространенных заблуждений относительно масаев состоит в том, что каждый молодой человек должен убить льва, прежде чем он сможет обрезаться и вступить во взрослую жизнь. Охота на львов была делом прошлого, но в Восточной Африке она была запрещена, но на львов все еще охотятся, когда они калечат скот масаи. Тем не менее, убийство льва дает человеку большую ценность и статус знаменитости в обществе.

Школа масаи в Танзании

Модификация кузова

Женщина масаи с вытянутыми мочками ушей

Прокалывание и растяжение мочки ушей распространено среди масаев, как и у других племен, и мужчины и женщины носят металлические обручи на растянутых мочках ушей. Для прокалывания и растягивания лопастей использовались различные материалы, в том числе шипы для прокалывания, веточки, связки веток, камни, поперечное сечение бивней слона и пустые канистры из-под пленки. Женщины носят различные формы украшений из бисера как на мочке уха, так и на более мелкие пирсинг в верхней части уха. Среди мужчин масаи обрезание практикуется как ритуал перехода от детства к зрелости. Женщины также подвергаются обрезанию (как описано ниже в разделе «Социальная организация» ).

Эта вера и практика не уникальны для масаев. В сельской местности Кении в 1991/92 г. была обследована группа из 95 детей в возрасте от шести месяцев до двух лет. В 87% случаев была удалена одна или несколько зачатков молочных клыков. В старшей возрастной группе (3–7 лет) у 72% из 111 обследованных детей отсутствовали нижнечелюстные или верхнечелюстные молочные клыки.

Генитальная модификация

Молодой воин масаи (младший Моран) с головным убором и отметинами

Традиционно масай проводят сложный обряд прохождения ритуалов, которые включают в себя хирургические генитальные модификации для того, чтобы инициировать ребенок во взрослую жизнь. Слово маа, обозначающее обрезание, «эмората», применяется к этому ритуалу как для мужчин, так и для женщин. Этот ритуал обычно проводят старейшины, которые для процедуры используют заостренный нож и самодельные бинты из шкуры крупного рогатого скота.

Под мужским обрядом подразумевается иссечение крайней плоти. В мужской церемонии предполагается, что мальчик молча перенесет операцию. Выражения боли унижают его; хотя и временно. Что немаловажно, любые восклицания или неожиданные движения со стороны мальчика могут стать причиной ошибки старшего в деликатном и утомительном процессе; что может привести к серьезным пожизненным рубцам, дисфункции и боли.

Молодые женщины также подвергаются иссечениюженское обрезание », « калечащие операции на женских половых органах », «эмората») в рамках тщательно продуманного ритуала перехода под названием «Эмуатарэ», церемонии, которая вводит молодых девушек масаи во взрослую жизнь посредством ритуального обрезания, а затем в ранние браки по договоренности. Масаи считают, что женское обрезание необходимо, и мужчины масаи могут отвергнуть любую женщину, которая не прошла его, как не подлежащую браку или достойную значительно сниженного выкупа за невесту. В Восточной Африке необрезанных женщин, даже таких высокообразованных членов парламента, как Лина Килимо, можно обвинить в том, что они недостаточно зрелы, чтобы воспринимать их всерьез. Другим практика женского обрезания известна как калечащие операции на женских половых органах и вызывает много критики как из-за рубежа, так и многих женщин, которые подверглись этому, например, активистки масаи Агнес Парейо. В последнее время женский ритуал посвящения в редких случаях заменялся церемонией «вырезания со словами», включающей пение и танцы вместо этого. Однако, несмотря на изменения в законодательстве и образовании, эта практика остается глубоко укоренившейся, высоко ценимой и почти повсеместно практикуемой представителями культуры.

Переход от воина к младшему старейшине происходит на большом собрании, известном как Ыното. У бывших воинов сбриваются длинные волосы ; старшие должны носить короткие волосы. Воины, не вступающие в сексуальные отношения с женщинами, не прошедшими церемонию «Эмуатарэ», особо почитаются на собрании Ыното.

Волосы

Женщина масаи с короткими волосами

Это будет символизировать исцеление женщины.

За два дня до обрезания мальчикам бреют головы. Когда воины проходят через Ыното и становятся старейшинами, их длинные заплетенные волосы сбриваются.

Музыка и танец

Традиционный танец с прыжками

Музыка масаи традиционно состоит из ритмов, исполняемых хором вокалистов, поющих гармонии, в то время как лидер песни, или олараньяни, поет мелодию. В отличие от большинства других африканских племен масаи широко используют дроновую полифонию.

Женщины поют колыбельные, напевают песни и восхваляют своих сыновей. Намбас, модель вызова и ответа, повторение бессмысленных фраз, монофонические мелодии, повторяющиеся фразы после каждого стиха, спетые по нисходящей шкале, и певцы, отвечающие на свои собственные стихи, характерны для пения женщин. Когда многие женщины масаи собираются вместе, они поют и танцуют между собой.

Юното, церемония совершеннолетия воина, может включать десять или более дней пения, танцев и ритуалов. Воины Ил-Оодокилани исполняют своего рода марш-прошлое, а также адуму или айгус, иногда называемый не-масаи «прыжковым танцем». (И adumu, и aigus - глаголы Maa, означающие «прыгать», а adumu - «прыгать вверх и вниз в танце».)

Диета

Пастух масаи пасет скот в кратере Нгоронгоро, Танзания

Традиционно, диета масаи состояла из сырого мяса, сырого молока, меда и сырой крови от крупного рогатого скота -Примечание, что скот масаи имеют зебу сорта.

Летом 1935 года доктор Уэстон А. Прайс посетил масаи и сообщил, что, по словам доктора Андерсона из местной правительственной больницы в Кении, большинство племен не страдают от болезней. У многих не было ни одного зуба, пораженного кариесом, или ни одной деформированной зубной дуги. В частности, у масаев был очень низкий уровень костного кариеса - 0,4%. Он объяснил это их диетой, состоящей из сырого молока, сырой крови, сырого мяса и некоторых овощей и фруктов (в порядке их объема), хотя во многих деревнях они вообще не едят ни фруктов, ни овощей. Он отметил, что по мере возможности каждый растущий ребенок и каждая беременная или кормящая женщина будет получать ежедневный рацион сырой крови.

Большая часть молока потребляется в виде ферментированного молока или пахты (побочный продукт производства масла). Показатели потребления молока очень высокие по любым меркам.

Масаи пасут коз и овец, в том числе красных масаи, а также более ценный крупный рогатый скот.

Масаи едят суп с горькой корой и корнями, содержащие сапонины, снижающие уровень холестерина ; У городских масаев, у которых нет доступа к горьким растениям, обычно развиваются сердечные заболевания.

Хотя фрукты и употребляются в качестве закуски, они составляют основную часть пищи, которую потребляют дети и женщины, ухаживающие за скотом, а также морены в пустыне.

Приют

Укрытие, покрытое навозом для гидроизоляции Панорамный вид на Масаи Энканг изнутри Панорамный вид на Масаи Энканг снаружи

Одежда

Женщина масаи в своей лучшей одежде

Одежда меняется в зависимости от возраста и местоположения. Например, молодые люди носят черное в течение нескольких месяцев после обрезания. Однако красный - предпочтительный цвет. Также носят синюю, черную, полосатую и клетчатую ткань, а также разноцветные африканские узоры. Масаи начали заменять шкуры животных, телят и овец коммерческой хлопчатобумажной тканью в 1960-х годах.

Шука - это слово на языке маа, обозначающее простыни, которые традиционно носили вокруг тела. Обычно они красные, но с некоторыми другими цветами (например, синим ) и узорами (например, в клетку ). Розового, даже с цветами, воины не чураются. Сплошная одежда, известная как канга, термин суахили, является обычным явлением. Масаи вблизи побережья может носить kikoi, тип саронг, который поставляется в различных цветах и текстиля. Однако предпочтительный фасон - полоски.

Влияния из внешнего мира

Женщины масаи ремонтируют дом в Масаи-Мара (1996 г.)

Традиционный пастырский образ жизни становится все труднее из-за внешних влияний современного мира. Статья Гаррета Хардина, описывающая «трагедию общин», а также «животноводческий комплекс Мелвилла Херсковица » помогла экологам и политикам повлиять на вред, который скотоводы масаи наносили пастбищам саванны. Позднее антропологи доказали, что эта концепция ошибочна, но до сих пор глубоко укоренилась в умах экологов и официальных лиц Танзании. Это повлияло на британских колониальных политиков в 1951 году, которые вынудили всех масаев удалить из национального парка Серенгети и перевести их в районы, расположенные внутри и вокруг Заповедника Нгоронгоро (NCA). План NCA состоял в том, чтобы поставить интересы масаи превыше всего, но это обещание так и не было выполнено. Распространение ВИЧ было безудержным.

Масаи в защитных масках во время пандемии COVID-19. Масаи за рулем мотоцикла (2014)

Из-за увеличения популяции масаев, потери популяций крупного рогатого скота из-за болезней и отсутствия доступных пастбищ из-за новых границ парков и вторжения в поселения и фермы других племен (это также основная причина сокращения потерь среды обитания диких животных). (второй - браконьерство), масаи были вынуждены искать новые способы жизнеобеспечения. Многие масаи начали выращивать кукурузу и другие культуры, чтобы выжить, - практика, которая в культуре воспринималась негативно. Культивирование было впервые представлено масаи перемещенными женщинами вааруша и ва- меру, вышедшими замуж за мужчин масаи; последующие поколения вели смешанный образ жизни. Чтобы еще больше усложнить их положение, в 1975 году заповедник Нгоронгоро запретил культивирование. Чтобы выжить, они вынуждены участвовать в денежной экономике Танзании. Им приходится продавать своих животных и традиционные лекарства, чтобы покупать еду. Запрет на выращивание был снят в 1992 году, и выращивание снова стало важной частью жизни масаев. Границы парков и приватизация земель продолжали ограничивать пастбища масаев и вынудили их значительно измениться.

На протяжении многих лет было начато множество проектов, помогающих вождям племен масаи найти способы сохранить свои традиции, а также уравновесить образовательные потребности своих детей в современном мире.

Возникающие формы занятости среди народа масаи включают сельское хозяйство, бизнес (продажа традиционной медицины, управление ресторанами / магазинами, покупка и продажа минералов, продажа молока и молочных продуктов женщинами, вышивка) и наемная работа (в качестве охранников / сторожа, официанты, гиды) и другие, которые заняты в государственном и частном секторах.

Многие масаи отошли от кочевой жизни и занялись коммерцией и управлением.

Известный масаи
Смотрите также
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-12-31 11:32:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте