Лухья люди

редактировать
Абалухья (Луйя)
Wamalwapotr.jpg М. Вамалва Мусалия Мудавади.JPG Мудавади Юджин Людовик Вамалва.png Э. Вамалва Айиси Б. Макатиани.jpg Айиси Макатиани
Всего населения
6 823 842
Регионы со значительной численностью населения
  Кения
Языки
Лухья
Религия
Христианство, африканская традиционная религия
Родственные этнические группы
Народ масаба и другие народы банту Великих озер
Человек Омулуйя
Люди Абалуйя
Язык Олулуйя
Страна Эбулуйя

Luhya (также известный как Abaluyia или Luyia) содержат ряд этнических групп, обитающих в западной части Кении. Они разделены на 20 племен, родственных в культурном и языковом отношении. По данным национальной переписи населения 2019 года, их численность составляет 6823842 человека, что составляет около 14,34% от общей численности населения Кении.

Лухья относится как к 20 кланам Лухья, так и к их соответствующим языкам, которые вместе называются языками Лухья. Есть 20 (а по другим подсчетам, 21, если включить Суба) кланов, которые составляют Лухья. У каждого свой диалект. Слово Luhya или Luyia в некоторых диалектах означает «север», и Abaluhya (Abaluyia), таким образом, означает «люди с севера». Другие переводы - «от того же очага».

Семнадцать кланов - это Букусу ( Аба-Букусу), Идахо ( Ав-Идахо), Исуха ( Ав-Исуха), Кабрас ( Аба-Кабрас), Хайо ( Аба-Хайо), Киса ( Аба-Киса), Марачи ( Аба -Marachi), Maragoli ( Аба-Logoli), Марам ( Аба-Марам), Аба-Luhya Luo в Siaya, Ньялу ( Аба-Ньял), Nyole ( Аба-Nyole), Самии ( Аба-Самии), Tachoni ( Aba- Тачони), Тирики ( Аба-Тирики), Цоцо ( Абацоцо), Ванга ( Аба-Ванга) и Батура ( Абатура). Они тесно связаны с масаба (или гису), язык которого взаимно понятен с лухья. Букусу и Мараголи - два крупнейших клана Лухья.

Основная территория традиционных поселений Лухьи находится на территории бывшей Западной провинции и провинции Ньянза в Кении. Значительное число из них постоянно поселились в районах Китале и Капсабет бывшей провинции Рифт-Валли. Западная Кения - одна из самых густонаселенных частей Кении. Миграция в их нынешний Лухьяланд (нежный термин, относящийся к основному месту поселения Лухья в Кении после расширения банту ) восходит к 7 г. до н.э.

Иммигранты в современный Лухьяланд прослеживают свою родословную с несколькими группами банту и кушитскими группами, а также с такими народами, как календжин, луо и масаи. К 1850 году миграция в Лухьяланд была в основном завершена, и после этого произошли лишь незначительные внутренние перемещения из-за болезней, засух, внутренних конфликтов и последствий британского колониализма.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение и история
    • 1.1 Обзор
    • 1.2 Доколониальный период
    • 1.3 Колониальный период
  • 2 Племена и кланы
  • 3 Население и политика
  • 4 Культура
    • 4.1 Религиозное обращение
    • 4.2 Инициирование
    • 4.3 Провидцы
  • 5 Экономическая деятельность
    • 5.1 Продовольствие и сельское хозяйство
    • 5.2 Экономика
  • 6 Список выдающихся людей лухья и людей происхождения лухья
    • 6.1 Академические науки, медицина и наука
    • 6.2 Политика, активизм, профсоюзное движение, дипломатия и право
    • 6.3 Бизнес и экономика
    • 6.4 Искусство, музыка и СМИ
    • 6.5 Религия
    • 6.6 Спорт
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Происхождение и история

Расположение Западной провинции в Кении.

Обзор

Антропологи полагают, что прародители Лухья были частью великой экспансии банту из Центральной Африки около 1000 г. до н.э. В отличие от антропологов, устная история Мараголи утверждает, что они мигрировали на территорию нынешней Кении из Мисри (арабское слово, обозначающее Египет). Однако большинство других племен лухья в основном из современной Уганды и разнообразны по происхождению.

Самое мощное централизованное королевство на территории нынешней Кении было основано Ванга.

Ванга иногда нанимала наемников масаев и календжинов, чтобы те сражались за них. Ванга включала в себя большинство племен лухья, а также территории на востоке, юго-востоке, западе и юго-западе, занятые луо, кипсиги, нанди и масаи.

Доколониальный период

До прихода колониализма лухья, как и большинство других этнических групп в Африке, определяли свои границы на основе оккупации территории сообществом народов со схожим языком, культурными традициями или под руководством определенного правителя или короля.

Их территория соседствовала с Баганда, Басога и Багису в современной Уганде и Луо, Тесо и Нанди в современной Кении. Территория, занимаемая банту вокруг озера Виктория и к северу от озера Виктория, была известна как Кавирондо. Когда британцы вошли в этот район, они придумали термин банту кавирондо для обозначения лухья и других общин банту в этом районе, в то время как нилотский кавирондо использовался для обозначения абалуо.

В начале колониализма в Кении Ванга находилась под властью Набонго Мумиа. Царство Ванга было и остается производным от Баганды. Это было самое могущественное и централизованное королевство в регионе. Другие лидеры среди Лухья были известны как Баами (в единственном числе Мвами), что переводится как «короли» или «лорды».

Британский исследователь Генри Мортон Стэнли совершил путешествие вокруг озера Виктория, а Джозеф Томсон, шотландский геолог, прошел через территорию Лухьи около 1883 года. Томсон встретил Набонго Мумию и повлиял на отношения Великобритании с королевством Ванга в этом регионе. Строительство железной дороги Кения-Уганда, начавшееся в 1898 году, открыло новые возможности для европейского взаимодействия с лухья и другими общинами в западной части Кении. Власть Набонго Мумиа распространилась на другие подгруппы Лухья, такие как Кабры и Цоцо.

В конце 1800-х годов, когда европейские страны начали свою схватку за Африку, они нанесли на карту африканские границы в соответствии со своими интересами на континенте. В 1895 году, когда львиная доля колоний перешла к британцам, регион Восточной Африки был объявлен британским протекторатом. Далее он был разделен на Британскую Восточную Африку (современная Кения) и Протекторат Уганда (современная Уганда).

Поскольку вся земля в Кении к западу от Найваши была нанесена на карту протектората Уганды, народ лухья и другие кенийские общины были включены в территорию Уганды. В 1902 году границы были изменены, и народы лухья, включая королевство Ванга и соседние с ними общины, находившиеся в восточной части Уганды, были присоединены к Кении.

Колониальный период

Первым европейцем, с которым Лухья контактировал, вероятно, был Генри Мортон Стэнли, когда он плавал вокруг озера Виктория. В 1883 году Джозеф Томсон был первым европейцем, который, как известно, прошел через территорию Лухьи пешком, и оказал влияние на открытие региона для европейцев после встречи с королем Мумией из королевства Ванга.

Королевство Ванга было очень похоже на королевство Баганда и другие монархии Уганды, уникальную форму правления среди Лухья. Мумиа был последним суверенным королем Ванги и из-за этноцентрических британских убеждений был назван вождем.

Bukusu сильно сопротивлялся британские вторжения на их территорию в 1890 - х годах. В 1895 году они сразились с англичанами из цитадели недалеко от Бунгомы на нижних склонах горы Элгон под названием « Форт Четамбэ ». Британцы имели пулеметы и вырезали в крепости более сотни воинов Букусу, которые были вооружены копьями, шкурами щитов, луками и колчанами со стрелами.

В 1940-х и 1950-х годах Букусу сопротивлялись британцам под руководством Элайджи Масинде, лидера религиозной секты и пророка, который требовал возвращения их земель. Масинде был заключен в тюрьму во время восстания Мау-Мау в 1950-х годах, но был освобожден в своем родном районе после обретения независимости в 1963 году.

Кабры и Ванга мирно сотрудничали с британцами. Большинство Лухья из подгруппы Кабрас присоединились к полиции колониальной эпохи. Набонго Мумиа был вынужден подписать договоры с британцами после поражения, что позволило колониальным властям подчинить его народ британскому правлению.

Значительное количество Luhya сражалось на стороне британцев во время Второй мировой войны, многие были добровольцами в Кенийских африканских стрелковых войсках (KAR). Как и во многих африканских обществах, лухья также назвали своих детей в честь знаменательных событий. Следовательно, многие люди лухья, родившиеся во время Второй мировой войны, получили имя «Кейах», транслитерация «KAR», аббревиатуры « Королевские африканские винтовки».

Другими известными вождями колониального времени были Ндомби ва Намусия, Суди Намачанджа, Намутала и Онгома Лауренде. [2]

Племена и кланы

Четыре традиционных района Западной провинции Кении.
Племя Лухья Население 2020 Сорт Лухья Область
Лухья 3 944 257 Бусиа ( Кения )
Букусу 1,188,968 Любукусу Бунгома ( Кения )
Идахо 54 661 Lwidakho Какамега ( Кения )
Исуха 101 789 Lwisukha Какамега ( Кения )
Кабры 136 546 Лукабараси Какамега ( Кения )
Хайо 68 703 Олухайо Бусиа ( Кения )
Киса 45 135 Олушиса Какамега ( Кения )
Мараголи

934 926

Lulogooli Мараголи, Вихига ( Кения )
Марачи 65 633 Олумарачи / Бумарачи Бусиа ( Кения )
Марама 43 075 Olumarama Какамега ( Кения )
Ньяла 227 165 Луньяла (восток), Луньяла (запад) Бусиа ( Кения )
Nyole Лоньоле (Уганда), Олуньоре (Кения) Вихига ( Кения ), Тороро ( Уганда )
Самия 84 828 Lusamia Бусиа ( Кения )
Тахони 85 597 Lutachoni Лугари, Малава ( Кения )
Тирики 93 393 Лутиричи Вихига ( Кения )
Цоцо 92 687 Олуцоцо Какамега ( Кения )
Ванга 94 190 Олуванга Какамега ( Кения )

1. Букусу говорят на лубукусу и занимают районы Бунгома и Маунт-Элгон. К кланам Букусу относятся Бамутилу, Бабуя, Батура, Бамалаба, Бамвале, Бакикайи, Басириква, Баечале, Баечало, Бакибети, Бахиса, Бамвайи Бамвайя, Бангома, Басакали, Бакьяаби, Балиули, Бамуки, Бахона, Басомби, Баквангва, Бабуту (потомки Мубуту, также встречающиеся в Конго), Бахун, Баенгеле (первоначально Баньяла), Балонджа, Батуквика, Бабоя, Баала, Балако, Басаба, Бабуя, Барефу, Бамусоми, Батечо, Баафу, Бабичачи, Бамула, Babulo, Bafumo, Bayemba, Baemba, Bayaya, Baleyi, Baembo, Bamukongi, Babeti, Baunga, Bakuta, Balisa, Balukulu, Balwonja, Bamalicha, Bamukoya, Bamuna, Bamutiru, Bayonga, Басефуали, Басефуали, Басефуали, Басефуали,, Basimisi, Basibanjo, Basonge, Batakhwe, Batecho, Bachemayi, Bachemwile, Bauma, Baumbu, Bakhoma, Bakhonjo, Bakhwami, Bakhulaluwa, Baundo, Bachemuluku, Bafisi, Bakobolo, Bamatiri, Bamakhuli, Basang'a, Basioya, Bachambayi, Bangachi, Babiya, Baande, Bakhone, Bakimwei, Batilu, Bakhurarwa, Бакамуконги, Балулети, Бабасаба, Бакикай, Бхакитанга, Бхатемлани, Бхасака, Бхатасама, Бхакияби, Баньювака, Баньянгали и т. Д. Полный список кланов Букусу см. В новой книге Шадрака Амакой Булимо, Луия Кланы и Происхождение. ISBN   978-1-4669-7837-9

2. Samia говорит Lusamia и занимает Южный регион Бусиа~d (Бусиа), Кения. Кланы Самии включают Абатабона, Абадонго, Абахино, Абахуло, Абакангала, Абасонга, Абабукаки, ​​Абабури, Абалала, Абаниреми, Абаквери, Абаджаби, Абахоба, Абахви, Абадулу,

3. Khayo говорит Lukhayo и занимает Nambale район и Matayos Отдел по Бусиа, Кения. К кланам Хайо относятся абагури, абасота, абахаби.

4. Марачи говорят на языке лумарачи и занимают район Бутула в уезде Бусиа. Кланы марачи включают в себя Абабере, Абафофойо, Абамучама, Абатула, Абамуроно, Абангайо, Абабуле, Абамулембо, Абателия, Абапвати, Абасумия, Абарано, Абасималва, Абаквера, Абамуту, Абамалеле, Абаколве, Абамулуве, Абабуаба-Вера, Абаде. Абасубо. Имя Марачи происходит от имени отца Нгоно Мвами, которого звали Марачи, сын Мусебе, сына Сириквы. Таким образом, все кланы Марачи были обязаны своей верностью Нгоно Мвами, из рода которого они были основаны. Имя Марачи получило дополнительный импульс благодаря воинственному образу жизни потомков Нгоно, которые безжалостно отбивались от экспансии луо группы Джок Омолло, нилотской группы, которая стремилась контролировать реки Нзоя и Сио в этом районе и на рыболовных угодьях. вокруг залива Эрукала и современного порта Виктория Эбусихо и порта Сио соответственно.

5. Ньяла говорят на луньяле и занимают район Бусиа. Другая Ньяла (Абаньяла ба Какамега) занимает северо-западную часть района Какамега. Говорят, что баньяла Какамеги мигрировали из Бусии с лидером, известным как Мухамба. Они говорят на том же диалекте, что и баньяла из Бусии, за исключением незначительных различий в произношении. Абаньяла ба Какамега также известны как Абаньяла ба Ндомби. Они проживают в округе Навахоло к северу от леса Какамега. Их некогда могущественным колониальным вождем был Ндомби ва Намусия. Вождя Ндомби сменил его сын Андреа.

За Андреа в этом порядке наследовали Пауло Удото, Мукопи, Ванджала, Бараса Онгети, Матайо Ояло и Мутерва.

Кланы Баньяла включают Абахафу, Абабенге, Абачимба, Абадавани, Абаенгере, Абакангала, Абахубичи, Абакойе, Абаквангвачи, Абаланда, Абалеха, Абалиндо, Абамани, Абалиндавйоки, Абамисохо, Абамулумбуа, Абамулумбуа, Абамисохо, Абамулумбуа Abasaacha, Abasakwa, Abasaya, Abasenya, Abasia, Abasiloli, Abasonge (также встречается среди Kabras), Abasumba, Abasuu, Abatecho (также встречается среди Bukusu), Abaucha, Abauma, Abaumwo, Abacharia, Abayaya, Abayirifuma (также) Абайса, Абаюндо и Абасьондо, Абаченде.

Баньяла не вступают в брак с кем-то из того же клана.

6. Кабры говорят на лукабараси и занимают северную часть района Какамега. Кабры изначально были баньялой. Они проживают в основном в Малаве, в районе Кабрас района Какамега. Kabras (или Kabarasi, Kavalasi и Kabalasi) зажаты в Isukha, Banyala и Tachoni.

Название «Кабрас» происходит от слова Аваласи, что означает «воины» или «могучие охотники». Это были свирепые воины, которые сражались с соседними Нанди за скот и были известны своей бесстрашностью. Это объясняет, почему их обычно меньше по сравнению с другими племенами лухья, такими как мараголи и букусу.

Они утверждают, что являются потомками Нангвиро, связанных с библейским Нимродом. Диалект Кабрас звучит как диалект Тахони. Кланы Кабрас включают Абамутама, Басонже, Абахусиа, ​​Бамачина, Абашу, Абамуцемби, Балуу, Батобо, Бачетси и Бамакангала. Они были названы в честь глав семей.

Кабры находились под властью Набонго Мумиа из Ванги и были представлены старейшиной в его Совете старейшин. Последним известным старейшиной был Соита Либукана Самарамарами из села Личи, Центральная Кабрас, недалеко от рынка Чегуло. Когда квакерские миссионеры перебрались в Кабрас, они основали Церковь друзей (квакеров) через миссионера по имени Артур Чилсон, который основал церковь в Каймози, в Тирики. Он получил местное имя Шиканга, и его дети научились говорить на Кабре, пока жили и общались с местными детьми.

7. Цоцо говорят на олуцоцо и занимают западную часть района Какамега. Кланы Цоцо включают Абангонья, Абашисиру, Абамвече, Абашибо,

8. Идахо говорят на лвидахо и занимают южную часть района Какамега. В их кланы входят абашимули, абашикулу, абамасаба, абашиангала, абамусали, абанголори, абамахани, абамухали.

9. Исуха говорят на левисухе и занимают восточную часть района Какамега. Кланы Исухи включают Абаримбули, Абасака-Иа, Абамакхайя, Абитсенде, Абамирондж, Абайохо, Абакуси, Абамахалиа, Абималия, Абасуйва, Абацунга, Абичина, Абашилуха, Бахумбва, Барули, Абатура, Абашимутуас, Абахирусаи, Абахирушу, Абашимутуаи, Абахируса Абахони, Абатечери, Абайонга, Абаконди, Абатерема и Абасихобу.

10. Maragoli говорит Lulogooli и занимает Vihiga района. Кланы мараголи включают Авамумбая, Авамузузу, Авасаали, Авакизунгу, Ававуруги, Авакирима, Авамааби, Аванунди, Авалогово, Авагонда, Авамутембе, Авасвета, Авамагеза, Авагидзенбва, Авалиеро, Авасаниэгэа, Авагизенбва, Авалиеро, Авасаниага, Авагамебеэсинг, Авасанигасинг, Авагамебаэсинг..

11. Ньолы говорят на олунйоле и занимают Буньоре в районе Вихига. К кланам ньоле относятся Абаканга, Абаянгу, Абасиекве, Абатонгои, Абасихале, Аберрани, Абасаками, Абамули, Абасуби (Абасьюби), Абасирало, Абалонга, Абасираци. Абамангали, Абанангве, Абасилоли, Аббайи, Абахая, Абамукунзи и Абамутете.

12. Тирики говорят на лудилиджи и занимают Тирики в районе Вихига. К кланам тирики относятся Балухоба, Баджисинде, Баммбо, Башисунгу, Бамаби, Бамилуха, Балухомбе, Бадура, Бамули, Баримули, Багуга, Басианига и Басуба.

13. Ванга говорят на олуванга и занимают районы Мумиас и Матунгу. 22 клана Ванга - это Абашитсе, Абаколве, Абалека, Абачеро, Абашикава, Абамуроно, Абашиени, Абамвима, Абамуниафу, Абамбаца, Абашибе, Абабере, Абамвенде, Абахами, Абакулуби, Абанг'алео, Абабье и Абамулембва.

14. Марама говорят на лумараме и занимают район Бутере. Кланы Марама включают Абамухула, Абатере, Абаширотса, Абацоце, Аберечея, Абамумбия, Абахули, Абакохо, Абакара, Абаматунду, Абамани, Абашиени, Абанюху, Абашикали, Абашицаха, Абачейя и т. Д.

15. Киса говорят на олушиса и занимают район Хвисеро. Кланы Киса включают Абаболи, Абакамбули, Абачеро, Абалакайи, Абахоболе, Абакваби, Абамуроно, Абаманюлиа, Абарули, Абаширанду, Абаматунду, Абаширотса, Абалукулу и т. Д.

16. Тахони говорят на лутахони и занимают районы Лугари, Бунгома и Малава. К кланам тачони относятся Абачамбай, Абамаракалу, Абасанг'ало, Абангачи, Абасиоя, Абавия, Абатечо, Абаенгеле. Saniaga клан нашел среди Maragoli в Кении и Saniak в Танзании, как говорят, первоначально были Tachoni.

Другие кланы, которые, как говорят, были тачони, - это бангачи, найденные среди багису в Уганде, и балугулу, также найденные в Уганде, и баилифума, найденные среди баньяла.

Хотя Транс-Нзоя находится в провинции Рифт-Валли, значительная часть населения Лухья поселилась в районе Китале.

Население и политика

В кенийской политике население Лухья, обычно называемое голосами Лухья в год выборов, обычно было решающим фактором исхода выборов. Сообщество, как известно, объединяется и голосует как блок, как правило, за конкретного политического кандидата без разделения мнений и независимо от политических разногласий. Однако после всеобщих выборов в марте 2013 года это оказалось неверным. Теперь известно, что они принимают разные идеологии. Политики борются за голосование за Лухию, поскольку это самый демократический избиратель в Кении.

Учитывая их высокую численность, политический кандидат, пользующийся поддержкой Лухьи, почти всегда готов победить на всеобщих выборах в стране, за исключением случаев мошенничества. После этого сообщество "вознаграждается" политически, когда один из них назначается вице-президентом, или на высокий политический пост победивший кандидат.

На всеобщих выборах в Кении в 2002 году Лухья доказал это, когда уходящий президент Даниэль Арап Мои неожиданно назначил Мусалию Мудавади вице-президентом в попытке соблазнить Лухьяса проголосовать за Ухуру Кеньятту, его преемника с Мусалией в качестве кандидата на пост вице-президента. Лухья оставались непреклонными в своей поддержке оппозиции, которую тогда возглавлял Мваи Кибаки, у которого также был Лухья, Майкл Киджана Вамалва в качестве кандидата на пост вице-президента.

Лухья нанесли серьезный удар кандидату Мои, массово проголосовав за Кибаки, который впоследствии выиграл выборы с Вамалвой в качестве его вице-президента. Из одиннадцати вице-президентов Кении с момента обретения независимости трое были лухьями.

Среди других, занимавших видные политические посты, - Мусалия Мудавади, нынешний заместитель премьер-министра, бывший 7-й вице-президент (сентябрь 2002 г. - декабрь 2002 г.), Майкл Вамалва Киджана, 8-й вице-президент Кении (январь 2003 г. - август 2003 г., Муди Авори, 9-й вице-президент Кении (сентябрь 2003 г. - январь 2008 г.), Амос Вако, самый продолжительный генеральный прокурор Кении - 19 лет в должности, Кеннет Маренде, спикер Национальной ассамблеи и Захайас Чесони, покойный бывший главный судья Кении.

Культура

Дети лухьи

Культура Лухья сопоставима с большинством культурных практик банту. Полигамия была обычной практикой в ​​прошлом, но сегодня ее практикуют лишь немногие люди, обычно, если мужчина женится в соответствии с традиционными африканскими законами или мусульманскими законами. Гражданские браки (заключаемые государственными органами) и христианские браки исключают возможность полигамии.

Около 10-15 семей традиционно составляли деревню, которую возглавлял деревенский староста ( Омукаса). Овелигуру - это постколониальный титул вождя деревни, образованный от английского слова «Экипаж». В семье высшим авторитетом был мужчина, за которым следовал его первенец. В полигамной семье первая жена занимала самое престижное положение среди женщин.

Первенец от первой жены обычно был главным наследником своего отца, даже если он был младше своих сводных братьев от других жен своего отца. Дочери не имели постоянного места в семьях Лухья, поскольку в конечном итоге они стали женами других мужчин. Они не унаследовали собственность и были исключены из семейных собраний для принятия решений. Сегодня девушкам разрешено наследовать собственность в соответствии с законодательством Кении.

Детей называют в честь предков клана, бабушек и дедушек, событий или погоды. Бабушка и дедушка по отцовской линии имеют приоритет, так что первенец обычно будет назван в честь своего деда по отцовской линии (Кука или Гуга в Мараголи ), в то время как первенец будет назван в честь ее бабушки по отцовской линии (Куху или Гуку). 'в Мараголи.)

Последующие дети могут быть названы в честь бабушек и дедушек по материнской линии после значительных событий, таких как погода, времена года и т. Д. Имя Вафула, например, дается мальчику, родившемуся в сезон дождей ( ифула). Ванджала дается тому, кто родился во время голода ( иньяла).

Традиционно они практиковали браки по договоренности. Родители мальчика подходили к родителям девочки, чтобы просить ее руки и сердца. Если девушка соглашалась, начинались переговоры о приданом. Обычно это 12 голов крупного рогатого скота и такое же количество овец или коз, которые родители жениха должны платить семье невесты. После того, как приданое было доставлено, сестры жениха принесли девушку, чтобы она начала новую жизнь в качестве жены.

Случаи побега были и остаются обычным явлением. Молодые люди сбегали с желающими сбежать с девушками, а переговоры о приданном должны были проводиться позже. В таких случаях молодой человек также заплатит штраф родителям девушки. В редких случаях похищения проходили нормально, но молодой человек был вынужден заплатить штраф. Поскольку многоженство было разрешено, мужчина среднего возраста обычно имел от двух до трех жен.

Когда мужчина становился очень старым и передавал хозяйство своим сыновьям, сыновья иногда находили молодую женщину, на которой старик мог жениться. Такие девушки обычно были теми, кто не мог найти мужчин, чтобы выйти за них замуж, обычно из-за того, что у них были внебрачные дети. Наследование жен было и практикуется.

Обычно вдова наследуется братом или двоюродным братом ее мужа. В некоторых случаях старший сын унаследовал вдовы своего отца (но не собственную мать). Современные лухья не практикуют некоторые традиционные обычаи, поскольку большинство из них приняли христианский образ жизни. Многие лухья живут в городах большую часть своей жизни и возвращаются в сельские районы только после выхода на пенсию или смерти там родителей.

У них были обширные обычаи, связанные со смертью. В доме умершего должен был быть большой праздник с трауром, который длился до сорока дней. Если покойный был богатым или влиятельным человеком, большое дерево было бы выкорчевано, и покойный был бы похоронен там. После захоронения было посажено еще одно дерево Мутото, Мухую или Мукуму. (Это священное дерево встречается на большинстве путей миграции Лухьи, его могла посадить только праведная женщина, в основном девственница или очень старая женщина.)

В настоящее время траур занимает меньше времени (около недели), и торжества проходят во время погребения. «Обукоко» и «Лисабо» - церемонии после погребения, проводимые для завершения траурного обряда.

Традиционно практиковались жертвоприношения животных. Был большой страх перед «Абалози» или «Авалоджи» ( ведьмы ) и «Бабини» ( волшебники ). Это были «ночные бегуны», которые бродили обнаженными, бегая от одного дома к другому, произнося заклинания.

Религиозное обращение

Большинство современных лухий - христиане; для некоторых (если не для всех) слово, обозначающее Бога, - Ньясае или Ньясаи (Вэр Хакаба).

Слово Nyasae в переводе на английский примерно соответствует Nya (of) и Asae / Asaye / Sae / Saye (Молитва). Лухья традиционно поклонялись древнему «богу» с таким же именем (широко известному как Исида или Вере Хакаба. Когда христианство было возвращено в Лухья в начале 1900-х годов христианскими миссионерами из Европы и Америки, народы Лухья взяли имя своего традиционного бога Ньясаи и дал это имя Живому Авраамическому Богу.

Первые лухья, обратившиеся в христианство, взяли слова, имена, свое восприятие того, что христианские миссионеры рассказали им о христианском Боге, и других аспектах своих местных религиозных традиций, и применили их к своим интерпретациям Христа и Бога.

Церковь друзей ( квакеры ) открыла миссию в Каймози, а Церковь Бога взяла на себя миссию в Буньоре. В то же время католический орден братьев Милл-Хилл пришел в район Мумиас. Церковь Бога в Андерсон, штат Индиана, США, прибыл в 1905 году и начал работать в Kima в Bunyore. Другие христианские группы, такие как англиканцы (CMS), появились в 1906 году. В 1924 году Пятидесятнические ассамблеи Канады начали свою работу в Ньян'гори. Армия Спасения прибыла в Малакиси в 1936 году. Баптисты прибыли в западную Кению в начале 1960-х годов.

Первый перевод Библии на язык луйя был произведен Николасом Стэмпом на языке Ванга. Осундва говорит, что он сделал этот перевод в Мумиасе, бывшей столице королевства Ванга Мумиа.

Религиозная секта, известная как Дини я Мсамбва, была основана Элайджей Масинде в 1948 году. Они поклоняются «Вер», богу Букусу с горы Элгон, и в то же время используют отрывки из Библии для обучения своих новообращенных. Они также практикуют традиционные искусства, которые некоторые называют колдовством. Это движение первоначально возникло как часть антиколониального сопротивления.

По оценкам различных источников, 75–90% исповедуют христианство.

Посвящение

С контрабандистами в Марама и Saamia, мужское обрезание практиковалось. Несколько субэтнических групп практиковали клиторидэктомию, но даже в них она была ограничена несколькими случаями и не была так широко распространена, как среди агикуйю. Maragoli не практикуют вообще. Объявление этой практики государством вне закона привело к ее прекращению, даже если это может иметь место среди тахони.

Традиционно обрезание было частью периода обучения взрослых обязанностям молодежи. Среди жителей Какамеги инициация проводилась каждые четыре или пять лет, в зависимости от клана. Это привело к появлению различных возрастных групп, а именно: Колонголо, Кананачи, Киквамети, Киникеу, Ньянге, Майна и Сава в указанном порядке.

Abanyala в Navakholo инициирует мальчик каждый год и, в частности по четным годам. Посвященным от 8 до 13 лет, и после церемонии последовал период уединения для посвященных. Когда они выйдут из уединения, в деревне будет праздник, за которым последуют советы старейшин.

Затем молодые инициированные молодые люди строили друг для друга холостяцкие хижины, где они оставались, пока не стали достаточно взрослыми, чтобы стать воинами. Подобное посвящение больше не практикуется среди Какамега Лухья, за исключением Тирики.

В настоящее время посвященные обычно проходят обрезание в больнице, и период уединения отсутствует. После исцеления проводится вечеринка для посвященного, который затем обычно возвращается в школу, чтобы продолжить учебу.

Среди Букусу, Тахони и (в гораздо меньшей степени) Ньяла и Кабры сохранились традиционные методы инициации. Обрезание проводится каждый четный год в августе и декабре (последнее только у тахони и кабр), и посвященным обычно от 11 до 15 лет.

Провидцы

  • Майна ва Налукале,
  • Мутони ва Набукелембе (Умер среди кабр в клане Мачина)
  • Wachiye Wa Naumbwa
  • Элия ​​Масинде ва Nameme

Экономические действия

Продовольствие и сельское хозяйство

Основная еда для народа лухья, как и для большинства кенийцев, - угали (приготовленный из кукурузной / кукурузной муки), который подают с овощами и мясом крупного рогатого скота, коз, рыбы или курицы; следовательно, производство продуктов питания в регионе направлено на удовлетворение этой потребности. Нижние округа Вихига, Какамега и Бусиа выращивают субстратные культуры кукурузы на своих небольших участках земли, они выращивают кур и содержат крупный рогатый скот. В Верхних частях Бунгомы и Китале выращивают крупную кукурузу и производят молоко от дойных коров. Широкое распространение получает рыбоводство, в результате чего выращивается выращиваемая на фермах тилапия для потребления. Бусия, Мумиас и нижняя часть Бунгомы производят маниоку и просо. Обычно наблюдается дефицит предложения кукурузы в производственные сезоны года и избыток предложения в период уборки урожая, что приводит к гораздо более низким ценам для производителей во время уборки урожая и очень высоким ценам для потребителей в периоды производства. Производитель и потребитель могут быть одним и тем же лицом в разные месяцы. Крупнейшие предприятия по производству сахара в Кении расположены в западном регионе, где преимущественно проживает народ лухья. Компании Mumias Suigar, Kabras Sugar Company и Nzoia Sugar Company имеют свои контрактные производственные зоны в регионе народов Лухья, поэтому производство сахарного тростника является ключевым коммерческим предприятием. В уезде Вихига и некоторых районах уезда Какамега очень хорошо видны чайные кусты, что делает чай еще одной ключевой коммерческой культурой, выращиваемой в этом регионе.

Курица является деликатесом среди народа лухья, поэтому это небольшой скачок от выращивания натуральных цыплят до коммерческих кур. Производство свиней по контракту практикуется, поскольку Farmers Choice Ltd обеспечивает гарантированный рынок.

Хотя все говорят на своем языке, продукты питания и коммерческое сельское хозяйство - это очень объединяющие усилия, язык или диалект, на котором говорят люди, не определяют, что они выращивают или выращивают - это определяют экономика и близость к рынку.

Экономика

Народ лухья в основном проживает в следующих районах;

В Кении,

Какамега - штаб-квартира города Какамега, выращивание сахарного тростника является основным видом сельскохозяйственной деятельности.

Бунгома - штаб-квартира города Бунгома, основная экономика которого зависит от зерна и сахара.

Вихига - штаб-квартира города Мбале Чайное и зерновое выращивание является основным доходом для местных жителей.

Busia - HQ Город Бусиа. Рыболовство и зерновое хозяйство являются основными местными видами деятельности.

Trans Nzoia- HQ Kitale, Выращивание кукурузы является наиболее экономичным видом деятельности.

Бусия - штаб-квартира города Бусия, как и жители Кении Самиа. И фермеры, и рыбаки.

Мбале - Штаб-квартира города Мбале, жители Масаба или Гишу в основном выращивают кофе и чай. Поскольку они занимают склоны My.Elgon. Район Мбале в Уганде считается самым густонаселенным сельским районом с 257 людьми на квадратный километр. Город Мбале становится вторым городом Уганды после Кампалы.

Народы лухья также живут в южной и восточной Уганде, а также в северной Танзании.

Список известных людей Лухья и людей происхождения Лухья

Академики, медицина и наука

Политика, активизм, профсоюзное движение, дипломатия и право

Бизнес и экономика

  • Джереми Авори, управляющий директор и исполнительный директор, ABSA BANK KENYA PLC.
  • Айиси Макатиани, управляющий директор и генеральный директор Fanisi Capital Ltd.
  • Мубарак Муйика, основатель и генеральный директор Zagace.
  • Амос Векеса, основатель и генеральный директор Great Lakes Safaris Limited.

Искусство, музыка и медиа

Религия

Спортивный

использованная литература

  1. ^ a b «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам». Национальное статистическое бюро Кении. Проверено 24 марта 2020 года.
  2. ^ «Добро пожаловать в Национальное статистическое бюро Кении». Архивировано из оригинала на 2011-07-12. Проверено 18 апреля 2014.
  3. ^ «Племя Лухья в Кении: их история и культура». Kenya-information-guide.com. 2014-04-02. Проверено 20 апреля 2014.
  4. ^ Тим Wambunya (7 мая 2007). " ' АВА' LUYIA" (PDF). Проверено 25 апреля 2014 года.
  5. ^ «Племя Лухья | Племена и люди Кении». softkenya.com. Проверено 18 апреля 2014.
  6. ^ Создатели кенийской истории; Набонго Мумиа, Heinemann Kenya, ISBN   9966-46-808-0 [1], 1
  7. ^ Языки Лухья согласно Ethnologue
  8. ^ "Luyia Nation | Facebook". facebook.com. Проверено 18 апреля 2014.
  9. ^ Luyia Nation: Origins, Кланы и Табу: Shadrack Amakoye Bulimo: 9781466978362: Книги. Amazon.ca. ASIN   1466978368.
  10. ^ Бараза, Патрик Wanakuta (2011-07-25). Стимулируя диалог: Диалогические философии Мартина Бубера, Фреда Икле и Уильяма Ури в сравнении и применении к общине Бабукусу в Кении. iUniverse. ISBN   978-1-4620-1621-1.
  11. ^ Сеть сообщества Abeingo
  12. ^ s3.amazonaws.com https://s3.amazonaws.com/ww-article-cache-1/en/Luhya_people. Проверено 26 мая 2020. Отсутствует или пусто |title=( справка )
  13. ^ ElgonAtlas_11Oct2015_lowres.pdf
  14. ^ ЮРА Бейли, CC (1993). Кения, национальный эпос: со страниц журнала Drum. Найроби: издатели Восточной Африки.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-11 04:57:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте