Народы Миджикенда

редактировать
Миджикенда
Памятные посты Гириама (1).jpg
Общее население
2 488 691 (Кения)
Регионы с значительные группы населения
Кения Танзания
Языки
МиджикендаСуахилиАнглийский
Родственные этнические группы
Покомо, Чони, Диго, Гириама, Джибана, суахили, другие народы банту

Миджикенда («Девять племен») - группа из девяти связанных банту этнических групп, населяющих побережье Кении, между сабаки и реки Умба в районе, простирающемся от границы с Танзанией на юге до границы около Сомали на севере. Археолог Чапурука Кусимба утверждает, что миджикенда раньше проживали в прибрежных городах, но позже поселились во внутренних районах Кении, чтобы избежать подчинения доминирующим португальским силам, которые тогда контролировали. Исторически эти миджикендские этнические группы посторонние называли нйика или ника . Это уничижительный термин, означающий «люди из кустарников».

Девять этнических групп, составляющих народы Миджикенда: Чони, Дурума, Рабаи, Джибана, и Гириама. Это северный Миджикенда, а диго - южный Миджикенда. Диго также обитают в Танзании из-за их близости к общей границе.

Содержание

  • 1 Культура
  • 2 История и этнография народов Миджикенда
    • 2.1 Происхождение
    • 2.2 Кайя
    • 2.3 Рабство
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки

Культура

Копия хижины Гириама

У каждой из групп Миджикенда есть священный лес, кая, который является местом молитвы. Одиннадцать из примерно 30 лесов кая были внесены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия - священные леса Миджикенда-Кая. Люди Миджикенда также известны созданием деревянных киганго погребальных статуй, которые выставлялись в музеях по всему миру и продавались на международном рынке искусства. Одно время эти артефакты на законных основаниях продавались авторитетными художественными галереями и сувенирными магазинами с начала 1970-х по 1990-е годы; однако было установлено, что другие статуи киганго были украдены с культурных объектов и незаконно проданы.

У каждой этнической группы миджикенда есть свои уникальные обычаи и диалекты языка миджикенда, хотя эти диалекты похожи друг на друга и на Суахили.

История и этнография народов Миджикенда

Происхождение

Ортодоксальная точка зрения на происхождение Миджикенда состоит в том, что народы Миджикенда возникли в Шунгвайя (Сингвайя).) и в различных других частях северного побережья Сомали, и где их вытеснила на юг Галла (Оромо ) и достигли Кении примерно в 16 веке. Эта точка зрения на происхождение народа Миджикенда была аргументирована Томасом Спиром в книге «Комплекс Кая», а также подтверждена многими устными традициями Миджикенда. Более того, устная традиция гласит, что точной причиной вытеснения галла Миджикенда из Сингвайя было убийство члена племени Галла молодым человеком Миджикенда и последующий отказ племен Миджикенда выплатить компенсацию галле. Однако было также высказано предположение, что народы Миджикенда могли происходить примерно из тех же мест, где они проживают в настоящее время. Одно из возможных объяснений этого состоит в том, что народы Миджикенда приняли нарратив Сингвайя, чтобы создать этническую идентичность, которая позволила им установить отношения с суахили, которые также утверждали, что происхождение Сингвайя. В устной традиции также говорится, что народы Миджикенда разделились на шесть отдельных народов во время миграции на юг после того, как они были изгнаны из Сингвая. Эти шесть групп продолжат свое поселение в первоначальных шести каях.

На рубеже XVII века Миджикенда основали шесть укрепленных кайя на вершине холма, где они и сделали свои усадьбы. Эти первоначальные шесть кая позже были расширены до девяти кайей. Легенда о происхождении служит повествованием о реальной миграции, которая произошла в определенный момент времени в реальное место, но также служит повествованием о мифической миграции, которая произошла в культурное время из общего происхождения. Это способствует более высокому единству группы из девяти отдельных этнических групп, составляющих народы Миджикенда. Сингвайя считается Миджикенда местом их общего происхождения и местом рождения их языка и традиций.

Эта легенда о происхождении также определяет некоторые отношения этнических групп, составляющих народы Миджикенда, например одна версия устной традиции гласит, что диго первыми покинули Сингвайя и, таким образом, приняты как другие группы как старшие, затем ушли рибе, за которыми следуют гириама, чони и джибана.

Кайя

Kaya-skog.jpg

кайя были первыми усадьбами народов Миджикенда после их исхода из Сингвая. Устная традиция гласит, что именно диго первыми переселились на юг и основали первую кайю. Период после установления кайи, который эти устные традиции изображали как время стабильности, закончился в середине-конце 19 века с подъемом колониализма. Кая также была важным политическим символом для народов Миджикенда, а также важным культурным символом для народов Миджикенда. Политическая символика кая также сыграла свою роль в сопротивлении колониализму народов Миджикенда. Где-то в конце 19-го века народы Миджикенда начали покидать свои усадьбы кая и поселения в других местах.

План поселений кая обычно имел центрально расположенные области, предназначенные для руководства и поклонения, с другими областями, предназначенными для церемоний инициации, области для развития магии и медицины, а также области, посвященные захоронениям и развлечениям, расположенным вокруг них. Окружающие поселение леса кайи служили буфером между самим поселением и внешним миром. По мере того, как население этих кайя росло, безопасность росла, что привело к периоду стабильности, который позволил народу Миджикенда распространиться вдоль побережья и на юг вдоль границы Танзании. В конце концов все девять первоначальных кайя были заброшены, поскольку Мидзикенда поселились в других местах, однако важность этих кайя не уменьшилась, и они по-прежнему считались священными местами.

Рабство

В доколониальный период В период Миджикенда были садоводами и скотоводами, и имели хорошо налаженную торговлю с прибрежными народами суахили. Люди, проживающие в глубине страны (миджикенда, покомо и сегеджу ) выращивали пищу, от которой зависели прибрежные суахили. Эти торговые отношения основывались на экономических, военных и политических союзах. Народы Миджикенда даже участвовали в Момбасе политике.

Однако во время колониального периода под властью Великобритании власть была передана прибрежным народам суахили и арабским народам этой местности. Прибрежная полоса земли недалеко от Внутренних земель была признана принадлежащей султану Омана, впоследствии люди Миджикенда могли приезжать туда только в качестве скваттеров и в любой момент подвергались опасности изгнания. Колониальная власть над прибрежными районами также распространилась на внутренние районы, где проживали люди Миджикенда.

Одна группа народов Миджикенда, известная как Гириама, не доверяла британским посторонним, с веская причина, до колонизации прибрежных и внутренних районов эта группа была захвачена арабскими работорговцами / суахили в течение 19 века.

Существуют разные отчеты об этом периоде, причем некоторые источники утверждают, что эти порабощенные народы гириама участвовали в сложных отношениях патрон-клиент, которые были важны для создания крупных плантаций на восточноафриканском побережье. Далее в этом сообщении говорится, что эти порабощенные народы гириама были интегрированы в семьи суахили и арабов, владеющих землей, и иногда их называли иждивенцами, а не рабами. В целом обращение с этими рабами не было очень суровым из-за легкости побега, системы патрон-клиент на основе родства и запрета ислама на жестокое обращение с рабами. Это контрастирует с обращением с рабами на близлежащих островах, таких как Пемба или Занзибар, где с рабами обращались более сурово. По мере того как рабовладение на восточноафриканском побережье пришло в упадок, многие из бывших рабов переехали, чтобы найти работу в качестве ручных рабочих на плантациях своего бывшего хозяина, и им выплачивали часть урожая в качестве компенсации в аналогичных отношениях патрон-клиент, как и раньше.

Однако в некоторых источниках утверждается, что рабство, которому подверглись люди Гириама, было более суровым, чем считалось ранее. Порабощенные люди Гириама, как известно, сотнями бежали в любое святилище, какое только могли, в некоторых случаях ища убежища в христианских миссионерских станциях, в других случаях спасаясь бегством в поселения беглых рабов. Кроме того, идея о том, что переход от бывшего раба к физическому труду был затруднен из-за опасений британцев, что беглые и освобожденные рабы начнут восстание.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-30 11:08:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте