Календжинцы

редактировать

Календжин
Кутиит ('рот / lingua franca') / Biik-ap Kuutiit ('люди уст / люди, которые говорят на на одном языке ») | Бойотаб Миот
Общая численность населения
6,358,113
Регионы со степенью населения
Кения 6,358,113
Уганда 300,000
Танзания 10,000
США 70,000
Языки
Календжинские языки : Покот, Купсабины, Нанди, Маркует, Эльгейо, Терик, Сабаот, Туген, Огиек и Кипсигис
Религия
Христианство, Календжинская мифология
Родственные этнические группы
датага и другие нилотские народы

календжинцы - это группа южных нилотских народов коренные жители Восточной Африки, проживающие в основном на территории бывшей провинции Рифт-Валли в Кении. По данным переписи населения Кении 2019 года, их насчитывается 6358113 человек. Они разделены на продукты девять и лингвистически связанных кланов: Кипсигис, Нанди, Кейо, Мараквет, Сабаот, Покоц, Туген, Терик и Огиек. Они говорят на календжинских языках, которые принадлежат к нилотской языковой семье.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Неолит
    • 1.3 Пасторальный железный век
      • 1.3.1 Ранний железный век
      • 1.3.2 Поздний железный век
  • 2 История
    • 2.1 До XIX века
    • 2.2 XIX век
    • 2.3 Традиционный образ жизни
    • 2.4 XX век
    • 2.5 Колониальный период
      • 2.5.1 Политика и идентичность
      • 2.5.2 Религия
      • 2.5.3 Еда
      • 2.5.4 Грамотность
  • 3 Недавняя история
    • 3.1 Демография
      • 3.1.1 Подразделения
    • 3.2 Экономическая деятельность
  • 4 Культура
    • 4.1 Язык
    • 4.2 Имена
    • 4.3 Обычаи
      • 4.3.1 Инициирование
      • 4.3.2 Брак
    • 4.4 Религия
    • 4.5 Старейшины
    • 4.6 Фольклор
    • 4.7 Искусство и ремесла
    • 4.8 Комиксы, книги, видеоигры, фильмы и кино
    • 4.9 Музыка
    • 4.10 Литература
    • 4.11 Кухня
    • 4.12 Наука
    • 4.13 Спорт
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Предыстория

Истоки

Области, где говорят на нилотских языках.

Linguis Свидетельства указать на восточную впадину Среднего Нила к югу от реки Аббай как на рассадник нилотских языков. То есть к юго-востоку от современного Хартума.

Считается, что начиная с второго тысячелетия до нашей эры высококаче общины, говорящие на нилотском языке, начали перемещаться на юг в современном Южном Судане, где наиболее оседлыми, и что общества, которые сегодня называются южными нилотами, продвинулись дальше, достигнув территории современной северо-восточной Уганды к 1000 г. до н.э.

Лингвист Кристофер Эрет предполагает, что между 1000 и 700 г. до н.э. южнонилотские говорящие общины, держали домашний скот и, возможно, выращивали сорго и пальмовое просо, жили рядом с восточно-кушитским говорящим сообществом, с которым у них было значительное культурное взаимодействие. Общая месторасположение этой точки культурного обмена - где-то рядом с общей границей между Суданом, Угандой, Кенией и Эфиопией.

Он предполагает, что культурный обмен, воспринимаемый в заимствованных словах, используется практика обрезания и циклической системы возрастной организации относится к этому периоду.

Неолит

Бусы и подвески, образующие это ок. Цепи на шее возрастом 3000 лет принадлежащей культуре Эльментейан и были среди находок в на реке Нджоро.

Появление южных нилотов на археологических раскопках Восточной Африки коррелирует с созданием доисторических каменная промышленность и гончарные традиции, именуемые эльментейтанской культурой. Носители эльментейтской культуры разработали четкую модель землепользования, охоты и скотоводства на западных равнинах Кении в период восточноафриканского пасторального неолита. Его самое раннее зарегистрированное появление к девятому веку до нашей эры.

Некоторые отличительные черты южных стиля нилотов, особенно в гончарном деле, каменной промышленности и практике захоронения, очевидны в археологических исследованиях.

Лингвист Кристофер Эрет предполагает, что примерно в пятом и шестом веке нашей эры носители южно-нилотских языков разделились на два основных подразделения - прото-календжин и прото-датога . Первые сформировались среди тех, кто проживал к северу от хребта Мау, в то время как вторые сформировались среди участков, которые переместились в равнины Мара и Лойта к югу от западного нагорья.

Пасторальный век железа

Ранний железный век

Материальная культура, именуемая Сириква, рассматривается как развитие местного скотоводческого неолита (то есть эльментейтской культуры), а также локально ограниченный переход от неолита к железный век.

Радиоуглеродное датирование археологических раскопок, проведенных в Ронгае (Делорейн), датируется примерно 985–1300 гг. нашей эры и связано с ранней фазой развития культуры Сириква. Литики с участка «Делорейн Фарм» показывает, что люди отказываются от прежних технологических стратегий в использовании более целесообразного производства инструментов, железо стало повсеместным. Распространение технологии производства оборудования для отказу от многих материальной культуры и обычаев пасторального неолита.

От Центрального Разлома культура распространилась наружу в сторону западного нагорья, горы. Регион Элгон и, возможно, Уганда.

Поздний железный век

Культура Сириква была преобладающей Кенийской глубинной археологической культурой пастырского железного века, около 2000 г. до н.э. Название Сириква происходит от общины, которая занимала плато Уасин Гишу, возможно, еще в 17 или 18 веке. Некоторые отчеты, особенно от кипсиги, предполагают, что люди сириква мигрировали на юг, туда, где сейчас будет Танзания, подразумеваются либо датаг, либо иракв. Считается, что эта культура возникла из культуры Эльментеитана Восточной Африки пасторального неолита ок. 3300-1200 гг. До н.э., за этой культурой на большей части территории последовали последовалижин, Маа, западная и центральная кенийские общины XVIII и XIX веков.

Археологические данные указывают на крайне оседлый образ жизни и культурную приверженность закрытой оборонительной системе как для сообщества, так и для домашнего скота в период железного века. В семейных усадьбах были небольшие индивидуальные загоны для семейного инвентаря, продуманные ворота и сторожевые посты, а также дома, обращенные внутрь усадьбы; защитные методы, в первую очередь предназначенные для защиты от отдельных воров или небольших групп грабителей, надеющихся достичь успеха. Монеты индийского и английского происхождения, некоторые из которых датируются этим периодом, были найдены на археологическом участке Хиракс-Хилл и могут указывать на контакты с торговыми сетями.

В наибольшей степени их территории покрывали высокогорье от Чепалунгу и Леса мау к северу до холмов Черангани и горы Элгон. Был также юго-восточный выступ, по крайней мере в ранний период, в возвышенные луга Рифта Накуру, который был окончательно захвачен масаи, вероятно, не позднее семнадцатого века

<. 204>История

До XIX века

Свод устных преданий из различных восточноафриканских общин указывает на присутствие по крайней мере четырех значительных календжиноговорящих групп населения, существовавших до XIX века. Наиболее раннее упоминание относится к Lumbwa. Устная история Меру сообщали о прибытии их предков на гору Кения, где они взаимодействовали с этим сообществом. Лумбва занимали нижнее течение горы Кения, хотя размеры их территории в настоящее время неясны.

Северо-восток этого сообщества, через Рифт-Валли, сообщество, известное как Чок (позже Сук) занял откос Эльгейо. Покот устная история их жизни, как образ жизни Чемвала, страна, возможно, была известна как Чемнгал, община, которая, судя по всему, жила вместе с Чок. Чемвал, по-видимому, упоминался карамоджонгами как Сигер из-за характерного украшения из раковин каури, котороеали женщины сообщества. Территория, занятая Чемвалом, простиралась между горой Элгон и нынешним Уасин-Гишу, а также в различных набных графств.

Дальний запад, сообщество, известное как Малири оккупировали современные страны Джи и Додот в Уганде. Карамоджонги изгонят их из этого региона в течение столетия, и их традиции описывают эти встречи с Малири. Считает, что прибытие в район последней общины от шести до восьми веков назад.

К северу от Чемнгала находились Оропом (Орупои), общество позднего неолита, обширная территория которого, как утверждается, простиралась через Туркану и окружающий регион, а также в Уганду и Судан. Уилсон (1970), который собирал предания, относящиеся к Оропому, заметил, что корпус устной литературы предполагает, что в конечном итоге общество «стало изнеженным после долгого периода наслаждения плодами высокоразвитой культуры». На границе с Малири в Уганде находились Карамоджонги, община железного века, которая практиковала пастырский жизнь.

К концу 18 века и на протяжении всего 19 века, серия засух, нашествий саранчи, эпидемии, за последние десятилетия XIX века быстрая череда субконтинентальных эпизоотий затронула эти сообщества. Есть ранние записи о великой засухе в Лапаранате 1785 года, поразившей Карамаджонг. Однако для общин, проживающих в то время на территории современной страны, многие рассказы о бедствиях связывают начало с Аояте, острой метеорологической засухой, которая указывает большую часть Восточной и Южной Африки. Записи Нила указывает на начало около 1800 года, в то время как устные рассказы и несколько письменных записей указывают на пик засушливости в 1830-х годах, который привел к заметному голоду в 1836 году. Этот засушливый период и последовавшая за ним серия событий были названы Мутаи.

Особенность мутаев было усиление конфликтов между соседними общинами, наиболее заметными из которых были Илойкопские войны.

19 век

Культурные изменения, особенно нововведение более тяжелых и смертоносных копий среди Считается, что Лойкоп привел к значительным изменениям в методах и масштабах набегов в 19 веке. Изменения в методах, введенные Лойкопами, заключаются в фундаментальных различиях в стратегии, борьбе и защите, а также в организации поселений и политической жизни.

Культурные изменения сыграли роль в экспансии Лойкопа на юг. территория от базы к востоку от озера Туркана. Это расширение привело к развитию трех групп в обществе Лойкопа. Самбур, оккупировавший «исконную» страну к востоку от озера Туркана, а также плато Лайкипия. Уасин Гишу занимал травяные плато, известные как Уасин Гишу и Мау, в то время как масаи территория простиралась от Найваши до Килиманджаро. За этим расширением последовали илоикопские войны.

. Расширение обществ туркана и лойкоп привело к значительным изменениям в календжиноговорящем обществе. Некоторые общины были уничтожены комбинированным воздействием мутаев XIX века, в то время как другие адаптировались к новой эпохе.

Обычно ассимилировались среди личностей.

Произошли также значительные культурные изменения. Охрана скота на плато меньше зависела от продуманной защиты, а больше от мобильности и сотрудничества. И то, и другое требует новых стратегий выпаса и содержания стада. Практика более поздних календжинов - то есть после того, как они отказались от паттерна Сириква и перестали фактически быть Сириква, - ярко показывает это изменение. На своих сокращенных пастбищах, особенно на границах плато Уасин Гишу, когда приближались тела рейдеров, они передавали сигнал тревоги от гребня к гребню, чтобы стада могли объединиться и броситься в лес. Там подходы к полянам будут защищать скрытые лучники, и преимущество будет обращено против копий равнинных воинов.

Больше, чем другая часть, Нанди и Кипсиги, в ответ на Экспансия масаев заимствовала у масаев некоторые черты, которые отличали бы их от других календжинов: крупномасштабная экономическая зависимость от выпаса скота, военная организация и агрессивные набеги скота, а также централизованное религиозно-политическое руководство. К середине девятнадцатого века обе эти общины расширились за счет масаев.

Илоикопские войны закончились в 1870-х годах поражением и рассеянием лайкипиаков. Однако новая территория, приобретенная масаи, была расширена и оставила их чрезмерно расширенными, что не произошло ее оккупировать. Это сделало их открытыми для посягательств со стороны других сообществ. К 1880-х годов Камба, Кикую и календжинские налетчики вторгались на территорию масаи, и масаи изо всех пытались контролировать свои ресурсы скота и пастбищ.

Примерно в это же время в районе Рифт-Валли вспыхнули две эпизоды. В 1883 году плевропневмония крупного рогатого скота распространилась с севера и продолжалась несколько лет. Это к тому к тому, что Лойкопы перегруппировались и начали более агрессивно совершать набеги, чтобы пополнить свои стада. За этим последовала более серьезная вспышка чумы крупного рогатого скота, которая произошла в 1891 году.

Этот период, характеризовавшийся бедствиями, в том числе эпидемией чумы крупного рогатого скота, другими болезнями поголовья, засухой, массовым голодом и оспой, назывался Мутаи.

Традиционный образ жизни

Девятнадцатый. век стал свидетелем массовых потрясений среди обществ Сириква, старые идентичности, такие как Малири и Чок, были аннигилировали или ассимилировали, уступая место новым личностям, таким как Покот. Другие, такие как Сенгвер и Лумбва, адаптировались к новой реальности, слившись и отбросив свои старые личности, чтобы стать Нанди и Кипсиги. Эти новые общества сохранили многие элементы своего старого образа жизни - как и общества Сириква железного века, они были в основном полукочевыми скотоводами. Их экономика вращалась вокруг животноводства и выращивания сорго и жемчужного проса на западных высокогорьях Кении, как это было, по крайней мере, с последнего тысячелетия до нашей эры.

Бисер использовался для представителей скотоводческих общин Восточной Африки и был популярным импортным товаром

Похоже, что в разных регионах были специализации, например, сообщества, живущие на откосе Эльгейо, традиционно ориентировались на орошаемое земледелие. Разнообразные культуры были заимствованы из соседних общин банту, а продукты питания были введены после прибытия португальцев на побережье суахили в пятнадцатом веке. Из них широко выращивались местные овощи и зелень, бобы, тыква, сладкий картофель и табак, в то время как кукуруза и бананы также выращивались, хотя и в небольших количествах.

Они торговали на местном уровне такими товарами, как мед, керамика, курительные трубки. и вооружение, также медицинские и магические услуги, в то время как связь с рынком поставляет иностранные товары, такие как железная проволока и ткань в обмен на слоновую кость. Долгая традиция вышивки бисером способствовала появлению на европейских рынках разнообразных бусин.

Их территория не была в целомана географической. Однако существовал стандартизированный набор классификаций для географических населенных пунктов на соответствующих территориях. Из этих географических классификаций Коквет был наиболее значимой политической и судебной единицей среди календжинцев. Руководящим органом каждого коквета был его совет коквета; kokwet фактически по-разному использовалось для обозначения всего района, его совета и места, где заседал совет.

Камуратанет, социальная и культурная жизнь в степени вращалась вокруг его учения через фольклор и наблюдение за различными тумвеками (ритуалами), наиболее важными из которых были тумдо (посвящение) и тумвек брак, например Който. Церемония Saget'ab eito проводилась каждые несколько лет в ознаменование смены «возрастов», праздники Кипсундет отмечались каждый сентябрь (Kipsunde) и октябрь (Kipsunde oeng) в ознаменование смена сезонов.

степень эра масаев коренным образом изменила характер сообществ, говорящих на языке сириква / календжин, масштабы которых до сих пор остаются неясными.

20 век

В последние десятилетия девятнадцатого века первые европейские исследователи начали продвигаться в глубь Кении. К этому времени календжинцы, а тем более нанди, приобрели устрашающую репутацию. В 1883 году они пытались проникнуть в огромный массив Мау, пытаясь проникнуть в огромный массив Мау.

Мавзолей и музей Койталель Арап Самоей в Нанди-Хиллз, Кения

Тем не менее, торговые отношения были установлены между календжинами и прибывающими британцами. Со стороны календжинов это сдерживалось пророчествами различных провидцев. Среди нанди Кимнёле предупреждал, что контакт с европейцами окажет значительное влияние на Нанди, в то время как Монго, как утверждается, предостерег от борьбы с европейцами.

Матсон в своем отчете о сопротивление показывает, «как безответственные действия двух британских торговцев, Дика и Уэста, быстро нарушили шаткий образ жизни между Нанди и наступающими британцами». Конфликт, который в то время возглавил Нанди Койталель Арап Самоэй - Нанди Оркойёт, был спровоцирован убийством Уэста в 1895 году.

Администрация Восточноафриканского протектората, министерства иностранных дел и миссионерских обществ отреагировала на смерть Уэста, организовав вторжения в Нанди в 1895 и 1897 годах. Войска вторжения смогли нанести спорадические потери воинам Нанди, украсть сотни скота и сжечь деревни, но этого не произошло. смог положить конец сопротивлению Нанди.

В 1897 году колониальное правительство также основало базу в ущелье Эльдама под руководством некоторых господ Тернан и Грант, вторжение, которое не было воспринято Лембусом сообщество. Это вызвало конфликт между лембусами и британскими силами, в которые входили масаи и нубийские солдаты и носильщики.

Британцы в конце концов преодолели Лембус, после чего Грант и Лембус-старший заключили мирное соглашение. Во время переговоров Грант уговорил лембусов заявить, что они не станут вредить и не убивать, на что ответили женщины. Таким образом, они обменяли девушку из клана Кимейто, в то время как Грант предложил белого быка в знак мира и дружбы. Это соглашение было известно как Соглашение Керквони. Переговоры проводились там, где сегодня стоит стадион Керквони.

19 октября 1905 года на территории того места, где сейчас располагается клуб медведей Нанди, Арапа Самоэя попросили встретиться с полковником Ричардом Майнерцхагеном для заключения перемирия.. Внучатый племянник одного из телохранителей Арапа Самоэя позже заметил, что «в тот день было около 22 из них, которые пошли на встречу с (европейцем). Койталелю Арапу Самоэю посоветовали не обмениваться рукопожатием, потому что, если он это сделает, это выдать его как лидера. Но он протянул руку и был немедленно расстрелян ». Смерть Койталела положила конец сопротивлению Нанди.

Колониальный период

Политика и идентичность

До середины 20 века у календжинов не было общего названия, и их обычно называли нанди-говорящими племенами. Ученые и представители колониальной администрации.

Элдоретский филиал Африканского демократического союза Кении

Начиная с1940-х годов, люди из различных «нанди-говорящих племен», призванные воевать во время Второй мировой войны (1939–1945) начали использовать термин «кале» или «коре» (термин, обозначающий шрамирование воина, убившего врага в бою) для обозначения себя. Примерно в то же время популярный местный радиоведущий по имени Джон Чемаллан представил свое радиопередачу во время войны фразой «Календжок», означающей «Я говорю вам» (в устах многих людей). Это повлияет на группу из четырнадцати молодых людей, говорящих на языке, посещающих школу Альянса и пытающихся найти название для своей группы сверстников. Они назвали бы это Календжин, что означает «Я говорю вам» (когда это было сказано одному человеку). Слово календжин получило распространение как обозначение всех «нанди-говорящих» племен. Эта идентичность будет закреплена с основанием Союза Календжин в 1948 году и публикацией ежемесячного журнала под названием Календжин в 1950-х.

В 1955 году, когда Мзе Тамено, масаи и член Законодательного собрания (LEGCO) для Рифт-Валли, подал в отставку, Календжин представил одного кандидата на его место; Даниэль Тороитич арап Мои.

К 1960 году, озабоченные господством луо и кикую, Арап и Рональд Нгала сформировали КАДУ для защиты интересов малых стран. национальности. Они вели кампанию на платформе мажимбизма (деволюции) во время выборов 1963 года, но проиграли КАНУ. Вскоре после обретения независимости в декабре 1963 года Кеньятта убедил Мои распустить KADU. Это было сделано в 1964 году, когда KADU распалась и присоединилась к KANU.

Религия

Христианство было введено и быстро распространилось по языкам календжин в колониальный период. Традиционная религия календжин, претерпевшая отдельные изменения, в это время претерпела соответствующие упадок.

Традиционная религия календжин на основе вере в верховного бога, Асиса или Чепталела, который представлен в форме солнца, хотя это не сам Бог. Ниже Асис находится Эйлат, управляющий громом и молнией. Считается, что духи мертвых, oyik, вмешиваются в дела людей, и их можно умиротворить с помощью мяса и / или пива, которые называются корос. Прорицатели, называемые оркойками, обладают магическими способностями и вызывают в призывах к дождю или прекращению наводок. Сегодня почти все заявляют о принадлежности к организованной религии - христианству или исламу. Основные христианские секты включают Церковь Внутренней Африки (AIC), Церковь провинции Кении (CPK) и Римско-католическую церковь. Мусульман среди календжинцев относительно немного. Вероисповедание.

Еда

В колониальный период в Керичо <89 было широко распространено выращивание чая в больших масштабах.>и Нанди нагорье. С тех пор эти регионы сыграли важную роль в становлении ведущим экспортером чая в мире, а также в установлении культуры чаепития среди календжинцев. В этот период также было введено полуденное питание, а также добавлены продукты на основе пшеницы, такие как хлеб и реже, блины и маандази к утреннему приему пищи.

Грамотность

Значительным культурным изменением колониального периода стало введение и принятие латинского алфавита для расшифровки сначала Библии, а знаний и истории Календжина.

Недавняя история
Пшеничная плантация в Уасин-Гишу

Демография

Согласно переписи населения Кении 2019 года, календжинцы насчитывают 6 358 113 человек, что делает их третью по величине этнической группой в Кении после кикуйю и Лухья.

Подразделения

В Календжин есть несколько этнических групп: они включают кейо, эндороис, кипсиги, мараквет, Нанди, Покот, Терик, Туген, Сенгвер (Черенганы) и Сабаот.

Экономическая деятельность

Значительные большинство говорящих на Календжине являются в основном фермерами, ведущими натуральное хозяйство, они выращивают такие зерновые, как кукуруза и пшеница, в меньшей степени, сорго и просо, или ведут скотоводческий образ жизни; выращивание говядины, коз и овец для производства мяса. Столь же практикуют сочетание сельского хозяйства и животноводства (часто молочного скота). Округа Уасин-Гишу, Транс-Нзоя и, в меньшей степени, Накуру часто называют округами Кении, занимающимися корзиной зерна, и несут ответственность за обеспечение большей части потребностей страны в зерне.

Мясные продукты из северных областей Западного Покота и Баринго особенно ценятся за их вкус и предпочитают в Ущелье для приготовления ньяма-чома.

Значительное количество календжин переехали в Города Кении, где большое количество сотрудников работает в правительстве Кении, армии, полиции, в банковской и финансовой сфере, а также в бизнесе.

Культура
Женщина-спортсменка из Кипсиги, Мерси Хроно из Кипсиги.

Современная культура Календжин является продуктом своего наследия набора культур заимствований британского колониального государства. период и современность Кенийская идентичность, из которой она заимствует и дополняет.

Подвиги календжинских спортсменов являются частью кенийской идентичности

Язык

Календжинцы говорят на календжинских языках как на своих родных языках. Языковая группа принадлежит к семейству нилотский. Большинство говорящих на календжинском языке проживают в Кении, меньшее население - в Танзании (например, Акиэ ) и Уганде (например, Купсабини ).

кисуахили и английский, оба кений национальных национальных языков широко используются в качестве второго и третьего языков для многих носителей календжин и в качестве первого и второго языков для некоторых календжинцев.

Имена

календжинские имена в основном используются календжинским народом Кения и языки, говорящие на языке календжин, такие как Себей в Уганде и Акиэ в Танзании.

Календжин традиционно имеет два основных имени для человека, хотя в некоторых случаях есть три имени, а отчество Арап в некоторых случаях приобретается позже в жизни, например Альфред Кирва Йего и Дэниел Торойч арап Мои.

Таможня

Инициирование

Про цессации иници - ключевой компонент идентичности Календжина. Среди мужчин обрезание (ятитает) и инициация (тумдо) как знак перехода от детства к зрелости и воспринимаются очень серьезно. В целом, этот процесс все еще происходит в подростковом / раннем подростковом возрасте, хотя на практике существуют значительные различия. В традиционной практике инициации до сих пор уделяется большое внимание эзотерике, и в 2013 году среди старейшин Календжин был большой шум, когда аспекты традиции были открыто расследованы в Международном суде. И наоборот, у многих современных Календжин процесс обучения проводится в больнице как стандартная хирургическая процедура, появились модели процесса обучения, современные современные практику. В ортодоксальных, городских и христианских традициях использование ibinwek сокращается, перенесена с традиционного праздничного сезона сентябрь / октябрь на декабрь, чтобы совпасть с кенийским школьным календарем.

В современном мире процесс женского обрезания воспринимается негативно (см.: FGM ), и использует эту кампанию с целью искоренения этой практики среди календжинцев. Известный крестоносец против FGM - Достоп. Лина Джебии Килимо.

Брак

В современной календжинской свадьбе меньше церемоний, чем обычно, и они часто, хотя и не всегда, проходят в разные дни;

Во время первой церемонии предложение / явка (kaayaaet'ap koito), молодой человек, который хочет жениться, сообщает своим родителям о своем намерении, и они, в свою очередь, часто рассказывают своим родственникам, обсуждая пригодность пары. Они одобрят в семью девочек, чтобы они одобрили сцену и попросить руки девушки выйти замуж. Родителей обычно сопровождают тети, дяди или даже бабушки и дедушки, и просьба часто выражается как извинение перед будущими родителями невесты за то, что они пытались забрать у них дочь. Если ее семья соглашается попробовать им родить дочь, согласовывается дата официальной помолвки. Помимо инициации, предполагаемый жених и будущая невеста не играют роли в этой церемонии.

Во время второй церемонии официальная помолвка (koito ), жених Семья едет в дом невесты, чтобы официально познакомиться с ее семьей. Семья жениха, в которую входят тети, дяди, бабушки и дедушки и т. Д., Приглашаются в комнату для обстоятельных представлений и переговоров о приданом. После переговоров проводится церемония, на которой жениху и невесте дают советы по семейной жизни старших родственников из семей. Обычно во время этой церемонии паре дарят символические подарки и подарки. които обычно довольно красочен и иногда имеет сходство с свадебной церемонией, и он действительно приобретает известность как событие, поскольку kaayaaet'ap koito иногда сливается с ним, а в других случаях Тунис теряется в

Третья церемония, свадьба (тунисет), является большой церемонией, которую приглашают многие члены, соседи, друзья и деловые партнеры. В и современных методов эта церемония часто повторяет обычную обычную свадьбу; он обычно проходит в церкви, где обмениваются кольцами, проводится пастором и сопровождается приемом.

Религия

Почти все современные календжины системы управления организованной религии, подавляющее большинство

Старейшины

У Календжинов есть совет старейшин, состоящий из различных кланов и подкланов Календжин, известный как Совет старейшин Миут. Этот совет был сформирован в период после обретения Кенией независимости.

Фольклор

Как и все устные общества, календжинцы собрали богатую коллекцию фольклора. В народных повествованиях говорилось о передаче сообщения, и в числе номеров был Чемосит (медведь Нанди), известный в Мараквете как Чебокери, ужасное чудовище, пожирающее мозги непослушных детей.

Легенда о Чепталеле довольно распространена среди кипсиги и нанди, и название было заимствовано из мифологии Календжин в современную традицию. Падение клана Лонг’оле - еще одна популярная история, основанная на реальных событиях и рассказанная, чтобы предостеречь от гордости. По сюжету, воины лонг'оле, считая себя сильнейшими на земле, подтолкнули своих дальних соперников, масаев, в бой. Масаи, хотя поначалу сопротивлялись, в конце концов атаковали, уничтожив клан Лонг'оле.

Как и в случае с другими восточноафриканскими общинами, колониальный период миф о мисри со временем стал популярным среди календжин и его аспекты повлияли на направление фольклорных и академических исследований.

Искусство и ремесла

Использование декоративно-прикладного искусства является частью культуры Календжин с декоративной отделкой бисером являясь наиболее развитым изобразительным искусством. Однако календжинцы, как правило, не слишком известны своим ремеслом, хотя женщины действительно производят и продают на месте украшенные калебасы, сделанные из тыкв. Эти тыквенные калебасы, известные как сотет, натираются маслом и украшаются маленькими цветными бусинами и по сути представляют собой тот же тип калебашей, который используется для хранения мурсик.

комиксов, книг, видеоигр, фильмов и фильмов

Народные сказки из Календжина вдохновили некоторые работы на мировой арене развлечений. Одна из таких историй - медведь Нанди, в просторечии, Чемоси или Кериит вдохновили монстра Нандибира в книге «Fighting Fantasy », комиксе о Тарзане (комикс «Золотой ключ»), где Тарзан встречает медведя, а затем сражается с ним, Ролевая игра Pathfinder, фэнтезийная ролевая игра, опубликованная в 2009 году издательством Paizo Publishing, включает Chemosit.

В Звездных войнах, Ниен Нунб озвучивает Кипсанг Ротич, который использует Календжин и Кикую в наборе. Кимурси, актер из многоцветного приключенческого фильма 1950 года: Копи царя Соломона, считается представителем кипсиги. В актерском составе он играет роль Хивы

Музыка

Современная календжинская музыка долгое время находилась под влиянием Кипсиги, что привело к восприятию Керичо как культурный инновационный центр. Однако музыкальные новшества и региональные стили присутствуют во всех регионах, где говорят на календжинском языке. Среди популярных музыкантов - пастор Джоэл Киметто (отец Календжинского Евангелия), Майк Ротич, Эмми Косгей, Мэгги Черуйот, Джосфат Коеч Каранджа, Лилиан Ротич и Барбра Чепкоич. Msupa S и Kipsang представляют новое поколение календжинских поп-музыкантов. Известные звезды, которые ушли, включают Диану Чемутай Мусила (Челеле), Джуниор Котестес и Велдон Черуйот (Кенен).

Литература

Ряд писателей задокументировали историю и культуру Календжин, в частности Б.Е., Пол Кипчумба и Чиарунджи Чесайна.

Кухня

Угали с говядиной и соусом - обычное блюдо календжинской и африканской кухни Великих озер.

Угали, известный в Календжине как кимнет, подается с вареными овощами, такими как капуста, и молоком, который является основным продуктом календжинской диеты. Реже угали, рис или чапати подают с жареным мясом, обычно с говядиной или козьим мясом, а иногда и с курицей. Традиционный угали, приготовленный из проса и сорго, известный как псонг'иот, снова набирает популярность в тандеме с мировыми тенденциями в отношении здорового питания. Традиционный закусочный морио (чем-то похожий на кукурузные лепешки ) получают из корочки после приготовления угали, и он до сих пор пользуется большим спросом. Точно так же традиционный напиток мурсик и мед, считавшиеся деликатесами, долгое время остаются довольно популярными.

Комбинированные блюда / смеси, которые традиционно не считаются календжинскими, встречаются в более космополитичных регионах. Наиболее распространенным из них является кванкваниек, смесь кукурузы и бобов, сваренных вместе (githeri ).

Взрослые и дети могут пить молоко или чай во время еды или перекуса. Чай (чайк) в среднем содержит 40% молока по объему и обычно сильно подслащен. Если молока нет, то можно пить чай, употребляя сахар, хотя пить чай без молока настоящим затруднением.

Помимо хлеба, люди обычно покупают продукты питания, такие как сахар, чайные листья, кулинарный жир, газированные напитки и другие продукты, которые они не производят сами.

Наука

Традиционные знания календжин были достаточно всеобъемлющими знаниями и использованием растений в лечебных целях. Один из наиболее заметных ученых профессор Ричард Мибей, чья работа над красителем тами помогла возродить текстильную промышленность в Элдорете и сообщать о Кении в целом.

Спорт

Некоторые называют календжинов «бегущим племенем». С середины 1960-х годов кенийские мужчины завоевали самую большую долю крупных международных наград в международной легкой атлетике на дистанциях от 800 метров до марафона; Подавляющее большинство кенийских звезд бега были календжинцами. С 1980 года около 40% высших наград, доступных мужчинам в международных соревнованиях по легкой атлетике на этих дистанциях (олимпийские медали, чемпионаты мира медали и награды чемпионатов мира по лыжным гонкам), были получены Календжином.

Пол Тергат установил новый мировой рекорд марафона в Берлине в 2003 году.

В 2008 году Памела Джелимо стала первой кенийской мединой, выигравшей золотуюаль на Олимпиада ; она также стала первым кенийцем, выигравшим джекпот Золотой лиги в том же году. С тех пор кенийские женщины стали одними из основных участников международных соревнований по легкой атлетике на дистанциях; большинство этих женщин - календжин. Амби Берфут из «Мира бегунов» заявлено, что шансы достижения успеха, которого они добились на Олимпийских играх 1988, были ниже 1: 160 миллиардов. Кения провела еще более успешные Олимпийские игры в 2008 году.

Был предложен ряд теорий, объясняющих необычное спортивное мастерство людей, говорящих на языке календжин. Они включают множество объяснений, одинаково хорошо применимы к другим людям или людям, живущим в других местах, которые не являются непропорционально успешными спортсменами, например, что они живут на относительно большой высоте и что призовые от гонок велики по сравнению с типичному годовому доходу. Одна из теорий состоит в том, что у календжинцев относительно тонкие ноги, и поэтому им не нужно поднимать такой большой вес ног при беге на длинные дистанции.

См. Также
Примечания
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 10:27:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте