Общее население | |
---|---|
8 148 668 | |
Регионы со значительным населением | |
Кения | |
Языки | |
Gĩgĩkũyũ, суахили и английский | |
Религия | |
Христианство, ислам и Религия Агикуйю | |
Родственные этнические группы | |
Эмбу, Меру, Мбере, Камба, Сонджо другие Северо-восточные банту народы |
Человек | Mũgĩkũyũ / Mũndũ |
---|---|
Люди | Agĩkyũ |
Язык | Gĩgĩkũyũ |
Страна | Bũrũrĩ Wa Gĩkũyũ |
Кикуйю (также Agĩkyũ / Gĩky) - этническая группа банту, населяющая Центральную Кению. При численности населения 8 148 668 человек по состоянию на 2019 год они составляют 17,13% от общей численности населения Кении, что делает их крупнейшей этнической группой в Кении.
Термин кикуйю происходит от суахили форма слова Gkũyũ. Gkũy означает «большое платан (mky) дерево». Следовательно, Agĩkũy на языке кикуйю переводится как «дети огромного платана». Альтернативное название Nyũmba ya Mũmbi переводится как Дом Гончара или Создателя. Agkũyũ также может быть сокращенной формой Mũũgĩ (мудрого) kũrĩ (чем) ũyũ (он / она), следовательно, «тот, кто мудр по отношению к другим».
Кикуйю принадлежат к северо-востоку Банту филиал. Их язык наиболее близок к языку Эмбу и Мбере. Географически они сконцентрированы в окрестностях горы Кения.
. Точное место, откуда носители северо-восточного банту мигрировали после первоначального расширения банту, не известно. Некоторые авторитетные источники предполагают, что кикуйю прибыли в свою нынешнюю область проживания на горе Кения из более ранних поселений дальше на север и восток, в то время как другие утверждают, что кикуйю вместе со своими близкими восточными соседями банту Эмбу, Меру, Мбир и Камба двинулись в Кению из пунктов дальше на север.
Судя по археологическим свидетельствам, их прибытие на северную сторону горы. Кения восходит к 3 веку, как часть более крупной группы, известной как Тагику. К VI веку в Гатунг'анга в Ньери была недавно основана община Агикуйю. Агикуйю обосновались на своей нынешней родине, на горе. Регион Кения к XIII веку.
До создания Протектората Восточной Африки в 1895 году Агокёйо сохранил географическую и политическую власть почти от любого внешнего влияния на протяжении многих поколений; они никогда не были покорены. До прихода англичан арабы, вовлеченные в работорговлю, и их караваны проходили по южным окраинам нации Agĩky. Рабство как институт не существовало среди Agĩky, и они не совершали набегов для поимки рабов. Арабы, которые пытались отважиться на землю Агокёйо, встретили мгновенную смерть. Опираясь на комбинацию покупки земли, кровного братства (партнерства), смешанных браков с другими людьми, а также их усыновления и поглощения, Агокёйо находились в состоянии постоянной территориальной экспансии. В экономическом отношении Агокёйо были великими фермерами и проницательными бизнесменами. Помимо сельского хозяйства и бизнеса, Агокёйо занимались мелкой промышленностью и занимались такими профессиями, как строительство мостов, изготовление струн, волочение проволоки и изготовление железных цепей. У Агокёйо было отличное чувство справедливости (kĩhooto).
Народ Агокёйо был разделен на девять кланов. Каждый клан ведет свою родословную от единственной женщины-предка и дочери Мумби. Кланы не были ограничены какой-либо конкретной географической областью, они жили бок о бок. У одних кланов был признанный лидер, у других - нет. Однако в любом случае реальная политическая власть осуществлялась правящим советом старейшин каждого клана. Затем каждый клан направил лидера своего совета в высший совет старейшин всего сообщества. Затем общий совет старейшин, представляющий все кланы, возглавлял глава или представитель нации.
Гукёйо были и остаются монотеистами, верящими во всемогущего Бога, которого они называют Нгаи. Все Гокёйо, Эмбу и Камба используют это имя. Нгаи также был известен как Мурунгу племенами Меру и Эмбу, или Мулунгу (вариант слова, означающего Бога). Титул Мватани или Мвати (величайший правитель) происходит от слова гватха, означающего править или царствовать с властью, было и используется до сих пор. Все жертвоприношения Нгаю совершались под платаном (Mũkũy), а если его не было, использовалось смоковное дерево (Mũgumo). оливковое дерево (Mũtamaiyũ) было священным деревом для женщин.
Нгаи или Мвене-Ньяга - Верховный Создатель и податель всего. Он создал первые общины Gkũy и снабдил их всеми ресурсами, необходимыми для жизни: землей, дождем, растениями и животными. Нгаи нельзя увидеть, но он проявляется в солнце, луне, звездах, кометах и метеорах, громе и молнии, дожде, радугах и в больших фиговых деревьях (мугумо). Эти деревья служили местами поклонения и жертвоприношения и отмечали место в Mũkre wa Gathanga, где впервые поселились Gky и Mũmbi - предки Gky в устной легенде. Нгаи обладает человеческими качествами, и хотя некоторые говорят, что он живет в небе или в облаках, в знаниях Гокшё также говорится, что Нгаи время от времени приходит на землю, чтобы осмотреть ее, даровать благословения и назначать наказания. Когда он приходит, Нгаи отдыхает на горе Кения (Кириняга) и Килимамбого (крима кша нджаху). Гром интерпретируется как движение Нгаи, а молния - это оружие, которое Нгаи использует, чтобы расчистить путь при переходе из одного священного места в другое. Некоторые считают, что обитель Нгаи находится на горе Кения. В одной легенде Нгаи сделал гору своим пристанищем во время инспекционной поездки по земле. Затем Нгаи взял первого человека, Гикую, на вершину, чтобы указать на красоту земли, которую он ему дал.
Основные моменты в этой традиционной религии Gkũy философия были прямо основаны на общих представлениях народов банту следующим образом :
Гокёйо верили во взаимосвязь всего во вселенной. Для людей Gkũy все, что мы видим, имело внутреннюю духовную силу, и самая священная, хотя и невысказанная онтология существовала - это сила. Эта духовная жизненная сила произошла от Бога, Который имел власть создавать или уничтожать эту жизненную силу. Для народа Гокшё Бог был верховным существом во вселенной и дарителем (Mgai / Ngai) этой жизненной силы всему, что существует. Люди Gkũy believed также верили, что все, что создал Бог, имело жизненную внутреннюю силу и связь с Ним простым фактом, что он создал эту вещь и дал ей ту внутреннюю силу, которая заставляет это быть и проявляться физически. Для Agĩky Бог имел эту жизненную силу внутри себя, поэтому Он был окончательным владельцем и правителем всего во вселенной. Последний был высшей концепцией Бога среди людей Гокшё, отсюда и название Мугай / Нгаи. Для людей Gkũy, которые обладали величайшей жизненной силой, самые близкие к Богу были первыми родителями, созданными Богом, потому что Бог непосредственно дал им жизненную жизненную силу. Эти первые родители пользовались таким уважением, что с ними обращались почти как с самим Богом. За ними последовали предки людей, унаследовавших жизненную силу от первых родителей, затем сразу умершие и, наконец, старейшие в сообществе. Следовательно, когда люди хотели принести жертвы, старейшие члены общины совершали обряды. Дети в сообществе были связаны с Богом через своих родителей, и эта цепочка будет двигаться вверх к родительским родителям, предкам, первым сотворенным родителям, пока не достигнет Самого Бога. Люди Gkũy верили, что духи умерших предков могут возродиться снова в этом мире, когда рождаются дети, поэтому обряды выполнялись во время церемоний наречения имен детей. Люди Gkũy believed верили, что жизненная сила или душа человека может увеличиваться или уменьшаться, тем самым влияя на его здоровье. Они также считали, что некоторые люди обладают способностью манипулировать внутренней силой во всем. Этих людей, которые увеличивали благосостояние духа человека, называли знахарями (Mũgo), а тех, кто уменьшал жизненную силу человека, называли знахарями (Mrogi). Они также считали, что духовные силы обычных предметов могут быть увеличены таким образом, что они защищают человека от тех, кто склонен уменьшать жизненную силу человека. Такой предмет с такими способностями назывался готхито. Таким образом, философия религии Gkũy и жизни в целом была основана на понимании того, что все во вселенной имеет внутреннюю взаимосвязанную силу, которую мы не видим. Следовательно, Бог среди людей Гокшё понимался как владелец и распространитель (Mũgai) этой внутренней жизненной силы во всех вещах, и Ему поклонялись и восхваляли, чтобы либо увеличить жизненную силу всех вещей (сельскохозяйственные продукты, крупный рогатый скот, дети), Gky люди одержимы и минимизируют события, которые приводят к катастрофам, которые уменьшают жизненную силу людей или приводят к смерти. Лидером народа Гокёйо был человек, который, как считалось, обладал величайшей жизненной силой среди людей или человек, который продемонстрировал величайшую жизненную силу, заботясь о людях, их семьях, своих сельскохозяйственных продуктах, своем скоте и своей земле.. Следовательно, этот человек считался ближе к Богу, чем кто-либо другой, живущий в этой стране. Он также должен был демонстрировать и практиковать высшие уровни истины (maa) и справедливости ( kihooto), как это сделал бы верховный Бог народа Gkũy.
У Agky было четыре сезона и два урожая в один год.
Кроме того, время было записано через инициацию посредством обрезания. Каждой группе посвящения было дано особое имя. По словам профессора Годфри Моринки, индивидуальные наборы инициации затем группируются в полк каждые девять календарных лет. До создания полка или армии был период, когда не проводилось посвящение мальчиков. Этот период длился в общей сложности четыре с половиной календарных года (девять сезонов на земле Gky each, каждый сезон упоминается как imera) и упоминается как mhingo, при этом инициация происходила в начале пятого года и продолжалась ежегодно в течение следующие девять календарных лет. Это была система, принятая в Метуми Муранга. Комплекты полка или армии также получают особые названия, некоторые из которых кажутся ave стали популярными мужскими именами. В Гаки Ньери система была перевернута, и посвящение происходило ежегодно в течение четырех календарных лет, за которым следовали девять календарных лет, в течение которых не происходило посвящение мальчиков (мухинго). Девочек же посвящали каждый год. Тогда несколько полков составляют правящее поколение. Было подсчитано, что правящие поколения прожили в среднем 35 лет. Имена наборов посвящения и полка различаются в пределах страны Гокёйо. Однако правящие поколения едины и дают очень важные хронологические данные. Вдобавок ко всему, наборы для инициации были способом документирования событий в нации Gkũy, так, например, были зарегистрированы случаи оспы и сифилиса. Наборы для посвящения девочек также получили особые названия, хотя исследований в этой области было мало. Моринки обнаруживает только три множества, имена которых: Рухаро [1894], Кибири / Ндурэро [1895], Кагица [1896], Ндуту / Нути [1897]. Все эти имена взяты из Metumi (Mũrang'a) и Kabete Kĩambu.
Список Мэтью Ньороге Кабета гласит: Тене, Кёйо, Аагу, Сиура, Мататхи, Ндеми, Иреги, Майна (Нгото), Мванги. Список Гакаара ва Ванджа гласит: Тене, Нема Тхо, Карирах, Аагу, Тиру, Кума, Чиира, Ндеми, Мататхи, Иреги, Майна, Мванги, Иринго, Мванги ва Мандрити. Последние два поколения пришли после 1900 года. Один из самых ранних записанных списков Макгрегора гласит (список взят из истории неизменных): Манджири, Мандути, Кьера, Масаи, Матати, Ндеми, Иреги, Майна, Мванги, Маниранго. По словам Хобли (историка), каждое поколение посвящения, рика, длилось более двух лет. Правящее поколение к приходу европейцев называлось Майна. Говорят, что Майна передал Мванги в 1898 году. Хобли утверждает, что под Майной были сгруппированы следующие множества - Конотия, Каранджа, Нджонга, Коньянджуи, Гатуру и Нганга. Однако профессор Моринки помещает эти наборы намного раньше, а именно, Каранджа и Конотия принадлежат к правящему поколению Чииры, правившему с 1722 по 1756 год, плюс-минус 25 лет, согласно Моринки. Njũgũna, Kĩnyanjui, Ng'ang'a принадлежат к правящему поколению Mathathi, правившему с 1757 по 1791, плюс минус 20 лет, согласно Mriũki.
Список профессора Mũrikis должен иметь приоритет в этой области, поскольку он провел обширное исследование в этой области, начиная с 1969 г., и воспользовался всей более ранней литературой по этому вопросу, а также провел обширную полевую работу в областях Гаки (Ньери), Метуми (Муранга) и Кабете (Камбу). Помимо правящих поколений, он также дает названия полков или армейских наборов с 1659 г. [с точностью до ошибки] и названия ежегодных наборов посвящений, начинающихся с 1864 г. Список из Метуми (Mũrang'a) является наиболее полным и дифференцированным..
Mũriũkis также является наиболее систематизированным списком на данный момент. Достаточно сказать, что большинство самых популярных мужских имен в стране Gĩky были именами riikas (наборов инициации).
Вот список Mũriũkis названий наборов полков в Metumi (Mũrang’a).
К ним относятся Киари (1665–1673), Сеге (1678–1678), Камау (1704–1712), Комани (1717–1725), Каранджа (1730–1738), Конотия (1743–1751), Нджонга (1756–1764), Коньянджуи (1769–1777), Нганга (1781–1789), Ньороге (1794–1802), Вайнайна (1807–1815), Кангете (1820–1828) Мбогуа (1859) –1867), Njenga или Mbra Itimũ (1872–1880), Mũtũng' или Mbũr (1885–1893).
HE У Ламберта, который имел дело с риками, есть следующий список комплектов полка из Гичёго и Ндиа. Следует помнить, что эти имена не были одинаковыми для правящих поколений в земле Гокёйо. Следует также отметить, что Ндиа и Гачого следовали системе, при которой инициация происходила ежегодно в течение четырех лет, а затем следовали период в девять календарных лет, когда не происходило посвящение мальчиков. Этот период назывался mhingo.
Karanja (1759–1762), Kĩnũthia (1772–1775), Ndũrĩr (1785–1788), Mũgacho (1798–1801), Njoroge (1811–1814), Kang 'ethe (1824–1827), Гитах (1837–1840), Маньяки (1850–1853), Киамботхи (1863–1866), Ватуке (1876–1879), Нгоу (1889–1892), Ваканене (1902–1905).
Самое замечательное в этом списке по сравнению со списком Metumi - это то, как используются некоторые из тех же имен, если они немного смещены. Ндиа и Гачо очень далеки от Метуми. С другой стороны, Гаки, с точки зрения моего географического понимания земли Гокёё, должен быть намного ближе к Метуми, но практически никакие названия комплектов полка не используются. Однако следует отметить, что у Гаки была сильная связь с масаи, живущими поблизости.
Имена правящего поколения Майна иМванги также являются очень популярными мужскими именами Гокёйо. Теория также состоит в том, что Waciira также происходит от ciira (падеж), которое также является очень популярным мужским именем среди Agĩky. Это поставило бы под вопрос, когда именно детей стали называть именами родителей родителей. Если бы с самого начала существовала эта система именования детей в честь родителей, в обращении было бы очень мало мужских имен. Однако это не так, так как существует очень много мужских имен Гокёйо. Один из теорий состоит в том, что женскими гораздо именнее, а имена девяти полных дочерей Момби самыми распространенными.
Гакаара ва Ванджах поддерживает эту точку зрения, когда пишет в своей книге «Мухурга йа Аагокёйо». 286>
Хинго ĩyo ciana cia arũme ciatuagwo marĩĩtwa ma mariika ta Watene, Cuma, Iregi kana Ciira. Нао airĩĩtu magatuuo marĩĩtwa ma mĩhĩrĩga tauria hagwetetwo nah au kabere, о нгинья хинго ирия маунду маатабариирво туутаини ати чиана итуагво ачиари а мванаке на муироту. рика (набор инициации), таких как Ватене, Кума, Иреги или Чиира. С другой стороны, девочек называли в честь кланов, которые были названы ранее, до тех пор, пока не было решено назвать детей в честь родителей, мужчины и женщина. "Из этой заявки неясно, были ли девочки названы ad hoc в честь какого-либо клана
Эти странным образом означало бы, что женские имена - самые старые в стране, независимо от того, к кому клану принадлежат родители. Что касается мужских имен, то, конечно, есть вопрос о курице и яйце, о том, когда конкретно появилось имя, но некоторые связаны с событиями, которые произошли во время посвящения.
Была очень важная церемония, известная как Итулка, на которую была установлена старая гвардия передавала бразды правления следующему поколению. Это было сделано, чтобы избежать диктатуры. Кеньятта рассказал, как когда-то в стране Агокёйо правил деспотичного король по имени Гокёйо, внук старшей дочери (Ванджиро, согласно Лики) первоначального Гокёйо, прославившегося Гокёйо и Момби. После того, как он был свергнут, было решено, что правительство должно быть демократическим, как и возникла Итушка. Эта легенда, конечно, ставит под сомнение, когда именно тогда установилось матрилинейное правило. Последняя церемония Итука, на которой рика Майны передала власть поколению мванги, состоялась в 1898-1898 годах. Следующее мероприятие должно было состояться в 1925–1928 [Кеньятта], но ему помешало колониальное империалистическое правительство, и один за другими институтами Гёкёйо рухнули.
Правление поколений, систему рука можно проследить до 1500 лет эры или около того. Это были:
Последняя церемония на Итулке, на которой рука Майны передала власть поколению мванги, состоялась в 1898–1899 гг. Следующий должен был состояться в 1925–1928 гг., Но был сорван колониальным правительством. Традиционным символом власти нации Агикуйю является Мутоги (Палка), что означает власть вести, и Итимо (Копье), обозначающее силу призывать людей к войне.
пример жизни агикуйю был нарушен, когда они вступили в контакт с британцами примерно в 1888 году. Целью этих европейцев было покорить местное население, колонизировать и захватить их богатые сельскохозяйственные земли. Колониальный захват был встречен сильным сопротивлением жителей: Вайяки Ва Хинга, лидер южной Агикуйю, который правил Дагоретти, подписавший договор с Фредерик Лугард из Британской Восточно-Африканской компании (СБЕР), подвергшись серьезным преследованиям, сжег форт Лугарда в 1890 году. Два года спустя Вайяки был похищен британцами и убит.
Вождь кикуйю Ванбугу (сидит в центре) во время переговоров с Верховным комиссаром Протектората Восточной Африки c. 1910После серьезных финансовых трудностей Британской Восточно-Африканской компании, британское правительство 1 июля 1895 года установило прямое правление силой через Восточноафриканский протекторат, открыв (1902) плодородное нагорье для британских поселенцев. Агикуйю просто убил любого члена нации Агикуйю, который помог британцам подчинить Агикуйю. В ответ англичане применили грубые методы ответного удара. В случае невыполнения требований в таком случае будет вызвано около пятисот представителей представителей масаи, потомственных племенных Акикуйу, и с добавлением некоторых регулярных местных призывников и полиции вся страна будет прочесана. Мужчины были убиты, а женщины, дети и стада взяты в плен до тех пор, пока, приобретенный дорогой ценой опыта, другая встреча не обеспечила необходимое подчинение. Попытавшись яростно противостоять британской оккупации и колонизации силой и потерпев неудачу между 1895–1920 гг., Люди агикуйю прибегли к политическим средствам сопротивления.
Кения военной базой для британцев во время Первой мировой войны (1914–18), поскольку подчинить немецкую колонию на юге были сорваны. С начала войны в августе 1914 года губернаторы Британской Восточной Африки (как обычно называли Протекторат) и Германской Восточной Африки заключили перемирие в попытке уберечь молодые колонии от прямых боевых действий. Подполковник Пауль фон Леттов-Форбек принял командование германскими вооруженными силами, решив связать как больше британских ресурсов. Полностью отрезанный от Германии, фон Леттов провел эффективную партизанскую войну, питаясь землей, захватывая британские припасы и оставаясь непобежденным. В конце концов он сдался в Замбии через одиннадцать дней после подписания перемирия в 1918 году. Чтобы преследовать фон Леттова, британцы перебросили войска индийской армии из Индии, а затем потребовалось большое количество носильщиков, чтобы преодолеть сложную логистику транспортировки припасов пешком в глубь страны. Carrier Corps был сформирован и в итоге мобилизовал более 400 000 африканцев, что способствовало их долгосрочной политизации.
Опыт, полученный африканцами во время войны, в сочетании с созданием колонии, где доминировали белые поселенцы, вызвали значительную политическую активность в 1920-х годах, кульминацией которой стало сочинение архидьякона Оуэна «Piny Owacho» (Голос движения народа)) и «Ассоциация молодых кикуйю» (переименованная в «Восточноафриканскую ассоциацию»), начатую в 1921 году Гарри Туку (1895–1970), внушили многим кикуйю чувство национализма и отстаивали Гражданское неповиновение. Кампания Туку против колониальной несправедливости была недолгой. В следующем году он был сослан в Кисмайу, и только в 1924 году была сформирована Центральная ассоциация кикуйю (KCA), которая продолжила кампанию Туку. С 1924 года Центральная ассоциация кикуйю (KCA) с Джомо Кеньятта в качестве генерального сосредоточилась на объединении кикуйю в одно географическое государство, но ее проект был подорван разногласиями по поводу ритуальной дани, земли, запрета об обрезании женщин и Поддержка Туку. KCA отправил Кеньятту в Англию в 1924 году и снова в 1931 году, чтобы выразить свое недовольство британской оккупацией и правлением.
К 1930-м годам примерно 30 000 белых поселенцы жили в стране Агикуйю и приобрели политический голос благодаря своему вкладу в рыночную экономику. В этом районе уже проживало более миллиона представителей народа кикую, большинство из которых были лишены земли европейскими поселенцами и жили как странствующие фермеры. Чтобы защитить свои интересы, поселенцы запретили выращивание кофе, ввели налог на хижину, безземельные методы все меньше и меньше земли в обмен на свой труд. Последовал массовый исход в города, поскольку их способность обеспечивать жизнь за счет земли истощилась.
Во время Второй мировой войны (1939–45) Кения стала британской военной базой. Для солдат агикуйю, которые участвовали в войне в составе Королевских африканских стрелковых (KAR), война стимулировала африканский национализм и обнажила слабость европейцев, которые угнетали их дома. Между тем, на политическом фронте в 1944 году Туку основал и был первым председателем Кенийского сообщества африканских исследований (КАСУ).
В 1946 году КАСУ стало Африканским союзом Кении (КАУ). Это была националистическая организация, которая требовала доступа к земле, принадлежащей белым. КАУ получила действующий избирательный округ для первого чернокожего законодательного совета Кении, Элиуда Матху, который был назначен губернатором в 1944 году в качестве предложения с местной элитой банту / нилотов. В КАУ по-прежнему преобладала этническая группа кикую. В 1947 г. Джомо Кеньятта, бывший президент умеренной Центральной ассоциации кикуйю, президент стал более агрессивного КАУ, чтобы потребовать усиления политической власти избирателей. Неспособность КАУ добиться каких-либо значительных реформ или урегулирования претензий со стороны колониальных властей сместила политическую инициативу в руки более молодых и более воинственных фигур в африканском профсоюзном движении, среди скваттеров в поместьях поселенцев в Рифт-Валли и в в. филиалах КАУ в Найроби и районах Кикую р. Бывший генеральный директор группы
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Люди кикуйю. |