Банту

редактировать
Семья этнолингвистических групп в Африке
Банту
Регионы со значительным населением
Великие африканские озера, Центральная Африка, Южная Африка
Языки
языки банту (более 535)
Религия
Преимущественно христианство, традиционное вероисповедания ; меньшинство ислам
родственные этнические группы
Нигер-Конго

народы банту являются носителями языков банту, включая несколько сотен коренных этнические группы в Африке к югу от Сахары, рассредоточенные на обширной территории от Центральной Африки через Великие африканские озера до Южной Африки. С лингвистической точки зрения эти языки относятся к южной бантоидной ветви группы Бенуэ-Конго, одной из языковых семей, сгруппированных в филум Нигер-Конго.

Общее количество языков колеблется в сотнях, в зависимости от определения «язык» или «диалект», оценивается от 440 до 680 различных языков. Общее количество носителей исчисляется сотнями миллионов, составляя примерно 350 миллионов в середине 2010-х годов (примерно 30% населения Африки, или примерно 5% всего населения мира ). Около 60 миллионов говорящих (2015 г.), разделенных примерно на 200 этнических или племенных групп, проживают только в Демократической Республике Конго.

Большая из отдельных групп банту имеет население в несколько миллионов, например Шона из Зимбабве (12 миллионов по состоянию на 2000 год), зулу из Южной Африки (12 миллионов по состоянию на 2005 год), Люба из Демократической Республики Конго (7 миллионов по состоянию на 2010 год), Сукума из Танзании (9 миллионов по состоянию на 2016 год), или кикуйю в Кении (8 миллионов по состоянию на 2019 год).

Содержание

  • 1 Происхождение названия категории Банту
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение и распространение
    • 2.2 Более поздняя история
  • 3 Список групп банту по странам
  • 4 Использование термина «Банту» в Южной Африке
  • 5 Галерея
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Происхождение названия категории Банту

Карта основных банту языки (показаны фиолетовым цветом), а южные бантоидные языки, не относящиеся к банту, обозначены фиолетовым цветом (северо-западный угол)

Слово банту для языковых семей и их носителей является искусственным термином, основанным на реконструированном прото-банту термин для "людей" или "людей". Впервые оно было введено (как Bâ-ntu) Вильгельмом Бликом в 1857 или 1858 г. и популяризировано в его сравнительной грамматике 1862 г. Это название было придумано для обозначения слова «люди» в слабо реконструированном Прото-банту, от множественного числа класс существительных приставка * ba-, относящаяся к категории «люди», и корня * ntʊ̀ - «некоторые (сущность), любое »(например, зулу умунту« человек », абанту« люди », в« вещь », izinto« вещи »). Для народов, говорящих на языках банту, нет местного термина, потому что они не являются этнической группой. Люди, говорящие на языках банту, относятся к своим языкам с помощью этнических эндонимов, которые не имели аборигенного понятия до контакта с европейцами для более крупного этнолингвистического типа, названного европейскими лингвистами 19 века. Чеканка Блика была вдохновлена ​​антропологическим наблюдением групп, идентифицирующих себя как «люди» или «настоящие люди». То есть, идиоматически рефлексы * банто на многих языках часто имеют коннотации личных черт характера, охватываемых системой ценностей убунту, также известной как хунху в чишона или бото в Сесото, а не просто обращение ко всем людям.

Корень в прото-банту реконструируется как * -ntʊ́. Версии слова банту (то есть корень плюс класс 2 существительное class префикс * ba-) встречаются во всех языках банту: например, как банту в киконго и Китуба ; вату на суахили ; анту в Чичева ; бату в лингала ; бато в Килуба ; бато в Дуала ; абанто в Гусии ; и в Камба и Кикую ; абанту в Кирунди, Зулу, Коса, Руньякитара и Ганда ; вандру в Шингазиджа ; абантру в Мпондо и Ндебеле ; батфу в Пхути ; бантфу в Свати и Бхака ; бану в Лала ; ванху в Шона и Цонга ; бато в сесото, тсвана и северный сото ; анту в Меру ; Анду в Эмбу ; ванду в некоторых лухйских диалектах; вхатху в Венда и бханду в Ньякьюса.

История

Истоки и распространение

1= 2000–1500 гг. до н.э. происхождение. 2= ок. 1500 г. до н.э., первое расселение. 2.a = восточные банту, 2.b = западные банту. 3= 1000–500 гг. До н.э. Уреве ядро ​​восточных Банту. 4–7= продвижение на юг. 9= 500 г. до н.э. – 0 Ядро Конго. 10= 0–1000 г. н.э., последняя фаза

Предполагается, что языки банту произошли от реконструированного языка прото-банту, по оценкам, на нем говорили около 4000–3000 лет назад в Западной / Центральной Африке (территория современного Камеруна ). Предположительно они распространились по Центральной, Восточной и Южной Африке в ходе так называемой экспансии банту, сравнительно быстрого распространения, потребовавшего примерно два тысячелетия и десятки человеческих поколений в течение 1-го тысячелетия до нашей эры и 1-го тысячелетия нашей эры. концепция часто оформлялась как массовая миграция, но Ян Вансина и другие утверждали, что на самом деле это было культурное распространение, а не перемещение каких-либо конкретных групп населения, которые можно было бы определить как огромную группу просто на основа общеязыковых черт.

Географическая форма и ход экспансии банту остаются предметом споров. Предлагаются два основных сценария: ранняя экспансия в Центральную Африку и единственное происхождение распространения, исходящее оттуда, или раннее разделение на восточную и южную волны распространения, при этом одна волна распространяется через бассейн Конго в направлении Восточной Африки, а другой двигался на юг вдоль африканского побережья и системы реки Конго в сторону Анголы. Генетический анализ показывает значительную групповую вариацию генетических черт среди носителей языка банту по регионам, что предполагает примесь из предшествующих местных популяций.

Согласно сценарию раннего разделения, описанному в 1990-х годах, рассредоточение на юг достигло тропических лесов Центральной Африки примерно к 1500 г. до н.э. и южных саванн к 500 г. до н.э., в то время как распространение на восток достигло Великие озера к 1000 г. до н.э., расширяясь оттуда дальше, поскольку богатая среда поддерживала густое население. Возможные перемещения небольших групп на юго-восток от района Великих озер могли быть более быстрыми, поскольку первоначальные поселения были широко разбросаны у побережья и около рек из-за сравнительно суровых условий ведения сельского хозяйства в районах, удаленных от воды. Недавние археологические и лингвистические данные о перемещениях населения предполагают, что группы первопроходцев достигли части современного Квазулу-Натала в Южной Африке где-то до III века нашей эры вдоль побережья и современной Северной провинции (в пределах бывшая провинция Трансвааля ) к 500 году нашей эры.

Согласно гипотезе миграции, связанной с экспансией банту, различные говорящие на банту народы ассимилировали и / или вытеснили многих прежних жителей, при этом лишь немногие современные народы, такие как группы пигмеев в центральной Африке, народ хадза в северной Танзании и различные койсанские популяции на юге Африки, сохраняющие автономное существование в эпоху европейского контакт. Археологические свидетельства свидетельствуют об их присутствии в районах, впоследствии занятых говорящими на банту. Мигранты, говорящие на языке банту, также взаимодействовали бы с некоторыми афро-азиатскими группами исключения на юго-востоке (в основном кушитскими ), а также с нилотскими и центральными Суданские говорящие группы. Терминология крупного рогатого скота, используемая среди относительно немногочисленных современных групп банту скотоводов, предполагает, что приобретение крупного рогатого скота могло происходить от соседей, говорящих на кушитском языке. Лингвистические данные также указывают на то, что обычаи доения крупного рогатого скота также были непосредственно смоделированы из кушитских культур этого региона. Терминология крупного рогатого скота на языках банту южной Африки отличается от терминологии, используемой у более северных народов, говорящих на банту. Одно из недавних предположений состоит в том, что говорящие на кушитском языке раньше переселились на юг и взаимодействовали с наиболее северными из говорящих на койсанском языке, которые приобрели у них скот, и что первые прибывшие говорящие на банту, в свою очередь, получили свой первоначальный скот от кушитов, говорящих на хвэ. люди. Согласно этой гипотезе, более крупная иммиграция, говорящая на более позднем языке банту, впоследствии вытеснила или ассимилировала это самое южное расширение ареала говорящих на кушитском языке.

Более поздняя история

Банту Королевство Конго, ок. 1630

Между IX и XV веками в районе Великих озер и в саванне к югу от тропических лесов Центральной Африки начали возникать государства, говорящие на языке банту. На реке Замбези короли Мономатапа построили комплекс Великого Зимбабве, цивилизацию, являющуюся предком народа каланга. Сравнимые участки в южной части Африки включают Бумбуси в Зимбабве и Маникени в Мозамбике.

Начиная с XII века, процессы формирования государства среди народов банту участились. Вероятно, это было связано с более плотным населением (что привело к более специализированному разделению труда, включая военную мощь, что затруднило эмиграцию); технологическим достижениям в экономической деятельности; и новым методам политико-духовной ритуализации королевской власти как источника национальной силы и здоровья. Некоторые примеры таких государств банту включают: в Центральной Африке Королевство Конго, Королевство Куба, Империя Лунда, Империя Люба, Тооро, Буньоро, Буганда, Бусога, Руанда, Бурунди, Анколе, а в Южной Африке - Империя Мутапа, Королевство Зулу, Королевство Ндебеле, Мапунгубве, Королевство Бутуа, Марави, Данамомбе, Хами, Налетале, Королевство Зимбабве и Империя Розви.

В прибрежной части Восточной Африки смешанная община банту образовалась благодаря контактам с мусульманами арабами и персами торговцы, Занзибар играл важную роль в арабской работорговле. Культура суахили, которая возникла в результате этих обменов, проявляет многие арабские и исламские влияния, не замеченные в традиционной культуре банту, как и многие афро-арабские представители банту народа суахили. С его оригинальным речевым сообществом, сосредоточенным в прибрежных частях Занзибара, Кении и Танзании - побережье, называемое берегом суахили - язык банту суахили содержит множество арабских заимствований -слова в результате этих взаимодействий. Арабская работорговля также принесла влияние банту на Мадагаскар, малагасийский народ, показывающий примесь банту, и их малагасийский язык займы банту. К XVIII и XIX векам поток рабов Зандж (банту) из Юго-Восточной Африки увеличился с возвышением Оманского Султаната Занзибар, базирующегося на Занзибаре., Танзания. С приходом европейских колонизаторов Занзибарский султанат вступил в прямой торговый конфликт и конкуренцию с португальцами и другими европейцами вдоль побережья Суахили, что в конечном итоге привело к падению султаната и прекращению работорговли на суахили. Побережье в середине 20 века.

Список групп банту по странам

СтранаОбщая численность населения. (миллионов, оценка 2015 г.)% бантуНаселение банту. (в миллионах, оценка 2015 г.)ЗоныГруппы банту
Демократическая Республика Конго 7780%62B, C, D, H, J, K, L, MБаконго, Монго, Балуба, многие другие (Амбала, Амбуун, Ангба, Бабинди, Бабома, Бахоло, Балунда, Бангала, Банго, Batsamba, Bazombe, Bemba, Bembe, Bira, Bowa, Dikidiki, Dzing, Fuliru, Havu, Hema, Hima, Hunde, Hutu, Iboko, Kanioka, Каонде, Куба, Комо, Кванго, Ленгола, Локеле, Лупу, Лвалва, Мбала, Мболе, Мбуза (Буджа), Нанде, Нголи, Банголи, Нгомбе, Нкуму, Ньянга, Пенде, Попои, Пото, Санго, Ши, Сонго, Сукус, Табва, Чокве, Теке, Тембо, Тетела, Топоке, Унгана, Вира, Вакути, Яка, Якома, Янзи, Йеке, Йела, всего 80% банту)
Танзания 5190%?c. 45E, F, G, J, M, N, PСукума, Ньямвези, Хайя, Чага, Гого, Маконде, Нгони, Матумби, многие другие (большинство банту)
Южная Африка 5575%40SНгуни (Зулу, Хлуби, Коса, Ндебеле, Свази ), Басото (Южный Сото), Бапеди (Северный Сото), Венда, Цвана, Цонга, (Северный Сото), всего 75% банту
Кения 4680%37E, JКикую, Лухья, Мараголи, Камба, Кисии, Меру, Курия, Эмбу, Амбир, Таита, Покомо, Тавета и Миджикенда, многие другие (80% банту)
Мозамбик 2899%28N, P, SМакуа, Сена, Шона (Ндау ), Шангаан (Цонга), Маконде, Яо, суахили, Тонга, Чопи, Нгони
Уганда 3770%?с. 25Д., Дж.Баганда, Басога, Гвере, Баньоро, Нколе, Кига, Тооро, Масаба, Самиа, Конджо, Бафумбира, (большинство Банту)
Ангола 2697%25H, K, RОвимбунду, Амбунду, Баконго, Чокве, Лунда, Гангела, Овамбо, Гереро, Синдонга (97% банту)
Малави 1699%16NЧева, Тумбука, Яо, Ломве, Сена, Тонга, Нгони, Нгонде
Замбия 1599%15L, M, NНьянджа-Чева, Бемба, Тонга, Тумбука, Лунда, Лувале, Каонде, Нкоя и Лози, всего около 70 групп.
Зимбабве 1499%14SШона, ндебеле, тджи Каланга, многочисленные второстепенные группы.
Руанда 1199%11JБаньяруанда
Бурунди 1099%10JБарунди
Камерун 2230%6AБулу, Дуала, Эвондо, Басса, Бакоко, Баромби, Банкон, Субу, Бакве, Ороко, Фанг, Бекпак, 30% банту
Республика Конго 597%5B, СКонго, Сангха, М'Бочи, Теке
Ботсвана 2.290%2,0R, SЦвана или Сетсвана, Каланга, Йейи 90% банту
Экваториальная Гвинея 2,095%1,9AФанг, Буби, 95% банту
Лесото 1,999 %1,9SСото
Габон 1,995%1,8BФанг, Нзеби Миене, Кота, Шира, Пуру, Канде.
Намибия 2,370%1,6K, RОвамбо, Каванго, Гереро, Химба, Йейи 70% банту
Свазиленд 1.199%1,1SСвази, зулу, Цонга
Сомали 147%1Eсомалийские банту
Коморские Острова 0,899%0,8E, GКоморцы
Африка к югу от Сахары970c. 37%c. 360

Использование термина «банту» в Южной Африке

A Зулу традиционный танцор в Южной Африке

В 1920-х годах относительно либеральные южноафриканцы, миссионеры и небольшая черная интеллигенция начали используйте термин «банту» вместо «родной». После Второй мировой войны правительства Национальной партии официально приняли это употребление, в то время как растущее африканское националистическое движение и его либеральные союзники вместо этого обратились к термину «африканец», так что «банту» стали отождествляться с политикой апартеида. К 1970-м годам это настолько дискредитировало «банту» как этно-расовое обозначение, что правительство апартеида переключилось на термин «черный» в своей официальной расовой классификации, ограничив его говорящими на банту африканцами, примерно в то же время, что и Движение Черного Сознания, возглавляемое Стивом Бико и другими, определяло «черный» как обозначение всех неевропейских южноафриканцев (банту, койсан, цветных и индейцев ). В современной Южной Африке из-за связи с апартеидом существительное стало настолько дискредитированным, что используется только в своем первоначальном лингвистическом значении.

Примеры южноафриканского употребления слова «банту» включают:

  1. Один из южных Африканский политик недавнего времени, генерал Бантубонке Харрингтон Холомиса (Бантубонке - составное существительное, означающее «все люди»), известен как Банту Холомиса.
  2. Первоначально это название дали правительства южноафриканского апартеида «бантустан » одиннадцати сельским заповедным территориям, предназначенным для номинальной независимости, чтобы отказать коренным южноафриканцам банту в гражданстве. «Бантустан» изначально отражал аналогию с различными этническими «станами» Западной и Центральной Азии. И снова ассоциация с апартеидом дискредитировала этот термин, и правительство Южной Африки перешло на политически привлекательный, но исторически обманчивый термин «этническая родина». Между тем, движение против апартеида упорно называя площади бантустанов, чтобы ехать домой свою политическую незаконность.
  3. Абстрактный существительным убунту, человечество или гуманность, регулярно происходит от Нгуни корень существительного -нту в коса, зулу и ндебеле. В Свати основа - -ntfu, а существительное - buntfu.
  4. В языках сото-тсвана южной части Африки батхо является родственным термином Nguni abantu, показывая, что такие родственные слова не нужны. на самом деле в точности похож на корень -ntu. В начале Африканского национального конгресса Южной Африки с 1912 по 1933 год выходила газета под названием Abantu-Batho, в которой публиковались колонки на английском, зулусском, сото и коса.

Галерея

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Кристофер Эрет, Африканская классическая эпоха: Восточная и Южная Африка в мировой истории, 1000 г. до н.э. до 400 г. н.э., Джеймс Керри, Лондон, 1998
  • Кристофер Эрет и Меррик Познански, ред., Археологическая и лингвистическая реконструкция африканской истории, Калифорнийский университет Press, Беркли и Лос-Анджелес, 1982
  • Эйприл А. Гордон и Дональд Л. Гордон, «Понимание современной Африки», Линн Райнер, Лондон, 1996
  • Джон М. Янзен, Нгома: дискурсы исцеления в Центральной и Южной Африке, Калифорнийский университет Press, Беркли и Лос-Анджелес, 1992 г.
  • Джеймс Л. Ньюман, Население Африки: географическая интерпретация, Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1995. ISBN 0-300- 07280-5.
  • Кевин Шиллингтон, История Африки, 3-е изд. St. Martin's Press, Нью-Йорк, 2005
  • Ян Вансина, Пути в тропических лесах: к истории политической традиции в Экваториальной Африке, University of Wisconsin Press, Мэдисон, 1990
  • Ян Вансина, «Новые лингвистические свидетельства распространения банту», Journal of African History 36: 173–195, 1995

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с народами банту.
Последняя правка сделана 2021-05-11 10:32:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте