Мифология банту

редактировать

верования банту - это система верований и легенды народа банту из Африки. Хотя народы банту составляют несколько сотен различных этнических групп, существует высокая степень однородности в культурах и обычаях банту, как и в языках банту. Фраза «мифология банту» обычно относится к общим повторяющимся темам, которые встречаются во всех или большинстве культур банту.

Содержание
  • 1 Бог
  • 2 Создание
  • 3 Смерть
  • 4 Духи
  • 5 Монстры
  • 6 Басни
  • 7 См. Также
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
Бог

Все банту традиционно верят в верховного Бога. Природа Бога часто определяется нечетко, хотя он может быть связан с Солнцем, или самым старым из всех предков, или иметь другие характеристики. Большинство имен Бога включают частицу банту ng (nk), которая связана с небом ; некоторые примеры: Нзамби Мпунгу (Баконго ), Мулунгу (Ваяо, Чева, Акамба и другие), Ункулункулу (АмаЗулу ), Мугулу (Баганда ), Мулуку (Макуа ), Мунгу (ВаСвахили ), Мукуру (Овагереро и ОваХимба ), Кибумба (Басога ), Имана (Баньяруанда и Барунди ), Модимо (Басото и Батсвана ), Руханга (Баньоро и Баньянколе ) и Нгаи (Акамба, Агикуйю и другие группы). Во многих традициях предполагается, что Бог живет в небесах; есть также традиции, которые помещают Бога на какой-нибудь высокой горе, например, Кириньяга гора - Mt. Кения, для кикуйю человек.

Существует несколько мифов банту, которые предназначены для объяснения или уточнения расстояния между Богом и людьми, например, между небом и землей. Во многих мифах о сотворении мира банту небо и земля были ближе друг к другу и были разделены Богом из-за беспокойства, вызванного людьми. Например, есть миф банту о том, что Бога беспокоят пестики, которыми берутся женщины, которые ударяют Его в живот, когда он поднимается, и еще один миф, в котором Бога оскорбляет дым искусственных пожаров. Есть также мифы о том, что люди пытаются взобраться на место Бога (например, взбираясь на очень высокое дерево или по болтающейся веревке).

Бог почти никогда не описывается как Создатель всего сущего, поскольку в большинстве мифов банту вселенная вечна и не имеет начала. Животные также являются частью этой вечной вселенной. Хотя Бог не является его создателем, он тесно связан со вселенной; животных иногда называют «Его народом», и в некоторых мифах о Боге, уходящем от людей (например, в упомянутом выше о дыме от искусственных пожаров) ясно, что недовольство Бога людьми должно справиться с их привычкой манипулировать и разрушать мир природы.

В традиционных религиях банту, как бы то ни было, Бог возвышается над землей. Все религиозные обряды предназначены для поклонения Богу. Это традиционное отношение систем верований банту было изменено в разной степени и по-разному с приходом христианства (или ислама ), как это было с Богом христиан и мусульман. приравнивается к верховному богу банту. Таким образом, Мунгу стал Богом, который заботится о человечестве и которому имеет смысл поклоняться и молиться.

Сотворение

В то время как в мифологии банту вселенная и животные вечны, так что есть нет мифов о сотворении об их происхождении. Во многих мифах банту первый человек родился от растения : например, он произошел от стебля бамбука в зулу, и из дерева "Омумбормонгонга" в мифологии гереро. По другим преданиям, первые люди выходили из пещеры или дыры в земле. Люди, которые в основном живут скотом, обычно верят, что люди и скот появились на земле вместе.

Можно отметить, что, как и в случае со многими мифологиями, мифологии банту о сотворении человека часто ограничиваются описанием их собственного происхождения, а не всего человечества. Например, большинство народов банту, сосуществующих с бушменами, не включают их в свои мифы о сотворении (т. Е. Бушмены считаются, как животные и остальное человечество, частью вечной вселенной, а не часть определенной группы или людей).

Смерть
Хамелеон - вестник вечной жизни во многих мифологиях банту

Большинство культур банту разделяют общий миф о происхождении смерть с участием хамелеона. Согласно этому мифу, Бог послал хамелеона, чтобы объявить людям, что они никогда не умрут. Хамелеон продолжил свою миссию, но шел медленно и остановился по дороге, чтобы поесть. Через некоторое время после того, как хамелеон ушел, ящерица пошла, чтобы объявить людям, что они умрут. Ящерица, будучи намного быстрее хамелеона, прибыла первой, тем самым установив смертную природу человека. Вследствие этого мифа и хамелеонов, и ящериц в культурах банту часто считают дурным предзнаменованием.

В зависимости от местных традиций существуют разные объяснения «двойного послания» хамелеона и ящерицы. В некоторых случаях Бог посылает и хамелеона, и ящерицу с соответствующими предзнаменованиями, намеренно предавая судьбу человечества исходу их расы. В некоторых других случаях ящерица подслушивает приказы, которые Бог дает хамелеону, и из зависти решает передать противоположное сообщение. В других культурах после того, как послал хамелеона, Бог изменил свое мнение вследствие плохого поведения человечества. Миссионеры часто адаптировали миф о хамелеоне для евангелизации африканцев банту; хамелеон, несущий человечеству благую весть о вечной жизни, таким образом приравнивается к Иисусу Христу.

Духам

В большинстве африканских культур, включая культуры банту, Почитание умерших играет заметную роль. Считается, что духи мертвых обитают и влияют на мир живых. Это духовное существование обычно не считается вечным; духи мертвых живут до тех пор, пока есть кто-то, кто их помнит. Как следствие, короли и герои, которых прославляет устная традиция, живут веками, а дух простых людей может исчезнуть на рубеже нескольких поколений.

Мертвые по-разному общаются с живыми; например, они разговаривают с ними в снах, посылают знамения или к ним могут обращаться специально одаренные провидцы. Если они принимают любую видимую форму, то часто это форма какого-нибудь животного (скорее всего, змея, птица или богомол ).

Живые через ясновидящих и провидцев могут обращаться к мертвым, чтобы получить совет или попросить помощи. Если дух обижается на что-то, сделанное живым человеком, он может причинить болезнь этому человеку; в этом случае ясновидящий может помочь этому человеку исправить свою ошибку и умиротворить разгневанных мертвецов. Катастрофы, такие как голод или война, могут быть следствием серьезного проступка всего сообщества.

Как и в других мифологиях, культуры банту часто помещают мир мертвых под землю. Во многих культурах банту есть мифы и легенды о живых людях, которым каким-то образом удается попасть в мир мертвых (кузиму на суахили ); это может случиться случайно с кем-то, кто пытается охотиться на дикобраза или другого животного в его норе. Некоторые легенды повествуют о героях, которые добровольно входят в подземный мир в каком-то квесте ; примерами являются (в Баганда мифология) и Ункама (Зулусская мифология).

В то время как культуры банту также верят в других духов, кроме духов мертвых (например, в духов природы, таких как «Мвенембаго», «властелин леса» в Зарамо мифологии), они играют гораздо меньшую роль. Во многих случаях изначально они были духами умерших людей.

Кое-где можно найти следы веры в расу небесных обитателей, отличных от обычных смертных. Например, иногда говорят, что у них есть хвосты.

Монстры

Мифологии банту часто включают монстров, называемых амазиму на исизулу и языке чева - чичева и мадимо, мадиму, зимви в других языков. В английских переводах легенд банту эти слова часто переводятся как «ogre » или, как правило, «(духи)», поскольку одной из наиболее отличительных черт таких монстров является то, что они людоеды. Иногда они могут принимать облик людей или животных (например, чага, живущая у Килиманджаро, рассказывают о чудовище с леопардом смотрит), а иногда может заклинать людей и превращать их в животных. Особым типом монстров являются поднятые, изуродованные мертвые (имеющие внешнее сходство с зомби западной культуры), такие как умкову в традиции зулу и ндондоча народа яо.

Басни

Традиционная культура большинства народов банту включает несколько басен об олицетворенных говорящих животных.

Знаменитый персонаж басен банту - заяц, символ умения и хитрости. Его главный антагонист - хитрая и коварная гиена. Лев и слон обычно представляют собой грубую силу. Еще умнее зайца черепаха, которая своим терпением и сильной волей побеждает врагов. Эта символика, конечно, может меняться в зависимости от местности. В районах, где заяц неизвестен (например, вдоль реки Конго ), его роль часто берет на себя антилопа. В культуре сото заяц заменен шакалом, возможно, из-за влияния койсанской культуры, где шакал также является символом хитрости, а заяц считается глупым. У зулусов есть истории о зайцах, но в некоторых случаях хорек берет на себя роль умного главного героя.

Популярная теория заговора в Интернете о «рептилоидах », возможно, имела его происхождение от этих верований, поскольку современный сангома по имени Кредо Мутва якобы утверждал, что многие африканцы верят в их существование.

См. Также
Сноски
  1. ^См. Вернеллоооур, гл. 1
  2. ^См. Линч, стр. xi
  3. ^Мунгу - это фактически стандартный перевод слова «Бог», используемый в суахили ; например, на суахили Библия. гимн в Танзании звучит так: Mungu ibariki Afrika, «Боже, благослови Африку».
Ссылки
  • Патрисия Энн Линч, Африканская мифология от А до Я, издательство Infobase Publishing.
  • Алиса Вернер, Мифы и легенды банту (1933). Доступно в Интернете здесь [1ght.
Последняя правка сделана 2021-05-11 10:32:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте