HMS Barham (04)

редактировать
Линкор класса Queen Elizabeth

HMS Barham (1914).jpg Barham на малой скорости, середина 1930-х годов
История
Соединенное Королевство
Имя:Бархам
Имя:Адмирал Чарльз Миддлтон, 1-й барон Бархэм
Строитель:John Brown Company, Clydebank
Стоимость:2470113 фунтов стерлингов
Номер верфи:424
Заложен:24 февраля 1913 г.
Запущен:31 декабря 1914 г.
Введен в эксплуатацию:19 октября 1915 г.
Идентификация:Номер вымпела : 04
Судьба:Потоплен U-331, 25 ноября 1941 г.
Общие характеристики (в исходном состоянии)
Класс и тип:линкор типа Queen Elizabeth
Водоизмещение:
Длина:643 фута 9 дюймов (196,2 м)
Ширина:90 футов 7 дюймов (27,6 м)
Осадка:33 фута (10,1 м)
Установленная мощность:
Движущая сила:4 вала; 2 паровая турбина устанавливает
Скорость:24 узлов ( 44 км / ч; 28 миль / ч)
Диапазон:5000 миль (9260 км; 5750 миль) на скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч)
Дополнение:1016 (1916)
Вооружение:
Броня:

HMS Barham был построен в виде линкора типа Queen Elizabeth для Королевского флота в начале 1910-х гг. Часто использовался флагман, он участвовал в Ютландской битве во время Первой мировой войны в составе Великого флота. На всей войне, за исключением безрезультатных действий 19 августа 1916 г., ее служба в основном состояла из обычного патрулирования и обучения в Северном море.

. В течение 1920-х и 1930-х годов корабль был приписан к Атлантике и Флоту базирования. Бархам проявляющую роль в подавлении палестинских беспорядков в 1929 г. и арабского восстания 1936–1939 гг. В Палестине. Корабль находился в Средиземном море, когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, и он случайно столкнулся с одним из эсминцев сопровождения , HMS Duchess и потопил его. возвращение домой три месяца спустя. Она участвовала в Дакарской битве в середине 1940 года, где повредила линкор Виши Френч и получила небольшие повреждения. Затем Бархам был переведен на Средиземноморский флот, где он прикрывал несколько мальтийских конвоев. Она помогла потопить итальянский тяжелый крейсер и эсминец во время битвы у мыса Матапан в марте 1941 г. и была повреждена немецкой авиацией два месяца спустя во время 287>эвакуация Крита. Бархам был потоплен у берегов Египта в ноябре следующего года немецкой подводной лодкой U-331 с потерей 862 членов экипажа, примерно две трети ее команды.

Содержание
  • 1 Дизайн и описание
    • 1.1 Основные изменения
  • 2 Строительство и карьера
    • 2.1 Первая мировая война
      • 2.1.1 Ютландская битва
      • 2.1.2 Последующие действия
    • 2.2 Между войнами
    • 2.3 Вторая мировая война
      • 2.3.1 Операционная угроза
      • 2.3.2 Затопление
      • 2.3.3 Последствия
  • 3 Примечания
  • 4 Цитаты
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Дизайн и описание

Корабли типа Queen Elizabeth были разработаны для создания быстрой эскадры для флота, который должен действовать против ведущих кораблей противоположной линии фронта. Это потребовало максимальной наступательной мощи и скорости на несколько узлов быстрее, чем у любого другого линкора, чтобы заставить их победить любой тип корабля.

Бархэм имел общую длину 643 футов 9 дюймов (196,2 м), ширина 90 футов 7 дюймов (27,6 м) и глубокая осадка 33 фута (10,1 м). Она нормальное водоизмещение 32,590 длинных тонн (33,110 т ) и водоизмещение 33,260 длинных тонн (33,794 т) при глубокой нагрузке. Она была приведена в действие двумя наборами паровых турбин Брауна-Кертиса , каждый из которых приводила в движение два вала, используя пар от 24 котлов Ярроу. Турбины рассчитаны на 75000 лошадиных сил на валу (56000 кВт ) и предназначены для достижения максимальной скорости 25 узлов (46,3 км / ч; 28,8 миль / ч). Во время сокращенных ходовых испытаний 6 июля 1916 года Бархам достигла средней максимальной скорости 23,91 узла (44,28 км / ч; 27,52 миль / ч). Корабль имел дальность полета 5000 морских миль (9260 км; 5754 мили) при крейсерской скорости 12 узлов (22,2 км / ч; 13,8 миль / ч). В 1916 году ее экипажировал 1016 офицеров и рядовых.

Класс «Королева Елизавета» оборудован восемью казенниками (BL) 15-дюймовыми (381) мм) орудия Mk I в четырех спаренных орудийных башнях, в двух парах сверхстрелов в носовой и кормовой частях надстройки, обозначенных 'A', 'B', 'X' и 'Y' спереди назад. Двенадцать из четырнадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий BL Mk XII были установлены в казематах вдоль борта судна миделя ; оставшаяся пара была установлена ​​на баковой палубе возле кормовой воронки и была защищена орудийными щитами. Зенитное (AA) вооружение состояло из двух скорострельных (QF) 3-дюймовых (76-мм) орудий Mk I массой 20 тонн. Корабли были установлены четырьмя подводными 21-дюймовыми (533 мм) торпедными аппаратами, по два на каждом бортовом борту.

Barham комплектовался двумя огневыми аппаратами. Директора управления оснащены 15-футовыми (4,6 м) дальномерами. Один был установлен над боевой рубкой, защищен бронированным капюшоном, а другой находился в топке над мачтой треноги. Каждая башня была также оснащена 15-футовым дальномером. Основное вооружение также могло управляться башней «Б». Вторичное вооружение в основном управляется директорами, установленными по обеим сторонам платформы компаса на фок-мачте, когда они были установлены в июле 1917 года.

ватерлиний класса королевы Елизаветы состоял из Цементированная броня Круппа (KC) толщиной 13 дюймов (330 мм) над жизненно важными элементами корабля. Орудийные башни были защищены броней KC от 11 до 13 дюймов (279–330 мм) и поддерживались барбетами толщиной 7–10 дюймов (178–254 мм). Корабли имели несколько бронепалуб толщиной от 1 до 3 дюймов (от 25 до 76 мм). Основная боевая рубка была защищена 13-дюймовой броней. После Ютландской битвы, 1 дюйм высокопрочной стали был добавлен к основной палубе поверх магазинов, в магазинах было добавлено дополнительное противовоспалительное оборудование.

Корабль был оборудован отлетными платформами, установленными на крышах башен «B» и «X» в 1918 году, с которых могли запускаться истребители и самолеты-разведчики. Во время ее переоборудования в начале 1930-х годов платформы были сняты с башен, и на крыше башни X была установлена ​​выдвижная катапульта типа EIT вместе с краном для восстановления гидросамолет. Первоначально это был Фейри III F, пока он не был заменен на Фейри Swordfish в 1938 году.

Основные изменения

Barham получил ряд незначительных изменений. ремонт в течение 1920-х годов. В 1921–1922 годах 30-футовые (9,1 м) дальномеры заменили более мелкие в турелях «B» и «X». Два года спустя ее противовоздушная оборона была модернизирована, когда оригинальные трехдюймовые зенитные орудия были заменены парой четырехдюймовых (102-мм) зенитных орудий Mk V QF в период с ноября 1924 г. по январь 1925 г. еще одна пара четырехдюймовых зенитных орудий была добавлена ​​с октября по ноябрь в том же году. Для управления этой орудиями над башней управления торпедой в корме была установлена ​​временная позиция управления под большим углом. Он был заменен торпедным дальномером в начале 1928 года, когда постоянная позиция была установлена ​​в модернизированном топике.

Корабль был капитально переоборудован в период с января 1931 года по январь 1934 года за 424 000 фунтов стерлингов. Во время этого переоборудования была перестроена кормовая надстройка, удалена башня управления торпедами и дальномер, а также кормовой комплект торпедных аппаратов. Носовая воронка была соединена с кормовой воронкой, чтобы уменьшить количество дыма в пятнистой вершине. Система управления большим уровнем (HACS) Директор Mk I была добавлена ​​на крышу споттинг-мачты, а грот-мачта была реконструирована как тренога для поддержки веса второго директора HACS.. Пара восьмигранных креплений для 2-фунтовых (40 мм (1,6 дюйма)) зенитных орудий Mk VIII «pom-pom» была добавлена ​​рядом с воронкой, а на новых платформах добавлены две позиции для их руководителей. в ряд и ниже пятнистости вершины. Вдобавок рядом с боевой рубкой была добавлена ​​пара четырехместных креплений для Vickers 0,5 дюйма (12,7 мм) зенитных пулеметов.

Крыши башни были усилены до глубины 5 дюймов (127 мм) и броней, добавленной к магазину после того, как Ютландия была заменена на 4 дюйма нецементированной брони Круппа, первого британского линкора, получившего такую ​​броню. Кроме того, задняя часть казематов шестидюймовых орудий была ограждена 1,5-дюймовой (38-миллиметровой) переборкой. Подводная защита была улучшена за счет добавления торпедных выступов. Они были улучшены для улучшения эффекта детонации торпед и повышения эффективности за счет расширения луча корабля почти на 14 футов (4,3 м) до 104 футов (31,7 м) и уменьшения его осадки до 32 футов 6 дюймов (9,9 м).. Это увеличило ее метацентрическую высоту примерно до 7 футов (2,1 м) при глубокой нагрузке, несмотря на увеличение ее глубокого водоизекта до 35 970 длинных тонн (36 550 т). Когда 20 ноября 1933 года Бархэм проводил ходовые испытания, ее скорость была снижена до 22,5 узлов (41,7 км / ч; 25,9 миль / ч) с 65 655 л.с. (48 959 кВт).

Более поздние изменения включали замену одиночных опор двигателя. Зенитные орудия со спаренными креплениями для 4-дюймовой пушки Mark XVI QF, снятие передних подводных торпедных аппаратов и дальномера с большим углом в марте - мае 1938 г. Кроме того, была заменена кормовая башня управления торпедами. с позиции ПВО во время того же ремонта. Во время ремонта с декабря 1939 г. по март 1940 года на крыше башни «B» была установлена ​​20-ствольная реактивная установка с невращающимся снарядом (UP), а ее HACS Mk I были заменены на модели Mk III. В следующем году установка UP была заменена парой четырехствольных 0,5-дюймовых пулеметных установок Виккерс, а рядом с ее боевой рубкой была добавлена ​​еще пара восьмиствольных «помповых» установок.

Строительство и карьера

Класс «Королева Елизавета» был заказан как часть Военно-морской программы 1912 года, и контракт на Бархем был присужден John Brown Company. Корабль, названный в честь адмирала Чарльза Миддлтона, 1-го барона Бархэма, был заложен на их верфи Clydebank 24 февраля 1913 года и спущен на воду 31 декабря 1914 г. Бархэм обошелся в общую сумму 2 470 113 фунтов стерлингов. Он был завершен для испытаний 19 августа 1915 года, длились до конца сентября под командованием капитана. На следующий день, 1 октября, задний адмирал Хью Эван-Томас, командир 5-й боевой эскадрильи, поднял свой флаг на борту своего нового флагмана.

Первая мировая война

Бархэм присоединился к Великому флоту в Скапа-Флоу на следующий день и участвовал в операции по обучению флота к западу от Оркнейских островов в течение 2–5 ноября. Во время других учений в начале декабря 3 декабря корабль был случайно протаранен своим сестринским кораблем Варспайт. После временного ремонта в Скапе Бархем был отправлен в Кромарти Ферт для более постоянного ремонта плавучего сухого дока, который продлился до 23 декабря.

Великий флот отбыл. для круиза в Северном море 26 февраля 1916 г.; Джеллико намеревался использовать Harwich Force, чтобы охватить Heligoland Bight, но плохая погода помешала проведение операций в части Северного моря. В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. Еще одна зачистка началась 6 марта, но ее прекратили на следующий день, поскольку погода стала слишком суровой для эсминцев сопровождения . Ночью 25 марта Бархэм и остальной флот отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать линейные крейсеры Битти и другие легкие силы, совершившие набег на немецкую базу Цеппелин в Тондерн. К тому времени, когда 26 марта Большой флот подошел к этому району, британские и немецкие войска уже разъединились, и сильный шторм угрожал легкому кораблю, поэтому флоту было приказано вернуться на базу. 21 апреля Великий флот провел демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы отвлечь немцев, в то время как российский флот повторно установил свои оборонительные минные поля в Балтийском море. Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля и дозаправился, прежде чем двинуться на юг в сообщения разведки о том, что немцы собирались совершить рейд на Лоустофт. 5-я боевая эскадра предшествовала остальному Великому флоту, чтобы усилить флотных крейсеров вице-адмирала Дэвида Битти, но британцы прибыли в этот район после того, как немцы отступили. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы привлечь внимание Германии к Северному морю. 21 мая 5-я боевая эскадрилья была прикреплена к Битти, а его 3-я эскадрилья линейных крейсеров была выделена для обучения стрельбе и на следующий день прибыла в Росайт.

Битва при Ютландии

Британский флот плыл из северной Британии на восток, а немцы плыли из Германии на юге; противостоящие флоты встретились у датского побережья Карты, показывающие маневры британского (синий) и немецкий (красный) флотов 31 мая - 1 июня 1916 г.

В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота, Флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, 6 предварительных дредноутов, 6 легких крейсеров и 31 торпедных катеров, покинул Джейд рано утром от 31 мая. Флот шел вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера и вспомогательными крейсерами и торпедными катерами. Комната 40 Королевского флота перехватывала и расшифровывала немецкие радиопередачи, планы операции. В ответ Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывающему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить вылазку накануне, чтобы отрезать и уничтожить флот открытого моря. Бархэм отодвинул ее от швартовки в 22:08, и за ним последовали остальные корабли Битти.

Когда рассвело, Битти приказал своим войскам выстроиться в крейсерский строй с 5-й боевой эскадрой, преследующей свои линейные крейсеры. пять морских миль (9,3 км; 5,8 миль). В 14:15 Битти приказал повернуть север на восток, чтобы встретиться с Великим флотом. Незадолго до поворота один из сопровождающих его легких крейсеров, Галатея заметил дым на горизонте и продолжил свой курс, чтобы исследовать. Десять минут спустя корабль передал по рации: «Два крейсера, вероятно, враждебные, в поле зрения...» На самом деле это были два немецких эсминца, которые остановились, чтобы проверить документы датского торгового судна. В 14:32 Битти приказал изменить курс на юго-юго-восток в ответ на сообщение с места. Связанные Бархема не смогли прочесть сигнал, и ее вахтенный офицер предположил, что это ожидаемая точка зигзага слева от базового курса, и просигнализировал об этом изменении курса остальной части. эскадрилья. Через несколько минут стало очевидно, что эскадра не соответствует другим кораблям Битти, но Эван-Томас отказался изменить курс, пока не были получены четкие инструкции, несмотря на мольбы капитана «Бархэма». Как известно, по общему мнению, это было примерно семь минут спустя, что увеличило его расстояние от Битти до не менее десяти морских миль (19 км; 12 миль), когда Эван-Томас приказал своим кораблем повернуть, чтобы следовать за Битти.).

Линейные крейсеры «Хиппера» заметили флот линейных крейсеров к западу от них в 15:20, но корабли Битти не видели немцев на востоке до 15:30. Две минуты спустя Битти приказал изменить курс на восток-юго-восток, расположив британские корабли так, чтобы отрезать линию отступления немцев, и сигнал боевым позициям. Хиппер приказал своим кораблем повернуть вправо, в сторону от британцев, чтобы взять курс на юго-восток, и снизил скорость до 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч), чтобы доказать трем легким крейсерам 2-й разведывательной группы догнать. С этим поворотом Хиппер отступал к флоту открытого моря, в 60 милях (97 км) позади него. Затем Битти изменил курс на восток, так как он был еще слишком далеко на севере, чтобы отрезать Хиппера. Позже это было охарактеризовано как «Бег на юг», поскольку Битти изменил курс, чтобы повернуть с востока на юго-восток в 15:45, теперь идет курсу Хиппера менее чем в 18 000 ярдов (16 000 м). К этому времени 5-я боевая эскадра находилась примерно в семи целых пяти десятых морских милях (13,9 км) к северо-западу от Битти. Немцы открыли огонь первыми в 15:48, за ними последовали британские линейные крейсеры.

Легкие крейсеры 2-й разведывательной группы были первыми немецкими кораблями, видимыми для кораблей Эвана-Томаса, и Бархам открыл им огонь в 15:58, пока крейсеры не исчезли в своей собственной дымовой завесе около 16:05. Примерно через три минуты корабль открыл огонь по линейному крейсеру SMS von der Tann на около 23 000 ярдов (21 000 м). Минутой позже она нанесла одно попадание в корму немецкого корабля, прежде чем ей было приказано переключить цель на линейный крейсер СМС Мольтке вместе со своей сестрой Valiant. Снаряд попал чуть ниже ватерлинии и разорвался при попадании в поясную броню. Удар пришелся прямо по стыкам между несколькими броневыми листами, вбив их внутрь и разрушив часть корпуса позади них. Повреждение привело к тому, что более 1000 длинных тонн (1016 тонн) воды затопило корму и чуть не вышибло рулевое устройство корабля. Между ними Бархам и Валиант четыре раза ударили Мольтке с 16:16 до 16:26, но только один из этих попаданий можно отнести к Валианту. Два других взорвались при ударе о броню ватерлинии, но не смогли пробить. В результате ударов плиты и фрагменты вызвали сильное наводнение, повредив окружающую конструкцию. Последний снаряд прошел через корабль, не взорвавшись; он ударил и выбил 100-миллиметровую (3,9 дюйма) броневую плиту на ватерлинии на другой стороне корабля, что также вызвало некоторое наводнение. Сама Бархам была ранена дважды во время «бега на юг»: первым был 28,3-сантиметровый (11 дюймов) снаряд фон дер Танн, который не смог нанести никакого ущерба при попадании в ватерлинию броню и линейный крейсер. SMS Лютцов произвел выстрел 30,5-сантиметровым (12 дюймовым) снарядом, который взорвался в кормовой надстройке. Это рассыпало осколки во всех направлениях и вызвало небольшой пожар, но в остальном не причинило значительных повреждений.

В16:30 легкий крейсер Саутгемптон, разведывая перед кораблями Битти, заметил ведущие части Флота открытого моря, идущие на север на максимальной скорости. Три минуты спустя она увидела топ-мачты линкоров вице-адмирала Рейнхарда Шеера, но не сообщала об этом еще пять минут. Битти продолжал двигаться на юг еще две минуты, чтобы подтвердить наблюдение, прежде чем приказать своим войскам повернуть на север, к Великому флоту, в том, что стало известно как «Беги на север». Его приказ относился только к его собственной силе; 5-я боевая эскадрилья продолжала движение на юг, пока в 16:51 не миновала Битти и направилась на северо-запад. Затем Битти приказал Эван-Томасу повернуть свои корабли по очереди, чтобы следовать за своими линейными крейсерами через три минуты. Это означало, что они были примерно на 4000 ярдов (3700 м) ближе к быстро продвигающемуся Открытому морскому флоту. И теперь в пределах досягаемости линкоров 3-й эскадры, которые открывают огонь по 5-й боевой эскадре, когда они делали свой ход.

Эван-Томас продолжал свой ход, пока его корабли не повернули строго на север, что прервало 5-ю битву. Эскадрилья между линейными крейсерами Hipper, которые изменили курс около 16:48, чтобы следовать за Битти на север, и кораблями Битти. Совершая поворот, Бархэм был поражен двумя 30,5-сантиметровыми снарядами начиная с 16:58, вероятно, с линейного крейсера СМС Дерффлингер. Первый из них поразил верхнюю палубу корабль, а затем взорвался при ударе по главной палубе над медицинским складским отсеком, которая полностью сгорела. В результате взрыва образовалась дыра размером 7 на 7 футов (2,1 на 2,1 м) в главной палубе, осколки разлетелись по средней и нижней палубам и сгорел каземат для шестидюймовой пушки № 2 правого борта. Через три минуты еще один снаряд попал в кормовую надстройку, оборвав антенные кабели главной беспроводной станции. Один осколок рикошетом отскочил от верхней палубы и через бортовую обшивку на противоположной стороне корабля. Либо первый, либо четвертый из этих снарядов разрушили лазарет корабля, убив персонал и всех его пациентов, включая восемь корабельных мальчиков. Бархам открыл ответный огонь по линейным крейсерам в 17:02 вместе с Valiant, двумя самыми северными кораблями Эвана-Томаса, и оба они нанесли три удара по линейному крейсеру SMS Seydlitz и Lützow 17:06 и 17:13, в то время как Бархема еще дважды ударил Дерффлингер; хотя ни одно из попаданий не причинило значительного ущерба. Напротив, попадание в Лютцов залило 15-сантиметровый (5,9 дюйма) магазин, попадания в Зейдлиц пробили отверстие размером 10 на 13 футов (3,0 на 4,0 м) в боковой части ее лука. Осколки от этого удара вызвали наводнение, которое распространилось по всей носовой части, в то время как скорость корабля заставила проникать прямо через отверстие в борту. Другие осколки от второго удара нанесли ущерб, который позволил воде распространиться еще дальше. Эти два попадания в конечном итоге приводят к сильному наводнению, которое чуть не затопило корабль после битвы. Третий снаряд разорвался в передней части правой крыловой башни, хотя некоторые фрагменты попали в башню и причинили незначительные повреждения.

Тем временем Битти повернул дальше на запад, чтобы расширить диапазон между его потрепанные линейные крейсеры и немцы. В 17:45 он повернул на восток, чтобы занять свою позицию перед Великим флотом и снова вступить в бой с кораблями Хиппера. Это означало, что 5-я боевая эскадра и легкие крейсеры были единственными целями, доступными для немецких кораблей до его хода, хотя ухудшение видимости затрудняло стрельбу с обеих сторон. В это время Бархэм не пострадал, и она и Валиант, к которому позже присоединилась их сестра Варспайт, продолжали стрелять по 1-й разведывательной группе Хиппера до 18:02, когда Валиант потерял немцев из виду. Они попали в Лютцов, Дерффлингер и Зейдлиц по три раза в период с 17:19 до примерно 18:05. Вывели из строя только основную и беспроводные помещения, в то время как снаряды, поразившие Дерффлингера, попали в борт носовой части корабля, сбив несколько броневых пластин, а осколки открыли дыры, которые в конечном итоге позволили примерно 2 000 тонн (1 968 длинных тонн) воды для входа в носовую часть. Одно из этих попаданий также привело к возникновению нескольких пожаров внутри корпуса. Удары по Зейдлицу в основном открыли больше дыр, которые способствовали наводнению.

Хиппер повернул свои корабли на юг около 18:05, чтобы напасть на наступающие линкоры Шеера, а затем через пять минут изменил курс. Эван-Томас повернул на северо-восток около 18:06, а затем медленно повернул на юго-восток, когда заметил Великий флот. Он первым линкор Мальборо, флагман 6-й дивизии 1-й боевой эскадры, и подумал, что он управет Великий флот, когда он переходит из крейсерского строя в линию впереди. В 18:17 он понял, что Мальборо на самом деле находится в тылу соединении, и приказал повернуть на север, чтобы вывести свою эскадрилью в линию за Великим флотом. Это заняло некоторое время, и его корабли должны были снизить скорость до 12–18 узлов (22–33 км / ч; 14–21 миль в час), чтобы не захватить 6-ю дивизию и не заблокировать ее огонь. 5-я боевая эскадра сконцентрировала свой огонь на немецких линкорах после того, как потеряла линейные крейсеры из виду, и Бархэм открыл огонь в 18:14. Никаких попаданий замечено не было, и Бархэм открыл на короткое время, когда несколько минут спустя они попали в линию с Великим Флотом, вероятно, нанеся ни одного попадания.

Бархам за время боя произвело 337 пятнадцатидюймовых снарядов и 25 шестидюймовых снарядов. Количество попаданий не может быть подтверждено, но считается, что она и Valiant сделали 23 или 24 попадания между собой, что сделало их двумя из самых точных боевых кораблей в британском флоте. В ходе она получила шесть ранений, пять раз снарядами калибра 30,5 см и один раз снарядами калибра 28,3 см, в результате чего 26 человек убито и 46 ранено.

Последующие действия

Вид с воздуха на Бархэм в Скапа-Флоу., 1917

Вслед за Ютландией Бархам находился на ремонте до 5 июля 1916 года. Вечером 18 августа Великий флот вышел в море в ответ на сообщение, расшифрованное Комнатой 40, в котором говорилось, что Флот открытого моря, за вычетом 2-й эскадры, уедет из гавани той ночью. Немецкая цель состояла в том, чтобы бомбардировать Сандерленд 19 августа, проведенной цеппелинами и подводными лодками. Великий флот имел 29 дредноутов и 6 линейных крейсеров, в то время как немцы собрали 18 дредноутов и 2 линейных крейсера. В течение следующего дня Джеллико и вице-адмирал Райнхард Шеер, командующий Флотом открытого моря, противоречивые сведения; Достигнув места в Северном море, где они ожидали встретить флот открытого моря, британцы повернули на север, ошибочно полагаю, что они вошли на минное поле. Шеер снова повернул на юг, затем направился на юго-восток, чтобы преследовать одинокую британскую боевую эскадрилью, замеченную дирижаблем, который на самом деле был отрядом Харвича из крейсеров и эсминцев под командованием коммодора Реджинальд Тирвитт. Осознав свою ошибку, немцы изменили курс на дом. Единственный контакт произошел вечером, когда Тирвитт заметил флот в открытом море, но не смог занять выгодную позицию для атаки до наступления темноты и прервал контакт. Британский и немецкий флот вернулись домой; англичане потеряли два крейсера в результате атак подводных лодок, а один немецкий дредноут был торпедирован. Вернувшись в порт, Джеллико издал приказ, запрещающий риск флотом в южной половине Северного моря из-за огромного риска от мин и подводных лодок, если только шансы победить флот открытого моря в решающее сражение было благоприятным.

Она была переоборудована в Кромарти в период с февраля по март 1917 г., и Кинг Георг V проинспектировал корабль 22 июня в Инвергордон. Бархэм был переоборудован в Росайте с 7 по 23 февраля 1918 года, 18 апреля Уоллер был заменен капитаном Генри Буллером. Последнего сменил капитан Ричард Хорн 1 октября. Она присутствовала, когда флот открытого моря сдался для интернирования 21 ноября.

Между войнами

Бархам, мироввший Малайю, и авианосец Аргус в конце -1920-е

Бархам стал флагманом 1-й боевой эскадры Атлантического флота в апреле 1919 г. и в этом месяце посетил порт Шербур, Франция, вместе с остальной частью флота. эскадрилья. Капитан Робин Далглиш сменил Хорн 1 октября 1920 года. Она сохранила свою позицию, когда 1-я и 2-я боевые эскадрильи были объединены в мае 1921 года. Далглиш был заменен, в свою очередь, капитаном Перси Ноублом 18 октября 1922 г. Бархэм участвовал в проверке флота 26 июля 1924 г. в Спитхеде. Несколько месяцев, теперь уже под командованием капитана, корабль снова сохранил свое положение, поскольку 1-я боевая эскадра была разделена на две части, а королевы Елизаветы из новой 1-й боевой эскадры были переведены в нее 1 ноября 1924 года. 14 октября 1925 года. Капитан сменил Хилла, но оставался за ним только до 9 марта 1926 года, когда капитан принял командование. Вместе со своей сестрой Малайей Бархам был отправлен в Александрию, Египет, в мае 1927 года воорядков. Под командованием капитана и в сопровождении линкора Рамиллис он курсировал вдоль побережья Африки с декабря 1927 года по февраль 1928 года. Он стал частным кораблем в январе того же года и был переоборудован на Королевской верфи Портсмута в феврале - июле. Вскоре после возвращения в Средиземное море Бархэм снова стал флагманом 1-й боевой эскадрильи в сентябре после того, как ее сестра Варспайт вынуждена была вернуться домой для ремонта после села на мель. Капитан Джеймс Сомервилл сменил Монро 1 декабря, а 16 марта 1929 года его сменил капитан Джон К. Гамильтон. Корабль был заменен флагманом Месть в июне, в августе ему было приказано отправиться в Палестину, где его команда помогла подавить беспорядки в Хайфе, а также управляла железной дорогой Хайфа-Иерусалим.. Корабль был передан 2-й боевой эскад Атланретического флота в ноябре 1929 г. и вместе с Малайей в середине 1930 г. посетил порт Тронхейм, Норвегия, где они произвели салют в честь своего рождения. принцессы Рагнхильд 9 июня.

В период с января 1931 года по январь 1934 года Бархам подвергся капитальному ремонту. В то время как другие четыре корабля класса Queen Elizabeth были подвергнуты второму, более обширному переоборудованию в середине-конце 1930-х годов (что для WarsPite, Valiant и Queen Elizabeth означало полную реконструкцию с использованием нового оборудования и надстройки), изменения в Barham были относительно незначительны. Теперь под командованием капитана Бархэм был назначен на флот метрополии в качестве флагмана 2-й боевой эскадрильи и направлен в Вест-Индию в январе - феврале 1935 года для обучения. Корабль участвовал в Серебряном юбилее Обзор флота Георга V 16 июля в Спитхеде, а затем был передан Средиземноморскому флоту в конце августа. В то время капитан Норман Вудхаус сменил Скотта. Ее ненадолго отправили в Хайфу в мае 1936 года, в начале арабского восстания в Палестине. Вскоре после этого он был отправлен в Гибралтар на несколько месяцев после начала гражданской войны в Испании в июле.

Бархам служил флагманом 1-й боевой эскадрильи с ноября 1936 года по май 1937 года. и участвовал в Смотре Коронационного Флота Короля Георга VI 19 мая в Спитхеде. 9 июня он стал флагманом Средиземноморского флота, пока его не сменил Варспайт 8 февраля 1938 года. Капитан Генри Хоран принял командование 28 июля 1937 года, хотя он оставался под командованием только до 22 апреля 1938 года, когда он был освобожден. капитаном Алджерноном Уиллисом. Корабль вернулся к своей прежней роли флагмана 1-й боевой эскадры в феврале 1938 года, когда проходил ремонт в Портсмуте, который длился до мая. 31 января 1939 года Уиллис был заменен капитаном. Во время посещения порта Корфу в июле корабль посетил король Георг II, Греция.

Вторая мировая война

Бархам оставался частью Средиземноморского флота в начале Второй мировой войны в сентябре 1939 года. 1 декабря он стал частным кораблем и в тот же день покинул Александрию, чтобы присоединиться к флоту метрополии. 12 декабря она случайно протаранила один из своих эскортов, эсминец Duchess, в густом тумане в девяти милях (14 км) к западу от Малл оф Кинтайр. Герцогиня перевернулась и затонула, потеряв 124 человека из своего экипажа.

Barham, боевой крейсер Repulse и эсминцы Fame, Икар, Имоджен, Исида и Нубиец патрулировали у Батт-оф-Льюис, чтобы защищать от возможного прорыва в Атлантику немецких военных кораблей, когда они были обнаружены немецкой подводной лодкой U-30, которой командовал Фриц-Юлиус Лемп, 28 декабря. Лемп выпустил четыре торпеды по двум крупным кораблям, и одна ударила по Бархему с его левого борта, рядом с отсеками для снарядов для турелей «А» и «В». Антиторпедный выступ был практически разрушен в непосредственной близости от удара, четыре человека были убиты и двое ранены. Большинство соседних отсеков затопило, и корабль принял 7-градусный крен, которому удалось противостоять перекачкой мазута на правый борт. Первоначально скорость Бархэма была снижена до 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч), но примерно через полтора часа она была увеличена до 16 узлов (30 км / ч; 18 миль / ч), и она смогла продолжить движение самостоятельно. власть Биркенхед для ремонта Каммелл-Лэрд, который длился до апреля 1940 года.

Бархам в Средиземном море

Капитан Джеффри Кук принял командование 25 марта, и ВМС приняли возможность пополнить ее легкое зенитное вооружение и модернизировать его режиссеры. Бархэм не принимал участия в Норвежской кампании, хотя некоторые из ее команды и морпехи участвовали. В рамках подготовки к операции «Угроза», британской морской атаке на Дакар, Сенегал, перед запланированной высадкой Свободной Франции, Корабль был отделен от Флота метрополии 28 августа и был назначен в состав группы M - компонента операции Королевского флота. В тот же день она покинула Скапа-Флоу в сопровождении четырех эсминцев и встретилась с конвоем войск, следовавшим в Гибралтар, куда она прибыла 2 сентября. Позже она стала флагманом командира Силы М, вице-адмирала Джона Каннингема. Усиленный линкором Resolution и авианосцем Ark Royal из Force H, Бархам покинул Гибралтар во Фритаун., Сьерра-Леоне, четыре дня спустя.

Операция «Угроза»

Force M вылетела из Фритауна в Дакар 21 сентября и прибыла на Дакар до рассвета два дня спустя. После того, как эмиссары Свободной Франции были захвачены или изгнаны французами Виши, Каннингем приказал своим кораблем открыть огонь. Шестидюймовые орудия Бархема первыми сделали это и открыли огонь по поверхности. Они заявили как минимум об одном попадании, и подлодку добили два эсминца сопровождения и легкий крейсер Дракон. Ее основные орудия были нацелены на порт и линкор Ришелье. Из-за плохой видимости не было нанесено значительных повреждений, и Ришелье не пострадал до того, как было прекращено через 20 минут.

После истечения срока ультиматума о сдаче следующего утра линкоры вступили в бой с 24-м портом. сантиметр (9,4 дюйма) орудия береговой обороны и Ришелье в 09:30. Чт Последний был поражен лишь единственным осколком снаряда, прежде чем союзники прервали обстрел в 10:07, хотя он однажды попал в Бархэм снаряд 155 мм (6,1 дюйма), который пробил дыру диаметром 4 фута (1,2 м) в диаметре. выпуклость. Французский эсминец Ле Харди вышел из гавани в 12:00, чтобы спасти британского пилота, находившегося на воде, но в 12:53 был атакован линкорами на расстоянии 12000 ярдов. (11000 м). Корабль не вернулся в порт при помощи тяжелой дымовой завесы. Затем британские линкоры поменяли цель, чтобы обстрелять гавань и Ришелье. Они подожгли несколько торговых судов, но снова не смогли поразить последнее на расстоянии 17 000 ярдов (15 500 м). В это время в Бархема попал снаряд диаметром 24 см, который пробил надстройку и взорвался с небольшим эффектом и без каких-либо жертв. Другой снаряд, размером, вероятно, также 24 см, взорвался в воде по правому борту в ряду воронок. Образовавшаяся ударная волна протолкнула внутрь на длину 7 футов (2,1 м), и он начал медленно затопляться.

После совета на борту Бархема позже в тот же день командование союзников решило атаку. Утром 25 сентября «Ришелье» первым открыл огонь в 09:04 на дальности 24 000 ярдов (22 000 м). Пока британские линкоры маневрировали, чтобы занять свои позиции, подводная лодка Бевезье выпустила четыре торпеды на расстоянии 2700 ярдов (2500 м). Бархему удалось уклониться от них, но Резолюшн была поражена одной торпедой на миделе корабля, которая сильно кренилась, и она вышла из строя. Бархэм открыл огонь на расстоянии 21 000 ярдов (19 000 м) и поразил Ришелье одним 15-дюймовым снарядом в 09:15. Снаряд разрушил каюту и вмятил бронепалубу на глубину 8 сантиметров (3,1 дюйма), но не причинил никаких потерь. Серьезный ущерб Резолюции привел к тому, что операция «Угроза» была прекращена, и Бархему пришлось отбуксировать ее во Фритаун для временного ремонта, чем сопровождать конвой в Гибралтар, куда она прибыла 15 октября, где ее собственные повреждения были устранены. На короткое время она была назначена в группу H, прежде чем она была переведена на Средиземноморский флот в ноябре 1940 года.

Бархам, два крейсера и три эсминца, также назначенные на Средиземном море, были назначены Force F как часть операции «Пальто» одна из сложной серии перемещений флота в Средиземном море. Линкор и другие корабли Force F должны были перебросить войска на Мальту, прежде чем отправиться в Александрию. Бархам был загружен 600 военнослужащими, включая солдат 12-го полевого полка Королевской артиллерии, отряд F покинул Гибралтар 7 ноября в сопровождении отряда H, три дня дня дня спустя встретился с силами Средиземноморского флота и позже в тот же день выгрузили свой груз на Мальте. Во время плавания на восток авианосец Illustrious был отделен от основных сил, чтобы атаковать Таранто в ночь с 11 на 12 ноября, повредив три итальянских линкора. Бархам, теперь назначенный на 1-ю БС, и Малая были отделены для дозаправки в Суда-Бей, Крит, прежде чем отправиться в Александрию, где они прибыли 14 ноября.

Бархам заправляется в Залив Суда, февраль 1941 г.

В рамках операции «Ошейник» в конце ноября, Бархам, Малая и авианосец HMS Eagle прикрывали встречу сил с конвоем, идущим из реализациитара. По пути 26 ноября самолеты Игла атаковали Триполи. Бархам стал флагманом 1-го БС в декабря. 3 января 1941 года корабль вместе с Варспайтом и Валиантом бомбардировал Бардию в качестве прелюдии к битве при Бардии. 26 марта итальянский флот предпринял попытку перехватить британские конвои в Грецию. Англичане недавно взломали итальянский код и 27-го с наступлением темноты отправились на перехват итальянцев. На следующее утро их заметил самолет с авианосца грозный, и началась битва у мыса Матапан. Многократные воздушные удары торпедоносцев Fairey Swordfishкомпании Formidable повредили линкор Витторио Венето и повредили тяжелый крейсер Pola позже в тот же вечер. Адмирал Анджело Якино, командующий итальянским флотом, приказал двум другим тяжелым крейсерам 1-й дивизии помощь Поле в темноте. Итальянские корабли и британцы почти одновременно к месту расположения Полы, но итальянцы почти не подозревали, что британцы были поблизости. С другой, британцы точно знали, где находятся итальянцы, благодаря своему кораблю стороны с радаром. Они открыли огонь в в упор, Бархам повредил эсминец Альфредо Ориани, а затем присоединился к Варспайту и Доблестному в уничтожении Зары.

. В середине апреля она сопровождала пост транспорт «Бреконшир» вместе с Варспайтом и Валиантом из Александрии на Мальту перед бомбардировкой линкоров Триполи вечером 20 апреля. 6–12 мая она прикрывала конвой Александрия-Мальта операции «Тигр». Вместе со своей недавно прибывшей сестрой королевой Елизаветой Бархам сопровождала «Грозного», когда ее самолет с некоторыми успехом атаковал итальянский аэродром в Скарпанто на рассвете 26 мая. Прикрывая эвакуацию с Крита на следующий день, корабль был атакован бомбардировщиками Junkers Ju 88 из II./LG (демонстрационное крыло) 1 и Heinkel He 111 бомбардировщики II. / КГ (Бомбардировочное крыло) 26. Одна 250-килограммовая (550 фунтов) бомба попала в Y-образную башню и вызвала пожар внутри башни, на потушение которого потребовалось 20 минут. В результате промаха она разорвала левый выступ на площади 20 на 16 футов (6,1 на 4,9 м) и вызвала крен на 1,5 градуса, который легко исправить путем откачки нефти. Пострадало пятеро убитых и шестеро раненых. Позднее в тот же день он прибыл в Александрию, но был слишком велик для плавучего дока, и его пришлось отправить в другое место для ремонта. Она плыла на юг через Суэцкий канал в Момбаса, Кения, где были осмотрены ее повреждения. Это оказалось хуже, чем ожидалось, и Бархэм пришлось отремонтировать в Дурбан, Южная Африка, поскольку она была непригодна для перехода через Атлантический океан для ремонта в Штатах. Ремонт был завершен через шесть недель, 30 июля, и в августе корабль вернулся в Александрию, где возобновил свою роль флагмана 1-й боевой эскадры.

тонет

Взрываются главные магазины, 25 ноября 1941 г.

Днем 25 ноября 1941 г. 1-я боевая эскадрилья «Бархэм», «Королева Елизавета» и «Валиант» в сопровождении восьми эсминцев покинули Александрию для прикрытия 7-й и 15-й эскадрилий крейсеров как они охотились за итальянскими конвоями в Центральном Средиземноморье. На следующее утро немецкая подводная лодка U-331, которой командовал оберлейтенант цур Зее Ганс-Дидрих фон Тизенхаузен, обнаружила слабый шум двигателей британских кораблей и перешел на перехват. К полудню подводная лодка и 1-я боевая эскадра вышли на встречный курс, и Тизенхаузен приказал своей лодке выйти на боевые посты около 16:00. Оператор ASDIC на одном борту из ведущих эсминцев, Jervis, обнаружил подводную лодку в 16:18 на расчетном расстоянии 900–1100 ярдов (820–1010 м), но контакт не принималось во внимание, поскольку в нем образовывался угол шириной от 40 до 60 градусов, что намного больше, чем у подводной лодки. Таким образом, U-331 прошла через экран и была в состоянии в состоянии запустить свои торпеды только после того, как головной корабль, Королева Елизавета, прошел мимо нее, а второй корабль, Бархам, быстро приближался. Тизенхаузен приказал запустить все четыре носовых торпедных аппарата на дальность 375 метров (410 ярдов) в 16:25. Возможно, из-за ее близости к носовой волне Вэлианта и разряда торпед, боевая рубка лодки вырвалась на поверхность и была безуспешно атакована одним из «помпонов» линкора на расстоянии около 30 ярдов (27 м). Лодка вышла из-под контроля после выхода на борт, достигнув глубины 265 метров (869 футов), что значительно ниже ее расчетной глубины 150 метров (490 футов), прежде чем она стабилизировалась без каких-либо повреждений. U-331 не была атакована эсминцами сопровождения и 3 декабря достигла порта. Тизенхаузен не был уверен в своей атаке и сообщил, что одной торпедой он поразил линкор типа Queen Elizabeth.

Не было времени для уклонения, и три из четырех торпед ударили так близко в середине корабля. вместе, чтобы подбросить один массивный столбец воды. Бархэм быстро перевернулся влево и лежал на боку, когда примерно через четыре минуты после того, как она была торпедирована и потопила, произошел мощный взрыв магазина. Комиссия по расследованию затопления приписала последний взрыв магазина с возгоранием в 4-дюймовых магазинах, используя за пределами основных 15-дюймовых магазинов, который распространился бы и взорвал содержимое основных магазинов.. Из-за скорости, с которой она затонула, было убито 862 офицера и рядовых, в том числе двое, которые умерли от ран после спасения. Эсминец Hotspur спас около 337 выживших, в том числе вице-адмирала Генри Придхэма-Виппелла и пару, которые позже скончались от ран, а австралийский эсминец Низам, как сообщается, спасли около 150 человек. Капитан Джеффри Кук вместе со своим кораблем. Потопление было заснято на пленку оператором Pathé News на борту Valiant.

Последствия

В попытке скрыть затопление от немцев и защитить британский моральный дух. Адмиралтейский совет подвергнуться цензуре все новости о гибели Бархема. После задержки в несколько недель военное министерство уведомило ближайших родственников, но они добавили специальный запрос о секретности: письма с уведомлением содержали предупреждение не обсуждать потерю корабля с кем-либо, кроме близких родственников, заявив, что «крайне важно, чтобы информация о событии, произошедшее к гибели вашего мужа, произошло гибели вашего мужа, когда об этом не было объявлено официально...» После неоднократных заявлений со стороны Немецкого радио, Адмиралтейство официально объявило о потере 27 января 1942 г. Пояснило,

в то время было ясно, что противник не знал, что он был потоплен. Корабль был обнародован.

Только когда Адмиралтейство признало, что Бархам был потоплен, и описал обстоятельства, Тизенхаузен знал, что он потопил ее. В тот день он был награжден Рыцарским крестом Железного креста. В память о команде мемориальная скамья, расположенная в Nothe Gardens, Weymouth.

Notes
Citations
Ссылки
  • Адмиралтейский исторический отдел (2002). Королевский флот и Средиземное море: ноябрь 1940 - декабрь 1941. Истории Уайтхолла, Истории военно-морском штаба. 2 . Лондон: История Уайтхолла в сотрудничестве с Фрэнком Кассом. ISBN 0-7146-5205-9.
  • Блер, Клей (2000). Война подводных лодок Гитлера: Охотники 1939–1942. Лондон: Касселл и компания. ISBN 0-304-35260-8.
  • Брукс, Джон (2005). Артиллерийские дредноуты и Ютландская битва. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-7146-5702-8.
  • Берт, Р. А. (2012). Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8.
  • Берт Р. А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8.
  • Кэмпбелл, Джон (1972). Королева Елизавета Класс. Монографии военных кораблей. 2 . Лондон: Конвей Маритайм Пресс. ISBN 0-85177-052-5.
  • Кэмпбелл, Н. Дж. М. (1986). Ютландия: анализ боевых действий. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-324-5.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Дональд, Грэм (2009). Свободные пушки: 101 вещь, которую они никогда не рассказывали вам о военной истории. Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-377-3.
  • английский, Джон (1993). Амазонка в Айвенго: британские эсминцы 30-х годов. Кендал, Англия: Мировое судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3.
  • Гордон, Эндрю (2012). Правила игры: Ютландия и британское военно-морское командование. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-336-9.
  • H. M. Суда, поврежденные или потопленные в результате действия с 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. (PDF). Лондон: Директор военно-морского строительства: Адмиралтейство. 1952 г. OCLC 38570200. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2016 г. Дата обращения 13 декабря 2015 г.
  • Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа. Нью-Йорк: Джордж Х. Доран. OCLC 13614571.
  • Джонс, Джеффри П. (1979). Линкор Бархэм. Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0416-0.
  • Джордан, Джон и Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры: 1922–1956 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-416-8.
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море. Нью-Йорк: Random House. ISBN 0-679-45671-6.
  • Паркс, Оскар (1990) [1957]. Британские линкоры (переиздание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4.
  • Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: разработка и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-817-4.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит. Лондон: Граб-стрит. ISBN 0-948817-07-0.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Таррант, В. Э. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. (переиздание). Лондон: Brockhampton Press. ISBN 1-86019-917-8.
  • Уитли, М. Дж. (1999). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-184-X.
  • Уильямсон, Гордон (2005). Получатели дубовых листьев Рыцарского креста 1941–45. Оксфорд: скопа. ISBN 1-84176-642-9.
Дополнительная литература
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918. Нью-Йорк: Книги Галахад. ISBN 0-88365-300-1.
  • Ходжкинсон, Хью (1944). До того, как изменилась волна. Лондон: Джордж Г. Харрап.
Внешние ссылки
  • icon Портал линкоров
Викискладе есть медиафайлы, связанные с HMS Barham (корабль, 1914).

Координаты : 32 ° 34'N 26 ° 24'E / 32,567 ° N, 26,400 ° E / 32,567; 26.400

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:02:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте