Битва у мыса Матапан

редактировать

Битва у мыса Матапан
Часть
Www2mR130BMatapan.GIF . Карты сражения
Дата27–29 марта 1941 г.
МестоположениеOff Мыс Матапан, 35 ° 20′52,82 ″ с.ш. 20 ° 57′40,43 ″ в.д. / 35,3480056 ° с.ш. 20,9612306 ° в.д. / 35,3480056; 20.9612306
РезультатРешающая победа союзников
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. Австралия Италия
Командиры и лидеры
Эндрю Каннингем Анджело Ячино
Сила
1 авианосец. 3 линкора. 7 легких крейсеров. 17 эсминцев1 линкор. 6 тяжелых крейсеров. 2 легких крейсера. 17 эсминцев
Потери и потери
3 убитыми. 4 лёгких крейсера повреждены. 1 уничтожен2300 убитых. 1015 захвачено. 3 тяжелых крейсера потоплены. 2 эсминца потоплены. 1 линкор поврежден. 1 эсминец поврежден

Битва при мысе Матапан (греч : Ναυμαχία του Ταινάρου) была Второй мировой войной морское сражение между британской империей и силами Оси, бои с 27 по 29 марта 1941 года. мыс находится на юго-западном побережье Пелопоннеса полуостров Греция.

После перехвата итальянских сигналов правительственным кодексом и Cypher S chool (GCCS) в Bletchley Park, корабли Royal Navy и Royal Australian Navy под командованием адмирала Королевского флота Сэр Эндрю Каннингем, перехватил и потопил или серьезно повредил несколько кораблей итальянской Regia Marina под эскадрой вице-адмирала Анджело Ячино. Начальные действия битвы также известны в Италии как Битва при Гаудо.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Противоборствующие силы
  • 3 Битва
    • 3.1 Действия у Гавдоса
    • 3.2 Воздушные атаки
    • 3.3 Ночные действия
  • 4 Последствия
    • 4.1 Баланс военно-морских сил
    • 4.2 Блетчли-Парк (GCCS)
    • 4.3 Послевоенный
  • 5 Порядок битва
    • 5.1 Италия
    • 5.2 Союзники
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

История вопроса

В конце марта 1941 г. Корабли Средиземноморского флота прикрывали передвижение войск в Грецию, Мавис Бэти, криптоаналитик в Блетчли-Парк, совершила прорыв, впервые прочитав итальянскую военно-морскую Enigma. время. За первым сообщением, загадочным «Сегодняшний день минус три», через три дня последовало второе сообщение о выходе итальянского боевого флота, состоящего из одного линкора, шести тяжелых и два легких крейсера плюс эсминцы для атаки торговых конвоев, снабжающих британские войска. Как всегда в случае с Enigma, прорыв разведки был скрыт от итальянцев, убедившись, что у союзников была веская причина для обнаружения и перехвата их флота. В данном случае это был тщательно управляемый разведывательный самолет.

. В качестве дальнейшего обмана адмирал Каннингем после наступления темноты тайком покинул гольф-клуб в Александрии, чтобы его не видели на борту своего флагмана. линкор HMS WarsPite. Он взял за правило прибыть в клуб в тот же день со своим чемоданом, как будто на ночь, и провел время на поле для гольфа в пределах видимости японского консула. В этот вечер рекламировалась вечеринка на его флагмане, но она не состоялась.

В то же время на стороне Оси произошел сбой в разведке. Немцы ошибочно сообщили итальянцам, что у них есть только один боевой корабль и нет авианосцев. Фактически у Королевского флота было три линкора, а поврежденный британский авианосец Illustrious был заменен на HMS Formidable.

Prelude

Противостоящие силы

В состав союзников входил британский флот, состоящий из авианосца HMS Formidable и линкоров HMS Barham, Valiant и Warspet. Основной флот сопровождался 10-й флотилией эсминцев (HMS Greyhound и Griffin, и HMAS Stuart под командованием командующего "Hec" Waller, RAN) и 14-я флотилия эсминцев (HMS Jervis, Janus, Mohawk и нубиец, командует Филип Мак ); также присутствовали HMS Hotspur и Havock. Отряд B под командованием адмирала Сэра Генри Придхэма-Виппелла состоял из британских легких крейсеров HMS Ajax, Gloucester и Орион, австралийский легкий крейсер HMAS Perth и британские эсминцы HMS Hasty, Hereward и Ilex. Австралийский HMAS Vendetta вернулся в Александрию. Были доступны союзные военные корабли, прикрепленные к конвоям : HMS Defender, Jaguar и Juno ждали в канале Китира. и HMS Decoy, Карлайл, Калькутта, Бонавентура и HMAS Vampire.

Итальянский флот возглавлял флагман Ячино, современный линкор Витторио Венето, прикрываемый эсминцами 13-й флотилии Альпино, Берсальере, Фусильере и Гранатьере. Флот также включал большую часть итальянских тяжелых крейсеров: Zara, Fiume и Pola в сопровождении четырех эсминцев (Alfredo Oriani, Джозуэ Кардуччи, Винченцо Джоберти и Витторио Альфьери ) из 9-й флотилии; и Триест, Тренто и Больцано в сопровождении трех эсминцев («Аскари», «Корацциер» и «Карабиньер») 12-й флотилии. К ним присоединились легкие крейсеры Duca degli Abruzzi и Giuseppe Garibaldi (8-я дивизия) и два эсминца 16-й флотилии (Emanuele Pessagno и Nicoloso de Recco) из Бриндизи. Примечательно, что ни один из итальянских кораблей не имел радаров, в отличие от нескольких кораблей союзников.

Битва

27 марта вице-адмирал Придхам-Виппелл - с крейсерами Ajax, Gloucester, Orion и Перт и несколько эсминцев вышли из греческих вод на позицию к югу от Крита. Адмирал Каннингем с Грозным, Варспайтом, Бархемом и Валиантом покинули Александрию в тот же день, чтобы встретить крейсеры.

Итальянский флот был замечен летающей лодкой Сандерленд в 12:00, лишив Ячино возможности неожиданности. Итальянский адмирал также узнал, что «Грозный» находится в море, благодаря команде дешифровщиков на борту «Витторио Венето». Тем не менее, после некоторого обсуждения, итальянский штаб решил продолжить операцию, чтобы показать немцам свою волю к борьбе и уверенность в более высокой скорости своих боевых кораблей.

Действия у Гавдоса

Линкор Vittorio Венето обстрелял крейсера союзников во время боев у Гавдоса

28 марта гидросамолет IMAM Ro.43 , запущенный Витторио Венето, заметил британскую крейсерскую эскадру в 06:35. В 07:55 группа Тренто столкнулась с крейсерской группой адмирала Придхама-Виппелла к югу от греческого острова Гавдос. Британская эскадра направлялась на юго-восток. Думая, что они пытаются убежать от своих более крупных кораблей, итальянцы бросились в погоню, открыв огонь в 08:12 с 24 000 ярдов (22 000 м). Три тяжелых крейсера стреляли неоднократно до 08:55: Триест выпустил 132 бронебойных снаряда, Тренто выпустил 204 бронебойных и 10 разрывных снарядов, а Больцано выпустил еще 189 бронебойных снарядов, но итальянцы испытали проблемы с их дальномером оборудования и значительных попаданий не было. HMS Gloucester в ответ произвела три залпа. Они потерпели неудачу, но заставили итальянцев изменить курс.

Так как они не сократили дистанцию ​​после часа преследования, итальянские крейсеры прервали погоню, повернув курсом на северо-запад. чтобы вернуться к Витторио Венето. Корабли союзников поочередно меняли курс, преследуя итальянские крейсеры на предельной дальности. Ячино позволил им выйти в надежде заманить британские крейсеры в зону досягаемости орудий Витторио Венето.

Офицер на мостике Ориона заметил товарищу: «Что это за линкор? Я думал, что наш был в милях отсюда. " Итальянцы перехватили сигнал Ориона о том, что она заметила неизвестное подразделение и собиралась провести расследование. В 10:55 Витторио Венето присоединился к итальянским крейсерам и немедленно открыл огонь по следящим за ними крейсерам союзников. Она произвела 94 выстрела в 29 залпах с дистанции 25 000 ярдов (23 000 м), все они были хорошо нацелены, но опять же с чрезмерным рассредоточением своих залпов. (Еще 11 снарядов застряли в стволах.) Крейсеры союзников, до этого не подозревавшие о наличии линкора, отступили, получив небольшие повреждения от осколков снаряда диаметром 381 мм (15,0 дюйма). Серия фотографий, сделанных с корабля HMS Gloucester, на которых видно, как итальянские залпы падают между кораблями союзников, была опубликована в журнале Life 16 июня 1941 года.

Атаки с воздуха

Витторио Венето уходит из района боевых действий после был торпедирован самолетом RN.

силы Каннингема, которые пытались встретиться с Придхэмом-Виппеллом, начали атаку торпедоносцев Фэйри Альбакор бомбардировщиками-торпедоносцами с HMS Formidable в 09:38. Они безрезультатно атаковали Витторио Венето, но необходимые маневры затрудняли итальянским кораблям возможность продолжать преследование. Итальянские корабли открыли огонь из 152, 100 и 90 мм орудий, а также 37, 20 и 13,2 мм орудий с близкого расстояния, отражая атаку, в то время как один из двух Junkers Ju 88, сопровождавших итальянский флот, был сбит. Автор Фэйри Фулмар. Ячино прервал преследование в 12:20, отступив к своему воздушному прикрытию в Таранто.

Вторая воздушная атака в 15:09 удивила итальянцев; Лейтенант-коммандер Джон Далиелл-Стед (DSO ) смог пролететь на своем Альбакоре в пределах 1094 ярда (1000 м) от Витторио Венето, прежде чем выпустить торпеду, которая ударила по ее внешнему левому гребному винту и вызвала 4,000 длины. тонн (4,100 т ) затопления. Далиелл-Стед и его команда погибли, когда их самолет был сбит зенитным огнем линкора. Корабль остановился, пока повреждение было устранено, но в 16:42 ему удалось снова тронуться со скоростью 19 узлов (35 км / ч ; 22 миль / ч ). Каннингем услышал о повреждении Витторио Венето и начал преследование.

Больцано под торпедной атакой Фейри-меч-рыбы.

Третья атака шести альбакоров и двух фейри-меч-рыб из 826 и 828 эскадрильи военно-морской авиации из Formidable и две Swordfish из 815 эскадрильи с Крита прошли между 19:36 и 19:50. Адмирал Якино разместил свои корабли в три колонны и использовал дым, прожекторы и сильный заградительный огонь, чтобы защитить Витторио Венето. Эта тактика предотвратила дальнейшее повреждение линкора, но одна торпеда попала в Пола, который почти остановился, чтобы избежать столкновения с Фиуме, и не мог предпринять никаких действий уклонения. В результате этого удара вышло из строя пять котлов и главный паропровод, в результате чего Пола потерял электроэнергию и остановился. Торпеда была сброшена лейтенантом Ф.М.А. Торренс-Спенс.

Не зная о преследовании Каннингема, эскадре крейсеров и эсминцев было приказано вернуться и помочь Поле. В эту эскадру входили сестринские корабли Полы, «Зара» и «Фиуме». Эскадра не начала возвращаться к Поле примерно через час после того, как Ячино отдал приказ, официально из-за проблем со связью, в то время как Витторио Венето и другие корабли продолжили свой путь в Таранто.

Ночные действия

В 20:15 радар Ориона обнаружил корабль в шести милях от левого борта, очевидно мертвый в воде; она была искалеченной Полой. Основная часть сил союзников обнаружила итальянскую эскадрилью на радаре вскоре после 22:00 и смогла приблизиться, не будучи обнаруженной. Итальянские корабли не имели радара и не могли обнаруживать британские корабли никакими средствами, кроме зрения; Итальянское мышление не предусматривало ночных действий, а их главные артиллерийские батареи не были готовы к действиям. В 22:20 они заметили эскадру союзников, но приняли их за итальянские корабли. Линкоры «Бархам», «Валиант» и «Варспайт» смогли приблизиться к 3 800 ярдам (3 500 м) - дальность прямого выстрела для орудий линкора - после чего открыли огонь. Прожекторы союзников (в том числе на борту «Валианта» под командованием молодого принца Филиппа ) осветили их врага. Некоторые британские артиллеристы видели, как главные башни крейсера взлетали на десятки метров в воздух. Всего через три минуты Фиуме и Зара были уничтожены. Фиуме затонул в 23:30, а Zara была прикончена торпедой эсминца HMS Jervis в 02:40 29 марта.

Два итальянских эсминца, Vittorio Alfieri и Giosuè Carducci, были потоплены в первых пяти минут. Двум другим, Джоберти и Ориани, удалось скрыться с помощью дымовой завесы, у первого из которых были серьезные повреждения, после того, как их преследовали и обстреливали британские эсминцы Griffin и Greyhound. В качестве приза рассматривалась буксировка Пола в Александрию, но приближался рассвет, и считалось, что опасность воздушного нападения противника слишком высока. Британские десантники захватили ряд столь необходимых зенитных пулеметов Бреда. Экипаж Полы был снят, и он был потоплен торпедами с эсминцев «Джервис» и «Нубиан» вскоре после 04:00. Единственной известной реакцией итальянцев после шокирующей неожиданности была бесплодная торпедная атака Ориани и Джоберти и бесцельный огонь одного из 40-мм орудий Зары в направлении британских военных кораблей.

Корабли союзников атаковали выживших, но покинул место происшествия утром, опасаясь ударов с воздуха. Адмирал Каннингем приказал подать сигнал на аварийную полосу торгового флота. Этот сигнал получил итальянское верховное командование. Он сообщил им, что из-за риска воздушных ударов корабли союзников прекратили свои спасательные операции и предоставили безопасный проход к госпитальному кораблю для спасательных целей. Местонахождение оставшихся в живых было передано в эфир, и итальянский корабль-госпиталь Gradisca прибыл, чтобы вернуть их. Потери союзников во время боя - один бомбардировщик-торпедоносец, сбитый 90-мм (3,5-дюймовыми) зенитными батареями Витторио Венето, с потерей экипажа из трех человек. Итальянские потери составили до 2303 моряков, в основном из Зары и Фиуме. Союзники спасли 1015 выживших, а итальянцы спасли еще 160.

Последствия

Баланс военно-морских сил

Матапан стал величайшим поражением Италии на море, если не учитывать боевой порядок. крейсерская дивизия. Британцы в Средиземном море потеряли тяжелый крейсер York и новый легкий крейсер Bonaventure в тот же период (26–31 марта 1941 г.), но в то время как Королевский флот потерял четыре тяжелых крейсера во время войны (York, Exeter, Корнуолл и Дорсетшир, последние два в единственной схватке ), в Матапане «Реджайа-Марина» потеряла троих за ночь. То, что итальянцы продвинулись так далеко на восток, создало потенциальную угрозу, которая вынудила британцев держать свои линкоры в готовности к новому вылету во время операций у Греции и Крита.

После поражения на мысе Матапан итальянцы Адмирал Якино писал, что эта битва имела

... последствие ограничения на некоторое время нашей оперативной деятельности не из-за серьезных моральных последствий потерь, как считали британцы, а из-за того, что операция показала нашу неполноценность в эффективной авиации. военно-морское сотрудничество и отсталость нашей боевой техники в ночное время.

— Ячино

Итальянский флот не выходил снова в Восточное Средиземноморье до падения Крита два месяца спустя, и он не вышел в в полном составе перед тем, как сдаться адмиралу Каннингему на Мальте. Несмотря на свою впечатляющую победу, адмирал Каннингем был несколько разочарован тем, что эсминцы не смогли связаться с Витторио Венето. Побег итальянского линкора, по словам британского адмирала, «вызывает сожаление».

Блетчли-Парк (GCCS)

Из соображений секретности взломщики кода в GCCS редко сообщали об оперативных последствиях своей работы, но их влияние на битву у мыса Матапан было исключением. Через несколько недель после окончания битвы адмирал Каннингем зашел в Блетчли-парк, чтобы поздравить «Дилли и его девочек, что положительно повлияло на моральный дух: Мавис Бэйти, одна из кодексов. Брейкерс вспоминает: «Наше чувство восторга не знало границ, когда Каннингем лично пришел поздравить нас». Адмирал Джон Годфри, Директор военно-морской разведки, заявил: «Скажите Дилли, что мы одержали великую победу в Средиземноморье, и это целиком благодаря ему и его девушкам ».

Послевоенный

В Италии до сих пор ведутся споры относительно приказов итальянского адмирала Анджело Ячино в дивизию Зара, чтобы вернуть Пола, когда стало ясно, что вражеский линкор движется с противоположного направления.

Когда Каннингем победил при Матапане

Милостью Бога и Дилли

Он был мозгом, стоящим за ними всеми

И не должен быть забыт. Будет ли он?

Дилли Нокс

В течение десятилетий после окончания Второй мировой войны участие GCCS, а также используемые методы взлома кода держались в секрете. Ряд спорных теорий был опубликован до того, как появились более полные отчеты после того, как записи были рассекречены в 1978 году. Только позже, после того, как метод удилища Дилли был продемонстрирован Мавис Бэти адмиралу, отвечающему за военно-морскую историю, появились итальянские официальные отчеты. исправленный. В 1966 году Х. Монтгомери Хайд опубликовал историю, в которой утверждалось, что шпион (кодовое имя Синтия ) соблазнил (итальянского военно-морского атташе в Вашингтоне, округ Колумбия ) и что она получила кодовую книгу, которую использовали британцы, чтобы победить итальянцев в Матапан. Хайд был признан виновным в клевете на мертвых, но доказательства причастности GCCS к тому времени не были обнародованы. В 1980 году BBC сериал Spy! включены аналогичные утверждения о шпионе по имени «Синтия», которая получила кодовую книгу. В 1974 году Фредерик Винтерботэм в «Ультрасекрете» ложно приписал расшифровку Люфтваффе Энигма трафика.

Порядок боя

Италия

Флаг Италии (1861-1946) crowned.svg

Союзники

Naval Ensign of the United Kingdom.svg В составе: отряд A, 14-я флотилия эсминцев, 10-я флотилия эсминцев (отряда C), отряд B, 2-я флотилия эсминцев, отряд D

  • Адмирал сэр Эндрю Каннингем
    • Три линкора: HMS Barham, Valiant и Warsposit
    • Один авианосец: HMS Formidable (1
    • Девять эсминцев: HMS Greyhound, Griffin, Jervis, Janus, Mohawk, Nubian, Hotspur and Havock и HMAS Stuart
  • Вице-адмирал Генри Придхэм-Виппелл
    • Четыре легких крейсера: HMS Ajax, Gloucester и Orion и HMAS Perth
    • Три эсминца: HMS Hasty, Hereward и Ilex
  • конвой AG 9 (из Александрии в Грецию)
    • Два легких крейсера: HMS Calcutta и Carlisle
    • Три эсминца: HMS Defender и Jaguar an d HMAS Vampire
  • Конвой GA 8 (из Греции в Александрию)
    • Один зенитный крейсер: HMS Bonaventure
    • Два эсминца: HMS Decoy и Juno
    • Один торговец корабль: Thermopylæ (норвежский)

Примечания

Ссылки

  • Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (1998). Морская война в Средиземном море 1940–1943 гг. Лондон: Chatham Publishing. ISBN 1-86176-057-4.
  • О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3.
  • «Битва при мысе Матапан». Королевский флот. Архивировано из оригинала 12 апреля 2011 года.
  • Де Анжелис, Марк. «Битва при Матапане». Regia Marina Italiana.

Дополнительная литература

  • Садкович, Джеймс Дж. (Октябрь 1988 г.). «Переоценка того, кто победил в итало-британском военно-морском конфликте, 1940-2 годы». European History Quarterly. 18 (4): 455–471. doi : 10.1177 / 026569148801800405. S2CID 143162826.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:20:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте