Ютландская битва

редактировать
Морское сражение 1916 года во время Первой мировой войны

Ютландское сражение
Часть Первой мировой войны
Карта Ютландской битвы, 1916.svg . Ютландское сражение, 1916 г.
Дата31 мая - 1 июня 1916 г.
МестоСеверное море, недалеко от Дании 56 ° 42'N 5 ° 52'E / 56,700 ° N, 5,867 ° E / 56,700; 5.867
РезультатСм. Раздел Результат
Воюющие стороны
Соединенное Королевство Германия
Командиры и лидеры
Сила
Потери и потери
  • 6094 убитыми
  • 674 ранеными
  • 177 пленными
  • 3 линейных крейсера потоплены
  • 3 броненосных крейсера потоплено
  • 8 эсминцев потоплено
  • (113,300 тонн потоплено)
  • 2551 убит
  • 507 раненых
  • 1 линейный крейсер потоплен
  • 1 потоплен до дредноута
  • 4 легких крейсера потоплен
  • 5 торпедных катеров потоплено
  • (62,30 0 тонн затоплен)

Ютландская битва (герман : Скагерракшлахт, Битва при Скагеррак ) было морским сражением между британским Королевским флотом Великим флотом под командованием адмирала сэр Джон Джеллико и флот Императорской Германии открытого моря под командованием вице-адмирала Рейнхарда Шеера во время Первая мировая война. Сражение развернулось в обширном маневрировании и трех основных боях (боевые действия линейных крейсеров, действия флота и ночные действия) с 31 мая по 1 июня 1916 г. у берегов Северного моря датской Ютландии Полуостров. Это было самое крупное морское сражение и единственное полномасштабное столкновение линкоров в той войне. Ютландия была третьим сражением флота между стальными линкорами после битвы у Желтого моря в 1904 году и решающей битвы при Цусиме в 1905 году во время Русско-японская война. Ютландия была последней крупной битвой в мировой истории, в которой участвовали в основном линкоры.

Флот открытого моря Германии намеревался заманить, заманить в ловушку и уничтожить часть Великого флота, поскольку немецкие военно-морские силы были недостаточны для открытого боя. весь британский флот. Это было частью более широкой стратегии по прорыву британской ады Германии и обеспечение доступа немецких военно-морских судов к Атлантике. Тем временем Королевский военно-морской флот придерживался стратегии поражения и уничтожения флота открытого моря, тем временем самые большие немецкие военно-морские силы подальше от Великобритании и ее морских путей.

. Немцы планировали использовать вице-адмирала Франца. Быстрая разведывательная группа Хиппера из пяти современных линейных крейсеров заманивает эскадрильи линейных крейсеров вице-адмирала сэра Дэвида Битти на путь основного немецкого флота. Они заранее разместили подводные лодки на вероятных маршрутах движения британских кораблей. Однако они узнали из перехвата британских сигналов, что вероятна крупная операция флота, поэтому 30 мая Джеллико отплы с Великим флотом на встречу с Битти, пройдя по местоположению немецких подводных лодок пикетных линий, пока они были неподготовленный. Немецкий план был отложен, что вызвало дополнительные проблемы для их подводных лодок, которые достигли предела своей выносливости в море.

Днем 31 мая Битти столкнулся с отрядом линейных крейсеров Хиппера задолго до того, как ожидали немцы. В непрерывном сражении Хиппер успешно привлек британский авангард на путь флота открытого моря. К тому времени, когда Битти увидел более крупные силы и повернул обратно к главному британскому флоту, он потерял два линейных крейсера из числа шести линейных крейсеров и четырех мощных линкоров, хотя он ускорился впереди своих линкоров 5-й боевой эскадрильи <437.>ранее в тот же день, фактически теряя их как неотъемлемую часть этого начального действия против пяти кораблей под командованием Хиппера. Уход Битти при виде Флота открытого моря, о котором британцы не подозревали, что он находится в открытом море, изменил бы ход битвы, потянув немецкий флот в погоню к Великому флоту Великобритании. Между 18:30, когда солнце садилось над западным горизонтом, освещая немецкие войска, и с наступлением темноты около 20:30, два флота - всего 250 кораблей между ними дважды вступили в прямое столкновение.

Четырнадцать британских и одиннадцать немецких кораблей затонули, в результате чего пострадали 9823 человека. После захода солнца и всю ночь Джеллико маневрировал, чтобы отрезать немцев от их базы, но под покровом темноты Шеер прорвался через британские легкие силы, формирующие арьергард Великого флота, и вернулся. в порт.

Обе стороны заявили о своей победе. Британцы потеряли больше кораблей и вдвое больше моряков, но сумели сдержать немецкий флот. Британская пресса раскритиковала неспособность Великого флота добиться решающего результата, в то время как план уничтожения части британского флота также потерпел неудачу. Британская стратегия отказа Германии в доступе как к Соединенному Королевству, так и к Атлантическому океану действительно увенчалась успехом, что и было долгосрочной целью Великобритании. «флот немцев в существовании » продолжал угрозы, требуя от британцев держать свои линкоры сосредоточенными в Северном море. В конце 1916 года, после успешных безуспешных попыток увеличить численное превосходство Королевского флота, ВМС Германии были успешно сдержаны, позволив направить свои усилия и ресурсы на неограниченную подводную войну и уничтожение союзнических и нейтральных судов, которые - наряду с телеграммой Циммермана - к апрелю 1917 года спровоцировали объявление войны Соединенными Штатами Америки.

Последующие проверки по заказу Королевского флота вызвали серьезные разногласия между сторонниками Джеллико и Битти по поводу выступления двух адмиралов в битве. Споры об их действиях и значении битвы продолжаются по сей день.

Содержание

  • 1 Предпосылки и планирование
    • 1.1 Немецкое планирование
      • 1.1.1 Размещение подводных лодок
      • 1.1.2 Цеппелины
    • 1.2 Британский ответ
  • 2 Военно-морская тактика в 1916 году
    • 2.1 Конструкция корабля
  • 3 Боевой порядок
  • 4 Действие линейного крейсера
    • 4.1 Контакт
    • 4.2 Бегите на юг
    • 4.3 Бегите на север
    • 4.4 Флоты сходятся
  • 5 Действие флота
    • 5.1 Развертывание
    • 5.2 Windy Corner
    • 5.3 Переход через T
    • 5.4 Gefechtskehrtwendung
  • 6 Ночные действия и вывод немецких войск
  • 7 Результат
    • 7.1 Отчетность
    • 7.2 Оценки
    • 7.3 Британская самокритика
      • 7.3.1 Характеристики снаряда
      • 7.3.2 Потери линейных крейсеров
      • 7.3.3 Обработка боеприпасов
      • 7.3.4 Стрельба
      • 7.3.5 Сигнализация
      • 7.3.6 Постоянный флот погиб Приказы
  • 8 Противоречие
    • 8.1 Действия Битти
  • 9 Число Числоших
    • 9.1 Британцы
    • 9.2 Немецкие
  • 10 Избранные награды
    • 10.1 Pour le Mérite
    • 10.2 Виктория Кросс
  • 11 Статус выживших и затонувших корабли
  • 12 Воспоминания
  • 13 Фильм
  • 14 См. Также
  • 15 Примечания
  • 1 6 Цитирования
  • 17 Библиография
  • 18 Дополнительная литература
  • 19 Внешние ссылки
    • 19.1 Известные клиенты

Предпосылки и планирование

Немецкое планирование

С 16 Линкоры типа дредноут по сравнению с 28 кораблями Королевского флота, у немецкого открытого флота было мало шансов на победу в очном столкновении. Поэтому немцы приняли стратегию разделяй и властвуй. Они будут совершать рейды в Северное море и бомбардировать английское побережье с целью заманить небольшие британские эскадры и пикеты, которые могут быть уничтожены превосходящими силами или лодками.

В январе 1916 года адмирал фон Поль, командующий немецким флотом, заболел. Его заменил Шеер, который он должен был взять войну на себя оборонительно, чем у британцев, и он должен был взять войну на себя. Согласно Шееру, немецкая военно-морская стратегия должна заключаться в следующем:

нанести урон английским флоту наступательными рейдами против военно-морских сил, занятых наблюдением и блокадой Немецкой бухты, а также по мине - на британский берег и атакведе мине, когда это возможно. После того, как в результате этих операций было достигнуто равенство сил, и все наши силы были подготовлены и сосредоточены, должна быть предпринята попытка с нашим флотом вести бой в неблагоприятных для врага обстоятельствах.

Рейнхард Шеер, командующий германским флотом

25 апреля 1916 года германское адмиралтейство приняло решение неизбирательные атаки подводных лодок на торговое мореплавание. Это последовало за протестами нейтральных стран, в частности США, в связи с тем, что их граждане жертвами нападений. Германия получила предупреждение и дать экипажам судов время для побега, что будущие атаки будут происходить в соответствии с согласованными на международном уровне правилами призов, которые требуют атакующего сделать предупреждение и дать экипажам судов время для побега. Шеер считал, что атаковать на этих условиях было невозможно, что лишало преимуществ секретного подхода подводных лодок и делало их уязвимыми для относительно небольших орудий на целевых кораблях. Вместо этого он приступил к развертыванию подводного флота против военных кораблей.

Была надежда, что после успешной атакинемецких подводных лодок быстрые британские эскортные корабли, такие как эсминцы, будут привязаны противолодочные операции. Если немцам удастся застать англичан в ожидаемых местах, то, как предполагалось, существуют хорошие перспективы хотя бы частичного восстановления баланса сил между флотами. «После того, как британцы совершили вылазку в ответ на атакующие силы», можно было использовать многовековые инстинкты агрессивных действий Королевского флота, чтобы привлечь его ослабленные подразделения к главному немецкому флоту под командованием Шеера. Была надежда, что Шеер таким образом сможет устроить засаду на часть британского флота и уничтожить его.

Размещение подводных лодок

Было разработано план размещения подводных лодок вдали от британских военно-морских баз, а устроить какое-то действие, которое привлекает британские корабли к ожидающим подводным лодкам. Линейный крейсер СМС Сейдлиц был поврежден в предыдущей бою, но должен был быть отремонтирован к середине мая, поэтому операция была запланирована на 17 мая 1916 года. В начале мая проблемы с конденсаторами были обнаружены на кораблей третьей эскадры линкоров, поэтому операция перенесли на 23 мая. Десять подводных лодок - U-24, U-32, U-43, U-44, UC-47, U-51, U-52, U-63, U-66 и U-70 - получили приказ сначала патрулировать центральную часть Северного моря с 17 по 22 мая, а занять позицию ожидания. U-43 и U-44 дислоцировались в Пентленд-Ферт, который Великий флот должен был пересечь, оставив Скапа-Флоу, в то время как остальные проследовали в Ферт-оф -Форт. в ожидании отправления линейных крейсеров Росайт. У каждой лодки была выделенная зона, в пределах которой она перемещалась по мере необходимости, чтобы избежать обнаружения, но была проинструктирована в пределах этого. Во время первоначального движения в Северном море лодкам был приказано плыть только с севера на юг, чтобы любой противник, случайно столкнулся с ним, мог подумать, что он уходит или возвращается с операций на западном побережье (что требовало от них обхода севера Великобритании). Оказавшись на своих конечных позициях, лодки получили строгий приказ преждевременного обнаружения, которое могло бы выдать операцию. Было предусмотрено, что будет передан кодированный сигнал для оповещения подводных лодок именно, когда операция начнется: «Учтите, что силы могут выйти в море».

Кроме того, 20 марта был отправлен УБ-27. Мэй с инструкциями проложить себе путь в Ферт-оф-Форт мимо острова Мэй. U-46 был приказано патрулировать побережье Сандерленд, которое было выбрано для диверсионной атаки, но из-за проблем с двигателем он не смог покинуть порт, и U-47 был переключен на выполнение этой задачи. 13 мая U-72 была отправлена ​​для установки мин в Ферт-оф-Форт; 23-го У-74 отправилась на установку мин в Морей-Ферт; 24 числа U-75 была отправлена ​​точно так же к западу от Оркнейских островов. UB-21 и UB-22 были отправлены патрулирования «Хамбера», где (неверные) отчеты предполагали британских военных кораблей. U-22, U-46 и U-67 были расположены к северу от Терсхеллинга для защиты от вторжения британских легких сил, дислоцированных в Харвиче.

22 мая 1916 года было обнаружено, что Зейдлиц все еще не был водонепроницаемым после ремонта. и не будет готов до 29 числа. Подводные лодки, устроившие засаду, теперь стояли на месте и испытывали трудности, возникающие в условиях: видимость у берега часто была плохой из-за тумана, а морские условия были либо настолько спокойными, что малейшая рябь, как от перископа, выдать их местоположение, либо такими грубыми. чтобы было очень трудно удерживать на постоянной глубине. Британцы узнали о необычной активности подводных лодок и начали контр-патрулирование, вынудившее подводные лодки покинуть свои позиции. UB-27 миновал Белл-Рок ночью 23 мая, направляясь в Ферт-оф-Форт, как и планировалось, но был остановлен из-за неисправности двигателя. После ремонта он продолжил подход, следуя за торговыми судами, и 25 мая залива Ларго. Здесь лодка запуталась в сетях, которые забили один из гребных винтов, что вынудило ее отказаться от операции и вернуться домой. U-74 был обнаружен четырьмя вооруженными траулерами 27 мая и затонул в 25 милях (22 морских миль; 40 км) к юго-востоку от Петерхеда. U-75 заложила мины у Оркнейских островов, которые, хотя и не играли никакой роли в сражении, были ответственны за потопление крейсера Хэмпшир с лордом Китченером (командующим армией) с миссией в Россию 5 июня. U-72 был вынужден отказаться от своей миссии без установки мин, когда утечка нефти означала, что он оставил видимый поверхностный след за кормой.

Цеппелины

Горло Скагеррак, стратегические ворота в Балтику и Северную Атлантику, воды Ютландии, Норвегии и Швеции

Немцы содержали флот из цеппелинов, которыйони использовали для воздушной разведки и случайных бомбардировок. Запланированный набег на Сандерленд предполагал использование цеппелинов, чтобы противостоять приближающимся с севера британским флотом, который мог бы мог бы удивить рейдеров.

К 28 мая сильный северо-восточный ветер означал, что послать цеппелинов было невозможно, поэтому рейд снова пришлось отложить. Подводные лодки могли оставаться на станции только до 1 июня, прежде чем их запасы были исчерпаны.

Было решено использовать альтернативный план, отказавшись от атак на Сандерленд, но вместо этого отправив патруль линейных крейсеров на Скагеррак, где, вероятно, они встретят торговые суда, несущие британские грузы и Патрулианских крейсеров. Вместо этого полагаясь на патрули крейсеров и торпедных катеров для разведки, это было сочтено, потому что теперь действия будут происходить гораздо ближе к Германии.

Приказ об альтернативном плане был отдан 28 мая, хотя все еще оставалась надежда, что улучшение погоды в последний момент предоставляется доступный план. Немецкий флот собрался в Нефритовой реке и в Вильгельмсхафене и получил указание поднять пар и быть готовым к бою с полуночи 28 мая.

К 14:00 30 мая ветер все еще был слишком сильным, и было принято окончательное решение альтернативный план. Кодированный сигнал «31 мая G.G.2490» был передан на корабли флота, чтобы сообщить им, что атака Скагеррака начнется 31 мая. Предварительно подготовленный сигнал ожидающим подводным лодкам передавался в течение дня с радиостанции E-Dienst в Брюгге, тендер подводных лодок Arcona стоял на якоре в Эмдене. Только две из ожидающих подводных лодок, U-66 и U-32, получили приказ.

Ответ Великобритании

К сожалению для немецкого плана, британцы получили копию основной немецкой кодовой книги. с легкого крейсера «СМС Магдебург», который был взят на борт ВМФ после того, как судно село на мель в России территориальных водах в 1914 году. поэтому их часто можно быстро расшифровать, а британское адмиралтейство обычно знало о деятельности Германии.

Комната 40 Британского Адмиралтейства обеспечивала пеленгирование и перехват сигналов немецких военно-морских сил. 28 мая он перехватил и расшифровал немецкий сигнал, который предоставил «убедительные доказательства того, что немецкий флот шевелится в Северном море». Дальнейшие сигналы были перехвачены, и, хотя они не были расшифрованы, было ясно, что вероятна крупная операция. В 11:00 30 мая Джеллико был предупрежден, что немецкий флот, похоже, готов к отплытию на следующее утро. К 17:00 Адмиралтейство перехватило сигнал от Шеера «31 мая GG2490», давая понять, что что-то важное неизбежно.

Не зная о цели немцев, Джеллико и его штаб решили разместить флот, чтобы предотвратить любые попытки немцев войти в Северную Атлантику или Балтику через Скагеррак, заняв позицию у Норвегии, где они потенциально могут отрезать любой немецкий рейд на морские пути Атлантики или помешать немцам войти в Балтику. В позиции дальше к западу не было необходимости, так как этот район Северного моря можно было патрулировать с воздуха с помощью дирижаблей и разведывательных самолетов.

Джон Джеллико, командующий британским флотом

Следовательно, адмирал Джеллико вывел шестнадцать линкоров-дредноутов 1-й и 4-й боевых эскадрилий Великого флота и три линейных крейсера 3-й эскадрильи линейных крейсеров на восток из Скапа-Флоу в 22:30 30 мая. Он должен был встретиться со 2-й боевой эскадрильей из восьми линкоров-дредноутов под командованием вице-адмирала Мартина Джеррама из Кромарти. Рейдовые силы Хиппера не покидали Внешних нефритовых дорог до 01:00 31 мая, направляясь к западу от острова Гельголанд по очищенному каналу через минные поля и двигаясь на север со скоростью 16 узлов (30 км / ч; 18 миль / ч). Основной немецкий флот из шестнадцати линкоров-дредноутов 1-й и 3-й боевых эскадрилий покинул «Нефрит» в 02:30, а в 04:00 к нему присоединились шесть дредноутов 2-й боевой эскадры, идущие с реки Эльбы. Более быстрые силы Битти в составе шести кораблей 1-й и 2-й эскадрилий линейных крейсеров плюс 5-я боевая эскадрилья из четырех быстрых линкоров покинули Ферт-оф-Форт на следующий день; Джеллико намеревался встретиться с ним в 90 милях (78 морских миль; 140 км) к западу от устья Скагеррака у побережья Ютландии и дождаться появления немцев или их намерений. Запланированная позиция дала бы ему самый широкий спектр ответов на вероятные действия Германии.

Военно-морская тактика в 1916 г.

Принцип концентрации сил был фундаментальным для тактики флота. этого времени (как и в более ранние периоды). Тактическая доктрина требовала, чтобы флот приближался к битве в компактном построении параллельных колонн, что позволяло относительно легко маневрировать и давало укороченныеиз-за того, что Queen Mary и Tiger не смогли увидеть головной немецкий корабль из-за дыма, второй немецкий корабль, Derfflinger, остался незанятым и мог вести огонь без перебоев. СМС Мольтке привлек огонь двух линейных крейсеров Битти, но в это время все еще стрелял с большой точностью, поразив Тигра 9 раз за первые 12 минут. Немцы пролили первую кровь. Превосходной видимости пяти линейных крейсеров Hipper быстро зарегистрировали попадания в три из шести линейных крейсеров. Прошло семь минут, прежде чем британцам удалось забить свой первый удар.

Первый близкий к поражению Бег на юг произошел в 16:00, когда 30,5-сантиметровый (12,0-дюймовый) снаряд из Лютцова повредил "Башня Q" на миделе флагмана Битти Лев. Были предотвращены смертельно раненый командир башни - майор Фрэнсис Харви из Королевской морской пехоты - немедленно приказал закрыть дверцы магазина, и магазин затопил.. Это предотвратило взрыв магазина в 16:28, когда вспышка огня зажгла готовые кордитовые заряды под башней и убила всех в камерах за пределами магазина "Q". Лев был спасен. HMS Indefatigable не так повезло; в 16:02, всего через 14 минут после перестрелки, она была поражена в корме тремя 28-сантиметровыми (11 дюймов) снарядами от SMS Von der Tann, в результате чего был нанесен урон, достаточный, чтобы выбить ее из строя и взорваться "X" магазин на корме. Вскоре после этого, несмотря на почти максимальную дальность стрельбы, Фон дер Танн направил вперед еще один 28-сантиметровый (11 дюймов) снаряд в башню «А» Неутомимый. Падающие снаряды, вероятно, пробили тонкую верхнюю броню, и через несколько секунд «Неустанный» был разорван еще одним взрывом магазина, сразу же затонув вместе с командой из 1019 солдат и офицеров, оставив живых только двоих. (позиция 3).

Положение Хиппера несколько плохоилось к 16:15, когда 5-я боевая эскадрилья наконец вышла в зоне досягаемости, так что ему пришлось бороться с четырьмя линкоровыми огнем с четырех линкоров за кормой, а также пяти оставшихся линейных крейсеров Битти по правому борт. Но он знал, что его миссия по приманке близка к завершению, так как его силы быстро приближались к основной части Шеера. В 16:08 головной линкор 5-й боевой эскадрильи, HMS Barham, догнал Хиппера и открыл огонь с большой дальности, поразив Фон дер Танн 380 мм попаданием в течение 60 секунд.. Тем не менее, было 16:15, прежде чем все линкоры 5-го полка смогли вступить в бой на больших расстояниях.

В 16:25 боевые действия линейных крейсеров снова усилились, когда HMS Queen Mary был поражен тем, что могло быть объединенным залпом Дерффлингера и Зейдлица; она распалась, когда оба носовых магазина взорвались, затонув вместе со всеми, кроме девяти, из ее 1275 человек экипажа. (позиция 4). Командир фон Хазе, первый офицер-артиллерист на борту «Дерффлинглера», отметил:

Противник стрелял превосходно. Дважды Дерффлингер попадала под их адский град, и каждый раз ее били. Но королеве Марии приходилось плохо; Вступив в бой как с Зейдлицами, так и с Дерффлингерами, она встретила свою гибель в 1626 году. Яркое красное пламя поднялось с ее передней части; затем произошел взрыв впереди, произошел последовал гораздо более сильный взрыв на миде корабля. Сразу после этого она взорвалась ужасным взрывом, мачты обрушились внутрь, и дым скрыл все.

Взрыв HMS Queen Mary

Во время бега на юг, с 15:48 до 16:54, немецкие Линейные крейсеры в общей сложности нанесли сорок два попадания по британским линейным крейсерам 28 и 30,5 см (11,0 и 12,0 дюйма) (девять на Lion, шесть на Princess Royal, семь на Queen Mary, 14 на Tiger, один на Новой Зеландии, пять на Неутомимый) и еще два на линкоре Barham, по сравнению с одиннадцатью 13,5-дюймовыми ( 340 мм) ударами британских линейных крейсеров (четыре на Lützow, четыре на Seydlitz, два на Moltke, один на von der Tann) и шесть 15-дюймовых. (380 мм) попадания линкоров (один на Зейдлице, четыре на Мольтке, один на фон дер Танн).

Вскоре после 16:26 залп нанесен по HMS Princess Royal или около него, который был закрыт брызгами и дымом от разрывов снарядов. Связист немедленно вскочил на мост Льва и объявил: «Принцесса Королевская взорвана, сэр». Битти, как известно, обратился к своему флагманскому капитану и сказал: «Чатфилд, похоже, что-то не так с нашими кровавыми кораблями сегодня». (Согласно популярной легенде Битти также немедленно приказал своему кораблю «повернуть на два пункта к левому борту», ​​есть на два пункт ближе к противнику, но официальных записей о таком изменении командования или курса нет.) Роял, как оказалось, все еще был на плаву и после того, как брызги рассеялись.

В 16:30 ведущие линкоры Scheer заметили дальний бой линейного крейсера; вскоре после этого HMS Southampton 2-го легкого крейсера Битти под командованием коммодора Уильяма Гуденафа заметили основную часть флота открытого моря Шеера, уклоняясь от нашего залпов большого калибра. подробно сообщить о численности немцев: 16 дредноутов с шестью старыми линкорами. Это было первое известие Битти и Джеллико о том, что Шеер и его боевой флот уже в море. Одновременно с этим в поле между противостоящими силами линейных крейсеров бушевалили масштабные действия эсминцев, поскольку британские и немецкие эсминцы сражались друг с другом и пытались торпедировать более крупные корабли цели. Каждая сторона выпустила много торпед, но оба крейсера отвернулись от атак, и все защитили повреждения, за исключением Зейдлица, которая была поражена в 16:57 торпедой, выпущенной британским эсминцем HMS Petard. Несмотря на воду, Зейдлиц сохранял скорость. Эсминец HMS Nestor под командованием капитана Барри Бингема возглавиланские британские атаки. Британцы вывели из строя немецкий торпедный катер V27, который немцы вскоре бросили и затонули, а затем Петар торпедировал и потопил V29, второй результат за день. S35 и V26 спасли экипажи своих затонувших сестринских кораблей. Но Нестор и другой британский эсминец - HMS Nomad - были обездвижены попадания снаряда, а позже были потоплены проходящими мимо дредноутами Шеера. Бингхэм был спасен и награжден Крестом Виктории за лидерство в боевых действиях эсминца.

Бегите на север

Как только он сам заметил передовой отряд дальних линкоров Шеера в 12 милях (10 миль; 19 км), в 16:40 Битти развернул свой линейный крейсер на 180 °, направляясь на север, чтобы привлечь немцев к Джеллико. (позиция 5). Отступление Битти к Джеллико называется «бегом на север», в котором ситуация изменилась, и немцы погнались за британцами. Линкоры 5-й боевой эскадры - которые были слишком далеко, чтобы читать его флаги - появлялись, проходя мимо линейных крейсеров противоположным курсом и направляемым прямо к приближающемуся основному корпусу открытого моря. Флот. В 16:48 с большой дистанции ведущие линкоры Шеера открыли огонь.

Между тем, в 16:47, получив сигнал Гуденафа и зная, что Битти теперь ведет немецкий боевой флот на север к нему, Джеллико подал сигнал к нему. его собственные силы, флот ждал так долго, наконец неизбежно; в 16:51 по радио он сообщил об этом в Адмиралтейство в Лондоне.

Трудности 5-й боевой эскадрильи усугубились, когда Битти отдал приказ Эван-Томасу «повернуться по очереди» (а не: повернитесь вместе) в 16:48, когда линкоры прошли мимо него., но лейтенант-командир Ральф Сеймур, лейтенант битти, усугубил ситуацию, когда он не спустил флаги (чтобы выполнить сигнал) на несколько минут. Когда 5BS приблизился к враже линкорам, Эван-Томас издал команду своим флагом, предупреждает свою эскадру, ожидая внезапных маневров и следовать его примеру, чем начинать разворот по собственной инициативе. Однако капитан плывущего корабля (HMS Malaya ) повернул раньше, чтобы смягчить, одном и том же участке моря, когда они достигли его одного за другим, давая открытого моря повторную возможность с достаточным количеством времени, чтобы найти надлежащую дальность. неблагоприятные послание едствия.

В течение следующего часа 5-я боевая эскадра действовала как арьергард Битти, вызывая огонь со всех сторон. немецкие корабли были в пределах досягаемости, в то время как к 17:10 Битти сознательно вывел свою эскадру из зоны досягаемости теперь превосходящих сил линейных крейсеров Хиппера. Теперь можно использовать немцев, у Битти не было стимулировать дальнейшие потерями линейных крейсеров, когда его собственная артиллерия не могла быть эффективной. Иллюстрируя дисбаланс, линейные крейсеры получили еще пять, прежде чем он открыл диапазон (четыре на Lion, которые были от Lützow и один на Tiger.. Теперь единственные цели, которые достигли немцы, корабли 5-й боевой эскадры получили одинаковый огонь с линейных крейсеров Hipper на востоке (с которыми сражались HMS Barham и Valiant ) и ведущих линкоров Scheer на юго-востоке (HMS WarsPite и Малайя вступили в бой). Три получили попадания: Бархэм (четыре Дерффлингера), Варспайт (два Зейдлица) и Малая (семь немецких линкоров). Только Валиант остался невредимым.

Четыре линкора были лучше приспособлены к таким ударам, чем линейные крейсеры, и ни один не погиб, хотя Малайя понесла тяжелые повреждения, пожарные боеприпасов и большие потери экипажа. В то же время огонь четырех британских кораблей был точным и эффективным. Когда две британские эскадры на максимальной скорости двинулись на север, преследуемые всем немецким флотом, 5-я боевая эскадра нанесла 13 попаданий по линейным крейсерам (четыре на Лютцове, три на Дерффлингере, шесть на Зейдлице) и пять на линкорах (хотя только один, на СМС Маркграф, причинил серьезный ущерб). (позиция 6).

Флоты сходятся

Джеллико теперь знал, что приближается полное сражение флота, но не имел достаточной информации о позиции и курсе немцев. Чтобы помочь Битти, вначале битвы, примерно в 16:05, Джеллико приказал Задний адмирал Гораций Гуд 3-й эскадрилье боевых крейсеров мчаться вперед, чтобы и поддерживал силы Битти, и Худ теперь мчался на SSE, намного опережая северные силы Джеллико. 1-я крейсерская эскадрилья контр-адмирала Арбетнота патрулировала фургон основных сил линкора Джеллико, который неуклонно продвигался на юг. восток.

В 17:33 броненосный крейсер HMS Black Prince из эскадры Арбетнота на дальнем юго-западном фланге сил Джеллико появился в поле зрения HMS Falmouth, который был примерно в 5 милях (4,3 миль; 8,0 км) впереди Битти с 3-й эскадрильей легких крейсеров, первую визуальную связь между сходящимися корпусами Великого флота. В 17:38 разведывательный крейсер HMS Честер, прикрывавший приближающиеся линейные крейсеры Худа, был перехвачен фургоном немецких разведывательных сил под командованием контр-адмирала Бёдикера.

Сильно уступая четырем огням Бодикера крейсеров, Честер был разбит, прежде чем его сменили тяжелые части Худа, которые с этой целью повернули на запад. Флагман Худа HMS Invincible отключил легкий крейсер SMS Wiesbaden вскоре после 17:56. Висбаден стал постоянной мишенью для большей части морского флота в течение следующего часа, но остался на плаву и выпустил несколько торпед по проходящим вражеским линкорам с большого расстояния. Тем временем другие корабли Бодикера повернулись к Хипперу и Шееру, ошибочно полагая, что ведет с севера и востока более крупные силы британских крупных кораблей. В тумане и дыме последовал хаотический бой эсминца, когда немецкие торпедные катера попытались остановить прибытие этого нового соединения, но линейные крейсеры Худа уклонились от всех выпущенных по ним торпед. В этом бою британский эсминец HMS Shark после контратаки торпед был выведен из строя, но в течение следующего часа продолжал вести ответный огонь по многочисленным проходящим кораблям противника.

Действия флота

Развертывание

(1) 18:00 Разведывательные силы воссоединяются со своими флотами.. (2) 18:15 Британский флот выходит на линию фронта. (3) 18:30 Немецкий флот под огнем отворачивается. (4) 19:00 Немецкий флот возвращается. (5) 19:15 Немецкий флот отворачивается во второй раз. (6) 20:00. (7) 21:00 Сумерки : Джеллико принимает ночной крейсерский строй

Тем временем Битти и Эван-Томас возобновили бой с линейными крейсерами Hipper, на этот раз с визуальными условиями в их пользу. Когда несколько его кораблей были повреждены, Хиппер повернул обратно к Шееру около 18:00, когда флагман Битти «Лев» был наконец замечен с флагмана Джеллико «Железный герцог». Джеллико дважды требовал от Битти последнюю позицию немецкого боевого флота, который не видел немецких линкоров и не отвечал на вопрос до 18:14. Тем временем Джеллико получал запутанные отчеты о наблюдениях разной точности и ограниченной полезности от легких крейсеров и линкоров на правом (южном) фланге его войск.

Джеллико находился в тревожном положении. Ему нужно было знать расположение немецкого флота, чтобы судить, когда и как развернуть свои линкоры из их крейсерского строя (шесть колонн по четыре корабля в каждой) в единую боевую линию. Развертывание могло производиться либо на самой западной, либо на самой восточной колонне, и должно было быть выполнено до прибытия немцев; но раннее развертывание могло означать потерю шанса на решающее столкновение. Развертывание на запад приблизит его флот к Шееру, что позволит выиграть драгоценное время с приближением сумерек, но немцы могут прибыть до того, как маневр будет завершен. Развертывание на восток отвлечет силы от Шеера, но корабли Джеллико могли бы пересечь «Т», и видимость была бы в значительной степени в пользу британской артиллерии - силы Шеера будут вырисовываться на фоне заходящего солнца на западе, в то время как Большой флот будет нечетким на фоне темного неба на севере и востоке и будет скрыт отражением слабого солнечного света от промежуточной дымки и дыма. На развертывание уйдет двадцать незаменимых минут, а флот приближается полным ходом. В одном из самых важных и сложных решений тактического командования за всю войну, Джеллико приказал развернуться на востоке в 18:15.

Винди-Корнер

Между тем, Хиппер вернулся к Шееру, и объединенный флот открытого моря направлялся на север, прямо к Джеллико. У Шеера не было никаких указаний на то, что Джеллико был в море, не говоря уже о том, что он несся с северо-запада и был отвлечен вмешательством кораблей Худа к северу и востоку от него. Четыре уцелевших линейных крейсера Битти теперь пересекали фургон британских дредноутов, чтобы присоединиться к трем линейным крейсерам Худа; в это время флагман Арбутнота, броненосный крейсер HMS Defense, и его товарищ по эскадрилье HMS Warrior оба атаковали луки Битти, и Лайон едва избежал столкновения с Воином. Рядом многочисленные британские легкие крейсеры и эсминцы на юго-западном фланге развертывающихся линкоров также пересекали курсы друг друга, пытаясь достичь своих должных позиций, часто едва избегая столкновений и находясь под огнем некоторых приближающихся немецких кораблей. Этот период опасностей и интенсивного движения, связанный с слиянием и развертыванием британских войск, позже стал известен как «Ветреный угол».

Арбетнот был привлечен дрейфующим корпусом искалеченного Висбадена. В случае с Воином Защита приблизилась к цели, но случайно попала в прицел приближающихся крупных кораблей Хиппера и Шеера. Оборону обстреляли из крупнокалиберных артиллерийских орудий многих немецких линкоров, которые взорвали ее магазины в виде впечатляющего взрыва, наблюдаемого большей частью развертывающегося Великого флота. Она затонула всеми руками (903 человека и офицера). Воин также был сильно ранен, но избежал разрушения из-за несчастного случая с близлежащим линкором WarsPit. У Варспита был перегрев рулевого механизма и заклинило под большой нагрузкой на высокой скорости, когда 5-я боевая эскадрилья повернула на север в 18:19. Двигаясь на максимальной скорости по широким кругам, «Варспайт» привлек внимание немецких дредноутов и принял 13 попаданий, непреднамеренно отвлекая огонь от несчастного Воина. Варспит был взят под контроль и выдержал натиск, но был сильно поврежден, был вынужден снизить скорость и отступил на север; позже (в 21:07) Эван-Томас приказал ей вернуться в порт. Варспайт сделал долгую и выдающуюся карьеру, участвуя также во Второй мировой войне. Warrior, с другой стороны, была брошена и затонула на следующий день после того, как ее экипаж был снят в 08:25 1 июня на Энгадине, который ночью буксировал тонущий броненосный крейсер на 100 миль (87 миль; 160 км).

Непобедимый взорвался после попадания снарядов из Лютцова и Дерффлингера

Когда Дефанс затонул и Варспайт кружил, примерно в 18:19 Хиппер двигался в пределах досягаемости 3-й эскадрильи боевых крейсеров Худа, но все еще находился в пределах досягаемости кораблей Битти. Поначалу видимость была в пользу британцев: HMS Indomitable трижды ударил Дерффлингера и один раз Зейдлитца, в то время как Лютцов быстро принял 10 попаданий от Lion, Inf flexible и Invincible, включая два попадания ниже уровня воды вперед. от Invincible, что в конечном итоге погубило флагман Хиппера. Но в 18:30 "Инвинсибл" внезапно предстал перед Лютцовым и Дерффлингером как ясная цель. Затем два немецких корабля произвели по «Инвинсибл» по три залпа и потопили его за 90 секунд. Снаряд 30,5 см (12,0 дюймов) от третьего залпа попал в Q-башню «Инвинсибл» на миделе, взорвав магазины внизу, заставив ее взорваться и затонуть. Все, кроме шести, из ее экипажа из 1032 офицеров и солдат, включая контр-адмирала Гуда, были убиты. Из оставшихся британских линейных крейсеров только Princess Royal получили в это время попадания крупного калибра (два 30,5 см (12,0 дюйма) линкора Markgraf). Лютцов, устремившийся вперед и неспособный общаться по радио, выбыл из строя и начал попытки отступить; поэтому Хиппер оставил свой флагман и перешел на торпедный катер SMS G39, надеясь позже сесть на один из других линейных крейсеров.

Пересечение Т

К 18:30, основное боевое действие флота было впервые присоединено к Джеллико, фактически «пересекающему Т» Шеера. Офицеры на передовых немецких линкорах и сам Шеер были застигнуты врасплох, когда они вышли из плывущих облаков дымного тумана и внезапно оказались перед массированной огневой мощью всей основной боевой линии Великого Флота, о которой они даже не подозревали. в море. Флагман Джеллико «Железный герцог» быстро нанес семь попаданий по ведущему немецкому дредноуту СМС Кёниг, но в этой короткой перестрелке, которая длилась всего несколько минут, лишь 10 из 24 дредноутов Великого флота открыли огонь. Немцам мешала плохая видимость, а также невыгодная тактическая позиция, как и предполагал Джеллико. Понимая, что он попадает в смертельную ловушку, Шеер приказал своему флоту развернуться и выйти из боя в 18:33. Под завесой дыма и тумана силам Шеера удалось выйти из боя путем искусно выполненного поворота на 180 ° в унисон («битва при повороте на правый борт», нем. Gefechtskehrtwendung nach Steuerbord), который был хорошо отработанным аварийным маневром флота в открытом море.. Шеер заявил:

Теперь было очевидно, что мы столкнулись с большой частью английского флота. Вся дуга, протянувшаяся с севера на восток, была морем огня. Вспышка стволов орудий отчетливо виднелась сквозь туман и дым на горизонте, хотя сами корабли не были различимы.

Осознавая опасность торпед для своих крупных кораблей, Джеллико не преследовал их прямо, а направился на юг, решив удерживать флот открытого моря к западу от него. Начиная с 18:40 линкоры в тылу линии Джеллико фактически прицеливались и уклонялись от торпед, а в 18:54 HMS Marlborough был поражен торпедой (вероятно, выведенной из строя Висбаденом), которая уменьшилаеескорость до 16 узлов (30 км / ч; 18 миль / ч). Тем временем Шеер, зная, что еще недостаточно темно для побега, и что его флот сильно пострадает в суровой погоне, в 18:55 двинулся обратно на восток. В своих мемуарах он писал, что «маневр обязательно удивит врага, нарушит его планы на остаток дня, а если удар будет сильным, это облегчит его выход ночью». Но поворот на восток привел его корабли, опять же, прямо к полностью развернутой боевой линии Джеллико.

Одновременно выведенный из строя британский эсминец HMS Shark отчаянно сражался с группой из четырех немецких торпедных катеров и вывел из строя V48. с обстрелом, но в конце концов был торпедирован и потоплен немецким эсминцем в 19:02. Капитан Шарк Лофтус Джонс был награжден Крестом Виктории за героизм в продолжении борьбы вопреки всему.

Gefechtskehrtwendung

HMS Birmingham под огнем

2-й огонь коммодора Гуденафа Крейсерская эскадрилья во второй раз уклонилась от огня немецких линкоров, чтобы восстановить связь с флотом открытого моря вскоре после 19:00. К 19:15 Джеллико снова пересек «Т» Шера. На этот раз его обстрел был более плотным и смертоносным, что нанесло серьезный ущерб немецким линкорам, особенно ведущей 3-й эскадре контр-адмирала Бенке (SMS König, Grosser Kurfürst, Markgraf и Kaiser ). все были поражены вместе с SMS Helgoland из 1-й эскадрильи), тогда как с британской стороны был поражен только линкор HMS Colossus (дважды, Зейдлицем, но с небольшим повреждением).

В 19:17, второй раз менее чем за час, Шеер повернул свой превосходящий по численности и вооруженному флоту на запад, используя «битву с поворотом» (нем. Gefechtskehrtwendung), но на этот раз он был выполнен с трудом, так как передовые эскадрильи Флота открытого моря начали терять строй под сосредоточенным огнем. Чтобы сдержать британскую погоню, Шеер приказал провести крупную торпедную атаку своих эсминцев и потенциально опасную атаку четырех оставшихся линейных крейсеров разведывательной группы I. Хиппер все еще находился на борту торпедного катера G39 и не мог командовать своей эскадрой для этой атаки. Поэтому Дерффлингер под командованием капитана Хартога повел и без того сильно поврежденные немецкие линейные крейсеры прямо в «самую большую концентрацию морского огня, с которой когда-либо сталкивался любой командующий флотом», на дальности до 4 миль (3,5 морских миль; 6,4 км).

В ходе так называемой «смертельной поездки» все линейные крейсеры, кроме Мольтке, были подбиты и получили дальнейшие повреждения, поскольку 18 британских линкоров стреляли по ним одновременно. У Дерффлингера были уничтожены две орудийные башни. Экипажи разведывательной группы I понесли тяжелые потери, но пережили обстрел и отклонились вместе с другими линейными крейсерами, как только «Шеер» вышел из беды и немецкие эсминцы двинулись в атаку. В этой короткой, но напряженной части сражения, примерно с 19:05 до 19:30, немцы получили в общей сложности 37 тяжелых попаданий, нанеся только два; Один Дерффлингер получил 14.

Пока его линейные крейсеры привлекли огонь британского флота, Шеер ускользнул, заложив дымовые завесы. Между тем, примерно с 19:16 до 19:40 британские линкоры также вступали в бой с торпедными катерами Scheer, которые нанесли несколько волн торпедных атак, чтобы прикрыть его отход. Корабли Джеллико отвернулись от атак и успешно уклонились от всех 31 выпущенных по ним торпед - хотя в некоторых случаях лишь с трудом - и потопили немецкий эсминец S35, приписываемый залпу Iron Duke. Британские легкие силы также потопили V48, который ранее был выведен из строя HMS Shark. Это действие и поворот стоили британцам критического времени и дальности в последний световой час - как и планировал Шеер, что позволило ему вывести свои тяжелые корабли из непосредственной опасности.

Последние крупные обмены между крупными кораблями в этой битве произошли сразу после захода солнца, примерно с 20:19 до 20:35, когда выжившие британские линейные крейсеры догнали своих немецких коллег, которые на короткое время были заменены Устаревшие дредноуты контр-адмирала Мауве (2-я немецкая эскадрилья). Британцы получили один сильный удар по «Принцессе Роял», но еще пять на Зейдлице и три на других немецких кораблях. С наступлением сумерек и HMS King George V обменялись несколькими заключительными выстрелами с SMS Westfalen, ни одна из сторон не могла представить, что единственная встреча британских и немецких дредноутов за всю войну была

Ночные действия и отход немцев

В 21:00 Джеллико, осознавая недостатки Великого Флота в ночных боях, решил попытаться избежать крупного сражения до раннего рассвета. Он разместил ширму из крейсеров и эсминцев в 5 милях (4,3 миль; 8,0 км) позади своего боевого флота, чтобы патрулировать тыл, когда он направился на юг, чтобы охранять ожидаемый путь отхода Шеера. На самом деле Шеер решил пересечь след Джеллико и сбежать черезРиф. К счастью для Шеера, большая часть сил в арьергарде Джеллико не сообщила о семи отдельных столкновениях с немецким флотом в течение ночи; очень немногие сообщения по радио, которые были отправлены на британский флагман, так и не были приняты, возможно, потому что немцы заглушали британские частоты. Многие из эсминцев не смогли максимально использовать свои возможности для атаки обнаруженных кораблей, несмотря на ожидание Джеллико, чтобы добиться возможности преградить путь немецкому флоту.

Джеллико и его командиры не понимают, что яростная артиллерийская стрельба и взрывы на севере (которые слышали в течение нескольких часов все британские линкоры) указывали на то, что немецкие тяжелые корабли прорывались сквозь корни британского флота. Вместо этого считалось, что боевые действия были результатом ночных атак немецких эсминцев. Самые мощные британские корабли (15-дюймовые орудия 5-й боевой эскадры) непосредственно наблюдали немецкие линкоры, пересекавшие их за кормой, в бою с британскими легкими силами на дальности 3 мили (2,6 миль; 4,8 км) или меньше. и артиллеристы на HMS Malaya приготовились к стрельбе, но ее капитан отказался, подчиняясь полномочиям контр-адмирала Эван-Томаса - и ни один из командиров не доложил Джеллико о наблюдениях, предполагая, что он мог видеть сам, и что это раскрыло положение флота путем радиосигналы или стрельба были неразумными.

Хотя природа побега Шеера и бездействие Джеллико указывают на общее превосходство Германии в ночных боях, результаты ночных действий были не более ясными, чем результаты сражения в целом. В первой из многих неожиданных встреч темных кораблей в упор, Саутгемптон, флагманский корабль коммодора Гуденафа, который так искусно вел разведку, был сильно поврежден немецкой разведывательной группой, состоящей из легких крейсеров, но сумел торпедировать SMS Frauenlob, которое сошло со всех сторон в 22:23 (320 офицеров и рядовых).

Повреждение HMS Spitfire после тарана SMS Nassau.

с 23 : 20 примерно до 02:15 несколько британских эсминцев флотилий начали торпедные атаки по немецкому боевому флоту в серии ожесточенных и хаотичных столкновений с чрезвычайно коротких дистанций (часто менее 0,5 мили (0,80 км)). Ценой потопленных пяти эсминцев и повреждений некоторых других им удалось торпедировать легкий крейсер SMS Rostock, который затонул через несколько часов, и дредноут SMS Pommern, который подорвался. поднялся и затонул всеми руками (839 офицеров и солдат) в 03:10 во время последней волны атак перед рассветом. В хаосе столкнулись три британских эсминца, и немецкий линкор SMS Nassau протаранил британский эсминец HMS Spitfire, взорвав большую часть надстройки британского корабля одним дульным выстрелом своего корабля. большие пушки, которые не могли быть нацелены достаточно низко, чтобы поразить корабль. У Нассау осталось отверстие 11 футов (3,4 м) в боку, что снизило его максимальную скорость до 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час), в то время как удаленная обшивка осталась лежать на палубе Spitfire. Спитфайр выжил и вернулся в порт. Другой немецкий крейсер, Эльбинг, был случайно протаранен дредноутом Позен и брошен, затонув рано утром следующего дня. Из британских эсминцев HMS Tipperary, Ardent, Fortune, Sparrowhawk и Turbulent были потеряны за ночь. борьба.

Сразу после полуночи 1 июня SMS Thüringen и другие немецкие линкоры потопили «Черный принц» злополучного 1-го Крейсерская эскадрилья, наткнувшаяся на немецкую линию фронта. Развернутый в составе защитных сил в нескольких милях от основных сил Великого флота, Черный принц потерял контакт в темноте и занял позицию рядом с тем, что, как она считала, было британской линией. Вскоре немцы определили новое пополнение своей линии и открыли огонь. Подавленный выстрелами в упор, Черный Принц взорвался (все руки - 857 офицеров и солдат - были потеряны), как это сделал ее командир эскадрильи Защита боев часами ранее. Затерянные в темноте, линейные крейсеры Мольтке и Зейдлиц встретились в упор с британской боевой линией и были признаны, но их спасла участь Черного принца, когда капитаны британских кораблей снова отказались открыть огонь, не желая этого. раскрыть позицию своего флота.

В 01:45 тонущий линейный крейсер Lützow, смертельно поврежденный Invincible во время основного боя, был торпедирован эсминцем G38 по приказу капитана Lützow Виктора фон Хардера после того, как уцелевший экипаж в количестве 1150 был переведен на эсминцы, которые шли рядом. В 02:15 у немецкого торпедного катера V4 внезапно оторвало нос; V2 и V6 пришли бок о бок и сняли оставшуюся команду, а затем V2 потопил остов. Мне поблизости не было врага, предполагалось, что она подорвалась на мине или была торпедирована подводной лодкой.

В 02:15 пять британских кораблей 13-й флотилии эсминцев под командованием капитанаДжеймса Учтреда Фари перегруппировались и направился на юг. В 02: 25-го Они заметили тыл немецкой линии. HMS Marksman осведомился у командира Чемпиона, думает ли он, что это были британские или немецкие корабли. Отвечая, по его мнению, они были немцами, Фари затем повернул на восток в сторону от немецкой линии. Все, кроме Морсби в тылу, следовали за ней, как она думает, было четырьмя броненосцами до дредноута в 2 милях (1,7 мили; 3,2 км) от них. Она подняла флаг, указывающий, что противник находится на западе, а затем закрылся для стрельбы, выпустив торпеду, установленную на большой ход в 02:37, затем повернул, чтобы присоединиться к своей флотилии. Четыре линкора до дредноута фактически были двумя дредноутами, Шлезвиг-Гольштейн и Шлезиен, и линейными крейсерами Фон дер Танн и Дерффлингер. Фон дер Танн заметила торпеду и была вынуждена резко повернуть вправо, чтобы избежать ее, когда она прошла близко к ее носу. Морсби вернулась к Чемпиону, убежденная, что она попала в цель.

Наконец, в 05:20, когда флот Шеера благополучно вернулся домой, линкор СМС Остфрисландия подорвался на британского мине с правого борта. сторона, убив одного человека и ранив десять, но смог сделать порт. Зейдлиц, получивший серьезные повреждения и почти тонущий, невероятно выжил в обратном рейсе: после того, как 1 июня он сел на мель и набрал еще воды, ему сначала пришлось направить его в порт, где он бросил якорь в 07:30 на берегу моря. утро 2 июня.

Немцам помогло побеге из-за того, что британское адмиралтейство в Лондоне не передало семь важных радиоперехватов, полученных военно-морской разведкой, указывающих истинное положение, курс и намерения открытого моря. Флот ночью. Одно сообщение было передано Джеллико в 23:15, в котором точно сообщалось о курсе и скорости немецкого флота на 21:14. Однако ошибочный сигнал, полученный ранее в тот же день, о том, что немецкий флот все еще находится в порту, и сигнал разведки, полученный в 22:45, указывающий на другую маловероятную позицию для немецкого флота, уменьшили его доверие к отчетам разведки. Сообщение, подтверждающие информацию, полученную в 23:15, сообщают, если британские корабли точно сообщили о наблюдениях и столкновениях с немецкими эсминцами, крейсерами и линкорами, то Джеллико мог изменить курс, перехватить Шеер у рифа Хорнс. Неотправленные перехваченные сообщения были должным образом сохранены младшим офицером, оставленным на дежурстве той ночью, который не осознал их значения. К тому времени, когда Джеллико наконец узнал о местонахождении Шеера в 04:15, немецкий флот был слишком далеко, чтобы его успеть, и было ясно, что бой больше не может быть возобновлен.

Результат

частично и Великий флот, и Флот открытого моря могли утверждать, что хотя бы выполнили свои задачи, и Великобритания, и Германия в разные моменты заявляли о победе в Ютландской битве. Какая нация на самом деле победила, действительно ли победитель, по сей день остается спорным, и нет единого мнения по поводу результата.

Отчетность

В полдень 2 июня немецкой власти опубликовали заявление для прессы, в котором заявлено о победе, включая уничтожение линкора, двух линейных крейсеров, двух броненосных крейсеров, легкого крейсера, подводной лодки и нескольких эсминцев за потерю Поммерна и Висбадена. Новости о том, что Лютцов, Эльбинг и Росток были затоплены, не разглашались на том основании, что эта информация не будет известна противнику. Победу Скагеррака отметили в прессе, детям дали праздник, и народ праздновал. Кайзер объявил новую главу в мировой истории. Послевоенная официальная история Германии приветствовала битву как победу, и она продолжала отмечаться до окончания Второй мировой войны.

В Британии первые официальные новости пришли из немецких радиопередач. Суда начали прибывать в порт, их экипажи отправили сообщения друзьям и родственникам как о своем выживании, так и о потере около 6000 других. Власти рассматривали возможность скрыть эту новость, но она уже получила широкое распространение. Сообщается, что слухи уже сообщили о них родственникам. В 19:00 2 июня Адмиралтейство опубликовало заявление, основанное на информации от Jellicoe, содержащее голые новости о потерях с каждой стороны. На следующий день британские сообщили о победе Германии. Daily Mirror описал директора военно-морского департамента Германии, сказав рейхстагу: «Результат боевых действий значительный успех наших войск против гораздо более сильного действия». Британское население шокировано тем, что долгожданное сражение стало победой Германии. 3 июня Адмиралтейство опубликовало еще одно заявление, в котором подробно рассказали о потерях Германии, а на следующий день - еще одно заявление с преувеличенными заявлениями. Однако 7 июня признания немцами потерь при Лютцове и Ростоке начало восполнять ощущение битвы как потери. Международное восприятие битвы начало меняться в сторону квалифицированной британской победы, попытка Германии изменить баланс сил в Северном море была отбита. В июле плохие новости из кампании на Сомме вызвали беспокойство по поводу Ютландии из британского сознания.

Оценки

СМС Зейдлиц был сильно поврежден в битве, пораженный двадцатью одним главным калибром. снарядов, несколько средних калибров и одна торпеда. 98 человек были убиты и 55 ранены.

В Ютландии немцы с флотом из 99 человек потопили 115 000 длинных тонн (117 000 т) британских кораблей, британский флот численностью 151 человек потопил 62 000 длинных тонн (63 000 т).) немецких кораблей. Британцы потеряли 6094 моряка; немцы 2,551. Несколько других кораблей были сильно повреждены, например, Lion и Seydlitz.

По состоянию на 1916 года стратегии открытого морского флота заключалась в том, чтобы свести на нет численное преимущество Королевского флота, направив всю свою силу против отдельных эскадрилий вражеских кораблей, при этом отказавшись быть вовлеченным в генеральный флот сражался до тех пор, пока не было достигнуто нечто вроде паритета тяжелых судов. С тактической точки зрения Флот открытого моря явно нанес значительно больший урон Великому флоту, чем он сам понес в Ютландии, и немцы никогда не собирались пытаться удержать битвы, поэтому некоторые историки места утверждения Германии. победы в Ютландии.

Однако Шеер, похоже, быстро, что приключения с такой же скоростью, как они сократят Великий флот. Великого флота, что можно заманить в ловушку одну эскадру военных кораблей без вмешательства Великого флота, чем он больше не верил, после того, как наступление 19 августа было почти перехвачено. Флот открытого моря отказался от набегов в Северное море и сосредоточил свое внимание на Балтике на большей части 1917 года, в то время как Шеер переключил тактику против Британии на неограниченную подводную войну в Атлантике.

На стратегическом уровне результат был предметом огромного количества литературы без четкого консенсуса. Сразу после этой битва была широко расценена как нерешительная, и эта точка остается влиятельной.

Несмотря на численное превосходство, британцы были разочарованы в своих надеждах на решающую битву, сопоставимую с Трафальгарским и влиятельными стратегическими доктрин Альфреда Махана. Флот открытого моря выжил как флот в качестве. Большинство потерь было восполнено в течение месяца - даже Сейдлиц, самый сильно поврежденный корабль, выживший в битве, был отремонтирован к октябрю и официально вернулся в строй к ноябрю. Однако немцы потерпели неудачу в своей деятельности - уничтожить значительную часть британского флота, и не было достигнуто никакого прогресса в достижении цели другого моря, действующего в Атлантическом океане.

Впечатление мнения о Ютландии как стратегической победе британцев получило широкую поддержку. Хотя англичане не уничтожили германский флот и потеряли больше кораблей, чем их противник, немцы отступили в гавань; в конце боя британцы командовали районом. Великобритания усилила блокаду, сократив жизненно важный импорт Германии до 55%, что повлияло на способность Германии вести войну.

Немецкий флот только трижды вылетал в Северное море с рейд 19 августа, один в октябре 1916 года, другой в апреле 1918 года. Все три не встретили сопротивление морские корабли и быстро прекратились, поскольку ни одна из сторон не была готова к из-за мин и подводные лодки.

Помимо этих трех неудачных операций, флот открытого моря - не желая рисковать еще одним столкновением с британским флотом - ограничил свою деятельность Балтийским морем до конца войны. Джеллико издал приказ, запрещающий Великому флоту двигаться к югу от линии рифа Хорнс из-за угрозы мин и подводных лодок. Немецкий военно-морской эксперт, публично писавший о Ютландии в ноябре 1918 г., пишет: «Потери нашего флота были серьезными. 1 июня 1916 г. каждому думающему человеку было ясно, что это сражение и будет последним ».

Существует также значительная поддержка рассмотрения как тактической победы Германии из-за более высокой потерь, понесенных англичанами. Немцы сразу же после этого объявили о большой победе, в то время как англичане, сообщили, сообщили лишь о кратких и простых результатах. В ответ на возмущение общественности Первый лорд Адмиралтейства Артур Бальфур попросил Уинстона Черчилля написать второй отчет, который был более позитивным и подробным.

Член экипажа SMS Westfalen

В конце битвы британцы сохранили свое свое численное превосходство и имели наготове 23 дредноута и линейных крейсера, которые все могли попасть, в то время, как у немцев только 10 дредноутов. Через месяц после битвы Великий флот был сильнее, чем до отплытия в Ютландию. «Варспит» был поставлен в доке в Инвергордоне и вернулась к работе 11 июля. Бархэм был пристыкован в течение месяца в Девонпорте, прежде чем пройти скоростные испытания и вернуться в Скапа-Флоу 8 июля. Первоначально принцесса Роял оставаласьв сухой док в Портсмуте, а затем вернулась на службу в Росайт 21 июля. Тигр был поставлен сухой док в Росайте и готов к эксплуатации 2 июля. Королева Елизавета, император Индии и HMAS Australia, которая находилась на ремонте во время битвы, немедленно вернулась во флот, а вскоре за ней последовали Резолюшн и Рамиллис. Первоначально Лев оставался готовым к работе в море, несмотря на поврежденную башню, в июле прошел месячный ремонт, когда башня Q была временно снята и заменена в сентябре.

Третья точка зрения, представленная в недавних оценках, заключается в том, что в Ютландии, последнее крупное сражение флота между линкорами, проиллюстрированная неуместность флотов линкоров после разработки подводных лодок, мин и торпед. С этой точки зрения, важным последствием Ютландии было решение немцев вести неограниченную подводную войну. Хотя большое количество линкоров было построено за десятилетия между войнами, утверждено, что этот результат отражал социальное доминирование среди лиц, принимающих решения военно-морскими силами, сторонников линкоров, которые ограничивали технологический выбор, чтобы соответствовать традиционным парадигмам действий флота. Линкоры играли относительно небольшую роль во Второй мировой войне, в которой подводные лодки и авианосцы доминирующим наступательным оружием военно-морской войны.

Британская самокритика

Официальная британская адмиралтейская экспертиза Военные действия Великого флота выявили две основные проблемы:

  • британские бронебойные снаряды взрывались вне немецкой брони, а не пробовали и взрывались внутри. В результате некоторые немецкие корабли с броней толщиной всего 8 дюймов (20 см) пережили попадания 15-дюймовых (38 см) снарядов. Если бы эти снаряды пробили броню, а затем взорвались, потери немцев, вероятно, намного больше.
  • Связь между кораблями и британским главнокомандующим была сравнительно плохой. На большей части битвы «Джеллико» понятия не имел, где находятся немецкие корабли, хотя британские корабли находились в контакте. Они не сообщили о позициях врага, вопреки боевому плану Великого флота. Процедура сомнительная, такая смесь тумана и дыма, скрывавшую поле битвы, и предзнаменование подобных неудач из-за привычки и консервативноенные профессиональные офицеры высокого ранга, чтобы использовать преимущества новых технологий во Второй мировой войне.

снаряды

немецкие бронебойные снаряды были гораздо эффективнее британских, которые часто не смогли пробить тяжелую броню. В частности, речь идет о снарядах, поражающих под косым углом, что все чаще и чаще встречается на больших дистанциях. Германия принимает на вооружение тринитротолуол (TNT) в качестве взрывчатого вещества для артиллерийских снарядов в 1902 году, в то время как Великобритания все еще использовала смесь пикриновой кислоты (лиддит). Удар от снаряда о броню часто приводил к преждевременной детонации лиддита перед срабатыванием взрывателя, в то время как детонация TNT могла быть отложена до тех пор, пока снаряд не пробил и не сработал в уязвимой зоне за броневой пластиной. Около 17 британских снарядов попали в бортовую броню немецких дредноутов или линейных крейсеров. Из них четверо не смогли проникнуть ни при каких обстоятельствах. Из оставшихся 13 один пробил броню и взорвался внутри. Это показало, что с британской стороны вероятность правильного функционирования снаряда составляет 7,5% в результате слишком хрупких снарядов и слишком раннего взрыва лидеровдита.

Проблема плохих характеристик снарядов была известна Джеллико, который как Третий морской лорд с 1908 года по 1910 годы приказал выработ новые снаряды. Однако после его отправки в море этот вопрос так и не был рассмотрен, и новые снаряды так и не прошли тщательную проверку. Битти обнаружил проблему на вечеринке на борту «Льва» вскоре после битвы, когда присутствовал шведский морской офицер. Он недавно побывал в Берлине, где германский флот смеялся над тем, как британские снаряды разбивались о их броню кораблей. Вопрос об эффективности снаряда также поднимался после битвы при Доггер-банке, но никаких действий предпринято не было. Позже Хиппер прокомментировал: «От катастрофы нас спасло не качество, как низкое качество их разрывных зарядов».

Адмирал Дрейер позже писал о битве, во время которой он был капитаном британского флагмана Железного Герцога. Результаты фактического количества попаданий, достигнутых в битве. Система испытаний снарядов, которая использовалась до 1944 года, означала, что по статистике партии снарядов, из которых 70% были неисправными, равные шансы на приемку. Действительно, даже снаряды, не прошедшие это относительно мягкое испытание, все еще выпускались на корабли. Анализ результатов испытаний, проведенный Советом по вооружениям, показал вероятность того, что 30–70% снарядов не прошли бы стандартный тест на пробитие, установленный Адмиралтейством.

Адмиралтейство использовать сопротивлялось усилиям по замене снарядов., и никаких действий не предпринималось до тех пор, пока Джеллико не стал Первым морским лордом в декабре 1916 года. В качестве первоначальной реакции худшие из снарядов были сняты с кораблей в начале 1917 года и заменены из резервных запасов. Были спроектированы новые снаряды, но они не поступили до апреля 1918 года и никогда не использовались в боевых действиях.

Потери линейных крейсеров

Британские линейные крейсеры были разработаны для преследования и уничтожения крейсеров противника из-за пределов досягаемости эти корабли. Они не были предназначены для линейных кораблей и обмена бортами с противником. Один немецкий и три британских линейных крейсера были потоплены, но ни один из них не был уничтожен вражескими снарядами, пробившими броню пояса и взорвавшими магазины. Каждый из британских линейных крейсеров был пробит через крышу башни, а магазины загорелись от вспышек, проходящих через башню и помещения для обработки снарядов. Лютцов пережила 24 удара, и ее наводнение не могло быть остановлено. В конечном итоге она была потоплена торпедами ее сопровождения после того, как большая часть ее команды была благополучно удалена (хотя шесть захваченных кочегаром погибли, когда корабль был затоплен). Дерффлингер и Зейдлиц получили по 22 попадания каждый, но достигли порта (хотя в случае с Зейдлицем только).

Тревожной особенностью действий линейных крейсеров является тот факт, что пять немецких линейных крейсеров вступили в бой с шестью британскими судами этого класса, получив поддержку после первого за двадцать минут, хотя и на большом расстоянии, огнем четырех линкоров класса «Королева Елизавета» все же удалось потопить «Королеву Мэри» и «Неутомимый»... Факты, которые способствовали британским потерям, во-первых, были безразличная броневая защита наших линейных крейсеров, особенно в том, что касается брони башни, и, во-вторых, палубная обшивка и недостаток, с которым наши корабли работали в отношении света. Об этом не может быть и речи. Но также несомненно, что артиллерийская стрельба немецких линейных крейсеров на ранних этапах была на очень высоком уровне.

— Сэр Джон Джеллико, официальная депеша Джеллико

Джеллико и Битти, а также другие старшие офицеры сообщили Создавалось впечатление, что потеря линейных крейсеров была вызвана слабой броней, несмотря на отчеты двух комитетов и более ранние заявления Джеллико и других старших офицеров о том, что во всем виноваты Кордит и его руководство. Это привело к призыву к увеличению брони, и дополнительный 1 дюйм (2,5 см) был помещен на относительно тонкие колоды над магазинами. Чтобы компенсировать увеличение веса, корабли должны были нести соответственно меньше топлива, воды и других материалов. Независимо от того, была ли тонкая палубная броня потенциальной слабостью британских кораблей, сражение не дало никаких доказательств того, что это так. По крайней мере, среди уцелевших кораблей не было обнаружено, что вражеский снаряд пробил броню палубы. Конструкция нового линейного крейсера HMS Hood (строительство которого началось во время битвы) была изменена, чтобы дать ему 5 000 длинных тонн (5100 т) дополнительной брони.

Обработка боеприпасов.

Британские и немецкие метательные заряды различались по упаковке, обращению и химическому составу. Британский порох был двух типов: MK1 и MD. Кордит Mark 1 имел формулу 37% нитроцеллюлозы, 58% нитроглицерина и 5% вазелина. Это был хороший метательный заряд, но он горел горячим и вызывал эрозию стволов. Вазелин служил и смазкой, и стабилизатором. Cordite MD был разработан для уменьшения износа ствола, его формула состоит из 65% нитроцеллюлозы, 30% нитроглицерина и 5% вазелина. Хотя кордит MD решил проблему эрозии ствола орудия, он ничего не сделал для улучшения его свойств хранения, которые были плохими. Кордит был очень чувствителен к колебаниям температуры, и распространение кислоты / разрушение кордита происходило очень быстро. Cordite MD также удаляет микропылевые частицы нитроцеллюлозы и железного пирита. Хотя порох кордита был управляемым, он требовал бдительного офицера-артиллериста, строгого контроля партии кордита и частых проверок партий кордита в судовых магазинах.

британский кордит порох (без оболочки и в шелковом мешочке) имел тенденцию к сильному горению, вызывая неконтролируемые «вспышки» при воспламенении от попадания ближайшего снаряда. В 1945 году испытание было проведено USN. Bureau of Ordnance (Bulletin of Ordnance Information, № 245, стр. 54–60) проверяет чувствительность кордита к действующим на тот момент порохам ВМС США против измеримого и повторяемого источника вспышки. Было обнаружено, что кордит воспламеняется на расстоянии 530 мм / 22 дюйма от вспышки, нынешний порох в США - на расстоянии 120 мм / 5 дюймов, а порошок из США - на расстоянии 25 мм. / 1 ​​"/

Это означало, что примерно в 75 раз топливо немедленно воспламеняется привоздействии вспышки, по сравнению с порохом США. Британские корабли имели недостаточную защиту от этих вспышек. Немецкое топливо (RP C / 12, обрабатываемое в латунных гильзах) было менее уязвимым и менее летучим По составу. Немецкие пропелленты не сильно отличались по составу от кордита, за одним важным исключением: централит. Это был симметричный диэтилдифенилмочевина, который служил стабилизатором, превосходящим вазелин, используемый в британской практике. Он лучше хранится и горит, но не взрывается. При хранении и использовании в латунных гильзах он оказался гораздо менее чувствительным к вспышкам. RP C / 12 состоит из 64,13% нитроцеллюлозы, 29,77% нитроглицерина, 5,75% централита, 0,25% оксида магния и 0,10% графита.

The Royal Nav y Battle Cruiser Fleet также сделал упор на скорость обращения с боеприпасами, а не на установленный протокол безопасности. В практических уп ражнениях кордит не мог быть доставлен к орудиям достаточно быстро через подъемники и люки. Чтобы вовремя подать порох для загрузки для следующего залпа, многие защитные двери оставались открытыми, которые должны были быть закрыты для защиты от вспышек огня. Мешки с кордитом также складировались и хранились на месте, что полностью нарушало конструктивные особенности безопасности. Размещая заряды в отсеках между орудийной башней и магазином, Королевский флот увеличил скорострельность, но оставил свои корабли уязвимыми для возгорания боеприпасов цепной реакции и взрывов магазинов. Эта «дурная привычка к безопасности» перешла в настоящую боевую практику. Кроме того, доктрина высокой скорострельности также привела к решению в 1913 году увеличить запас снарядов и кордита на британских кораблях на 50% из-за опасения, что у них не закончатся боеприпасы. Когда это превышало вместимость судовых магазинов, кордит хранился в небезопасных местах.

Британские кордитовые заряды хранились двумя шелковыми мешками в металлическом цилиндрическом контейнере с зажигательным зарядом на 16 унций пороха, который был покрытый толстым бумажным комком, на каждый снаряд использовалось четыре заряда. Расчёты вынимали заряды из контейнеров и снимали бумагу, покрывающую пороховые заряды воспламенителя. В результате наличия восьми боеприпасов наготове было 4 коротких тонны (3600 кг) незащищенного взрывчатого вещества, при этом из каждого заряда вытекало небольшое количество пороха из мешков воспламенителя. Фактически расчеты орудий проложили цепь взрывчатых веществ от башни к магазинам, и одного попадания снаряда в башню линейного крейсера было достаточно, чтобы уничтожить корабль.

Водолазная экспедиция летом 2003 г. подтвердила это. это практика. Он исследовал затонувшие корабли «Инвинсибл», «Королева Мэри», «Дефанс» и «Лютцов», чтобы выяснить причину, по которой британские корабли страдают от внутренних взрывов. Судя по этим свидетельствам, основная часть вины может быть возложена на неаккуратное обращение с кордитовым порохом для снарядов основных орудий. Обломки «Королевы Марии» обнаружили контейнеры с кордитом, сложенные в рабочую камеру башни X вместо магазина.

Было еще одно отличие в самом порохе. Хотя немецкий RP C / 12 загорелся при воздействии огня, он не взорвался, в отличие от кордита. RP C / 12 был тщательно изучен британцами и после Первой мировой войны станет основой более позднего Cordite SC.

Мемуары Александра Гранта, наводчика на Lion, предполагают, что некоторые британские офицеры знали об опасностях неосторожного обращения с кордитом:

С введением кордита для замены пороха для стрельбы из оружия правила, касающиеся необходимых мер предосторожности при обращении со взрывчатыми веществами, были бессознательно значительно ослаблены, даже, к сожалению, в опасной степени во всей Службе. Постепенное нарушение правил на борту судна, казалось, было связано с двумя факторами. Во-первых, обращаться с кордитом гораздо безопаснее, чем с порохом. Во-вторых, что более важно, изменение конструкции магазинов на борту привело к ощущению ложной безопасности... Железная или стальная палуба, исчезновение деревянной обшивки, встроенное внутри электрическое освещение, стальные двери, открытые, потому что теперь не было желоба для выброса патронов; все это давало офицерам и солдатам относительную легкость в отношении мер предосторожности, необходимых при обращении со взрывчатыми веществами.

Грант уже ввел меры на борту Lion, чтобы ограничить количество патронов, хранящихся вне магазина, и обеспечить закрытие дверей, что, вероятно, способствовало ее выживание.

5 июня 1916 года Первый лорд Адмиралтейства сообщил членам Кабинета, что три линейных крейсера были потеряны из-за небезопасного управления кордитом.

22 ноября 1916 года после подробных интервью Третий морской лорд, контр-адмирал Тюдор,документальный фильм на канале 4 «Ютландия: величайшее морское сражение Первой мировой войны», транслировавшийся в мае 2016 года, в котором было показано, как на самом деле произошло несколько потерь в Ютландии и насколько точны на самом деле «Harper Record».

К 90-й годовщине битвы в 2006 году министерство обороны Великобритании с опозданием объявило, что 14 британских кораблей, потерянных в битве, были защищенные места в соответствии с Законом о защите останков года.. Этот закон касается только британских судов и граждан и на практике не предлагает реальной защиты от небританских спасателей мест крушения. В мае 2016 года ряд британских газет назвал голландскую спасательную компанию «Friendship Offshore» одним из главных спасателей от обломков Ютландии за последние годы и опубликованные просочившиеся фотографии, раскрывающие масштабы их деятельности на затонувшем корабле «Queen Mary».

Последний выживший ветеран битвы, Генри Аллингем, британский лётчик RAF (использование RNAS ), скончался 18 июля 2009 года в возрасте 113 лет. к тому времени он был самым старым задокументированным человеком в мире и одним из последних выживших ветеранов всей войны. Также среди бойцов был тогдашний 20-летний принц Альберт, служивший младшим офицером на борту HMS Collingwood. Он был вторым в очереди на трон, но стал королем как Георг VI после отречения своего брата Эдварда в 1936 году.

Один корабль из битвы выжил и все еще (в 2020 году) на плаву: легкий крейсер HMS Кэролайн. Списанный в 2011 году, он пришвартован в доке Александра Грейвинг в Белфасте, Северная Ирландия, и кораблем-музеем.

Воспоминание

Ютландская битва ежегодно отмечается как великая победа правых. крыло в Веймарской Германии. Эта победа была применена для подавления памяти об инициации немецким флотом немецкой революции 1918–1919, а также памяти о поражении в Первой мировой войне в целом. (Празднование битвы при Танненберге сыграло аналогичную роль.) Это особенно верно для города Вильгельмсхафен, где до конца 1960-х годов проводились церемонии возложения венков и парады с факелами. 494>

В 1916 году контрмер Фридрих фон Кюльветтер (1865–1931) написал подробный анализ битвы и опубликовал его в книге под названием «Скагеррак» (впервые опубликованной анонимно), которая переиздавалась в большом количестве до окончания Второй мировой войны. и оказал огромное влияние на сохранение битвы в общественной памяти немцев, поскольку она не была запятнана идеологией Третьего памяти среди немцев. Кюльветтер построил Школу морских офицеров в Мюрвике под Фленсбургом, где его помнят до сих пор.

В мае 2016 года было проведено празднование 100-летия Ютландской битвы. 29 мая в церкви Святой Марии в Уимблдоне прошла поминальная служба, где на постоянной основе выставлен флаг HMS Inf flexible. 31 мая в соборе Святого Магнуса на Оркнейских островах состоялась основная служба, на которой присутствовали премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Германии Иоахим Гаук вместе с принцессой Анной и вице-адмиралом сэром Тимом Лоуренсом. С 29 мая 2016 г. по 28 февраля 2017 г. в Немецком морском музее в Вильгемсхафене проходила столетняя экспозиция.

Фильм

См. Также

  • icon Портал Первой мировой войны

Примечания

Цитаты

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Ютландской битвой.

Известные отчеты

(Примечание: Из-за разницы времени записи в некоторых немецких учетных статьх на один час опережают его раз в этой статье.)
Последняя правка сделана 2021-05-12 06:35:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте