СМС Мольтке

редактировать
Немецкий линейный крейсер

СМС Мольтке
SMS Moltke Hampton Roads 1912 FINAL.jpg Мольтке посещает Хэмптон-роудс, Вирджиния в 1912 году
История
Германская империя
Имя:Мольтке
Тезка:Гельмут фон Мольтке Старший
Заказан:17 сентября 1908
Строитель:Blohm Voss
Заложен:7 декабря 1908 года
Спущен на воду:7 апреля 1910 г.
Введен в эксплуатацию:30 августа 1911 г.
Судьба:Затоплен 21 июня 1919 г. в Скапа-Флоу, выращен в 1927 г. и списан в 1927–1929 гг.
Общие характеристики
Класс и тип:Класса линейный крейсер
Водоизмещение:
Длина:186,6 м (612 футов 2 дюйма)
Ширина:29,4 м (96 футов 5 дюймов)
Осадка:9,19 м (30 футов 2 дюйма)
Установленная мощность:
Силовая установка:
Скорость :Конструкция: 25,5 узлов (47,2 км / ч; 29,3 миль / ч)
Дальность:4,120 морских миль (7630 км; 4740 миль) при 14 узлах (26 км / ч; 16 миль / ч)
Дополнение:
  • 43 офицеры
  • 1010 человек
Вооружение:
Броня:

SMS Moltke был головным кораблем из Типа Мольтке линейные крейсера из Немецкого Имперского флота, названного в честь немецкого фельдмаршала 19 века Гельмут фон Мольтке. Введенный в строй 30 сентября 1911 года, корабль был вторым линейным крейсером Императорского флота. Мольтке, вместе со своим сестринским кораблем Goeben, был увеличенной версией прежнего немецкого линейного крейсера Von der Tann, с усиленной броневой защитой и еще двумя основными орудия в дополнительной башне. По сравнению с ее британскими соперниками - классом «Неутомимый» - Молтке и ее сестра Гебен были значительно крупнее и лучше бронированы.

Корабль участвовал в большинстве основных боевых действий флота. проводился немецким флотом во время Первой мировой войны, включая сражения при Доггер-Бэнк и Ютландия в Северном море в 1915 и 1916 годах соответственно. Также она принимала участие в битве за Рижский залив в 1915 году и операции «Альбион» в 1917 году на Балтике. Мольтке был поврежден несколько раз во время войны: корабль был поражен крупнокалиберной артиллерией в Ютландии и дважды торпедирован британскими подводными лодками во время наступления флота.

После окончания войны в 1918 году Мольтке вместе с большей частью Флота открытого моря был интернирован в Скапа-Флоу в ожидании решения союзников. к судьбе флота. Корабль встретил свой конец, когда он был затоплен вместе с остальной частью открытого морского флота в 1919 году, чтобы не допустить их попадания в руки союзников. Обломки Moltke были подняты в 1927 году и сданы на слом на Rosyth с 1927 по 1929 годы.

Содержание
  • 1 Дизайн
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Предварительно война
    • 2.2 Первая мировая война
      • 2.2.1 Битва при Гельголандской бухте
      • 2.2.2 Бомбардировка Ярмута
      • 2.2.3 Бомбардировка Скарборо, Хартлпула и Уитби
      • 2.2.4 Битва при Доггере Банк
      • 2.2.5 Битва в Рижском заливе
      • 2.2.6 Обстрел Ярмута и Лоустофта
      • 2.2.7 Ютландская битва
        • 2.2.7.1 Развертывание
        • 2.2.7.2 Бегите на юг
        • 2.2.7.3 Боевой флот вступает в бой
        • 2.2.7.4 Отвод
      • 2.2.8 Последующие операции
    • 2.3 Судьба
  • 3 Примечания
    • 3.1 Сноски
    • 3.2 Цитаты
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
Дизайн

Поскольку немецкий Kaiserliche Marine (Имперский флот) продолжил свою гонку вооружений с британским Королевским флотом в 1907 году Reichsmarineamt (Управление Имперского флота) рассмотрело планы линейного крейсера, который должен был быть построен в следующем году. Увеличение бюджета повысило возможность увеличения калибра главной батареи от 28-см (11 дюймов) орудий, использовавшихся в предыдущем линейном крейсере SMS Von der Tann, до 30,5. см (12 дюймов), но адмирал Альфред фон Тирпиц, государственный секретарь военно-морского флота, выступил против увеличения, предпочитая вместо этого добавить пару 28-см орудий. Строительный департамент поддержал изменение, и в конечном итоге два корабля были допущены к постройке 1908 и 1909 годов; Мольтке был первым, за ним последовал Гебен.

Мольтке имел общую длину 186,6 метра (612 футов 2 дюйма) длину с шириной шириной 29,4 м (96 футов) и осадка 9,19 м (30 футов 2 дюйма) при полной загрузке. Корабль имел водоизмещение 22,979 т (22,616 длинных тонн ) в обычном режиме и 25,400 т (25000 длинных тонн) при полной загрузке. Мольтке приводился в движение четырьмя паровыми турбинами Парсонс , паром которых служили двадцать четыре угольных котла Schulz-Thornycroft водотрубных котлов. Двигательная установка имела мощность 51 289 л.с. (38 246 кВт) и максимальную скорость 25,5 узлов (47,2 км / ч; 29,3 миль в час). На скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль / ч) корабль имел дальность полета 4 120 морских миль (7630 км; 4740 миль). Его экипаж состоял из 43 офицеров и 1010 рядовых.

Корабль был вооружен главной батареей из десяти 28-см (11 дюймов) орудий SK L / 50, установленных в пяти спаренных орудийные башни ; из них один был размещен вперед, два были эшелоном на миделе, а два других находились в паре сверхстрела на корме. Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L / 45, размещенных в отдельных казематах в центральной части корабля, и двенадцати 8,8 см (3,5 дюйма) орудия SK L / 45, также в отдельных установках в носовой части, корме и вокруг передней боевой рубки. Он также был оснащен четырьмя 50-сантиметровыми подводными торпедными аппаратами, одним в носовой части, одним в корме и по одному на каждом бортовом борту.

Броня корабля состояла из Цементированная сталь Krupp. Ремень имел толщину 280 мм (11 дюймов) и прикрывал судовые боеприпасы магазины и отделения силовых механизмов. Ремень сужался до 76 мм (3 дюйма) с обоих концов. Дека дека имела толщину от 25 до 76 мм (от 1 до 3 дюймов) с уклоном вниз сбоку для соединения с нижним краем ремня. Башни орудий главного калибра имели лицевую часть 230 мм (9,1 дюйма) и располагались на барбетах одинаковой толщины.

История обслуживания
Большой военный корабль стоит в гавани, рядом с ним две лодки меньшего размера. Вдали виднеются высотные дома. Мольтке в Нью-Йорке в 1912 году

Довоенное время

Контракт на «Крейсер G» был заключен 17 сентября 1908 года под строительным номером 200. киль был заложен 7 декабря 1908 года, а судно спущено на воду 7 декабря. Апрель 1910 года. «Крейсер G» был введен в строй 30 сентября 1911 года под названием SMS Moltke. При спуске корабля на воду 7 апреля 1910 г. Гельмут фон Мольтке Младший окрестил ее в честь своего дяди, Гельмута фон Мольтке Старшего, начальника штаба прусской армии в середина 19 века. 11 сентября 1911 года команда, состоящая из рабочих верфи, перебросила корабль из Гамбурга в Киль через Скагеррак. 30 сентября корабль был введен в строй под командованием Kapitän zur See von Mann и заменил Роон в разведывательном отряде. Ходовые испытания продолжались до 1 апреля 1912 года.

Мольтке был единственным немецким крупным кораблем, когда-либо посещавшим Соединенные Штаты. 11 мая 1912 года она покинула Киль в сопровождении легких крейсеров Stettin и Bremen и прибыла с Hampton Roads, Вирджиния, 30 мая. После двухнедельного путешествия по Восточному побережью она вернулась в Киль 24 июня.

В июле 1912 года Мольтке сопровождал яхту кайзера Вильгельма II в Россию. По возвращении командира Мольтке сменил KzS Магнус фон Левецов, и корабль стал флагманом Разведывательных сил до 23 июня 1914 года, когда командирский флаг был передан новому линейному крейсеру Seydlitz. Некоторое время рассматривался вариант размещения Moltke на Дальнем Востоке для замены броненосного крейсера Scharnhorst, но от этого плана отказались, когда стало очевидно, что Goeben нуждается в замене в. Затем Мольтке планировалось передать, чтобы заменить ее родственный корабль, но этот план был прерван началом Первой мировой войны.

Первая мировая война

Как и почти все немецкие крупные корабли во время Первой мировой войны действия Мольтке были несколько ограничены. Тем не менее, она участвовала в большинстве основных операций флота, проводимых Флотом открытого моря. В начале войны корабль был приписан к I разведывательной группе Флота открытого моря под командованием контр-адмирала Франца Хиппера.

Битва за Гельголандскую бухту

Вскоре после начала Первой мировой войны, 28 августа 1914 года, Мольтке участвовал в битве у Гельголандской бухты. Утром британские крейсера из состава Harwich Force атаковали немецкие эсминцы, патрулирующие Гельголандскую бухту. Шесть немецких легких крейсеров - Cöln, Strassburg, Stettin, Frauenlob, Stralsund и Ariadne - ответили на атака и нанесла серьезный урон британским рейдерам. Однако прибытие примерно в 13:37 1-й британской эскадры линейных крейсеров под командованием вице-адмирала Дэвида Битти быстро поставило немецкие корабли в невыгодное положение.

Вместе с остальными из линейных крейсеров I разведывательной группы, Мольтке был размещен на дорогах Вильгельмсхафен в утро битвы. К 8:50 контр-адмирал Хиппер запросил разрешение у адмирала Фридриха фон Ингеноля, главнокомандующего Флотом открытого моря, послать Мольтке и фон дер Танна на помощь осажденным немецким крейсерам. Мольтке был готов к отплытию к 12:10, но низкий прилив не позволил кораблям пройти через песчаную косу в устье Нефритового лимана безопасно. В 14:10 Мольтке и Фон дер Танн смогли пересечь бар Jade; Хиппер приказал немецким крейсерам отступить к его кораблям, а сам Хиппер отставал на линейном крейсере «Зейдлиц» примерно на час. В 14:25 оставшиеся легкие крейсеры - Страсбург, Штеттин, Фрауэнлоб, Штральзунд и Ариадна - встретились с линейными крейсерами. Зейдлиц прибыл на место происшествия к 15:10, в то время как Ариадна не выдержала боевых повреждений и затонула. Хиппер осторожно отправился на поиски двух пропавших без вести легких крейсеров, Mainz и Cöln, которые уже затонули. К 16:00 немецкая флотилия развернулась, чтобы вернуться к Нефритовому устью, прибыв примерно в 20:23.

Бомбардировка Ярмута

2 ноября 1914 года Мольтке, флагман контр-адмирала Хиппера. Зейдлиц, Фон дер Танн и Блюхер вместе с четырьмя лёгкими крейсерами покинули Нефритовый лиман и направились к английскому побережью. Флотилия прибыла с Грейт-Ярмута на рассвете следующего утра и обстреляла порт, а легкий крейсер «Штральзунд» заложил минное поле. Британская подводная лодка D5 ответила на обстрел, но подорвалась на одной из мин, заложенных Штральзундом, и затонула. Вскоре после этого Хиппер приказал своим кораблям вернуться в воды Германии. Однако, когда корабли Хиппера возвращались в воды Германии, густой туман накрывал Гельголандскую бухту, поэтому кораблям было приказано остановиться до улучшения видимости, чтобы они могли безопасно перемещаться по оборонительным минным полям. Броненосный крейсер Йорк без разрешения покинул «Джейд» и по пути в Вильгельмсхафен допустил навигационную ошибку, которая привела корабль к одному из немецких минных полей. Йорк поразил две мины и быстро затонул; корабль береговой обороны Хаген смог спасти 127 человек экипажа.

Бомбардировка Скарборо, Хартлпула и Уитби

Адмирал фон Ингеноль решил, что еще один Рейд на английское побережье должен был быть осуществлен в надежде заманить в бой часть Великого флота, где он мог быть уничтожен. В 03:20 15 декабря «Мольтке», «Зейдлиц», «Фон дер Танн», Дерффлингер и Блюхер вместе с легкими крейсерами «Кольберг», «Страсбург», «Штральзунд» и «Грауденц» и двумя эскадронами торпедных катеров покинули «Нефрит». Корабли плыли на север мимо острова Гельголанд, пока не достигли маяка Рифа Хорнс, после чего они повернули на запад в сторону Скарборо. Через двенадцать часов после того, как Хиппер покинул «Джейд», флот открытого моря, состоящий из 14 дредноутов и 8 предварительных дредноутов, а также прикрытия из 2 броненосных крейсеров, 7 легких крейсеров и 54 торпедоносцев. лодки, отправленные для обеспечения дальнего прикрытия.

26 августа 1914 года немецкий легкий крейсер Магдебург сел на мель в Финском заливе ; затонувший корабль был захвачен российским флотом, который обнаружил кодовые книги, используемые немецким флотом, а также навигационные карты для Северного моря. Затем эти документы были переданы Королевскому флоту. Комната 40 начала расшифровывать немецкие сигналы, а 14 декабря перехватила сообщения, касающиеся плана бомбардировки Скарборо. Однако точные детали плана были неизвестны, и предполагалось, что флот открытого моря останется в безопасности в порту, как и во время предыдущей бомбардировки. Четыре линейных крейсера вице-адмирала Битти при поддержке 3-й эскадрильи крейсеров и 1-й эскадрильи легких крейсеров вместе с шестью дредноутами 2-й боевой эскадрильи должны были устроить засаду на линейные крейсеры Hipper.

Ночью 15 декабря основные силы Флота открытого моря столкнулись с британскими эсминцами. Опасаясь ночной торпедной атаки, адмирал Ингенол приказал кораблям отступить. Хиппер не знал об изменении положения Ингенола и продолжил бомбардировку. Достигнув британского побережья, линейные крейсеры Hipper разделились на две группы. Зейдлиц, Мольтке и Блюхер пошли на север, чтобы обстрелять Хартлпул, а Фон дер Танн и Дерффлингер пошли на юг, чтобы обстрелять Скарборо и Уитби. Во время бомбардировки Хартлпула Мольтке был поражен снарядом длиной 15,2 см (6 дюймов) от береговой батареи, который вызвал незначительные повреждения между палубами, но без потерь. Береговая батарея поражала Блюхера шесть раз, Зейдлица - три. К 09:45 16-го две группы снова собрались и начали отступать на восток.

Карта, показывающая расположение британского и немецкого флотов; Немецкие легкие крейсеры проходят между британскими линкорами и линейными крейсерами, а немецкие линейные крейсеры движутся на северо-восток. Немецкие линкоры лежат к востоку от других кораблей. Расположение флота открытого моря утром 16 декабря

К этому времени линейные крейсеры Битти были в состоянии блокировать атаки Хиппера. выбранный путь отхода, в то время как другие силы были в пути, чтобы завершить окружение. В 12:25 легкие крейсеры 2-й разведывательной группы начали проходить сквозь британские войска в поисках Хиппера. Один из крейсеров 2-й эскадрильи легких крейсеров заметил Штральзунд и подал сигнал Битти. В 12:30 Битти повернул свои линейные крейсеры к немецким кораблям. Битти предположил, что немецкие крейсера были передовым экраном для кораблей Хиппера, однако они находились примерно на 50 км (31 милю) впереди. 2-я эскадра легких крейсеров, которая проверяла корабли Битти, отделилась, чтобы преследовать немецкие крейсеры, но неверно истолкованный сигнал британских линейных крейсеров отправил их обратно на позиции проверки. Эта путаница позволила немецким легким крейсерам уйти и предупредила Хиппера о местонахождении британских линейных крейсеров. Немецкие линейные крейсеры повернули к северо-востоку от британских войск и сумели уйти.

И британцы, и немцы были разочарованы тем, что им не удалось эффективно атаковать своих противников. Репутация адмирала Ингенола сильно пострадала из-за его робости. Капитан Мольтке был в ярости; он заявил, что Ингенол повернул назад, «потому что он боялся одиннадцати британских эсминцев, которые можно было бы уничтожить... под нынешним руководством мы ничего не добьемся». Официальная немецкая история критиковала Ингеноля за то, что он не смог использовать свои легкие силы для определения размера британского флота, заявив: «он решил принять меры, которые не только серьезно поставили под угрозу его передовые силы у английского побережья, но и лишили немецкий флот. сигнал и верная победа. "

Битва при Доггер-банке

Большой корабль плывет на полной скорости: корабль врезается в море, а из его дымовых труб льется темно-серый дым. Идет СМС-Мольтке

В начале января 1915 года стало известно, что британские корабли проводят разведку в районе Доггер-Бэнк. Первоначально Ингенол не хотел уничтожать эти силы, потому что 1-я разведывательная группа была временно ослаблена, пока Фон дер Танн находился в сухом доке для периодического обслуживания. Однако Контерадмирал Ричард Экерманн, начальник штаба Флота открытого моря, настоял на операции, и поэтому Ингенол уступил и приказал Хипперу отвести свои линейные крейсеры на Доггер-Бэнк.

23 января Хиппер вышел в море со своим флагом в Зейдлице, за ним последовали Мольтке, Дерффлингер и Блюхер, а также легкие крейсеры «Грауденц», «Росток», «Штральзунд» и «Кольберг» и 19 торпедных катеров V флотилии, а также II и XVIII полусфлот. Грауденц и Штральзунд были назначены на передний экран, а Кольберг и Росток - на правый и левый борт соответственно. К каждому легкому крейсеру была прикреплена полфлотилия торпедных катеров.

И снова перехват и дешифрование немецких радиосигналов сыграли важную роль. Хотя они не знали о точных планах, криптографы комнаты 40 смогли сделать вывод, что Хиппер будет проводить операцию в районе Доггер-банка. Чтобы противостоять этому, 1-я эскадрилья линейных крейсеров Битти, 2-я эскадрилья боевых крейсеров контр-адмирала Арчибальда Мура и 2-я эскадрилья лёгких крейсеров Уильяма Гуденафа должны были встретиться с командором Harwich Force Реджинальда Тирвита в 08:00 24 января, примерно в 30 милях (48 км) к северу от Доггер-Бэнк.

В 08:14 Кольберг заметил легкий крейсер Аврора и несколько эсминцев отряда Харвича. Аврора бросила вызов Кольбергу с помощью прожектора, после чего Кольберг атаковал Аврору и забил два попадания. Аврора открыла ответный огонь и в ответ дважды попала в Кольберга. Хиппер немедленно направил свои линейные крейсеры на огонь, когда почти одновременно Штральзунд заметил большое количество дыма к северо-западу от своей позиции. Это было идентифицировано как несколько больших британских военных кораблей, направляющихся к кораблям Хиппера.

Хиппер повернул на юг, чтобы бежать, но его скорость была ограничена 23 узлами (43 км / ч; 26 миль / ч), что было максимальной скоростью для корабля. старый броненосный крейсер Blücher. Преследующие британские линейные крейсеры двигались со скоростью 27 узлов (50 км / ч; 31 миля в час) и быстро догнали немецкие корабли. В 09:52 Лион открыл огонь по Блюхеру с расстояния примерно 20 000 ярдов (18 300 м); вскоре после этого Queen Mary и Tiger также начали стрелять. В 10.09 британские орудия нанесли первый удар по Блюхеру. Двумя минутами позже немецкие корабли начали ответный огонь, в основном сосредоточившись на Лайоне, с расстояния 18 000 ярдов (15 460 м). В 10:28 «Лайон» ударился о ватерлинию, в результате чего в борту корабля образовалась брешь, а угольный бункер затоплен. В 10:30 New Zealand, четвертый корабль в линии Битти, подошел к Блюхеру и открыл огонь. К 10:35 дальность боя сократилась до 17 500 ярдов (16 000 м), после чего вся немецкая линия находилась в пределах эффективной дальности действия британских кораблей. Битти приказал своим линейным крейсерам вступить в бой с их немецкими коллегами. Однако замешательство на борту «Тайгера» заставило капитана поверить в то, что он должен был стрелять по Зейдлицу, что позволило Мольтке вести огонь, не отвлекаясь.

В 10:40 один из снарядов Lion 13,5 дюйма (34 см) попал в Зейдлиц, в результате чего Почти катастрофические повреждения, в результате которых были выбиты обе задние башни и погибли 159 человек. Катастрофа была предотвращена, когда исполнительный директор приказал затопить оба магазина, чтобы избежать вспышки огня, которая могла бы уничтожить корабль. К этому времени немецкие линейные крейсеры нацелились на Лайона и начали забивать многократные попадания. В 11:01 снаряд размером 11 дюймов (28 см) из Зейдлица попал в Лайон и вырубил две ее динамо-машины. В 11:18 в Lion попали два 12-дюймовых (30 см) снаряда от Derfflinger, один из которых попал в ватерлинию и пробил ленту, позволив морской воде попасть в питающий резервуар порта. Этот снаряд в конце концов повредил Лайону, заставив корабль выключить двигатели из-за загрязнения морской воды.

К этому времени Блюхер был серьезно поврежден после попадания тяжелых снарядов. Однако погоня закончилась, когда появилось несколько сообщений о подводных лодках впереди британских кораблей; Битти быстро приказал маневрировать уклонением, что позволило немецким кораблям увеличить дистанцию ​​от преследователей. В это время вышла из строя последняя работающая динамо-машина Lion, в результате чего ее скорость упала до 15 узлов. Битти на раненом «Льве» приказал оставшимся линейным крейсерам «атаковать тыл врага», но путаница сигналов заставила корабли атаковать только Блюхера, что позволило Мольтке, Зейдлицу и Дерффлингеру сбежать. К тому времени, когда Битти восстановил контроль над своими кораблями, после того, как он поднялся на абордаж Princess Royal, немецкие корабли были слишком далеко впереди, чтобы британцы могли их догнать; в 13:50 он прервал погоню.

Битва за Рижский залив

3 августа 1915 года Мольтке был переведен на Балтику с I разведывательной группой (AG) для участия в набег в Рижский залив. Намерение состояло в том, чтобы уничтожить российские военно-морские силы в этом районе, в том числе дредноут Слава, и использовать минный заградитель Deutschland, чтобы заблокировать вход в Лунный пролив с помощью морских мин. Немецкие войска под командованием вице-адмирала Хиппера включали четыре линкора Nassau и четыре Helgoland, линейные крейсеры Moltke, Von der Tann и Seydlitz, а также ряд судно меньшего размера.

8 августа была сделана первая попытка очистить залив; старые линкоры Брауншвейг и Эльзасс держали Славу в страхе, в то время как тральщики расчищали путь через внутренний пояс мин. В этот период остальная часть немецкого флота оставалась на Балтике и обеспечивала защиту от других частей русского флота. Однако с наступлением темноты Дойчланд не сможет вовремя заминировать вход в Лунный пролив, и поэтому операция была прервана.

16 августа была предпринята вторая попытка войти в залив. Дредноуты Нассау и Позен, четыре легких крейсера и 31 торпедный катер прорвали оборону до залива. Нассау и Позен вступили в артиллерийскую дуэль со Славой, в результате чего русский корабль попал в три удара, что побудило его отступить. Спустя три дня российские минные поля были расчищены, и 19 августа флотилия вошла в залив, но сообщения о подводных лодках союзников в этом районе вызвали вывод немцев из залива на следующий день.

На протяжении всей операции, Мольтке остался на Балтике и прикрывал штурм Рижского залива. Утром 19-го числа Мольтке торпедировала британская подводная лодка E-класса E1. Торпеда не была замечена до тех пор, пока она не оказалась на расстоянии примерно 200 ярдов (183 м); не успев маневрировать, корабль был поражен в носовом торпедном отсеке. В результате взрыва на корабле было повреждено несколько торпед, но они не взорвались. Восемь человек погибли, на корабль попало 435 метрических тонн (428 длинных тонн) воды. Корабль ремонтировался на заводе Blohm Voss в Гамбурге с 23 августа по 20 сентября.

Бомбардировка Ярмута и Лоустофта

Мольтке также участвовал в бомбардировке Ярмута и Лоустофта 24–25 сентября. Апрель. Хиппер был в отпуске по болезни, поэтому немецкие корабли находились под командованием Контерадмирала Фридриха Бёдикера. Немецкие линейные крейсеры Derfflinger, Lützow, Moltke, Seydlitz и Von der Tann покинули Нефритовый лиман 24 апреля в 10:55 и были поддержаны прикрытием из шести легких крейсеров и двух флотилий торпедных катеров. Тяжелые части Флота открытого моря отплыли в 13:40 с целью обеспечить удаленную поддержку кораблям Бодикера. Британское Адмиралтейство стало известно о вылазке немцев через перехват немецких беспроводных сигналов и развернуло Большой флот в 15:50.

Немецкие линейные крейсеры бомбардировали Лоустофт

К 14:00 Корабли Бёдикера достигли позиции у Нордерней, после чего он повернул свои корабли на север, чтобы избежать голландских наблюдателей на острове Терсхеллинг. В 15:38 Зейдлиц подорвалась на морской мине , которая пробила 15-метровую дыру в ее корпусе сразу за бортовым торпедным аппаратом правого борта, пропустив 1400 коротких тонн (1250 длинных тонн). воды для входа в корабль. Зейдлиц повернул назад под экраном легких крейсеров на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Четыре оставшихся линейных крейсера сразу же повернули на юг в направлении Нордерни, чтобы избежать дальнейшего повреждения мин. К 16:00 Зейдлиц был очищен от неминуемой опасности, поэтому корабль остановился, чтобы позволить Бодикеру высадиться. Торпедный катер доставил Бодикера в Лютцов.

25 апреля в 04:50 немецкие линейные крейсеры приближались к Лоустофту, когда легкие крейсеры Росток и Эльбинг, у которых были прикрывал южный фланг, заметил легкие крейсеры и эсминцы отряда Харвича коммодора Тирвита. Бодикер отказался отвлекаться на британские корабли и вместо этого тренировал орудия своих кораблей на Лоустофте. Немецкие линейные крейсеры уничтожили две береговые батареи длиной 6 дюймов (15 см) и нанесли другой ущерб городу. При этом единственный снаряд из шести снарядов одной из береговых батарей попал в Мольтке, но корабль не получил значительных повреждений.

В 05.20 немецкие рейдеры повернули на север, в сторону Ярмута, до которого они добрались. 05:42. Видимость была настолько плохой, что немецкие корабли дали по одному залпу каждый, за исключением Derfflinger, которая произвела четырнадцать выстрелов из своей главной батареи. Немецкие корабли повернули на юг и в 05:47 во второй раз столкнулись с силами Харвича, которые к тому времени были атакованы шестью легкими крейсерами прикрывающих сил. Суда Бодикера открыли огонь с дальности 13 000 ярдов (12 000 м). Тирвитт немедленно развернул свои корабли и бежал на юг, но не раньше, чем крейсер Conquest получил серьезные повреждения. Из-за сообщений о британских подводных лодках и торпедных атаках Бодикер прервал погоню и повернул обратно на восток, в сторону флота открытого моря. В этот момент Шеер, которого предупредили о вылазке Великого флота из Скапа-Флоу, повернул обратно в сторону Германии.

Ютландская битва

Карты, показывающие маневры британцев (синий) и немецких (красный)) флоты 31 мая - 1 июня 1916 г.
Размещение

Мольтке и остальные линейные крейсеры Hipper в составе I разведывательной группы стояли на якоре у внешних Нефритовых дорог в ночь на 30 мая 1916 г. На следующее утро, в 02:00 CEST, корабли медленно двинулись в сторону Скагеррак со скоростью 16 узлов (30 км / ч; 18 миль / ч). Мольтке был четвертым кораблем в линейке из пяти, опередив Фон дер Танн и позади Зейдлица. 2-я разведывательная группа, состоящая из легких крейсеров Франкфурт, флагмана контр-адмирала Бёдикера, Висбадена, Пиллау и Эльбинга, и 30 торпедных катеров II, VI и IX флотилий в сопровождении линейных крейсеров Hipper.

Через полтора часа флот открытого моря под командованием адмирала Шеера покинул Jade ; отряд состоял из 16 дредноутов. Флот открытого моря сопровождался IV разведывательной группой в составе легких крейсеров Stettin, München, Hamburg, Frauenlob и Штутгарт и 31 торпедный катер I, III, V и VII флотилий во главе с легким крейсером Росток. Шесть преддредноутов 2-й боевой эскадрильи отошли от дорог на Эльбе в 02:45 и встретились с боевым флотом в 5:00.

Беги на юг
Большой корабль тонет вдали; большое плотное облако дыма исходит от места крушения. Разрушение Неустанного

Незадолго до 16:00 силы Хиппера столкнулись с эскадрильей линейных крейсеров вице-адмирала Битти. Немецкие корабли первыми открыли огонь на расстоянии примерно 15 000 ярдов (14 000 м). Когда британские корабли начали ответный огонь, замешательство среди британских линейных крейсеров привело к тому, что Мольтке был атакован Новой Зеландией и Тайгером. Британские дальномеры неверно определили дальность до своих немецких целей, и поэтому первые залпы, выпущенные британскими кораблями, упали в миле от немецких линейных крейсеров. В 16:52 Мольтке поразил «Тигр» двумя снарядами основного орудия, но ни одно из этих попаданий не причинило значительного ущерба. Затем Мольтке выпустил еще четыре снаряда, два из которых одновременно попали в мидель и после башен, выбив оба из строя на значительный период битвы.

Примерно через 15 минут британский линейный крейсер Indefatigable был внезапно уничтожен Фон дер Танном. Вскоре после этого Мольтке выпустил четыре торпеды по «Королеве Марии» с расстояния 11 500–10 400 ярдов (10 500–9 500 м). Это привело к тому, что британская линия пришла в беспорядок, так как считалось, что торпеды были выпущены подводными лодками. В этот момент линейные крейсеры Hipper попали в зону досягаемости V боевой эскадры, состоящей из новых линкоров типа Queen Elizabeth, на которых были установлены мощные 15-дюймовые (38-сантиметровые) орудия. В 17:06 Бархэм открыл огонь по Фон дер Танну. Через несколько минут к ней присоединились Вэлиант, Малая и Варспайт ; корабли сосредоточили огонь на фон дер Танне и Мольтке. В 17:16 один из 15 снарядов с быстрых линкоров попал в Мольтке, пробил угольный бункер, разорвал палубу каземата и воспламенил хранящиеся в ней боеприпасы. В результате взрыва подъемник с боеприпасами сгорел до магазина.

Фон дер Танн и Мольтке изменили скорость и направление, что сбило с толку V боевую эскадру и принесло разбитым кораблям короткую передышку. Пока Мольтке и Фон дер Танн вели огонь линкоров V боевой эскадрильи, Зейдлиц и Дерффлингер смогли сосредоточить свой огонь на британских линейных крейсерах; между 17:25 и 17:30 по крайней мере пять снарядов из Зейдлица и Дерффлингера поразили королеву Марию, вызвав катастрофический взрыв, уничтоживший корабль. Командующий Мольтке, Kapitän zur See von Karpf, заметил, что «Залпы врага лежат близко и близко; их залпы стреляют в быстрой последовательности, огненная дисциплина превосходна!»

Боевые флоты вступают в бой

Автор 19:30, Флот открытого моря, который к тому моменту преследовал британские линейные крейсеры, еще не встретил Большой флот. Шеер подумывал об отходе своих сил до того, как темнота подвергнет его корабли атаке торпедных катеров. Однако он еще не принял решения, когда его ведущие линкоры столкнулись с основной частью Великого Флота. Такое развитие событий сделало для Шеера невозможным отступление, так как это принесло бы в жертву более медленные до дредноутов линкоры II боевой эскадрильи, в то время как использование его дредноутов и линейных крейсеров для прикрытия их отступления привело бы к тому, что его самые сильные корабли подверглись бы сокрушительному британскому огню. Вместо этого Шеер приказал своим кораблям повернуть на 16 пунктов вправо, что должно было привести дредноуты к относительной безопасности на изолированной стороне немецкой боевой линии.

Мольтке и другие линейные крейсеры последовали за ходом, который поставил их позади Кёнига. Сильно потрепанные корабли Хиппера получили временную передышку, и неуверенность в точном местонахождении и курсе кораблей Шеера заставила адмирала Джеллико повернуть свои корабли на восток, к тому, что, по его мнению, было вероятным путем отступления немцев. Немецкий флот вместо этого шел на запад, но Шеер приказал второй поворот на 16 пунктов, который изменил курс и направил его корабли в центр британского флота. Немецкий флот попал под интенсивный огонь с британской линии, и Шеер послал Мольтке, Фон дер Танна, Зейдлица и Дерффлингера на большой скорости к британскому флоту, пытаясь нарушить их строй и выиграть время для отступления своих основных сил. К 20:17 немецкие линейные крейсеры приблизились к Колосс на расстояние 7,700 ярдов (7040 м), после чего Шеер приказал кораблям атаковать головной корабль британской линии. Однако через три минуты немецкие линейные крейсеры повернули к отступлению, прикрытые атакой торпедных катеров.

Отступление
Кусок брони, оторванный от Мольтке во время Ютландской битвы

Пауза в битве в сумерках позволил Мольтке и другим немецким линейным крейсерам срезать обломки, мешавшие работе главных орудий, тушить пожары, отремонтировать средства управления огнем и сигнальное оборудование и подготовить прожекторы для действия в ночное время. В течение этого периода немецкий флот был реорганизован в хорошо организованный строй в обратном порядке, когда немецкие легкие силы столкнулись с британским экраном вскоре после 21:00. Новая стрельба привлекла внимание Битти, поэтому он повернул свои линейные крейсеры на запад. В 21:09 он заметил немецкие линейные крейсеры и приблизился к цели на 8 500 ярдов (7800 м), прежде чем открыть огонь в 20:20. Атака британских линейных крейсеров полностью удивила Хиппера, который высадился на Мольтке с торпедного катера G39. Немецкие корабли открыли ответный огонь из всех имеющихся орудий и в 21:32 поразили в темноте Льва и Королевскую принцессу. Маневрирование немецких линейных крейсеров вынудило ведущую I боевую эскадрилью повернуть на запад, чтобы избежать столкновения. Это привело к тому, что дредноуты 2-й боевой эскадры расположились прямо за линейными крейсерами и не позволили британским кораблям преследовать немецкие линейные крейсеры, когда они повернули на юг. Британские линейные крейсеры открыли огонь по старым линкорам; Немецкие корабли повернули на юго-запад, чтобы направить все свои орудия против британских кораблей.

К 22:15 Хиппер, наконец, смог перейти к Мольтке, а затем приказал своим кораблям двигаться со скоростью 20 узлов (37). км / ч; 23 мили в час) в направлении головы немецкой линии. Однако только Мольтке и Зейдлиц были в состоянии подчиниться; Дерффлингер и Фон дер Танн могли развивать не более 18 узлов, поэтому эти корабли отставали. Мольтке и Зейдлиц двигались к передней части линии, когда корабли прошли близко к Штеттину, что заставило корабль резко замедлить ход, чтобы избежать столкновения. Это вынудило Фрауэнлоб, Штутгарт и Мюнхен повернуть влево, что привело их к контакту со 2-й эскадрильей легких крейсеров; в диапазоне 800 ярдов (730 м) крейсера с обеих сторон били друг друга. Контр-адмирал Людвиг фон Рейтер решил попытаться заманить британские крейсеры к Мольтке и Зейдлицу. Однако почти одновременно сильно поврежденные британские крейсера прервали атаку. Когда легкие крейсеры выходили из строя, торпеда, выпущенная Саутгемптоном, поразила Фрауэнлоба, и корабль взорвался. Немецкое соединение пришло в беспорядок, и в суматохе Зейдлиц потерял Мольтке из виду. Зейдлиц больше не могла идти в ногу с 22 узлами Мольтке (41 км / ч; 25 миль в час), и поэтому отделилась, чтобы самостоятельно отправиться к маяку Рифа Хорнс.

К 23:30 Мольтке самостоятельно. столкнулись с четырьмя британскими дредноутами из тыла 2-й боевой эскадрильи. Командир Мольтке Капитан фон Карпф приказал кораблю отклониться, надеясь, что его не заметили. Британские корабли действительно видели Мольтке, но решили не открывать огонь, чтобы не раскрыть свое местоположение всему немецкому флоту. В 23:55 и снова в 00:20 Капитан фон Карпф попытался найти путь через британский флот, но оба раза не смог. Лишь в 01:00, проплыв далеко впереди Великого флота, Мольтке смог успешно спастись.

A large gray warship, heavily flooded; its deck is nearly submerged. Thick black smoke pours from the funnels. An in-photo caption reads: "Seydlitz nach der Skaggerack-schlacht", or "Seydlitz after the Skaggerak battle." Сильно поврежденный Зейдлиц вернулся в порт после битвы

Ближе к концу Битва, в 03:55, Хиппер передал адмиралу Шееру рапорт, в котором сообщил ему об огромных повреждениях, нанесенных его кораблям. К тому времени у Дерффлингера и фон дер Танна было только по два орудия в эксплуатации, Мольтке был затоплен 1000 тонн воды, а Зейдлиц был серьезно поврежден. Хиппер сообщил: «Таким образом, 1-я разведывательная группа больше не представляла никакой ценности для серьезного сражения, и, следовательно, главнокомандующий приказал вернуться в гавань, в то время как он сам решил дождаться развития событий у Рифа Хорнс вместе с боевым флотом».

В ходе битвы Мольтке 13 раз попала в Тайгер и 4 раза попала в себя, все снарядами диаметром 15 дюймов (38 см). Орудие № 5 правого борта 15 см было поражено одним из 15-ти снарядов и выведено из строя до конца боя. На корабле было 16 убитых и 20 раненых, большинство из которых произошло из-за попадания 15-сантиметровой пушки. В результате затопления и противодействия затоплению на корабль попала 1000 тонн воды.

Более поздние операции

Во время наступления флота 18–19 августа 1-я разведывательная группа должна была бомбардировать прибрежный город Сандерленд в попытке вывести и уничтожить линейные крейсеры Битти. Поскольку Мольтке был одним из двух оставшихся в составе группы немецких линейных крейсеров, все еще находившихся в боевом состоянии (второй - Фон дер Танн), для операции в Группу были выделены три дредноута: Markgraf, Grosser Kurfürst и вновь введенный в эксплуатацию Бавария. Адмирал Шеер и остальная часть флота открытого моря с 15 собственными дредноутами будут следовать за ними и обеспечивать укрытие. Британцы знали о немецких планах и направили Великий флот им навстречу. К 14:35 Шеер был предупрежден о приближении Великого флота и, не желая вступать в бой со всем Великим флотом всего через 11 недель после решительно близкого захода в Ютландию, развернул свои силы и отступил в немецкие порты.

В сентябре 1917 года KzS фон Карпф покинул Мольтке; KzS Gygas принял на себя командование кораблем. В период с сентября по октябрь 1917 года корабль участвовал в операции «Альбион» в поддержку вторжения Германии на российские острова Эзель, Даго и Луна (в современной Эстонии ). После успешной операции на Балтике, Мольтке был откомандирован для поддержки 2-й разведывательной группы (II AG), но не принимал активного участия во Второй битве у Гельголандской бухты..

В конце 1917 г. флот открытого моря начал проводить рейды против конвоев в Северном море между Великобританией и Норвегией. В октябре и декабре 1917 года два британских конвоя в Норвегию были перехвачены и уничтожены немецкими крейсерами и эсминцами, что побудило Битти, ныне главнокомандующего Великим флотом, выделить несколько линкоров и линейных крейсеров для защиты конвоев. Это предоставило адмиралу Шееру возможность, которой он ждал всю войну: шанс изолировать и уничтожить часть Великого флота.

В 05:00 23 апреля 1918 года флот открытого моря покинул гавани с намерением перехватить один из сопровождаемых конвоев. Трафик беспроводной связи был сведен к минимуму, чтобы британцы не узнали об операции. 24 апреля в 05:10 у Мольтке вышла из строя техника: пропеллер правого борта упал с вала, и прежде, чем турбина могла быть остановлена, шестерня была разрушена. Разрушенное колесо бросило куски стали во вспомогательный конденсатор, который затопил машинное отделение и остановил работу центрального и правого двигателей. Морская вода попала в котлы, снизив скорость корабля до четырех узлов; к 08:45 капитан Мольтке сообщил Шееру, что его корабль «вышел из-под контроля» и его необходимо отбуксировать. В 09:38 крейсер Strassburg попытался взять судно на буксир, но не смог. В 10:13 дредноут Ольденбург был отделен от боевого флота, чтобы отбуксировать Мольтке обратно в порт. В 14:10 конвой еще не был обнаружен, и поэтому Шеер повернул флот открытого моря обратно в сторону немецких вод. К 17:10 двигатели Мольтке были отремонтированы, и корабль смог развивать скорость до 17 узлов. В 19:37 британская подводная лодка E42 заметила корабль и выпустила торпеду по Мольтке. Судно набрало 1800 тонн воды, но своим ходом смогло добраться до гавани. Ремонт проводился в Вильгельмсхафене на Императорской верфи с 30 апреля по 9 сентября 1918 года.

После ремонта Мольтке участвовал в учениях на Балтике с 19 сентября по 3 октября. С 1 ноября корабль служил флагманом I разведывательной группы контр-адмирала фон Рейтера после того, как линейный крейсер Hindenburg отправился в сухой док для ремонта.

Fate

Moltke sailing к интернированию в Скапа-Флоу, ноябрь 1918 г.

Мольтке должен был принять участие в «смертельной поездке» Флотилии в открытом море незадолго до окончания Первой мировой войны. большая часть флота открытого моря должна была выйти со своей базы в Вильгельмсхафене, чтобы вступить в бой с великим флотом Великобритании; Шеер - к настоящему моменту гроссадмирал флота - намеревался нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чтобы сохранить более выгодные позиции для Германии, любой ценой для флота. Однако пока флот консолидировался в Вильгельмсхафене, измученные войной моряки начали массово дезертировать. Когда фон дер Танн и Дерффлингер прошли через шлюзы, которые отделяли внутреннюю гавань Вильгельмсхафена от рейда, около 300 человек с обоих кораблей перелезли через борт и скрылись на берегу.

24 октября 1918 года был отдан приказ отплыть из Вильгельмсхафен. В ночь на 29 октября моряки нескольких линкоров подняли мятеж ; три корабля из III эскадры отказались встать на якорь, и диверсии были совершены на борту линкоров Thüringen и Helgoland. Приказ о плавании был отменен перед лицом этого открытого восстания. В начале ноября 1918 г. началась немецкая революция ; это привело к перемирию, положившему конец войне и свергнувшему монархию.

Мольтке был сдан вместе с остальной частью открытого морского флота 24 ноября 1918 года и интернирован в Скапа-Флоу. под командованием капитанлейтнанта Волланте. Полагая, что Версальский договор был подписан и его флот собирался захватить британцы, контр-адмирал фон Рейтер приказал затопить Флот открытого моря 21 июня 1919 г. пока Великий флот Великобритании был на учениях. Корабль затонул через два часа пятнадцать минут. Мольтке был поднят в 1927 году и списан в Росайт в 1929 году.

Примечания
  • icon Портал линкоров

Сноски

Цитаты

Ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с SMS Мольтке (корабль, 1910).
  • Беннет, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны. Лондон: военная классика Pen Sword. ISBN 978-1-84415-300-8.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-907-8.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг. Vol. I: Основные надводные суда. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6.
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7.
  • Хокинс, Найджел (2002). Голодная блокада: военно-морские блокады Первой мировой войны. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-85052-908-1.
  • Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны. Лондон: Southwater Books. ISBN 978-1-84476-377-1.
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные Замки. Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-40878-5.
  • Рейтер, Людвиг фон (1921). Scapa Flow: Das Grab Der Deutschen Flotte [Scape Flow: Могила немецкого флота] (на немецком языке). Лейпциг: фон Хазе и Келер.
  • Рюгер, Ян (2007). Большая военно-морская игра. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87576-9.
  • Шеер, Рейнхард (1920). Флот Германии в открытом море в мировой войне. Лондон: Касселл и компания. OCLC 2765294.
  • Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-009-3.
  • Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926191-8.
  • Таррант, В. Э. (2001) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива. Лондон: военные книги в мягкой обложке Cassell. ISBN 978-0-304-35848-9.
Дополнительная литература
  • Брейер, Зигфрид (1997). Die Kaiserliche Marine und ihre Großen Kreuzer [Императорский флот и его большие крейсеры] (на немецком языке). Wölfersheim: Podzun-Pallas Verlag. ISBN 3-7909-0603-4.
  • Кэмпбелл, Н. Дж. М. (1978). Боевые крейсеры. Военный корабль Special. 1 . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-130-4.

Последняя правка сделана 2021-06-06 03:49:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте