Англо-германская гонка военно-морских вооружений

редактировать
Размер и мощь линкоров быстро росли до, во время и после Первой мировой войны: результат конкурентного судостроения между рядом военно-морских держав, включая Великобританию и Германию, прекращенных Вашингтонским военно-морским договором и Версальским договором

гонкой вооружений между Великобританией и Германия, происходившая с последнего десятилетия девятнадцатого века до начала Первой мировой войны в 1914 году, была одной из взаимосвязанных причин этого конфликта. Хотя в основывались двусторонние отношения, которые ухудшились за многие десятилетия, гонка вооружений началась с плана немецкого адмирала Альфреда фон Тирпица в 1897 году по созданию флота существующего заставить Великобританию пойти на дипломатические уступки; Тирпиц не ожидал, что Императорский флот Германии победит Королевский флот.

При поддержке кайзера Вильгельма II, Тирпиц начал принимать серию законов для постройки все большего числа крупных надводных кораблей. Строительство HMS Dreadnought в 1906 году побудило Тирпиц к дальнейшему увеличению темпов строительства флота. В то время как некоторые британские наблюдатели были обеспокоены расширением военно-морского флота Германии, тревога не была всеобщей до тех пор, пока Германия не приняла закон 1908 года. Британская общественная и политическая оппозиция потребовала, чтобы либеральное правительство ответило на вызов Германии, в результате чего было выделено дополнительное финансирование. дредноуты в 1910 году и эскалация гонки вооружений.

Содержание самой крупной армии и второго по величине флота в Европе нанесло огромный ущерб финансам Германии. Теобальд фон Бетманн-Хольвег, канцлер Германии с 1909 года, проводил политику разрядки с Великобританией, чтобы облегчить финансовую напряженность и сосредоточиться на соперничестве с Францией. При Бетман-Хольвеге, и особенно с 1912 года, Германия отказалась от гонки вооружений дредноутов и сосредоточилась на коммерческой рейдерской военно-морской стратегии, которая должна осуществляться с подводными лодками. Одним из парадоксов гонки вооружений и последующего конфликта было то, что, хотя немецкий боевой флот участвовал только в одном крупном наземном сражении, безрезультатном Ютландском сражении, и никогда серьезно не угрожал британскому военно-морскому превосходству, стратегия торговых набегов, которая был историческим центром германской военно-морской доктрины, постоянно подвергал опасности британское торговое мореплавание и импорт на протяжении всей войны.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Действия немецкого флота (1898–1912)
    • 2.1 HMS Dreadnought
    • 2.2 Четвертый законопроект (1908)
    • 2.3 Британская реакция
    • 2.4 Окончание гонки вооружений (1912–1914)
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

История вопроса

У Британии был самый большой флот в мире, и ее политика была чтобы Королевский флот был по размеру не меньше двух следующих крупнейших флотов, известный как стандарт с двумя мощностями. Британская экономика зависела от способности поставлять сырье и экспортировать готовую продукцию. К 1900 году 58% калорий, потребляемых населением Великобритании, поступало из-за границы, а это означало, что неспособность гарантировать свободное передвижение по морям привело бы к нехватке продовольствия. Еще до того, как германский военно-морской вызов, британские политические и военные лидеры размышляли о катастрофических экономических, социальных и политических последствиях, если Королевский флот не сможет гарантировать британскую свободу действий. Беспокойство о способности Британии защитить себя стало в центре внимания жанра литературы о вторжениях, которая началась в 1871 году, оставалась популярной до Первой мировой войны и оказывала большое влияние на общественное мнение.

Север Море

Первый канцлер объединенной Германии Отто фон Бисмарк умело руководил внешними отношениями Германии, поэтому она не была прочно привязана к какой-либо другой европейской державе. После его ухода в 1890 году внешняя политика Германии перешла на более глубокую приверженность Тройственному союзу из Австро-Венгрии и Италии. Фридрих фон Гольштейн из Министерства иностранных дел Германии убедил нового канцлера Лео фон Каприви не продлевать Договор о перестраховании с Российской Империей в 1890 году. Бисмарк разработал Договор перестрахования, чтобы удержать Россию от союза с Францией; Поиски русскими союзников, которые могли бы покрыть свои огромные долги, привели через несколько лет к франко-российскому союзу. Гольштейн надеялся, что прекращение действия Договора о перестраховании приведет к более тесным отношениям с Великобританией, которая конкурировала как с Россией, так и с Францией, но этого не произошло. С 1890 по 1897 год Германия колебалась между пробританской и пророссийской политикой, что отражало непоследовательность немецкого руководства.

В 1890 году американский военно-морской историк Альфред Тайер Махан опубликовал Влияние морской мощи на историю, самый важный труд в морской стратегии. Махан утверждал, что морская мощь была решающим фактором, позволяющим сильным странам процветать и навязывать свою волю более слабым странам, и что надлежащий способ достижения военно-морского превосходства - это крупномасштабная битва между флотами. В то время Императорский флот Германии придерживался теории рейдерства стратегии военно-морского флота, но аргументы Махана оказали огромное влияние на последующее мышление Германии и Великобритании.

Переведенная на немецкий адмиралом Людвигом Боркенхагеном, который поддерживал идеи Махана, экземпляр книги был помещен на каждое немецкое военно-морское судно. Кайзер Вильгельм II сразу же присоединился к идеям Махана после прочтения его книги в 1894 году и искал Рейхстаг финансирование для их реализации.

Немецкий адмирал Альфред фон Тирпиц был главный архитектор стратегии создания «флота в существе », чтобы заставить Британию пойти на уступки после 1897 г.

Рейхстаг профинансировал четыре из тридцати шести крейсеров, запрошенных Вильгельмом в 1895 г., и ни одного из них. следующие два года. Расстроенный отказом, Вильгельм отозвал Альфреда фон Тирпица с его обязанностей на Дальнем Востоке, чтобы он был государственным секретарем Германского Императорского военно-морского ведомства в 1897 году. Тирпиц был последователем антигитлеровской политики. -Британский националист Генрих фон Трейчке, а также идеи Альфреда Тайера Махана о главенстве боевых флотов. В 1894 году он написал знаменитый раздел меморандума под названием «Естественная цель флота - стратегическое наступление», отказавшись от торговых набегов и береговой обороны и аргументируя это тем, что Германия должна подготовиться к наступательному морскому сражению, чтобы обеспечить себе место в мире. 141>

На своей первой встрече с Вильгельмом в июне 1897 года Тирпиц заявил, что Германия должна противостоять Великобритании, чтобы обеспечить себе место в качестве европейской державы. Он также изложил стратегию, которой он будет следовать в течение многих лет: создать достаточно сильный немецкий флот, чтобы попытка его уничтожить открыла бы Британию для нападения со стороны британских французских и русских соперников, которые являются формой флота Махана. ". Тирпиц подсчитал, что, поскольку британский флот был рассредоточен для защиты своих владений по всему земному шару, «речь идет о войне линкоров между Гельголандом и Темзой ». И Тирпиц, и Бернхард фон Бюлов, который был государственным секретарем иностранных дел с 1897 по 1900 год, а затем канцлером до 1909 года, подсчитали, что, как только Германия будет обладать флотом, который Британия не сможет уничтожить, не подвергая себя опасности, Британия станет вынуждены вести переговоры с Германией на равных и, возможно, даже отказаться от ее «великолепной изоляции », чтобы присоединиться к Тройственному союзу.

Германский флот: законы (1898–1912)

В соответствии с энтузиазмом Вильгельма II по поводу расширения германского флота и стратегическим видением Тирпица, пять законов о флоте в 1898, 1900, 1906, 1908 и 1912 годах значительно расширили немецкий флот открытого моря. Немецкая цель состояла в том, чтобы построить флот, который составлял бы две трети размера британского военно-морского флота.

Первый военно-морской акт был принят в марте 1898 года после обширной кампании по лоббированию и связям с общественностью под руководством Вильгельма, Тирпица и Бюлова.. Акт профинансировал строительство одиннадцати линкоров в следующие семь лет. Британию мало беспокоил Первый военно-морской акт, поскольку флот Германии не был бы больше, чем существующие два крупнейших флота, поэтому не будет инициировать никаких новых мер в рамках «стандарта двух держав». Однако к ноябрю 1898 года Тирпиц начал работу над планом удвоения флота, включив в него сорок пять линкоров и броненосных крейсеров, который он представил кайзеру в сентябре 1899 года. Время было удачным, так как извержение о Второй англо-бурской войне и захвате британцами немецкого парохода у южной части Африки вызвало гнев немецкой общественности против Британии; Рейхстаг принял Второй закон о флоте в июне 1900 года.

HMS Dreadnought

HMS Dreadnought имел боеспособность двух или трех обычных линкоров.

Принятие Второго военно-морского закона в Германии усилилось беспокойство среди британских политиков. В 1902 году Первый лорд Адмиралтейства Селборн, британский коллега Тирпица, сказал своим товарищам по кабинету министров, что немецкий флот строится с прицелом на войну с Британией. Адмирал Джеки Фишер был назначен Первым морским лордом (профессиональным главой Королевского флота) в 1904 году и в значительной степени реорганизовал Королевский флот, направив большую часть британских военно-морских сил близко к родным островам. Он также учредил комитет по разработке нового супербоевого корабля, который, особенно после майской Цусимской битвы в мае 1905 года, казался будущим морской войны. HMS Dreadnought был спущен на воду в феврале 1906 года, всего через 14 месяцев после утверждения. Jane's Fighting Ships, ежегодный справочник по военно-морским кораблям, отмечал, что HMS Dreadnought эквивалентен двум или трем обычным кораблям.

Джеки Фишер, Первый Морской Лорд с 1904 по 1910 год руководил процессом проектирования дредноута в стиле линкора и реорганизовал Королевский флот для защиты родных островов.

В начале 1905 года военно-морской атташе Германии в Великобритании сообщил Тирпицу, что британцы планируют новый класс линкоров. Тем летом Тирпиц консультировался со своими советниками; к осени он решил, что Германия будет соответствовать британскому плану военно-морского строительства. Ученые подчеркивают, что процесс принятия решений имперской Германией был настолько непоследовательным, что Тирпиц мог принять это решение без консультации с канцлером, министерством иностранных дел, казначейством, военно-морскими стратегическими управлениями или двумя другими военно-морскими управлениями: военно-морским верховным командованием и Военно-морской кабинет. Он представил рейхстагу свой новый дополнительный военно-морской закон, предусматривающий увеличение расходов на 35% по сравнению со вторым военно-морским актом на строительство двух дредноутов и одного броненосного крейсера в год. Законопроект встретил ожесточенную оппозицию со стороны всего политического спектра из-за растущего баланса государственного бюджета и сопротивления Рейхстага повышению налогов. К счастью для законопроекта, конференция в Альхесирасе, завершившаяся в апреле 1906 года после первого марокканского кризиса, разожгла националистические настроения в Германии против Великобритании и Франции, и был принят третий военно-морской закон. легко в мае 1906 года.

Вильгельм и Тирпиц, среди других немецких лидеров, рассматривали действия Великобритании как совместные с Францией и Россией, чтобы окружить Германию. Тирпиц полагал, что британцы знали, что они совершили ошибку при постройке дорогих дредноутов и броненосных крейсеров, и что они осознают свою глупость, если Германия не дрогнет, последовав за ними. Немецкие лидеры также все больше нервничали по поводу «Копенгагена», британского удара по выведению из строя их флота, подобного тому, который был нанесен в 1807 г. битве при Копенгагене. В декабре 1904 года, во время обострения русско-японской войны, распространились слухи о том, что союзник Японии, Великобритания, нападет, и посол Германии в Великобритании, находившийся в Берлине, должен был заверить Вильгельма и других высокопоставленных чиновников в том, что Великобритания не собиралась начинать войну. По мере роста опасений росли и националистические настроения, в том числе правая критика левой Социал-демократической партии, которая сопротивлялась увеличению расходов на оборону и поощряла мирные международные отношения.

С 1905 года адмирал Джон Фишер разработал военные планы по блокаде побережья Германии; она стала центральной британской стратегией и была реализована в 1914 году. В 1906 году Фишер заявил, что Германия является «единственным вероятным противником» и что Королевский флот должен держать силы, вдвое более мощные, чем флот Германии, в пределах нескольких часов от берегов Германии. Эйр Кроу из министерства иностранных дел Великобритании 1 января 1907 года написал меморандум министру иностранных дел Эдварду Грею, который стал политикой. В нем Кроу призвал к решительному сопротивлению тому, что он считал попытками Германии добиться гегемонии в Европе. Он утверждал, что действия Германии могут быть результатом запутанной стратегии, но что их намерения не имеют отношения к национальной безопасности Великобритании.

Четвертый законопроект (1908 г.)

Бернхард фон Бюлов, канцлер Германии с 1900 по 1909 г., первоначально поддерживал план Тирпица, но все более скептически относился к нагрузке на немецкие финансы

В марте 1908 г. получил четвертый военно-морской закон - второй дополнительный закон - принятый Рейхстагом. Он увеличил количество новых линкоров с трех до четырех в год в течение следующих четырех лет, а затем стабилизировалось на трех в год. В случае его реализации в 1914 году у Германии был бы 21 дредноут. Тирпиц продолжал предполагать, что Великобритания не будет встревожена наращиванием военно-морского флота Германии, и заверил кайзера Вильгельма в дополнительном законопроекте, что «на международном и внутреннем уровне он выглядит настолько маленьким и безвредным, насколько это возможно».

Обострение напряженности вокруг боснийского кризиса заставило канцлера Бюлова, который отвечал за поиск денег для финансирования вооруженных сил, подвергнуть сомнению ценность стратегии Тирпица, которая была дорогостоящей и, казалось, увеличивалась. Дипломатическая изоляция Германии. В период с 1900 по 1908 год государственный долг Германии увеличился вдвое, и большая часть национального бюджета шла на военные нужды. Бюлов приходил к выводу, что Германия не могла позволить себе и самую большую армию, и второй по величине флот в Европе. Хотя посол Германии в Лондоне Пауль Меттерних сообщил, что наращивание военно-морского флота отчуждает Великобританию от Германии, Тирпиц заявил, что конфликт с Германией основан на экономическом соперничестве, а не на конкурирующих флотах. Тирпиц также утверждал, что Германия вложила слишком много денег в военно-морскую программу, чтобы остановить ее, и что внутриполитическая коалиция, созданная для поддержки наращивания военно-морского флота, отреагирует непредсказуемо, если правительство выйдет из гонки вооружений. Столкнувшись с постоянно растущим бюджетным дефицитом, но не имея уверенности со стороны кайзера и не имея возможности поднять налоги перед лицом оппозиции Рейхстага, Бюлов ушел в отставку в июле 1909 года.

Британская реакция

Вплоть до Германии. В соответствии с военно-морским законопроектом 1908 года, Британия в целом в значительной степени проигнорировала наращивание сил, хотя некоторые лица в вооруженных силах и правительстве уже хорошо осознавали потенциальную угрозу. В декабре 1907 г. Адмиралтейство фактически предлагало сократить темпы строительства линкоров до одного дредноута и одного броненосного крейсера в следующем году, что соответствовало приоритетам либерального правительства. увеличить расходы на социальные программы и сократить общие государственные расходы под новым руководством премьер-министра Х. Х. Асквит в мае 1908 г. Однако летом, после принятия закона 1908 г., поднялась тревога среди общественности и в правительстве.

Король Эдуард VII и кайзер Вильгельм II в Берлине, ок. 1908

В августе 1908 года король Эдуард VII посетил своего племянника Вильгельма в Кронберге. Ему предоставили документ, в котором излагались опасения Британии, но он решил не поднимать вопрос о военно-морских расходах, поскольку это могло испортить благоприятное настроение. Вильгельм весело прокомментировал постоянному заместителю государственного секретаря по иностранным делам Чарльзу Хардинджу, что, по его мнению, отношения между Германией и Великобританией были довольно хорошими. Хардиндж вежливо не согласился, заявив, что озабоченность Британии наращиванием военно-морского флота Германии, скорее всего, приведет к тому, что либеральное правительство попросит парламент расширить британское военно-морское судостроение, что приведет к военно-морскому соперничеству, которое значительно усилит напряженность между двумя странами. Вильгельм резко ответил, что у Британии нет причин для беспокойства и что германский военно-морской закон не угрожает относительной силе двух военно-морских сил. Никакого решения не было достигнуто, и Вильгельм покинул встречу в Кронберге, полагая, что он убедил британцев в справедливости позиции Германии.

Серия инцидентов усилила напряженность в Британии. Осенью 1908 года британский военно-морской атташе в Берлине сообщил, что Германия строит дополнительный линкор; на самом деле судостроитель Шихау-Верке попросил правительство о раннем контракте на постройку корабля, запланированного на 1909 год, чтобы избежать увольнения рабочих в Данциге (сейчас: Гданьск, Польша). Затем 28 октября The Daily Telegraph опубликовала то, что было описано как интервью с кайзером. The Telegraph отправил статью Вильгельму для утверждения, который, в свою очередь, передал ее канцлеру Бюлову, который передал ее в Министерство иностранных дел для рассмотрения, что, по-видимому, не состоялось. В опубликованном материале Вильгельм, по словам историка Маргарет Макмиллан, одновременно «жалостлив и обвиняет», заявляя, что британцы «безумны, безумны, безумны, как мартовские зайцы "потому что они не осознавали, как он полагал, что Германия - их хороший друг и что наращивание военно-морского флота было направлено не против них, а против Японии. Дело Daily Telegraph по-разному рассматривалось в Британии как свидетельство того, что Вильгельм был психически неуравновешенным, или что это было частью зловещего плана по изменению британского общественного мнения. Немецкие лидеры были потрясены тем, что их лидер выставит себя таким публичным дураком, националистов и консерваторов взбесили заявления Вильгельма о дружбе с Британией, а левые были убеждены, что Рейхстагу нужен больший контроль над кайзером. Вильгельм и трон были сильно ослаблены, и кайзер впал в мрачную депрессию. Вильгельм так и не простил Бюлову разрешение на публикацию, что стало одним из факторов, повлиявших на отъезд канцлера в июле 1909 года.

На карикатуре 1909 года в Паке изображены пять стран, участвующих в военно-морской гонке

После принятия закона о Германии Адмиралтейство отказалось от своего плана. сократили строительство и в декабре 1908 г. предложили построить еще как минимум шесть дредноутов. Оппозиция в кабинете министров вращалась вокруг стоимости, возглавляемой канцлером казначейства Дэвидом Ллойд Джорджем и президентом Совета по торговле Уинстоном Черчиллем, которые оба видели в военных расходах угрозу реформам социального обеспечения, обещанным Либеральной партией. Ллойд Джордж предупредил премьер-министра Асквита, что депутаты-либералы восстанут из-за предложения о добавлении в бюджет примерно 38 миллионов фунтов стерлингов на военно-морские расходы. Однако консервативная оппозиция, военно-морская лига и британская военная промышленность выступали за такие расходы. По общему мнению, к ним присоединился король Эдуард VII, который поддержал еще восемь дредноутов. Один из консервативных депутатов придумал популярный лозунг «Мы хотим восемь, и мы не будем ждать!»,

В ответ на широкую поддержку увеличения численности военно-морского флота Асквит в феврале 1909 года пошел на компромисс, запустив четыре дредноута в в следующем финансовом году и еще четыре к весне 1910 г., если они понадобятся. При поддержке либералов правительство отклонило вотум недоверия, внесенный консерваторами. Ллойд Джордж включил дополнительные дредноуты в свой предложенный «Народный бюджет » в конце апреля 1909 года, который был отклонен в ноябре 1909 года Палатой лордов, которые были возмущены принятыми мерами. перераспределить богатство. Асквит распустил парламент, чтобы провести выборы в январе 1910 года ; его правительство потеряло большинство, но осталось у власти при поддержке Ирландской парламентской партии. После выборов Палата лордов отказалась от возражений против народного бюджета, включая финансирование дредноутов, которое было принято в апреле 1910 года и явилось значительным обострением гонки вооружений.

Гонка вооружений закончилась ( 1912–1914)

В 1912 году канцлер Германии Теобальд фон Бетманн-Хольвег положил конец гонке морских вооружений. Его целью было добиться взаимопонимания с британцами, чтобы положить конец все более изолированному положению Германии. Российская военная экспансия вынудила немцев уделять первоочередное внимание расходам на свою армию и, следовательно, меньше на флот. Эта инициатива привела к миссии Холдейна, в которой Германия предложила принять британское военно-морское превосходство в обмен на британский нейтралитет в войне, в которой Германия не может считаться агрессором. Предложение было отклонено, так как Великобритания считала, что ей нечего выиграть от такого договора, поскольку ее морское превосходство было ненадежным, но министр иностранных дел Великобритании сэр Эдвард Грей выступал за более агрессивную политику в отношении Германии.

К 1913 году в Британии велись интенсивные внутренние дебаты по поводу новых кораблей из-за растущего влияния идей Фишера и увеличения финансовых ограничений. Сейчас историками общепризнано, что в первой половине 1914 года немцы взяли курс на строительство подводных лодок вместо новых дредноутов и эсминцев, фактически отказавшись от гонки вооружений, но поскольку они держали новую политику в секрете, другие державы были отложены. в следующем костюме. К началу Первой мировой войны у Великобритании было 29 дредноутов и 9 линейных крейсеров по сравнению с 17 дредноутами и 7 линейными крейсерами Германии.

Военно-морская мощь держав в 1914 году
СтранаПерсоналБольшие военно-морские суда. (дредноуты )Водоизмещение
Россия540004328000
Франция6800010731,000
Великобритания209,000292,205,000
Всего331,000433,264,000
Германия79,000171,019,000
Австро-Венгрия16,0003 *249,000
Итого95,000201,268,000
Итого426,000634,532,000
* 4-й еще не введен в эксплуатацию.

См. Также

Литература

Дополнительная литература

  • Бергхан, В. Германия и приближение войны в 1914 году (Macmillan, 1973). pp 25–42
  • Berghahn, Volker Rolf. Der Tirpitz-Plan (Droste Verlag, 1971). на немецком языке
  • Берд, Кейт. «Наследие Тирпица: политическая идеология морской мощи Германии», Журнал военной истории, июль 2005 г., т. 69 Выпуск 3, стр. 821–825
  • Бонкер, Дирк. Милитаризм в глобальную эпоху: военно-морские амбиции в Германии и США перед Первой мировой войной (2012) отрывок и текстовый поиск ; онлайн-обзор
  • Бёнкер, Дирк. «Глобальная политика и судьба Германии« с восточноазиатской точки зрения »: Альфред фон Тирпиц и создание вильгельминного навализма». Central European History 46.1 (2013): 61-96.
  • Бранденбург, Эрих (1933) [на немецком языке: 1927]. От Бисмарка до мировой войны: история внешней политики Германии 1870–1914. Перевод Элизабет Адамс, Энни. Лондон: Издательство Оксфордского университета. С. 266–99 и 394–417.
  • Кларк, Кристофер М. (2012). Лунатики: Как Европа вступила в войну в 1914 году. Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0061146657. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Данли, Ричард (апрель 2015 г.) ». Сэр Джон Фишер и политика Стратегическое сдерживание, 1904–1908 ». Война в истории. 22 (2): 155–173. doi : 10.1177 / 0968344514521126. S2CID 143464451.
  • Эпкенханс, Майкл (2008). Тирпиц: архитектор немецкого флота в открытом море. Вашингтон, округ Колумбия: Potomac Books. ISBN 978-1574887327.
  • Граймс, Шон Т. (2012). Стратегия и планирование войны в британском флоте. Boydell Brewer. ISBN 978-1843836988. JSTOR 10.7722 / j.ctt3fgkwv.
  • Herweg, Holger H. (1980). 'Luxury Fleet', Imperial German Navy 1888–1918. Лондон: The Ashfield Press. ISBN 0-948660 -03-1.
  • Хобсон, Рольф (1996). Немецкая школа морской мысли и истоки плана Тирпица 1875-1900 (PDF). Forsvarsstudier № 2/1996. Осло: норвежский Институт оборонных исследований.
  • Hobson, Rolf (2002). Imperialism at Sea: Naval Str. атегическая мысль, идеология морской мощи и план Тирпица, 1875-1914 гг. Brill Publishers. ISBN 978-0391041059.
  • Хербер, Томас. «Преобладать или погибнуть: англо-германское военно-морское соревнование в начале двадцатого века», European Security (2011) 20 # 1, стр. 65–79.
  • Патрик Дж. Келли (октябрь 2002 г.). «Стратегия, тактика и войны за территорию: Тирпиц и морское командование, 1892-1895». Журнал военной истории. 66 (4): 1033–1060. doi : 10.2307 / 3093263. JSTOR 3093263.
  • Келли, Патрик Дж. (2011). Тирпиц и Императорский германский флот. Издательство Индианского университета. ISBN 978-0253355935.
  • Кеннеди, Пол М. Рост англо-германского антагонизма, 1860-1914 (1980), стр. 410-31.
  • Кеннеди, Пол М. ( 1989). Взлет и падение великих держав. Бостон: Аллен и Анвин. ISBN 978-0679720195.
  • Кеннеди, Пол. «Стратегические аспекты англо-германской военно-морской гонки», в Кеннеди, Стратегия и дипломатия 1870-1915 (1983)
  • Кеннеди, Пол. Взлет и падение британского военно-морского мастерства (1976), стр. 205–38
  • Ламберт, Николас А. (2001). Военно-морская революция сэра Джона Фишера. Пресса Университета Южной Каролины. ISBN 978-1570034923.
  • Макмиллан, Маргарет (2013). Война, завершившая мир: дорога в 1914 г. (изд. Kindle). Книги пингвинов. ISBN 978-0812994704. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Мардер, Артур (1978). От дредноута до Скапа-Флоу : Volume I: The Road to War 1904-1914 (переиздание августа 2013 г.). Naval Institute Press. ISBN 978-1591142591.
  • Морган-Оуэн, Дэвид (май 2015 г.) ". Революция в военно-морском деле? Технологии, стратегия и британская военно-морская политика в «эру Фишера». Журнал стратегических исследований. 38 (7): 944–965. doi : 10.1080 / 01402390.2015.1005440. S2CID 153636889.
  • Мюррей, Мишель. «Идентичность, незащищенность и политика великих держав: трагедия немецких военно-морских амбиций перед Первой мировой войной.. "Security Studies 19.4 (2010): 656-688. онлайн
  • Падфилд, Питер. Великая военно-морская гонка: англо-германское военно-морское соперничество 1900-1914 (2005) онлайн
  • Рюгер, Янв. (2007). Большая военно-морская игра: Великобритания и Германия в эпоху империи. Исследования по социальной и культурной истории современной войны (Книга 26). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521875769.
  • Рюгер, Ян. «Пересмотр англо-германского антагонизма», Журнал современной истории (2011) 83 № 3, стр. 579–617 в JSTOR
  • Селигманн, Мэтью (7 января 2010 г.). «Разведывательная информация и морская паника 1909 года: секретные основы общественной паники». Война в истории. 17 (1): 37–59. doi : 10.1177 / 0968344509348302. S2CID 146378590.
  • Стейнберг, Джонатан (март 1973 г.). "Обзор: План Тирпица (Пересмотренная работа: План Тирпица. Genesis und Verfall einer innenpolitischen Krisenstrategie Фолькером Р. Берганом)". Исторический журнал. 16 (1): 196–204. doi : 10.1017 / S0018246X00003794. JSTOR 2637924.
  • Стейнберг, Джонатан (1965). Вчерашний сдерживающий фактор: Тирпиц и рождение немецкого боевого флота. Лондон: Макдональд. LCCN 66003814.
  • Вагтс, Альфред. «Сухопутная и морская мощь Второго германского рейха». Journal of Military History 3.4 (1939): 210+ онлайн
  • Woodward, E.L. Великобритания и германский флот (1935 г.) 535 стр.; научная история онлайн

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 15:09:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте