Scharnhorst на большой скорости, c. 1907–1908 | |
История | |
---|---|
Германская империя | |
Имя: | Шарнхорст |
Тезка: | Герхард фон Шарнхорст |
Заложен: | 22 Март 1905 г. |
Спущен на воду: | 23 марта 1906 г. |
Введен в эксплуатацию: | 24 октября 1907 г. |
Судьба: | Потоплен, Битва за Фолклендские острова, 8 декабря 1914 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | типа «Шарнхорст» броненосный крейсер |
Водоизмещение: | 12 985 t (12,780 длинных тонн ) |
Длина: | 144,6 м (474 футов 5 дюймов) |
Ширина: | 21,6 м (70 футов 10 дюймов) |
Осадка : | 8,37 м (27 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность: |
|
Силовая установка: | |
Скорость: | 22,5 узлов (42 км / ч) |
Дальность: | 4,800 мор. Миль (8,900 км; 5500 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль / ч) |
Экипаж: |
|
Вооружение: |
|
Броня: |
SMS Scharnhorst был броненосным крейсером из Императорского флота Германии, построенным в верфь Blohm Voss в Гамбурге, Германия. Он был головным кораблем в своего класса, в который входил SMS Gneisenau. Шарнхорст и ее сестра были увеличенными версиями предыдущего класса Roon ; они были оснащены большим количеством основных орудий и имели более высокую максимальную скорость. Корабль был назван в честь прусского военного реформатора генерала Герхарда фон Шарнхорста и вступил в строй 24 октября 1907 года.
Шарнхорст некоторое время служил в открытом море. Флот находился в Германии в 1908 году, хотя большую часть этого времени он провел на ходовых испытаниях. Она была назначена в немецкую восточноазиатскую эскадрилью, базировавшуюся в Циндао, Китай, в 1909 году. После прибытия она заменила крейсер Fürst Bismarck в эскадрилье <339.>флагман, должность, которую она будет занимать до конца своей карьеры. В течение следующих пяти лет она совершила несколько туров по различным азиатским портам , чтобы показать флаг для Германии. Она часто возила командиров эскадрилий на встречи с главами азиатских государств и присутствовала в Японии на коронации императора Тайсё в 1912 году.
После начала Первой мировой войны В августе 1914 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в сопровождении трех легких крейсеров и нескольких угольных шахт пересекли Тихий океан к южному побережью Южной Америки. 1 ноября 1914 года «Шарнхорст» и остальная часть восточноазиатской эскадрильи встретили и одолели британскую эскадру в битве при Коронеле. Поражение побудило британское Адмиралтейство отправить два линейных крейсера, чтобы выследить и уничтожить немецкую эскадру, что они и совершили в битве за Фолклендские острова 8 декабря. 1914. Об обнаружении затонувшего корабля в декабре 2019 года объявил Mensun Bound.
Два крейсера типа Scharnhorst были заказаны в рамках программы строительства военно-морских сил, изложенной в втором военно-морском законе 1900 г., который потребовал отряда из четырнадцати броненосных крейсеров. Корабли отметились значительным увеличением боевой мощи по сравнению с предшественниками класса Roon, будучи более тяжеловесными и бронированными. Эти улучшения были внесены, чтобы позволить Шарнхорсту и Гнейзенау сражаться на боевой линии, если возникнет необходимость, возможность, запрошенная Генеральным Департаментом.
Шарнхорст был 144,6 метра (474 футов 5 дюймов) общая длина, ширина 21,6 м (70 футов 10 дюймов) и осадка 8,37 м (27 футов). 6 дюймов). Судно водоизмещением 11,616 метрических тонн (11,433 длинных тонн ) в соответствии с проектом и 12985 т (12780 длинных тонн) при полной загрузке. Она была приведена в действие тремя паровыми двигателями тройного расширения с паром от восемнадцати угольных водотрубных котлов. Ее силовая установка была рассчитана на выработку 26000 метрических лошадиных сил (19000 кВт ) для максимальной скорости 22,5 узлов (41,7 км / ч; 25,9 миль в час). Он имел крейсерский радиус 4800 морских миль (8900 км; 5 500 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). Экипаж "Шарнхорста" состоял из 52 офицеров и 788 рядовых; из них 14 офицеров и 62 рядовых были приписаны к штабу командира эскадрильи и были добавлены к стандартному составу.
Основное вооружение Scharnhorst состояло из восьми 21-см (8,3 дюйма) орудий SK L / 40, четыре в сдвоенных орудийных башнях, одна в носовой части и одна в кормовой части основной надстройки на осевой линии, а остальные четыре установлены в одиночной Казематы. Вторичное вооружение включало шесть 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L / 40, также в отдельных казематах. Защита от торпедных катеров обеспечивалась батареей из восемнадцати 8,8-см (3,5 дюйма) орудий SK L / 35, установленных в казематах. Она также была оснащена четырьмя 45-см (17,7 дюйма) подводными торпедными аппаратами . Один был установлен в носовой части, по одному на каждом бортовом борту, а четвертый располагался на корме.
Корабль был защищен бронепоясом длиной 15 см. (5,9 дюйма) из брони Круппа, уменьшено до 8 см (3,1 дюйма) вперед и назад от центральной цитадели. У нее была бронированная палуба толщиной от 3,5 до 6 см (от 1,4 до 2,4 дюйма), причем более тяжелая броня защищала корабельные двигатель и котельные и магазины с боеприпасами <227.>. Центральные орудийные башни имели борта толщиной 18 см (7,1 дюйма), а крылатые башни получили 15 см броневой защиты. Вторичная батарея каземата была защищена полосой брони толщиной 13 см (5,1 дюйма).
Названный в честь генерал-лейтенанта (генерал-лейтенанта) Герхарда фон Шарнхорста, прусского военного реформатора во время наполеоновских войн, Шарнхорст был заложен в верфь Blohm Voss в Гамбурге, Германия, 22 марта 1905 года, строительный номер 175. Судно было спущено на воду 23 марта 1906 года, и Generalfeldmarschall (фельдмаршал) Gottlieb Graf von Хэзелер произнес речь и окрестил корабль на церемонии спуска на воду. Через полтора года, 24 октября 1907 года, он был введен в строй. Затем он начал ходовые испытания ; во время проведения скоростных испытаний она превысила расчетную скорость на один узел, достигнув 23,5 узла (43,5 км / ч; 27,0 миль / ч).
С 6 по 11 ноября ее испытания были прерваны рейсом во Флиссинген. в Нидерландах и Портсмут в Великобритании в компании с яхтой кайзера Вильгельма II Hohenzollern и легким крейсером Кенигсберг. 14 января 1908 года «Шарнхорст» сел на мель у маяка Бюльк и получил серьезные подводные повреждения. Ремонт производился в Blohm Voss и продлился до 22 февраля. Затем она возобновила свои испытания, которые продолжались до конца апреля. 1 мая она сменила Йорка в качестве флагмана разведывательных сил Флота открытого моря под командованием Контерадмирала ( Контр-адмирал) Август фон Херинген. В остальное время года она участвовала в обычных тренировках и маневрах флота мирного времени.
11 марта 1909 года Шарнхорст был переведен в Остазиенгешвадер (Восточноазиатская эскадрилья); Йорк заменил ее в качестве флагмана разведывательной эскадрильи. Завершив подготовку к путешествию, «Шарнхорст» покинул Киль 1 апреля; на борту находился Контерадмирал Фридрих фон Ингеноль, который должен был принять командование восточноазиатской эскадрой по прибытии. 29 апреля «Шарнхорст» встретился с Фюрстом Бисмарком, флагманом восточноазиатской эскадры, в Коломбо. Там «Шарнхорст» взял на себя роль флагмана эскадрильи. В то время в состав эскадрильи входили также легкие крейсеры Leipzig и Arcona и несколько канонерских лодок и торпедных катеров. В июле и августе «Шарнхорст» совершил круиз по Желтому морю, а в августе обследовал порты в этом районе. Декабрь и начало января 1910 г. она провела в Гонконге на празднование Рождества и Нового года в компании с Лейпцигом и канонерской лодкой Лучс.
. В январе 1910 года Шарнхорст, Лейпциг и Лучс отправились в путь. тур по портам Восточной Азии, включая Бангкок, Манила, и остановки на Суматре и Северном Борнео. К 22 марта «Шарнхорст» и «Лейпциг» вернулись в немецкий порт Циндао. Между тем, в феврале «Аркона» покинула восточноазиатскую эскадрилью; ее замена, Нюрнберг, прибыла 9 апреля. Ингенол, к настоящему моменту повышенный до визеадмирала (вице-адмирала), покинул свой пост 6 июня и был заменен Контерадмиралом. Новый командир эскадрильи отправился с «Шарнхорстом» и «Нюрнбергом» в турне по тихоокеанским колониям Германии, начиная с 20 июня. Остановки включали Марианские острова, Трук и Апиа в Немецком Самоа. В последнем порту крейсеры встретили незащищенные крейсеры Cormoran и Condor, корабли станции Южных морей. Находясь там, 22 июля прибыл новый легкий крейсер Emden, чтобы еще больше усилить восточноазиатскую эскадру.
Довоенное фото ШарнхорстаВ 1910 году Шарнхорст получил премию Kaiser's Schießpreis (Стрельба). за отличную артиллерию в эскадрилье Восточной Азии. 25 ноября «Шарнхорст» и остальная часть эскадрильи отправились в путешествие в Гонконг и Нанкин ; в то время как в Гонконге случилась вспышка тифа. Среди инфицированных был Гюлер, который скончался от болезни 21 января 1911 года. Тем временем в Понапе вспыхнули волнения, которые потребовали присутствия Эмдена и Нюрнберга. Вместо этого Шарнхорст отправился в путешествие по портам Юго-Восточной Азии, включая Сайгон, Сингапур и Батавию. Затем она вернулась в Циндао через Гонконг и Сямэнь, прибыв туда 1 марта. Там Контерадмирал ждал, чтобы принять командование отрядом. Двумя неделями позже эскадра была усилена за счет прибытия 14 марта сестринского корабля «Шарнхорст» Gneisenau.
С 30 марта по 12 мая «Шарнхорст» отправился в круиз. в японских водах с Krosigk на борту. После этого в начале июля она отправилась в северную часть немецкого протектората; в то время напряженность в Европе была высокой из-за Агадирского кризиса. Кросигк попытался сохранить спокойствие в Восточной Азии и на своем флагмане совершил поездку по гаваням Желтого моря. К 15 сентября крейсер вернулся в Циндао. После прибытия в Циндао Шарнхорст отправилась в док для ежегодного ремонта; Соответственно, Кросигк временно переместил свой флаг на Гнейзенау. 10 октября разразилась Синьхайская революция против династии Цин, вызвавшая большое напряжение среди европейцев, которые вспомнили о нападениях на иностранцев во время восстания боксеров 1900–1901 гг. Остальная часть восточноазиатской эскадры была приведена в состояние боевой готовности для защиты интересов Германии, а для защиты консульства Германии были отправлены дополнительные войска. Но опасные атаки на европейцев не материализовались, и поэтому восточноазиатская эскадрилья не понадобилась.
Визеадмирал Максимилиан фон Шпее, который будет командовать «Шарнхорстом» во время Первой мировой войныК концу ноября "Шарнхорст" вернулся в строй, а Крозигк вернулся на корабль. Она совершила рейс в Шанхай по маршрутам Тяньцзинь и Яньтай, прибыв туда 12 декабря. С 14 по 24 января 1912 года «Шарнхорст» совершил поездку по портам побережья центрального Китая и 9 марта вернулся в Циндао, где собралась остальная часть эскадры. 13 апреля корабли отправились в месячный круиз в японские воды, вернувшись в Циндао 13 мая. С 17 июля по 4 сентября «Шарнхорст» совершила еще один тур по японским портам, и за это время она также посетила Владивосток в России и несколько портов Желтого моря.
30 июля Японец Император Мэйдзи умер; Шарнхорст сопровождал Лейпциг, на котором принца Генриха, брата Вильгельма II, на похороны императора Мэйдзи и церемонию коронации императора Тайсё. Корабли оставались в Японии с 5 по 26 сентября. Вернувшись в Циндао, принц Генрих провел инспекцию всей восточноазиатской эскадрильи. 4 декабря Крозигк передал командование эскадрой Контерадмиралу Максимилиану фон Шпее. 27 декабря Спи взял Шарнхорст и Гнейзенау в тур по юго-западу Тихого океана, включая остановки в Сямэнь, Сингапур и Батавию. Два крейсера достигли Циндао 2 марта 1913 года. С 1 апреля по 7 мая «Шарнхорст» взял Спее в Японию для встречи с императором Тайсё. Начиная с 22 июня Шпее начал турне по тихоокеанским колониям Германии на борту своего флагмана. Корабль остановился на Марианских островах, Адмиралтейских островах, Островах Эрмит, Рабаул в Нойпоммерне и Фридрих-Вильгельмсхафен. в Немецкой Новой Гвинее.
Находясь в Рабауле 21 июля, Спи получил известие о новых беспорядках в Китае, что побудило его вернуться на рейд Вусонг за пределами Шанхай к 30 июля. После того, как ситуация улеглась, Спи смог взять свои корабли в короткий круиз в Японию, который начался 11 ноября. «Шарнхорст» и остальная часть эскадрильи вернулись в Шанхай 29 ноября, прежде чем она отправилась в новое путешествие в Юго-Восточную Азию. Спи встретился с Ваджиравудхом, королем Сиама, а также посетил Суматру, Северный Борнео и Манилу. Шарнхорст вернулся в Циндао 19 марта 1914 года. В начале мая Спи, к настоящему моменту получивший звание Визеадмирала, взял Шарнхорст и торпедный катер SMS S90 с визитом в Порт-Артур, а затем в Тяньцзинь; Спи продолжил путь в Пекин, где встретился с Юань Шикаем, первым президентом Китайской Республики. Он вернулся на борт «Шарнхорста» 11 мая, и корабль вернулся в Циндао. После этого Шпее начал подготовку к круизу в Германскую Новую Гвинею; Шарнхорст ушел 20 июня, оставив только Эмдена в Циндао.
Гнейзенау встретился с Шарнхорстом в Нагасаки, Япония, где они получили полный запас угля. Затем они отплыли на юг и в начале июля прибыли в Трук, где должны были пополнить запасы угля. По пути они получили известие об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Австро-Венгрии. 17 июля восточноазиатская эскадра прибыла в Понапе на Каролинских островах. У Шпее теперь был доступ к немецкой радиосети, и он узнал о австро-венгерском объявлении войны Сербии 28 июля и мобилизации русских против Австро-Венгрии и, возможно, Германии 30 июля <227.>. 31 июля стало известно, что срок действия ультиматума Германии о демобилизации своих армий истекает. Спи приказал разобрать свои корабли для войны. 2 августа Вильгельм II приказал мобилизовать немцев против России и ее союзника,.
германской восточноазиатской эскадры в Циндао; Шарнхорст и Гнейзенау находятся в центре вниманияКогда разразилась Первая мировая война, восточноазиатская эскадрилья состояла из Шарнхорста, Гнейзенау, Эмдена, Нюрнберга и Лейпцига. В то время Нюрнберг возвращалась с западного побережья Соединенных Штатов, где Лейпциг только что заменил ее, а Эмден все еще находился в Циндао. 6 августа 1914 года «Шарнхорст», «Гнейзенау», корабль снабжения «Титания» и японский угольщик Фукоку Мару все еще находились в Понапе. Спи отдал приказ отозвать легкие крейсеры, рассредоточенные в круизах вокруг Тихого океана. В тот же день Нюрнберг присоединился к Шпее, после чего Шпее перебросил свои корабли на Остров Паган на Северных Марианских островах, немецкое владение в центральной части Тихого океана.
Карта, показывающая маршрут движения Восточноазиатская эскадраВсем имеющимся угольщикам, судам снабжения и пассажирским лайнерам было приказано встретить Восточноазиатскую эскадру в Пагане, и Эмден присоединился к эскадре 12 августа. Вспомогательный крейсер Prinz Eitel Friedrich присоединился к кораблям Шпее и там. Затем четыре крейсера в сопровождении Prinz Eitel Friedrich и нескольких угольщиков покинули центральную часть Тихого океана и направились в Чили. 13 августа коммодор Карл фон Мюллер, капитан «Эмдена», убедил Шпее выделить свой корабль в качестве коммерческого рейдера. 14 августа восточноазиатская эскадра покинула Пэган и направилась к атоллу Эниветок на Маршалловых островах, во главе с «Шарнхорстом». Корабли снова объединились после прибытия 20 августа.
Чтобы держать немецкое командование в курсе, 8 сентября Шпее отправил Нюрнберг в Гонолулу, чтобы послать сообщение через нейтральные страны. Нюрнберг вернулся с вестью о захвате союзниками Германского Самоа, произошедшем 29 августа. Шарнхорст и Гнейзенау отплыли в Апиа, чтобы разобраться в ситуации. Спи надеялся застать врасплох британский или австралийский военный корабль, но по прибытии 14 сентября он не обнаружил в гавани военных кораблей. 22 сентября «Шарнхорст» и остальная часть восточноазиатской эскадры прибыли во французскую колонию Папеэте. Немцы атаковали колонию, и в последовавшей битве при Папеэте они потопили французскую канонерскую лодку Zélée. Корабли попали под обстрел французских береговых батарей, но не пострадали. Страх мин в гавани не позволил Шпее захватить уголь в гавани.
К 12 октября Шарнхорст и остальная часть эскадры достигли острова Пасхи. Там к ним присоединились Дрезден и Лейпциг, вышедшие из американских вод, 12 и 14 октября соответственно. Лейпциг привез с собой еще трех угольщиков. Через неделю в этом районе корабли отправились в Чили. Вечером 26 октября "Шарнхорст" и остальная часть эскадрильи вышли из Мас-а-Фуэра, Чили, и направились на восток, прибыв в Вальпараисо 30 октября. 1 ноября Шпее узнал от Prinz Eitel Friedrich, что британский легкий крейсер HMS Glasgow накануне стоял на якоре в Coronel, поэтому он повернул к порту, чтобы попытаться поймать ее в одиночку..
У британцев не было достаточно ресурсов, чтобы противостоять немецкой эскадре у берегов Южной Америки. Контр-адмирал Кристофер Крадок командовал броненосными крейсерами HMS Good Hope и Monmouth, Глазго, а также переоборудованным вооруженным торговым крейсером Otranto. Флотилию пополнили старый дредноутный линкор Canopus и броненосный крейсер Defense. Последний, однако, прибыл только после битвы при Коронеле. Канопус остался позади Крэдока, который, вероятно, чувствовал, что ее низкая скорость помешает ему вывести немецкие корабли в бой.
Восточноазиатская эскадра прибыла у Коронеля во второй половине дня 1 ноября; к удивлению Спи, помимо Глазго он встретил Гуд Хоуп, Монмут и Отранто. Канопус все еще отставал от британских угольщиков примерно на 300 миль (560 км). В 16:17 Глазго заметил немецкие корабли. Крэдок построил боевую линию, во главе которой стояла «Добрая надежда», за ней следовали Монмаут, Глазго и Отранто. Спи решил не вступать в бой до тех пор, пока солнце не сядет еще больше, после чего британские корабли будут видны на солнце, а его собственные корабли будут скрыты от берега позади них. Крэдок осознал бесполезность Отранто в боевом порядке и отделил ее.
К 18:07 расстояние между двумя эскадрильями сократилось до 13 500 м (44 300 футов), и Спи приказал своим кораблям открыть огонь через тридцать. минут спустя; каждый корабль вступил в бой со своим противником в британской линии. «Шарнхорст» вступил в бой с «Доброй Надеждой» и поразил ее третьим залпом, нанеся удар между ее передней орудийной башней и ее боевой рубкой и начался крупный пожар. Как только немецкие артиллеристы нашли дальность, они начали быстро стрелять, производя один залп из фугасных снарядов каждые пятнадцать секунд. Оберлейтенант цур Зее (лейтенант в море) Кноп, разведчик на борту «Шарнхорста» сообщалось, что «наблюдались постоянные попадания... на миделе Good Hope неоднократно подвергалась ударам, в результате чего возник сильный пожар... внутренняя часть этой части корабля была в огне, которую можно было видеть через иллюминаторы,
Тем временем Глазго начал стрелять и по Шарнхорсту, и по Гнейзенау, поскольку он больше не мог вести огонь по немецким лёгким крейсерам. Один из ее 4-дюймовых (102-мм) снарядов попал в «Шарнхорст» в бак, но не взорвался. К 18:50 «Монмут» был серьезно поврежден Гнейзенау и вышел из строя; Поэтому Гнейзенау присоединился к Шарнхорсту в битве за Добрую Надежду. В то же время «Нюрнберг» в упор закрыл Монмут и заливал в нее снаряды. В 19:23 пушки Доброй Надежды замолчали после двух сильных взрывов; Вскоре после этого немецкие артиллеристы прекратили огонь. Добрая надежда исчезла во тьме. Спи приказал своим легким крейсерам сблизиться с потрепанными противниками и прикончить их торпедами, а затем увел Шарнхорст и Гнейзенау дальше на юг, чтобы уйти с дороги.
Глазго был вынужден покинуть Монмут после 19:20, когда Немецкие легкие крейсеры приблизились, прежде чем бежать на юг и встретиться с Канопусом. Шквал помешал немцам обнаружить Монмут, но в конце концов он перевернулся и затонул в 20:18. Более 1600 человек погибли при потоплении двух броненосных крейсеров, в том числе Cradock. Потери немцев были незначительны. Однако немецкие корабли израсходовали более 40 процентов боеприпасов. В ходе боя «Шарнхорст» получил два ранения, но оба снаряда не взорвались. Второй удар прошел через ее третью воронку и не взорвался; она была поражена осколками снаряда, повредившими ее беспроводную антенную решетку. Она не пострадала, и единственными немецкими ранеными были двое легко раненых на борту «Гнейзенау».
После битвы Спи повел свои корабли на север, в Вальпараисо. Поскольку Чили была нейтральной, только три корабля могли заходить в порт одновременно; Утром 3 ноября Шпее захватил Шарнхорст, Гнайзенау и Нюрнберг первым, оставив Дрезден и Лейпциг с угольниками в Мас-а-Фуэра. Там корабли Спи могли добывать уголь, пока он совещался с Адмиралтейским штабом в Германии, чтобы определить численность оставшихся британских сил в регионе. В соответствии с ограничениями нейтралитета корабли оставались в порту всего 24 часа и 6 ноября прибыли в Мас-а-Фуэра, где приняли еще уголь с захваченных британских и французских пароходов. 10 ноября Дрезден и Лейпциг были отделены для остановки в Вальпараисо, а пять дней спустя Шпее повел остальную часть эскадры на юг, в залив Пенас. 18 ноября Дрезден и Лейпциг встретили Шпее в пути, и три дня спустя эскадра достигла залива Сент-Квентин. Там они взяли еще угля, так как путешествие вокруг мыса Горн будет долгим, и было неясно, когда у них появится еще одна возможность добыть уголь.
Как только стало известно о поражении. В Лондоне Королевский флот приступил к организации сил, чтобы выследить и уничтожить восточноазиатскую эскадрилью. С этой целью мощные боевые крейсеры Инвинсибл и Несгибаемый были отделены от Гранд Флота и переданы под командование вице-адмирала Доветон Стерди. Два корабля покинули Девонпорт 10 ноября, и по пути к Фолклендским островам к ним присоединились броненосные крейсеры Carnarvon, Kent и Корнуолл, легкие крейсера Бристоль и Глазго, а также вооруженный торговый крейсер. Силы из восьми кораблей достигли Фолклендских островов к 7 декабря, где они немедленно сгустились.
Тем временем корабли Спи вышли из залива Сент-Квентин 26 ноября и обогнули мыс Горн 2 декабря. Они захватили канадский барк Драммюир, на котором находился груз в 2500 т (2500 длинных тонн) высококачественного Кардиффского угля. Лейпциг взял судно на буксир, и на следующий день корабли остановились у острова Пиктон. Экипажи переправили уголь из Драммюра на угольщиков эскадрильи. Утром 6 декабря Спи провел совещание с командирами кораблей на борту «Шарнхорста», чтобы определить их следующий курс действий. Немцы получали многочисленные отрывочные и противоречивые сообщения о британских подкреплениях в этом районе; Спи и два других капитана выступали за нападение на Фолклендские острова, в то время как три других командира утверждали, что было бы лучше обойти острова и атаковать британские корабли у Аргентины. Мнение Спее подтвердилось, и в 12:00 эскадрилья отбыла на Фолклендские острова.
Гнейзенау и Нюрнберг были направлены в атаку ; На следующее утро (8 декабря) они подошли к Фолклендам, намереваясь уничтожить там беспроводной передатчик. Наблюдатели на борту «Гнейзенау» заметили дым, поднимающийся из Порт-Стэнли, но предположили, что это британцы сжигают свои угольные запасы, чтобы не дать немцам захватить их. Когда они приблизились к гавани, 30,5-сантиметровые (12 дюймов) снаряды из Канопуса, который был выброшен на берег в качестве сторожевого корабля, начали падать вокруг немецких кораблей, что побудило Шпее прекратить атаку. Немцы взяли курс на юго-восток со скоростью 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) после того, как к 10:45 перестроились. «Шарнхорст» был центральным кораблем, впереди шли «Гнейзенау» и «Нюрнберг», а на корме - «Дрезден» и «Лейпциг». Быстрые линейные крейсеры быстро набрали обороты и вышли из гавани, чтобы преследовать более медленную восточноазиатскую эскадру.
К 13:20 британские корабли догнали «Шарнхорст» и другие крейсеры и начали стрелять с дальнего расстояния. 14 км (8,7 миль). Спи понял, что его броненосные крейсеры не смогут уйти от гораздо более быстрых линейных крейсеров, и приказал трем легким крейсерам попытаться оторваться, а он развернулся и позволил британским линейным крейсерам вступить в бой с «Шарнхорстом» и «Гнейзенау». Тем временем Штурди отрядил свои крейсера, чтобы преследовать немецкие легкие крейсеры. «Инвинсибл» открыл огонь по «Шарнхорсту», «Негибкий» атаковал Гнейзенау, а Шпее приказал двум своим броненосным крейсерам атаковать противников. Спи занял позицию ли ; ветер удерживал его корабли в дыму, что улучшало видимость для его артиллеристов. Это вынудило Стерди занять наветренное положение и, соответственно, ухудшить видимость. Шарнхорст оседлала «Инвинсибл» своим третьим залпом и быстро поразила британский линейный крейсер двумя попаданиями. Немецкий флагман не пострадал во время этой фазы битвы.
Шарнхорст переворачивается и тонет, в то время как Гнейзенау продолжает сражатьсяСтерди попытался увеличить расстояние, повернув на две точки к северу, чтобы не дать Шпее приблизиться к границе Диапазон его многочисленных вторичных орудий. Спи противодействовал этому маневру, быстро повернув на юг, что вынудило Стерди также повернуть на юг, чтобы оставаться в пределах досягаемости. Это позволило Шарнхорсту и Гнейзенау повернуть назад на север и подобраться достаточно близко, чтобы вступить в бой с их дополнительными 15-сантиметровыми орудиями. Их стрельба была настолько точной, что британцам пришлось оторваться во второй раз. После возобновления боя британская стрельба стала более точной; В «Шарнхорст» несколько раз попали ранения, и начались пожары. Темп ее стрельбы стал замедляться, хотя она продолжала попадать в «Инвинсибл». Затем Стерди повернулся налево, пытаясь занять подветренную позицию, но Спи парировал поворот, чтобы сохранить выгодную позицию; однако маневрирование изменило порядок кораблей, и теперь «Шарнхорст» вступил в бой с «Несгибаемым».
На этом этапе битвы у «Шарнхорста» был небольшой крен влево и он был примерно на метр ниже в воде. Ее третью воронку выстрелили. Гнайзенау был ненадолго скрыт дымом, в результате чего оба линейных крейсера нацелились на Шарнхорст. К 16:00 Шпее приказал Гнейзенау попытаться убежать, а он изменил курс и попытался запустить торпеды по своим преследователям. К этому моменту список портов значительно увеличился, и судно находилось далеко внизу у носа, имея только 2 метра (6 футов 7 дюймов) надводного борта. В 16:17 корабль окончательно перевернулся и затонул; Британцы, теперь их внимание было сосредоточено на Гнейзенау, не пытались спасти команду. Все 860 офицеров и солдат на борту, включая Спи, погибли вместе с кораблем. Также были затоплены Гнейзенау, Лейпциг и Нюрнберг. Только Дрездену удалось спастись, но в конце концов ее выследили до островов Хуана Фернандеса и затонули. В результате полного уничтожения эскадры погибло около 2200 немецких моряков и офицеров, в том числе двое сыновей Шпее.
В середине 1915 г. прибрежный пароход обнаружил тело немецкого моряка у берегов Бразилии. У моряка была прикреплена водонепроницаемая гильза от 21-сантиметрового снаряда; внутри был один из Reichskriegsflaggen (Имперские военные флаги), вывешенный на борту «Шарнхорста». Моряк был похоронен в Бразилии, а флаг в конечном итоге был возвращен в Германию, где он был выставлен в (Морской науке) в Берлине, хотя был утерян во время Второй мировой войны. В середине 1930-х годов новый немецкий флот, Kriegsmarine, построил линкор, названный в честь Шарнхорста. На спуске на воду нового Scharnhorst в октябре 1936 года присутствовала вдова капитана предыдущего корабля.
Экспедиция под руководством морского археолога Mensun Bound поиск кораблей эскадры Спи начался в 2014 году, но не увенчался успехом. Баунд вернулся для еще одной попытки в 2019 году с исследовательским судном Seabed Constructor, и 5 декабря он объявил, что обнаружил место крушения Scharnhorst. Судно стоит вертикально на глубине около 1610 м (5280 футов), примерно в 98 морских милях (181 км; 113 миль) к юго-востоку от Фолклендских островов. Большая часть надстройки разрушена или лежит вокруг обломков, но большая часть корпуса все еще цела.
Викискладе есть материалы, связанные с Scharnhorst (корабль, 1906). |
Координаты : 52 ° 53′49 ″ ю.ш. 56 ° 0′59 ″ з.д. / 52,89694 ° ю.ш. 56,01639 ° Вт / -52,89694; -56.01639 (Приблизительное местонахождение крушения СМС «Шарнхорст»)