HMS Queen Mary

редактировать
Последний линейный крейсер, построенный Королевским флотом перед Первой мировой войной

Черно-белая фотография серого военного корабля, высокая передняя мачта над его боевой рубкой и дым, поднимающийся из двух его труб Queen Mary в море с торпедной сетью стрелы, сложенные на бок
Обзор класса
Операторы:Королевский флот
Предыдущий:класс Lion
Преемник:HMS Tiger
Построен:1911–1913
В эксплуатации:1913–1916
Выполнено:1
Утрачено:1
История
Прапорщик Королевского флота Соединенное Королевство
Имя:Королева Мария
Тезка:Мария Текская
Заказано:Военно-морская программа 1910–1911 гг.
Строитель:Palmers Shipbuilding and Iron Company, Джарроу
Заложен:6 марта 1911 г.
Спущен на воду:20 марта 1912 г.
Выполнен:август 1913 г.
Введен в эксплуатацию:4 сентября 1913 г.
Судьба:Потоплен во время Ютландской битвы, 31 мая 1916 г.
Общие характеристики
Тип:Линейный крейсер
Водоизмещение:
Длина:700 футов 1 дюйм (213,4 м)
Ширина:89 футов 1 дюйм (27,2 м)
Напряжение :32 фута 4 дюйма (9,9 м) при глубокой нагрузке
Установленная мощность:
Двигательная установка :4 вала, 2 прямого привода паровые турбины
Скорость:28 узлов (51,9 км / ч; 32,2 миль / ч)
Диапазон:5,610 морских миль (10390 км; 6460 миль) при скорости 10 узлов (18,5 км / ч; 11,5 миль / ч)
Дополнение:
  • 997 (мирное время)
  • 1275 (военное время)
Вооружение:
Броня:

HMS Queen Mary был последним линейным крейсером, построенным Королевский флот до Первой мировой войны. Единственная представительница своего класса, Королева Мария имела много общих черт с линейными крейсерами класса, включая восемь 13,5-дюймовых (343-мм) орудий. Он был завершен в 1913 году и участвовал в битве у Гельголандской бухты в составе Великого флота в 1914 году. Как и большинство современных британских линейных крейсеров, корабль никогда не покидал Северное море во время войны. В составе 1-й эскадрильи линейных крейсеров «Королева Мария» попыталась перехватить немецкие войска, бомбившие побережье Северного моря Англии в декабре 1914 года, но безуспешно. Корабль был переоборудован в начале 1915 года и пропустил битву при Доггер-банке в январе, но участвовал в крупнейшей боевой операции флота войны, битве при Ютландии в середине 1916 года. Она была дважды сбита немецким линейным крейсером Derfflinger в начале битвы, и ее магазины взорвались вскоре после этого, потопив корабль.

Ее обломки были обнаружены в 1991 году и расколоты, некоторые из которых перевернуты, на дне Северного моря. Королева Мэри обозначена как охраняемое место в соответствии с Законом о защите военных останков 1986, так как это могила 1266 офицеров и рядовых.

Содержание

  • 1 Конструкция
    • 1.1 Общие характеристики
    • 1.2 Движущая сила
    • 1.3 Вооружение
    • 1.4 Управление огнем
    • 1.5 Броня
  • 2 Строительство и карьера
    • 2.1 Первая мировая война
      • 2.1.1 Битва за Гельголандскую бухту
      • 2.1. 2 Рейд на Скарборо
      • 2.1.3 Ютландская битва
  • 3 Последствия
  • 4 Примечания
  • 5 Сноски
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Дизайн

Чертеж трехрядного линейного крейсера Левый фасад и палуба план линейных крейсеров типа Lion, которым Queen Mary была почти идентична внешне

, была заказана Queen Mary вместе с четырьмя линкорами класса King George V, под 1910–11 Военно-морская программа. Как было принято в то время, на одну военно-морскую программу заказывали только один линейный крейсер. Она отличалась от своих предшественников из класса «Лев» распределением своего вторичного вооружения и брони, а также расположением офицерских казарм. Каждый крупный корабль с момента проектирования линкора Дредноут в 1905 году размещал офицерские каюты ближе к их боевым позициям на миделе; после жалоб флота "Королева Мэри" стала первым линейным крейсером, вернувшим каюты на их традиционное место на корме. Кроме того, она была первым линейным крейсером, поднявшимся на кормовой мостик.

Queen Mary, единственный корабль с ее именем, когда-либо служивший в Королевском флоте, был назван в честь Марии из Тек, жены Короля Георга V. Представитель королевы на крещении 20 марта 1912 года была женой виконта Аллендейла.

Общие характеристики

Немного больше, чем предыдущие корабли класса Lion, Queen Mary имела общая длина 700 футов 0,6 дюйма (213,4 м), ширина луча 89 футов 0,5 дюйма (27,1 м) и осадка 32 фута 4 дюйма (9,9 м) при глубокая нагрузка. Судно обычно водоизмещало 26 770 длинных тонн (27 200 тонн) и 31 650 длинных тонн (32 160 тонн) при глубокой загрузке, что на 1000 длинных тонн (1016 тонн) больше, чем у предыдущих судов. У нее была метацентрическая высота 5,92 футов (1,8 м) при глубокой нагрузке. В мирное время экипаж насчитывал 997 офицеров и рядовых, но в военное время их число увеличилось до 1275.

Propulsion

Корабль имел два спаренных набора Parsons direct -привод паровых турбин, размещенных в отдельных машинных отделениях. Каждый комплект состоял из турбины высокого давления, приводящей в движение внешний гребной вал, и турбины низкого давления, приводящей в движение внутренний вал. Крейсерская ступень была встроена в корпус каждой турбины высокого давления для экономичного пропаривания на низких скоростях. Турбины имели проектную мощность 75000 лошадиных сил на валу (56000 кВт), что на 5000 л.с. (3700 кВт) больше, чем у ее предшественников. На ходовых испытаниях в мае и июне 1913 года «Королева Мэри» достигла более 83 000 л.с. (62 000 кВт), хотя она едва превысила расчетную скорость 28 узлов (52 км / ч; 32 миль / ч). Паровая установка состояла из 42 котлов тысячелистника, размещенных в семи котельных. Максимальный объем бункеровки составлял 3 600 длинных тонн (3 660 т) угля и 1170 длинных тонн (1190 т) мазута, которые должны были распыляться на уголь для увеличения скорости его горения. Ее дальность полета составляла 5610 морских миль (10390 км; 6460 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч).

Вооружение

HMS Queen Mary покидало Ривер Тайн, 1913 год

Queen Mary установила восемь 13,5-дюймовых пушек Mk V BL в четырех спаренных гидравлических башнях, обозначенных буквами A, B ',' Q 'и' X 'от носа до кормы. Орудия можно было наклонить до -3 ° и поднять до 20 °, хотя директор, управляющий турелями, был ограничен до 15 ° 21 ', пока призмы не были установлены перед Ютландской битвой в мае 1916 года, чтобы обеспечить полный угол возвышения.. Они выпустили 1250-фунтовые (567 кг) снаряды с начальной скоростью 2550 фут / с (780 м / с); при угле возвышения 20 ° это обеспечивало максимальную дальность 23 820 ярдов (21 781 м) с бронебойными (AP) снарядами. Скорострельность этих орудий составляла 1,5–2 выстрела в минуту. В военное время Queen Mary несла в общей сложности 880 снарядов по 110 снарядов на орудие.

Ее вторичное вооружение состояло из шестнадцати 4-дюймовых орудий BL Mk VII, большинство из которых было установлено в казематы на палубе полубак, в отличие от расположения в классе Lion. Угол наклона орудия составлял −7 °, максимальный угол возвышения - 15 °. Они выпустили 31 фунт (14 кг) снаряды с начальной скоростью 2 821 фут / с (860 м / с) на максимальной дальности 11 400 ярдов (10 400 м); корабль имел 150 выстрелов на орудие.

Корабль был построен без каких-либо зенитных орудий, но в октябре 1914 года было установлено два орудия. Одно из них было 6-фунтовой пушкой QF Пистолет Hotchkiss, а другой - QF 3-дюймовый 20 cwt, оба на многоугольной установке. Hotchkiss выпустил 6-фунтовый (2,7 кг) снаряд с начальной скоростью 1773 фута / с (540 м / с). Трехдюймовая пушка выпустила снаряд весом 12,5 фунтов (5,7 кг) с начальной скоростью 2604 фут / с (794 м / с) с максимальным эффективным потолком 23 000 футов (7010 м).

Два Были установлены 21-дюймовые (530 мм) подводные торпедные аппараты , по одному на каждом бортовом борту. Было несено четырнадцать торпед Mk II ***, каждая из которых имела боеголовку массой 400 фунтов (181 кг) из тротила. Их диапазон составлял 4500 ярдов (4115 м) на скорости 45 узлов (83 км / ч; 52 миль / ч) или 10 000 ярдов (9144 м) на скорости 29 узлов (54 км / ч; 33 миль / ч).

Управление огнем

В феврале 1913 года Адмиралтейство закупило у Артура Поллена пять комплектов противопожарного оборудования для сравнительных испытаний с оборудованием, разработанным командиром Фредерик Дрейер. Один комплект был установлен на Queen Mary и состоял из 9-футового (2,7 м) дальномера Argo , расположенного на вершине боевой рубки, который передавал данные о дальности в (механический компьютер управления огнем ), расположенный на передающей станции под боевой рубкой . Часы преобразовывали информацию в данные о дальности и отклонении для использования оружием. Данные о цели также были графически записаны на графическом столе, чтобы помочь офицеру-артиллеристу предсказать движение цели. Кормовая башня управления торпедой была резервным постом управления артиллерийским вооружением. Все четыре турели были оснащены 9-футовыми дальномерами, а турели «B» и «X» были дополнительно оснащены для использования в качестве вспомогательных постов управления.

Технология управления огнем быстро развивалась в течение лет, непосредственно предшествующих Первой мировой войне. и разработка системы увольнения директора была большим достижением. Он состоял из начальника управления огнем, установленного высоко на корабле, который электрически обеспечивал возвышение и тренировочные углы турелям с помощью указателей, за которыми члены экипажа башни должны были только следовать. Орудия стреляли одновременно, что помогало обнаруживать брызги снаряда и сводило к минимуму влияние крена на разброс снарядов. Королева Мария получила своего директора перед Ютландской битвой.

Доспехи

Броня защиты королевы Марии была похожа на защиту Львов; ее ватерлиний пояс из цементированной брони Круппа также имел толщину 9 дюймов (229 мм) между турелями «B» и «X». Он уменьшился до 4 дюймов (102 мм) дюймов к концам кораблей, но не достиг ни носа, ни кормы. Вдобавок корабль получил верхний броневой пояс с максимальной толщиной шесть дюймов на той же длине, что и самая толстая часть ватерлинии брони, утончающийся до 5 дюймов (127 мм) по краям башен. Четырехдюймовые поперечные переборки закрывали торцы бронированной цитадели. Для защитных настилов использовалась обшивка из высокопрочной стали, более дешевой, чем никель, но столь же эффективной. Нижняя бронепалуба обычно имела толщину всего 1 дюйм (25 мм), за исключением внешней части цитадели, где она составляла 2,5 дюйма (64 мм). Верхняя бронепалуба располагалась наверху верхнего броневого пояса и также имела толщину всего один дюйм. Размер полубаковой палубы составлял от 1 до 1,5 дюймов (от 25,4 до 38,1 мм).

Орудийные башни имели девять дюймов спереди и по бокам, а их крыши имели толщину от 2,5 до 3,25 дюйма (от 64 до 83 мм). Барбеты были защищены девятью дюймами брони над палубой, но она утончалась до 8 дюймов (203 мм) над верхней бронепалубой и на 3 дюйма (76 мм) под ней. Передние 4-дюймовые орудия были защищены трехдюймовыми бортами и двухдюймовой палубой из высокопрочной стали над головой. Борта боевой рубки имели толщину 10 дюймов (254 мм) с трехдюймовыми крышами и коммуникационными трубами. Ее кормовая башня управления торпедой была защищена шестидюймовыми стенами и трехдюймовой стальной крышей. Переборки торпед из высокопрочной стали толщиной 2,5 дюйма (64 мм) были установлены рядом с магазинами и отсеками для снарядов. Ее воронка всасывания была защищена высокопрочной стальной осколочной броней толщиной 1,5 дюйма (38 мм) по бокам и толщиной в один дюйм на концах между верхней палубой и палубой полубака.

Конструкция и карьера

A black and white photograph showing a ship's hull with no superstructure sliding down a slipway into a waterway Спуск на воду «Королевы Марии» на судостроительном заводе Палмера

«Королева Мэри» была заложена на судостроительной компании Палмерс и айрон компани, Джарроу 6 марта 1911 года. Март 1912 г. и был завершен в августе 1913 г. общей стоимостью 2 078 491 фунт стерлингов (включая оружие). Корабль перешел под командование капитана Реджинальда Холла 1 июля и был последним линейным крейсером, введенным в строй перед началом Первой мировой войны, вступившим в строй 4 сентября 1913 года. 1-я эскадрилья линейных крейсеров (BCS) под командованием контр-адмирала Дэвида Битти, королева Мэри и остальная часть 1-го BCS посетили порт Брест в феврале 1914 г. и эскадрилья посетили Россию в июне.

Первая мировая война

Битва у Гельголандской бухты

Первые действия Королевы Марии были в составе линейного крейсера. силы под командованием Битти во время битвы у Гельголандской бухты 28 августа 1914 года. Корабли Битти изначально предназначались для удаленной поддержки британских крейсеров и эсминцев ближе к побережью Германии на случай, если крупные корабли Флот открытого моря высадился в ответ на британские атаки. Они повернули на юг на полной скорости в 11:35, когда британские легкие силы не смогли выйти из боя по расписанию, и прилив означал, что немецкие крупные корабли смогут преодолеть барьер в устье Нефритового лимана. Новенький лёгкий крейсер Arethusa был поврежден ранее в бою и подвергся обстрелу немецких лёгких крейсеров SMS Strassburg и SMS Cöln когда линейные крейсеры Битти показались из тумана в 12:37. Страсбург смог нырнуть в туман и уклониться от огня, но Кельн оставался видимым и был быстро парализован огнем эскадрильи. Битти, однако, отвлекло от задачи прикончить ее внезапное появление пожилого легкого крейсера СМС Ариадна прямо перед ним. Он развернулся в погоне и превратил ее в пылающую громадину всего за три залпа на расстоянии 6000 ярдов (5 486 м). В 13:10 Битти повернул на север и дал общий сигнал удалиться. Основные силы Битти столкнулись с искалеченным Кельном вскоре после поворота на север, и он был потоплен двумя залпами из Льва.

Рейда на Скарборо

Императорский флот Германии принял решение об атаке. стратегия бомбардировки британских городов на побережье Северного моря в попытке вывести Королевский флот и уничтожить его элементы в деталях. Предыдущий рейд на Ярмут 3 ноября был частично успешным, но позже адмирал Франц фон Хиппер разработал более крупномасштабную операцию. Быстрые линейные крейсеры должны были вести бомбардировку, в то время как весь флот открытого моря должен был расположиться к востоку от Доггер-Бэнк, чтобы обеспечить прикрытие для их возвращения и уничтожить любые элементы Королевского флота, которые ответят на рейд. Но что немцы не знали, так это то, что британцы читали немецкие военно-морские кодексы и планировали поймать нападавшие на обратном пути, хотя они не знали, что флот открытого моря также будет в море. Вместе с шестью дредноутами 2-й боевой эскадрильи 1-я БКС Битти - теперь уменьшенная до четырех кораблей, включая Lion - была отделена от Гранд Флота в попытке перехватить немцев вблизи Доггер Банк. К этому времени Королевой Мэри командовал капитан С.И. Проуз.

Хиппер 15 декабря 1914 года отправился в плавание для еще одного такого рейда и успешно бомбардировал несколько английских городов, но британские эсминцы, сопровождавшие 1-й БКС, уже столкнулись с немецкими эсминцами. Флот открытого моря в 05:15 и провел с ними безрезультатный бой. Вице-адмирал сэр Джордж Уоррендер - командующий 2-й боевой эскадрильей - получил сигнал в 05:40 о том, что эсминец Lynx атакует эсминцы противника, хотя Битти имел не. Эсминец Shark заметил броненосный крейсер SMS Roon и его эскорт примерно в 07:00, но она не могла передать сообщение до 07:25. Уоррендер получил сигнал - как и линейный крейсер Новая Зеландия - но Битти не получил, несмотря на то, что Новой Зеландии было специально поручено передавать сообщения между эсминцами и Битти. Уоррендер попытался передать сообщение Шарк Битти в 07:36, но ему не удалось установить контакт до 07:55. Битти изменил курс, когда получил сообщение и отправил Новую Зеландию на поиски Роона. Она находилась на ремонте в Новой Зеландии, когда Битти получил сообщение о том, что Скарборо подвергается обстрелу в 09:00. Битти приказал Новой Зеландии присоединиться к эскадре и повернул на запад, в сторону Скарборо.

Карта с указанием местоположения и расстояний Относительные позиции британских и немецких войск примерно в 12:00 часов

Британские войска раскололись вокруг мелководного юго-западного участка Доггер-Бэнк; Корабли Битти прошли на север, а Уоррендер прошел на юг, когда они направились на запад, чтобы заблокировать основной путь через минные поля, защищающие английское побережье. Это оставило промежуток в 15 морских миль (28 км) между ними, через который легкие немецкие силы начали движение. В 12:25 легкие крейсеры 2-й разведывательной группы начали обгон британских войск в поисках Хиппера. Легкий крейсер Саутгемптон заметил легкий крейсер SMS Stralsund и просигналил Битти. В 12:30 Битти повернул свои линейные крейсеры к немецким кораблям. Битти полагал, что немецкие крейсера были передовым экраном для кораблей Хиппера; однако они отставали примерно на 50 км. 2-я эскадра легких крейсеров, которая проверяла корабли Битти, отделилась, чтобы преследовать немецкие крейсеры, но неверно истолкованный сигнал британских линейных крейсеров отправил их обратно на позиции проверки. Эта путаница позволила немецким лёгким крейсерам уйти и предупредила Хиппера о местонахождении британских линейных крейсеров. Немецкие линейные крейсеры повернули к северо-востоку от британских войск и сумели уйти.

Queen Mary переоборудовали в январе и феврале 1915 г. и не участвовали в битве при Доггер-Банке ; она получила свою главную батарею в декабре 1915 года.

Ютландская битва

Королева Мария в ее конфигурации в Ютландии

31 мая 1916 года Королева Мария вышла в море с остальной частью линейного крейсерского флота, чтобы перехватить вылет Флота открытого моря в Северное море. Британцы смогли расшифровать немецкие радиосообщения и покинули свои базы до того, как немцы вышли в море. Линейные крейсеры Hipper заметили флот линейных крейсеров на западе в 15:20, но корабли Битти не заметили немцев на востоке до 15:30. Две минуты спустя он приказал изменить курс на восток-юго-восток, чтобы занять позицию на линии отступления немцев, и вызвал экипажи своих кораблей на боевые посты. Хиппер приказал своим кораблям повернуть вправо, в сторону от англичан, почти на 180 градусов, чтобы принять курс на юго-восток, и снизил скорость до 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час), чтобы позволить трем легким крейсерам 2-го разведывательного полка. Группа, чтобы наверстать упущенное. В этом повороте Хиппер отступал к флоту открытого моря, затем примерно в 60 милях (97 км) позади него. Примерно в это же время Битти изменил курс на восток, так как быстро стало очевидно, что он все еще слишком далеко на севере, чтобы отрезать путь Хиппера.

Это начало того, что должно было называться «Бегом на юг», как Битти изменил курс на восток-юго-восток в 15:45, параллельно курсу Хиппера, теперь, когда диапазон сократился до менее 18 000 ярдов (16 000 м). В 15:48 первыми открыли огонь немцы, затем англичане. Британские корабли все еще находились в процессе поворота, поскольку только два ведущих корабля - Lion и Princess Royal - сохранили свой курс, когда немцы открыли огонь. Немецкий огонь с самого начала был точен, но англичане переоценили дальность, поскольку немецкие корабли растворились в дымке. Королева Мария открыла огонь около 15:50 по СМС Зейдлитц, используя только свои передние башни. К 15:54 дальность была уменьшена до 12 900 ярдов (11 800 м), и Битти приказал изменить курс на два точек на правый борт, чтобы увеличить дальность в 15:57. За это время «Королева Мария» нанесла два попадания по Зейдлицу, в 15:55 и 15:57, одно из которых вызвало пожар метательного взрывчатого вещества, в результате которого сгорела ее кормовая сверхмощная башня.

Черно-белая фотография, показывающая большое облако дыма у поверхности моря, из которого исходит возвышающееся грибовидное облако под углом к ​​правой стороне фотографии Королева Мэри взрывается во время Ютландской битвы

Дальность была слишком большой для точной стрельбы, поэтому Битти изменил курс на четыре пункта влево, чтобы снова сократить дистанцию ​​между 16:12 и 16:15. Этот маневр подверг Лайон огню немецких линейных крейсеров, и он получил несколько попаданий. Из-за дыма и дыма от этих попаданий SMS Derfflinger потерял из виду Lion, который отклонился от линии на правый борт, и переключил свой огонь на Queen Mary, которая теперь видна офицеру-артиллеристу Derfflinger как второму кораблю. в британской линии и, следовательно, предполагается, что это Princess Royal, в 16:16. Королева Мария снова попала в Зейдлиц в 16:17 и выбила одно орудие из своего вторичного вооружения. В свою очередь, «Королева Мэри» была дважды поражена Зейдлицем до 16:21 с неизвестными эффектами, но немецкий линейный крейсер в это время попал в лобовую часть башни «Q» и выбил правое орудие в башне. К 16:25 дальность была уменьшена до 14 400 ярдов (13 200 м), и Битти повернул на два пункта вправо, чтобы снова открыть дальность. Этот ход был сделан слишком поздно для королевы Марии, поскольку огонь Дерффлингера начал действовать, поразив ее дважды до 16:26. Один снаряд попал вперед и взорвал один или оба носовых магазина , что разбило корабль на две части возле фок-мачты . Находясь внутри башни Q, Гардемарин выжил и сообщил, что впереди произошел сильный взрыв, который раскачал башню, сломав пополам левую пушку, казенная часть орудия упала в рабочую камеру, а правое орудие приближалось. от его цапф. Кордит в рабочей камере загорелся и выделил ядовитые пары, которые задушили часть экипажа башни. Сомнительно, что это могло произойти при взрыве вперед, поэтому в башню Q мог попасть второй снаряд. Дальнейший взрыв, возможно, от разорвавшихся снарядов, потряс кормовую часть корабля, когда он начал опрокидываться и тонуть. Линейный крейсер Tiger, находившийся позади него, был осыпан обломками от взрыва и был вынужден управлять в порт, чтобы избежать ее останков. 1266 членов экипажа погибли; восемнадцать выживших были подобраны эсминцами Laurel, Petard и Tipperary, а двое - немцами.

Aftermath

Queen Mary, вместе с другими затонувшими кораблями Ютландии, была объявлена ​​охраняемым местом в соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение места упокоения 1266 солдат и офицеров. Исследования этого места, проведенные морским археологом Иннес Маккартни в 2001–2003 годах, показали, что затонувший корабль разделен на три части, причем две передние части сильно повреждены и разломаны. Ее кормовая часть перевернута и относительно укомплектована, за исключением гребных винтов, которые были спасены. Изучение повреждений корабля показало, что первоначальный взрыв произошел не в магазине передних главных турелей «А» или «В», а в магазине передней 4-дюймовой батареи. Взрыва такого количества кордита в главном магазине было бы достаточно, чтобы также зажечь магазин Q, уничтожив гораздо больше корабля. Взрыва в меньшем магазине было бы достаточно, чтобы разбить корабль на две части, после чего взрыв перекинулся на носовой магазин и разорвал переднюю часть.

Примечания

  • icon Портал линкоров

Сноски

Библиография

  • Брукс, Джон (2005). Артиллерийские дредноуты и Ютландская битва: вопрос управления огнем. Cass Series: Военно-морская политика и история. 32 . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-40788-5.
  • Браун, Дэвид К. (2003). Великий флот: проектирование и разработка военного корабля 1906–1922 (перепечатка издания 1999 г.). Лондон: Издания Caxton. ISBN 1-84067-531-4.
  • Берр, Лоуренс (2006). Британские линейные крейсеры 1914–1918 гг. Новый авангард. 126 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN 1-84603-008-0.
  • Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8.
  • Кэмпбелл, Н. Дж. М. (1978). Боевые крейсеры. Военный корабль Special. 1 . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-130-0.
  • Кэмпбелл, Н. Дж. М. (1986). Ютландия: анализ боевых действий. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-324-5.
  • Колледж, Дж. Дж. ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Ред. Ред.). Лондон: Chatham Publishing. ISBN 978-1-86176-281-8.
  • Корбетт, Джулиан (1997). Морские операции. История Великой войны: по официальным документам. III (перепечатка второй ред. 1940 г.). Лондон и Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей совместно с Battery Press. ISBN 1-870423-50-X.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
  • Великобритания (1924 г.). Рассказ о Ютландской битве. Лондон: H.M. Канцелярский офис. OCLC 558451990.
  • Мэсси, Роберт (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне. Нью-Йорк: Random House. ISBN 0-224-04092-8.
  • Паркс, Оскар (1990). Британские линкоры (перепечатка изд. 1957 г.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4.
  • Робертс, Джон (1997). Линейные крейсеры. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Стертон, Ян, изд. (1987). Все мировые линкоры Конвея: с 1906 года по настоящее время. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-448-2. OCLC 246548578.
  • Таррант, В. Э. (1999). Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. (перепечатка изд. 1995 г.). Лондон: Brockhampton Press. ISBN 1-86019-917-8.
  • Уильямс, М. У. (1996). «Потеря королевы Марии в Ютландии». Военный корабль 1996. Лондон: Conway Maritime Press. С. 111–32. ISBN 0-85177-685-X.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с HMS Queen Mary (корабль, 1912 г.).

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:19:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте