SMS Thüringen

редактировать
Немецкий линкор класса Helgoland

SMS Thuringen.png SMS Thüringen, вероятно, до войны
История
Германская империя
Имя:Тюринген
Строитель:AG Weser, Бремен
Заложен:2 ноября 1908 г.
Запущен:27 ноября 1909 года
Введен в эксплуатацию:1 июля 1911 года
Не используется:5 ноября 1919 года
Судьба:Распалась на лом, 1923–33
Общие характеристики
Класс и тип:типа Гельголанд линкор
Водоизмещение:
Длина:167,20 м (548 футов 7 дюймов)
Ширина:28,50 м (93 фута 6 дюймов)
Осадка:8,94 м (29 футов 4 дюйма)
Установленная мощность:
Силовая установка:
  • 3-хвальные
  • 4-цилиндровые вертикальные паровые двигатели тройного расширения
Скорость:20,8 узлов (38,5 км / ч; 23,9 миль / ч)
Диапазон:5,500 морских миль (10 190 км; 6330 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение:
  • 42 офицера
  • 1027 зачислены
Вооружение:
Броня:

SMS Thüringen было третьим кораблем класса Helgoland из дредноута линкоров немецкого Имперского флота. Киль Тюрингии был заложен в ноябре 1908 года на верфи AG Weser в Бремене. Он был спущен на воду 27 ноября 1909 года и введен в строй 1 июля 1911 года. Корабль был оборудован двенадцатью 30,5-см (12 дюймов) орудиями в шести спаренных башнях и имел максимальную скорость 21 узел ( 39 км / ч; 24 миль / ч). Тюринген была назначена в I боевую эскадрилью флота открытого моря на протяжении большей части своей карьеры, включая Первую мировую войну.

вместе со своими тремя родственными кораблями, Гельголанд, Остфрисланд и Ольденбург, Тюринген участвовал во всех основных операциях флота Первой мировой войны в Северном море против британского Великого флота. Это включало Ютландское сражение 31 мая и 1 июня 1916 г., крупнейшее морское сражение войны. Тюринген участвовал в ожесточенных ночных боях у Ютландии, включая уничтожение броненосного крейсера HMS Black Prince. Корабль также участвовал в действиях против Императорского флота России в Балтийском море, где он участвовал в неудачном первом вторжении в Рижский залив в августе 1915 года.

После краха Германии в ноябре 1918 года большая часть морского флота была интернирована в Скапа-Флоу во время мирных переговоров. Четырем кораблям типа «Гельголанд» было разрешено остаться в Германии, и поэтому они избежали уничтожения флота в Скапа-Флоу. Тюринген и ее сестры в конечном итоге были переданы победившим союзным державам в качестве военных репараций ; Тюринген был передан Франции в апреле 1920 года и использовался в качестве корабля-мишени для французского флота. Он был потоплен Гавресом и разбит на месте в 1923–1933 годах, хотя некоторые части корабля остались.

Содержание
  • 1 Дизайн
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Первая мировая война
      • 2.1.1 Ютландская битва
      • 2.1.2 Последующие операции
    • 2.2 Судьба
  • 3 Примечания
    • 3.1 Сноски
    • 3.2 Ссылки
  • 4 Ссылки
Дизайн
Линейный рисунок класса Гельголанд

Корабль был 167,2 м (548 футов 7 дюймов) в длину в целом, имел луч 28,5 м (93 фута 6 дюймов) и осадку 8,94 м (29 футов 4 дюйма), а смещал 24,700 метрических тонн (24,310 длинных тонн) при полной нагрузке. Она была оснащена тремя паровыми машинами тройного расширения и пятнадцатью водотрубными котлами. Двигатели имели мощность 27 617 л.с. (20 594 кВт) и были способны развивать максимальную скорость 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час). В Тюрингии хранилось до 3200 метрических тонн (3100 длинных тонн) угля, что позволило ей проплыть на пару 5500 морских миль (10200 км; 6300 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12). миль / ч). После 1915 г. котлы были модифицированы для распыления масла на уголь, чтобы увеличить скорость его горения; Судно могло перевозить до 197 метрических тонн (194 длинных тонны) мазута. У нее был экипаж из 42 офицеров и 1071 рядового.

Тюринген была вооружена главной батареей из двенадцати 30,5-см (12 дюймов) орудий SK L / 50 в шести спаренных орудийные башни, с одной башней в носу, одной на корме и двумя на каждом фланге корабля. Вторичное вооружение корабля состояло из четырнадцати орудий 15 см (5,9 дюйма) SK L / 45 и четырнадцати орудий 8,8 см (3,5 дюйма) SK L / 45. После 1914 года два из 8,8-см орудий были сняты и заменены 8,8-см зенитными орудиями. Тюринген был также вооружен шестью 50-см (20 дюймов) подводными торпедными аппаратами ; один в носу, один в корме и по два на каждой бортовой части.

Ее основной бронированный пояс имел толщину 300 мм (12 дюймов) в центральной части и состоял из Цементированная броня Круппа (KCA). Орудийные башни ГК были защищены KCA такой же толщины по бокам и торцу, как и барбеты, поддерживающие башни. Палуба Тюрингии имела толщину 63,5 мм (2,5 дюйма).

История обслуживания

Тюринген был заказан Императорским флотом Германии (Kaiserliche Marine) под временным названием Ersatz Beowulf в качестве замены старого корабль береговой обороны Беовульф. Контракт на строительство корабля был присужден верфи AG Weser в Бремене под строительным номером 166. Работы начались 2 ноября 1908 года с закладки его киля, и корабль был спущен на воду годом позже, 27 ноября 1909 года. Его окрестила герцогиня, и великий князь Вильгельм Эрнст произнес речь. Оснащение, включая завершение надстройки и Установка вооружения продолжалась до июня 1911 года. После ее завершения к новому линкору были прикреплены шесть понтонных барж, чтобы уменьшить осадку и позволить буксировать его по реке Везер в Северное море.. Тюринген, названный в честь Тюрингии, государства в центральной Германии, был введен в состав Флота открытого моря 1 июня 1911 года, менее чем через три года после начала работ.

После ввода в эксплуатацию 1 июля 1911 г. Тюринген провел ходовые испытания, которые завершились к 10 сентября. 19 сентября она была назначена в I боевую эскадрилью Флота открытого моря вместе со своими сестрами. Затем она продолжила проводить индивидуальные учения кораблей, за которыми последовали учения 1-й эскадрильи, а в ноябре - маневры флота. Ежегодный летний круиз в июле и августе, который обычно направлялся в Норвегию, был прерван Агадирским кризисом. В итоге круиз пошел только по Балтике. Тюринген и остальной флот затем попали в схему учений отдельных кораблей, эскадрильи и всего флота в течение следующих двух лет. В октябре 1913 года Уильям Михаэлис стал командиром корабля; он занимал этот пост до февраля 1915 года.

14 июля 1914 года начался ежегодный летний круиз в Норвегию. Во время последнего похода Имперского флота в мирное время флот провел учения в районе Скаген перед тем, как отправиться 25 июля к норвежским фьордам. На следующий день флот двинулся обратно в Германию в результате ультиматума Австро-Венгрии Сербии. 27 июля весь флот собрался у мыса Скуденес перед тем, как вернуться в порт, где они оставались в повышенной готовности. На следующий день разразилась война между Австро-Венгрией и Сербией, и в течение недели все крупные европейские державы присоединились к конфликту. К 29 июля Тюринген и остальная часть I эскадрильи вернулись в Вильгельмсхафен. В первый год войны будущий антинацистский лютеранский пастор Мартин Нимёллер служил на борту корабля в качестве офицера.

Первая мировая война

Карта, показывающая расположение британского и немецкого флотов; Немецкие легкие крейсеры проходят между британскими линкорами и линейными крейсерами, а немецкие линейные крейсеры движутся на северо-восток. Немецкие линкоры лежат к востоку от других кораблей. Расположение флота в открытом море утром 16 декабря 1914 г. во время рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби

Тюринген присутствовал во время первого вылета немецкого флота в Северное море, который имел место 2–3. Ноябрь 1914 г. Во время операции британские войска не встречались. Вторая операция последовала 15–16 декабря. Этот боевой вылет стал началом стратегии, принятой адмиралом Фридрихом фон Ингеноль, командующим Флотом открытого моря. Адмирал фон Ингеноль намеревался использовать линейные крейсеры из Контерадмирала (контр-адмирал) I разведывательной группы Франца фон Хиппера для набегов на британское побережье. города, чтобы заманить части Великого Флота, где они могут быть уничтожены Флотом открытого моря. Рано утром 15 декабря флот покинул порт, чтобы совершить набег на города Скарборо, Хартлпул и Уитби на английском побережье. В тот вечер немецкий боевой флот из примерно двенадцати дредноутов, включая Тюринген и трех ее сестер, и восемь дредноутов подошел к изолированной эскадре из шести британских линкоров в пределах 10 морских миль (19 км; 12 миль).. Стычки между вражескими экранами эсминца в темноте убедили фон Ингеноля, что он столкнулся со всем Великим флотом. По приказу кайзера Вильгельма II, чтобы избежать ненужного риска для флота, фон Ингеноль прервал сражение и повернул боевой флот обратно в сторону Германии.

Битва при Доггер-банке, в котором вице-адмирал Дэвид Битти 1-я и 2-я эскадрильи линейных крейсеров устроили засаду на линейные крейсеры I разведывательной группы, произошло 24 января 1915 года. Тюринген и остальные I Эскадрилья была направлена ​​на усиление численности немецких линейных крейсеров; I эскадрилья покинула порт в 12:33 CET вместе с дредноутами II эскадрильи. Флот открытого моря опоздал, поэтому британские силы не обнаружены. К 19:05 флот вернулся на Шиллиг-роуд за пределами Вильгельмсхафена. Тем временем броненосный крейсер Blücher был поражен сосредоточенным британским огнем и затонул, а линейный крейсер Seydlitz был серьезно поврежден огнем боеприпасов. В результате Вильгельм II отстранил фон Ингеноля от занимаемой должности и 2 февраля заменил его адмиралом Гуго фон Поль.

Большой серый военный корабль движется на большой скорости в неспокойной воде; густой черный дым льется из трех высоких дымовых труб в центре корабля Признательный рисунок линкора класса «Гельголанд»

Восемь кораблей I эскадры ушли 22 февраля 1915 г. на Балтику для обучения отрядов, которое длилось до 13 марта. После возвращения в Северное море корабли участвовали в серии вылетов флота без происшествий 29–30 марта, 17–18 апреля, 21–22 апреля, 17–18 мая и 29–30 мая. Тюринген и остальной флот оставались в порту до 4 августа, когда I эскадра возвратилась на Балтику для еще одного раунда учебных маневров. Оттуда эскадра была присоединена к военно-морским силам, которые пытались охватить Рижский залив российскими военно-морскими силами в августе 1915 года. В состав штурмовой группы входили восемь линкоров I эскадры, линейные крейсеры Von der Танн, Мольтке и Зейдлиц, несколько легких крейсеров, 32 эсминца и 13 тральщиков. План предусматривал прокладку каналов в русских минных полях, чтобы можно было ликвидировать российское военно-морское присутствие, в том числе дредноут Слава. Затем немцы установят собственные минные поля, чтобы российские корабли не вернулись в Залив. Тюринген и большинство других крупных кораблей Флота открытого моря оставались за пределами Персидского залива на протяжении всей операции . Дредноуты Нассау и Позен были выделены 16 августа для сопровождения тральщиков и уничтожения Славы, однако потопить старый линкор им не удалось. Через три дня российские минные поля были расчищены, и 19 августа флотилия вошла в залив; сообщения о подводных лодках союзников в этом районе вызвали вывод немецких войск из Персидского залива на следующий день. К 26 августа I эскадрилья вернулась в Вильгельмсхафен.

23–24 октября Флот открытого моря провел свою последнюю крупную наступательную операцию под командованием фон Поля, хотя и закончился без контакта с британскими войсками. К январю 1916 года рак печени ослабил фон Поля до такой степени, что он больше не мог выполнять свои обязанности, и в январе его заменил вице-адмирал Рейнхард Шеер. Шеер предложил более агрессивную политику, направленную на конфронтацию с Великим флотом Великобритании; он получил одобрение кайзера в феврале. Первой операцией «Шеер» была операция в Северном море 5–7 марта, за ней последовали еще две 21–22 марта и 25–26 марта. Во время следующей операции «Шеер» Тюринген поддержал набег на английское побережье 24 апреля 1916 года, проведенный немецкими линейными крейсерами. Линейные крейсеры покинули Нефритовый лиман в 10:55, а остальная часть флота открытого моря - в 13:40. Линейный крейсер Seydlitz подорвался на мине на пути к цели, и ему пришлось отступить. Другие линейные крейсеры без сопротивления обстреляли город Лоустофт, но при подходе к Ярмуту они столкнулись с британскими крейсерами Harwich Force. Перед отступлением Харвичских сил последовала короткая оружейная дуэль. Сообщения о британских подводных лодках в этом районе побудили I разведывательную группу отступить. В этот момент Шеер, который был предупрежден о вылазке Великого флота с его базы в Скапа-Флоу, также удалился в более безопасные воды Германии.

Ютландское сражение

Британский флот плыл из северной Британии на восток, а немцы плыли из Германии на юге; противостоящие флоты встретились у датского побережья Карты, показывающие маневры британцев. (синий) и немецкий (красный) флот 31 мая - 1 июня 1916 г.

Тюринген присутствовал во время операции флота, в результате которой произошло сражение при Ютландии 31 мая и 1 июня 1916 г. Немецкий флот снова попытался вывести и изолировать часть Великого флота и уничтожить его, прежде чем основной британский флот сможет нанести ответный удар. Во время операции «Тюринген» был вторым кораблем в I дивизии I эскадры и десятым кораблем в линейке, прямо за кормой флагмана эскадры «Остфрисланд» и впереди другого родственного корабля Гельголанда. I эскадра была центром немецкой линии, позади восьми линкоров типа König и Kaiser III эскадры. Шесть старых дредноутов III и IV дивизий, II боевая эскадрилья, образовали тыл формирования.

Незадолго до 16:00 линейные крейсеры I разведывательной группы столкнулись с 1-й британской эскадрильей линейных крейсеров под командованием Дэвида Битти. Противоборствующие корабли начали артиллерийскую дуэль, в ходе которой Indefatigable был уничтожен вскоре после 17:00, и Queen Mary менее чем через полчаса. К этому времени немецкие линейные крейсеры двигались на юг, чтобы привлечь британские корабли к основным силам флота открытого моря. В 17:30 экипаж ведущего немецкого линкора König заметил приближение I разведывательной группы и 1-й эскадры линейных крейсеров. Немецкие линейные крейсеры двигались вправо, а британские корабли - в левый. В 17:45 Шеер приказал двухточечный разворот влево, чтобы приблизить свои корабли к британским линейным крейсерам, а через минуту был отдан приказ открыть огонь.

Хотя ведущие линкоры вступили в бой с британской эскадрой линейных крейсеров "Тюринген" и десятью другими линкорами, находившимися слишком далеко за пределами досягаемости, чтобы атаковать британские линейные крейсеры, обстреляли 2-ю британскую эскадру легких крейсеров. Тюринген и Кронпринц вступили в бой с крейсером Дублин, хотя оба корабля не смогли попасть в цель. Тюринген стрелял в течение восьми минут на дальности от 18 600 до 20 800 ярдов (от 17 000 до 19 000 м), выпустив 29 30,5-сантиметровых снарядов. Британские эсминцы Nestor и Nomad, которые ранее были выведены из строя в бою, лежали прямо на пути наступающего флота открытого моря. Тюринген и три других линкора уничтожили Нестор с помощью своих основных и дополнительных орудий, в то время как несколько линкоров III эскадрильи потопили Номад. Вскоре после 19:15 в зону досягаемости вошел британский дредноут Варспайт ; Тюринген открыла огонь в 19:25 из своих орудий главной и вспомогательной батареи на дальностях от 10 600 до 11 800 ярдов (от 9700 до 10 800 м). Корабль выпустил двадцать один 30,5-сантиметровый и тридцать семь 15-сантиметровых снарядов за пять или шесть минут, после чего артиллеристы Тюрингии потеряли Варспайт из виду, не успев поразить ни одного попадания. Затем они перевели огонь на Малая. Тюринген произвел двадцать выстрелов по основной батарее в Малайе, также безуспешно, за семь минут на расстоянии 14 100 ярдов (12 900 м), прежде чем выполнить поворот на 180 градусов, приказанный Шеером для выхода из британского флота.

около 23:30 немецкий флот реорганизовался в ночной крейсерский строй. Тюринген был седьмым кораблем, стоявшим в передней части линии из 24 кораблей. Через час передовые части немецкой линии натолкнулись на британские легкие силы, и на близком расстоянии завязалась ожесточенная перестрелка. Где-то около 01.10 броненосный крейсер Черный принц наткнулся на немецкую линию. Тюринген осветила судно своими прожекторами и в упор выпустила по нему залпы 30,5-сантиметровых снарядов. Первый залп был нанесен около задней орудийной башни Черного Принца, которая, похоже, была выброшена за борт. Тюринген выпустил в общей сложности десять 30,5-сантиметровых, двадцать семь 15-сантиметровых и двадцать четыре 8,8-сантиметровых снаряда. К ней присоединились еще три линкора, и Черный Принц вскоре был уничтожен огромным взрывом боеприпасов. Примерно через полчаса Тюринген заметила что-то, похожее на крейсер класса Birkenhead. Она выпустила звездный снаряд, чтобы осветить британский крейсер, и открыла огонь из дополнительных орудий. Корабль на самом деле был эсминцем Turbulent. Тюринген выпустила восемнадцать 15-сантиметровых и шесть 8,8-сантиметровых снарядов, прежде чем запустить еще один звездный снаряд. Turbulent, похоже, перевернулся на правый борт, хотя он остался на плаву и позже был отправлен крейсером Регенсбург и эсминцами и.

Несмотря на жестокость ночных боев, Флот открытого моря нанес удар. через силы британских эсминцев и достиг Рифа Хорнс к 04:00 1 июня. Несколько часов спустя флот прибыл на «Нефрите»; Тюринген, Гельголанд, Нассау и Вестфалия заняли оборонительные позиции на внешнем рейде, а четыре неповрежденных корабля III эскадры стояли на якоре сразу за входными шлюзами в Вильгельмсхафен. Остальные восемь дредноутов вошли в порт, где те, которые все еще находились в боевом состоянии, пополнили запасы боеприпасов и топлива. В ходе боя Тюринген выпустила сто семь 30,5-сантиметровых, сто пятнадцать 15-сантиметровых и двадцать два 8,8-сантиметровых снаряда, в то время как она и ее команда вышли из боя невредимыми.

Последующие операции

18 августа адмирал Шеер попытался повторить операцию 31 мая. Два исправных немецких линейных крейсера (Мольтке и Фон дер Танн) при поддержке трех дредноутов будут бомбардировать Сандерленд, пытаясь вывести и уничтожить линейные крейсеры Битти. Остальной флот, включая Тюринген, будет следовать за ним и обеспечивать прикрытие. Британская служба связи проинформировала Джеллико об уходе Германии позже в тот же день, и он послал Большой флот перехватить немцев. На подходе к английскому побережью Шеер повернул на север после получения ложного донесения от цеппелина о британском подразделении в этом районе. В результате бомбардировка не была проведена, и к 14:35 19 августа Шеер был предупрежден о приближении Великого флота, поэтому развернул свои силы и отступил в немецкие порты.

25–25 сентября. 26 сентября Тюринген и остальная часть I эскадры прикрывали наступление второго командира флотилии торпедных катеров (II Führer der Torpedoboote) на берег Терсхеллинг. Шеер провел еще одну операцию флота 18–20 октября в направлении Доггер-Бэнк, хотя из-за повреждения руля направления Тюринген не смог принять участие. Большую часть 1917 года Тюринген был назначен на караульную службу в Немецкой бухте. Во время операции «Альбион» десантное нападение на удерживаемые Россией острова в Рижском заливе Тюринген и три ее сестры были перемещены в датские проливы, чтобы заблокировать любую возможную попытку вмешательства Великобритании.. 28 октября четыре корабля прибыли в Путциг Вик, а оттуда 29-го отправились в Аренсбург. 2 ноября операция была завершена, и Тюринген и ее сестры отправились обратно в Северное море. Последняя неудачная вылазка флота состоялась 23–24 апреля 1918 года. Тюринген, Остфрисланд и Нассау были сформированы в специальное подразделение для операции «Шлюсштайн», запланированного занятия Св. Петербург. Три корабля достигли Балтики 10 августа, но операция была отложена и в конечном итоге отменена. 21 августа спецподразделение было распущено, а 23-го линкоры вернулись в Вильгельмсхафен.

Судьба

Тюринген и три ее сестры должны были принять участие в финальной операции флота. в конце октября 1918 г., за несколько дней до перемирия должно было вступить в силу. Основная часть флота открытого моря должна была выйти со своей базы в Вильгельмсхафене, чтобы вступить в бой с Великим флотом Великобритании; Шеер - к настоящему моменту гросс-адмирал (гроссадмирал) флота - намеревался нанести как можно больший урон британскому флоту, чтобы улучшить позицию Германии на переговорах, несмотря на ожидаемые потери. Но многие уставшие от войны моряки считали, что эта операция нарушит мирный процесс и продлит войну. Утром 29 октября 1918 года был отдан приказ выйти из Вильгельмсхафена на следующий день. Начиная с ночи 29 октября, моряки на Тюрингии, а затем на нескольких других линкорах подняли мятеж. Стокеры отключили котлы и отказались работать. На следующий день торпедные катера и подошли к борту, а U-лодка U-135 направила свои орудия на корабль. Значительная часть экипажа - 314 матросов и 124 кочегара - была арестована и снята с корабля. Этого было недостаточно, чтобы остановить мятеж, который быстро распространился по флоту. Беспорядки в конечном итоге вынудили Хиппера и Шеера отменить операцию. Получив информацию о ситуации, кайзер заявил: «У меня больше нет флота».

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года большая часть морского флота под командованием контр-адмирала Людвига фон Рейтер был интернирован на британской военно-морской базе в Скапа-Флоу. Тюринген и три ее сестры, а также четыре линкора типа «Нассау» получили разрешение остаться в Германии во время мирных переговоров. Утром 21 июня британский флот покинул Скапа-Флоу для проведения учебных маневров, и в их отсутствие Рейтер приказал экипажам затопить десять линкоров и пять линейных крейсеров, интернированных в Скапа-Флоу. Тюринген был выведен из эксплуатации 16 декабря 1918 года и использовался как казарменный корабль, пока оставался в Германии. 5 ноября 1919 г. он был исключен из военно-морского регистра и выведен из строя. Судьба восьми оставшихся немецких линкоров была определена в Версальском договоре, в котором говорилось, что корабли должны быть разоружены и сданы правительствам основных союзных держав. Тюринген был сдан французскому флоту 29 апреля 1920 года под названием «L». Остовная команда доставила корабль в Шербур для официального перевода. Тюринген ненадолго использовался в качестве корабля-мишени во французском флоте, прежде чем затонуть Гаврес. Корабль был частично разбит на месте в 1923–1933 годах, хотя значительная часть корабля остается у французского побережья.

Примечания
  • icon Портал линкоров

Сноски

Цитаты

Ссылки
  • Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-55821-759-1.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-907-8.
  • Гарленд, Генри Б. и Гарланд, Мэри (1986). Оксфордский компаньон немецкой литературы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866139-9.
  • Грисмер, Аксель (1999). Die Linienschiffe der Kaiserlichen Marine: 1906–1918; Konstruktionen zwischen Rüstungskonkurrenz und Flottengesetz [Линкоры Имперского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9.
  • Грёнер, Эрих (1990). Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (ред.). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг. Vol. I: Основные надводные суда. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6.
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7.
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг. Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9.
  • Хейман, Нил М. (1997). Первая мировая война. Вестпорт: Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-29880-6.
  • Hildebrand, Hans H.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ганс-Отто (1993). Die Deutschen Kriegsschiffe (Band 7) [Немецкие военные корабли (Том 7)] (на немецком языке). Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0267-1.
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные Замки. Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-40878-5.
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг. 1: классы Deutschland, Nassau и Helgoland. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-467-1.
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг. 2: Классы Кайзера, Кенига и Баварии. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-468-8.
  • Таррант, В. Э. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд, новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 года. Лондон: военные книги в мягкой обложке Касселла. ISBN 978-0-304-35848-9.
Последняя правка сделана 2021-06-06 03:49:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте