Битва за Дакар

редактировать
Битва во Второй мировой войне в Сенегале

Битва за Дакар
Часть Второй мировой войны
Дата23–25 сентября 1940 г.
МестоположениеOff Дакар, Французская Западная Африка
РезультатПобеда французов Виши
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. Свободная Франция. Австралия

Виши Франция

Командиры и лидеры
Джон Каннингем. Шарль де Голль
Сила
2 линкора. 5 крейсеров. 10 эсминцев. 1 авианосец. 22+ самолет1 линкор. 2 крейсера. 4 эсминца. 3 подводные лодки. береговые позиции. 6+ самолетов
Потери и потери
2 линкора повреждены. 2 крейсера повреждены. 1 боевой траулер потоплен. 6 торпедоносцев потерян1 эсминец затоплен. 2 подводные лодки потоплены. 1 боевой корабль поврежден. Датский сухогруз MS Tacoma потоплен Битва за Дакар, также известная как Операция «Угроза», была неудачной попыткой союзников в сентябре 1940 года захватить стратегический порт Дакар в Французской Западной Африке (современный Сенегал ). Была надежда, что успех операции сможет свергнуть прогерманскую французскую Виши администрацию в колонии и будет заменен про-союзнической свободной французской администрацией генерала Шарль де Голль.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Битва
  • 3 Последствия
  • 4 Боевой порядок
    • 4.1 Союзники
    • 4.2 Виши-французы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История вопроса

В начале Второй мировой войны французский флот в Средиземном море должен был противостоять итальянскому флоту, тем самым оставляя британскому Королевскому флоту возможность сосредоточиться на немецких военных кораблях в Северном море и Атлантике.

После поражения Франции и заключения перемирия между Францией и нацистской Германией в июне 1940 г. возникла значительная путаница в отношении лояльности различных французов. колонии. Некоторые, такие как Камерун и Французская Экваториальная Африка, присоединились к Свободной Франции, но другие, в том числе североафриканские колонии, Французская Западная Африка, Сирия и Индокитай остались под контролем Виши. Возможность того, что французский флот может перейти под контроль Германии, привела к тому, что британцы атаковали французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года. Хотя британцы устранили потенциальную угрозу, атака помешала другим подразделениям от присоединения к Свободной Франции и союзникам.

Дальномер французской береговой батареи длиной 240 мм из дредноутов класса , на Горе, Дакар

Де Голль считал, что сможет убедить французские войска в Дакаре присоединиться к делу союзников. Это принесет много пользы. Переход другой французской колонии Виши на другую сторону имел бы большое политическое влияние. Также в Дакаре хранились золотые запасы Банка Франции и Польского правительства в изгнании ; а порт Дакар как военно-морская база намного превосходил Фритаун, Британская Сьерра-Леоне, который был единственным портом союзников в этом районе.

Де Голль с генерал-майором Сэр Эдвард Спирс, личный представитель Черчилля в Свободной Франции, направлявшийся в Дакар в сентябре 1940 года на борту голландского лайнера Westernland

Таким образом, союзники решили отправить оперативную группу Дакар: авианосец (HMS Ark Royal ), два линкора (HMS Resolution и HMS Barham ), пять крейсеров, десять эсминцев и несколько транспортов с 8000 военнослужащих (10-я бригада Королевской морской пехоты и 13-я полубригада Французского Иностранного легиона). Их приказ заключался в том, чтобы вести переговоры с французским губернатором о мирном занятии, а в случае неудачи - взять город силой.

Силы Виши, присутствовавшие в Дакаре, включали недостроенный линкор Richelieu, один из самых передовых военных кораблей французского флота, готовый на 95%. Она покинула Брест, Франция 18 июня, незадолго до того, как немцы достигли порта. До создания правительства Виши HMS Hermes, британский авианосец, действовал вместе с французскими войсками в Дакаре. Однако, когда режим Виши пришел к власти, Гермес покинул порт, но остался на вахте, и к нему присоединился австралийский тяжелый крейсер HMAS Australia. Самолет Гермеса атаковал Ришелье и однажды попал в нее торпедой. Французский корабль был обездвижен, но все еще мог функционировать как плавучая артиллерийская батарея.

Отряд из трех крейсеров, в том числе Gloire, Georges Leygues и Montcalm, и три эсминца покинули Тулон На юге Франции на Дакар буквально несколькими днями ранее. Глоар был замедлен из-за механических неполадок и был перехвачен Австралией, которая приказала французскому крейсеру плыть в Касабланку. Два других крейсера и эсминцы обогнали преследующие крейсера союзников и благополучно достигли Дакара. Три подводные лодки Vichy и несколько более легких кораблей также находились на Дакаре.

Битва
HMS Ark Royal с полетом Fairey Swordfish

23 сентября Воздушная армия флота сбросила пропаганду листовки по городу Дакар. Затем два самолета Free French Caudron C.272 и Fairey Swordfish с тремя офицерами Free French вылетели с Ark Royal и приземлились в аэропорту, но их экипажи были немедленно взяты в плен. У одного из заключенных был обнаружен список сторонников «Свободной Франции» в Дакаре, которых власти Виши тут же собрали. Катер с представителями де Голля вошел в порт, но был обстрелян. Британские самолеты также были обстреляны зенитными орудиями «Ришелье» и истребителем Curtiss Hawk 75. В 10:00 корабли Vichy, пытающиеся покинуть порт, получили предупредительный выстрел из Австралии. Когда эти корабли вернулись в порт, береговые батареи, контролируемые Виши, открыли огонь по Австралии. Их орудия, имевшие дальность 14 км (8,7 мили), были 240-мм / 50 моделями 1902 года, которые были произведены на Верньо, французском полудредноуте броненосец, списанный в 1920-е гг. Бой между союзным флотом и батареями продолжался несколько часов. Во второй половине дня Австралия перехватила и обстреляла эсминец Vichy L'Audacieux, поджег его и вынудив выбраться на берег.

Также днем ​​была предпринята попытка высадить войска Свободной Франции на берег на пляже в Руфиск, к юго-востоку от Дакара. Однако разведывательный самолет Vichy заметил попытку приземления, и атака не удалась из-за тумана и сильного огня из опорных пунктов, защищавших пляж. Генерал де Голль заявил, что не хочет «проливать кровь французов за французов», и отменил штурм.

В течение следующих двух дней флот союзников продолжал атаковать береговую оборону, а силы Виши продолжали защищать их. С первыми лучами солнца 24 сентября шесть поморников Блэкберна намеревались бомбить Ришелье, но повреждений было мало. 6 Swordfish также атаковали прибрежные орудия, но их атака также нанесла ограниченный урон. Еще 6 Swordfish намеревались бомбить Ришелье, но одна была поражена зенитным огнем и сгорела. Затем оставшиеся самолеты подверглись атаке трех или четырех «Кертисс Хоук», и завязался воздушный бой, в котором были сбиты два или три Swordfish. В общей сложности 4 из 9 членов экипажа Swordfish были убиты при атаке на «Ришелье». Позже днем ​​9 Рыбы-Меч и 3 Скуа отправились в еще одну атаку на корабли Виши, при этом еще две Рыбы-мечи были потеряны из-за зенитного огня. В течение дня «Кертисс Хоукс» атаковал британские самолеты каждый раз, когда они пытались провести разведку или атаковать французские позиции.

В конце концов, Ришелье был поражен двумя 15-дюймовыми снарядами из Бархема. На второй день действий орудия № 7 и 8 (в башне № 2) Ришелье вышли из строя на первом раунде. На следующий день экипажи сменили и использовали ГК №1. Метательные заряды, восстановленные из зарядов, оставленных линкором «Страсбург» в Дакаре зимой 1939 года, использовались, но это привело к значительному сокращению дальности и вызывало проблемы с управлением огнем. За два дня Ришелье произвел 24 выстрела. Хитов Ришелье зарегистрировано не было.

В ходе этих боев две подводные лодки Vichy (Persée и Ajax ) были потоплены, а эсминец L'Audacieux поврежден.

Союзнический флот также пострадал: Резолюшн был торпедирован подводной лодкой Бевезье, а Бархам был поражен двумя снарядами из батарей береговой обороны, которые были укомплектованы экипажем главной башня Ришелье. Также были повреждены крейсеры Australia и Cumberland. В последний день боев в небе Дакара произошло еще несколько воздушных боев, французские Curtiss Hawks в целом превосходили британских Swordfish и Skuas.

В целом битва за Дакар не удалась для союзников. Силы Виши не отступили. Резолюция была настолько сильно повреждена, что ее пришлось отбуксировать в Кейптаун. На протяжении большей части этого конфликта бомбардировщики французских ВВС Виши (Armée de l'Air de Vichy), базирующиеся в Северной Африке, бомбили британскую базу в Гибралтаре. 24 сентября около 50 самолетов сбросили 150 бомб, а 25 сентября около 100 самолетов сбросили 300 бомб на гавань и верфи. Большинство бомб пропущено. Был нанесен некоторый ущерб, несколько мирных жителей погибли. В результате налета 25 сентября затонул британский вооруженный траулер. Наконец, союзники ушли, оставив Дакар и Французскую Западную Африку в руках Виши.

Последствия

Последствия поражения союзников были в основном политическими. Де Голль считал, что ему удастся убедить вишистских французов в Дакаре перейти на другую сторону, но оказалось, что это не так, что подорвало его репутацию среди союзников. Даже его успех в битве при Габоне два месяца спустя не смог полностью устранить этот ущерб. Ему придется довольствоваться гораздо менее важной и экономически развитой Французской Экваториальной Африкой в качестве главной территории Свободной Франции на данный момент.

Английский романист Эвелин Во участвовала в экспедиции в качестве офицера Королевской морской пехоты. У битвы есть роль в его полуавтобиографическом романе Люди по оружию, который составляет первую часть его трилогии Почетный меч.

Боевой порядок

Союзники

HMS Barham

Vichy French

французский крейсер Жорж Лейг командующий 4-й крейсерской дивизией, которая была отправлена ​​в Африку в сентябре 1940 года.
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Черчилль, Уинстон. Вторая мировая война, Том 2 Книга II Глава xxiv `Дакар`.
  • Сазерленд, Джон; Кенвелл, Дайан, ВВС Виши на войне: ВВС Франции, сражавшиеся с союзниками во Второй мировой войне (Barnsley: Pen Sword Aviation, 2011), ISBN 978-1-84884 -336-3
  • Томас, Мартин. «Англо-французский развод из-за Западной Африки и ограничения стратегического планирования, июнь-декабрь 1940 года». Дипломатия и государственное управление 6.1 (1995): 252–278.
  • Уильямс, Джон, «Пушки Дакара»: сентябрь 1940 г. (Heinemann Educational Books, 1976).
  • Золандес, Томас (2006). «Вопрос 35/01: Свободный захват Францией Камарона и Габона». Военный корабль International. XLIII (3): 252–257. ISSN 0043-0374.
Внешние ссылки

Координаты : 14 ° 40′43 ″ с.ш., 17 ° 25′15 ″ з.д. / 14,6786 ° с.ш., 17,4207 ° з.д. / 14,6786; -17.4207

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:24:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru