Нападение на Мерс-эль-Кебир

редактировать

Нападение на Мерс-эль-Кебир
Во время Второй мировой войны
Croiseur de bataille Strasbourg 03-07-1940.jpg . Линкор Страсбург под обстрелом
Дата3 июля 1940 г.
МестоположениеOff Mers El Kébir, Французский Алжир, Северная Африка 35 ° 43′10 ″ N 0 ° 41′20 ″ W / 35,71944 ° N 0,68889 ° W / 35,71944; -0,68889
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Великобритания Соединенное Королевство Франция Франция
Командиры и лидеры
Великобритания Джеймс Сомервилль. Великобритания Дадли Паунд Франция Марсель-Бруно Генсул. Франция Франсуа Дарлан
Сила
1 авианосец. 2 линкоры. 1 линейные крейсеры. 2 легкие крейсеры. 11 разрушители. Не менее 23 самолетов4 линкора. 5 эсминцев. 1 тендер на гидросамолет. 42 самолета
Потери и потери
2 убитых. 6 уничтоженных самолетов1297 убитых. 350 раненых. 1 линейный корабль потоплен. 2 линкора повреждены. 2 эсминца повреждены. 1 гидросамолет поврежден. 1 эсминец заземлен. 1 буксир уничтожен. 3 самолета повреждены

Атака на Мерс-эль-Кебир (битва при Мерс-эль-Кебире) 3 июля 1940 года, во время Второй мировой войны, была британская морская атака на ВМС Франции корабли на военно-морской базе в Мерс-эль-Кебир, в Оран, на побережье Французского Алжира. Атака была частью операции «Катапульта», британского плана по нейтрализации или уничтожению французских кораблей, чтобы предотвратить их попадание в руки Германии после поражения союзников в битве за Францию ​​. Британская бомбардировка базы убила 1297 французских военнослужащих, потопила линкор и повредила пять других кораблей, в результате чего британцы потеряли пять сбитых самолетов и двух членов экипажа.

Атака с воздуха и моря была проведена Королевским флотом после того, как Франция подписала перемирие с Германией и Италией, вступившие в силу 25 июня. Особое значение для британцев имели пять линкоров классов Bretagne и Richelieu и два быстрых линкора класса Dunkerque, вторая по величине сила крупных кораблей в Европе после Королевского флота. Британский Военный кабинет опасался, что корабли попадут в руки Оси. Адмирал Франсуа Дарлан, командующий французским флотом, заверил британцев, что флот останется под французским контролем, но Уинстон Черчилль и Военный кабинет сочли риск слишком велик.

Французы считали, что поступают с честью по отношению к своему бывшему союзнику, заключив перемирие с Германией и Италией. Британское нападение было почти повсеместно осуждено во Франции, и в течение многих лет гнило недовольство тем, что их бывший союзник считал предательством. Маршал Филипп Петен, назначенный премьер-министром Франции 16 июня , разорвал дипломатические отношения с Соединенным Королевством 8 июля. На следующий день депутаты Национального собрания встретились в Виши и проголосовали за пересмотр конституции, положив конец Третьей французской республике, и Петен был назначен с полные полномочия в качестве лидера нового французского государства.

Французская авиация ответила бомбардировкой Гибралтара несколько раз, а французские корабли несколько раз перестреляли британские корабли, прежде чем молчаливое перемирие наблюдался в западной части Средиземноморья. 27 ноября 1942 года, после начала операции «Факел», вторжения союзников во французскую Северную Африку, французский флот сорвал дело Антона, немецко-итальянскую операцию по захвату остальной части Французский флот в Тулоне затоплением кораблей. Британская атака на Мерс-эль-Кебир остается спорным, но некоторые историки писали, что она продемонстрировала всему миру, что Великобритания будет бороться дальше.

Содержание
  • 1 Фоновая
    • 1,1 франко-германский перемирии
    • 1,2 британско Французские переговоры
  • 2 Ультиматум
  • 3 Операция «Катапульта»
    • 3.1 Плимут и Александрия
    • 3.2 Атака на Мерс-эль-Кебир
    • 3.3 Действия 8 июля
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
    • 4.2 Потери
    • 4.3 Последующие события
      • 4.3.1 Боевые действия Британии и Виши
      • 4.3.2 Гибралтарские гражданские лица
      • 4.3.3 Дело Антона
  • 5 Боевые порядки
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Книги
    • 9.2 Журналы
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
История вопроса

Французско-германское перемирие

После падения Франции в 1940 году и перемирия между Францией и нацистской Германией британский военный кабинет опасался контроля над французским флотом. Объединение французских и германских военно-морских сил могло изменить баланс сил на море, угрожая британскому импорту через Атлантический океан и коммуникациям с остальной частью Британской империи. В пункте 2 статьи 8 условий перемирия правительство Германии «торжественно и твердо заявило, что не намерено выдвигать требований в отношении французского флота во время мирных переговоров», и в перемирии с Италией были аналогичные условия, но они были учтены со стороны англичан не было гарантией нейтрализации французского флота. 24 июня Дарлан заверил Уинстона Черчилля против такой возможности. Черчилль приказал предъявить требование, чтобы французский флот (Marine nationale) либо присоединился к Королевскому флоту, либо был нейтрализован способом, гарантирующим предотвращение попадания кораблей в руки Оси.

По предложению Италии в условия перемирия были внесены поправки, позволяющие французскому флоту временно оставаться в портах Северной Африки, где они могли быть захвачены итальянскими войсками из Ливии. Британцы разработали план действий на случай непредвиденных обстоятельств, операция «Катапульта», чтобы уничтожить французский флот в середине июня, когда стало ясно, что Филипп Петен формирует правительство с целью прекращения войны, и казалось вероятным, что Французский флот мог быть захвачен немцами. В своем выступлении в парламенте Черчилль повторил, что перемирие от 22 июня 1940 было предательством союзнического соглашения не заключать сепаратный мир. Черчилль сказал: «В чем ценность этого? Спросите полдюжины стран; какова ценность такого торжественного заверения?... Наконец, перемирие может быть аннулировано в любое время под любым предлогом несоблюдения...

Французский флот почти не видел боевых действий во время битвы за Францию ​​и почти не пострадал. По тоннажу около 40% приходилось на Тулон, около Марселя, 40% во Французской Северной Африке и 20% в Великобритании, Александрии и Французская Вест-Индия. Хотя Черчилль опасался, что флот будет использоваться странами Оси, Гитлер и Муссолини не намеревались использовать объединенные франко-итальянско-немецкие силы. Кригсмарине и Бенито Муссолини сделали попытки, но Адольф Гитлер опасался, что попытка захвата спровоцирует переход французского флота на сторону британцев. Черчилль и Гитлер рассматривали флот как потенциальную угрозу; французские лидеры использовали флот (и возможность его воссоединения с союзниками) в качестве противодействия немцам, чтобы удержать их от незанятой Франции (зона свободы ) и французской Северной Африки. Перемирие было обусловлено правом французов укомплектовать свои корабли, и министр военно-морского флота Франции адмирал Франсуа Дарлан приказал атлантическому флоту в Тулон демобилизоваться, приказав затопить корабли. если немцы попытаются захватить их.

Британо-французские переговоры

Британцы пытались убедить французские власти в Северной Африке продолжить войну или передать флот под британский контроль. Британский адмирал посетил Оран 24 июня, а Дафф Купер, министр информации посетил Касабланку 27 июня. Французские порты в Атлантике находились в руках немцев, и британцам нужно было удерживать немецкий надводный флот вне Средиземного моря, ограничивать итальянский флот Средиземным морем и блокировать порты, все еще находящиеся под контролем Франции. Адмиралтейство было против нападения на французский флот в случае, если корабли не будут достаточно повреждены, Франция объявит войну и французские колонии с меньшей вероятностью дезертируют. Королевскому флоту не хватало кораблей на постоянной основе, чтобы блокировать французские военно-морские базы в Северной Африке и держать открытыми подходы к Атлантике, что делало риск того, что немцы или итальянцы захватят французские крупные корабли, слишком велик. Поскольку флот в Тулоне хорошо охранялся береговой артиллерией, Королевский флот решил атаковать базу в Северной Африке.

Ultimatum
Французские корабли, базирующиеся в Африке, июнь 1940 г.

Самая мощная группировка Французские военные корабли находились в Мерс-эль-Кебир во Французском Алжире, включая старые линкоры Прованс и Бретань, более новые Force de Raid линкоры Dunkerque и Strasbourg, тендер для гидросамолетов Commandant Teste, шесть эсминцев и канонерская лодка под командованием адмирала Марсель-Бруно Генсул. Адмиралу Джеймсу Сомервиллу, командующему Силой H, базирующейся в Гибралтаре, было приказано поставить ультиматум французам, условия которого противоречили немецким -Французское перемирие. Сомервилль передал обязанность предъявить ультиматум франкоговорящему капитану Седрику Холланду, командиру авианосца HMS Ark Royal. Генсул был оскорблен тем, что переговоры не велись старшим офицером, и послал своего лейтенанта Бернара Дюфея, что привело к большим задержкам и путанице. По мере того как переговоры затягивались, стало ясно, что ни одна из сторон вряд ли уступит. Французы готовились к действиям, 42 самолета были перевооружены и подготовлены к взлету. Дарлан был дома 3 июля, и с ним не удалось связаться; Генсул сказал французскому правительству, что альтернативой было интернирование или сражение, но не упомянул возможность отплыть во Французскую Вест-Индию. Вывод флота в воды Соединенных Штатов был частью приказа Дарлана Генсулу на тот случай, если иностранная держава попытается захватить его корабли.

Операция «Катапульта»

Плимут и Александрия

Блэкберн Скуас из Авиационная группа 800-й эскадрильи готовится к вылету с HMS Ark Royal

Наряду с французскими судами в столичных портах, некоторые из них отправились в порты Великобритании или Александрии в Египет. Операция «Катапульта» была попыткой взять эти корабли под контроль или уничтожить их, а французские корабли в Плимуте и Портсмуте были захвачены без предупреждения в ночь на 3 июля 1940 г. Подводная лодка Surcouf, самый большой в мире, стоял в Плимуте с июня 1940 года. Экипаж оказал сопротивление абордажной группе, и трое военнослужащих Королевского флота, включая двух офицеров, были убиты вместе с французским моряком. Среди других захваченных кораблей были старые боевые корабли Paris и Courbet, разрушители Le Triomphant и Léopard., восемь торпедных катеров, пять подводных лодок и ряд меньших кораблей. Французская эскадра в Александрии (адмирал Рене-Эмиль Годфруа ), включающая линкор Lorraine, тяжелый крейсер Suffren и три современных легких крейсера, была нейтрализована по местному соглашению.

Атака на Мерс-эль- Кебир

Схема британской атаки на Мерс-эль-Кебир

Британские силы включали боевой крейсер HMS Hood, линкоры HMS Valiant и Резолюция, авианосец Арк Ройал и эскорт крейсеров и эсминцев. Преимущество англичан в том, что они могли маневрировать, в то время как французский флот стоял на якоре в узкой гавани, и его экипажи не ожидали нападения. Основное вооружение Дюнкерка и Страсбурга было сгруппировано на носу и не могло быть немедленно задействовано. Британские крупные корабли имели 15-дюймовые (381-мм) орудия и вели более тяжелый залп, чем французские линкоры. 3 июля, до официального прекращения переговоров, 6 британских самолетов Fairey Swordfish в сопровождении 3 Blackburn Skuas из Ark Royal сбросили магнитные мины на выходе из гавани. Отряд был перехвачен 5 французскими истребителями Curtiss H-75, и один поморник был сбит в море с потерей двух членов экипажа, единственными британскими жертвами в бою.

Французы военные корабли были заказаны из Алжира и Тулона в качестве подкрепления, но не достигли Мерс-Эль-Кебира вовремя. В 17:54 Черчилль приказал британским кораблям открыть огонь, и британцы начали с 17 500 ярдов (9,9 миль; 16,0 км). Третий британский залп был поражен, и магазин на борту «Бретани» взорвался, судно затонуло вместе с 977 членами экипажа в 18:09. После тридцати залпов французские корабли прекратили стрельбу; британские силы изменили курс, чтобы избежать ответного огня французских прибрежных фортов, но Прованс, Дюнкерк, эсминец Могадор и два других эсминца были повреждены и сели на мель своими командами. Затем прибыли четыре французских истребителя Morane 406, а это означало, что британские поморники были в меньшинстве. Затем в 19:10 были замечены еще 9 французских истребителей, и завязался воздушный бой, в котором были повреждены Curtiss 75 и Morane 406. Появились еще три истребителя Curtiss, и произошел еще один воздушный бой.

Линкор Bretagne в огне, все еще подвергается бомбардировке

Страсбург, трем эсминцам и одной канонерской лодке удалось избежать магнитных мин и уйти в открытое море под атакой стая вооруженных бомбами Swordfish из Ark Royal. Французские корабли ответили зенитным огнем и сбили двух Swordfish, экипажи которых выручил эсминец HMS Wrestler. Французская летающая лодка также разбомбила британский эсминец. Поскольку британские бомбардировки не имели большого эффекта, в 18:43. Сомервилль приказал своим войскам преследовать, и легкие крейсеры HMS Arethusa и Enterprise вступили в бой с французской канонеркой. В 20:20 Сомервилль прекратил погоню, чувствуя, что его корабли плохо развернуты для ночного боя. После очередной неэффективной атаки Swordfish в 20:55 4 июля Страсбург достиг Тулона.

Французский aviso (канонерская лодка ) Rigault de Genouilly, по пути в Оран, встретил Force H в 19:33. и направился к Худу, но был обстрелян Аретузой и Энтерпрайзом на 12 000 и 18 000 ярдов (5,9 и 8,9 морских миль; 6,8 и 10,2 мили; 11 и 16 км) соответственно, вместе с несколькими 15-дюймовыми (380 мм) снарядами из Худ, по которому французский корабль выпустил девятнадцать снарядов 5,45 дюйма (138 мм), прежде чем его поразил «Энтерпрайз». На следующий день британская подводная лодка HMS Pandora встретила корабль у побережья Алжира, приняла его за крейсер и потопила. Французские военно-воздушные силы (Armée de l'Air) совершили ответные налеты на Гибралтар, включая вялую ночную атаку 5 июля, когда в море упало много бомб.

Действия 8 июля

Британцы посчитали, что ущерб, нанесенный Дюнкерку и Провансу, не был серьезным, и утром 8 июля снова совершили налет на Мерс-эль-Кебир с самолетами Swordfish из Арк Ройал. Торпеда попала в патрульный катер Terre-Neuve, пришвартованный у Дюнкерка, наполненный глубинными бомбами. Terre-Neuve быстро затонул, и глубинные бомбы взорвались, нанеся серьезный ущерб Dunkerque. Последней частью операции «Катапульта» была еще одна атака 8 июля с авианосца HMS Hermes на линкор Richelieu в Дакаре ; линкор был серьезно поврежден.

Последствия

Анализ

Французский эсминец Mogador сел на мель после попадания 15-дюймового снаряда.

Черчилль писал: «Это было самое ненавистное решение, самое неестественное и болезненное, из которого я когда-либо был обеспокоен». Отношения между Великобританией и Францией какое-то время были сильно натянутыми, и немцы устроили пропагандистский переворот. Сомервилль сказал, что это «... самая большая политическая ошибка современности, которая поднимет против нас весь мир... нам всем очень стыдно...». Атака возродила англофобию во Франции, но продемонстрировала британскую решимость продолжать войну и сплотила Британскую консервативную партию вокруг Черчилля (Невилл Чемберлен, предшественник Черчилля на посту премьер-министра, все еще был лидером партии). Действия Великобритании показали миру, что поражение во Франции не уменьшило решимости правительства продолжать борьбу, и послы в странах Средиземноморья сообщили о положительной реакции.

Французские корабли в Александрии под командованием адмирала Рене - Эмиль Годфрой, включая старый линкор Lorraine и четыре крейсера, были блокированы британцами 3 июля и предложили те же условия, что и в Мерс-эль-Кебире. После деликатных переговоров, проведенных со стороны британцев адмиралом Эндрю Каннингемом, Годфрой 7 июля согласился разоружить свой флот и остаться в порту до конца войны. Некоторые моряки присоединились к «Свободной Франции», а другие были репатриированы во Францию; Сюркуф и корабли в Александрии продолжали использоваться «Свободной Францией» после мая 1943 года. Британские атаки на французские суда в порту усилили напряженность между Черчиллем и Шарлем де Голлем, который был признан британцами лидер Сил Свободной Франции 28 июня 1940 года.

Согласно его главному личному секретарю Эрику Силу, «[Черчилль] был убежден, что на американцев произвела впечатление безжалостность в обращении с безжалостным преступником. враг; и, по его мнению, реакция Америки на наше нападение на французский флот в Оране имела первостепенное значение ". 4 июля Рузвельт сказал французскому послу, что поступил бы так же. Биограф де Голля Жан Лакутюр винил в трагедии главным образом недопонимание; Если бы Дарлан был в контакте в тот день или если бы Сомервилль обладал более дипломатичным характером, сделка могла бы быть заключена. Лакутюр признал, что существует опасность того, что французские корабли могли быть захвачены немецкими или, что более вероятно, итальянскими войсками, о чем свидетельствует легкость, с которой британцы захватили французские корабли в британских портах, или захват немецкими французскими кораблями в Бизерте. в Тунисе в ноябре 1942 года.

Жертвы

Мемориал на прибрежной тропе в Тулоне 1297 французским морякам, погибшим в Мерс-эль-Кебире
Число погибших в Мерс-эль-Кебире
ОфицерыСтаршины. ОфицерыМатросы,. морские пехотинцыВсего
Бретань 361518251012
Дункерк 932169210
Прованс 123
Страсбург 235
Могадор 33538
Риго де Генуйи 3912
Терр Нев1168
Армен336
Эстерель156
Всего4820210501300
Авиационная авиация флота2

Последующие события

Боевые действия Британии и Виши

После операции 3 июля Дарлан приказал французскому флоту атаковать корабли Королевского флота. где это возможно; Петен и его министр иностранных дел Поль Бодуэн отменили приказ на следующий день. Военное возмездие осуществлялось путем неэффективных воздушных налетов на Гибралтар, но Бодуэн отметил, что «нападение на наш флот - это одно, а война - другое». Как и предупреждали скептики, с Французской империей также были сложности; когда французские колониальные силы нанесли поражение силам Свободной Франции де Голля в битве при Дакаре в сентябре 1940 года, Германия в ответ разрешила вишистской Франции сохранить свои оставшиеся корабли вооруженными, а не демобилизованными. 24 сентября Гибралтар подвергся бомбардировке шестьюдесятью французскими самолетами Виши, которые сбросили 45 длинных тонн (46 тонн) бомб, а в ту ночь 81 бомбардировщик сбросил 60 длинных тонн (61 тонну) бомб. Французская 2-я дивизия эсминцев в составе Fougueux, Frondeur, Épée и Fleuret вышла из Касабланки 24 сентября и рано утром 25 сентября столкнулся с эсминцем HMS Hotspur, патрулирующим у берегов Гибралтара. Épée открыл огонь, но его 130-мм пушки вышли из строя после выпуска четырнадцати снарядов, Fleuret не открыла огонь, потому что не могла попасть в цель, а другие французские эсминцы сделали шесть выстрелов между собой. «Хотспур» открыл ответный огонь, но французские корабли об этом не доложили.

27 сентября отряд H остался в море после получения «очаровательного сообщения [о том, что] весь тулонский флот выходит на металлолом. нас ", но два флота придерживались молчаливого понимания того, что британцы не атаковали более мощные французские силы в море или корабли в порту, а перехватывали другие французские корабли,

Хотя британские командиры имели точные инструкции относительно перехвата французских судов, осмотрительность

Осенью французы без проблем послали конвой через Гибралтарский пролив, положение дел, которое редко менялось во время Средиземноморской кампании <251, могло оказаться лучшей частью доблести.>

Гибралтарские граждане

В начале июня 1940 года около 13 500 мирных жителей были эвакуированы из Гибралтара в Касабланку во французском Марокко. После капитуляции французов перед немцами и нападения на Мерс-эль-Кебир правительство Виши сочло их присутствие затруднительным. Позже в июне 15 британских грузовых судов прибыли в Касабланку под командованием коммодора Крайтона, репатриировав 15 000 французских военнослужащих, которые были спасены из Дюнкерка. После высадки французских войск корабли были интернированы до тех пор, пока коммодор не согласился забрать эвакуированных, которые, отражая напряженность, возникшую после нападения на Мерс-эль-Кебир, сопровождались штыками к кораблям, за вычетом многих из их имущества.

Дело Антона

19 ноября 1942 года немцы пытались захватить французский флот, базирующийся в Тулоне, вопреки условиям перемирия, в рамках дела Антона, военной оккупации Виши, Франция. Германия. Все корабли любой военной ценности были затоплены французами перед прибытием немецких войск, в частности Дюнкерк, Страсбург и семь (четыре тяжелых и три легких) современных крейсера. Для многих во французском флоте это было окончательным доказательством того, что вопрос о том, чтобы их корабли попали в руки немцев, никогда не стоял, и что британские действия в Мерс-эль-Кебире были ненужными. Дарлан сдержал свое обещание в 1940 году, что французские корабли не попадут в руки немцев. Годфрой, все еще командующий французскими кораблями, нейтрализованными в Александрии, некоторое время оставался в стороне, но 17 мая 1943 года присоединился к союзникам.

Боевые порядки

Королевский флот

Французский флот (Marine Nationale)

См. Также
Примечания
Сноски
Ссылки

Книги

  • Ауфан, Габриэль ; Мордал, Жак (1976). Французский флот во Второй мировой войне. Лондон: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-8371-8660-3.
  • Белл, П. М. Х. Белл (1997). Франция и Великобритания, 1940–1994: долгая разлука. Франция и Великобритания. Лондон: Лонгман. ISBN 978-0-582-28920-8.
  • Бонд, Питер (2003). 300 лет британскому Гибралтару: 1704–2004. Гибралтар: Peter-Tan Ltd для правительства Гибралтара. OCLC 1005205264.
  • Браун, Д. (2004). Дорога в Оран: англо-французские военно-морские отношения, сентябрь 1939 - июль 1940. Касс: военно-морская политика и история № 20. Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-7146-5461-4.
  • Батлер, Дж. Р. М. (1971) [1957]. Большая стратегия: сентябрь 1939 - июнь 1941. История Второй мировой войны Военная серия Соединенного Королевства. II (2-е изд.). ГМСО. ISBN 978-0-11-630095-9.
  • Greene, J.; Массиньяни, А. (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море 1940–1943 гг. (Ред. Ред.). Рочестер: Чатем. ISBN 978-1-86176-190-3.
  • Лакутюр, Жан (1991) [1984]. Де Голль: Мятежник 1890–1944 (англ. Пер. Ред.). Лондон: У. В. Нортон. ISBN 978-0-393-02699-3.
  • О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: Великие флоты в состоянии войны на Средиземном море, 1940–1945 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3.
  • Плейфэр, генерал-майор И.С.О. ; и другие. (1959) [1954]. Батлер, Дж. Р. М. (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.). История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. I (3-е изд. Изд.). ГМСО. OCLC 494123451. Проверено 24 ноября 2017 года.
  • Роскилл, С. У. (1957) [1954]. Батлер, Дж. Р. М. (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона. История Второй мировой войны Военный сериал Соединенного Королевства. I (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135. Проверено 24 ноября 2017 г.
  • Роскилл, С. У. (1962) [1956]. Период баланса. История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. II (3-е изд. Оттиска). Лондон: HMSO. OCLC 174453986. Проверено 24 ноября 2017 г.
  • Smith, C. (2010) [2009]. Последняя война Англии против Франции: борьба с Виши 1940–1942 (изд. Phoenix). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-2705-5.
  • Сазерленд, Джон; Кэнвелл, Дайан (2011). Военно-воздушные силы Виши: военно-воздушные силы Франции, сражавшиеся с союзниками во Второй мировой войне. Барнсли: Pen Sword Aviation. ISBN 978-1-84884-336-3.

Журналы

  • Томас, Мартин (1997). «После Мерс-эль-Кебир: Вооруженный нейтралитет французского флота Виши, 1940–43». Английский исторический обзор. 112 (447). ISSN 0013-8266.
Дополнительная литература
  • Collier, Paul (2003). Вторая мировая война: Средиземноморье 1940–1945 гг. IV . Оксфорд: скопа. ISBN 978-1-84176-539-6.
  • Эренгардт, Христиан-Жак Эренгардт; Шорс, Кристофер Дж. (1985). L'aviation de Vichy au combat: les campagnes oubliées 3 июля 1940 г. - 27 ноября 1942 г. [Военно-воздушные силы Виши в бою: Забытые кампании]. Grandes Batailles de France. Я . Париж: К. Лавузель. ISBN 978-2-7025-0092-7.
  • Дженкинс, Э. Х. (1979). История французского военно-морского флота: от его истоков до наших дней. Лондон: Макдональд и Джейнс. ISBN 978-0-356-04196-4.
  • Ластерле, Филипп (2003). «Мог ли адмирал Генсул предотвратить трагедию Мерс эль-Кебир?». Журнал военной истории. 67 (3): 835–844. doi : 10.1353 / jmh.2003.0234. ISSN 0899-3718. S2CID 159759345.
  • Пакстон, Р. О. (1972). Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок, 1940–1944. Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-394-47360-4.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с атакой на Мерс-эль-Кебир.
Последняя правка сделана 2021-06-12 16:36:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте