Günther Lütjens

редактировать
Немецкий адмирал 20-го века
Günther Lütjens
Bundesarchiv Bild 146-2003-0027, Günter Lütjens.jpg как Kapitän zur См.
Псевдоним (ы)Пи Онтгенс
Родился(1889-05-25) 25 мая 1889 г.. Висбаден, Гессен-Нассау, немецкий Империя
Умер27 мая 1941 (1941-05-27) (52 года). Атлантический океан
Погребен(48 ° 10′N 16 ° 12′W / 48,167 ° с.ш., 16,200 ° з.д. / 48 167; -16.200 )
ПриверженностьГерманская империя (до 1918 года). Веймарская республика (до 1933 года). нацистская Германия
Служба / филиалИмператорский флот Германии. Reichsmarine. Kriegsmarine
Годы службы1907–41
ЗваниеKriegsmarine epaulette Admiral.svg Адмирал
ЧастьSMS Freya. SMS Württemberg. SMS König Вильгельм. SMS Hansa. Торпедные катера G-169 и G-172
Команды удерживаютсяТорпедные катера Т-68, Т-21, А-5, А-20 и A-40. Карлсруэ (1934–1935). Начальник Управления кадров (1936–1937). Командир торпедных катеров (1937–1939). Командующий разведывательными войсками (1939- 1940). Командующий флотом (1940-1941)
Сражения / войныПервая мировая война

Вторая мировая война

НаградыРыцарский крест Железного креста

Иоганн Гюнтер Лютенс (25 мая 1889 г. - 27 мая 1941 г.) был немецким адмиралом, чья военная служба длилась более тридцати лет и две мировые войны. Лютьенс наиболее известен своими действиями во время Второй мировой войны и его командованием линкором Бисмарк во время его набега в Атлантический океан в 1941 году. эпизод вошел в морскую легенду.

Родился в 1889 году, в 1907 году поступил на службу в Германский императорский флот (Kaiserliche Marine ). Прилежный и умный кадет он дослужился до офицерского звания до начала войны, когда он был назначен в эскадрилью торпедных катеров. Во время Первой мировой войны, Лютьенс действовал в Северном море и Ла-Манше и участвовал в нескольких действиях против британского Королевского флота. Он закончил конфликт как капитанлейтнант (капитан-лейтенант) с Железным крестом 1-го и 2-го классов (1914) в его активе. После войны он оставался в службе во флоте, теперь переименованном в Рейхсмарине. Он продолжал служить в эскадрильях торпедных катеров, в итоге став командиром в 1925 году. В эпоху Веймарской республики Лютьенс заработал репутацию отличного штабного офицера.

В 1935 году, после того, как нацистская партия пришла к власти под руководством Адольфа Гитлера в 1933 году, флот был снова реконструирован и переименован в Кригсмарине. Вскоре Лютьенс познакомился с Эрихом Редером и Карлом Дёницем ; два главнокомандующих Кригсмарине во время Второй мировой войны. Его способности и дружба приводят к его повышению до уровня Kapitän zur See (капитан в море) и морского командования у штурсера Карлсэээ. За шесть лет мира он дослужился до Контерадмирала (контр-адмирала), что было присвоено ему повышением в октябре 1937 года.

В сентябре 1939 года Вторая мировая война началась с Немецкое вторжение в Польшу. Три дня спустя Лютьенс получил пряжку к Железному кресту 2-го класса (1939 г.). Его командование операциями эсминца в Северном море зимой 1939–1940 гг. Принесло ему орден Железного креста 1-го класса. 1 января 1940 года он был произведен в вице-адмиралы. В апреле 1940 года он получил временное командование всем немецким надводным флотом во время начальной фазы высадки операции Weserübung, вторжений в Данию и Норвегию. Его действия принесли ему Рыцарский крест Железного креста.

. По окончании кампании он был назначен командующим флотом германского флота и 1 сентября 1940 года произведен в адмирала. участвовал в предварительном планировании операции «Морской лев», запланированного вторжения в Соединенное Королевство, но планы были отложены после Битвы за Британию. Немецкие намерения обратились к блокаде, и Лютьенс сделал немецкие линкоры Шарнхорст и Гнейзенау центральным элементом своего боевого флота; используя последнее снаряжение в своем флагмана. В январе 1941 года он спланировал и выполнил Берлин, атлантический рейд для поддержки подводных лодок в битве за Атлантику, атакуя британские торговые судоходные пути. Операция была тактической победой. Он подошел к концу в марте 1941 года, когда корабли пришвартовались в оккупированной немцами, около 18 000 миль; рекорд для немецкой боевой группы того времени. Его успех привел к тому, что его выбрали для дальнейших операций.

В мае 1941 года Лютьенс командовал немецкой группой, состоящей из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера Принц Ойген во время операции Rheinübung. Как и в случае с Берлином, Лютьенсу пришлось вырваться из своей военно-морской базы в оккупированной Польше, пройти через оккупированную Норвегию и атаковать торговое мореплавание. Операция пошла наперекосяк, и оперативная группа вскоре была замечена и задействована недалеко от Исландии. В последовавшей битве в Датском проливе, HMS Hood был потоплен, а три других британских военных корабля были вынуждены отступить. Затем два немецких корабля разделились. Три дня спустя, 27 мая, Лютьенс и большая часть команды корабля погибли, когда Бисмарк был пойман и потоплен.

В 1955 году Федеративная Республика Германия была ремилитаризована и вошла в НАТО. Бундесмарин был основан в следующем году. В 1967 году эта организация признала Лютьенса и его службу, назвав в его честь эсминец Лютьенс.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Первая мировая война
  • 3 Межвоенный период
    • 3.1 Национал-социализм
  • 4 Вторая мировая война
    • 4.1 Операция Weserübung
    • 4.2 Командующий флот
    • 4.3 Операция Берлин
      • 4.3.1 Свободный в Атлантике
      • 4.3.2 Бегство во Францию ​​
    • 4.4 Операция Rheinübung
      • 4.4.1 Мнение Лютьенса
      • 4.4.2 Оперативные решения
      • 4.4.3 Тактическое командование в бою
      • 4.4.4 Лидерство в кризисной ситуации
  • 5 Смерть
  • 6 Личная жизнь
  • 7 В массовой культуре
  • 8 Поминовение
  • 9 Краткое изложение карьеры
    • 9.1 Награды
    • 9.2 Повышение по службе
  • 10 Примечания к переводу
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
    • 12.1 Цитаты
    • 12.2 Библиография
  • 13 Внешние годы
Ранние годы

Иоганн Гюнтер Лютьенс родился в Висбадене в Гессен-Нассау, провинция Прусского королевства, 25 мая 1889 г. Он был сыном купца Йоханнеса Лютьенса и его жены Луизы, урожденной Фольц. Выросший в Фрайбурге-им-Брайсгау, он окончил Бертольд - гимназию с дипломом (Abitur ) в возрасте семнадцати лет.

Berthold-Gymnasium Freiburg, 1900

Он поступил на службу в Императорский флот Германии (Kaiserliche Marine ) в качестве Seekadett (мичман) 3 апреля 1907 года в Германской Императорской Военно-морской академии. в Киле, где он получил начальное пехотное обучение. Он провел свой первый год на Фрейе (9 мая 1907 - 1 апреля 1908) для практического обучения на борту своего первого круиза перед посещением офицерских курсов в Военно-морской академии в Мюрвике. Его товарищи прозвали его «Пи Онтгенс» в честь персонажа из книги Бернхарда Келлермана «Море» («Море»), одна из его любимых книг. Лютьенс окончил 20-й из 160 курсантов своей "Бригады 1907" (входящий класс 1907 г.), после чего 21 апреля 1908 г. был повышен до Fähnrich zur See (прапорщик). С 1 апреля 1909 г. он прошел курс обучения. военно-морская артиллерия училась в Военно-морской артиллерийской школе в Киль-Вик, а затем участвовала в курсах торпеды на борту Вюртемберга 1 июля 1909 года.

Затем Лютьенс учился в другой пехоте. курс со 2-м морским батальоном перед высадкой на борт Эльзаса 1 октября 1909 года. После получения звания лейтенанта цур Зее (младший лейтенант) 28 сентября 1910 года он служил на борту König Wilhelm (26 сентября 1910 - 1 апреля 1911), портовый корабль, а Ганза (1 апреля 1911 - 1 апреля 1913). Затем он вернулся в «Кениг Вильгельм» (1 апреля 1913 г. - 1 октября 1913 г.), где служил инструктором юнгой, инструктором курсантов. Кениг Вильгельм в то время был казарм, базировавшимся в Киле и использовавшимся в качестве учебного корабля для военно-морских кадетов. Затем он совершил еще два кругосветных круиза на Ганзе. После этого 27 сентября 1913 года его повысили до обер-лейтенанта цур Зее (младшего лейтенанта).

Следующим назначением Лютьенса было 4-е подразделение флотилии торпедных катеров, где он служил как вахтенный офицер. 1 октября 1913 года он был назначен офицером роты I. Торпедного дивизиона, а с 1 ноября служил вахтенным офицером на торпедном катере G-169 2-й торпедной катера Деми-флотилии. 24 декабря 1913 года он вернулся на свою должность офицера роты в I. Торпедодивизии, а 15 марта 1914 года стал вахтенным офицером на 2-й торпедной катера-Деми-флотилии G-172.

Мировая Первая война

Вскоре после начала Первой мировой войны 1 августа 1914 года Лютьенс был переведен во флотилию гавани Нефритовой бухты, а после и его первое командование: торпедный катер 6-го торпедного катера-деми-флотилии, 4 сентября 1914 года. 7 декабря 1914 года он вернулся в I. торпедную дивизию, а 2 января 1915 года прошел курс по тралению. после этого курса его снова отправили в дивизию I. Торпедоносец, где он принял командование учебным торпедным катером 16 января. На этой должности он служил до 14 марта 1915 г., после чего вернулся в I. Торпедивизию. 5 мая он был переведен в флотилию торпедных катеров «Фландерн» в качестве командира торпедных катеров А-5 и А-20. Он был назначен начальником А-Деми-флотилии во II в. Торпедный катер-флотилия «Фландерн» с февраля 1916 г. одновременно командовал торпедным катером. Он занимал эту должность до конца Первой мировой войны 11 ноября 1918 года, когда вернулся в Антверпен и Киль.

Лютьенс был повышен до капитанлейтнанта (капитан лейтенант) 24 мая 1917 г. во время этого задания. Как командир торпедных катеров вдоль фламандского побережья, он 23 марта 1917 года флагл рейды против Дюнкерка. 2 мая он участвовал в бою с четырьмя британскими торпедными катерами. 1917 г. и возглавил пять своих лодок в боях против четырех французских эсминцев 19 мая 1917 г.

За службу в Первой мировой войне он получил Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов с Мечи и Железный крест (1914) 2-й и 1-й степени, среди других наград и наград.

Межвоенный период

После войны Лютьенс глобл Варнемюнде (1 декабря 1918 г. - 24 января 1919 г. и 8 февраля 1919 г. - 10 марта 1919 г.) и Любек (24 января 1919 г. - 8 февраля 1919 г. и 8 июля 1919 г. - 15 сентября 1919 г.) Агентство морского транспорта. Он был направлен в Германское Императорское военно-морское ведомство 10 марта 1919 года, прежде чем снова служить в Агентстве морского транспорта в Любеке 8 июля 1919 года.

В результате Договора Версаль, который был подписан 28 июня 1919 года, германский флот был сокращен до 15000 человек, включая 1500 офицеров, германский императорский флот был переименован в Reichsmarine в эпоху Веймарской войны. Республика. 15 сентября 1919 года его должность в Агентстве морского транспорта закончилась, и он был отправлен в Управление береговой обороны III, а затем IV в Куксхафен-Лехе в качестве руководителя компании. С 1 января 1921 г. он также находился в подчинении штаба Северного моря. Лютьенс был назначен в Управление флота военно-морского командования 7 июня 1921 года. Его командиром здесь был адмирал Пауль Бенке. Здесь Лютьенс занимал должность начальника Управления флота до конца сентября 1923 года. На этой должности Лютьенс занимался стратегическими и военно-морскими вопросами. Это включало наблюдение и анализ Вашингтонской военно-морской конференции и ее соглашений о разоружении. 4 октября 1923 года он вернулся в торпедную группу, приняв на себя командование 3-м торпедным катером-деми-флотилией.

26 сентября 1925 г. он стал 1-м адъютантом Marinestation der Nordsee. Он проработал в этой должности до 2 октября 1929 года. Здесь он был повышен до Korvettenkapitän (капитан корвета) 1 апреля 1926 года. Это назначение было прервано из-за работы на парусной яхте Аста (1–31 августа 1926 г.) и снова для краткого курса торпеды для штабных офицеров в торпедной школе в Мюрвике (5–9 декабря 1927 г.). 21 апреля 1928 года он участвовал в учениях на Шлезиен, затем под командованием Альфреда Заалвехтера, которые завершились 28 апреля. С 14 по 18 августа 1928 года он снова поднялся на борт Шлезиена для учений по торпедной стрельбе. 3 октября 1929 года Лютьенс принял командование 1-й флотилией торпедных катеров в Свинемюнде, нынешнее Свиноуйсьце, которому он командовал до 17 сентября 1931 года. Эта командировка была прервана рядом учебных курсов. первый для штабных офицеров (9–12 января 1930 г.), торпедный курс (3–8 февраля 1930 г.), для командиров и штабных офицеров на руководящих должностях (2–7 февраля 1931 г.) и, наконец, курс мореплавания ( 16–21 февраля 1931 г.)

Адмирал Эрих Редер вызвал Лютьенса в военно-морское командование министерства рейхсвера 17 сентября 1931 г. Вскоре после этого он был назначен в министерство. 1 октября 1931 года он был повышен в звании до Fregattenkapitän (капитан фрегата). В военно-морском командовании Лютьенс сначала занимал должность начальника отдела кадрового и военно-морского командования. 26 сентября 1932 года он был назначен начальником этого отдела, и эту должность Лютенс выполнял до середины сентября 1934 года. Здесь он повысился в звании до Kapitän zur See (капитан в море) 1 июля 1933 года. 209>

Национал-социализм

Немецкий крейсер Карлсруэ у берегов Сан-Диего, Калифорния в 1934 году

30 января 1933 года Нацистская партия, под руководством Адольфа Гитлера пришел к власти в Германии и начал перевооружать флот. В 1935 году Рейхсмарине была переименована в Кригсмарине.

16 сентября 1933 года Лютенс получил командование Карлсруэ и совершил кругосветное путешествие мир с визитами доброй воли. Мюлленхайм-Рехберг, самый старший офицер, переживший последнюю битву Бисмарка, во время командования Лютьенса был кадетом в Карлсруэ. Лютьенс совершил четвертый тренировочный рейс в Карлсруэ. Карлсруэ покинул Киль 22 октября 1934 года. Корабль плыл через Скаген, Азорские острова и Тринидад на восточном побережье Южной Америки, мыс Горн, на западном побережье Юга, Среднюю и Северную Америку до Ванкувера. В Кальяо (25 января - 6 февраля 1935 г.) они присоединились к празднованию 400-летия Перу. Карлсруэ вернулся в Киль 15 июня 1935 года, путешествуя через Панамский канал в Хьюстон, Чарльзтаун и Виго, Испания.

Лютьенс впервые встретился Карл Дёниц, будущий главнокомандующий Кригсмарине в Виго в июне 1935 года. К тому моменту Дёницу было поручено восстановление Подводной лодки, но он потратил лето в море командует Эмденом. По прибытии в порт он встретился с Редером. Рэдер сообщил Дёницу, что:

Лютьенс должен стать начальником отдела офицерского персонала в штабе военно-морском флота с обязательным сформированным офицерский корпус для нового флота, который мы собираемся построить.

В 1936 году был назначен Лютьенс Начальник кадрового управления Кригсмарине, должность, в которой он работал в 1932–1934 годах, а в 1937 году он стал фюрером дер Торпедоботе (начальником торпедных катеров) с Z1 Леберехт Маасс в качестве своего флагмана, и в октябре 1937 года был повышен до Контерадмирала. Находясь в должности начальника отдела кадров, он ничего не сделал для обеспечения соблюдения Нюрнбергских преступлений о гонках в Кригсмарине. В ноябре 1938 года Лютьенс был одним из трех флагманов, включая Дёница, которые выразили письменный протест Рэдеру, главнокомандующему флотом, против антиеврейских Хрустальной ночи погромов.

Его преемник в Marinepersonalamt >Патциг описал Лютьенса как преданного военно-морского офицера, который поставил свою службу народу выше правящей партии. Он также описал его как человека, которого сложно узнать. Суровый, довольно непристойный, он говорил мало, когда говорил, ограничивал свои основные мнения. Патциг сказал о нем «один из самых способных офицеров на службе, очень логичный и проницательный, неподкупный в своих взглядах и привлекательный человек, когда вы его узнаете». Немногие сделали. Приверженность Лютьенса своим офицерским принципам означала, что он не женился до 40 лет, придерживаясь кодекса, согласно которому офицер женился только тогда, когда он был в состоянии содержать жену.

Вторая мировая война

В начале Второй мировой войны Лютьенс был командующим разведывательными силами - Befehlshaber der Aufklärungsstreitkräfte (BdA) - состоящими из немецких эсминцев, торпедных катеров и крейсеров. 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, через два дня спустя Лютенс на своем флагманском корабле Z1 Leberecht Maass и Z9 Wolfgang Zenker участвовали в нападении на польские корабли Gryf и Уичер в Гдыне гавани. Лютенс атаковал с расстояния 14 000 ярдов к юго-востоку от гавани. Поляки ответили эффективно и вынудили немецкие эсминцы выполнить маневры уклонения и установить дымовую завесу, чтобы сбить цель польских артиллеристов. Леберехт Маасс попал в надстройку 152-миллиметровым (6,0 дюймов) снарядом из береговой обороны батареи в Хель, в результате чего четыре члена экипажа погибли и еще четыре были ранены. мужчины. Лютенс приказал прекратить бой через 40 минут, так как огонь немцев был неэффективен. Лютьенс приказал группе Пиллау дозаправиться, и Леберехт Маас отплыл в Свинемюнде для ремонта.

17 октября 1939 года Лютьенс возглавил вылазку в Северное море. На борту своего флагмана Z21 Вильгельм Хайдкамп он возглавил шесть эсминцев с военно-морскими минами. Его собственный корабль не нес мин и служил прикрытием. Они достигли устья Хамбера незамеченными и улетели незамеченными. Через несколько дней среди британских транспортов в этом районе стали возникать убытки. Лютьенс не стал повторять операцию. Его повысили до вице-адмирала и перевели со своим штабом на крейсер Нюрнберг.

Операция Weserübung

Вице-адмирал Лютьенс в апреле 1940 г.

В апреле 1940 г., во время вторжения в Данию и Норвегию (Operation Weserübung ), он служил Визеадмирал (вице-адмирал), командуя силами дальнего прикрытия в Северном море, которые состояли из Шарнхорст и Гнейзенау. Его начальник, визеадмирал Вильгельм Маршал, заболел незадолго до операции, поэтому он принял на себя командование Нарвиком и Тронхеймом десантами.

Лютьенс должен был возглавить «Шарнхорст» и «Гнейзенау» со своим флагом в последнем в операциях сопровождения отряда из 10 эсминцев под командованием фюрера дер Церстёрера (командующего эсминцами) Фридриха Бонте. Флот был нагружен солдатами из 3. Гебиргс-Дивизия под командованием Эдуарда Дитля. Дивизия должна была захватить Нарвик. Лютенс проинформировал своих офицеров на борту Гнайзенау 6 апреля в лице Редера. Лютьенс сомневался в целесообразности всей операции, но он не выказывал своих чувств к подчиненным. Лютенс надеялся, что плохая погода защитит флот от самолетов союза. Небо было чистым, и корабли дважды безрезультатно атаковали бомбардировщики прибрежного командования ВВС Великобритании. Британские летчики доложили о своей позиции, и удивление прошло. Тем не менее, Лютьенс не отставал от графика и доставил войска в Нарвик. Дважды моряка смыло за борт, но оперативный офицер Лютьенса, Генрих Герлах, отметила: «Никаких попыток спасения не предпринималось. Ни в коем случае не должно было прерываться расписание ».

Миссия Лютьенса он должен был отвести британские подразделения от Нарвика и облегчить высадку там и не дать Королевскому флоту атаковать эсминцы и десантные корабли. Во время высадки к его войскам подошла оперативная группа Королевского флота во главе с боевым крейсером HMS Renown. Британский корабль вступил в бой в 05:05, и Лютьенс был вынужден вести безрезультатное сражение с Славой. Лютьенсу удалось извлечь немецкие суда, не нанеся серьезных боевых повреждений. Он считал свою операцию успешной. Лютьенс почти передумал во время битвы, что генеральный бой может принести облегчение немецких эсминцев в Нарвике - сила, от которой он был фактически вынужден отказаться перед лицом превосходства на море. Но перспектива столкнуться с HMS Rodney, которая, как теперь известно, немецкой военно-морской разведке, находится поблизости, была слишком рискованной. В результате сражений при Нарвике 10 немецких эсминцев были потоплены, и кампания за порт продолжалась до июня. Бонте был убит, когда его командирский корабль, Вильгельм Хайдкамп, взорвался.

Возможно, у него была возможность включить и потопить Renown, атакуя с разных сторон, используя Scharnhorst и Gneisenau, но сопровождающие его британские эсминцы были хорошо расположены присоединиться к битве, если бы он это сделал. Его главнокомандующий Редер одобрил его действия, которые поставили бы его напротив чистого восточного горизонта, в отличие от врага расположенного на затемненном западном горизонте. Действия в то время давали противнику более четкий силуэт, в который можно было бы прицелиться, и несколько затенять британские корабли. Более, если бы любой из немецких кораблей был обездвижен «Славой», они были бы уязвимы для торпедной атаки британских эсминцев. При таких обстоятельствах Редер чувствовал, что у англичан было бы тактическое преимущество. Позже Лютенс встретился с крейсером Адмирал Хиппер и 12 апреля достиг Вильгельмсхафена, избежав крупных боевых действий флота.

Лютенс был косвенно вовлечен в другое сражение. Силы Тронхейма глобл тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», который направил немецкие эсминцы Z11 Бернд фон Арним и Z18 Ганс Людеманн на поиски человека, которого смыло за борт. В густом тумане они столкнулись с HMS Glowworm. Светлячок обогнал более легкие немецкие суда, они вышли из боя и обратились за помощью. Лютенс приказал Хипперу помочь. Тяжелый крейсер потопил «Светлячка», но не раньше, чем британский корабль протаранил ее более крупного назначения и нанес ей значительный ущерб. Когда Лютьенс сошел на берег в Вильгельмсхафене, его решение покинуть группу эсминцев Бонте в Нарвике сильно повлияло на него. После возвращения Лютьенса он узнал, что Маршалл выздоровел и принял командование.

Командующий флотом

В июне и июле 1940 года он стал командующим линкоров и третьим Флоттенчефом (командующим флотом) Кригсмарине, положение сравнимо с британским главнокомандующим флотом метрополии. Его предшественник, вице-адмирал Вильгельм Маршалл неоднократно расходился с Редером по поводу той степени, в какой степени Flottenchef должен подчиняться приказам во время работы в море. Маршалл вел Шарнхорст и Гнейзенау перехватить союзные военно-морские силы, отходящие из Норвегии вопреки приказу. 8 июня 1940 г. он вступил в бой и потопил авианосец Славный и сопровождающие его эсминцы Акаста и Пламенный. В ходе боя «Шарнхорст» был сильно поврежден торпедой. Маршалл был уволен Редером, потому что главнокомандующий Кригсмарине счел этот эпизод неприемлемым. Редер рассматривал потопление как «тренировку по мишеням» и ущерб, нанесенный «Шарнхорсту» и, следовательно, Гнейзенау, компенсировал эту победу, по его мнению.

Десять дней спустя Лютьенс получил командование флотом на временной основе. Редер считал Лютьенса отличным тактиком, отличным штабным офицером и лидером с важнейшим боевым и оперативным опытом. После войны откровенно высказался о своем решении Ред повышения Лютьенса по служебной лестнице. Рэдер сказал о своем прогрессе: «У него также был опыт работы с персоналом, и в моем начальника отдела кадров он заслужил особое доверие за годы тесного сотрудничества». Редер выразил уверенность, что Лютьенс проявил мудрое суждение и вряд ли будет действовать опрометчиво. Находясь в море, он позволяет управлять ситуацией и принимать оперативные решения по своему усмотрению. Несмотря на то, что он описывался как сдержанный и недоступный по отношению к подчиненным, он считался «непоколебимым и надежным». Гитлер поблагодарил Лютьенса за «подготовку и руководство флотом в действии» и наградил его Рыцарским крестом Железного креста 14 июня 1940 года.

Шарнхорст был вынужден сделать для Тронхейма после ликвидации последствий аварийного ремонта. Под своим флагом в Гнайзенау Лютьенс взял на себя командование своим первым рейсом в качестве Флоттеншефа на борту крупного корабля. 20 июня 1940 года он отплыл в компании с адмиралом Хиппером к Северному морю в надежде отвлечь внимание от Шарнхорста, пока тот совершал опасный переход из Норвегии в Германию. Операция прошла успешно, но Гнейзенау был торпедирован подводной лодкой HMS Clyde и серьезно поврежден.

План боя для операции «Морской лев».

В июле 1940 года Гитлер приказал подготовить операцию «Морской лев»., вторжение в Соединенное Королевство после победы во Франции. В то время как Люфтваффе участвовали в Королевских ВВС (RAF) в так называемой Битве за Британию, чтобы расчистить небо, немецкое военно-морское командование начало планировать штурм на юге Англии. Лютьенс, как командующий флотом, отвечал за проведение морских операций на основе стратегии, разработанной его начальником Заалвехтером, командовал военно-морской группой Запад. Заалвехтер ответил главнокомандующему Редеру.

Лютьенс должен был активно участвовать в планировании высадки на море. Флот хотел высадиться на узком фронте из-за своих ограниченных ресурсов, и Лютенс планировал соответственно. Он обосновался в фешенебельном торговом городке Трувиль около Гавра. Огромные материально-технические усилия, которые потребовали от ВМФ переброски кадровых командных структур и персонала во Францию, означали, что его командный пункт не был полностью готов к работе до августа 1940 года. Фридрих Руге был назначен Лютьенсом командиром шахты с этой целью разминирования британских военно-морских минных полей и постановлений немецких минных зон, чтобы помешать операциям Королевского флота. Тем временем Лютенс прочесал континент в поисках 1800 речных барж, 500 буксиров, 150 пароходов и 1200 моторных лодок, которые считались необходимыми для операций. Около 24 000 человек были откомандированы из других служб и обучены в качестве члена экипажа десантного катера.

Лютьенс был ограничен недостатком огневой мощи в немецком флоте. Он уполномочил Руге организовать высадку. Передовые отряды (Vorausabteilungen) должны были быть штурмовать пляж силой батальона. Следующее судно должно разминировать, позволяя артиллерийским подставкам и буксирам, несущим танковые части, беспрепятственно следовать за ним. Моторные лодки меньшего размера выгружали инженеров, чтобы расчищать препятствия и действовать как челночные лодки между судами и пляжем. Они будут метаться в и вперед, доставляя армейские части на сушу, чтобы расширить плацдарм и флотилии высадиться в полном составе. Лютенс рекомендовал использовать старые линкоры Schlesien и Schleswig-Holstein в качестве огневой поддержки для защиты переправы. Лютенс предпочитает высаживать корабли на берег Варне, чтобы они служили корабли для артиллерийского огня. Он думал, что они лучше всего могли бы выступить в качестве опорных пунктов, чтобы не допустить прохода через Дуврский пролив для британцев. Редер согласился, но они были опровергнуты техническими экспертами, которые утверждали, что старые корабли слишком склонны к опрокидыванию, а их неподвижное положение было слишком уязвимым, а их вооружение было слишком слабым, чтобы выполнять работу эффективно.

Лютьенс продолжал планировать приготовления в качестве Бушевала битва за Британию. К сентябрю он завершил план высадки всей 16-й немецкой армии под командованием Эрнста Буша между Дилом и Гастингсом - местом последнее успешное вторжение в Англию в 1066 г. - и 9-я немецкая армия между Гастингсом и Уортингом на западе. Мнение Лютьенса о шансах на успех не известно. Сражения в Норвегии его без крупного капитального корабля. В действительности Лютьенс никогда не подвергался испытаниям. Воздушный бой над Британией был проигран, и к концу 1940 года планы вторжения были отложены, поскольку Гитлер повернул на восток для кампании против Советского Союза. Немецкая военно-морская стратегия обратилась к мыслям о осаде и разрушении британских морских путей, снабжали страну из-за океана и, в частности, Северной Америки.

Операция Берлин

Шарнхорст и Гнейзенау были к зиме снова были готовы к действию. Теперь их задействовать союзные торговые суда, доставляющие в Британию военное снаряжение. Как командующий флотом, это будет первая операция Лютьенса в битве за Атлантику. Она получила название Операция Берлин. 28 декабря 1940 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау», на которых адмирал Лютьенс поднял свой флаг, покинули Германию для атлантического рейда. Однако из-за погодных условий Лютенс приказал вернуться в порт: Гнейзенау в Киль и Шарнхорст в Гдыню. Во время ремонта группа ВМФ «Запад» подчеркнула. Лютьенс повторил свой постоянный приказ капитанам: «Наша задача - погрузить как можно больше людей под воду».

22 января 1941 г. возобновленная миссия была отложена на несколько дней из-за появления британских кораблей. вблизи норвежского побережья и неспособность преследователей подводных лодок и эсминцев сопровождать их в Северный Ледовитый океан. Лютенс предпочел пройти между Исландией и Фарерскими островами. Без ведома Лютьенса, его корабли были замечены британскими агентами, проплывающими мимо Зеландии, Дания. Британский главнокомандующий флотом метрополии адмирал Джон Тови был предупрежден и направил три линкора, восемь крейсеров и 11 эсминцев на охоту за немецкими кораблями, соответственно, в надежде перехватить немцев у южной Исландии. Крейсер Naiad ненадолго заметил немецкие корабли 28 января, когда Лютенс готовился прорваться через разрыв Исландия-Фарерские острова, и доложил об их местоположении. Немецкий адмирал быстро решил отойти на север с намерением пройти через Датский пролив. 30 января Лютьенс решил заправиться с танкера «Торн» у острова Ян-Майен, прежде чем предпринять попытку прорыва. После дозаправки Лютенс отплыл и 4 февраля ускользнул в Атлантику. К счастью для Лютьенса, Тови отклонил наблюдение Найядой как иллюзию и вернулся в порт.

Свободно в Атлантике

капитан Хоффманн. Бывший ученик и соратник Лютьенса в Берлине.

Лютенс теперь имел оперативную инициативу. У него был выбор из двух возможных мест убийства. К северу стояли конвои HX и SC, которые следовали между Великобританией и Канадой. К югу конвои SL и OG курсировали между Великобританией, Гибралтаром и Фритауном. Он решил сделать выбор в пользу операций на севере. Он использовал адмирала Хиппера, который в тот момент также находился в Атлантике, чтобы отвлечь ее, приказав ей отправиться на юг. Оглядываясь назад, это была ошибка суждения. Приказ Лютьенса состоял в том, чтобы избегать боя на равных. Он не осознавал - и не должен был знать, - что южные конвои практически не были защищены на этом этапе войны, но по приказу британского Адмиралтейства все северные конвои имели эскорт, по крайней мере, из одного Большой корабль. Немецкая разведка предупредила его, что Ramillies и Revenge базируются в Галифаксе, Новая Шотландия. Он подсчитал, что они могут сопровождать конвои всего в 1000 миль к востоку от своей базы, и поэтому начал поиск целей, помня об этом.

8 февраля B-Dienst предупредил немецкие военные корабли. из конвоя HX 106, который отправился из Галифакс, Новая Шотландия 31 января. Лютенс планировал движение клешней, сходящееся с севера и юга. Конвой сопровождал Рамиллис, вооруженный восемью 15-дюймовыми орудиями. Когда линкор был замечен, Лютьенс строго выполнил директиву Seekriegsleitung не вступать в бой с крупными кораблями противника.

Курт-Цезарь Хоффманн, капитан Шарнхорста, попытался отвести британский линкор, так что что Гнейзенау мог потопить торговые суда. Лютенс, однако, не понял намерений Хоффмана, о которых капитан «Шарнхорста» не смог подробно сообщить в такой короткий срок. Последовал жаркий разговор по радио, в котором Лютенс обвинил его в неподчинении приказам, поскольку он не отвернулся сразу. Вражеский корабль не покинул конвой, и теперь Лютьенс жаловался, что британцы будут предупреждены об их позиции, и, как следствие, успешные атаки теперь будет труднее выполнять. На самом деле опасения Лютьенса были необоснованными, и удача снова была на его стороне. У британцев было зрение только один немецкий корабль. Было известно, что Хиппер находится в море, предполагалось, что это было немецкое судно, скрывающееся вокруг конвоя. Отказ Тови от отчета «Наяд» скрывал присутствие немецких кораблей. Тови все еще считал, что они все еще в немецких портах. Разногласия не повредили хорошим отношениям двух мужчин.

Корабли встретились между Исландией и Канадой с танкерами Эссо Гамбург и Шлеттштадт 15 февраля. 22 февраля, после семи дней безрезультатных поисков примерно в 500 морских милях к востоку от Ньюфаундленда, немецкий радар обнаружил пять пустых грузовых судов из конвоя, следовавшего на запад без сопровождения в направлении американской портов. Конвой идентифицировал немецкие корабли, и вскоре радиоволны были заняты сигналами, посланными неистовыми британскими торговцами, которые пытались разойтись. Линкоры быстро закрылись и потопил четыре. Еще один корабль, 5500-тонный Харлсден, несильный беспроводной, но временно уклонился от них. Намереваясь заставить его замолчать, Лютьенс послал свой Арадо Ар 196, чтобы найти его. По возвращении пилот Арадо сообщил, что уничтожил антенну, но получил повреждения от ответного огня. Его позиция теперь известна, немецкие корабли приблизились к Харлесдену и потопили его в 23:00. Дневной перевал составил около 25 000 тонн. С другой стороны, погоня и действие происходили на большом расстоянии, а расход боеприпасов был дорогим. Лютьенс впервые с 8 февраля включил свое радио и приказал корабля снабжения Эссо Гамбург и Шлеттштадт встретить его у Азорских островов, чтобы он мог пополнить запасы. 26 февраля он выгрузил 180 военнопленных на танкеры «Эрмланд» и «Фридрих Бреме». В бою 22 февраля только 11 матросов союзников пострадали.

Разочарованные отсутствием целей на севере, корабли Лютьенса затемлыли к берегам регистрация Африки. 3 марта 1941 г. они достигли островов Зеленого Мыса. 5 марта он попытался отправить свой самолет на поиски кораблей, но обнаружил его через четыре часа после того, как у машины закончилось топливо. Настойчивость Лютьенса окупилась. В 23:00 5 марта он получил беспроводное сообщение из Германии, в котором сообщалось, что U-124 заметила два больших корабля недалеко от их позиции. «Арадо» пролетел над подводной лодкой, которая была предупреждена о том, что в этом районе могут находиться немецкие коммерческие рейдеры. 7 марта был замечен конвой SL-67 в сопровождении линкора HMS Malaya. И снова Лютьенс повиновался его приказам, а не своим инстинктам. Он отступил, но прикрыл конвой, направив U-124 и U-105 на врага. Первый потопил пять, второй - один корабль. Лютьенс снова вбежал в конвой, когда стемнело, но немцы отвернулись, чтобы защитить свои битвы с Малайей. В пути было потоплено греческое судно Marathon (7926 тонн). Он перевозил уголь в Александрию.

Бегство во Францию ​​

11 марта он получил сообщение от Группы Запад. Адмирал Шеер и немецкая разведка должна действовать на севере, и немецкая разведка была предупреждена о возможностях, что британские силы, состоящие из британцев, будут двигаться западным курсом из стротара. Лютьенс был создан через Датский пролив. Он решил, что лучший способ привлечь внимание британцев - отправиться в Брест,, по французской конвенции HX. Лютьенс решил задействовать все свои силы, в том числе корабли снабжения, для поиска жертв. Находясь в 30 милях в ряд, они плыли между 39 ° северной широты и 46 ° западной долготы. Лютьенс перехватил норвежский танкер Bianca (5688 тонн), Polykarb (6500 тонн) и британский San Casimiro (8000 тонн). Ему удалось захватить корабли, и его призовые команды были отправлены в Бордо. Сделал это только Поликарб. Остальные были затоплены их немецкими экипажами, когда к ним подошел HMS Renown. Еще три были потоплены немецкими линкорами.

Корабли снабжения «Укермарк» и «Эрмланд» подали сигнал, что они заметили еще один конвой. Они действовали как пастыри, когда бросились на пораженных торговцев и гнали их к немецким линкорам. 15 марта Лютьенс начал атаку. Были потоплены Empire of Industry (бывшая немецкая), Mangkai (ранее немецкий Scheer), Silverfix, Demerton, Grandi, Royal Crown, Sardinian Prince и французский Myson. Среди компании была чилийская Reefer. Всего 1800 тонн, корабль задымил и ответил огнем Гнезена. Полагая, что он замаскирован под вражеский крейсер или разведчик, немцы отошли на безопасное расстояние и потопили его вместе с батареями. Это была небольшая цель, на поражение которой потребовалось 73 снаряда. HMS Родни появился 15 минут спустя и бросил вызов. По мнению Лютьенса, это подтвердило его подозрения о судне о разведчике. Лютьенс назвал Гнейзенау «HMS Emerald», выиграв время, пока работал над побегом. Это сработало, и Родни остался забрать выживших из чилийского рефрижератора. Переведя 200 пленных, он взял курс на Брест, Франция. 20 марта адмирал Лютьенс, замеченный самолетом HMS Ark Royal, сумел уклониться от британских военных кораблей и достиг Бреста в 07:00 22 марта. Путешествие 17 800 морских миль (20 500 миль; 33 000 км) за 59 дней стало рекордом для немецких крупных кораблей.

Редер остался доволен Лютьенсом. Он описал свою операцию в Атлантике как «безупречную. Он неизменно точно оценивал ситуацию и добился заслуженного успеха ». Восторженная поддержка Редера, вероятно, была вызвана твердым соблюдением Лютьенса инструкций своего главнокомандующего. Seekriegsleitung был более критичным. Он признал ограничения, наложенные на Лютьенса, но подумал, что Лютьенс мог потребовать большей свободы действий после столкновения с Рамиллиесом. Штабные офицеры считали тактическую оценку ситуации Хоффманом правильной.

Operation Rheinübung

Кормовая верхняя палуба «Бисмарка» за башней «Цезарь». Здесь располагались жилые и рабочие помещения адмиральского штаба.

Затем были составлены планы для Лютьенса команд операцией Rheinübung с захватом всех современных немецких линкоров и линейных крейсеров - Бисмарк, Тирпиц, Шарнхорст и Гнейзенау - во время рейда в Атлантику. По разным причинам «Тирпиц» и два линейных крейсера не могли быть готовы к операциям, поэтому продолжились только «Бисмарк» и тяжелый крейсер Принц Ойген под командованием Гельмут Бринкманн. Подготовительные и оперативные инструкции были подготовлены морской группой «Запад» под командованием генерал-адмирала Саалвехтера и морской группенкоманды «Ост» под командованием генерал-адмирала Рольфа Карлса. 8 апреля 1941 года Лютенс встретился с адмиралом Дёницем в Париже. Дёниц последнего плана:

Я встретил адмирала Лютьенса, адмирала, командующего флотом, в Париже. Я хорошо знал Лютьенса и очень его уважал. В те же годы мы командовали крейсерами Карлсруэ и Эмден соответственно. По окончании зарубежных командировок мы вернулись в Германию в компании. В, непосредственно перед войной, когда годы я был старшим офицером подводных лодок, Лютьенс был офицером, командующим торпедными катерами. Мы часто придерживаемся одинаковых взглядов на военно-морские вопросы и во всем сходились во взглядах. На нашей конференции мы определили поддержку предлагаемую «Бисмарку» подводные лодки следующим образом:.

1. Подводные лодки продолжали движение, как обычно, на своих обычных позициях. 2. Когда, пока надводные корабли находились в море, появлялась возможность для совместных действий с подводными лодками, нужно было приложить все усилия, чтобы использовать ее в полной мере. С этой целью на «Бисмарк» будет назначен опытный офицер подводных лодок..

3. На радиочастоты, используемой подводными лодками, адмирал, будет постоянно получать информацию о расположении лодок и намерениях командования подводных лодок.

Мнение Лютьенса

Редер очень хотел начать операцию во время новолуния 26 апреля. Его желания были сорваны серией неудач. Prinz Eugen неоднократно откладывался от ввода в строй. Бомбардировка Королевских ВВС (RAF), учебная торпеда и подрыв мин задержали ее с середины апреля до середины мая. Рэдер использовал это время, чтобы посоветоваться со своим командующим флотом. Лютенс отправился в Берлин 26 апреля 1941 года, чтобы встретиться с ним. Какое-то время Лютьенс безуспешно пытался изменить мнение Редера и подождать, пока Тирпиц, Шарнхорст и Гнейзенау будут готовы. Он утверждал, что немецкий флот не следует кормить «чайной ложкой по чайной ложке» в битве с противником.

Однако Лютьенс должна помочь своим главнокомандующим, и он в конце концов решил, что операция начаться как можно скорее, чтобы не дать врагу передышки. Онился с тем, что нынешняя ситуация означает, что немецкие морские корабли присутствовать в Атлантике. Хотя Редер настаивал на операции, он посоветовал Лютьенсу действовать вдумчиво и осторожно, не слишком рискуя. Рэдер, однако, увещевал своего подчиненного об одном: если он был приведен в бой, несмотря на все его усилия, он должен быть проведен в полную до конца. Он предоставил Лютьенсу полную свободу действий, поскольку только он мог судить о непосредственной ситуации в море. Позже Редер писал: «Лютьенсу очень доверяет то, что он без колебаний выразил мне эту точку зрения так откровенно. Затем я попытался убедить его в убедительности моих аргументов... Хотя Лютьенса, возможно, не полностью убедили мои взгляды., наше обсуждение закончилось полным пониманием ».

Лютьенс попросил совета у нескольких коллег и друзей. Сначала он поговорил с Куртом Фрике, начальником отдела операций Редера. Когда Фрике делать поинтересовался, если к нему приблизятся подавляющие силы, Лютенс ответил, что побежит домой. Что касается военно-морского командования, это была его политика. Он разыскал своего друга, Патцига, который командовал адмиралом Графом Шпее, и человеком, которого он знал с 1907 года. Патциг утверждал, что ему следует остаться в португалец. Он заметил, что глупо рисковать главнокомандующим флотом в ограниченной операции с одним крупным кораблем. Лютенс согласился, но боялся, что его сочтут трусом, если он откажется от команды. Его напутственные слова Патцигу были фаталистическими:

Учитывая неравное соотношение сил, я придерживаюсь мнения, что рано или мне придется пожертвовать собой. Я закрыл свою личную жизнь и полон решимости с честью выполнить мне поручение, так или иначе.

После этой встречи Лютенс признался визеадмиралу Гансу-Эриху Фоссу, затем работал в Штаб Редера, что «выживание было невероятным», и попрощался с ним.

Наконец, он встретился со своим бывшим командиром в Норвегии, Маршаллом. Он посоветовал Лютьенсу не слишком внимательно следует приказам Редера, поскольку ситуация в Атлантике может измениться в любой момент. Лютьенс и слышать об этом не хотел. Он отказался отклоняться от своих постоянных приказов. Он напомнил Маршаллу, что два командира флота уже отстранены от командования - Маршалл был одним из них - и что он будет выполнять данные ему приказы. Что подавляло и без того потемневшее настроение Лютьенса, так это Эрнст Линдеманн, капитан Бисмарка, Карл Топп из Marineamt сказал, что несколько военных игр были отправлены посмотреть, что на каждом шагу и при любых обстоятельствах обнаруживается. Линдеманн, несомненно, передал бы эту информацию Лютьенсу.

Персонал Лютьенса для операции Rheinübung состоял из следующих офицеров:

ИмяРангРоль
Харальд Нетцбандт Kapitän zur SeeНачальник штаба
Эмиль МелмсKapitän zur См.2-й адмирал штаба, офицер артиллерийского флота, персонал Офицер
Др. Ханс-Релефф РигеФлоттенарцт (посмертно адмираларцт)Доктор с командованием флота
Гельмут МаршалHauptregierungsrat из заповедниковМете
Полетете АшерFregattenkapitän1-й штабной адмирал
Карл ТаннеманнFregattenkapitän (Ing.) (Посмертно Kapitän (Ing.))Инженер флота
Др. Эдуард ЛангерМариноберкригсгерихтсратСудья флота
Ганс НицшкеКорветтенкапитян4-й штабной офицер адмирала
Др. Хайнц ЭкстернбринкHilfsregierungsratМетеоролог
Генрих ШлютерМаринбаурат

Оперативные решения

Эрнст Линдеманн, капитан корабля «Бисмарк»

18 мая операция началась. 18 мая Лютьенс сообщил Линдеманну и Бринкманну, что намерен отправиться в Арктику и заправиться в море. Три дня спустя в норвежских водах Лютьенс приказал заправить топливо в Гримстад-фьорде около Бергена. Он не сообщил ни Линдеманну, ни Бринкманну, чтобы бросить якорь и заправиться топливом. По своему обыкновению, он не объяснил, почему он передумал.

Пока Prinz Eugen заправлялся топливом, Лютьенс отказался доливать бензин в Bismarck. Разрыв одного из топливопроводов позволял только первоначальный приток 6000. Еще 2000 тонн должны были быть приняты в море. Судну не хватило 200 тонн на Балтике и с тех пор сгорело 1000 тонн, достигнув Норвегии. Лютьенс знал, что немецкий танкер Weissenberg ждал его в Арктике, всего в дополнительном дне плавания, но дальше от любопытных британских британских. Возможно, он намеревался пополнить запасы. В том случае, если он не заправлялся во время операции.

На следующий день, 22 мая, он получил сообщение, что четыре британских линкора, возможно, авианосец, и сильный эскорт эсминцы все еще стояли на якоре в Скапа-Флоу. Хотя это и было ошибкой, похоже, что это повлияло на решение Лютьенса не бездельничать и пока разворачиваются события, а немедленно приступить к прорыву, который не дал бы времени для дозаправки до достижений Атлантики. Этот ошибочный отчет разведки, вероятно, предположительно развеял любые сомнения Лютьенса относительно выбранного им маршрута. Этот шаг вызвал бы первое из нескольких разногласий с капитаном Линдеманном. Линдеманн предпочел маршрут к югу от Исландии, но снова победил Лютенс и его лаконичный стиль.

Он также отверг желание генерал-адмирала Карлса прорваться через более южный разрыв между Фарерскими островами и Исландией. Как обычно, он не дал никаких объяснений в оперативном направлении. В то время как затопленные льдом районы северной Исландии и Датский пролив мог легко патрулироваться противником, как полагал Карлс, это обеспечивало условия низкой видимости, давая ему столь необходимое укрытие. Тем не менее, он продолжал расстраивать своих младших офицеров. Метеоролог Хайнц Экстернбринк увеличивает скорость, чтобы не отставать от быстро движущегося облака, дающего ему укрытие. Лютенс отказался без комментариев, и Экстернбринк выразил свой гнев Буркарду фон Мюлленхайм-Рехбергу, самому высокопоставленному офицеру, пережившему операцию. Несмотря на его намерения, британцы были предупреждены об операции группы шведами, норвежским сопротивлением и воздушной разведкой.

Линдеманн оставался на грани. Как капитан, он был в курсе военно-морских разведки, B-Dienst, которая теперь сообщала ему о перемещении через вход. Большой контингент вражеских крупных кораблей собирался в Скапа-Флоу. Его старший врач, доктор Отто Шнайдер, заметил, что Линдеманн осознает опасность, с которой сталкивается его корабль. Но только адмирал Лютьенс мог отменить операцию. Он не проявил никакого желания вызвать свои намерения ни с капитаном Линдеманном, ни с Бринкманном, ни их обоих в ярость. Лютьенс не намекал на намерения ни своему эскорту эсминца, который он отпустил около Тронхейма, ни генерал-адмиралу Карлсу. Карлс открыто выразил свое недовольство отсутствием общения, полагая, что Лютьенс колеблется. Лишь вечером 22 мая он поделился своим намерением прорваться через Датский пролив со своими капитанами; возможно, воодушевленный знанием того, что британские Force H теперь будут задействованы в начале битвы за Крит. Непогода дала ему необходимое прикрытие. Избегая возможности дозаправки, он направился на запад, к северу от Исландии.

Лютьенс не знал, что британцы следили за ним до 23 мая, когда его корабли столкнулись с тяжелыми крейсерами HMS Norfolk и Саффолк, среди льдов Гренландии. Lütjens получил идентификацию первого корабля как последнего судна. Он дал код JOTDORA: разрешение на стрельбу. Были произведены выстрелы, серьезные повреждения ни одна из сторон не нанесла, британские крейсеры, лишенные вооружения, быстро отошли, хотя они оставались в пределах досягаемости радаров и продолжали преследовать немецкие корабли. Шок от выстрелов из тяжелых орудий Бисмарка отключил ее поисковый радар, поэтому Лютенс приказал принцу Ойгену взять на себя инициативу. Когда они проезжали мимо друг друга, электрическое кнопочное колесо «Бисмарка» заклинило, и оно повернуло к немецкому крейсеру. Сообразительность Бринкманна позволила избежать столкновения. Во время шквального открытия Лютьенс попытался выйти на 180 градусов, чтобы застать нападающих врасплох, но британский радар раскрыл маневр и отступил. Лютьенс не мог поколебать своих преследователей. Он считал, что у них есть радар нового типа, еще неизвестный немцам.

Тактическое командование в бою

Поворот Бисмарка ⁄ 4 по часовой стрелке 25 мая. Тактика Лютьенса оказалась весьма успешной: он освободился от преследователей.

Рано утром 24 мая 1941 г. гидрофоны Prinz Eugen появились два приближающихся больших корабля. Вице-адмирал Ланселот Холланд на своем флагманском линейном крейсере HMS Hood и линкор HMS Prince of Wales направлялись к ним. Так началась битва у Датского пролива. Вскоре Лютьенсу сообщили, что эти два корабля являются тяжелыми вражескими частями по размеру надстройки, но он не знал их идентичности, пока они не изменили свое отношение. Столкнувшись с вражескими боевыми кораблями, Лютьенс отвернулся, чтобы подумать и спланировать свой ответ противникам, которые явно пытались сразиться с ним.

Первым инстинктом Лютьенса было попытаться скрупулезно обогнать британские корабли. подчиняться его приказам. Он стал еще более неохотно соглашаться на битву после того, как ведущее вражеское идентифицировано как Худ. Даже после того, как Худ начал стрелять по двум кораблям и стало очевидно, что сражение неизбежно, Лютенс не хотел открывать ответный огонь. Он приказал своему начальнику йомен подать сигнал Принцу Ойгену открыть огонь по головному вражескому кораблю, но не по Бисмарку, к большому раздражению капитана Линдеманна, у которого была перспектива потерпеть еще одно разногласие с адмиралом. 209>

Первый артиллерийский офицер Адальберт Шнайдер неоднократно запрашивал ответный огонь; методично сообщать о залпах и спрашивать разрешение на огонь. Лютьенс, сам специалист по артиллерии, ждал, пока не упадет дальность. Более того, позиция англичан поместила их на внешней границе его главных батарей, которые теперь были наклонены за корму корабля. Лютенс также опасался израсходовать тяжелые снаряды, которые требовались для рейдерских операций и возможного будущего сражения. Он не мог себе израсходовать боеприпасы для регистрации своего оружия, вместо этого предпочитая бой на близком расстоянии. Он дождался оптимального момента, чтобы открыть ответный огонь.

Некоторые свидетели свидетельствуют, что капитан Линдеман пробормотал: «Я не позволил, чтобы мой корабль выстрелили из-под моей задницы. Открывайте огонь! ». Наконец Лютенс отдал приказ открыть ответный огонь. Затем Лютьенс приказал повернуть налево, и пересек T Голландии, в то время как его противник повернулся, чтобы пустить в ход все британские орудия. Незадолго до выстрела «Бисмарк» попал в бак, хотя «Принц Ойген» зарегистрировал попадания в Худ, в результате чего началась большая серия пожаров, что облегчило немцам наступление на ее позицию. Затем Бисмарк нацелился на Худ.

Лютьенс не соблюдал немецкие тактические правила того времени, чтобы link свой более слабый крейсер на незанятой стороне своего линкора и вне досягаемости. Вместо этого он держал ее в строю, чтобы максимизировать свою огневую мощь, даже на то, что оба врага теперь вели залпы поперек линии огня друг друга. Как только шансы были увеличены, он приказал ей отступить и использовать свой радар для наблюдения за британскими крейсерами, все еще преследующими немецкие войска. Шнайдер наблюдал за пятым залпом удара «Худ» с расстояния 17 500 ярдов. Было замечено два всплеска. По всей видимости, один или несколько снарядов «вонзились» в Капюшон, по-видимому, безрезультатно, что заставило офицеров-артиллеристов поверить в то, что это была неработающая снасть. Спустя несколько мгновений Худ взорвался, что вызвало большое волнение на немецких кораблях. Лютьенс оставался равнодушным. Немцы повернули огонь по принцу Уэльскому, нанеся семь разрушительных ударов, и капитан Джон Лич отступил на безопасное расстояние.

Линдеманн, руководствуясь тактической ситуацией, хотел уничтожить поврежденный корабль. По его оценке, двух-трехчасовой погони было бы достаточно. Лютьенс, помня о приказе флота, исключил ненужные боевые действия с вражескими крупными кораблями, без обсуждения его протесты. Лютьенс с подозрением относился к полученным им сведениям, что за несколько дней до этого ему сказали, что Худ у берегов регистрация Африки. Он больше не мог быть уверен, сколько еще крупных вражеских кораблей может быть в этом районе. О длительной битве с принцем Уэльским не могло быть и речи, и он отправился на бескрайние просторы Атлантики, где потерял свои преследователи и необходимое пространство для маневра.

Тактика Лютьенса доказала свою эффективность. полезен в двух отношениях. После битвы с Капюшоном он направился прямо на своих преследователей, оттесняя их, в то время как его тяжелый крейсер скрылся из зоны действия радаров. 25 мая, в свой 52-й день рождения, он, несмотря на постоянные действия и истощение, приказал совершить хитрый маневр. Он приказал набрать полную скорость, а затем повернуть на три четверти по часовой стрелке, как только его преследователи достигли предела радиолокационной дальности. Британские крейсеры делали зигзаги, чтобы избежать попадания немецких подводных лодок, которые, по их мнению, находились поблизости. На внешнем краю своего левого поворота они будут на пределе дальности действия своего радара. Это помогло ему уйти от вражеского радара, направиться в противоположном направлении, а затем, оказавшись позади них, пройти через их кильватер и избежать попытки восстановить контакт.

Движение сработало, и он на короткое время уклонился от англичан.. Затем Лютьенс нарушил радиомолчание, давая британцам приблизительное представление о его широте, но не его долготе. Он продолжал верить, что за ним следят. Военно-морская группа «Запад» проинформировала его, чтобы он отправлял только тактические радиосигналы и не рисковал передать длинные радиосигналы в Париж, поскольку они были уверены, что он прервал связь. Лютенс, уже не доверявший B-Dienst, проигнорировал предупреждения. К счастью, только вечером 25 мая британцы осознали, что он направляется во Францию ​​. К этому времени Лютьенс значительно опередил своих преследователей. Однако это оказалось серьезной ошибкой. Хотя допустили ошибки британцы, обнаружив ее, перехваченное сообщение им нанести авиаудары по кораблю в течение следующих двух дней.

Руководство в кризисной ситуации

Лютьенс связался по радио Вильгельмсхафен и Берлин и все военно-морские команды, касающиеся затопления Гуда, постоянно, пока его сообщение не было подтверждено. Его получили только в 14:40 в Берлине. На борту Prinz Eugen капитан Бринкманн отмечал, что такие действия опасны. Он записал в военном дневнике корабля, что Лютьенс настаивал на том, чтобы изменить курс передавалось береговым командам по радио; затем подтверждается окончательным "Выполнить!" порядок, был ненужным и рискованным. Утром 25 мая, в свой 52-й день рождения, Лютьенс настаивал, отправив длинное сообщение о акции «Худ». Было очевидно, что он ошибочно полагает, что он все еще находится под наблюдением англичан, и поэтому любое сообщение не могло причинить вреда, поскольку его позиция была известна противнику.

Враг, думал Бринкманн, мог и будет собирать важные разведданные. от самых, казалось бы, безобидных посланий, и, следовательно, его командующий флотом поступил глупо, посылая их. В 8.01, снова не посоветовавшись с Линдеманном или Бринкманном, он сообщил по рации Главному морскому командованию о своем намерении отправиться к Св. Назера и отдать свой тяжелый крейсер для торговых операций. Германии не было передано никаких упоминаний о масштабе нанесенного Бисмарком. Корабль потерпел крушение на носу. Снаряд перерезал топливопроводы, ведущие к передним топливным бакам, позволив морской воде проникнуть через отверстие, расположенное чуть выше ватерлинии. В Германии Редер и его сотрудники чувствовали себя неспособными отдать Лютьену какие-либо приказы, поскольку у них не было информации о состоянии оперативной группы.

Последнее сообщение Лютьенса, информирующее немецкое командование о своем намерении до последнего сражаться против

Тем временем Лютьенс оценил свое затруднительное положение. Во-первых, он считал, что за ним следит отряд кораблей с превосходным радаром. Во-вторых, был утерян элемент неожиданности. В-третьих, у линкора кончалось топливо; его решение не дозаправляться в Норвегии или Норвежском море теперь стало актуальным. В-четвертых, он думал, что отрядет эффективный линкор HMS King George V, который, как он думал, ведет его в ловушку с вражеским флотом, предупрежденным о судьбе Худа. В-пятых, морская вода замедлила его на два узла. Его корабль потерял часть электроэнергии, и соленая вода угрожала попасть в топливопроводы и отключить два котла. Линдеманн выступал за возвращение через Датский пролив в Норвегию. По его мнению, корабль был слишком хорош, чтобы рисковать в еще одной неравной борьбе. Лютенс отклонил его предложение. Это приводит его слишком близко к Британским островам и подвергнет наибольшей концентрации вражеских морских, воздушных и прибрежных сил. По словам выживших, вражда между Линдеманном и Лютьенсом теперь начинала распространяться на их персонал.

Причины, по которым Лютьенс решил отправиться во Францию, а не совершить более короткое путешествие в Норвегию, остаются неизвестными. Можно предположить, что он думал, что корабль будет быстро отремонтирован, а французский порт был ближе к его охотничьим угодьям, что также предотвращено еще один сложный прорыв через Датский пролив. Кроме того, он просил сосредоточить подводные лодки к югу от Гренландии для атаки на его шпионов. Огромный океан также давал возможность потерять преследователей. Однако вынудила его отказаться от варианта с подводной лодкой и направиться прямо во Францию. В свете этих событий Лютьенслся к экипажу следующим образом:

Моряки линкора «Бисмарк»! Вы покрыли себя славой! Гибель линейного крейсера "Худ" имеет не только военное, но и психологическое значение, поскольку он был гордостью Великобритании. Отныне враг будет пытаться сосредоточить свои силы и привести их в действие против нас. Поэтому вчера в полдень я освободил Принц Ойген, чтобы она могла вести коммерческую войну самостоятельно. Ей удалось уклониться от врага. Нам же, с другой стороны, из-за попаданий приказали проследовать во французский порт. По дороге туда соберется враг и даст нам бой. Немецкий народ с вами, и мы будем сражаться, пока наши стволы не раскалены докрасна и не вылетит последний снаряд. Для нас, моряков, вопрос в победе или смерти.

Выжившие члены экипажа «Бисмарка» заявляют, что получили это сообщение в шоке. Вместо того, чтобы укрепить решимость немецкого языка командного языка соглашениямевал. Это подавляло настроение линкора и создавало неуверенность во всех рядах. Они истолковали слова Лютьенса как означающие, что адмирал не верил, что они выживут. Линдеманн осознал нанесенный ущерб и попытка представить более оптимистичный взгляд на ситуацию. Он говорил о подводных лодках и люфтваффе, которые собирались помочь им вернуться домой. Речь, произнесенная часом спустя, лишь частично вернула моральный дух. В тот же день Лютьенс получил послания с наилучшими пожеланиями от Гитлера и Редера. Первый был коротким и кратким. Лютенс якобы сунул бумагу в карман без комментариев.

Британский разведывательный самолет заметил Бисмарк рано утром 26 мая, следя за его нефтяным пятном. В сумерках 26 мая торпедоносец Fairey Swordfish с HMS Ark Royal атаковал. Хотя большая часть повреждений была поверхностной, одна торпеда задела рули и рулевой механизм «Бисмарка». Линдеманн был уверен, что повреждения можно исправить, но Лютьенс, видимо, быстро смирился с худшим. Пока Линдеманн и его инженеры обсуждали способы устранения повреждений, Лютьенс составил записку немецкому командованию и людям всего через 30 минут после удара торпеды и до того, как был известен полный размер повреждений. Дайверов перебросили за борт, но они сообщили, что не смогли исправить повреждения, так как в то время море было слишком сильным. Офицеры также рассматривали возможность использования дверей в качестве импровизированных рулей направления, но их предложения ни к чему не привели. Экипаж все еще мог управлять Бисмарком, регулируя скорость вращения его гребных винтов, но это снизило максимальную скорость корабля до 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль / ч) и фактически оставило его кружить в воздухе.

Всю ночь она была целью непрерывных торпедных атак HMS Cossack, сикхов, маори, зулусов и ORP Piorun, предназначенные для изнашивания экипажа. В этот момент флот метрополии и Норфолк, следующие с севера присоединились к HMS Rodney, тогда как Force H и тяжелый крейсер HMS Dorsetshire подошли к юга, легкий крейсер HMS Edinburgh с юга. Запад. Низкая скорость «Бисмарка» и его юго-восточный курс в сторону известных преследователей позволили силам на юге легко догнать его.

Смерть

Лютьенс осознал серьезность ситуации. В 23:58 26 мая Лютьенс передал Группе Запад, военно-морской штаб: «Фюреру германского рейха Адольфу Гитлеру. Мы будем сражаться до конца, думая о вас, как о скале в победе Германии ». ответил в 01:53 27 мая: «Благодарю вас от имени всего немецкого народа - Адольфа Гитлера». Позже было отправлено еще одно сообщение: «Экипажу линкора« Бисмарк »: вся Германия с вами. Что можно сделать, будет сделано. Ваша преданность своему долгу укрепит наш народ в борьбе за свое существование - Адольф Гитлер »<. 209>

Настроение на борту «Бисмарка» было смешанным. Моряк Адольф Эйх был на дежурстве, чтобы подышать свежим воздухом. Он полез на мост до тех пор, пока его никто не остановил. Когда он приехал туда, он нашел атмосферу приятной. Линдеманн пожимал руку Адальберту Шнайдеру в обмен на награду Рыцарского Креста, врученную ему за уничтожение Гуда. Лютьенс тоже выглядел довольным. С наступлением утра атмосфера изменилась. Мюлленхайм-Рехберг увидел Линдеманна в спасительном жилете и наблюдал, как капитан молча ел свой завтрак. Он не ответил на приветствие Мюлленхайм-Рехберг. Мюлленхайм-Рехберг также встретил Лютьенса, когда адмирал пробирался к мосту. Лютьенс ответил на приветствие, проходя мимо, но ничего не сказал. Мюлленхайм-Рехбергу казалось, что двое людей, ответственных за Бисмарка, ушли в свои личные миры. В то утро, 27 мая 1941 года, Лютьенс отправил запрос на подводную лодку, чтобы забрать боевой дневник корабля. В этой последней передаче Лютенс включил: «Корабль больше не маневренный. Мы сражаемся до последнего снаряда. Да здравствует фюрер». Лютьенс не скрывал своей судьбы от своей команды. Он приказал открыть корабельные склады и позволил экипажу помочь себе. Это был знак того, что все находящиеся на борту Бисмарка обречены.

Лютьенс подвергался критике за его льстивые послания Гитлеру и его клятву бороться до последнего, несмотря на безнадежные трудности. Авторы официальной истории Германии отметили, что было бы несправедливо критиковать его за симпатию к делу национал-социализма или отмечать его как адмирала, который довел операцию до конца независимо от результата. Лютьенс заметно держался в стороне от режима. Помимо этого, он также был пропитан немецкими офицерскими традициями, в соответствии с которыми было немыслимо покинуть полностью боеспособный корабль. После затопления Graf Spee, Редер приказал всем крупным кораблям сражаться до последнего раунда, если они будут повреждены. Его сообщения, по мнению этих историков, следует рассматривать в контексте выполнения Лютьенсом своего долга. Неизвестно, рассматривал ли он или Линдеманн затопление корабля, чтобы спасти команду перед последним боем.

Тревога Бисмарка в последний раз прозвучала в 8:00 утра 27 мая 1941 года. Норфолк заметил «Бисмарк» в 08:15, а линкор Родни открыл огонь в 08:48. Бисмарк начал свой последний бой и в 08:49 открыл ответный огонь по Родни. Король Георг V вскоре после этого открыл огонь по Бисмарку, и крейсеры «Норфолк» и «Дорсетшир» вступили в бой со своим основным вооружением. Передовая командная позиция Бисмарка была поражена в 08:53, и обе передние орудийные башни были выведены из строя в 09:02, убив Адальберта Шнайдера в главном наводчике. Командная позиция была уничтожена в 09:18, а башня Dora отключена в 09:24. Bismarck получил новые тяжелые попадания в 09:40, в результате чего произошел пожар на миделе корабля, а башня Caesar вышла из строя после попадания в 09:50. Некоторые второстепенные позиции и оружие уцелели и продолжали сражаться. Все оружие замолкло в 10:00. Не имея топлива, Родни и король Георг V должны были выйти из боя до того, как Бисмарк затонул.

Бисмарк потоплен это место в Северной Атлантике Bismarck потоплен «Бисмарк» потоплен

Немцы готовились к слетать Бисмарк, когда три торпеды, выпущенные Дорсетширом, попали в бортовую броню корабля. Бисмарк затонул в 10:36 в позиции 48 ° 10'N 16 ° 12'W / 48,167 ° N 16,200 ° W / 48,167; -16.200, примерно в 300 морских миль (560 км; 350 миль) к западу от Уэссана (Ushant ). Крейсер «Дорсетшир» спас 85 человек, британский эсминец «Маори» спас еще 25 человек. Пятеро моряков были спасены немецкой подводной лодкой U-74 под командованием капитана-лейтенанта Эйтель-Фридрих Кентрат. и крейсер наблюдения за погодой Заксенвальд. Befehlshaber der U-Boote (главнокомандующий подводной лодкой) Дёниц приказал U-556 под командованием капитана-лейтенанта Герберта Вольфарта, взять в руки военный дневник Бисмарка. Кончились торпеды и мало топлива, Вольфарт попросил передать миссию U-74. U-74 не успела добраться до Бисмарка, и боевой дневник, так и не был восстановлен. Лютьенс был среди тех, кто погиб - вероятно, погиб, когда 16-дюймовый (410-мм) залп, выпущенный Родни, разрушил мост, убив многих старших офицеров.

Личная жизнь

Лютьенс женился на Маргарете Бакенкёлер, дочери Geheimen Sanitätsrat («Тайный советник по гигиене», почетное звание, присвоенное выдающемуся врачу) доктору Герхарду Бакенкёлеру, летом 1929 г. года. На момент ей было 27 лет, и она была сестрой Отто Бакенкелера. Адмирал Отто Бакенкёлер был начальником штаба Лютьенса в Командовании флота (24 октября 1939 г. - 31 июля 1940 г.). Год спустя 31 августа 1930 года в Свинемюнде родился их первый сын Герхард. В браке 28 августа 1932 года в Берлине родился второй сын, названный в честь отца Гюнтером. Их дочь Аннемари родилась 27 августа 1939 года, незадолго до начала Второй мировой войны. Менее чем через месяц после смерти Лютьенса его жена родила четвертого ребенка, Питера.

В массовой культуре

В фильме 1960 года Потопить Бисмарка!, Лютьенс (которого играет Карел Штепанек ) изображается как стереотипный нацист, приверженный нацизму и обезумевший в своей неустраой вере в то, что Бисмарк непотопляем. На самом деле Лютьенс не былен с нацистской политикой; вместе с другими командирами флота он публично протестовал против жестокости антисемитских преступлений во время Хрустальной ночи. Он был одним из немногих офицеров, которые отказались отдать нацистский салют, когда Гитлер посетил его первую и последнюю миссию, намеренно используя военно-морской салют. Он пессимистично оценивал шансы на успех миссии Бисмарка и понимал, что это будет непростая задача.

День памяти
Лютьенс (D185).

Bundesmarine (флот Федеративная Республика Германии ) назвал ракетный эсминец Lütjens в честь Гюнтера Лютьенса. Корабль был окрещен Гердой Лютенс, женой старшего сына Лютьенса Герхарда, в Бате, штат Мэн 11 августа 1967 года, и был списан в 2003 году. В речи своей крещения тогдашний государственный секретарь в министерстве обороны <270, Карл Карстенс заявил, что Лютьенс показал пример «непебоколимого чувства ответственности и верности долгу».

Выбор Название «Lütjens» для нового эсминца вызвало споры, но министр обороны Герхард Шрёдер хотел нарушить табу, окружавшее героев Второй мировой войны, которые не были нацистами, но не были связаны с заговор 20 июля, неудавшееся убийство Адольфа Гитлера. Бывший инспектор военно-флота Руге опасался, что Лютьенс недостаточно известен, и вместо этого Аденауэр, Берлин и Роммель. Однако Шредер хотел преодолеть разрыв с прежними традициями и хотел назвать эсминцы в бывших героев трех ветвей вермахта (Хир, Кригсмарин и Люфтваффе). Имя Лютьенса ранее было подтверждено Исследовательским бюро военной истории Вооруженных сил Германии (Militärgeschichtliches Forschungsamt или MGFA), ранее находився во Фрайбурге-им-Брайсгау. В заключение Шредер сказал: «Мы должны иметь мужество, как и любой другой народ, чтобы чтить людей, которые храбро и верно служили своей стране».

После крещения американского рабочего на Bath Iron Works подошел и предложенных присутствующих немецких журналистов: "У вас дома только нацистские герои в Германии?" Американские газеты представляли этого тезку как бывшего нацистского морского героя. На крестинах вертолет Бундесвера, использовался для перевозки официальных гостей из правительства Германии, и на нем был знак Бундесвера, вариант Железного креста. Когда американские радиожурналисты заметили вертолет, они ошибочно назвали в своих отчетах знак Железного Креста свастикой, что еще больше усугубило противоречие.

Лютьенс был первым из трех Эсминцы типа Lütjens. Двумя другими были Мёльдерс, названный в честь летчика-истребителя Люфтваффе времен Второй мировой войны Вернера Мёльдерса, и Роммеля, названного в честь фельдмаршала Эрвина Роммеля.

.

Краткое содержание карьеры

Награды

Повышение в звании

3 апреля 1907 г.:Seekadett (мичман)
21 апреля 1908 г.:Fähnrich zur See (офицер-кадет)
28 сентября 1910 г.:лейтенант цур Зее (второй лейтенант)
27 сентября 1913 г.:оберлейтенант цур зе (первый лейтенант)
24 мая 1917 г.:капитанлейтенант (Капитан- лейтенант)
1 апреля 1926 г.:Korvettenkapitän (капитан корвета)
1 октября 1931 г.:Fregattenkapitän (капитан фрегата)
1 июля 1933 г.:Kapitän zur See (капитан в море)
18 сент ября 1937 г.:Контерадмирал (контр-адмирал), действует с 1 октября 1937 года
17 декабря 1939 года:Визеадмирал (вице-адмирал), действует с 1 января 1940 года года
26 августа 1940 года:Адмирал (адмирал), действует с 1 сентября 1940 г.
Примечания к переводу
Примечания
Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
<30 Визеадмиралник>Хуберт Шм. Предшествовал. адмирал Вильгельм Маршал
Военные ведомства
Предшественник. KorvettenkapitänI. Torpedobootsflottille 1920–1933 . 3 октября 1929 - 16 сентября 1931Преемник. Korvettenkapitän Курт Фрике
Предыдущий. Kapitän zur See Оскар Кумметц Фюрер Торпедобут (FdT) 1933–1939 . 8 октября 1937 - 20 октября 1939Преемник. Kapitän zur См. Вильгельм Майзель
Предыдущий. Контерадмирал Герман Денш Befehlshaber der Aufklärungsstreitkräfte (BdA) . 21 октября 1939 - 1 апреля 1940 командующий флотом Кригсмарине. 11 марта - 23 апреля 1940 г. (исполняющий обязанности). 18 июня - 7 июля 1940 г. (исполняющий обязанности). июль 1940 г. - 27 Май 1941Преемник. генерал-адмирал Отто Шнивинд
Последняя правка сделана 2021-05-22 03:14:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте