ORP Gryf | |
История | |
---|---|
Польша | |
Имя : | ORP Gryf |
Тезка: | грифон |
Заказано: | 11 мая 1934 г. |
Строитель: | |
Заложен: | 14 ноября 1934 г. |
Спущен на воду: | 29 ноября 1936 г. |
Введен в эксплуатацию: | 27 февраля 1938 г. |
Судьба: | потоплен, списан 3 сентября 1939 |
Общие характеристики | |
Водоизмещение : | 2227 т |
Длина: | 103,00 м (337 футов 11 дюймов) |
Ширина: | 13,06 м (42 футов 10 дюймов) |
Осадка: | 3,60 м (11 футов 10 дюймов) |
Силовая установка: | два двигателя Sulzer 8SD48, 6000 л.с. (4500 кВт) |
Скорость: | 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) |
Диапазон: | 9,500 миль (17 600 км; 10900 миль) @ 14 узлов (26 км / ч / 16 миль / ч) |
Комплектация: | 162 + 60 |
Вооружение: |
|
Координаты : 54 ° 40'N 18 ° 34'E / 54,667 ° N 18,567 ° E / 54,667; 18.567 ORP Gryf (английский: «Griffin ») - большой польский флот минный заградитель, затонувший во время немецкого вторжения в 1939 году. Польши. Он был одним из двух больших польских кораблей, которые не были эвакуированы в Великобританию во время операции «Пекин» до начала Польской оборонительной войны (Wicher был другим). Он был затоплен в гавани Хель 3 сентября 1939 года во время открытия Второй мировой войны.
Построен с 1934 года на французской верфи Chantiers et Ateliers A. Normand в Гавре, он был спущен на воду в 1936 году. Построенный по настоящему французскому проекту по польским спецификациям, он был задуман как большой минный заградитель с вооружением, близким к эсминцу . Оснащенный двумя двигателями Sulzer 8SD48 мощностью 6000 лошадиных сил (4500 кВт) каждый, он был способен развивать скорость до 20 узлов (37 км / ч / 23 миль в час), что было быстро для своих размеров. Он также имел довольно большую дальность полета - примерно 9 500 морских миль (17 600 км) при скорости 14 узлов (26 км / ч). Поскольку польский флот был небольшим и никакое другое государство не выражало потребности в таком судне, он оставался единственным кораблем этого класса. До начала Второй мировой войны она также служила школьным кораблем и могла взять на борт до 60 дополнительных студентов и унтер-офицеров.
1 сентября 1939 года с шестью тральщиками Гриф покинул военно-морскую базу Гдыня для неудавшейся попытки заложить минное поле у входов в Гданьский залив. Взяв на борт военно-морские мины с плавучего склада, флотилия направилась к полуострову Хель при поддержке ORP Wicher и двух канонерских лодок. По пути он был атакован эскадрильей из 33 немецких Ju 87B пикирующих бомбардировщиков и поврежден несколькими промахами. Хотя повреждения были незначительными, судно потеряло 22 моряка, в том числе капитана лейтенанта-коммандера, в так называемой битве в Гданьском заливе. Его заместитель, капитан Виктор Ломидзе решил бросить все обезвреженные морские мины в воду из-за страха взрыва и направился к военно-морской базе Хель. Здесь было решено использовать корабль как плавучую зенитную артиллерийскую батарею, охраняющую гавань.
Артиллерийская башня ORP Gryf, хранящаяся в Музее польского флота в Гдыне |
Вид сзади на единственную сохранившуюся артиллерийскую башню Gryf |
Утром 3 сентября 1939 года ORP Gryf и ORP Wicher пришвартовались в гавань были атакованы двумя немецкими эсминцами: Z1 Leberecht Maass (с контр-адмиралом Гюнтером Лютьенсом ) и Z9 Wolfgang Zenker. Польские военные корабли и береговая батарея отразили атаку, при этом Гриф нанес по крайней мере один удар по Леберехту Маасу (4 убитых). Сама Гриф была слегка повреждена одним выстрелом. Позже в тот же день после трех атак немецких бомбардировщиков «Гриф» был сильно поврежден и частично затонул в гавани. К 5 сентября пожар был потушен и две кормовые 120-мм артиллерийские установки (одиночная и спаренная) были демонтированы и выведены на берег в виде береговой батареи No. 34, часть оборонительной системы полуострова Хель. В боевую готовность они вышли только 30 сентября, незадолго до капитуляции.
В ноябре 1939 года, после окончания военных действий вторжения, немцы подняли обломки корабля и вытащили его на пляж около Ястарня, где оно использовалось в качестве учебной артиллерийской цели. После Второй мировой войны обломки корабля использовались в качестве цели ВВС Польши. В 1957 году было решено поднять затонувший корабль. К 1960 году работы были завершены, и большая часть утилизированных деталей была утилизирована.
Викискладе есть материалы, связанные с ORP Gryf (корабль, 1938). |