Битва за Датский пролив

редактировать
Морское сражение Второй мировой войны между кораблями Королевского флота и немецкой Кригсмарине

Битва за Датский пролив
Участник Второй мировой войны
Bundesarchiv Bild 146-1984-055-13, Schlachtschiff Bismarck, Seegefecht. jpg . Бисмарк стрелял по HMS Prince of Wales 24 мая 1941 года
Дата24 мая 1941 года
МестоположениеДатский пролив
РезультатСм. Последствия
Воюющие стороны
Германия Соединенное Королевство
Командиры и лидеры
Нацистская Германия Гюнтер Лютьенс. Нацистская Германия Эрнст Линдеманн. Нацистская Германия Гельмут Бринкманн Соединенное Королевство Ланселот Холланд . Соединенное Королевство Джон Лич. Соединенное Королевство Ральф Керр . Соединенное Королевство Фредерик Уэйк-Уокер
Сила
1 линкор. 1 тяжелый крейсер1 линкор. 1 линейный крейсер. 2 тяжелый крейсера. В бою не участвовали:. 6 эсминцев (на подходе отделились вечером перед боем)
Жертвы и потери
1 линкор поврежден. 5 ранен1 линейный крейсер потоплен. 1 линкор поврежден. 1428 убитых. 9 раненых

Битва у Дании. ait был военно-морским сражением 24 мая 1941 года во время Второй мировой войны между кораблями Королевского флота и Кригсмарине. Британский боевой корабль HMS Prince of Wales и battlecruiser HMS Hood сражались с немецким боевым кораблем Bismarck и тяжелый крейсер Принц Ойген, которые пытались прорваться в Северную Атлантику для торговых торговых судов союзников (Операция Рейнюбунг ).

Менее чем через 10 минут после того, как британцы открыли огонь, снаряд из «Бисмарка» попал в Худ рядом с ее кормовыми магазинами боеприпасов. Вскоре после этого «Худ» взорвалась и затонула в течение трех минут, при этом погибли все, кроме трех членов ее команды. Принц Уэльский продолжал вести перестрелку с Бисмарком, но его вооружение серьезно нарушило работу. Британский линкор был завершен только в конце марта 1941 года, и на нем были установлены ненадежные четырехсекционные орудийные башни. Принц Уэльский вскоре прервал бой.

Битва считалась тактической победой немцев, но ее влияние было недолгим. Повреждение передних топливных баков «Бисмарка» вынудило отказаться от прорыва и попытаться сбежать в сухой док в оккупированной Франции, что принесло англичанам оперативную победу. Возмущенные потерей Худа, большие британские силы преследовали Бисмарк, в результате она потеряла три дня спустя.

Содержание

  • 1 Предыстория
    • 1.1 Немецкие планы
    • 1.2 Британские планы
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Оба плана идут наперекосяк
  • 3 Битва
    • 3.1 Первые шаги
    • 3.2 Опускание капюшона
    • 3.3 Один только принц Уэльский
    • 3.4 Прекращение действия
  • 4 Последствия
  • 5 Реакция
    • 5.1 Немецкий
    • 5.2 Британский
  • 6 Параллели с Ютландией
  • 7 Боевой порядок
    • 7.1 Ось
    • 7.2 Союзники
  • 8 Сноски
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Цитаты
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Фон

Настройка битвы, вверху в центре. Передвижение немцев красным, британцев черным, показаны современные границы.

Немецкие планы

В апреле 1941 года немецкий Кригсмарине намеревался отправить недавно построенный быстрый линкор Бисмарк в Атлантический океан, чтобы совершить набег на конвои с припасами из Северной Америки. Операция была для дополнения атак подводных лодок на британские линии снабжения во время битвы за Атлантику. Два быстрых линкора Шарнхорст и Гнейзенау только что завершили аналогичную операцию под кодовым названием Берлин в период с января по март того же года. Количество военных кораблей, доступных немцам, было ограничено; Дочернее судно «Бисмарка» «Тирпиц» еще не эксплуатировалось, «Шарнхорст» нуждался в капитальном ремонте котла после операции «Берлин», а «Гнейзенау» был торпедирован находясь в Бресте, Франция. Работа над тяжелыми крейсерами Адмирал Хиппер и Адмирал Шеер, которые ремонтировались в Германии после их собственных рейдов, была отложена из-за атак британской авиации, поразившие склады снабжения. в Киле. Адмирал Гюнтер Лютьенс, командующий флотом, который должен быть командовать немецкими войсками во время запланированной операции Rheinübung, пытался задержаться до завершения ремонта Шарнхорста или до тех пор, пока Тирпиц не сможет присоединиться к Бисмарку, но Оберкоманда морской пехоты (Высшее военно-морское командование) поручило Лютьенсу как можно скорее начать операцию, чтобы сохранить давление на британские линии снабжения. Единственный судном, доступным для поддержки Бисмарка, был тяжелый крейсер Prinz Eugen.

Британские планы

Британский Королевский флот узнал о вылазке Бисмарка после того, как шведский крейсер Готланд заметил суда, проходящие через западную Балтийское море 20 мая; Отчет Готланда был передан британскому военно-морскому атташе в Стокгольме, который направил его в Адмиралтейство. Британская разведывательная авиация подтвердила присутствие немцев в Норвегии. Королевский флот начал отправлять суда для патрулирования вероятных маршрутов, в том числе тяжелые крейсеры HMS Norfolk и Suffolk для покрытия Датского пролива между Гренландией и Исландией. Другая группа, состоящая из линкора Принц Уэльский, battlecruiser HMS Hood и экрана из шести эсминцев под командованием вице-адмирала «Ланселот Холланд» в Худе совершил рейс на юг Исландии, чтобы перехватить немцев, как они будут обнаружены. Норфолк и Саффолк заметили Бисмарка и Принца Ойгена вечером 23 мая; Саффолк был оснащен радаром, который позволяет им скрывать немцев всю ночь, оставаясь за пределами досягаемости немецких орудий.

Принц Уэльский был недавно введенным в эксплуатацию линкором Король Георг V-класса, похожим на Бисмарка по размеру и мощности. Принц Уэльский еще не был «потрясен» должным образом, а его команда была неопытной. У нее все еще были механические проблемы, особенно с вооружением. Корабль плыл с рабочими верфи, которые еще работали на нем.

В течение 20 лет после ввода в строй в 1920 году «Худ» был самым большим и тяжелым военным кораблем в мире. Сочетая в себе массивных 15-дюймовых морских орудий BL Mk I с максимальной скоростью, превышающей любую скорость линкора в море, Британская военно-морская мощь.. Несмотря на это, у Худ был один заметный недостаток по сравнению с супердредноутом линкором, с которым она служила: в качестве линейного крейсера большая часть ее массы была посвящена дополнительной мощности двигателя вместо комплексной брони. покрытие. Это соответствовало преобладающей теории теории выдвинутой Первым морским лордом Джеки Фишером, что «скорость - это броня».

В то время как ее 12-дюймовая поясная броня считалась достаточной против множества крупных кораблей, способная она могла столкнуться, ее трехдюймовая палубная броня делала ее уязвимой для наводящий огонь с дальней дистанции. Во время ее ввода в строй во время Первой мировой войны морская артиллерия была сильно неточной на дистанциях, необходимой для ведения глубинного огня, и большая скорость и маневренность Худа рассматривались как приемлемый компромисс. Однако по мере того, как в межвоенный период точности стрельбы с моря увеличивалась, в 1939 г. Получила модернизацию, которая удвоила бы ее палубную броню до 6 дюймов, но начало Второй мировой войны означало, что модернизация так и не состоялась.. Таким образом, она вышла на войну в явном невыгодном положении против новых морских кораблей Оси.

Зная о неадекватной защитной броне Худа, далеко к юго-востоку от места битвы, начальник Холланда (адмирал сэр Джон Тови ) задумался о том, чтобы приказать принцу Уэльскому идти впереди Капот. С кораблями в таком положении Тови пришел к выводу, что лучше защищенный принц Уэльский может привлечь огонь из крупнокалиберных снарядов немецких линкоров. В конце концов Тови не отдал приказ, позже сказав: «Я не считал такое вмешательство в такого старшего офицера оправданным».

Прелюдия

Оба плана идут наперекосяк

Последняя фотография Капюшон как боевая единица. Четыре орудия на переднем плане - это орудия башни «А» принца Уэльского. Первоначальная диаграмма траектории корабля «Принц Уэльский» в сражении в Датском проливе с дополнениями к рукописям

Кригсмарине надеялись, что «Бисмарк» Войска вступят в трансатлантические торговые набеги из Норвежского моря через Датский проливеченными и не сопротивление. Немцы основывали на переходе из территориальных вод Германии в Северное море; в Норвежское море, не обнаруженный с воздухом; и через территориальные воды оккупированной Германией стран (Нидерланды и Норвегия); встречи с нейтральными кораблями; и традиционные наблюдения "берегового наблюдения", выполняемые формальными и неформальными усилиями сбора морских разведки в нейтральных и оккупированных странах, окружающих Северное море.

В данном случае наблюдения за берегом как наземных, так и с оккупированных территорий определили основные боевые подразделения, направляющие для участия в учениях Германии, с момента их выхода из территориальных водоемов Германии. Комбатанты (Бисмарк и Принц Ойген) были опознаны наблюдателями побережья в Нидерландах; которые идентифицированы корабли и связаться со своими тайными контактами, узнать время и время немецких надводных частей.

Корабли нейтральной Швеции признали транзит основных комбатантов по обычным морским путям в Северном море и сообщили о них в обычном порядке своим морским властям. На территории Швеции также находились отдельные наземные наблюдатели за прибрежными водами, которые могли наблюдать за передвижением в прибрежных водах Швеции. Эти наблюдения были переданы непосредственно в разведку Королевского флота по обычным морским дипломатическим каналам, поддерживаемым британским военно-морским атташе в Стокгольме. Таким образом, когда Бисмарк и ее эскорт двинулись в незанятые фьорды оккупированной немцами Норвегии для окончательной дозаправки в прибрежной зоне и пополнения судовых запасов и припасов, Королевские ВВС (если позволяла погода) смогли в последний раз за место и временем немецкие рейдеры. Они не осведомлены о возможностях предварительного наблюдения и наблюдения. сведения об операции с самого начала.

План битвы Холланда состоялся в том, чтобы Худ и принц Уэльский вступил в бой с Бисмарком, в то время как Саффолк и Норфолк вступил в бой с Принцем Ойгеном (который, как предположил Холланд, все еще шел Бисмарка, а не впереди нее). Он сообщил об этом капитану Джону К. Личу принца Уэльского, но не по радио Уэйк-Уокеру, который в качестве командира 1-й эскадрильи крейсеров руководил Саффолком и Норфолком, опасаясь раскрыть свое местоположение. Вместо этого он соблюдал радиомолчание. Холланд надеялся встретить врага примерно в 02:00. Закат на этой широте был в 01:51 (судовые часы опережали местное время на четыре часа). Бисмарк и Принц Ойген будут вырисовываться на фоне солнечного послесвечения, в то время как Худ и Принц Уэльский могут быстро приблизиться, невидимые в темноте, на расстояние, достаточно близкое, чтобы не подвергнуть Худу наводящий огонь из Бисмарка. Немцы не ожидали атаки с этой стороны, что давало англичанам преимущества внезапности.

Успех плана зависел от постоянного непрерывного контакта Саффолка с немецкими кораблями. Однако Саффолк потерял контакт с 00:28. В течение 90 минут Голландия не видела немецкие корабли и не получала никаких дальнейших новостей из Норфолка или Саффолка. Неохотно принланд приказал Худу ицу Уэльскому повернуть на юго-юго-запад, но он отделил свои эсминцы, которые продолжили поиски на север. Однако потерю контакта следует понимать только как временную и тактическую; и не стратегический с точки зрения тактического исхода. Саффолк потерял контакт со своей разведывательной целью (вражеским флотом) в том, что по сути представляет собой замкнутое ограниченное прямоугольное пространство; выровнен в основном с северо-востока (вход в Датский пролив) на юго-запад (выход из пролива в Атлантику). Вражеские подразделения были жестко ограничены ледяным покровом Гренландии на севере и обширным минным полем Королевского флота на юге вдоль побережья Исландии. Данное предварительное предупреждение о вылазке немцев, у Королевского флота было достаточно времени, чтобы связать вооруженную разведку на обоих концах узкой линии. Саффолк и Норфолк находились у восточного входа в пролив (где контакт был установлен сразу после входа Бисмарка). А Холланд ждал на западном конце, когда силы Бисмарка вышли из западного конца пролива.

В стратегическом плане неоспоримым фактом (приблизительное время) было то, что вход Бисмарка и Принца Ойгена в Атлантику (основная Рейнских учений) известен с момента выхода флота из территориальных вод Германии. И это было достаточно долгим периодом времени до окончательной подготовки флота к переходу в Датский пролив, и Лютенс не мог ничего поделать, кроме как понять, что его силы ни при каких обстоятельствах не войдут в Атлантику незамеченными и не войдут без сопротивления. И к тому времени, когда ему будет противостоять, это произойдет с силами, которые, вероятно, обеспечат окончательное уничтожение его флота. И такое разрушение могло произойти до того, как какие-либо конвои снабжения (вся цель операции) столкнулись с угрозой в результате операции «Рейнские учения».

Перед восстановлением контакта эскадрильи едва не попали друг в друга. Если бы немецкие корабли не изменили курс на запад в 01:41, чтобы следовать за линией гренландского ледяного покрова, англичане перехватили бы их гораздо раньше, чем они. Британские эсминцы были всего в 10 милях (8,7 морских миль; 16 км) к юго-востоку, когда немцы изменили курс. Если бы видимость не была уменьшена до 3–5 миль (2,6–4,3 миль; 4,8–8,0 км), немецкие суда, вероятно, были бы замечены (поскольку обычно в безветренный ясный день корабельные наблюдатели могут наблюдать за крупными объектами и судами, На горизонте 12 миль (19 км). И если наблюдатели с корабля находятся в вороньем гнезде, наблюдаемое расстояние еще дальше).

Незадолго до 03:00 Саффолколго вернулся контакт с Бисмарком. Худ и принц Уэльский находились на расстоянии 56 км, немного опережая немцев. Голландия подала сигнал держаться в сторону немцев и увеличила скорость до 28 узлов (32 миль в час; 52 км / ч). Потеря связи Саффолком поставила британцев в невыгодное положение. Вместо стремительно приближающегося лобового подхода, который представлял бы себя Холланд, пришлось бы сходить под более широким углом, который намного лучше представлялся. Это сделало бы Худ уязвимым для падающих снарядов Бисмарка на гораздо более длительный период. Ситуация еще больше ухудшилась, когда в 03:20 Саффолк сообщил, что немцы изменили курс на запад, немецкие и британские эскадрильи почти на траверсе друг друга.

В 05:35 наблюдатели принца Уэльского заметили немецкие корабли в 17 милях (15 морских миль; 27 км) от них. Немцы, уже предупрежденные о британском установлении с помощью своего гидрофонического оборудования, через 10 минут уловили дым и мачты британских кораблей. В этот момент у Холланда была возможность присоединиться к Саффолку в слежке за Бисмарком и дождаться прибытия Тови с королем Георгом V и другими кораблями, чтобы атаковать или приказать своей эскадре действовать. Он выбрал последнее в 05:37. Бурное море в проливе сводило роль эсминцев к минимуму, а крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» были слишком далеко позади немецких войск, чтобы выйти в бой.

Битва

Начальные приемы

Худ открыл огонь в 05:52 с расстояния примерно 26 500 ярдов (24 200 м). Холланд приказал начать стрельбу по головному кораблю «Принц Ойген», считая со своей позиции, что это был «Бисмарк». Вскоре Холланд внес поправки в свой приказ и приказал обоим кораблям нанести удар по тыловому кораблю «Бисмарк». Принц Уэльский уже идентифицировал Бисмарка и вступил в бой, в то время, как полагают, продолжал стрелять по Принцу Ойгену в некоторое время.

Холланд был экспертом по стрельбе; он хорошо осознавал опасность, которую представляет слабая горизонтальная защита Худа, и хотел как можно быстрее сократить дистанцию. На меньшем расстоянии траектория снарядов «Бисмарка» будет более плоской, и они будут с большей вероятностью поразить борта корабля или отскочить от верхней палубы, чем пробить тонкую палубную броню Худа. Холланд закрыл дистанцию ​​под углом, из-за которого немецкие корабли находились слишком далеко от луча, что означало, что только 10 из 18 британских тяжелых орудий могли тренироваться, и представляли немцам более крупную цель, чем необходимо. Одно из передовых орудий принца Уэльского вышло из строя после первого залпа, оставив только 9 стреляющих. Саффолк и Норфолк пытались вступить в бой с Бисмарком, но оба были вне досягаемости и имели недостаточное преимущество в скорости над Бисмарком, чтобы быстро сократить дистанцию.

У немцев также был погодомер, Это означает, что британские корабли плыли по ветру, брызгая на линзы 13-метровой башни принца Уэльского «А» Барр и Страуд дальномер и оба британских корабля Башня "B", 30 футов (9,1 м) дальномеры. Вместо них пришлось использовать более короткие (15 футов (4,6 м)) опоры в управляющих башнях. Голландия заставила принца Уэльского оставаться рядом с Худом, следуя движениям Худа, вместо того, чтобы менять курс и скорость, что облегчало немцам поиск обоих британских кораблей. Это помогло бы артиллеристам Голландии, если бы они оба вели огонь по Бисмарку, как первоначально планировалось, поскольку они могли точно рассчитать время залпов друг друга, чтобы не ошибочно принять огонь одного корабля за другой. Британцы также могли использовать Concentration Fire, при котором основные залпы вооружения обоих кораблей будут контролироваться компьютером управления огнем одного корабля - вероятно, современный Адмиралтейский стол управления огнем.

Принца Уэльского поразил ее цель первым. В конечном итоге она ударит Бисмарка трижды. Один снаряд попал в командирскую лодку и вывел из строя катапульту гидросамолета на миде корабля (последнее повреждение было обнаружено гораздо позже, во время попытки вылететь из боевого дневника корабля накануне ее последнего сражения). Второй снаряд прошел через носовую часть с одной стороны на другую, не взорвавшись. Третий пробил корпус под водой и разорвался внутри корабля, затопив генераторную и повредив переборку соседней котельной, частично затопив ее. Последние два попадания вызвали повреждение техники Бисмарка и среднее затопление. В результате удара был поврежден паропровод и ошпарились пятеро членов экипажа «Бисмарка». Повреждение носовой части перекрыло доступ к 1000 длинных тонн (1000 тонн) мазута в передних топливных баках, заставило Bismarck оставить нефтяное пятно и снизило скорость на 2 узла (2,3 мили в час; 3,7 км / ч). Вскоре «Бисмарк» кренился на 9 ° влево и потерял 2 м (6,6 фута) надводного борта в носовой части.

Современная реконструкция, показывающая 14-дюймовый снаряд корабля «Принц Уэльский», пробивший нос «Бисмарка». 357>Немцы держали огонь до 05:55, когда оба немецких корабля обстреляли Худ. Лютьенс не сразу отдал приказ начать стрельбу. Первый артиллерийский офицер Бисмарка, Korvettenkapitän Адальберт Шнайдер, спросил: «Frage Feuererlaubnis?» (Разрешение открыть огонь?) Несколько раз, не получив ответа, пока капитан Бисмарка Kapitän zur See Эрнст Линдеманн нетерпеливо не ответил: «Ich lasse mir doch nicht mein Schiff unter dem Arsch wegschießen. Feuererlaubnis! " (Я не позволю своемукораблю вылететь из-под задницы. Открытый огонь!)

Снаряд попал вочную палубу Худа, вызвав значительный пожар в магазине готовых 4-дюймовых (100-мм) боепасов. но этот пожар не стал причиной последующего взрыва. Не исключено, что Худ был снова ранен в ее переднюю часть радарного директора. Был спор о том, какое немецкое поразило Худ; Принц Ойген (Kapitän zur See Helmuth Brinkmann ) стрелял по принцу Уэльскому, следуя приказу командующего флотом. Офицер-артиллерист Принца Ойгена Пауль Шмаленбах сказал, что целью Принца Ойгена был Худ.

Тонущий капюшон

Набросок, подготовленный капитаном Дж. Си Личем (командующий HMS Принц Уэльс) для 2-й комиссии по расследованию, 1941 год. На рисунке изображен столбец или пламени, вырвавшийся из-под грот-мачты непосредственно перед мощным взрывом, скрыл заднюю часть корабля из дыр из виду. Считается, что это явление было результатом кордитового огня, выходящего через вентиляторы машинного отделения (см. Статью).

В 06:00 Холланд приказал своим войскам снова повернуть налево, чтобы убедиться, что кормовые орудия И Худ, и принц Уэльский мог нести на немецких кораблях. С точки зрения баланса сил это номинально дало бы сила преимущества в 18 орудий большого калибра (14/15 дюймов) (10 у Принца Уэльского, 8 у Худ); до 8 (8-15 дюймов в Бисмарке).

Во время разворота залп из Бисмарка, выпущенный примерно с 9 миль (7,8 морских миль; 14 км), был замечен людьми на борту «Принца Уэльского», который оседлал Худа рядом с его грот-мачтой. Этот захват означал, что часть залпов падала на левый борт, часть на правый борт (корпуса), а некоторые точно выровнялись по центру главной палубы Худа. Вероятно, что один 38-сантиметровый (15 дюймов) снаряд попал где-то между грот-мачтой Худа и башней X в корме от мачты. Огромный столб пламени, устремившийся вверх, «словно гигантская паяльная лампа», в районе грот-мачты.

За этим последовал взрыв, уничтоживший большую часть корабля от миделя до задней части "Y-образная башня, уносящая обе после башни в море. Корабль раскололся надвое, корма отвалилась и затонула. Тед Бриггс, один из выживших, утверждал" Башня «А» произвела залп, находясь в этом вертикальном положении, возможно, что наклонился до 30 градусов, после чего «мы знали, что она просто не вернется».

Осколки обрушились на Принца Уэльского 0,5 мили (0,43 мили; 0,80 км) прочь., от обреченной артиллерийской команды, как раз перед тем, как затонула носовая часть. Вместе с 1415 составом экипажа. Только Тед Бриггс, Боб Тилбурн и Билл Дандас выжили и через два часа были спасены эсминцем HMS Electra.

Адмиралтейство позже пришло к выводу, что наиболее вероятным объяснением потери Худа было проникновение ее магазинов снарядом 38 см (15 дюйммо в) из Бисмарка, вызвав взрыв. Недавние исследования с подводным плавсредством показывают, что он распространился на магазины диаметром 15 дюймов (380 мм) через стволы боеприпасов длиной 4 дюйма (100 мм). При осмотре обломков, обнаруженных в 2001 году, было высказано предположение, что взрыв магазина в 4-дюймовом (100-мм) состоянии возле грот-мачты вызвал вертикальный взрыв пламени, видимый там, и это, в свою очередь, воспламенило магазины кормовой части 15. в (380 мм) орудия, вызвавшего взрыв, повредивший корму. Этот взрыв мог пройти через топливные баки правого борта, воспламенив там мазут, взорвав передние магазины и завершив разрушение корабля.

На фотографии, сделанной с «Принц Ойген», видно, что Капюшон взрывается вдалеке, а рядом находится принц Уэльский.

Обломки «Капюшона» показали, что в носовой части нет никаких строений. Отсутствует огромная часть ее борта, от барбета «А» до носовой части. Плиты миделя были загнуты наружу. Более того, основные части носовой конструкции, включая 600-тонную (610 т) боевую рубку, были обнаружены примерно в 1,1 км (0,59 морских миль; 0,68 мили) от основных обломков. Это создало теорию о том, что передние кормовые камеры диаметром 15 дюймов (380 мм) взорвались в результате воздействия силы, пламени и давления, вызванных детонацией магазинов. Самая низкая вероятная причина состояния носовой части корпуса обнаружила, что повреждение носовой части корпуса из-за быстрого опускания капота является наиболее вероятной причиной состояния носовой части корпуса, что передние магазины

Один принц Уэльский

Принц Уэльский обнаружил, что направляется к тонущему Худу. Ее командир, капитан Лич, приказал в экстренном порядке отвернуться от обломков Худа. Это резкое изменение нарушило ее прицел и поставило ее в положение, в котором немцам было легче ее атаковать. Она продолжила свой прежний курс, но теперь находилась под определенным огнем обоих немецких кораблей. Принца Уэльского четыре раза ударил Бисмарк и трижды - Принц Ойген. Один снаряд прошел через ее верхнюю надстройку, убив или ранив нескольких членов экипажа платформы «Компас» и платформы ПВО. Осколки еще одного снаряда попали в ее радарный офис на корме, убив членов экипажа.

Снаряд диаметром 20,3 см (8,0 дюйма) от Prinz Eugen попал в метательный заряд / камеру управления снарядом ниже кормовой части 5,25 дюйма (133). мм) орудийные ниже башни, 38-сантиметровый (15-дюймовый) снаряд от Бисмарка попал под воду бронепояса, пробив около 13 футов (4,0 м) в корпус корабля, примерно на 25 футов (7,6 м) ниже ватерлинии, но был остановлен. у антенной переборки. Крейсер все же перенесло небольшое наводнение и потерю некоторого количества мазута для принца Уэльского, ни один из снарядов не взорвался. Вспомогательному ошибочному мнению, снаряд размером 38 см (15 дюймов), поразивший Принца Уэльского ниже ватерлинии, не представляет опасность для его магазинов, так как он находился рядом со вспомогательным машинным отделением.

Первоначальный сюжет обстрела корабля HMS Prince of Уэльс в битве в Датском проливе (нажмите, чтобы увеличить). Это показывает дальность и пеленг 18 залпов, выпущенных принцем Уэльским под управлением директора с 05:53 по 06:02. Три залпа, выпущенные башней "Y" под местным управлением, не показаны. Гусеница Бисмарка (выделена красным) - это оценка после боя.

Это приводило к производительности на 26%, приводящее к производительности на 26%. По словам капитана Лича, он решил, что продолжение причин может привести к потереца Уэльского, неося причинения врагу ущерба. Поэтому он приказал кораблю задымить и удалиться, «в ожидании более благоприятной возможности». Принц Уэльский отвернулся сразу после 06:04, ведя огонь из своей задней башни под местным контролем, пока в башне не возникло заклинивание гильзы, отключив подачу боеприпасов и сделав орудия неработоспособными.

Несмотря на усилия членов экипажа и специалистов по ремонту гильзы, потребовалось до четырех 08:25, чтобы все орудия вернулись в строй, хотя два из них были исправны к 07:20. Временно осталось только пять 14-дюймовых (360-мм) орудий, но девять из десяти были готовы к работе через пять часов. Последние залпы были неровными и, как полагают, не увенчались успехом. Корабль вышел из боя около 06:10. Тринадцать членов ее экипажа были убиты, девять ранены. Момент отхода принца Уэльского был удачным для нее, поскольку она вошла в зону действия торпеды, Принц Ойген отвернулся, когда немецкий крейсер собирался выстрелить.

Прервать бой

На Бисмарке гибель Гуда вызвала огромный восторг. Также было сильное ожидание, что они напали на Уэльского и, возможно, прикончат ее. Линдеманн попросил Лютьенса Бисмарку сделать именно это. Даже если бы эскадрилья Тови покинул Скапа-Флоу накан, он все равно находился бы на расстоянии более 300 миль (350 миль; 560 км) от Бисмарка - даже если Бисмарк направился на потопление принца Уэльского (погоня за Линдеманном) По расчетам, это займет всего два-три часа).

Лютьенс отказался от Линдеманну преследовать его, не дав никаких объяснений. Линдеманн повторил свою просьбу, на этот раз более решительно. Лютенс получил твердый приказ от германского военно-морского флота Грос-адмирала Эриха Редера исключил ненужных боевых с Королевским флотом, особенно когда это могло привести к дальнейшим повреждениям, которые могли бы ускорить доставку Бисмарка в ожидающие рукианцев.. Вместо того, чтобы преследовать принца Уэльского, он прервал бой и приказал держаться курса 270 ° строго на запад. Бисмарк базил 93 из своих 353 бронебойных снарядов совым взрывателем.

Это столкновение между двумя высокопоставленными немецкими офицерами отразило их несопоставимые и различные командные функции. Как капитан «Бисмарка» Линдеманн действовал прежде всего как тактик. Таким образом, у него не было сомнений в том, что ближайшая цель его корабля было уничтожить принца Уэльского, и он должен был уничтожить дело так далеко и трудно, как он должен. Лютьенс, как начальник флота и командующий оперативной группой, действовал на стратегическом и оперативном уровнях. В какой-то степени его приказы были ясны - атаковать конвои было его приоритетом, не рискуя «серьезным сражением ради ограниченных и, возможно, неопределенных целей». Тем не менее, Редер также приказал Лютьенсу быть смелым и изобретательным, принимать бой, если он неизбежен, и энергично вести его до самого конца.

Реальность заключалась в том, что приказы Лютьенса не покрывали впечатляющего успеха, подобного только что достигнутому.. Поэтому его приоритетом было следовать его принципам - сосредоточиться на затоплении торговых судов и избежать столкновений с вражескими военными кораблями. Более того, перед отъездом из Германии Лютенс сказал адмиралам Конраду Патцигу и Вильгельму Маршаллу, что он будет придерживаться директив Редера. Это означало, что он не собирался становиться третьим главнокомандующим флотом, которого освободят от должности за противоречие приказам Редера; Маршалл, один из двух его предшественников, был отстранен от командования за то, что не выполнил свои приказы в точности, несмотря на то, что анализ Маршаллом изменений в тактической ситуации после того, как был отдан приказ, привел к потоплению британского авианосца HMS Glorious и два эсминца сопровождения. Он также не был предрасположен обсудить свои командные решения с подчиненным офицером.

Даже если он знал, что сражается с непроверенным принцем Уэльским, а не с королем Георгом V, Лютьенс, вероятно, придерживался бы своего решения. Следование за ней означало подвергнуть эскадрилью дальнейшему обстрелу, а также торпедным атакам из Норфолка и Саффолка. Он бы рискнул своими кораблями и экипажами при явно запрещенной возможности.

Между 06:19 и 06:25 Саффолк произвел шесть залпов в направлении Бисмарка, ошибочно приняв радиолокационный контакт с самолетом за Бисмарка. В то время Саффолк был вне досягаемости оружия как для Бисмарка, так и для Принца Ойгена.

Последствия

Капитан Роберт Мейрик Эллис из Саффолка остается на мостике на обед, пока преследует Бисмарка

. ответственность за принца Уэльского падает на Уэйк-Уокера в Норфолке. С этим командованием пришла ответственность справиться с Бисмарком до тех пор, пока достаточное количество британских военных кораблей не сможет сконцентрироваться и уничтожить его. Его выбор заключался в том, чтобы либо возобновить бой с Бисмарком, либо гарантировать, что она будет перехвачена и приведена в действие другими тяжелыми частями. Уэйк-Уокер выбрал второй курс, продолжая преследовать немецкие корабли. Он пришел к выводу, что дальнейшие наступательные действия нанесут больше ущерба принцу Уэльскому, чем Бисмарку, и поставят под угрозу его крейсеры, к тому же он знал, что Тови уже в пути. Он приказал принцу Уэльскому следовать за Норфолком с максимальной скоростью, чтобы Норфолк и Саффолк могли напасть на нее в случае нападения. В 07:57 Саффолк сообщил, что «Бисмарк» снизил скорость и выглядел поврежденным.

С тех пор, как «Бисмарк» получил первое попадание в бак, все шесть бригад по борьбе с повреждениями из 26 человек неустанно работали над устранением повреждений. Когда стало известно, что над водой видны концы гребного винта правого борта, Линдеманн приказал произвести контрзатопление двух отсеков на корме, чтобы восстановить дифферент корабля. Затем он послал водолазов в бак для соединения передних топливных баков, содержащих столь необходимую 1000 длинных тонн (1000 т) топлива, сначала в баки рядом с передним котлом, а затем в задний топливный бак посредством временной магистрали. над верхней палубой.

Оба маневра провалились. Затем Линдеманн попросил разрешения замедлить движение «Бисмарка» и повернуть корабль сначала в одну сторону, а затем в другую, чтобы приварить участки изнутри к отверстиям в носовой части корпуса. Лютенс отказался, опять же без комментариев. В конце концов, он был вынужден согласиться замедлить скорость корабля до 22 узлов (25 миль в час; 41 км / ч), чтобы позволить гамакам и мату наезда быть забитым в отверстиях котельной № 2 и вспомогательного оборудования. котельная, чтобы остановить растущее попадание морской воды. Эта попытка также не удалась. Котельная № 2 была остановлена ​​с потерей скорости до 28 узлов (32 миль в час; 52 км / ч).

Помимо забора морской воды, у Бисмарка происходила утечка мазута. Лютенс приказал принцу Ойгену отступить и посмотреть, какой след она оставляет позади. Масляный ковер был достаточно широким, чтобы покрыть обе стороны следа корабля, был всех цветов радуги и источал сильный запах - все это помогло определить местонахождение Бисмарка.

Повреждения передних топливных баков Бисмарка в сочетании с упущенной возможностью дозаправиться в Берген ранее в рейсе, осталось менее 3000 длинных тонн (3000 тонн) топлива, чего недостаточно для эффективной борьбы с атлантическими конвоями. Элемент неожиданности, который считался важным для успеха операции, определенно был утерян; за немецкими кораблями продолжала следить эскадра Уэйк-Уокера. Лютьенс пришел к выводу, что ему нужно прервать миссию Бисмарка и возглавить предложение «Предложить удобную верфь для ремонта».

Вопрос был в том, на какую верфь направиться. Ближайшими дружественными портами были Берген и Тронхейм в Норвегии, на расстоянии чуть более 1000 миль (870 морских миль; 1600 км). Движение в этом направлении означало обратный проход к северу или югу от Исландии. Лютьенс знал, что его интеллект ненадежен. Группа «Север» сообщила, что находится в сообщении о сообщении Король Джордж V-класса поблизости.

Игнорируя рекомендацию Линдеманна вернуться в Берген, Лютьенс приказал, чтобы Бисмарк направляется на французский язык. порт Сен-Назер. Хотя побережье находилось на 600 миль (520 морских миль; 970 км) дальше, чем Берген, чем Берген, Сен-Назер обладал потенциалом более длинных ночей и более широких морей, в которых можно было стряхнуть тени Бисмарка, плюс возможность заманить их через линию Подводные лодки. Это Бисмарк на краю британских торговых путей, как только будут устранены повреждения; это также означало потенциальную поддержку линкоров Шарнхорст и Гнейзенау. Оба корабля находились в Бресте во Франции с момента окончания операции «Берлин» ранее в том же году, но оставались в порту для ремонта и капитального ремонта. Хотя Брест был ближе, чем Сен-Назер, он находился в пределах досягаемости бомбардировщиков Королевских ВВС.

Лютьенс отделила неповрежденный «Принц Ойген» и продолжила набеги самостоятельно. Крейсер пошел дальше на юг, в Атлантику, где он заправился с танкера в море. У нее возникла проблема с двигателем, она отказалась от своего торгового рейда, не потопив торговых судов, и добралась до Бреста.

Реакция

Немецкий

Поступило известие о решении Лютьенса с потрясением в Берлине, Вильгельмсхафене и Париж. По оккупированной немцами Европе прокатилась волна срочных телефонных звонков. Хотя Берлинское адмиралтейство было удовлетворено успехом Лютьенса, его сдерживали новости о повреждениях Бисмарка и путешествие во Францию. Гранд-адмирал Редер не знал, намеревался ли Лютьенс направиться в Сен-Назер сразу или после того, как отогнал своих преследователей и нанес нефть в середине Атлантики. Рэдер немедленно посоветовался со своим начальником штаба адмиралом Отто Шнивиндом, который, в свою очередь, позвонил адмиралу Рольфу Карлсу, который командовал Северной группой в Вильгельмсхафене.

Карлс уже призвал в армию. сообщение с отзывом Лютьенса в Германию, но еще не отправлено. Шнивинд указывает, что в полдень Лютьенс пересек демаркационную линию между Северными Гебридскими островами и Южной Гренландией, тем самым перейдя из-под оперативного контроля Группы Север к Группе Запад; Таким образом, решение об отзыве Лютьенса больше не принималось Карлсом. Последующий звонок командиру группы «Запад» адмиралу Альфреду Заальвехтеру показал, что он не планировал отозвать Лютьенса и что, по его мнению, такое решение следует обсудить между Шнивиндом и Редером.

Редер был против самого отзыва, говоря Шнивинду, что они недостаточно осведомлены о сложившейся ситуации и что лучше всех знает Лютьенс. Затем он позвонил Адольфу Гитлеру, который находился в Оберзальцберге в Баварских Альпах. Гитлер воспринял известие о гибели Гуда стоически, не проявив ни радости, ни-либо другого торжествующего поведения. Выслушав доклад Редера, он обратился к тем, кто с ним был, и выразил свои личные мысли:

Когда британская крейсера связь, и Лютьенс потопил «Худ» и чуть нередил другой, с ее пистолеты во время боя, почему он ее тоже не потопил? Почему он не попытался выбраться оттуда или почему он не повернулся?

Новости о гибели Гуда были восприняты большим энтузиазмом пропаганды доктора Йозефа Геббельса. В тот вечер он транслировался по всей стране в сопровождении «Мы идем на Англию» и других военных передач. Немецкая публикация, уже пользующаяся новостями победа Люфтваффе над Королевским флотом у Крита, восприняла известие о гибели Гуда в эйфории.

Британцы

Британская общественность была шокирована тем, что их самый символичный военный корабль был уничтожен так внезапно, с потерей более 1400 членов его команды. Адмиралтейство мобилизовало все доступные военные корабли в Атлантике, чтобы выследить и уничтожить Бисмарка. Войска Королевского флота преследовали и привели Бисмарка в битву. Немецкий линкор был потоплен утром 27 мая.

Впервые были приняты меры к Уэйк-Уокеру и капитану Джону Личу из принца Уэльского. Было высказано мнение, что они были неправы, не продолжив битву с Бисмарком после того, как Худ был потоплен. Джон Тови, главнокомандующий Флотом метрополии, был потрясен такой критикой. Между Тови и его начальником, адмиралом сэром Дадли Паундом завязалась ссора. Тови объявили, что оба офицера действовали правильно, следя за немецкими кораблями и создавая ненужную опасность для своих кораблей. Кроме того, основные пушки принца Уэльского неоднократно выходили из строя, и она не могла сравниться с Бисмарком. Тови угрожал сложить с себя полномочия и явиться в любой военный трибунал в качестве подсудимого и свидетеля защиты. Больше об этом предложении не было слышно.

Британская следственная комиссия быстро расследовала причину взрыва Худа и подготовила отчет. После критики о том, предварительное расследование не использует все доказательства, вторая комиссия по расследованию более тщательно исследовала уязвимость других британских военных кораблей, все еще имеющиеся на вооружении, в свете вероятных взрыва. Он, как и первое расследование, пришел к выводу, что снаряд диаметром 15 дюймов (380 мм) стал причиной взрыва кормовых магазинов Худа. Это к переоборудованию некоторых старых британских военных кораблей.

Многие военно-морские историки и писатели проанализировали битву Бисмарка и взвесили решения участников. Одним из наиболее обсуждаемых решений является Лютьенса перейти в Атлантику, а не продолжать сражение.

Параллели с Ютландией

Из действий Голландии в этой битве и действий адмирала Дэвида Битти на начальных этапах Битвы провести можно ряд параллелей. Ютландии. Судя по его действиям, становится ясно, что он должен немедленно вступить в бой с Бисмарком, а не поддерживать Уэйк-Уокера в слежке, пока не прибудет Сила «H». Битти, также чувствовал, что ему нужно сражаться с линейными крейсерами немецкого адмирала Франца Хиппера своими силами вместо того, чтобы подтягивать немцев к адмиралу Джону Джеллико и Великому флоту Великобритании.

Холланд, как и Битти, обладал превосходными качествами больших кораблей, но он был обременен низкой боевой силой этих частей. Более того, размещение его частей Голландией по развертыванию Битти в Ютландии. Битти и Холланд, оба атаковали, в то время как немецкие части были далеко от луча. В результате мидели и кормовые башни кораблей Битти мог вести огонь по противнику. Корабли Холланда не могли использовать свои кормовые башни до последнего поворота к левому борту, незадолго до того, как был потоплен Худ.

Битти поставил свои легкобронированные линейные крейсеры во главе своей линии, оставив более мощные и бронированные Королева Елизавета в тылу. Точно так же Голландия поставила старый и уязвимый Капюшон впереди лучшего бронированного принца Уэльского. Оба адмирала осуществляли жесткий тактический контроль над своими подразделениями со своими флагманов. Это помешало капитану Личу самостоятельно маневрировать принцем Уэльским и, возможно, выбрать другой подход, который мог бы сбить с толку немцев.

Боевой порядок

Примечание: британские эсминцы сопровождения получили приказ к боевые координаты в составе общих сил, посланных на перехват немецких кораблей; они были отделены вечером перед битвой

Ось

Союзники

Сноски

Примечания

Цитаты

Ссылки

  • Адамс, Саймон. Вторая Мировая Война. Лондон: Dorling Kindersley Publishing, 2000. ISBN 0-7894-6990-1
  • Barnett, Correlli. Вступайте в бой с противником: Королевский флот во время Второй мировой войны. Нью-Йорк: W.W. Нортон, 1991. ISBN 0-393-02918-2
  • Беркюсон, Дэвид Дж. И Хервиг, Хольгер Х. (2003). Разрушение Бисмарка. Нью-Йорк: The Overlook Press. ISBN 978-1-58567-397-1.
  • Беннетт, Джеффри. Морские сражения Второй мировой войны. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen and Sword Books, 2003. ISBN 978-0-85052-989-0.
  • Бономи, Антонио. «Битва в Датском проливе », 2008.
  • Буг, Хорст ; Ран, Вернер; Штумпф, Рейнхард и Вегнер, Бернд (2001). Германия и Вторая мировая: Том 6: Глобальная война. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-822888-2.
  • Бойн, Уолтер Дж.. Битва титанов: Вторая мировая война на море. Нью-Йорк: Simon Schuster, 1995. ISBN
  • Chesneau, Roger. Капюшон: Жизнь и смерть линейного крейсера. Лондон: Cassell Publishing, 2002. ISBN 0-304-35980-7.
  • Дьюар, Адмиралтейский отчет BR 1736: Погоня и гибель «Бисмарка». История военно-морского штаба (Вторая мировая война) Сводка боевых действий № 5, март 1950 г. Воспроизведено в виде факсимиле в Гроуве, Эрик (редактор), Немецкие капитальные корабли и рейдеры во Второй мировой войне. Том I: От «Граф Шпее» до «Бисмарка», 1939–1941 гг. Лондон: Frank Cass Publishers, 2002. ISBN 0-7146-5208-3.
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. Линкоры союзников во Второй мировой войне. Военно-морской институт США, 1980. ISBN 0-87021-100-5.
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Грюцнер, Йенс (2010) (на немецком языке). Kapitän zur См. Эрнст Линдеманн: Der Bismarck-Kommandant - Eine Biographie. ВДМ Хайнц Никель. ISBN 978-3-86619-047-4.
  • Кеннеди, Людовик. Погоня: Погоня и гибель «Бисмарка». Нью-Йорк: The Viking Press, 1974. ISBN 0-670-58314-6.
  • Кеннеди, Людовик. Погоня: Погоня и затопление «Бисмарка». Лондон: военные книги в мягкой обложке Cassell, 2004. ISBN 0-304-35526-7.
  • Роскилл, Стивен. Война на море 1939–1945 гг. Vol. I. (1954) ISBN (нет)
  • Storia Militare, La battaglia dello Stretto di Danimarca, 2005.
  • Скофилд, Б. Б. Потеря Бисмарка (Морские сражения крупным планом). Лондон: Ян Аллан Лтд. 1972 г.
  • Таррант, линкоры класса V E. King George V. Лондон: Arms and Armor Press, 1991. ISBN 1-85409-524-2.

Дополнительная литература

  • Роберт Винкларет. Битва за Датский пролив: критический анализ сингулярного триумфа Бисмарка. Casemate Publishers

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Битвой за Датский пролив.
Слушайте эту статью Разговорный значок Википедии Это аудио файл был создан на основе редакции этой статьи от 17.12.2017. ()

Координаты : 63 ° 20'00 ″ с.ш. 31 ° 50'00 ″ з.д. / 63 333333 ° с.ш. ; -31.833333

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:22:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте