Немецкий крейсер Admiral Graf Spee

редактировать
Немецкий крейсер типа Deutschland времен Второй мировой войны

Bundesarchiv DVM 10 Bild-23-63-06, Panzerschiff "Admiral Graf Spee".jpg Admiral Graf Spee в 1936 году
История
Нацистская Германия
Имя:Адмирал Граф Шпее
Тезка:Максимилиан фон Шпее
Строитель:Рейхсмариноверфт, Вильгельмсхафен
Заложен:1 октября 1932 г.
Спущен на воду:30 июня 1934 г.
Введен в эксплуатацию:6 января 1936 г.
Судьба:Затоплен, 17 декабря 1939 г.
Общие характеристики
Класс и тип:Deutschland-class крейсер
Водоизмещение:
Длина:186 м (610 футов 3 дюйма)
Ширина :21,65 м (71 фут 0 дюйм)
Осадка:7,34 м (24 фут 1 дюйм)
Установленная мощность:54000 ПС (53,260 шп ; 39,720 kW )
Двигательная установка :2 гребных винта; 8 × дизельных двигателей
Скорость:28,5 узлы (52,8 км / ч; 32,8 миль / ч)
Диапазон:16,300 морских миль (30,200 км; 18,800 миль) при 18,69 узлах (34,61 км / ч; 21,51 миль / ч)
Дополнение:
  • В состоянии постройки:
    • 33 офицера
    • 586 зачислены
  • После 1935 года:
    • зачислено 30 офицеров
    • 921–1040 зачислено
Датчики и. системы обработки:
Вооружение:
Броня:
Самолет на борту :1 × Heinkel He 60 гидросамолет
Авиационные средства:1 × катапульта

Адмирал Граф Шпее был Deutschland-class «Panzerschiff» (бронированный корабль), прозванный англичанами «карманный линкор», служивший в Кригсмарине из нацистской Германии во время Вторая мировая война. Судно было названо в честь адмирала Максимилиана фон Шпее, командира восточноазиатской эскадры, участвовавшего в сражениях Коронеля и Фолклендских островов, где он был убит в бою, в Первой мировой войне. Он был заложен на верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене в октябре 1932 года и завершен к январю 1936 года. Корабль номинально имел грузоподъемность менее 10 000 длинных тонн (10 000 т). ограничение на размер военного корабля, наложенное Версальским договором, хотя с полным водоизмещением в 16 020 длинных тонн (16 280 т) он значительно превышал его. Адмирал Граф Шпее и ее сестры, вооруженные шестью 28-см (11 дюймов) орудиями в двух трехпушечных орудийных башнях, были разработаны так, чтобы превосходить любой крейсер с достаточной скоростью, чтобы их догнать. Их максимальная скорость в 28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час) позволяла лишь немногим линейным крейсерам англо-французских военно-морских сил быть достаточно быстрыми и мощными, чтобы потопить их.

Корабль вел себя хорошо. пять патрулей без вмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936–1938 гг. и участвовали в Coronation Review of King George VI в Май 1937 г. Адмирал Граф Шпее был отправлен в Южную Атлантику за несколько недель до начала Второй мировой войны, чтобы занять место на торговых морских путях после объявления войны. В период с сентября по декабрь 1939 года военный корабль потопил девять судов общим объемом 50 089 брутто-регистровых тонн (GRT), после чего 13 декабря столкнулся с тремя британскими крейсерами в битве у реки Плейт. Адмирал Граф Спее нанес серьезный урон британским кораблям, но он тоже был поврежден и был вынужден войти в порт Монтевидео. Убежденный ложными сообщениями о приближении превосходящих британских военно-морских сил к его кораблю, Ганс Лангсдорф, командир корабля, приказал затопить. Корабль был частично разбит на месте, хотя часть корабля все еще видна над поверхностью воды.

Содержание
  • 1 Конструкция
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Вторая мировая война
      • 2.1.1 Битва у реки Плейт
      • 2.1.2 Затопление
    • 2.2 Обломки корабля
  • 3 Сноски
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Цитаты
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
Дизайн
Опознавательный рисунок крейсера типа Deutschland

Адмиралу Графу Шпее было 186 лет. метров (610 футов) общей длиной, шириной 21,65 м (71,0 футов) и максимальной осадкой 7,34 м (24,1 фута). Корабль имел проектное водоизмещение 14 890 т (14 650 длинных тонн; 16 410 коротких тонн) и полное водоизмещение 16 020 длинных тонн (16 280 т), хотя официально заявлено, что судно находится в пределах 10 000 длинных тонн (10 000 т). Версальского договора. Адмирал Граф Шпее был оснащен четырьмя наборами 9-цилиндровых двухтактных дизельных двигателей двойного действия MAN. Максимальная скорость корабля составляла 28,5 узлов (52,8 км / ч; 32,8 миль / ч) при 54000 л.с. (53,260 л.с., 39,720 кВт). При крейсерской скорости 18,69 узла (34,61 км / ч; 21,51 миль / ч) корабль имел дальность полета 16 300 морских миль (30 200 км; 18 800 миль). Согласно проекту, ее стандартный набор состоял из 33 офицеров и 586 рядовых, хотя после 1935 года это число было значительно увеличено до 30 офицеров и 921–1040 матросов.

Основное вооружение адмирала Графа Шпее составляло шесть 28 см ( 11,0 дюймов) орудия SK C / 28, установленные в двух тройных орудийных башнях, одна в носовой части и одна в корме надстройки. Корабль нес аккумуляторную батарею из восьми орудий 15 см (5,9 дюйма) SK C / 28 в одиночных башнях, сгруппированных на миделе. Ее зенитная батарея первоначально состояла из трех орудий 8,8 см (3,5 дюйма) L / 45, хотя в 1935 году они были заменены шестью орудиями 8,8 см (3,5 дюйма) L / 78.. В 1938 году были сняты 8,8-см орудия, шесть орудий 10,5 см (4,1 дюйма) L / 65, четыре орудия 3,7 см (1,5 дюйма) SK C / 30 и десять На их место были установлены орудия 2 см (0,79 дюйма) C / 30. Корабль также нес пару четырехместных 53,3-см (21,0 дюйма) палубных торпедных пусковых установок, размещенных на его корме.

Бронепояс адмирала Графа Спее имел длину 100 мм. (3,9 дюйма) толщиной; ее верхняя палуба имела толщину 17 мм (0,67 дюйма), а основная бронепалуба - от 45 до 70 мм (от 1,8 до 2,8 дюйма). Башни ГК имели толщину граней 140 мм (5,5 дюйма) и борта 80 мм. Корабль был оборудован двумя гидросамолетами Arado Ar 196 и одной катапультой . РЛС состояла из комплекта FMG G (gO) "Seetakt" ; Адмирал Граф Шпее был первым немецким военным кораблем, оснащенным радиолокационным оборудованием.

История обслуживания
Адмирал Граф Шпее в Спитхеде в 1937 году; HMS Hood и Резолюция лежат на заднем плане

Адмирал Граф Шпее был заказан Рейхсмарине с верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене. Адмирал Граф Шпее, получивший название Эрзац Брауншвейг, заменил резервный линкор Брауншвейг. Его киль заложен 1 октября 1932 года, строится № 125. Спущен на воду 30 июня 1934 года; при спуске на воду ее окрестила дочь адмирала Максимилиана фон Шпее, тезки корабля. Он был завершен чуть более полутора лет спустя, 6 января 1936 года, в день его ввода в состав немецкого флота.

Адмирал Граф Шпее провел первые три месяца своей карьеры, проводя обширные ходовые испытания. для подготовки корабля к работе. Первым командиром корабля был Kapitän zur See (KzS) Конрад Пациг; в 1937 году его заменил KzS Вальтер Варцеча. После присоединения к флоту адмирал Граф Шпее стал флагманом ВМС Германии. Летом 1936 года, после начала гражданской войны в Испании, она отправилась в Атлантику для участия в патрулировании без вмешательства у республиканской побережье Испании. С августа 1936 года по май 1937 года корабль провел три патрулирования у берегов Испании. На обратном пути из Испании адмирал Граф Спее остановился в Великобритании, чтобы представлять Германию в Coronation Review в Спитхеде для короля Георга VI 20 мая.

После завершения Обзора адмирал Граф Шпее вернулся в Испанию для четвертого патрулирования невмешательства. После маневров флота и краткого визита в Швецию корабль провел пятое и последнее патрулирование в феврале 1938 года. В 1938 году KzS Ханс Лангсдорф принял командование судном; в течение года она совершила ряд визитов доброй воли в различные иностранные порты. Сюда входили круизы в Атлантику, где она остановилась в Танжере и Виго. Он также участвовал в обширных маневрах флота в водах Германии. Она участвовала в праздновании реинтеграции порта Мемель в состав Германии и во время обзора флота в честь адмирала Миклоша Хорти, регента Венгрии. С 18 апреля по 17 мая 1939 года он совершил еще один круиз в Атлантику, сделав остановки в портах Сеута и Лиссабон. 21 августа 1939 года адмирал Граф Шпее покинул Вильгельмсхафен, направляясь в Южную Атлантику.

Вторая мировая война

Карта круизов адмирала Граф Шпее и Deutschland

После начала войны между Германией и Союзники в сентябре 1939 года Адольф Гитлер приказал германскому флоту начать торговые набеги против союзных торговых потоков. Тем не менее Гитлер отложил отдать приказ до тех пор, пока не стало ясно, что Британия не поддержит мирный договор после завоевания Польши. Адмирал Граф Шпее был проинструктирован строго придерживаться правил призов, которые требовали от рейдеров останавливать и обыскивать корабли на предмет контрабанды перед их потоплением, а также обеспечивать безопасную эвакуацию своих экипажей. Лангсдорфу было приказано избегать боя даже с низшими противниками и часто менять позицию. 1 сентября крейсер встретился со своим кораблем снабжения Altmark к юго-западу от Канарских островов. Пополняя запасы топлива, Лангсдорф приказал перебросить излишки оборудования в Альтмарк; это включало несколько лодок корабля, легковоспламеняющуюся краску и две из ее десяти 2-сантиметровых зенитных орудий, которые были установлены на танкере.

11 сентября, пока все еще перебрасывал припасы из Альтмарка, адмирал Граф Спее Арадо гидроплан заметил британский тяжелый крейсер HMS Cumberland, приближающийся к двум немецким кораблям. Лангсдорф приказал обоим судам отойти на большой скорости, успешно уклонившись от британского крейсера. 26 сентября корабль наконец получил приказ о нападении на торговое море союзников. Четыре дня спустя «Арадо» адмирала Графа Спее обнаружило грузовое судно Clement компании Booth Steam Ship Co у берегов Бразилии. Сухогруз передал сигнал «RRR» («Я подвергся нападению рейдера») до того, как крейсер приказал ему остановиться. Адмирал Граф Спее взял в плен капитана и главного инженера Клемента, но оставил остальную часть своей команды, чтобы бросить корабль в спасательных шлюпках. Затем крейсер произвел 30 выстрелов из своих 28-см и 15-см орудий и выпустил две торпеды по грузовому кораблю, который развалился и затонул. Лангсдорф приказал послать сигнал бедствия на военно-морскую станцию ​​в Пернамбуку, чтобы обеспечить спасение экипажа корабля. Британское Адмиралтейство немедленно предупредило торговое судоходство о том, что в этом районе находится немецкий надводный рейдер. Позже британский экипаж достиг бразильского побережья на своих спасательных шлюпках.

5 октября британские и французские военно-морские силы сформировали восемь групп, чтобы выследить адмирала Графа Шпее в Южной Атлантике. Британские авианосцы HMS Hermes, Eagle и Ark Royal, французский авианосец Béarn, Британский battlecruiser Renown и французский battleships Dunkerque и Strasbourg и 16 крейсеров были совершены на охоту. Отряд G, которым командовал коммодор Генри Харвуд и приписан к восточному побережью Южной Америки, состоял из крейсеров Cumberland и Exeter. Отряд G был усилен легкими крейсерами Ajax и Achilles ; Харвуд отделился от Камберленда для патрулирования района у Фолклендских островов, в то время как остальные три его крейсера патрулировали у Ривер Плейт.

. В тот же день, что и формирование англо-французских групп охотников, адмирал Граф Спи захватил пароход Newton Beech. Двумя днями позже она наткнулась на торговое судно Ashlea и потопила его. На следующий день 8 октября она затопила Newton Beech, которую Лангсдорф использовал для размещения заключенных. Ньютон Бич был слишком медленным, чтобы не отставать от адмирала Графа Спее, и поэтому пленных перевели на крейсер. 10 октября она захватила пароход «Охотник», капитан которого не подавал сигнал бедствия до последней минуты, так как он ошибочно идентифицировал адмирала Графа Шпее как французский военный корабль. Адмирал Граф Шпее, не имея возможности разместить экипаж «Охотника», отправил корабль на место встречи с призовым экипажем. 15 октября адмирал Граф Шпее встретился с Альтмарком для дозаправки и передачи пленных; На следующее утро к двум кораблям присоединился призовой Охотник. Пленников на борту Хантсмана перевели в Альтмарк, и Лангсдорф затем потопил Хантсмана в ночь на 17 октября.

Адмирал Граф Шпее перед войной

22 октября адмирал Граф Шпее натолкнулся на пароход «Треванион» и потопил его. В конце октября Лангсдорф отплыл на своем корабле в Индийский океан к югу от Мадагаскара. Целью этого набега было отвлечь военные корабли союзников от Южной Атлантики и запутать союзников относительно его намерений. К этому времени адмирал Граф Шпее прошел почти 30 000 морских миль (56 000 км; 35 000 миль) и нуждался в капитальном ремонте двигателя. 15 ноября судно потопило танкер Africa Shell, а на следующий день остановило неопознанный голландский пароход, но не потопил его. Адмирал Граф Шпее вернулся в Атлантику между 17 и 26 ноября для дозаправки из Альтмарка. Во время пополнения запасов экипаж адмирала Графа Шпее построил фиктивную орудийную башню на ее мостике и установил фиктивную вторую воронку позади катапульты самолета, чтобы значительно изменить ее силуэт, чтобы запутать союзные корабли относительно ее истинного положения.

Гидросамолет адмирала Графа Спее «Арадо» обнаружил торговое судно. Дорик Стар : Лангсдорф произвела выстрел через нос, чтобы остановить корабль. Дорик Стар смогла послать сигнал бедствия до того, как она была потоплена, что побудило Харвуда направить три своих крейсера к устью Ривер Плейт, которая, как он подозревал, могла стать следующей целью Лангсдорфа. В ночь на 5 декабря адмирал Граф Спее потопил пароход «Тайроа». На следующий день она встретилась с Альтмарком и перевела 140 заключенных из Дорик Стар и Тайроа. Адмирал Граф Шпее встретил свою последнюю жертву вечером 7 декабря: грузовое судно Streonshalh. Призовая команда обнаружила секретные документы, содержащие информацию о маршруте доставки. Основываясь на этой информации, Лангсдорф решил отправиться к морям у побережья Монтевидео. 12 декабря корабль Arado 196 вышел из строя и не подлежал ремонту, в результате чего Граф Шпее лишился возможности вести воздушную разведку. Маскировка корабля была снята, чтобы он не мешал кораблю в бою.

Битва у реки Плейт

Адмирал Граф Шпее в Монтевидео после битвы

В 05:30 утра 13-го числа В декабре 1939 года наблюдатели заметили пару мачт с правого борта корабля. Лангсдорф предположил, что это сопровождение конвоя, упомянутого в документах, обнаруженных в Тайроа. Однако в 05:52 корабль был идентифицирован как HMS Exeter; ее сопровождала пара меньших военных кораблей, которые первоначально считались эсминцами, но вскоре были идентифицированы как крейсера типа Leander. Лангсдорф решил не спасаться бегством от британских кораблей и приказал своему кораблю выйти на боевые посты и приблизиться на максимальной скорости. В 06.08 британцы заметили адмирала Графа Шпее; Харвуд разделил свои корабли, чтобы разделить огонь 28-сантиметровых орудий адмирала Графа Спее. Немецкий корабль открыл огонь из своей главной батареи в Эксетере и вспомогательных орудий по флагманскому кораблю «Аякс» в 06:17. В 06:20 Эксетер открыл ответный огонь, за ним последовали «Аякс» в 06:21 и Ахиллес в 06:24. В течение тридцати минут адмирал Граф Шпее трижды поразил Эксетер, вывести из строя две передние турели, разрушив мостик и катапульту самолета и вызвав серьезные пожары. Аякс и Ахилл подошли к адмиралу Графу Шпее, чтобы ослабить давление на Эксетер.

Лангсдорф подумал, что два легких крейсера совершают торпедную атаку, и отвернулся под дымовой завесой. Передышка позволила Эксетеру отказаться от боя; к настоящему времени только одна из ее орудийных башен все еще была в действии, и у нее был 61 убитый и 23 раненых члена экипажа. Около 07:00 "Эксетер" вернулась в бой, стреляя из кормовой башни. Адмирал Граф Спее снова выстрелил в нее, получил больше попаданий и вынудил Эксетер снова отступить, на этот раз с креном влево. В 07:25 адмирал Граф Шпее нанес удар по «Аяксу», который вывел из строя ее кормовые башни. Обе стороны прервали бой, адмирал Граф Шпее отступил в устье реки Плейт, в то время как разбитые крейсеры Харвуда остались снаружи, чтобы наблюдать любые возможные попытки прорыва. В ходе боя адмирал Граф Шпее получил около 70 ранений; 36 человек были убиты и еще 60 ранены, в том числе Лангсдорф, который был дважды ранен осколками, стоя на открытом мосту.

Scuttling

Адмирал Граф Спее вскоре после ее затопления

В результате Из-за боевых повреждений и потерь Лангсдорф решил отправить в Монтевидео, где можно было произвести ремонт и эвакуировать раненых с корабля. Большинство попаданий, нанесенных британскими крейсерами, вызвали лишь незначительные структурные и поверхностные повреждения, но установка по очистке масла, которая требовалась для подготовки дизельного топлива для двигателей, была разрушена. Ее завод по опреснению и камбуз также были уничтожены, что усложнило бы возвращение в Германию. Попадание в носовую часть также отрицательно сказалось бы на ее мореходных качествах в бурных морях Северной Атлантики. Адмирал Граф Шпее выпустил большую часть своих боеприпасов в бою с крейсерами Харвуда.

После прибытия в порт раненые члены экипажа были доставлены в местные больницы, а мертвые были похоронены со всеми воинскими почестями. Пленные моряки союзников, все еще находившиеся на борту корабля, были освобождены. Предполагалось, что ремонт, необходимый для обеспечения мореходности корабля, займет до двух недель. Британская военно-морская разведка работала над тем, чтобы убедить Лангсдорфа в том, что значительно превосходящие силы сосредоточились, чтобы уничтожить его корабль, если он попытается вырваться из гавани. Адмиралтейство передало серию сигналов на частотах, которые, как известно, перехватываются немецкой разведкой. Ближайшие тяжелые подразделения - авианосец «Арк Ройал» и линейный крейсер «Ренаун» - находились на расстоянии около 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль), что слишком далеко, чтобы вмешиваться в ситуацию. Поверив британским сообщениям, Лангсдорф обсудил свои варианты с командованием в Берлине. Они должны были либо вырваться наружу и укрыться в Буэнос-Айресе, где правительство Аргентины задержало бы корабль, либо затопить корабль в устье Платы.

Лангсдорф не хотел рисковать жизни его команды, поэтому он решил затопить корабль. Он знал, что, хотя Уругвай был нейтральным, правительство находилось в дружеских отношениях с Великобританией, и если он разрешит интернировать свой корабль, ВМС Уругвая разрешат доступ к нему офицерам британской разведки. В соответствии со статьей 17 Гаагской конвенции 1907 г., ограничения нейтралитета ограничивали адмирала Граф Шпее периодом в 72 часа для ремонта в Монтевидео, прежде чем она будет интернирована на время войны. 17 декабря 1939 года Лангсдорф приказал уничтожить все важное оборудование на борту корабля. Оставшиеся боеприпасы были рассредоточены по всему кораблю, готовясь к затоплению. 18 декабря судно, на борту которого находились только Лангсдорф и еще 40 человек, вышло на внешний рейд, чтобы его затопить. Толпа из 20 000 человек наблюдала, как устанавливались обвинения в затоплении; экипаж был снят аргентинским буксиром, и судно было затоплено в 20:55. Множественные взрывы боеприпасов подняли струи пламени высоко в воздух и создали большое облако дыма, скрывавшее корабль, которое горело на мелководье в течение следующих двух дней.

20 декабря, в его комнате. в отеле Буэнос-Айреса Лангсдорф застрелился в парадной форме, лежа на боевом флаге корабля. В конце января 1940 года нейтральный американский крейсер USS Helena прибыл в Монтевидео, и его команде было разрешено посетить место затонувшего корабля Admiral Graf Spee. Американцы встретили немецких моряков, которые еще находились в Монтевидео. После затопления экипаж корабля был доставлен в Аргентину, где они были интернированы до конца войны.

Обломки корабля

Спасенный оптический дальномер адмирала Графа Спее

Обломки корабля был частично разбит на месте в 1942–1943 годах, хотя части корабля все еще видны; затонувший корабль находится на глубине всего 11 м (36 футов). Права на утилизацию были куплены у правительства Германии британцами за £ 14000 фунтов стерлингов с использованием инженерной компании Монтевидео в качестве прикрытия. Британцы были удивлены точностью стрельбы и рассчитывали найти радарный дальномер, что они и сделали. Они использовали полученные таким образом знания, чтобы попытаться разработать контрмеры под руководством Фреда Хойла в британском проекте радара. Адмиралтейство пожаловалось на большую сумму, уплаченную за право спасения.

В феврале 2004 года спасательная бригада начала работу по подъему затонувшего корабля адмирала Графа Шпее. Операция частично финансировалась правительством Уругвая, частично - частным сектором, поскольку затонувшее судно представляло опасность для судоходства. Первая крупная секция - артиллерийская установка на 27 тонн (27 длинных тонн; 30 коротких тонн) дальномерный телеметр - была поднята 25 февраля. 10 февраля 2006 г. с кормы корабля был обнаружен орел высотой 2 м (6 футов 7 дюймов) и свастический герб Адмирала Графа Спее; он хранился на военно-морском складе Уругвая после жалоб Германии на выставление «нацистской атрибутики».

Сноски
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с . адмиралом Графом Спее.

Примечания

Цитаты

См. Также
Источники
  • Бидлингмайер, Герхард (1971). "КМ Адмирал Граф Шпее". Профиль военного корабля 4. Виндзор: Профильные публикации. С. 73–96. OCLC 20229321.
  • Боннер, Кермит (1996). Заключительные путешествия. Падука: Издательская компания Тернера. ISBN 978-1-56311-289-8.
  • «Дайверы находят кусок Графа Шпее». Новости BBC. 26 февраля 2004 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
  • Гардинер, Роберт и Шено, Роджер, ред. (1980). Все мировые боевые корабли Конвея, 1922–1946 гг.. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-913-9.
  • «Орел Графа Спее поднимается из глубины». Новости BBC. 10 февраля 2006 г. Источник: 10 февраля 2008 г.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг. Vol. I: Основные надводные суда. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6.
  • Джексон, Роберт, изд. (2001). Кригсмарине: иллюстрированная история германского флота во Второй мировой войне. Osceola: Издательская компания MBI. ISBN 978-0-7603-1026-7.
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2014). Карманные линкоры класса Deutschland: Deutschland / Lützow, Admiral Scheer, Admiral Graf Spee. Барнсли: издательство Seaforth Publishing. ISBN 9781848321960.
  • Папа, Дадли (2005). Битва у реки Плейт: Охота на немецкий карманный линкор Граф Шпее. Итака: McBooks Press. ISBN 978-1-59013-096-4.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8.
  • Слейдер, Джон (1988). Красный Тряпка на войне. Лондон: William Kimber Co Ltd., стр. 25–26. ISBN 0-7183-0679-1.
  • «Что Уругваю делать со своим нацистским орлом?». Новости BBC. 15 декабря 2014 г. Дата обращения 15 декабря 2014 г.
  • Whitley, M. J. (1998). Линкоры Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-184-4.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие карманные линкоры 1939–1945 гг. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-501-3.
Дополнительная литература
  • Whitley, M.J. (2000). Немецкие капитальные корабли Второй мировой войны. Лондон: Cassell Co. ISBN 0-304-35707-3.

Координаты : 34 ° 58'S 56 ° 17'W / 34,967 ° S 56,283 ° Вт / -34,967; -56.283

Последняя правка сделана 2021-05-21 06:30:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте