Operation Rheinübung

редактировать

Operation Rheinübung
Часть Битвы за Атлантику
ТипCommerce Raid
МестоположениеАтлантический океан
Дата18–27 мая 1941 г.
Казненлинкор Бисмарк. Тяжелый крейсер Prinz Eugen
РезультатHMS Hood потоплен, Prince of Wales поврежден, Bismarck потоплен
Вице-адмирал Гюнтер Лютьенс успешно руководил операцией Берлин миссией до назначения командующим флотом операции Rheinübung

Operation Rheinübung («Учения Рейн») был вылет в Атлантику нового немецкого линкора Бисмарк и тяжелый крейсер Prinz Eugen 18–27 мая 1941 года, во время Второй мировой войны. Эта операция по блокированию кораблей союзников в Соединенное Королевство завершилась затоплением Бисмарка.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Паруса Бисмарка
  • 3 Битва за Датский пролив
  • 4 Погоня
  • 5 Конец Бисмарка
  • 6 Последствия
  • 7 Заключение
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

История вопроса

Во время обеих мировых войн остров Британия зависел от огромного количества торговых судов, доставлявших продовольствие и необходимое сырье, и защита этого пути жизни была одним из главных приоритетов для британских войск. Если этот спасательный круг может быть перерезан, Британской империи в Европе придется либо просить мира; вести переговоры о перемирии; или оставить Британские острова как базу для операций по блокаде морских подходов к Западной Европе; фактически дав Германии полное господство над Западной Европой, без тактической базы в Европе, чтобы противостоять этому контролю.

Военно-морское руководство Германии (под командованием адмирала Эриха Иоганна Альберта Редера ) в то время твердо верило, что поражение путем блокады достижимо. Однако они также считали, что основным методом достижения этой цели было использование традиционной коммерческой тактики набегов, основанной на использовании надводных боевых единиц (крейсеров, линейных крейсеров, быстрых линкоров), которые поддерживались только подводными лодками. Независимо от метода или манеры, Редер убедил верховное командование (OKW ) и Гитлера в том, что, если эта линия жизни будет разорвана, Британия должна быть побеждена, независимо от любых других факторов.

Операция Rheinübung была последней в серии рейдов на корабли союзников, осуществленных надводными частями Кригсмарине. Этому предшествовала операция Берлин, очень успешная вылазка Шарнхорста и Гнейзенау, которая завершилась в марте 1941 года.

К маю 1941 года Линкоры Кригсмарине Шарнхорст и Гнейзенау находились в Бресте на западном побережье Франции, представляя серьезную угрозу для атлантических конвоев, и подверглись сильным бомбардировкам со стороны Королевских ВВС. Первоначальный план заключался в том, чтобы оба корабля были задействованы в операции, но «Шарнхорст» проводил капитальный ремонт двигателей, а «Гнейзенау» за несколько дней до этого пострадал от разрушительного торпедного удара, который вывел его из строя на 6 месяцев. В распоряжении немцев осталось всего два новых боевых корабля: линкор Bismarck и тяжелый крейсер Prinz Eugen (в то время как у Kriegsmarine было три исправных легких крейсера, ни один из них не обладал выносливостью, необходимой для длительной операции в Атлантике), оба изначально дислоцированный в Балтийском море.

Целью операции было для Бисмарка и Принца Ойгена прорваться в Атлантический океан и атаковать корабли союзников. гросс-адмирал Эрих Редер приказал адмиралу Гюнтеру Лютьенсу, что «цель« Бисмарка »- не победить врагов равной силы, а связать их вниз в задерживающем действии, сохраняя при этом в максимально возможной степени свою боеспособность, чтобы позволить Prinz Eugen добраться до торговых судов в составе конвоя »и« Основной целью в этой операции является торговое судно противника; вражеские военные корабли будут вступать в бой только тогда, когда это является необходимым, и это может быть выполнено без чрезмерного риска ».

Для поддержки и обеспечения возможностей для дозаправки и перевооружения крупных кораблей военно-морское командование Германии (OKM) создало сеть танкеров и корабли снабжения в оперативной зоне Рейнюбунг. Семь танкеров и два корабля снабжения были отправлены так далеко, как Лабрадор на западе и Острова Зеленого Мыса на юге.

Лютенс потребовал, чтобы Редер задержал Rheinübung на время, достаточное для того, чтобы «Шарнхорст» завершил ремонт своих двигателей и был готов к бою и встретился в море с Бисмарком и Принцем Ойгеном или с сестринским кораблем Бисмарка Тирпиц сопровождать их. Редер отказался, так как «Шарнхорст» не будет готов до начала июля. Экипаж только что построенного Tirpitz еще не был полностью обучен, и, несмотря на протесты Лютьенса, Рэдер приказал Rheinübung идти вперед. Основная причина, по которой Редер продвигался вперед, заключалась в том, что он знал о предстоящей Операции Барбаросса, в которой Кригсмарине должен был играть лишь небольшую вспомогательную роль, и его желание добиться большого успеха с линкоем перед Барбароссой, который мог бы убедить Гитлера в том, что не нужно сокращать бюджет на крупные корабли.

Чтобы противостоять угрозе со стороны немецких надводных кораблей, британцы разместили в Скапа-Флоу новые линкоры King George V и Prince of Wales, а также battlecruiser Hood и недавно введенный в строй авианосец Victorious. В другом месте Force H в Гибралтаре может собрать линейный крейсер Renown и авианосец Ark Royal ; В море в Атлантике выполняли различные обязанности линкоров Revenge, Rodney и Ramillies и линейный крейсер Repulse. «Глазами» флота были крейсеры и воздушные патрули. В море или вскоре должны были выйти 11 конвоев, включая конвой с войсками.

ОКМ не приняло во внимание решимость Королевского флота уничтожить надводный флот Германии. Чтобы убедиться, что Бисмарк был потоплен, Королевский флот безжалостно лишил бы других театров боевых действий. Это будет включать в себя снятие ценных конвоев их сопровождения. В конечном итоге англичане развернут шесть линкоров, три линейных крейсера, два авианосца, 16 крейсеров, 33 эсминца и восемь подводных лодок, а также патрульные самолеты. Он станет крупнейшим военно-морским флотом, назначенным для единственной операции до того момента войны.

Бисмарк плывет

Карта операции "Рейнюбунг" и операций Королевского флота против линкора Бисмарк

Тяжелый крейсер Prinz Eugen отплыл около 21:00 18 мая 1941 г. из Gotenhafen (ныне Gdynia, Польша ), а затем в 2:00 утра 19 мая. Бисмарка. Оба корабля проследовали под конвоем по отдельности и встретились у мыса Аркона на острове Рюген в западной части Балтийского моря, где к ним присоединились эсминцы Z23 и Z16 Friedrich Eckoldt. Затем они проследовали через Датские острова в Каттегат. Войдя в Каттегат 20 мая, Бисмарк и Принц Ойген отплыли на север к Скагеррак, проливу между Ютландия и Южной Норвегией, где они были замечены кораблем Шведский авианесущий крейсер Готланд около 13:00. Готланд сообщил об этом в обычном отчете. Ранее, около полудня, группа шведских самолетов также обнаружила немецкие суда и также сообщила об их обнаружении.

21 мая Адмиралтейство было предупреждено источниками в правительстве Швеции о том, что два крупных немецких корабля военные корабли были замечены в Каттегате. Корабли вошли в Северное море и 21 мая укрылись в Гримстад-фьорде около Бергена, Норвегия, где был вознесен Принц Ойген. с горючим, 22 мая совершив перерыв на морские пути Атлантики. К этому времени Худ и Принц Уэльский в сопровождении эсминцев были на пути к Датскому проливу, где уже патрулировали два крейсера, Норфолк и Саффолк.. Крейсера Манчестер и Бирмингем были отправлены охранять воды к юго-востоку от Исландии.

. Как только было обнаружено отход немецких кораблей, Адмирал Сэр Джон Тови, главнокомандующий британским флотом метрополии, отправился с королем Георгом V, Победоносцем и их эскортом, чтобы поддержать тех, кто уже был в море. Вскоре к ним присоединился Repulse.

Вечером 23 мая Саффолк заметил Бисмарка и Принца Ойгена в Датском проливе, недалеко от побережья Гренландии. Саффолк немедленно нашел укрытие в тумане, и Адмиралтейство было предупреждено. Бисмарк открыл огонь по Норфолку на расстоянии шести миль, но Норфолк скрылся в тумане. Норфолк и Саффолк, не имея оружия, с помощью радара следили за немецкими кораблями. Ни одного попадания не было, но сотрясение основного орудия, стрелявшего по Норфолку, вырвало из строя радар Бисмарка, в результате чего Лютьенс переместил Prinz Eugen впереди Бисмарка. После того, как немецкие корабли были обнаружены, британские военно-морские группы были перенаправлены либо на перехват войск Лютьенса, либо на прикрытие конвоя с войсками.

Битва за Датский пролив

Худ и принц Уэльский вступили в контакт с немецкими войсками рано утром 24 мая, и действия начались в 5:52 утра, когда бойцы находились на расстоянии 25 000 ярдов ( 23000 м) друг от друга. Артиллеристы обоих британских кораблей сначала приняли Prinz Eugen, который теперь лидировал, за Bismarck и нацелились на него. Оба немецких корабля вели огонь по Худу. Худ пострадал от раннего удара «Принца Ойгена», который вызвал стремительно распространяющийся огонь посередине корабля.

Затем, примерно в 6 часов утра, один или несколько магазинов Худа взорвались, вероятно, в результате прямого попадания 38-сантиметрового (15-дюймового) снаряда, выпущенного «Бисмарком». Мощный взрыв сломал спину огромному линейному крейсеру, и он затонул в считанные минуты. Все, кроме трех из ее экипажа из 1417 человек, погибли, в том числе контр-адмирал Ланселот Холланд, командир эскадры.

Принц Уэльский продолжил боевые действия, но получил несколько попаданий снарядами диаметром 38 см (15 дюймов) и 20,3 см (8 дюймов), а также испытал неоднократные механические отказы основного вооружения. Ее командир, капитан Лич, был ранен, когда один из снарядов «Бисмарка» попал в мост принца Уэльского. Лич прервал бой, и британский линкор отступил под прикрытием дымовой завесы.

Бисмарк был ранен только два (или, возможно, три) раза, но адмирал Лютьенс победил капитана Бисмарка Эрнста Линдеманна, который хотел преследовать поврежденного принца Уэльского и прикончить его. Все попадания по Бисмарку были нанесены 14-дюймовыми (356-мм) орудиями принца Уэльского. Одно из попаданий пробило корпус немецкого линкора в носовой части, повредив некоторые из его топливных баков, что привело к постоянной и серьезной утечке масла. Это должно было стать решающим фактором по мере продолжения преследования, вынудившего Бисмарка отправиться в Брест вместо того, чтобы убежать в бескрайние просторы Атлантики. Образовавшееся нефтяное пятно также помогло британским крейсерам затенить ее.

Преследование

Норфолк и Саффолк, а также пострадавший принц Уэльский продолжали слежку за немцами, сообщая о своей позиции, чтобы привлечь британские силы к месту происшествия. В ответ было решено, что неповрежденный Prinz Eugen отделится и продолжит набег, а Бисмарк прекратил преследование. В связи с этим адмирал Дёниц поручил подразделению подводных лодок поддерживать Бисмарк со всеми доступными подводными лодками в Атлантике. Он организовал две патрульные линии, чтобы поймать Флот метрополии, если Бисмарк приведет к ним своих преследователей. Одна линия из 7 лодок была выстроена в центре Атлантического океана, а другая из 8 лодок стояла к западу от Бискайского залива. 24 мая в 18:40 «Бисмарк» обратился к своим преследователям и на короткое время открыл огонь, чтобы прикрыть побег Принца Ойгена. Немецкий крейсер ускользнул целым и невредимым.

В 22:00 «Викториус» был на расстоянии 120 миль (190 км) и начал воздушную атаку девятью Fairey Swordfish торпедоносцами, которые направлялись Норфолком. В плохую погоду и при шквальном огне они атаковали и нанесли единственное торпедное попадание под мостом. Однако против сильной поясной брони и противоторпедных выступов он не смог нанести существенного ущерба. Атакующие самолеты были благополучно восстановлены «Викториусом», несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и отказ самонаводящегося радиомаяка авианосца.

В 3 часа ночи 25 мая британские теневые силы потеряли связь с Бисмарком. Сначала думали, что она вернется в Северное море, и корабли руководили соответствующим образом. Затем Лютьенс, полагая, что за ним по-прежнему следят англичане, нарушил радиомолчание, отправив длинное радиосообщение в штаб-квартиру в Германии. Это позволило британцам определить приблизительную позицию Бисмарка и отправить самолеты на поиски немецкого линкора. К тому времени, когда стало известно, что Лютенс направляется в Брест, Бисмарк прорвал военно-морские кордоны и вышел вперед. К 11 часам вечера Лютьенс был далеко к востоку от сил Тови и сумел уклониться от Родни. Бисмарку не хватало топлива из-за разрушительного удара, нанесенного принцем Уэльским, из-за которого Лютенс снизил скорость для экономии топлива, но у Бисмарка все еще было достаточно скорости, чтобы обогнать тяжелые части Флота метрополии и достичь безопасности Франции. С юга, однако, Сомервилль Force H с авианосцем Ark Royal, линейным крейсером Renown и легким крейсером Sheffield приближались для перехвата.

У британских кораблей также начиналось заканчиваться горючее, и бегство Бисмарка казалось все более и более надежным. Однако в 10:30 26 мая летающая лодка PBY Catalina, базирующаяся в Лох-Эрн, Северная Ирландия, обнаружила Бисмарк. Он находился в 700 милях (1100 км) от Бреста и вне зоны прикрытия с воздуха люфтваффе.

Пять членов экипажа Королевской Рыбы-Мечи, участвовавшие в атаке Бисмарка.

Этот контакт перехватили две Рыбы-Мечи из Королевского Арка. Этот авианосец теперь нанес авиаудар, но его экипаж не знал о близости Шеффилда к Бисмарку, принял британский крейсер за немецкий линкор и поэтому немедленно атаковал его. Их торпеды были оснащены воздействующими детонаторами, и некоторые из них взорвались преждевременно. Другие не попали в цель, а затем атакующий самолет получил предупреждение от Ark Royal, что Шеффилд находится поблизости, после чего Swordfish наконец узнал крейсер и прекратил атаку.

Арк Ройал был запущен, в почти невозможных для воздушных операций погодных условиях и с расстояния менее 40 миль против ветра от Бисмарка, второй удар, состоящий из 15 меч-рыб. Это были торпеды, оснащенные штатными и надежными контактными детонаторами. В результате атаки немецкий корабль попал в два или три раза, одно из которых нанесло критический урон его рулевому управлению. Заклинивший руль теперь означал, что теперь она могла отплыть только от намеченного пункта назначения - Бреста. В полночь Лютьенс дал сигнал своему штабу: «Корабль неуправляемый. Мы будем сражаться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер."

конец Бисмарка

Линкоры Родни и Король Георг V ждали рассвета 27-го числа. В мае перед атакой. В 8:47 они открыли огонь, быстро поразив Бисмарка. Ее артиллеристы почти не попали в Родни, но британские корабли заставили замолчать большую часть немецких орудий в течение получаса. Несмотря на обстрелы Родни с близкого расстояния, Крен влево и обширные пожары, Бисмарк не затонул.

Согласно подводным исследованиям Балларда за последние годы, британские орудия достигли только четырех пробитий брони Бисмарка, два - через верхний броневой пояс по правому борту от Кинга. Георг V и два по левому борту от Родни. Эти четыре попадания произошли примерно в 10:00 с близкого расстояния, что привело к тяжелым потерям среди укрывающейся команды.

Горючее почти закончилось - и с учетом возможного U -водные атаки - британские линкоры ушли домой. Тяжелый крейсер Дорсетшир атаковал торпедами и нанес три попадания. Затопленные заряды были вскоре подняты немецкими моряками, и в 10:40 «Бисмарк» перевернулся и затонул. Дорсетшир и эсминец маори спасли 110 выживших. Через час спасательные работы были внезапно прекращены, когда появились сообщения о присутствии подводной лодки. Еще пять выживших были подобраны U-74 и немецким метеорологическим кораблем Sachsenwald. Погибли более 2000 человек, в том числе капитан Линдеманн и адмирал Лютьенс.

Последствия

После отделения от Бисмарка Принц Ойген отправился дальше на юг, в Атлантический океан, намереваясь продолжить торговую миссию. 26 мая, когда у него осталось всего 160 тонн топлива, он встретился с танкером Spichern и заправился. 27 мая у нее возникла проблема с двигателем, которая ухудшилась в течение следующих нескольких дней. 28 мая она получила дополнительную дозаправку из Esso Hamburg. Когда ее скорость снизилась до 28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час), продолжать движение считалось невозможным. Она отказалась от своей миссии по коммерческим набегам, не потопив никаких торговых судов, и направилась в Брест, прибыв туда 1 июня, где она оставалась на ремонте до конца 1941 года. Позже она сбежала из Франции с двумя другими немецкими линкорами. в канале Dash.

В бою только две подводные лодки заметили британские силы, и ни одна из них не смогла атаковать. После этого британские корабли смогли уклониться от патрульных линий, когда они вернулись на базу; дальнейших контактов с подводными лодками не было. Люфтваффе также организовали вылазки против Флота метрополии, но ни один из них не был успешным до 28 мая, когда самолеты из Kampfgeschwader 77 атаковали и потопили эсминец Mashona.

После Рейнюбунга, Королевский военно-морской флот предпринял согласованные усилия по окружению сети кораблей снабжения, развернутых для дозаправки и перевооружения кораблей Рейнюбунг. Первый успех пришел 3 июня, когда танкер Belchen был обнаружен крейсерами Aurora и Kenya к югу от Гренландии. 4 июня танкер Gedania был обнаружен в середине Атлантики у Марсдейла, в то время как в 100 милях (160 км) к востоку судно снабжения Gonzenheim было поймано вооруженным торговым крейсером и самолетами из Victorious. В тот же день в южной части Атлантического океана, на полпути между Беленом и Фритауном, самой южной границей операции Рейнюбунг, танкер Esso Hamburg был перехвачен крейсером Лондон ; а на следующий день Лондон в сопровождении Бриллианта потопил танкер Эгерланд. Неделю спустя, 12 июня, танкер Friederich Breme был потоплен крейсером Sheffield в Средней Атлантике. 15 июня танкер «Лотринген» был потоплен крейсером Данидин с самолетом Игл. Всего за две недели 7 из 9 кораблей снабжения, назначенных для операции Rheinübung, были учтены, что имело серьезные последствия для будущих немецких надводных операций.

Заключение

Операция Rheinübung провалилась, и, хотя немцы добились успеха, потопив старый линейный крейсер HMS Hood, это было более чем компенсировано потерей современный линкор «Бисмарк», представлявший четверть крупных кораблей Кригсмарине. Во время двухнедельного рейда немецкие тяжелые надводные части не потопили и не заметили торговых судов. Конвои союзников серьезно не пострадали; большинство конвоев шло по расписанию, и не было сокращения поставок в Великобританию. С другой стороны, кампания атлантических подводных лодок была сорвана; лодки в Атлантике затонули всего 2 корабля в последние недели мая по сравнению с 29 в начале месяца. В результате гибели «Бисмарка» Гитлер запретил дальнейшие вылазки в Атлантику, и ее родственный корабль «Тирпиц» был отправлен в Норвегию. Кригсмарине больше никогда не было в состоянии провести крупную наземную операцию против маршрутов снабжения союзников в Северной Атлантике; отныне его единственным оружием была кампания подводных лодок.

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

  • Роберт Д. Баллард : Открытие Бисмарка (1990). ISBN 0-670-83587-0.
  • Клей Блер: Война подводных лодок Гитлера, Том. Я (1996). ISBN 0-304-35260-8.
  • Уолтер Бойн, Битва титанов: Вторая мировая война на море (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1995).
  • Фриц Отто Буш: История Принца Ойгена (1958). ISBN (нет).
  • Сэр Уинстон Черчилль : Вторая мировая война.
  • Людовик Кеннеди : Погоня - гибель Бисмарка (1974).
  • Стивен Роскилл : Война на море 1939-1945 Том I (1954) ISBN (нет).

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Операцией Рейнюбунг.

Координаты : 48 ° 10'N 16 ° 12'W / 48,167 ° N 16,200 ° W / 48,167; -16.200

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:07:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте