British Rail, класс 142

редактировать
Двухвагонные рельсовые автобусы класса 96

British Rail Class 142 Pacer
Caerdydd Canolog - Keolis Amey 142076.JPG Транспорт для Уэльса 142076 в Cardiff Central в мае 2019 г.
142082 Interior.jpg Внутри Arriva Trains Wales Class 142 в марте 2013 г.
В эксплуатации1985 – настоящее время
ПроизводительBritish Rail Engineering Limited, Derby Litchurch Lane Works. Leyland Bus
Заказ №
  • 31003 (55542-55591, DMS)
  • 31004 (55592-55641, DMSL)
  • 31013 (55701-55746, DMS)
  • 31014 (55747-55792, DMSL)
ФамилияPacer
Constructed1985 (142001 - 050) 1986-1987 (142051 - 096)
Введен в эксплуатацию1985-87
После ремонта
  • 1997–2003
  • 2008–2017
Количество построенных96 единиц
Количество в эксплуатации15 единиц (National Rail)
Сохраненное количество15 единиц
Количество списанных36 единиц
Формирование
  • 2 вагона в комплекте
  • DMS + DMSL
Схема
  • DP234 (DMS)
  • DP235 (DMSL)
Номера парков
  • 142001 - 142096 (набор)
  • 55542-55591, 55701-55746 (DMS)
  • 55592-55641, 55747-55792 (DMSL)
Вместимость
  • от 102 до 121 места на поезд
  • Северные поезда:
  • 106, 114 или 121 место на единицу
Оператор (и)
Депо
Обслуживаемые линии
Технические характеристики
Конструкция кузова автомобиляСтальная рама. Алюминиевый сплав кузов и крыша.
Длина кабины15,55 м (51 фут ⁄ 4 дюйма)
Ширина2,8 м (9 футов 2 ⁄ 4 дюйма)
Высота3,86 м (12 футов 8 дюймов)
Шарнирно-сочлененные секции2, гибкая мембрана только внутри устройства
Колесная база 9 м (29 футов 6 ⁄ 8 дюймов)
Максимальная скорость75 миль в час (120 км / ч)
Масса24,5 т (24,1 длинных тонн ; 27,0 коротких тонн ) на автомобиль
Первичный двигатель (и) один на автомобиль: Cummins LTA10-R. (изначально оснащался Leyland TL11)
Тип двигателя6-цилиндровый 10-литровый. (первоначально 6-цилиндровый 11,1-литровый) турбо- Дизель
Выходная мощностьCummins: 225 л.с. (168 кВт) при 2100 об / мин. Leyland: 205 л.с. (150 кВт) при 1950 об / мин
ТрансмиссияVoith T211r двухступенчатый гидравлический. (первоначально SCG 4-х скоростной механический )
Обогрев поезда
  • Отработанное тепло двигателя
  • Канальный теплый воздух
Тормозная система (и) Воздух
Система (и) безопасностиAWS, TPWS
Система сцепления BSI
Многофункциональная Классы 14x, 15x и 170
Ширина колеи 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюймов) стандартная колея

British Rail Class 142 - это класс Pacer дизельных многоместных пассажирских поездов, используемых в Англия и Уэльс. 96 единиц было построено компанией British Rail Engineering Limited Derby Litchurch Lane Works в период с 1985 по 1987 год. Они были развитием более ранней модели Class 141, которая была введена в 1984 году. Первая партия (142001-050) была поставлена ​​в 1985 году, остальные (142051-096) были поставлены в период с 1986 по 1987 год.

Содержание
  • 1 Описание
    • 1.1 Визг рельсов
    • 1.2 Модернизация и переоборудование
  • 2 Операции
    • 2.1 Провинциальные / региональные железные дороги British Rail
    • 2.2 Пост-приватизация
      • 2.2.1 Северная Англия
      • 2.2.2 Мерсисайд
      • 2.2.3 Уэльс
      • 2.2.4 Юго-Западная Англия
  • 3 Вывод
  • 4 Сохранение
    • 4.1 Эксплуатация
    • 4.2 Нежелезнодорожное использование
  • 5 Ливреи
  • 6 Подробная информация о флоте
    • 6.1 Именные подразделения
  • 7 Несчастные случаи
  • 8 Модели
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Ссылки
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Описание

Корпус устройства основан на этом оригинального автобуса Leyland National ; на агрегатах можно найти множество приспособлений и принадлежностей автобуса. Каждый блок имеет пассажировместимость из любого количества от 102 до 121 пассажира на комплект из двух автомобилей. Теоретически должно быть 106 или 121 место на единицу. Однако во многих единицах были удалены сиденья, чтобы обеспечить дополнительное пространство для доступа инвалидных колясок. Были использованы те же двигатели и механические трансмиссии, что и на кл. 141, а также такие же двойные складывающиеся наружные двери. Каждый вагон имеет топливный бак 125 галлонов.

Визг рельсов

Чрезмерный визг фланца на крутых поворотах был проблемой на многих маршрутах, эксплуатируемых на 142, из-за длинной колесной базы и отсутствия тележки. Резкая поездка, которая может произойти, привела к тому, что юниты получили прозвище (вместе с соответствующим Class 143s ) Кивающим Ослом.

142, которые были (на короткое время) выделены в Корнуолл в середине 1980-х, были официально известны как «Шкиперы». Их перевели на север, когда железнодорожные ветки Корнуолла оказались неподходящими для класса 142; крутые повороты вызывали сильный визг и приводили к повреждению колес. Все шкиперы покинули Западную страну в конце 1980-х.

Модернизация и переоборудование

Класс был механически модернизирован, начиная с начала 1990-х, так как оригинальные детали начали выходить из строя. Все агрегаты оснащены более мощным двигателем серии Cummins L10 - 230 л.с. на автомобиль, что равно 460 л.с. (340 кВт) на двухвагонный агрегат, - и двухступенчатой ​​гидравлической трансмиссией Voith T211r, начиная с гидротрансформатора. который переключается на привод гидравлической муфты, когда агрегат достигает скорости 45 миль в час (72 км / ч). К концу 1991 года все агрегаты были оснащены новой трансмиссией Voith, а двигатели Cummins устанавливались в период с 1993 по 1996 год для повышения надежности. Это оказалось успешным, хотя имели место инциденты, например, когда блок Northern Rail сошел с рельсов на пути из Блэкпула в Ливерпуль в июне 2009 года из-за отказа карданного вала. В течение периода преобразования парк был перенумерован либо в серию 142 2xx, либо в серию 142 5xx, прежде чем вернуться к своим исходным номерам (некоторые единицы получили замену трансмиссии до замены двигателя). Оригинальные двустворчатые двери, установленные на Class 142, были заменены в 1990-х годах из-за проблем с надежностью.

Операции

Провинциальные / региональные железные дороги British Rail

142088 г. в оригинальной двухцветной синей окраске автобусных маршрутов British Rail Provincial в Каслфорде.

Некоторые подразделения были выкрашены из новых в зависимости от региона, в котором они работали. Например, первые 14 подразделений компании Greater Manchester Passenger Transport Executive (142001-014) получили GMPTE оранжево-коричневого цвета, затем следующие 13 West Country базирующиеся подразделения (142015-027) были окрашены в цвета Great Western Railway, вдохновленные шоколадно-кремовой окраской, и продавались как «шкиперы».

Пост-приватизация

Северная Англия

Northern Spirit в ливрее 142066 в Wakefield Kirkgate Интерьер отремонтированного Northern Spirit класса 142

После приватизации British Rail флот класса 142 был разделен между North Западные поезда на северо-западе и северный дух на северо-востоке.

Northern Spirit начал свою деятельность в 1997 году и продолжал свою деятельность до 2000 года. В этот момент материнская компания MTL столкнулась с трудностями, и компания была продана Arriva, которая переименовала ее в Arriva Поезда Северный.

В 1998 году ATN заменила семь единиц класса 142 (142085-142091) на семь единиц класса 150/2 от Valley Lines. В октябре – декабре 2002 года они были заменены на неотремонтированные апартаменты 142072-77 и 080–3, поскольку номер 142086-091 только недавно был отремонтирован компанией Northern Spirit, и Valley Lines пожелали начать свой ремонт с нуля.

В 2004 году First North Western и Arriva Trains Northern были объединены в франшизу Северной железной дороги, которая унаследовала объединенный флот из 79 самолетов класса 142.

Все 79 самолетов класса 142 теперь окрашены в ливрею Северной железной дороги. В связи с увеличением количества пассажиров на севере Англии (примерно на 10% в год и даже более чем на 25% в год на некоторых станциях, где эксплуатируются 142-е), некоторые единицы были заменены поездами Sprinter.

Пять Pacers класса 142, находившихся на вооружении First Great Western, были возвращены в Northern Rail в декабре 2008 г.; остальные вернулись в Северную железную дорогу к ноябрю 2011 года, намного позже, чем планировалось изначально.

Несмотря на то, что машины класса 142 были созданы для остановок ветвей, они в основном используются на городских пригородных поездках в таких городах, как Ливерпуль, Манчестер, Шеффилд, Лидс и Ньюкасл, и их можно увидеть на рейсах дальнего следования до трех часов, включая маршрут 1632 Мидлсбро-Карлайл (почти 110 миль); они также использовались на маршрутах между Блэкпул-Норт и Честером через Стокпорт, который прекратил работу в декабре 2008 года. Все 79 перешли с Северной франшизой в Arriva Rail North в апреле 2016 года, а все оставшиеся подразделения были переданы в государственного оператора Северных поездов 1 марта 2020 года.

В июне 2020 года было объявлено, что 13 самолетов класса 142 будут допущены к повторному вводу в эксплуатацию в случае необходимости, из них 142004 года., 018, 023, 058, 065, 068, 070, 071, 078, 087, 090, 094 и 095, что они сделали 6 июля 2020 года после введения нового расписания в связи с необходимостью дополнительных возможностей для социальных дистанцирование во время пандемии COVID-19 в сочетании с классом 150, чтобы избежать изменения не-PRM (лица с ограниченной подвижностью).

Merseyside

Всего семнадцать единиц класса 142 на базе Newton Heath TMD (142041-049 и 142051-058) были отремонтированы для использования на Merseyside Passenger Транспортная администрация City Line обслуживает районы Ливерпуля и Большого Манчестера. Ремонт включал точечно-матричные указатели маршрута, новый дизайн индивидуальных сидений с низкой спинкой, а единицы были перекрашены в ливрею Merseyrail. После приватизации эти единицы перешли к First North Western в марте 1997 года. Все эти установки были переданы Northern в 2016 году, однако остались в ливрее предыдущего оператора Northern Rail.

Уэльс

Транспорт для Уэльса разместил рекламу на всем своем классе 142 с такими сообщениями, как «Начало нового путешествия» (142076), чтобы объявить об окончании их использования в 2019 году.

Valley Lines приобрела свои Class 142, заменив единицы Class 150/2 на Arriva Trains Northern. Первоначально автомобили Class 142 были окрашены в ливрею Valley Lines.

Transport for Wales использует поезда класса 142 Pacer на пригородных линиях вокруг Кардиффа, Барри и Пенарта, известных как Valley строки. Весь парк самолетов класса 142 Pacer теперь окрашен в бирюзовый и кремовый цвета, как у Arriva Trains Wales.

Класс 142 часто используется для обслуживания звонков из Кардиффа в Пенарт в Гранджтаун, Дингл-роуд и Пенарт.

Подразделения Класса 142 также в основном используются на маршрутах линии долины Южного Уэльса и маршрутах через долину Гламорган. На сервисах Valley и Vale of Glamorgan классы 142 часто объединяются с устройствами класса 143 или Class 150, чтобы удовлетворить потребности в загруженной сети Valley Lines. В Class 142 были внесены незначительные изменения в сиденья с новым ковровым покрытием, а также были установлены потолочные камеры видеонаблюдения.

Юго-Западная Англия

Двенадцать кардиостимуляторов класса 142 были получены First Great Western в 2007 году и начали работу в декабре 2007 года. Они были предоставлены в аренду у Northern (где у них хранились), частично для того, чтобы покрыть реконструкцию парка Sprinter FGW, но также для того, чтобы преобразовать Class 158 в комплекты с тремя вагонами.

Эти 142 базировались в Exeter TMD, работая вместе с аналогичными Class 143s над услугами в Девоне и Корнуолле, включая Avocet Line, Riviera Line и Tarka Line.

Пять 142 были возвращены компании Northern Rail осенью 2008 года после завершения обновления класса 150 единиц Sprinter. Остальные семь единиц были возвращены компании Northern Rail в ноябре 2011 года после их замены на единицы класса 150, соединенные каскадом из London Overground и London Midland.

Withdrawal

Все 94 класса 142 были должны быть отозваны к середине 2020 года, поскольку они не соответствуют Технической спецификации лиц с ограниченной мобильностью для взаимодействия (PRM-TSI ).

Претенденты на северную франшизу, которая началась в апреле 2016 года, должны были заказать новые DMU и взять на себя Sprinters и Turbostars (классы 150, 156, 158 и 170 ), выпущенный другими франшизами в качестве замены. Долгосрочная стратегия пассажирского подвижного состава для железнодорожной отрасли указывает на то, что в краткосрочной перспективе необходимо будет построить до 500 неэлектрических вагонов. Отвод на север запланирован на ноябрь 2018 года, а последний - на будут удалены из движения в октябре 2019 года. Это было немного отложено до ввода в эксплуатацию первых Class 195.

Wa владелец франшизы les Borders KeolisAmey Wales планировал заменить все свои машины класса 142 к середине 2020 года.

В августе 2019 года Northern удалила семь и разместила их в магазине по адресу Хитон TMD. Утилизация началась в декабре 2019 года, и 142005 был доставлен в CF Booth, Ротерхэм. В декабре 2019 года три выведенных северных агрегата были переданы Транспортному транспорту Уэльса для запасных частей.

В декабре 2019 года и Северный, и транспортный узел Уэльса получили разрешение на использование до 2020 года. Северные поезда разрешены к использованию блоки до 31 мая 2020 года, но только в сочетании с соответствующим блоком, в то время как Транспорт для Уэльса может использовать блоки до 31 июля 2020 года и может работать отдельно. Позднее это было продлено до 31 декабря 2020 года для обоих операторов.

Консервация

На данный момент сохранено / выделено двадцать единиц класса 142. Большинство из них бывшие Северные управляемые части. Отряд № 142001 Pioneer Class 142 является частью Национальной коллекции и хранится в Национальном железнодорожном музее Шилдон. Один из них, № 142028, был куплен парой, которая работает на Wensleydale Railway.

Operational

Номер набораНомера транспортных средствЛивреяМестоположениеПримечания
DMSDMSL
1420015554255592Northern Rail безымянногоНациональный железнодорожный музей Шилдон Эксплуатация Построен первый объект. Подлежит перекрашиванию в оранжевую ливрею GMPTE.
1420035554455594Приобретено частным лицом. Текущая судьба неизвестна.
1420045554555595Приобретено частным лицом. Текущая судьба неизвестна. Подлежит перекрашиванию в оранжевую окраску GMPTE.
1420115555255602Midland Railway - Butterley Используется в качестве запасных частей для 013.
1420135555455604Железная дорога Мидленд - Баттерли Привести в рабочее состояние.
1420175555855608East Kent Railway
1420195556055610Waverley Route Ассоциация наследия
1420205556155611Ассоциация наследия Уэверли-Рут
1420235556555614Плим Вэлли Рэйлэйл
1420285556955619Венслидейл Рэйлэйл
1420295557055620Чейзуотер Рэйлэйл
1420305557155621Chasewater Railway
1420355557655626Wensleydale Railway
1420365557755627East Kent Railway
1420385557955629Mid-Norfolk Railway Приобретено Железная дорога Мид-Норфолк с использованием пожертвования от частного лица.
1420415558255632Wensleydale Railway
1420555559655646Foxfield Railway Приобретено компанией Pacer Rail Group и базирующейся на Foxfield Railway
1420615571155757Mid-Norfolk Railway Приобретена Mid-Norfolk Railway на пожертвование от частное лицо.
1420845573455780Рашден, Хайэм и Веллингборо Рейлвей
1420915574155787Рушден, Хайэм энд Веллингборо Рейлвей

142027 была приобретена в качестве донора запасных частей для двух единиц эксплуатационного класса 142 (142029 и 142030), принадлежащих компании Чейзуотер Рейлвей.

Нежелезнодорожное использование

Наряду с эксплуатируемыми законсервированными классами 142, два были приобретены для не железнодорожного использования.

Установить номерНомера транспортных средствМестоположениеПримечания
DMSDMSL
1420335557455624Brewery Field, Бридженд Приобретен полицией Южного Уэльса для обучения. Расположен на поле для регби Bridgend.
1420605571055756Wensleydale Railway Преобразовать в дом для отпуска и место для творчества
Ливреи
Подробная информация о флоте
КлассОператорНомераПостроенМашин в наборе№ шт.
Класс 142Транспорт для Уэльса 141985–872142002, 142006, 142010, 142069, 142072–077, 142080–081, 142083, 142085
Северный Поезда 10142004, 142018, 142058, 142065, 142068, 142070, 142078, 142087, 142090, 142094
На хранении21NT: 142003, 142007, 142011, 142013–014, 142023, 142032, 142035, 142041, 142043, 142045, 142047, 142051, 142056, 142061, 142071 142089, 142095

TFW: 142082, 142086

Уничтожено37142005, 142008–009, 142012, 142015–016, 142021–022, 142024–026, 142031, 142034, 142037, 142039–040, 142042, 142044, 142046, 142048–050, 142052– 054, 142057, 142059, 142062–064, 142066–067, 142079, 142088, 142092–093, 142096
Сохранилось20142001, 142011, 013, 142017, 142019– 020, 142027, 142028–030, 142033, 142035, 142036, 142038, 142041, 142055, 142060, 142061, 142084, 142091

Именованные подразделения

Выбранные подразделения ранее имели названия.

Таблица изъятий
ГодКоличество услуг. на. начало годаКоличество. изъятоЧислаПримечания
1991961142059
2000951142008
20199444142001/03/05/07/09/12 / 15-17 / 19-22 / 25-27 / 29-31 / 33-34 / 37-39 / 42/44/46 / 48-50 / 52-53 / 57/60/64/66/79/84/86/88 / 91-93 / 96142001, 003, 017, 019, 020, 029, 030, 033, 038, 060, 084 и 091 сохранены
20205029142002/04/06 / 10- 11 / 13-14 / 18 / 23-24 / 28/32 / 35-36 / 40-41 / 43/45/47/51 / 54-56 / 58 / 61-63 / 65 / 67-78 / 80- 83/85/87 / 89-90 / 94-95142004, 011, 013, 023, 028, 035, 036, 041, 055, 061 сохранились.
Несчастные случаи
  • Два блока класса 142 были выведены из-за аварийного повреждения. Первым из них был блок 142059, который был выведен из эксплуатации в 1991 году после столкновения с буферной остановкой на Liverpool Lime Street. Поезд сбежал с холма с Edge Hill, когда возвращался из-за проблем с тормозами. В то время поезд ехал без пассажиров, и водитель и охранник пережили аварию без серьезных длительных травм. Платформы были эвакуированы вовремя, прежде чем поезд врезался в буферы.
  • Самая серьезная авария с участием класса 142 произошла в Уинсфорде в 1999. Водитель класса 142 № 142008, которым управляет First North Western, ехавший без груза с Crewe до Liverpool Lime Street перекрыл красный сигнал на медленной линии и остановился на пути 06:15 London Euston к Glasgow Central Virgin Trains Express, буксируемый экспрессом класса 87 электровоз № 87027 Волк Баденохский. Удар, в результате которого устройство было списано, отделило корпус Pacer от его рам и вызвало серьезные внутренние повреждения. Это вызвало обеспокоенность по поводу ударопрочности конструкции.
  • 11 июня 2009 г. самолет класса 142 (№ 142042), эксплуатируемый компанией Northern Rail, сошел с рельсов на пути из Блэкпула в Ливерпуль. Все, кроме одного, из 40 пассажиров на борту избежали травм. Первоначальное расследование было проведено британским отделением по расследованию происшествий на железных дорогах, которое определило, что двигатель, установленный под задней тележкой, отделился и упал на рельсы с зарегистрированной скоростью 57 миль в час, что привело к срыву задней оси. Отсоединение двигателя привело к значительному повреждению оборудования под полом, разрыву проводов управления и повреждению тормозной системы, что привело к автоматическому экстренному торможению. Отсоединение двигателя произошло из-за того, что не удалось закрепить его на кожухе маховика. Две из трех точек крепления двигателя находятся на кожухе маховика, который остался прикрепленным к автомобилю. Детали двигателя были восстановлены и доставлены в мастерские по ремонту двигателей для осмотра и демонтажа. Подшипники и другие внутренние детали двигателя были в порядке, без признаков перегрева или заедания. Коленчатый вал двигателя сломался между шатунным подшипником шестого цилиндра и коренным подшипником в кожухе двигателя со стороны маховика. На этом изломе наблюдались следы, характерные для усталостного разрушения. Нагрузка крутящего момента на коленчатый вал двигателя на полной мощности максимальна между последним цилиндром и маховиком, местом перелома. Кусок коренного подшипника и его крепежный болт были первыми предметами, обнаруженными на следе обломков по направлению к сошедшему с рельсов поезду на расстоянии 453 м от того места, где поезд остановился. Блок двигателя находился в 205 метрах от остановившегося поезда. Гусеница была повреждена на дистанции 330 метров. Двигатель был отремонтирован и был установлен на 142042 в марте 2008 года. Коленчатый вал использовался в двух других двигателях до установки на этот двигатель. Перед установкой на этот двигатель он был переточен и подвергнут магнитопорошковому контролю (MPI) на предмет дефектов. С момента возвращения в строй отряд преодолел 114 577 миль. Восстановленным двигателям был дан интервал 400 000 миль между капитальными ремонтами. Впоследствии специалисты по ремонту двигателей представили более новое, более чувствительное оборудование MPI. Проблемы с двигателями на 142 уже возникали.
  • 8 августа 2009 года подразделение 142069 Arriva Trains Wales сошло с рельсов во время движения порожних грузов в Rhymney, Южный Уэльс. Подразделение готовилось к утренней службе с 143625, когда оно сошло с рельсов на множестве точек и ударилось о край платформы. Позже 142069 был доставлен по дороге в Кардифф Кантон депо, и возникли опасения, что рама могла быть повреждена и не подлежала ремонту. Эти опасения оказались необоснованными, и с тех пор подразделение вернулось в строй.
  • 3 октября 2009 г. подразделение этого класса столкнулось с другим поездом в Дарлингтон.
  • 4 января 2010 г. подразделение 142029 столкнулось с поезд, состоящий из двух дизель-моторных агрегатов класса 159 в Exeter St Davids. Девять человек были ранены.
  • 10 апреля 2011 года карданный вал 142045 г. привел к инциденту в Дареме, в результате которого один из жителей получил ранение осколком. балласта, поднятого оторвавшейся шахтой.
  • 27 апреля 2012 года подразделение 142091 работало на линии 1125 Линкольн - Адвик, когда оно попало в оползень после выхода около Ретфорда, вызвав серьезные лобовые повреждения Единица. Два человека были доставлены в больницу с легкими травмами, в том числе водитель. Причиной оползня стали проливной дождь и плохой дренаж. С тех пор блок вернулся в строй.
  • 4 октября 2016 г. блок 142072 загорелся в Кайрфилли.
  • 9 октября 2018 г. блок 142086 сошел с рельсов на станции Шеффилд.

Джон Пью, тогдашний либерал-демократ депутат от Саутпорта, назвал 142 поезда «небезопасными». Однако министр транспорта правительства Великобритании в то время Джефф Хун опроверг это утверждение, сказав: «Я бы не согласился с тем, что какой-либо из этих подвижных составов небезопасен», и что они постоянно модернизируют его.

Модели

В 1987 году Hornby Railways выпустила свою первую версию рельсового автобуса BR Class 142 (Pacer) с шириной колеи OO.

. В 2020 году объявила о намерении произвести модель 142-го класса в нескольких ливреях.

Примечания
Ссылки

Цитаты

Библиография

  • Фокс, Питер (1987). Карманная книга для нескольких единиц. Карманный справочник британских железных дорог № 2 (издание лето / осень 1987 г.). Платформа 5 Паблишинг Лтд. ISBN 0906579740. OCLC 613347580. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Fox, Peter; Hughes, Barry (1994). DMU и Channel Tunnel Stock., Великобритания Карманный справочник железных дорог № 3 (7-е изд.). Платформа 5. ISBN 9781872524597. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Pritchard, RN ; Fox, Peter (2009). Diesel Multiple Units 2010. Карманный справочник British Railways № 3. Платформа 5. ISBN 978-1-902336-75-6. OCLC 614300319. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки

СМИ, связанные с British Rail Class 142 на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-13 12:49:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте