Андерс Чидениус | |
---|---|
Андерс Чидениус | |
Родился | 26 февраля 1729 г.. Соткамо, Швеция (ныне Финляндия) |
Умер | 1 февраля 1803 г. (1803-02-01) (73 года). Гамла Карлеби, Швеция (ныне Финляндия) |
Эра | Философия 18 века |
Регион | Западная философия |
Школа | Либерализм, Эпоха Свободы |
Основные интересы | Математика, естествознание, экономика, политическая философия |
Известные идеи | экономический либерализм, свобода религии, свобода слова и миграция |
Влияния | |
Влияли
| |
Андерс Чидениус (шведский: ; 26 февраля 1729 г. - 1 февраля 1803 г.) был финским священником и членом шведского риксдага, известный как ведущий классический либерал из нордов ic история.
Родился в Соткамо, Финляндия (тогда часть Швеции ) и учился у Pehr Kalm в Королевской Академии Або, Чидениус стал священником и философом Просвещения. Он был избран духовным членом шведского риксдага сословий в 1765–1766 гг., В котором его партия кепи захватила большинство и правительство и отстаивала первую свободу Швеции. Закон о прессе, самый либеральный в мире наряду с законами Великобритании и Семи объединенных провинций. Яростно выступая против радикальной интервенционистской политики меркантилизма, проповедуемой ранее преобладающей партией шляпы на протяжении десятилетий, он в конечном итоге был вынужден уйти в отставку за критику радикальной политики администрации Кэп по дерегулированию и их социальной и политические последствия.
После государственного переворота Густава III в 1772 году, который означал конец парламентского правления еще на столетие, Чидениус ненадолго вернулся к известности и работал над укреплением гражданских свобод и экономическая свобода как часть доктрины Густава просвещенного деспотизма и способствовала отмене пыток как средства допроса, ограничению капитала наказание и легализация еврейской и католической иммиграции в Швецию. В конце концов, все более автократическое положение короля снова лишило Чидениуса немилости, и он ушел в частную жизнь в Остроботнии, где умер в возрасте 73 лет.
Ранний период пионер - также по международным стандартам - и сторонник экономического либерализма, свободы религии, свободы слова и миграции (написание брошюры на невидимой руке за десять лет до публикации Богатства народов ) он был одним из первых всесторонних философов либерализма.
Андерс Чидениус родился в 1729 году в Соткамо, Остроботнии <4. 2>(ныне часть региона Кайнуу ), где его отец Яков был капелланом. Семья переехала в Куусамо в 1734 году, где его отец стал приходским настоятелем. Детство Андерса прошло в бесплодной местности северной Финляндии. Его и его брата Самуэля частным образом обучал их отец, а затем они пошли в Оулу гимназию (Uleåborg trivialskola). После русско-шведской войны (1741–1743) мальчики учились в частном порядке в Торнио и поступили в Королевскую академию Або в 1745 году. Они также учились в Уппсальский университет. Андерс изучал математику, естественные науки, латынь и философию. В 1746 году отец Иаков с семьей переехал в Коккола.
В 1753 году, после окончания школы, Андерс был назначен проповедником капеллы зависимого прихода Недерветиль (ныне часть Кроноби ) в Остроботния. Он был женат в 1755 году на Беате Магдалене Меллберг, дочери купца из Якобстада. Пара была бездетной. Находясь в Недерветиле, он принимал участие во многих проектах, таких как очистка болот, эксперименты с новыми породами животных и растений и внедрение новых методов выращивания картофеля и табака. Его цель - своим примером просвещать крестьян. Чидениус практиковал медицину и стал известен благодаря вакцинации обычных людей от оспы. Он также проводил операции по удалению катаракты и готовил лекарства.
Статуя Андерса Чидениуса в Коккола, Финляндия.Некоторые из его первых работ были о практических вопросах, таких как мох, заросший на лугах, и улучшения конструкции конных экипажей. Затем он перешел к социальным вопросам и стал известен как писатель и оратор. В 1765 году его отправили в сейм, чтобы получить права на свободную торговлю городами Остроботнии. Города Гамлакарлеби, Ваза (финский: Вааса), Бьёрнеборг (финский: Пори) и Улеоборг получили навигационные права, которые помогли с их дальнейшее развитие, а также помощь всей Остроботнии. В то время смола, которая должна была принести процветание его городу и побережью, должна была быть продана за границу через Стокгольм, что принесло большую часть прибыли. Во многом благодаря усилиям Чидениуса монополия Стокгольма была нарушена, и с 1765 года города получили свободу продавать и отправлять гудрон напрямую иностранным покупателям.
Чидениус активно участвовал в сейме и опубликовал несколько критических статей, вызвавших большой резонанс. Одним из результатов его деятельности в Сейме стал более строгий парламентский контроль над государственным бюджетом. Он считал, что одним из своих величайших достижений было расширение свободы печати. Его радикальная деятельность привела к тому, что в 1766 году его собственная политическая партия исключила его из сейма.
В 1770 году он был назначен ректором Гамлакарлеби где он сосредоточился на приходской работе. Он содержал свой оркестр и репетировал с ними. Они давали концерты в приемной священника. Его отец жил в пастыре в Гамлакарлеби с 1746 по 1766 год, а Андерс жил там с 1770 по 1803 год.
Между 1778 и 1779 годами Андерс Чидениус снова участвовал в Сейме, на котором поднята позиция наемных работников. Он отстаивал права класса слуг. По предложению короля Густава III он внес закон, согласно которому иностранцам также были предоставлены ограниченные права исповедовать свою религию. Он снова участвовал в Сейме в 1793 году и был активным писателем, освещающим развитие сельского хозяйства, сжигание селитры, оспы и поселение Лапландии.. Одной из его основных задач в последние годы его жизни было наблюдение за постройкой пристройки к старой приходской церкви. Он умер в 1803 году.
В 1765 году Чидениус опубликовал брошюру под названием The National Gain (Den nationnale winsten), в которой он предлагает идеи свободной торговли и промышленности, исследует отношения между экономикой и обществом и излагает принципы либерализма, капитализма и современного демократия. В книге Чидениус опубликовал теории, близко соответствующие невидимой руке Адама Смита , за одиннадцать лет до того, как Смит опубликовал свою книгу Богатство народов.
. теории в жизнь, предложив риксдагу сословий радикальную либерализацию торговли в городах вдоль Ботнического залива. Однако большинство других его предложений не были реализованы, например, преобразование Лапландии в государство ночных сторожей, чтобы бедная провинция стала экономически процветать:
- свободное государство, частная собственность и индивидуум свобода. Жители могли выбирать любую профессию, свобода торговли была бы полной, не было бы никаких привилегий, регулирования или налогов. Бюрократии не будет, и единственным должностным лицом будет судья, который будет следить за тем, чтобы ничьи права не были ущемлены.
Чидениус стал большим сторонником свободы прессы.. В отчете, опубликованном в 1776 году, он писал:
Не требуется доказательств того, что определенная свобода письма и печати является одним из самых сильных оплотов свободной организации государства, поскольку без нее у поместий не было бы достаточных информация для разработки хороших законов и тех, кто отправляет правосудие, не будет контролироваться, а субъекты не будут знать требований закона, пределов прав правительства и своих собственных обязанностей. Образование и хорошее поведение будут подавлены; грубость в мыслях, речи и манерах возобладает, и тусклость затемняет все небо нашей свободы через несколько лет.
Чидениус открыто высказывался о всеобщих правах и отмене привилегий. Он хотел дать бедным такую же свободу, как и всем остальным, и выступал за благо бедных, что в то время было довольно редким явлением среди политиков. Он продвигал демократию и защищал свободу религии, свободу слова, свободу торговли и промышленности, а также права рабочих. Он призвал следить за тем, как расходуются государственные средства. Говоря современным языком, можно сказать, что он выступал за открытость и хорошее управление.
В эссе 1778 года «Мысли о естественных правах слуг и крестьян» он писал:
Природа формирует их в точности так, как мы. Их положение в колыбели такое же, как и у нас, их души имеют ту же причину, что и у других народов, из-за чего ясно видно, что Господь творения также хотел, чтобы они имели равные права с другими людьми.
Чидениуса можно рассматривать как большое влияние на северных мыслителей, а также на политику в реальной жизни, строго продвигая классический либерализм. Его называют отцом шведского либерализма. И Швеция, и Финляндия включают его в число своих исторических выдающихся личностей, и по национальности он подразделяется на шведа или финна.
Андерс Чидениус запомнился как человек, опередивший свое время, выразивший идеи, которые в свое время были радикальными, но теперь составляют основу нордической идеологии. Его также можно рассматривать как мыслителя эпохи Просвещения, защитника науки, искусства, рационального мышления и свободы. Он также был ученым и опытным глазным хирургом, создателем нескольких изобретений, пионером вакцинации в Финляндии и основателем оркестра.
Чидениус был изображен на самой дорогой банкноте (1000 марок) финской марки последней дизайнерской серии.
Андерс Чидениус был выбран в качестве основного мотива в недавней Финская памятная монета, 10 евро памятная монета Андерса Чидениуса, отчеканена в 2003 году. На аверсе изображена открытая книга со ссылкой на многочисленные публикации Чидениуса и Библию. На реверсе - традиционная деревня с церковью и другими постройками.
В книге Historiens 100 viktigaste svenskar («100 самых важных шведов в истории»), написанной Никласом Экдалом и Петтером Карлссоном, Чидениус был назван семнадцатым по значимости шведом в истории. В Финляндии Чидениус занял 40-е место в списке «Величайших финнов» в конкурсе на голосование, организованном национальной телекомпанией.
На Викискладе есть материалы, связанные с Андерсом Чидениусом. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Андерсом Чидениусом |