Скандинавская модель

редактировать
Социально-экономическая модель в Скандинавских странах

Скандинавская модель включает в себя экономическую и социальная политика, а также типичные культурные обычаи, общие для стран Северной Европы (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция ). Это включает комплексное государство всеобщего благосостояния и многоуровневые коллективные переговоры, основанные на экономических основах социального корпоративизма, с высокой долей рабочей силы , объединенной в профсоюзы и большой процент населения, занятого в государственном секторе (примерно 30% рабочей силы). Хотя она была разработана в 1930-х годах под руководством социал-демократов, скандинавская модель начала привлекать внимание после Второй мировой войны.

Три скандинавских страны конституционные монархии, в то время как Финляндия и Исландия были республиками с 20 века. В настоящее время страны Северной Европы характеризуются как высокодемократические, все имеют однопалатную форму управления и используют пропорциональное представительство в своих избирательных системах. Хотя между странами Северной Европы есть существенные различия, все они имеют некоторые общие черты. Сюда входит поддержка универсального государства всеобщего благосостояния, направленного конкретно на усиление индивидуальной автономии и продвижение социальной мобильности ; корпоративистская система, включающая трехстороннее соглашение, при котором представители трудящихся и работодатели обсуждают заработную плату и политику на рынке труда при посредничестве правительства; и приверженность частной собственности в рамках рыночной смешанной экономики, при этом Норвегия является частичным исключением из-за большого количества государственных предприятий и государственная собственность в публичных компаниях. По состоянию на 2018 год все страны Северной Европы занимают высокие позиции по ИЧР с поправкой на неравенство и Глобальному индексу мира. В 2019 году все пять скандинавских стран вошли в первую десятку в Докладе о мировом счастье.

Отличительной определяющей характеристикой скандинавской модели является неокорпоративная система коллективных переговоров. После распада Советского Союза и окончания холодной войны традиционная модель пришла в упадок в некоторых областях, включая усиление дерегулирования и расширяющуюся приватизацию из государственных услуг.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Дания
    • 1.2 Норвегия
    • 1.3 Швеция
  • 2 Аспекты и обзор
    • 2.1 Экономическая система
      • 2.1.1 Особенности Норвегии
    • 2.2 Влияние лютеранства
    • 2.3 Политика рынка труда
    • 2.4 Скандинавская модель благосостояния
      • 2.4.1 Гендерное равенство
      • 2.4.2 Сокращение бедности
    • 2.5 Социал-демократия
  • 3 Прием
    • 3.1 Критика
    • 3.2 Заблуждения
  • 4 См. Также
    • 4.1 Списки
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
История

The Nordic В основе модели лежит «большой компромисс» между рабочими и работодателями, инициированный фермерскими и рабочими партиями в 1930-х годах. После длительного периода экономического кризиса и классовой борьбы «великий компромисс» послужил основой для скандинавской модели социального обеспечения и организации рынка труда после Второй мировой войны. Ключевыми характеристиками скандинавской модели были централизованная координация переговоров о заработной плате между работодателями и трудовыми организациями, называемая социальным партнерством, а также предоставление мирных средств разрешения классового конфликта между капиталом и рабочей силой.

Хотя часто они связаны между собой. По отношению к социал-демократическому правлению, нордическая модель берет свое начало от смеси преимущественно социал-демократических и центристских и правых политических партий, особенно в Финляндии и Исландии. наряду с социальным доверием, которое возникло в результате «великого компромисса» между капиталом и трудом. Влияние каждого из этих факторов на каждую скандинавскую страну варьировалось, поскольку социал-демократические партии играли большую роль в формировании скандинавской модели в Швеции и Норвегии, тогда как в Исландии и Финляндии правые политические партии играли гораздо более значительную роль в формировании своей модели. социальные модели стран.

Политика социального обеспечения и коллективных переговоров по заработной плате была свернута после экономического дисбаланса в 1980-х и финансовых кризисов 1990-х, которые привели к более ограничительной бюджетной политике, которая наиболее ярко проявилась в Швеции и Исландии. Тем не менее, расходы на социальное обеспечение в этих странах оставались высокими по сравнению со средним показателем по Европе.

Дания

Реформы социального обеспечения возникли в рамках Соглашения Канслергаде 1933 года как часть компромисса. пакет для спасения экономики Дании.

Норвегия

«великий компромисс» Норвегии возник как ответ на кризис начала 1930-х годов между конфедерацией профсоюзов и Норвежской ассоциацией работодателей, согласовывая национальные стандарты в отношениях труда и капитала и создавая основу для социальной гармонии на протяжении всего периода компромиссов. В период между 1980-ми и 1990-ми годами в Норвегии было проведено больше неолиберальных реформ и маркетизации, чем в Швеции за тот же период времени, при этом традиционные основы для поддержки «социал-демократического компромисса» были характерны для западного капитализма в период с 1945 года. и 1973 год.

По состоянию на 2007 год норвежское государство имеет крупные доли собственности в ключевых отраслях промышленности, среди которых нефть, природный газ, полезные ископаемые, пиломатериалы, морепродукты и пресная вода. Нефтяная промышленность составляет около четверти валового внутреннего продукта страны.

Швеция

В Швеции великий компромисс был продвинут Сальтсйобаденским соглашением, подписанным работодателем и профсоюзы в приморском городке Сальтшобаден в 1938 году. Это соглашение заложило основу для скандинавских производственных отношений на протяжении золотого века Европы. Шведская модель капитализма развивалась под эгидой Шведской социал-демократической партии, которая пришла к власти в 1932 году и сохраняла непрерывную власть до 1976 года. Первоначально мало чем отличаясь от других промышленно развитых капиталистических стран, роль государства в обеспечении всестороннего благосостояния и инфраструктура расширилась после Второй мировой войны до достижения широкого социально-либерального консенсуса в 1950-х годах. По словам Филиппа О'Хара, «Швеция в конечном итоге стала частью Великой капиталистической реставрации 1980-х и 1990-х годов. Во всех индустриальных демократиях и за их пределами в эту недавнюю эпоху наблюдалось сокращение социальных расходов за счет сокращения социальных расходов в реальном выражении, снижение налогов, дерегулирование и приватизация, а также ослабление влияния организованной рабочей силы ».

В 1950-х годах Улоф Пальме и премьер-министр Таге Эрландер сформулировали основы шведской социал-демократии и то, что впоследствии стало известно как «шведская модель», вдохновленная не реформистским социализмом, а американским экономистом Джоном Кеннетом Гэлбрейтом и либералом идеи, которые он сформулировал в Обществе изобилия. Идеологическая основа шведского «общества изобилия» зиждется на всеобщем государстве всеобщего благосостояния, обеспечивающем гражданам экономическую безопасность, одновременно продвигая социальную солидарность, что представляет собой разрыв с более ранними представлениями о избирательном обеспечении в Швеции. Шведская модель характеризовалась сильным рабочим движением, а также инклюзивными финансируемыми государством и часто государственными учреждениями социального обеспечения.

К началу 1980-х годов шведская модель начала страдать от международного дисбаланса, снижения конкурентоспособности и капитала. рейс. Для реструктуризации шведской экономики возникли два полярно противоположных решения: первое - это переход к социализму посредством социализации собственности на промышленность, а второе - создание благоприятных условий для формирования частного капитала посредством неолиберализма. Шведская модель впервые была оспорена в 1976 г. планом Майднера, продвигаемым Конфедерацией профсоюзов Швеции и профсоюзами, который был направлен на постепенную социализацию шведских компаний за счет фондов наемных работников. План Майднера был направлен на коллективное накопление капитала в двух поколениях за счет того, что фонды наемных работников владели преобладающими долями в шведских корпорациях от имени рабочих. Это предложение было поддержано Пальме и руководством Социал-демократической партии, но оно не получило достаточной поддержки после убийства Пальме и было проиграно консерваторами на всеобщих выборах в Швеции в 1991 году..

После возвращения к власти в 1982 году Социал-демократическая партия Демократическая партия унаследовала замедление экономического роста в результате окончания послевоенного бума. Социал-демократы приняли монетаристскую и неолиберальную политику, дерегулируя банковскую отрасль и либерализовав валюту в 1980-х. Экономический кризис 1990-х привел к усилению мер жесткой экономии, дерегулированию и приватизации общественных услуг.

Аспекты и обзор
Флаги Скандинавии страны слева направо: Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Дания

Северные страны Модель была охарактеризована следующим образом:

  • Развитая сеть социальной защиты в дополнение к таким государственным услугам, как бесплатное образование и всеобщее здравоохранение в основном система, финансируемая за счет налогов.
  • Сильные права собственности, исполнение контрактов и общая простота ведения бизнеса.
  • Государственные пенсионные планы.
  • Свободная торговля в сочетании с коллективным разделением рисков (социальные программы и институты рынка труда ), что обеспечило форму защиты от рисков, связанных с экономической открытостью.
  • Немного. товарный рынок регулирование. Северные страны занимают очень высокие позиции по свободе товарного рынка в соответствии с рейтингом OECD.
  • Низкий уровень коррупции. В Индексе восприятия коррупции Transparency International за 2019 год Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция вошли в топ-10 наименее коррумпированных из 179 оцененных стран.
  • Высокий процент работников, принадлежащих к профсоюз. В 2016 году плотность профсоюзов составляла 89% в Исландии, 66% в Дании, 67% в Швеции, 65% в Финляндии и 49% в Норвегии. Для сравнения, плотность профсоюзов составляла 17% в Германии, 10% в США и 9% во Франции. В 2013 году плотность профсоюзов составляла 88% в Исландии, 69% в Дании, 67% в Швеции, 66% в Финляндии и 51% в Норвегии. Для сравнения, плотность профсоюзов составляла 18% в Германии, 11% в США и 8% во Франции. Более низкая плотность профсоюзов в Норвегии в основном объясняется отсутствием гентской системы с 1938 года. Напротив, в Дании, Финляндии и Швеции есть фонды по безработице, управляемые профсоюзами.
  • Партнерство между работодатели, профсоюзы и правительство, посредством чего эти социальные партнеры обсуждают между собой условия регулирования рабочего места, а не условия, устанавливаемые законом. В Швеции координация заработной платы децентрализована, а Финляндия считается наименее гибкой. Меняющиеся экономические условия вызывают страх среди рабочих, а также сопротивление профсоюзов реформам. В то же время реформы и благоприятное экономическое развитие, похоже, снизили безработицу, которая традиционно была выше. социал-демократам Дании удалось провести реформы гибкости в 1994 и 1996 годах.
  • Доклады о мировом счастье Организации Объединенных Наций показывают, что самые счастливые нации сосредоточен в Северной Европе. Северные страны заняли самые высокие позиции по показателям реального ВВП на душу населения, продолжительности здоровой жизни, наличия на кого рассчитывать, ощущаемой свободы делать жизненный выбор, щедрости и свободы от коррупции. Страны Северной Европы входят в десятку лучших в Докладе о мировом счастье за ​​2018 год, при этом Финляндия и Норвегия занимают первые места.
  • Страны Северной Европы получили наивысший рейтинг по защите прав трудящихся Международной конфедерации профсоюзов. Глобальный индекс прав человека 2014 г., где Дания - единственная страна, получившая высшую оценку.
  • Швеция с 56,6% ВВП, Дания с 51,7% и Финляндия с 48,6% отражают очень высокие государственные расходы. Одной из основных причин государственных расходов является большое количество государственных служащих. Эти сотрудники работают в различных сферах, включая образование, здравоохранение и само правительство. Они часто имеют более надежную работу и составляют около трети рабочей силы (более 38% в Дании). Государственные расходы на социальные выплаты, такие как пособия по безработице и программы досрочного выхода на пенсию, высоки. В 2001 году размер пособия по безработице на основе заработной платы составлял около 90% от заработной платы в Дании и 80% в Швеции по сравнению с 75% в Нидерландах и 60% в Германии. Безработные также могли получать пособия за несколько лет до сокращения по сравнению с быстрым сокращением пособий в других странах.
  • Государственные расходы на здравоохранение и образование значительно выше в Дании, Норвегии и Швеции по сравнению со средним показателем по ОЭСР.
  • Общее налоговое бремя (в процентах от ВВП) высокое: Дания составляет 45,9%, а Финляндия и Швеция - 44,1%. Страны Северной Европы имеют относительно плоские налоговые ставки, а это означает, что даже страны со средним и низким доходом облагаются налогом на относительно высоком уровне.

Экономическая система

В основе североевропейской модели лежит капиталистическая экономическая система со смешанным рынком, которая отличается высокой степенью частной собственности, за исключением Норвегии, которая включает большое количество государственных предприятий и государственную собственность в публичных компаниях.

Модель Скандинавии описывается как система конкурентного капитализма в сочетании с большим процентом населения, занятым в государственном секторе (примерно 30% рабочей силы). В 2013 году The Economist охарактеризовал свои страны как «стойких сторонников свободной торговли, которые сопротивляются искушению вмешаться даже для защиты знаковых компаний», а также искали способы смягчить более суровые последствия капитализма и заявили, что страны Северной Европы « вероятно, самый управляемый в мире ». Некоторые экономисты называют скандинавскую экономическую модель формой «приятного капитализма» с низким уровнем неравенства, щедрым государством всеобщего благосостояния и пониженной концентрацией верхних доходов, противопоставляя ее более «жестокому капитализму» Соединенных Штатов, который имеет высокий уровень неравенства и большую концентрацию верхних доходов.

Начиная с 1990-х годов, шведская экономика проводила неолиберальные реформы, которые снизили роль государственного сектора, что привело к быстрому росту неравенство любой экономики ОЭСР. Тем не менее, неравенство доходов в Швеции по-прежнему ниже, чем в большинстве других стран.

Особенности Норвегии

Государство Норвегия владеет долями собственности во многих крупнейших публичных компаниях страны, владеющих 37% акций Осло. фондовый рынок и управление крупнейшими компаниями страны, не прошедшими листинг, включая Equinor и Statkraft. The Economist сообщает, что «после Второй мировой войны правительство национализировало все немецкие бизнес-интересы в Норвегии и в итоге стало владеть 44% акций Norsk Hydro. Формула контроля бизнеса через акции, а не регулирование, казалось, работает хорошо., поэтому правительство использовало его везде, где это было возможно. «Мы изобрели китайский способ ведения дел раньше китайского», - говорит Торгер Рив из Норвежской школы бизнеса ».

Правительство также управляет суверенный фонд благосостояния, Государственный пенсионный фонд Норвегии, частичная цель которого состоит в том, чтобы подготовить Норвегию к пост-нефтяному будущему, но «что необычно для нефтедобывающих стран, он также является большим защитником прав человека - и мощная, благодаря контролю над Нобелевской премией мира ".

Норвегия - единственная крупная экономика на Западе, где молодое поколение становится богаче, с 13% -ным увеличением располагаемого дохода в 2018 г. тенденция, наблюдаемая в других западных странах миллениалов b становятся беднее, чем предыдущие поколения.

Влияние лютеранства

Некоторые ученые предположили, что лютеранство, доминирующая религиозная традиция северных стран, оказало влияние на развитие социал-демократии нет. Шредер утверждает, что лютеранство продвигало идею общенационального сообщества верующих и, следовательно, привело к более активному участию государства в экономической и социальной жизни, обеспечивая общенациональную солидарность в интересах благосостояния и экономическую координацию. Эса Мангелоя утверждает, что движения возрождения помогли проложить путь к современному финскому государству всеобщего благосостояния. В ходе этого процесса церковь потеряла некоторые из своих самых важных социальных обязательств (здравоохранение, образование и социальная работа), поскольку эти задачи были взяты на себя светским финским государством. Паули Кеттунен представляет нордическую модель как результат своего рода мифического «лютеранского крестьянского просвещения», изображая нордическую модель как конечный результат своего рода «секуляризованного лютеранства». Однако основной академический дискурс по этой теме сосредоточен на «исторической специфичности», при этом централизованная структура лютеранской церкви является лишь одним из аспектов культурных ценностей и государственных структур, которые привели к развитию государства всеобщего благосостояния в Скандинавии.

Политика на рынке труда

Страны Северной Европы разделяют активную политику на рынке труда как часть социальной корпоративистской экономической модели, направленной на уменьшение конфликта между трудом и интересами капитала. Эта корпоративистская система наиболее широко распространена в Норвегии и Швеции, где федерации работодателей и представители профсоюзов ведут переговоры на национальном уровне при посредничестве правительства. Вмешательства на рынок труда нацелены на переподготовку рабочих мест и их перемещение.

Рынок труда Скандинавии отличается гибкостью, поскольку законы позволяют работодателям легко нанимать и увольнять работников или внедрять трудосберегающие технологии. Чтобы смягчить негативное воздействие на рабочих, государственная политика на рынке труда призвана обеспечить щедрое социальное обеспечение, услуги по переподготовке рабочих мест и переезду, чтобы ограничить любые конфликты между капиталом и рабочейсилой, которые могут вызвать в результате этого процесса.

Североевропейская модель социального обеспечения.

Модель благосостояния стран Северной Европы относится к политике благосостояния стран Северной Европы, которая также связана с их политикой на рынке труда. Скандвская модель благосостояния отличается от других видов всеобщего благосостояния, что делает упор на участие в рабочей силе, продвижение гендерного равенства, эгалитарного и обширного уровня пособий, а также значительного перераспределения доходов. и либеральное использование экспансионистской фискальной политики.

Хотя между Северной Европой есть межрегиональные сети, все они разделяют широкую приверженность социальной сплоченности, универсальному характеру обеспечения защиты уязвимых лиц и групп общества и общества в принимающей среде. социальных решений. Он отличается гибкостью и открытостью к инновациям в экономике благосостояния. Системы социального обеспечения Северных стран в основном финансируются за налогообложение.

Использование разных подходов к практическому использованию общего благосостояния. Дания отличается высокой степенью предоставления государственных услуг и социального обеспечения частным сектором, а также иммиграционной политикойимиляции. Модель благосостояния Исландии основана на модели «от благосостояния к работе» (см. социальное обеспечение ), в то время как в государстве всеобщегоосостояния Финляндии входит добровольческий сектор, играющий значительную роль в стране ухода за пожилой. Норвегия больше всего на социальное обеспечение.

Гендерное равенство

Когда дело доходит до гендерного равенства, можно сказать, что в странах Северной Европы наблюдается один из наименьших разрывов в гендерном неравенстве в сфере занятости. во всех странах ОЭСР, с чем 8 баллами во всех странах Северной Европы в соответствии со стандартами Международных организаций труда (МОТ). Они в авангарде реализации политики, способствующей гендерному равенству. Например, правительство Скандинавии были одними из первых, кто незаконным увольнением женщин на основании брака или материнства. Матери в северных странах с большей вероятностью будут работать матерями, чем в любом другом регионе, и семья пользуется новаторским законодательством о отпуске по уходу за ребенком, которое компенсирует родителям компенсацию за переход с работы на дом для ухода за своим ребенком, включая отцов. Как для мужчин, так и для женщин, а также для родителей-одиночек, что они полностью осведомлены. что некоторые из наиболее заметных гендерных разрывов возникают из-за отцовства. Помимо поддержки стимулов к совместному отпуску по уходу за ребенком, скандинавские семьи пользуются субсидируемым дошкольным образованием и уходом, а также мероприятиями во внеклассные часы для тех детей, которые поступили на дневную форму обучения.

Северные страны. В период с 1965 по 1990 год уровень занятости женщин трудоспособного возраста (15–64) в Швеции снизился с 52,8% до 81,0%. В 2016 году почти три из каждых четырех женщин трудоспособного возраста в странах Северной Европы выполняли оплачиваемую работу. Тем не менее, по-прежнему занимающими последнее место по уходу за ребенком (отцы используют менее 30% оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком), женщины-иностранки недопредставлены, а такая страна, как Финляндия, по-прежнему имеет значительную гендерную оплату -gap (в среднем женщины получают только 83 цента за каждый евро, который получает партнер-мужчина).

Сокращение бедности

Скандинавская модель оказалась успешной в значительном сокращении бедности. В 2011 году уровень бедности без учета налогов и трансфертов составлял 24,7% в Дании, 31,9% в Финляндии, 21,6% в Исландии, 25,6% в Норвегии и 26,5% в Швеции. После учета налогов и трансфертов уровень бедности за тот же год составил 6%, 7,5%, 5,7%, 7,7% и 9,7% соответственно, в среднем на 18,7 п.п. По сравнению с США, где уровень бедности до налогообложения составляет 28,3%, а после уплаты налогов - 17,4%, что означает сокращение на 10,9 п.п., влияние налогов и трансфертов на бедность во всех странах Северной Европы значительно больше. Однако по сравнению с Францией (сокращение на 27 п.п.) и Германией (сокращение на 24,2 п.п.) налоги и трансферты в странах Северной Европы в среднем меньше.

Социал-демократия

Процент голосов за основные социал-демократические партии в Дании, Финляндии, Швеции и Норвегии Лейбористская партия (Норвегия) Шведская социал-демократическая партия Социал-демократы (Дания) Социал-демократическая партия Финляндии

Социал-демократы сыграли решающую роль в формировании скандинавской модели, при этой политике проводимая социал-демократами, сыграла решающую роль в укреплении социальной сплоченности в странах Северной Европы. Среди политологов и социологов термин «социал-демократия» получил широкое распространение для описания скандинавской модели из-за влияния социал-демократического партийного управления в Швеции и Норвегии. Согласно социологу Лэйну Кенуорти, значение социал-демократии в этом контексте относится к варианту капитализма, основанному на преобладании частной собственности и механизмах рыночного распределения наряду с набором политик, направленным на обеспечение экономической безопасности и возможностей внутри страны. каркаса капиталистической экономики в отличие от политической идеологии, направленной на замену капитализма.

Начиная с 1990-х годов, северная идентичность объяснялась культурными, не политическими факторами, но политика снова входила в разговор о нордической идентичности. Согласно Йохану Стрэнгу, культурные объяснения приносят пользу неолиберализму, во время которого совпал культурный феномен. Стрэнг заявляет, что «социал-демократическая модель, которая была еще очень жива во время холодной войны, в настоящее время отброшена, и вместо нее были найдены другие объяснения северных успехов».

Прием

Северная модель была положительно воспринята американскими политиками и политическими обозревателями. Джерри Мандер сравнил скандинавскую модель с разновидностью «гибридной» системы, которая представляет собой смесь капиталистической экономики с социалистическими ценностями, что представляет собой альтернативу Капитализм в американском стиле. Сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс указал на Скандинавию и скандинавскую модель как на то, что касается льгот и социальной защиты, скандинавская модель работникам и всеобщее здравоохранение. Согласно Наоми Кляйн, бывший советский лидер Михаил Горбачев стремился двинуть Советский Союз в том же направлении, что и северная система, объединив свободные рынки с сетью социальной защиты, но при этом сохраняющая государственная собственность в ключевых секторах экономики - ингредиенты, которые, по его мнению, превратят Советский Союз в «социалистический маяк для всего человечества».

Северная модель также имеет были положительно восприняты различными социологами и экономистами. Американская социология и политологии Лейн Кенуорти выступает за безопасный переход Соединенных Штатов к социал-демократии, подобной той, что существует в странах Северной Европы, определяя социал-демократию как таковую: «Идея, лежащая в основе социал-демократии», была чтобы сделать капитализм лучше. Существуют разногласия относительно того, как именно это сделать, и другие предложения в моей книге являются истинной социал-демократией. Я думаю об этом как об обязательстве использовать правительство для улучшения жизни людей в капиталистической экономике. В степени это состоит из использования программ государственного страхования - государственных трансфертов и услуг ».

Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц отмечает, что в Скандинавские страны, чем в США, и утверждает, что Скандинавия теперь возможности, которой когда-то были Соединенные Штаты. Американский писатель Энн Джонс, прожившая в Норвегии четыре года, утверждает, что «северные страны дают своему населению свободу от рынка, используя капитализм как инструмент на благо всех», тогда как в Штатах Америки »неолибера политика ставит лисиц во главе курятника, капиталисты использовали богатство, генерируемое их предприятиями (также финансовые и политические манипуляции), чтобы заставить государство и ощипать кур ».

Экономист Джеффри Сакс является сторонником скандинавской модели, указав, что скандинавская модель является «доказательством того, что современный капитализм может сочетаться с порядочностью, справедливостью, доверием, честностью и экологической устойчивостью».

Северное сочетание обширного общественного обеспечения и культуры индивидуализма было описано Ларсом Трагордом из Университетского колледжа Эрста Скёндал как «государственник <281

Опрос 2016 г., проведенный аналитическим центром Израиль Институт демократии обнаружил, что почти 60 процентов израильских евреев предпочитают экономику «скандинавской модели» с высоким налогами

Критика

Социалистическая экономисты Пранаб Бардхан и Джонер Ремер, социал-демократию в нордическом стиле за ее сомнительную эффективность в продвижении относительного эгалитаризма, а также ее устойчивости. Они указывают на то, что скандинавская социал-демократия требует сильного рабочего движения для поддержания необходимого тяжелого перераспределения, утверждая, что было бы идеалистично думать, что аналогичные уровни перераспределения достигнуты в странах с более слабыми рабочими движениями. Они отмечают, что даже в скандинавских странах социал-демократия находится в упадке после ослабления движения в начале 1990-х годов, утверждая, что устойчивость социал-демократии ограничена. Ремер и Бардхэм утверждают, что создание рыночной социалистической путем экономического изменения собственности на предприятиях было бы более эффективным, чем социал-демократическое перераспределение, в достижении эгалитарных результатов, особенно в странах со слабыми рабочими движениями.

Историк Гудмундур Йонссон утверждает, что было бы неверно посещать Исландию в одном из предлагаем скандинавской модели - консенсусной демократии. Йонссон пишет, что «исландскую демократию лучше описать как более враждебную, чем консенсусную по стилю и практике. Рынок труда изобиловал конфликтами и забастовками чаще, чем в Европе, что привело к натянутым отношениям между правительством и профсоюзами. Во-, Исландия не разделяла Скандинавские традиции разделения власти или корпоративного отношения в отношении политики на рынке труда или управления макроэкономической политикой, в первую очередь из-за слабости социал-демократов и левых в целом. В-третье, непредвиденный процесс не требует сильной тенденции к достижению консенсуса между и оппозиция в правительстве, обращающемся за консультацией или контрольным законодательством.

В исследовании 2017 года, экономисты Джеймс Хекман и Расмус Ландерсон сравнили, В-четвертых, политический стиль законодательных процедур и публичных дебатов в целом представлении быть враждебным, не согласованным по своему характеру. Американская и датская социальная мобильность и представлены, что это может быть предположить по данным в странах Северной, хотя они представлены, что Дания занимает более высокое место по мобильности доходов Европы. Социальная мобильность в финансовой сфере, что свидетельствует о том, что эта политика экономического перераспределения просто производит впечатление большей мобильности. привести к значительному увеличению образовательной мобильности, а это оз Начает, что дети родителей, не получивших высшее образование, по-прежнему не получат высшее образование, хотя эти инвестиции действительно улучшают когнитивных навыков у бедных датских детей по сравнению с их американскими сверстниками.. Были доказательства того, что щедрая политика социального обеспечения может препятствовать стремлению к получению высшего образования из-за уменьшения экономических выгод, которые предлагает работа с высшим образованием, и повышения благосостояния работников с более низким уровнем образования.

Заблуждения

Джордж Лейки, автор Viking Economics, утверждает, что американцы обычно неправильно понимают природу скандинавской модели, заявляя:

Американцы воображают, что «государство всеобщего благосостояния» означает систему социального обеспечения США на стероидах. Фактически, скандинавы отказались от своей системы социального обеспечения в американском стиле по крайней мере 60 лет назад и заменили универсальные услуги, что означает, что все - богатые и бедные - получают бесплатное высшее образование, бесплатные медицинские услуги, бесплатный уход за престарелыми и т. Д.

В его роли как экономический советник Польши и Югославии в их посткоммунистический переходный период Джеффри Сакс отмечал, что особые формы капитализма западного стиля, такие как социал-демократия в шведском стиле и либерализм Тэтчери, являются практически идентичны по сравнению с Восточной Европой 1990-х годов, утверждая:

Восточные страны должны отвергнуть любые давние идеи о «третьем пути», такие как химерический «рыночный социализм», основанный на общественной собственности или самоуправлении рабочих, и сразу перейти к рыночной экономике западного образца. [...] Поэтому основная дискуссия в экономической реформе должна быть о средствах перехода, а не о целях. Восточная Европа по-прежнему будет спорить о конечных точках: например, стремиться ли к социал-демократии шведского типа или либерализму тэтчеритов. Но это может подождать. И в Швеции, и в Великобритании практически полностью находится частная собственность, частные финансовые рынки и активные рынки труда. В Восточной Европе сегодня [в 1990 году] нет ни одного из этих институтов; для него альтернативные модели Западной Европы почти идентичны.

В речи в Гарвардской школе государственного управления Кеннеди Ларс Лёкке Расмуссен, правоцентристский датский премьер-министр от консервативно-либерального <108 Партия Venstre обратилась к заблуждению американцев о том, что скандинавская модель является формой социализма, заявив: «Я знаю, что некоторые люди в США связывают нордическую модель с каким-то социализмом. Поэтому я хотел бы Все ясно. Дания далека от социалистической плановой экономики. Дания - рыночная экономика ».

См. также

Списки

Список литературы
Дополнительная литература
  • Алестало, Матти; Hort, Sven E.O.; Кунле, Штейн (июнь 2009 г.). «Скандинавская модель: условия, истоки, результаты, уроки». Рабочие бумаги. Школа управления Херти (41). 55860282.
  • Блит, Марк (2001). «Трансформация шведской модели: экономические идеи, распределительный конфликт и институциональные изменения». Мировая политика. 54 (1): 1–26. doi : 10.1353 / wp.2001.0020.
  • Бут, Майкл (2015). Почти идеальные люди: за мифом о скандинавской утопии. Лондон: Винтажные книги. ISBN 9780099546078.
  • Брандал, Николай; Братберг, Ойвинд; Торсен, Даг Эйнар (2013). Северная модель социал-демократии. Бейзингстоук: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137013262.
  • Бакен-Кнапп, Грегг (2009). В защиту шведской модели: социал-демократы, профсоюзы и реформа политики в области трудовой миграции. Lanham: Lexington Books. ISBN 9780739138182.
  • Кристиансен, Нильс Финн; и другие. (2006). Северная модель благосостояния: историческая переоценка. Копенгаген: Museum Tusculanum Press. ISBN 9788763503419.
  • Хилсон, Мэри (2008). Скандинавская модель: Скандинавия с 1945 года. Лондон: Реакция. ISBN 9781861893666.
  • Игбал, Рази; Тоди, Падма (декабрь 2015 г.). «Скандинавская модель: существование, появление и устойчивость». Процедурная экономика и финансы. 30 : 336–351. DOI : 10.1016 / S2212-5671 (15) 01301-5.
  • Кенуорти, Лейн (2014). Социал-демократическая Америка. Оксфорд / Нью-Йорк: Oxford University Press. ISBN 9780199322510.
  • Кеттунен, Паули; Лундберг, Урбан; Эстерберг, Мирья; Петерсен, Клаус (2015). «Северная модель и подъем и падение сотрудничества Северных стран». В Стренге, Иоахан (ред.). Северное сотрудничество: европейский регион в переходный период (иллюстрированный ред.). Лондон: Рутледж. DOI : 10.4324 / 9781315755366-4. ISBN 9781317626954.
  • Квист, Джон (2012). Изменение социального равенства: скандинавская модель благосостояния в 21 веке. Бристоль: Policy Press. ISBN 9781847426604.
  • Лейки, Джордж (2016). Экономика викингов: как скандинавы все поняли - и как мы можем тоже. Бруклин: Мелвилл Хаус. ISBN 9781612195360.
  • Мьосет, Ларс (лето 1987 г.). «Северная экономическая политика в 1970-х и 1980-х годах». Международная организация. Кембридж: MIT Press. 41 (3): 403–456. JSTOR 2706751.
  • Партанен, Ану (2017). Северная теория всего: в поисках лучшей жизни. Нью-Йорк: HarperCollins. ISBN 9780062316554.
  • Сандберг, Оке, изд. (2013). Северное сияние: работа, управление и благосостояние в Скандинавии. Стокгольм: SNS Förlag. ISBN 9789186949372.
  • Мобекк, Хильде; Саймон, Карста (2019). «Дугнад: факт и рассказ о просоциальном поведении норвежцев». Перспективы поведенческой науки. 42 (4): 815–834. doi : 10.1007 / s40614-019-00227-w.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:29:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте