Гражданский национализм, также известный как либеральный национализм, это форма национализма, идентифицированная политическими философами, которые верят в инклюзивную форму национализма, которая придерживается традиционных либеральных ценности свободы, терпимости, равенства и прав личности.
Гражданские националисты часто отстаивают ценность национальной идентичности говоря, что людям нужна национальная идентичность, чтобы вести осмысленную, автономную жизнь, и что демократические государства нуждаются в национальной идентичности для того, чтобы нормально функционировать. Гражданский национализм часто противопоставляется этническому национализму.
Гражданская нация - это политическая идентичность, построенная на общем гражданстве внутри государства. Таким образом, «гражданская нация» определяется не языком или культурой, а политическими институтами и либеральными принципами, которые ее граждане обязуются соблюдать. Членство в гражданской нации открыто для всех, кто разделяет эти ценности.
Теоретически гражданская нация или государство не ставят своей целью продвижение одной культуры над другой. Немецкий философ Юрген Хабермас утверждал, что иммигрантам в либерально-демократическом государстве не нужно ассимилироваться с принимающей культурой, а только принимать принципы конституции страны (конституционный патриотизм ).
Более современное определение либерального национализма предлагает Яэль Тамир в ее классической книге Либеральный национализм, а также в ее более поздней книге. Они утверждают, что современные демократии не могут выжить без национальной опоры. это дает возможность определить "народ" как политическую единицу, заслуживающую самоопределения и самоуправления. Тамир также утверждает, что формирование современного государства всеобщего благосостояния зависело от идеи нации как политическая единица, разделяющая общую судьбу и общее видение.
Гражданский национализм лежит в традициях рационализма и либерализма. sm, но как форма национализма противопоставляется этническому национализму. Эрнест Ренан часто считается одним из первых гражданских националистов. Философ Ганс Кон был одним из первых, кто отличил гражданский национализм от этнического национализма в своей публикации 1944 года Идея национализма: исследование его истоков и предыстории. Членство в гражданской нации считается добровольным, как в классическом определении Ренана в «Qu'est-ce qu'une nation? » нации как «ежедневного референдума», характеризуемого «желание жить вместе». Гражданско-национальные идеалы повлияли на развитие представительной демократии в таких странах, как США и Франция (см. Декларацию независимости США 1776 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.).
Корсиканское националистическое движение, организованное вокруг ФНОК, дает гражданское определение корсиканской нации («судьба сообщества») в продолжение Паскуале Паоли и идеи Люмьер.
Шотландская национальная партия, Плед Саймру и Мебён Кернов, которые выступают за независимость своих соответствующие нации из Соединенного Королевства провозглашают себя гражданскими националистическими партиями, в которых они выступают за независимость и народный суверенитет людей, живущих в обществе своей страны, а не отдельных этнических групп.
Республиканские левые Каталонии поддерживают гражданский каталонский независимость и защищают Каталонскую Республику, основанную на республиканизме и гражданском ценности в разнообразном обществе.
Союз киприотов определяет свою идеологию как кипрский национализм, гражданский национализм, который фокусируется на общей идентичности киприотов-греков и турки-киприоты. В нем подчеркивается общая культура, наследие и традиции обоих сообществ, а также экономические, политические и социальные права. Он также поддерживает воссоединение Кипра и прекращение иностранного вмешательства со стороны Греции, Турции и Соединенного Королевства.
за пределами Европы, он также использовался для описания Республиканская партия в Соединенных Штатах в эпоху гражданской войны.
Гражданский национализм разделяет элементы швейцарской концепции Willensnation, что по-немецки означает «нация по воле» ", изобретенный Карлом Хилти, понимается как обмен опытом и преданность делу граждан.
Основная критика гражданского национализма исходит от этнического национализма, который считает, что первый был изобретен исключительно для того, чтобы действовать против второго.