Либерализм в Мексике был частью более широкой политической тенденции девятнадцатого века, затронувшей Западную Европу и Америку, включая Соединенные Штаты, которая бросила вызов укоренившейся власти.
Большинство мексиканских либералов обращались к европейским мыслителям в их формулировках своей идеологии, что привело к дебаты о том, были ли эти идеи просто «мексиканскими» версиями. В Мексике наиболее заметными аспектами либерализма девятнадцатого века было создание светского государства, отделенного от Римско-католической церкви, установление равенства перед законом путем отмены корпоративных привилегий (fueros) церкви, военных и местных общин. Целью либералов было превратить Мексику в современное светское государство с динамичной экономикой. Корпоративные привилегии и защитники консервативной элиты считались камнями преткновения на пути политического, социального и экономического прогресса страны. Светское государственное образование было ключевым элементом, открывшим путь к достижениям для всех граждан Мексики. Исторически школьное образование было прерогативой Римско-католической церкви и ограничивалось элитой, поэтому расширение доступа к образованию и наличие светской учебной программы рассматривались как способ трансформации мексиканского общества. Разделение земель, принадлежащих корпорациям, в частности Римско-католической церкви и общинам коренных народов, явилось важнейшим элементом политики в ослаблении власти церкви и интеграции мексиканских индейцев в республику в качестве граждан и превращении их в фермеров-йоменов. В отличие от многих других либералов, мексиканские либералы не призывали к ограничению исполнительной власти.
Хосе Мария Луис Мора (1794–1850), первый крупный либеральный интеллектуал независимой Мексики.Термин «либерал» стал название политической фракции, которая ранее называла себя «Партией прогресса» в отличие от Консервативной партии, которую они называли «Партией регресса». Консерваторы охарактеризовали себя как сторонников мексиканской традиции. После независимости Мексики от Испании в 1821 году первые мексиканские либералы стали играть важную роль на национальной арене. Самым известным был светский священник и интеллектуал Хосе Мария Луис Мора (1794–1850), на которого оказали влияние Монтескье, Бенджамин Констант и Джереми Бентам. Мора нападал на корпоративные привилегии, особенно на fueros Римско-католической церкви; рассмотрел роль утилитаризма (величайшее благо для наибольшего числа людей) в Мексике; рассмотрели так называемый «индейский вопрос» о том, как модернизировать Мексику, когда большинство населения составляли коренные жители, проживающие в сельских общинах; и рассмотрел роль либерализма в экономическом развитии. В начале периода после обретения независимости доминировали генерал Антонио Лопес де Санта-Анна и мексиканские консерваторы, так что мексиканские либералы редко имели возможность осуществлять политическую власть на национальном уровне.
После поражения Мексики в американо-мексиканской войне (1846–48) появилось новое поколение тех, кого историк Энрике Краузе называет «романтическими либералами». Они были основаны на литературе и читали и переводили европейских писателей, таких как Ламартин, Мишле, Байрон, Виктор Гюго и Александр Дюма. Среди этих мексиканских либералов выделялись Игнасио Рамирес (1818–1879); Гильермо Прието (1818–1897); и Игнасио Мануэль Альтамирано (1834–1893), который был коренным науа происхождением и вырос до крупного литературного деятеля и журналиста.
Эти интеллектуалы пережили и пытался сформировать политическую мысль в Войне за реформы между консерваторами и либералами и французском вторжении, иностранном вмешательстве, поддерживаемом мексиканскими консерваторами. Однако прагматичные политики, в первую очередь Бенито Хуарес, родившийся в сапотекской деревне в Оахаке, а также Мигель Лердо де Техада, Себастьян Лердо де Техада и Мельчор Окампо проводили либеральные реформы и защищали их во время гражданской войны и иностранного вторжения. Ни один из этих людей не был великим мыслителем, но все они руководствовались либеральными принципами. С изгнанием французов в 1867 году и дискредитацией мексиканских консерваторов, которые поддерживали режим иностранного монарха Максимилиана I Мексиканского, Хуареса и его преемника после его естественной смерти в 1872 году Себастьяна Лердо де Техада мог выполнять законы о реформе, принятые в 1850-х годах. С требованием религиозной терпимости Римско-католическая церковь больше не была единственным духовным учреждением в Мексике; он был исключен из своей прежней роли воспитателя нации; и его экономическая мощь уменьшилась.
С этой крупной победой либералов появилось третье поколение либералов во время президентства либерального генерала и военного героя французской интервенции в Мексике, Порфирио Диаса (годы правления 1876–1911). Во время Порфириато новая группа либералов только по названию, «científicos», находилась под влиянием позитивизма французского философа Огюста Конта и Сен-Симон, ученый Чарльз Дарвин и Герберт Спенсер, известный социальным дарвинизмом. Историк и педагог Хусто Сьерра был самым плодовитым и влиятельным представителем этой группы, окружавшей Диаса. Группа мексиканских политиков, поддерживающих все более диктаторский режим Диаса, охарактеризовала себя как научные деятели, «ученые». Сторонники Диаса привыкли к сильной исполнительной власти, традиционно связанной с консервативной идеологией, как к прагматическому средству достижения стабильности и обеспечения экономического роста. При Диасе возник модус вивенди с Римско-католической церковью, благодаря которому она восстановила часть своей власти и влияния, но антиклерикальные статьи Конституции 1857 теоретически оставались в силе.
Поскольку режим Диаса становился все более диктаторским и попирал права и свободы мексиканцев группа мексиканских оппозиционеров во главе с Камило Арриагой и Рикардо Флоресом Магоном сформировала Мексиканскую либеральную партию (PLM). Он призывал к свержению Диаса и агитировал за права рабочих и крестьян и за экономический национализм, отдававший предпочтение мексиканцам, а не иностранцам. У PLM было две основные фракции: одна была реформистской и поддерживалась элитой, городской интеллигенцией, а другая была анархо-коммунистической и выступала за революцию. По мере того как оппозиция Диасу росла, либеральные клубы тайно собирались в мексиканских городах для обсуждения политики, что привело к Первому либеральному конгрессу, который собрался в Сан-Луис-Потоси в 1901 году. Радикалы, такие как Флорес Магон, были сосланы в Соединенные Штаты и составили проект закона. Программа либеральной партии в 1905 году. Реформистский либерал, богатый владелец гасиенды Франсиско И. Мадеро основал Партию противников переизбрания и баллотировался против Диаса на президентских выборах 1910 года. В своей кампании он заручился поддержкой членов PLM. Фальсифицированные выборы 1910 года вызвали восстания во многих частях страны, которые считались началом мексиканской революции, и Диас был вынужден уйти в отставку.
Фернандес де Лизарди (1776–1827)
Валентин Гомес Фариас (1781–1858)
Висенте Герреро (1782–1831)
Лоренцо де Завала (1788–1836)
Хуан Альварес (1790–1867)
Хосе Мария Луис Мора (1794–1850)
Бенито Хуарес (1806–1872)
Мигель Лердо де Техада (1812–1861)
Игнасио Комонфорт (1812–1863)
Мельчор Окампо (1814–61)
Гильермо Прието (1818–1897)
Игнасио Рамирес (1818–1879)
Габино Барреда (1818–1881)
Хосе Мария Иглесиас (1823–1891)
Себастьян Лердо де Техада (1823– 1889)
Порфирио Диас (1830–1915)
Висенте Рива Паласио (1832–1896)
Мануэль Гонсалес (1833–1893)
Игнасио Альтамирано (1834–1893)
Хусто Сьерра (1848–1912)
Хосе Ив Лимантур (1854–1935)
Франсиско И. Мадеро (1873–1913)
Хосе Мария Пино Суарес (1869–1913)
Рикардо Флорес Магон (1874–1922)