Эль Греко | |
---|---|
Портрет мужчины (предполагаемый автопортрет Эль Греко), ок. 1595–1600, холст, масло, 52,7 × 46,7 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США | |
Родился | Доменикос Теотокопулос. 1 октября 1541 г.. Ираклион, Крит |
Умер | 7 апреля 1614 (1614-04-07) (72 года). Толедо, Испания |
Гражданство | Греческий |
Известный | Живопись, скульптура и архитектура |
Известные работы | El Expolio (1577–1579). Успение Богородицы (1577–1579)). Захоронение графа Оргаза (1586–1588). Вид Толедо (1596–1600). Открытие пятой печати (1608–1614) |
Движение | Маньеризм |
Доменикос Теотокопулос (греч. : Δομήνικος Θεοτοκόπουλος и архитектором испанской Возрождение. «Эль Греко» - это прозвище, отсылка к его греческому происхождению, и художник обычно подписывал свои картины своим полным именем при рождении греческими буквами, Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, Доменикос Теотокопулосρ, добавив Krēs, крит.
Эль Греко родился в Королевство Кандия (современный Крит), которое в то время было частью Венецианской республики, и центр поствизантийского искусства. Он обучался и мастером в этой традиции, прежде чем отправиться в 26 лет в Венецию, как это сделали другие греческие художники. В 1570 году он переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил ряд работ. Во время своего пребывания в Италии Греко обогатил свой стиль элементами маньеризма и венецианского ренессанса, заимствованных у многих великих художников того времени, особенно Тинторетто. В 1577 году он переехал в Толедо, Испания, где жил и работал до своей смерти. В Толедо Эль Греко получил несколько заказов и написал свои самые известные картины.
Драматический и экспрессионистский стиль Эль Греко был встречен его современниками с недоумением, но нашел признание в 20 веке. Эль Греко считается предшественником экспрессионизма и кубизма, его личность и работы были созданы вдохновения для поэтов и писателей, таких как Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Современные характеристики показывают Эль Греко как художника, настолько индивидуального, что он не принадлежит ни к какой традиционной школе. Он наиболее известен своими вытянутыми фигурами и часто фантастической или фантасмагорической пигментацией, сочетающей византийские традиции с западной живописью.
Родился в 1541 году либо в деревне Фоделе, либо в Кандии (венецианское название Чандакс, современный Ираклион ) на Крите. Эль Греко происходил из зажиточная городская семья, которая, вероятно, была изгнана из Ханьи в Кандию после восстания против католиков венецианцев между 1526 и 1528 годами. Отец Эль Греко, Георгиос Теотокопулос (ум. 1556), был купцом и сборщиком налогов. Ничего не известно о его матери или его первой жене, тоже греч.. Старший брат Эль Греко, Манусос Теотокопулос (1531–1604), был богатым купцом и провел последние годы своей жизни (1603–1604) в доме Эль Греко в Толедо.
Элько получил начальное образование в качестве торговца icon художник критской школы, ведущий центр поствизантийского искусства. Помимо живописи, он, вероятно, изучал классиков древней Греции и, возможно, латинских классиков; после своей смерти он оставил «рабочую библиотеку» из 130 томов, включая Библию на греческом языке и книгу с комментариями Вазари. Кандия была центром художественной деятельности, где гармонично сосуществовали восточная и западная культура, где в XVI веке работало около двухсот художников, которые организовали гильдию художников по итальянскому образцу. В 1563 году, в возрасте двадцати двух лет, Эль Греко был описан в документе как «мастер» («маэстро Домениго»), то есть он уже был мастером гильдии и предположительно, руководил собственной мастерской. Три года спустя, в июне 1566 года, в качестве свидетеля контракта, он подписал свое имя на греческом как μαΐστρος Μένεγος Θεοτοκόπουλος σγουράφος («Мастер Менегос Теотокопулос, Самый живописец»).
считают, что семья Теотокопулоса «почти наверняка была греческой православной », хотя некоторые католические источники до сих пор утверждают, что он был от рождения. Как и многие православные эмигранты в католические районы Европы, некоторые утверждают, что он, возможно, перешел в католицизм после своего прибытия и, возможно, практиковал как католик в Испании, где он описал себя как «набожный католик» в своей воля. Обширные архивные исследования, проведенные с начала 1960-х годов такими учеными, как Николаос Панайотакис, Панделис Превелакис и Мария Константоудаки, убедительно указывают на то, что семья и предки Эль Греко были греческими православными. Один из его дядей был православным священником, и его имя не упоминается в католических архивных журналах о крещении на Крите. Превелакис идет еще дальше, выражая сомнение в том, что Эль Греко когда-либо был католиком.
Важно для его ранней биографии, Элько, все еще находясь на Крите, написал свое Успение Богородицы около конца его критского периода, вероятно, до 1567 года. Три других подписанных произведений «Доменика» приписываются Эль Греко (Моденский Триптих, Святой Лука, изображающий Богородицу с Младенцем, и Поклонение Волхвы ). В 1563 году, в возрасте двадцати двух лет, Эль Греко уже был зачисленным мастером местной гильдии, предположительно заведующим своей собственной мастерской. Через несколько лет он уехал в Венецию и больше не вернулся на Крит. Его Успение Богородицы до 1567 года в темпере и золоте на панно, вероятно, было создано ближе к концу критского периода Эль Греко. Картина сочетает в себе поствизантийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает стилистические элементы критской школы.
Для молодого Эль Греко было естественным продолжением карьеру в Венеции, поскольку Крит был владением Венецианской республики с 1211 года. Хотя точный год не известен, большинство ученыхны с тем, что Эль Греко отправился в Венецию около 1567 года. Факторы о пребывании Эль Греко в Италии ограничены. Он жил в Венеции до 1570 года и согласно письму, написанному его гораздо старшим другом, величайшим миниатюристом того времени, Джулио Кловио, был «учеником» Тициана, который тому времени ему было за восемьдесят, но он все еще был энергичным. Это может означать, что он работал в большой студии Тициана, или нет. Кловио охарактеризовал Эль Греко как «редкий талант в живописи».
В 1570 году Эль Греко переехал в Рим, где он выполнил серию работ, отмеченных его венецианским ученичеством. Неизвестно, как долго он оставался в Риме, хотя, возможно, он вернулся в Венецию (ок. 1575–1576 гг.) Перед отъездом в Испанию. В Риме по рекомендациям Джулио Кловио Эль Греко был принят в качестве гостя в Палаццо Фарнезе, который кардинал Алессандро Фарнезе сделал центр художественной и интеллектуальной жизни город. Там он познакомился с интеллектуальной элитой города, в том числе с римским ученым Фульвио Орсини, коллекция которого позже будет учиться семь художника (Вид на гору Синай и один портрет Кловио).
В отличие от критских художников, переехавших в Венецию, Эль Греко изменил свой стиль и стремился выделиться, изобретая новые и необычные интерпретации религиозных предметов. Его работы, написанные в Италии, находящиеся под разными стилями венецианского Возрождения того периода, с подвижными вытянутыми фигурами, напоминающими Тинторетто, и хроматической рамкой, которая связывает его с Тицианом. Венецианские художники также научили его организовывать свои многофигурные композиции в пейзажах, ярких с атмосферным светом. Кловио сообщает, что посетил Элько летним днем, когда художник был еще в Риме. Эль Греко сидел в комнатененной, потому что он обнаружил, что темнота больше возможностей размышлениям, чем дневной свет, нарушающий его «внутренний свет». В результате его пребывания в Риме его работы обогатились такими элементами, как неистовая перспектива исчезающих точек или странных позы, пораженных фигурами с их повторяющимися поворотами, поворотами и бурными жестами; все элементы маньеризма.
Портрет Джорджо Джулио Кловио, самый ранний из сохранившихся портретов Эль Греко (ок. 1570, холст, масло, 58 × 86 см, Museo di Capodimonte, Неаполь ). На портрете Кловио, друга и сторонника молодого критского художника в Риме, очевидны первые свидетельства таланта Эль Греко как портретиста.К тому времени, как Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело и Рафа были мертвы, но их пример по-прежнему имел первостепенное значение и несколько подавлял молодых художников. Эль Греко был полон решимости оставить свой след в Риме, отстаивая свои личные художественные взгляды, идеи и стиль. Он особо похвалил Корреджо и Пармиджанино, но, не колеблясь, отклонил «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле ; он усиливает работу Папе Пию V закрасить всю в соответствии с новым и более строгим католическим мышлением. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил, что «он был человеком хорошим, но не умел рисовать». Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксом: говорят, что Эль Греко отреагировал наиболее резко или даже осудил Микеланджело, но не смог противостоять его влиянию. Влияние Микеланджело можно увидеть в более поздних работах Эль Греко, таких как «Аллегория Священной лиги». Написал портреты Микеланджело, Тициана, Кловио и предположительно Рафаэля в одной из своих работ («Очищение храма»), Эль Греко не только выразил свою благодарность, но и выдвинул претензии на соперничество с этим мастерами. Как его собственные комментарии, Эль Греко рассматривал Тициана, Микеланджело и Рафаэля как образцы для подражания. В своих «Хрониках 17 века» Джулио Манчини включил Эль Греко в число художников, которые запускали переоценку учения Микеланджело.
личности Греко вскоре приобрел Ислам в Риме. Архитектор и писатель Пирро Лигорио назвал его «глупым иностранцем», недавно обнаруженные архивные материалы свидетельствуют о стычке с Фарнезе, которая вынудила молодого покинуть свой дворец. 6 июля 1572 года Эль Греко официально пожаловался на это событие. Несколькими месяцами позже, 18 сентября 1572 года, он заплатил членский взнос гильдии святого Луки в Риме как художник-миниатюрист. В конце того же года Эль Греко открыл свою мастерскую и нанял в качестве помощников художников Латтанцио Бонастри де Лучиньяно и Франсиско Пребосте.
В 1577 году Греко переехал в Мадрид, затем в Толедо, где он написал свои зрелые работы. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и густонаселенным городом со знаменитым прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим ». В Риме Эль Греко заслужил уважение некоторых интеллектуалов, но также столкнулся с враждебностью некоторых искусствоведов. В течение 1570-х годов огромный дворец-монастырь Эль-Эскориал все еще строился, и Филипп II Испанский испытывал трудности с поиском хороших художников для множества картин, необходимых для его украшений. Тициан был мертв, и Тинторетто, Веронезе и Антонис Мор отказались приехать в Испанию. Филиппу пришлось полагаться на меньший талант Хуана Фернандеса де Наваррете, gravedad y decoro («серьезность и приличие») которого король одобрил. Однако Фернандес умер в 1579 году; момент должен быть идеальным для Эль Греко.
Через Кловио и Орсини Эль Греко встретил Бенито Ариаса Монтано, испанского гуманиста и агента Филиппа; Педро Чакон, священник; и сын Диего де Кастилья, декана собора Толедо. Дружба Эль Греко с Кастильей обеспечила ему первые крупные заказы в Толедо. Он прибыл в Толедо к июлю 1577 года и подписал контракты на группу картин, которые украсить церковь Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо и знаменитый Эль-Эсполио. К сентябрю 1579 года он закончил девять картин для Санто-Доминго, в том числе «Троица» и «Успение Богородицы». Эти работы укрепили репутацию художника в Толедо.
Эль Греко не планировал постоянно находиться в Толедо, поскольку его конечной целью было завоевать расположение Филиппа и оставить свой след в его дворе. Действительно, ему удалось добиться монарха двух важных поручений: «Аллегория Священной лиги» и «Мученичество св. 295 ». Морис. Однако королю не понравились эти работы, и он поместил алтарь Святого Мориса в капитуле, а не в предполагаемой часовне. Он больше не давал Эль Греко никаких заказов. Точные причины недовольства короля остаются неясными. Некоторые ученые предположили, что Филиппу не нравилось включение других людей в религиозную сцену; некоторые другие утверждают, что работы Эль Греко нарушают основное правило Контрреформации, а именно, что в изображении первостепенное значение имеет содержание, а не стиль. Филип очень интересовался своими художественными заказами и имел очень решительные вкусы; Давно востребованное скульптурное изображение «Распятие» работы Бенвенуто Челлини также не понравилось, когда оно прибыло, и было также сослано в менее заметное место. Следующий эксперимент Филиппа с Федерико Зуккари оказался еще менее успешным. В любом случае недовольство Филиппа положило конец любым надеждам Эль Греко на королевское покровительство.
Не обладая благосклонностью короля, Эль Греко был вынужден остаться в Толедо, где он был принят в 1577 г. как великий художник. Согласно Гортенсио Феликсу Паравичино, испанскому проповеднику и поэту 17-го, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, Толедо - лучшую родину, где через Смерть он начал обретать вечную жизнь». В 1585 году он, похоже, нанял помощника, итальянского художника Франсиско Пребосте, и основал мастерскую, способную выполнять алтарные рамы и статуи, а также картины. 12 марта 1586 года он получил заказ на Похороны графа Оргаза, теперь его самая известная работа.
Десятилетие с 1597 по 1607 год был периодом активной деятельности Эль Греко.. За эти он получил несколько крупных заказов, а его мастерская создавала живописные и скульптурные ансамбли для различных религиозных учреждений. Среди его главных заказов этого периода были три алтаря для часовни Сан-Хосе в Толедо (1597–1599); три (1596–1600) для Colegio de Doña María de Aragon, августинского монастыря в Мадриде, главный алтарь, четыре боковых алтаря и картина Святого Ильдефонсо для мэра капиллы больницы де ла Каридад (Госпиталь милосердия) в Ильескас (1603–1605). Протоколы комиссии Девы Непорочного зачатия (1607–1613), составленные персоналом муниципалитета, описывают Эль Греко как «одного из величайших людей как в этом королевстве, так и за его пределами. это ".
Между 1607 и 1608 годами Эль Греко был вовлечен в длительный судебный спор с властями Благотворительного госпиталя в Ильескасе относительно оплаты его работ, включая живопись, скульптуру и архитектуру; этот и другие юридические споры усугубили экономические трудности, которые он испытывал к концу своей жизни. В 1608 году он получил свой последний крупный заказ: для больницы Святого Иоанна Крестителя в Толедо.
Разоблачение Христа (El Espolio) (1577–1579, холст, масло, 285 × 173 см, Ризница собора, Толедо) - один из самых известных запрестольных образов Эль Греко. Алтарь Эль Греко известен своими динамичными композициями и поразительными нововведениями.Эль Греко сделал Толедо своим домом. В сохранившихся контрактах он упоминается как арендатор с 1585 года комплекса, состоящего из трех квартир и двадцати четырех комнат, принадлежавшего маркизу де Вильена. Именно в этих квартирах, которые также служили его мастерской, он прове л остаток своей жизни, занимаясь рисованием и обучением. Он жил весьма стильно, иногда нанимая музыкантов, которые играли во время обеда. Не подтверждено, жил ли он со своей испанской спутницей Жеронима де Лас Куэвас, на которой, вероятно, никогда не женился. Она была матерью его единственного сына, Хорхе Мануэля, родившегося в 1578 году, который также стал художником, помогал своему отцу и продолжал повторять его композиции в течение многих лет после того, как он унаследовал студию. В 1604 году Хорхе Мануэль и Альфонса де лос Моралес родили внука Эль Греко, Габриэля, которого крестил Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и личный друг художника.
Во время казни В комиссии Госпиталь де Тавера Эль Греко тяжело заболел и через месяц, 7 апреля 1614 года, умер. Несколькими днями ранее, 31 марта, он приказал, чтобы его сын имел право составить завещание. Двое греков, друзей художника, были свидетелями этой последней воли и завещания (Эль Греко никогда не терял связи со своим греческим происхождением). Он был похоронен в церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо, в возрасте 73 лет.
Примат воображения и интуиции над субъективным характером творения был фундаментальный принцип стиля Эль Греко. Эль Греко отказался от такихклассицистских критериев, как мера и пропорция. Он считал, что изящество - это высший поиск искусства, но художник достигает изящества только в том случае, если ему удается с очевидной легкостью решать самые сложные проблемы.
Эль Греко считал цвет самым важным и самым неуправляемым цветовым кодом. Франсиско Пачеко, художник и теоретик, посетивший Эль Греко в 1611 году, писал, что живописцу нравились «грубые цвета, не смешанные с большими пятнами, как хвастливая демонстрация красок. его ловкость »и то, что« он верил в постоянное перекрашивание и ретуширование, чтобы заставить широкие массы казаться плоскими, как в природе ».
«Я считаю имитацию цвета величайшей трудностью искусства»- Эль Греко, из заметок художника в одном из его комментариев.
Историк Макс Дворжак был первым ученым, связавшим искусство Эль Греко с маньеризмом и антинатурализмом. Современные характеризуют теорию Эль Греко как «типично маньеристскую» и указывают на ее истоки в неоплатонизме Возрождения. Джонатан Браун считает, что Эль Греко стремился создать изящную форму искусства; согласно Николасу Пенни, «однажды в Эль Испании Греко смог создать свой собственный стиль - тот, который отрицал большую часть описательных амбиций живописи».
Вид Толедо (ок. 1596–1600, холст, масло, 47,75 × 42,75 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) - один из двух сохранившихся пейзажей Толедо, написанных Эль Греко. Фрагмент из Санкт-Петербург Андрей и Св. Франциск (1595, холст, масло, Museo del Prado, Мадрид) с подписью художника на греческом.В своих зрелых произведениях Эль Греко примениал характер тенденцию драматизировать, а не описывать. Сильная духовная эмоция передается от живописи прямо к зрителю. По словам Пачеко, жестокое и временами кажущееся небрежным в исполнении искусство Эль Греко было результатом продуманных усилий по обретению свободы стиля. Предпочтение Эль Греко исключительно и стройным фигурам и удлиненным композициям, служили как его выразительным целям, так и эстетическимам, привело его к пренебрежению законами природы и еще более удлиняющим свои композиции, особенно когда они предназначались для запрестольных образов. Анатомия человеческого тела становится еще более потусторонней в зрелых работах Эль Греко; для Дева Непорочного Зачатия Эль Греко попросил удлинить сам алтарь еще на 1,5 фута (0,46 м), «потому что таким образом форма будет идеальной, а не уменьшенной, что худшим, что может случиться с фигурой ». Важным нововведением зрелых работ Эль Греко является переплетением формы и пространства; Между ними развиваются взаимные отношения, которые полностью объединяют окрашиваемую поверхность. Это переплетение вновь проявится через три столетия в работах Сезанна и Пикассо.
Еще одна характерная черта зрелого стиля Эль Греко - использование света. Как отмечает Джонатан Браун, «каждая фигура, кажется, несет свой собственный свет или отражает свет, исходящий от невидимого источника». Фернандо Мариас и Агустин Бустаманте Гарсия, ученые, переписавшие рукописные книги Эль Греко, связывают, которую художник дает свету, с идеями, лежащими в основе христианского неоплатонизма.
Современные заметные исследования подчеркивают важность Толедо для полного развития зрелого стиля Элько Греко и подчеркивает способность художника приспосабливать свой стиль к своему окружению. Гарольд Уети утверждает, что «хотя греческий по происхождению и итальянец по художественной подготовке, художник настолько погрузился в религиозную жизнь. среды Испании, что он стал самым ярким визуальным представителем испанского мистицизма ». Он считает, что в зрелых произведениях Эль Греко «религиозная интенсивность настроения религиозный дух римско-католической Испании в период Контрреформации».
Элько также преуспел как портретист, способный не только записывать черты лица ситтера, а также их характер. Его портретов меньше, чем его религиозных картин, но они одинаково высокого качества. Уэти говорит, что «такими простыми средствами» художник создал незабываемую характеристику, которая ставит его на первое место как портретиста, наряду с Тицианом и Рембрандтом ".
Эль Греко писал многие из своих картин на прекрасном холсте и использовали вязкую масляную среду. Он писал обычными пигментами своего периода, такими как азурит, свинец-олово- желтый, киноварь, марена озерная, охр и красный свинец, но он редко использовал дорогой природный ультрамарин.
С начала 20 века ученые спорили о том, имеет ли стиль Эль Греко византийское происхождение. Некоторые исторические искусства утверждали, что корни Эль Греко уходят корнями в византийскую традицию и его основные характеристики происходят непосредственно от искусства его предков, в то время как другие утверждают, что византийское искусство не может быть связано с более поздними работами Эль Греко.
"Я не был бы рад увидеть красивую, стройную женщину, с какой бы точки зрения она не выглядела экстравагантной, но она не только теряет свою красоту, чтобы, я бы сказал, увеличиваться в размерах по закону видения, но больше не" кажутся красивыми и фактически, становятся чудовищными ».- Эль Греко, от marginalia художник, вписанный в его копию перевод Даниэле Барбаро Витрувия 'De Architectura.
Обнаружение Успения Богородицы на Сиросе, подлинной и подписанной работы критского периода художника, а также обширные архивные исследования в начале 1960-х годов способствовали возрождению и переоценке этих теорий., элементы стиля определенно демонстрируют венецианское влияние, композиция, изображающая смерть Марии, сочетает в себе различные доктрины православной Успения Богородицы и католической Успение Богородицы. века, посвященные Эль Греко, переоценивают многие интерпретации его работ, включая его предполагаемый византизм. Основываясь на работе, сделанных собственноручно Эль Греко, на его уникальном стиле и том факте, что Эль Греко подписал свое имя греческими буквами, они видят органическую преемственность между византийской живописью и его искусством. По словам Марины Ламбраки-Плака, «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте, которое было интеллектуально на место его рождения, Кандии, византийские элементы его образования проявились и сыграли каталитическую роль в новой концепции представленного образа. нам в его зрелой работе ». Вынося это суждение, Ламбраки-Плака не соглашается с профессиями Оксфордского университета Сирилом Манго и Элизабет Джеффрис, которые утверждают, что «несмотря на утверждение об обратном, единственный византийский Никос Хаджиниколау утверждает, что с 1570 года картина Элько «не византийская и не поствизантийская, а западноевропейская», которые он создал в Италии, использует к истории <его знаменитых картин. 207>итальянского, а те искусства, которые он создал в Испании, - к истории искусства Италии. История испанского искусства ».
Английский историк искусства Дэвид Дэвис ищет корни стиля Эль Греко в интеллектуальных источниках его греко- Дэвис считает, что религиозный климат Контрреформация и эстетика маньеризма послужили катализаторами для активации его индексов. ивидуальной техники. Он утверждает, что философия платонизма и древнего неоплатонизма, труды Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, тексты от церкви и литургия предоставляют ключи к пониманию стиля Эль Греко. Подводя итоги последовавшей научной дискуссии по этому вопросу, Хосе Альварес Лопера, куратор Museo del Prado, Мадрид, заключает, что присутствие «византийских воспоминаний» очевидно в зрелых произведениях Эль Греко, хотя некоторые еще неясные вопросы, связанные с его византийским происхождения, нуждающиеся в дальнейшем освещении.
Эль Греко при жизни пользовался большим уважением как архитектор и скульптор. Обычно он создавал полные алтарные композиции, как архитектор и скульптор, а также художник - например, в больнице де ла Каридад. Там он украсил часовню больницы, но деревянный алтарь и созданные им скульптуры, по всей вероятности, погибли. Для El Espolio мастер спроектировал оригинальный алтарь из позолоченного дерева, который был разрушен, но его небольшая скульптурная группа Чуда Святого Ильдефонсо до сих пор сохранилась в центральной части рамы.
Его самым важным важным достижением была церковь и монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, для которого он также создавал скульптуры и картины. Эль Греко считается художником, который включил городуру в свои картины. Ему также приписывают архитектурные рамы к его собственному картинам в Толедо. Пачеко охарактеризовал его как «писателя живописи, скульптуры и архитектуры».
В marginalia, которую Эль Греко вписал в свой экземпляр перевода Даниэле Барбаро Витрувий 'De Architectura, он опровергал привязанность Витрувия к археологическим, каноническим пропорциям, перспективе и математике. Он также видел, как Витрувий искажает пропорции, чтобы компенсировать расстояние от глаза, как ответственный за создание чудовищных форм. Эль Греко был против самой идеи правил в энергетуре; он прежде всего верил в свободу изобретений и защищал новизну, разнообразие и сложность. Однако эти идеи слишком радикальными для архитектурных кругов его эпохи и не имели большого резонанса.
Это был великий момент. Чистая праведная совесть стояла на одном подносе весов, империя - на другом, и именно вы, человеческая совесть, склоняли чашу весов. Эта совесть сможет предстать перед Господом на Страшном суде и не будет осуждена. Он будет судить, потому что человеческое достоинство, чистота и доблесть наполняют ужасом даже Бога... Искусство - это не подчинение и правила, а демон, разбивающий формы... Грудь внутреннего архангела Греко толкнула его на единственную надежду дикой свободы, самый превосходный чердак в мире.
— Никос Казандзакис, Доклад Греко Святой Троицы (1577–1579, 300 × 178 см, холст, масло, Museo del Prado, Мадрид, Испания) был частью группы произведений, созданных для церкви «Санто-Доминго-эль-Антигуо».Ближайшие поколения после его смерти презирали Эль Греко, потому что его работа во многих отношениях противоречила принципам раннего стиль барокко, который проявился ближе к началу 17 века и вскоре вытеснил последние сохранившиеся черты маньеризма 16 века. Эль Греко считался непонятным и не имел важных последователей. Только его сын и несколько неизвестных художников создали слабые копии его работ. Испанские комментаторы конца 17 - начала 18 веков хвалили его мастерство, но критиковали его антинатуралистический стиль и сложную иконографию. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Агустин Сеан Бермудес, описывали его зрелые произведения как «презренные», «смешные» и «достойные презрения». Взгляды Паломино и Бермудеса часто повторялись в испанской историографии, украшенной такими терминами, как «странный», «странный», «оригинальный», «эксцентричный» и «странный». Фраза «погряз в эксцентричности», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем переросла в «безумие».
С приходом романтических настроений в конце 18 века работы Эль Греко стали популярными. осмотрел заново. Для французского писателя Теофиля Готье Эль Греко был предшественником европейского романтического движения во всем его стремлении к странному и крайнему. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренным», «непонятым», «сумасшедшим») и был первым, кто открыто выразил свое восхищение более поздней техникой Эль Греко. Французские искусствоведы Захари Астрюк способствовали широкому возрождению интереса к его живописи. В 1890-х испанские художники, жившие в Париже, приняли его в качестве своего проводника и наставника. Однако в популярном англоговорящем воображении он оставался человеком, который «рисовал ужасы в Эскориале», по словам Эфраима Чемберса 'Cyclopaedia в 1899 году.
В 1908 году испанский историк искусства Мануэль Бартоломе Коссио опубликовал первый исчерпывающий каталог работ Эль Греко; в этой книге Эль Греко представлен как основатель испанской школы. В том же году Юлиус Майер-Грефе, знаток французского импрессионизма, путешествовал по Испании, надеясь изучать Веласкеса, но вместо этого увлекшись Эль Греко; он записал свой опыт в «Spanische Reise» («Путешествие по Испании», опубликовано на английском языке в 1926 году), книге, которая широко провозгласила Эль Греко великим художником прошлого «за пределами узкого круга». В работах Эль Греко Мейер-Грефе нашел предзнаменование современности. Вот слова, которые Майер-Грефе использовал для описания влияния Эль Греко на художественные движения его времени:
Он [Эль Греко] открыл для себя мир новых возможностей. Даже он сам не мог их утомить. Все поколения, следующие за ним, живут в его царстве. Между ним и Тицианом, его господином, большая разница, чем между ним и Ренуаром или Сезанном. Тем не менее, Ренуар и Сезанн - мастера безупречной оригинальности, потому что невозможно воспользоваться языком Эль Греко, если, используя его, он не изобретается снова и снова пользователем.
— Испанское путешествие, в 30 пикселей, Юлиус Майер-Грефе «Пока я поднимался по узкой, мокрой от дождя переулке - прошло почти триста лет - я почувствовал, что меня схватил за руку Могущественный Друг, и я действительно увидел, что меня поднимают на двух огромных крыльях Доменика до его небес, которые на этот раз были полны апельсиновых деревьев и воды, говорящей о родине ". — Odysseas Elytis, дневник от пока еще невидимый апрельДля английского художника и критика Роджера Фрая в 1920 году Эль Греко был архетипическим гением, который делал то, что считал лучшим, «с полным безразличием к тому, какое предложение может правильное выражение. публикация ". Фрай описал Эль Греко как« старого мастера, который не просто современен, но на самом деле кажется на много шагов впереди нас, поворачиваясь назад, чтобы указать нам путь ».
В Офтальмологи Август Гольдшмидт и Херман Беритенс утверждали, что Эль Греко рисовал такие удлиненные человеческие фигуры из-за проблем со зрением (возможно, прогрессирующего астигматизма или косоглазия ), из-за которых он видел теланее, чем они были, и под углом к перпендикуляру; врач Артуро Перера, однако, приписал этот стиль употребления марихуаны. обозреватель The New York Times, заявил, что «для греков [Эль Греко] стал квинтэссенцией греческого художника; для испанцев - квинтэссенцией испанца»
Благодаря На пожертвования в основном лиц и общественных фондов Национальная художественная галерея собрал 1,2 миллиона долларов и приобрела картину. Воплощая консенсус в отношении Эль Греко, Джимми Картер, 39-й президент Соединенных Штатов, сказал в апреле 1980 года, что Элько был самым выдающимся художником, когда-либо появлялся в то время которое », и что он им был »может быть, на три или четыре столетия раньше своего времени».
Согласно Эфи Фундулаки, «художники и теоретики начала 20 века« открыли »нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и раскрыли самих себя», Его выразительность и цвета повлияли на Эжена Делакруа и Эдуара Мане. Для группы Блауэ Рейтер в Мюнхене в 1912 году Эль Греко олицетворял ту мистическую внутреннюю конструкцию, которую их поколение должно было заново открыть. зрелого Эль Греко, был Поль Сезанн, один из предшественников кубизма. Сравнительный морфологический анализ двух художников выявил общие их элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватый и (только внешний вид) необработанный фон По словам Брауна, «Сезанн и Эль Греко - духовные братья, невзирая на столетие, которые разделяют их.» Фрай заметил, что Сезанн основан на «великом проникновении каждой части рисунка единой и непрерывн. ой пластической темой ».
Символисты и Пабло Пикассо во время своего Голубого периода использовал холодную тональность Эль Греко, используя анатомию его аскетических фигур. Пока Пикассо работал над своим прото-кубистом Les Demoiselles d'Avignon, он посетил своего друга Игнасио Сулоага в своей студии в Париже и изучил Эль Греко.>Открытие Пятой (принадлежит Сулоаге с 1897 г.). Связь между Les Demoiselles d'Avignon и открытием Пятой печати была выявлена в начале 1980-х, когда были проанализированы стилистические сходства и взаимосвязь между мотивами обеих работ.
Ранние кубистские исследования Пикассо должны быть раскрыты другие аспекты творчества Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение и пространство, а также специальные эффекты бликов. Некоторые черты кубизма, такие как искажения и материалистическое представление времени, имеют аналогии в творчестве Эль Греко. Согласно Пикассо, структура Эль Греко кубистская. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «перефразий» работ других художников с «Портрета художника по Эль Греко». Фундулаки утверждает, что Пикассо «завершил... процесс активизации живописных ценностей Эль Греко, начатый Мане и продолженный Сезанном».
«В любом случае имеет значение только казнь. С этого момента С точки зрения зрения, правильно сказать, что кубизм имеет испанское происхождение и что я изобрел кубизм. Мы должны искать испанское влияние в Сезанне. Этого требуют сами вещи, влияние на него венецианского художника Эль Греко. Но его структура кубистская ».— Пикассо, говоря от Les Demoiselles d'Avignon до Дор де ла Сушер в Антибах.
Экспрессионисты сосредоточились на выразительных искажениях Эль Греко. По словам Франца Марка, одного из главных художников немецкого экспрессионистского движения, «мы с удовольствием и стойкостью относимся к случаю Эль Греко, потому что слава этого художника тесно связан с эволюцией наших новых представлений об искусстве ». Джексон Поллок, главная сила в абстрактном экспрессионистском движении, также находился под влиянием Эль Греко. К 1943 году Поллок завершил шестьдесят рисовальных композиций после Эль Греко и владел тремя книгами о критском мастере.
Киса Джонсон использовала картины Эль Греко Непорочного зачатия в качестве композиционной основы для некоторых из них. ее работы и анатомические искажения мастера в некоторой степени отражены в портретах Фрица Чеснута.
Личность и творчество Эль Греко были источником вдохновения для поэта Райнера Марии Рильке. Один набор стихотворений Рильке (Himmelfahrt Mariae I.II., 1913) был основан непосредственно на Непорочном зачатии Эль Греко. Греческий писатель Никос Казандзакис, который чувствовал большую духовную близость к Эль Греко, назвал свою автобиографию Отчётом Греко и написал дань уважения критскому художнику.
В 1998 году греческий электронный композитор и художник Вангелис опубликовал Эль Греко, симфонический альбом, вдохновленный художником. Этот альбом является расширением более раннего альбома Вангелиса, Форос Тимис Стон Греко (Дань Эль Греко, Φόρος Τιμής Στον Γκρέκο). О жизни критского художника рассказывает фильм Эль Греко греческого, испанского и британского производства. Режиссер Иоаннис Смарагдис, съемки фильма начались в октябре 2006 года на острове Крит и дебютировали на экране годом позже; Британский актер был выбран на роль Эль Греко.
Точное количество работ Эль Греко было предметом горячих споров. В 1937 году очень влиятельное исследование искусствоведа Родольфо Паллуккини привело к значительному увеличению количества работ, признанных Эль Греко. Паллуккини приписал Эль Греко небольшой триптих в Galleria Estense в Модена на основании подписи на картине на обратной стороне центральной панели Моденский триптих («Χείρ Δομήνιχου», созданный рукой Доменикоса). По общему мнению, триптих действительно был ранней работой Эль Греко, и поэтому публикация Паллуккини стала критерием атрибуции художника. Тем не менее Уэти отрицал, что триптих Модены вообще имел какое-либо отношение к художнику, и в 1962 году выпустил реактивный каталог-резоне со значительно сокращенным корпусом материалов. В то время как историк искусства Хосе Камон Аснар приписал критскому мастеру от 787 до 829 картин, Уэти сократил это число до 285 аутентичных работ, а Халлдор Зенер, немецкий исследователь испанского искусства, признал только 137. Уэти и другие. Ученые отвергли представление о том, что Крит принимал какое-либо участие в его формировании, и поддержали исключение серии работ из œuvre Эль Греко.
С 1962 года открытие Успения Пресвятой Богородицы и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что Оценки Уети не были полностью правильными, и его решения по каталогу могли исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Обнаружение Успения Пресвятой Богородицы привело к приписыванию трех других подписанных работ "Доменика" Эль Греко (Триптих Модены, Св. Лука, изображающий Богородицу с младенцем и Поклонение волхвов), а затем к признанию большего количества произведений как аутентичные - некоторые подписаны, некоторые нет (например, «Страсти Христовы (Пьета с ангелами), написанные в 1566 году»), - которые вошли в группу ранних работ Эль Греко. Эль Греко теперь рассматривается как художник, получивший образование на Крите; серия работ освещает его ранний стиль, некоторые из которых были написаны, когда он был еще на Крите, некоторые из его периода в Венеции, а некоторые из его последующего пребывания в Риме. Даже Уети признал, что «он [Эль Греко], вероятно, написал маленький и вызывающий много споров триптих в Галерее Эстенсе в Модене, прежде чем покинуть Крит». Тем не менее, споры по поводу точного количества аутентичных работ Эль Греко остаются нерешенными, и статус raisonné каталога Уети находится в центре этих разногласий.
Несколько скульптур, в том числе Эпиметей и Пандора, были приписаны Эль Греко. Эта сомнительная атрибуция основана на показаниях Пачеко (он видел в мастерской Эль Греко серию фигурок, но, возможно, это были просто модели). Среди сохранившихся работ Эль Греко также есть четыре рисунка; три из них - это подготовительные работы для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо, а четвертый - этюд к одной из его картин, «Распятие».