Бенвенуто Челлини | |
---|---|
Автопортрет | |
Родился | (1500-11-03) 3 ноября 1500. Флоренция, Республика Флоренция |
Умер | 13 февраля 1571 (1571-02-13) (70 лет). Флоренция, Великое Герцогство Тоскана |
Место упокоения | Сантиссима Аннунциата, Флоренция |
Национальность | Итальянский |
Образование | Accademia delle Arti del Disegno |
Известный | Голдсмит, скульптор, художник |
Известная работа | Соляной погреб Челлини (Сальера), 1543 |
Движение | Маньеризм |
Бенвенуто Челлини (, итальянец: ; 3 ноября 1500 - 13 февраля 1571) был итальянским ювелиром, скульптором, рисовальщиком, солдат, музыкант и художник, который также написал стихи и знаменитую автобиографию.
Он был одним из важнейших художников маньеризма. Его запомнили за его мастерство в таких произведениях, как Соляной погреб Челлини и Персей с головой Медузы.
Бенвенуто Челлини родился во Флоренции, на территории современной Италии. Его родителями были Джованни Челлини и Мария Лизабетта Граначчи. Они были женаты за 18 лет до рождения первенца. Бенвенуто был вторым ребенком в семье. Сын музыканта и изготовитель музыкальных инструментов, Челлини увлекался музыкой, но когда ему было пятнадцать, его отец неохотно согласился отдать его в ученики к ювелиру Антонио ди Сандро по прозвищу Марконе. В возрасте 16 лет Бенвенуто уже привлек внимание во Флоренции, приняв участие в драке с молодыми товарищами. Он был изгнан на шесть месяцев и жил в Сиене, где работал у ювелира по имени Фракасторо (не имеющий отношения к веронскому эрудиту ). Из Сиены он переехал в Болонью, где стал более опытным корнеттом и флейтистом, а также добился успехов в качестве ювелира. После посещения Пизы и двух периодов жизни во Флоренции (где его посетил скульптор Торриджано ), он переехал в Рим в возрасте девятнадцати лет.
Его первыми работами в Риме были серебряная шкатулка, серебряная подсвечники и ваза для епископа Саламанки, что снискало ему одобрение Папы Климента VII. Еще одна знаменитая работа из Рима - золотой медальон «Леда и лебедь », выполненный для и который сейчас находится в Museo Nazionale del Bargello во Флоренции. Он также снова взялся за корнет и был назначен одним из придворных музыкантов Папы.
Во время нападения на Рим имперских сил Карла V, императора Священной Римской империи под командованием Карл III, герцог Бурбонский и констебль Франции, храбрость Челлини доказала свою сигнальную службу понтифику. Согласно собственным рассказам Челлини, он застрелил и ранил Филиберта Шалонского, принца Оранского (и, предположительно, застрелил Карла III, в результате чего разграбил Рим ). Его храбрость привела к примирению с флорентийскими магистратами, и вскоре он вернулся в свой родной город Флоренция. Здесь он посвятил себя изготовлению медалей, наиболее известными из которых являются «Геркулес и Немейский лев» в золотом чеканке и «Атлас в поддержку Сферы» в чеканном золоте., последний в конечном итоге перешел во владение Франциска I Франции.
Из Флоренции он отправился ко двору герцога Мантуи, а затем вернулся во Флоренцию.. Вернувшись в Рим, он работал над ювелирными украшениями и штампами для частных медалей и папского монетного двора. В 1529 году его брат Чеккино убил капрала римской стражи и, в свою очередь, был ранен аркебузиром, который позже скончался от ран. Вскоре после этого Бенвенуто убил убийцу своего брата - акт кровной мести, но не правосудия, поскольку Челлини признает, что убийца его брата действовал в порядке самообороны. Челлини бежал в Неаполь, чтобы укрыться от последствий драки с нотариусом сиром Бенедетто, которого он ранил. Благодаря влиянию нескольких кардиналов Челлини получил помилование. Он снискал расположение нового папы, Павла III, несмотря на новое убийство во время междуцарствия через три дня после смерти Папы Климента VII в сентябре 1534 года. Четвертой жертвой стал конкурирующий ювелир., Помпео Миланский.
Сюжеты Пьера Луиджи Фарнезе привели к отступлению Челлини из Рима во Флоренцию и Венеция, где он был восстановлен с большей честью, чем прежде. В возрасте 37 лет, вернувшись из визита во французский суд, он был заключен в тюрьму по обвинению (очевидно ложному) в присвоении драгоценных камней папской тиары во время войны. Он был заключен в Кастель Сант-Анджело, сбежал, был вновь схвачен, и с ним обращались очень сурово; он ежедневно ожидал смерти на эшафоте . Находясь в заключении в 1539 году, Челлини стал жертвой покушения на убийство путем проглатывания алмазной пыли ; попытка не удалась, вместо этого был использован неалмазный драгоценный камень. Заступничество жены Пьера Луиджи и особенно кардинала д'Эсте из Феррары в конечном итоге обеспечило Челлини освобождение, в благодарность за что он подарил д'Эсте великолепную чашу.
Челлини. затем работал при дворе Франциска I в Фонтенбло и Париже. Известно, что Челлини брал в любовницы некоторых из своих моделей-женщин, у одной из них в 1544 г. родилась внебрачная дочь, которую он назвал Костанца. Челлини посчитал, что герцогиня д'Этамп настроена против него, и отказался примириться с фаворитами короля. Он больше не мог заставить замолчать своих врагов мечом, как он заставил замолчать тех, кто был в Риме.
После нескольких лет продуктивной работы во Франции, но почти не выдержал. Постоянные профессиональные конфликты и насилие, Челлини вернулся во Флоренцию . Там он снова овладел навыками ювелира и был тепло встречен герцогом Козимо I Медичи, который возвысил его до должности придворного скульптора и подарил ему элегантный дом на Виа дель Росарио ( где Челлини построил литейный завод) с годовой зарплатой в двести скуди. Кроме того, Козимо поручил ему сделать две значительные бронзовые скульптуры: бюст самого себя и Персея с головой Медузы (который должен был быть установлен на лоджии Ланци в центре города).
В 1548 году женщина по имени Маргарита обвинила Челлини в совершении содомии со своим сыном Винченцо, и он временно бежал в поисках убежища в Венецию. Это не был ни первый, ни последний раз, когда Челлини был замешан в содомии (один раз с женщиной и, по крайней мере, трижды с мужчинами в течение своей жизни), что свидетельствует о его гомосексуальных или бисексуальных наклонностях. Например, ранее в молодости он был приговорен к выплате 12 стад муки в 1523 году за отношения с другим молодым человеком по имени Доменико ди Сер Джулиано да Рипа. Между тем, в Париже бывшая модель и любовница выдвинули против него обвинения в использовании ее «по итальянской моде» (т. Е. В содомии).
Во время войны с Сиеной в 1554 году Челлини был назначен для усиления обороны своего родного города, и, хотя его герцогские покровители довольно низко обращались с ним, он продолжал вызывать восхищение своих сограждан великолепными произведениями, которые он создавал. Согласно автобиографии Челлини, именно в этот период росло его личное соперничество со скульптором Баччо Бандинелли. 26 февраля 1556 года ученик Челлини Фернандо ди Джованни ди Монтепульчано обвинил своего наставника в том, что он много раз изнасиловал его, «удерживая его в течение пяти лет в своей постели в качестве жены». На этот раз наказание было огромным штрафом в размере 50 золотых скуди и четырьмя годами тюрьмы, замененными на четыре года домашнего ареста благодаря ходатайству Медичи. Во время публичной ссоры перед герцогом Козимо, Бандинелли крикнули ему Sta cheto, soddomitaccio! (Заткнись, грязный содомит!) Челлини назвал это «ужасным оскорблением» и попытался отшутиться.
После непродолжительной попытки сделать клерикальную карьеру в 1562 году он женился на служанке Пиере Париджи с которого, как он утверждал, у него было пятеро детей, из которых остались только сын и две дочери.
Его также назвали членом (Accademico) престижной Accademia delle Arti del Disegno Флоренции, основанной герцогом Козимо I Медичи 13 декабря. Январь 1563 г., под влиянием архитектора Джорджо Вазари. Он умер во Флоренции 13 февраля 1571 года и был с большой помпой похоронен в церкви Сантиссима Аннунциата.
Статуя Челлини, Пьяццале дельи Уффици, ФлоренцияПомимо своих работ в золоте и серебре, Челлини выполнил скульптуры более крупного масштаба. Один из главных проектов его французского периода - это, вероятно, Золотые ворота для замка Фонтенбло. Только бронзовый тимпан этой незаконченной работы, который представляет Нимфу Фонтенбло (Париж, Лувр ), все еще существует, но полный вид можно узнать из архивов, подготовительных рисунков и сокращенных слепки.
1542 Статуя Челлини, которая стояла бы по бокам от Нимфы Фонтенбло
Нимфа Фонтенбло, Беневенуто Челлини, теперь в Лувре (1542)
1542 Статуя Челлини, которая должна была иметь по обе стороны от Нимфы де Фонтенбло
По возвращении из Франции в свой родной город Флоренцию в 1545 году Бенвенуто отлил бронзовый бюст Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы. На этой статуе Челлини вырезал три антропоморфные головы на доспехах герцога. Первый из них - «гротеск», расположенный на правом плече Козимо. Декоративная голова состоит из черт сатира, льва и человека. Две другие головы, намного меньше первой и почти идентичные, можно найти под ключицами на передней части бюста. Его самая выдающаяся скульптура - бронзовая группа Персея с головой Медузы, работа (впервые предложенная герцогом Козимо I Медичи ), ныне находящаяся в Loggia dei Lanzi в Флоренции, его попытка превзойти Микеланджело Давида и Донателло Юдифь и Олоферн. Кастинг этой работы доставил Челлини много хлопот и тревог, но сразу после завершения работы был признан шедевром. Первоначальный рельеф с подножия пьедестала - Персей и Андромеда - находится в Барджелло и был заменен слепком.
К 1996 году столетия спустя Воздействие загрязнения окружающей среды сделало статую полосами и полосами. В декабре 1996 года его сняли с лоджии и передали в Уффици для очистки и восстановления. Это был медленный процесс, и восстановленную статую вернули домой только в июне 2000 года.
Среди его произведений искусства, многие из которых погибли, были колоссальные. Марс для фонтана в Фонтенбло и бронзовые украшения дверного проема, монеты для Папского и Флорентийского государств, серебряный Юпитер в натуральную величину и бронзовый бюст из Биндо Альтовити. Произведения декоративного искусства витиевато по стилю:
Леда и Лебедь. Сальера Челлини , Париж, 1540–1543; Золото, частично покрытое эмалью, с основанием из черного дерева.В дополнение к бронзовой статуе Персея и упомянутым ранее медальонам, произведения искусства, существующие сегодня, представляют собой медальон Климент VII в ознаменование мира между христианскими князьями в 1530 году с бюстом папы на реверсе и фигурой Мира, поджигающей груду оружия перед храмом Януса, подписано именем художника; подписанная портретная медаль Франциска; медаль кардинала Пьетро Бембо ; и знаменитая солонка из золота, эмали и слоновой кости (известная как Saliera ), сделанная для Франциска I Франции в Вене. Эта замысловатая скульптура высотой 26 см, стоимость которой по консервативным оценкам оценивается в 58000000 шиллингов, была заказана Фрэнсисом I. Ее основные фигуры - обнаженный морской бог и женщина, сидящие друг напротив друга с переплетенными ногами, символически представляющие планету Земля. Сальера была украдена из Художественно-исторического музея 11 мая 2003 года вором, который залез на строительные леса и разбил окна, чтобы войти в музей. Вор включил сигнализацию, но она была проигнорирована как ложная, и кража оставалась нераскрытой до 8:20 утра. 21 января 2006 года Сальера была обнаружена австрийской полицией и позже возвращена в Художественно-исторический музей, где теперь снова выставлена на Кунсткамеры. Одной из наиболее важных работ Челлини в конце его карьеры была обнаженная распятие в натуральную величину, вырезанная из мрамора. Первоначально предназначенное для размещения над его могилой, это распятие было продано семье Медичи, которая передала его Испании. Сегодня распятие находится в монастыре Эскориал около Мадрида, где оно обычно выставлялось в измененном виде - монастырь добавил набедренную повязку и терновый венец. Для получения подробной информации об этой работе см. Текст в разделе Дополнительная литература этой статьи. Челлини, работая на папском монетном дворе в Риме во времена папства Климента VII и позже Павла III, создал штампы для нескольких монет и медалей, некоторые из которых до сих пор сохранились на этом ныне несуществующем монетном дворе. Он также состоял на службе у Алессандро Медичи, первого герцога Флорентийского, для которого он сделал в 1535 году фигурку из 40 сольди с бюстом герцога на одной стороне и стоящими фигурами святых Козимы и С другой - Дамиан. Некоторые знатоки приписывают его руке несколько табличек: «Юпитер сокрушает гигантов», «Битва Персея и Финея », «Собака» и т. Д. Другие работы, такие как портрет портрет, показанный, не приписываются напрямую, а вместо этого приписываются его мастерской.
Среди важных утраченных произведений есть незаконченная чаша предназначено для Климента VII ; золотая обложка для молитвенника в подарок Папы Павла III Карлу V, императору Священной Римской империи, оба подробно описаны в его автобиографии; большие серебряные статуи Юпитера, Вулкана и Марса, созданные для Франциска I во время его пребывания в Париже; бюст Юлия Цезаря ; и серебряная чаша для кардинала Феррары. Великолепная золотая «пуговица», или морс (застежка для накидки), изготовленная Челлини для накидки Климента VII, конкуренция за которую так наглядно описана в его автобиографии, кажется, принесена в жертву Папой Пием VI вместе со многими другими бесценными образцами искусства ювелира в предоставлении 30 миллионов франков, потребованных Наполеоном I по завершении кампания против Папской области в 1797 году. Согласно условиям договора, папе разрешалось уплатить треть этой суммы тарелками и драгоценностями. В печатном зале Британского музея находятся три акварельных рисунка этого великолепного морса Ф. Бертоли, выполненных по настоянию англичанина по имени Талман в первой половине XVIII века.. Аверс и реверс, а также обод нарисованы в натуральную величину, и, кроме того, подробно описан морс с установленными в нем драгоценными камнями, в том числе бриллиант, который тогда считался вторым по величине в мире.
Челлини, Бенвенуто. Бородатый человек. Recto. 28,3 х 18,5 см. Бумага, графит (1540–1543) (?) Королевская библиотека, Турин.Известны следующие рисунки и наброски Бенвенуто Челлини:
Автобиография Бенвенуто Челлини началась в 1558 году в возрасте 58 лет и закончилась внезапно как раз перед его последней поездкой в Пизу около 1563 года, когда Челлини было примерно 63 года. Мемуары подробно описывают его необычную карьеру, а также его любовь, ненависть, страсти и восторги, написанные энергичным, прямым и колоритным стилем; как писал один критик : «Другие ювелиры сделали более тонкую работу, но Бенвенуто Челлини - автор самой восхитительной автобиографии из когда-либо написанных». Писания Челлини демонстрируют большое самоуважение и самоутверждение, иногда натыкаясь на экстравагантности, которым невозможно поверить. Он даже самодовольно пишет о том, как он обдумывал свои убийства, прежде чем совершить их. Он пишет о своем пребывании в Париже:
Когда эти адвокаты прислали мне определенные решения суда и я понял, что мое дело было несправедливо проиграно, я прибег к защите с помощью огромного кинжала, который я нес; ибо мне всегда доставляло удовольствие хранить прекрасное оружие. Первым человеком, на которого я напал, был истец, который подал на меня в суд; и однажды вечером я так сильно ранил его в ноги и руки, однако, стараясь не убить его, что лишил его возможности пользоваться обеими ногами. Затем я разыскал другого человека, который принес костюм, и использовал его так же мудро, что он уронил его.
— Автобиография Бенвенуто Челлини, гл. XXVIII, перевод Джона Аддингтона Симондса, Dolphin Books, 1961Части его рассказа рассказывают о некоторых необычных событиях и явлениях; например, его рассказы о создании легиона дьяволов в Колизее после того, как одна из его любовниц была унесена от него своей матерью; изумительного ореола света, который он обнаружил вокруг своей головы на рассвете и в сумерках после своего римского заключения, и его сверхъестественных видений и ангельской защиты во время этих невзгод; и его отравление в двух разных случаях.
Автобиография была переведена на английский Томасом Роско, Джоном Аддингтоном Симондсом, Робертом Х.Х. Кастом и (1910)), и по. Ее считали и публиковали как классику и обычно считают одной из наиболее ярких автобиографий (безусловно, самой важной автобиографией эпохи Возрождения ).
Челлини написал трактаты об искусстве ювелира, о скульптуре и дизайне.
Ниже приводится список работ, на которые оказал влияние Челлини или которые относятся к нему или его творчеству:
Атрибуция:
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Бенвенуто Челлини |