Бартоломео (или Баччо) Бандинелли, на самом деле Бартоломео Брандини (12 ноября 1493 г.) - незадолго до 7 февраля 1560 г.), был эпохи Возрождения итальянец скульптор, рисовальщик и живописец.
Бандинелли был сын известного флорентийца ювелира, первый ученик в его мастерской. Мальчиком он учился у Джованни Франческо Рустичи, скульптора, друга Леонардо да Винчи. Среди его самых ранних работ был восковой Святой Иероним, сделанный для Джулиано Медичи, который Джон Поуп-Хеннесси.
Джорджо Вазари, бывший ученик мастерской Бандинелли идентифицировал как работу Бандинелли. - утверждал, что Бандинелли руководствовался завистью к Бенвенуто Челлини и Микеланджело ; и рассказывает, что:
(Когда) карикатура Микеланджело в Зале Совета («Битва при Кашине» в Палаццо Веккьо) [1] была обнаружена, и все художники побежали копировать ее, и Баччо (чаще всего) среди (них)... подделал ключ от камеры. В... 1512 году Пьеро Содерини был свергнут, а... Медичи восстановлен в должности. Поэтому в суматохе Баччо, оставшись один, тайно разрезал карикатуру на несколько частей. Некоторые говорили, что он сделал это для того, чтобы всегда иметь под рукой кусок карикатуры, а другие говорили, что он хотел помешать другим молодым людям использовать его; другие снова говорят, что он сделал это из любви к Леонардо да Винчи или из ненависти, которую он испытывал к Микеланджело. В любом случае для города потеря была немалая, а вина Баччо очень велика.
Одержимость Бандинелли на протяжении всей жизни Микеланджело - повторяющаяся тема в оценках его карьеры.
Бандинелли был лидером группы флорентийцев. Маньеристы, вдохновленные возродившимся интересом к Донателло, служившему при установке панно с барельефами Донателло для кафедры в Сан-Лоренцо, 1515 г. Художник представил свой рельеф с низложением Карл V в Генуе в 1529 году; хотя рельеф был утерян, бронза от него Антонио Сусини в 1600 году (Musée du Louvre ) показывает решающее вдохновение эмоционального наклона и силы Донателло; Бандинелли сделал несколько рисунков с рельефами Донателло, хотя позже в жизни он осудил их в письме Козимо I Медичи.
Его скульптуры никогда не вызывали восхищения, которое испытывал Микеланджело, особенно колоссальные (5,05 м)) мраморная группа Геркулеса и Какуса (завершена в 1534 году) на площади Синьории, Флоренция, и Адама и Евы в Национальном музее Барджелло, который оба находятся в пределах видимости некоторых шедевров Микеланджело. Вазари сказал о нем: «Он всего лишь сделал бозцетти и закончил немного», а современные комментаторы отмечают жизнеспособность терракотовых моделей Бандинелли по сравнению с готовыми мраморными изделиями: «вся свежесть его первого подхода к тема терялась в кропотливой работе с мрамором... Блестящий рисовальщик и превосходный скульптор небольших размеров, он был болезненно увлечен колоссами, к которым он был плохо подготовлен. Его неудача как скульптора большого масштаба была подчеркнута тем, что его желание подражать Микеланджело ».
Геркулес и Какус были заказаны Медичи папой Климентом VII, которому была показана восковая модель. Поставляемый блок каррарского мрамора был недостаточно большим, чтобы выполнить восковую модель Бандинелли. Ему пришлось изготовить новые восковые модели, одна из которых была выбрана Папой в качестве окончательной версии. Бандинелли уже вырезал скульптуру до живота Геракла, когда во время разграбления Рима в 1527 г. папа был взят в плен. Тем временем во Флоренции республиканские враги Медичи воспользовались хаосом и изгнали Ипполито Медичи. Бандинелли, сторонник Медичи, также был сослан. В 1530 году император Карл V после долгой осады отвоевал Флоренцию. Папа Климент VII впоследствии назначил своего незаконнорожденного сына Алессандро Медичи герцогом Тосканы. Затем Бандинелли вернулся во Флоренцию и продолжил работу над статуей, пока она не была завершена в 1534 году и не была перенесена с нынешнего мраморного пьедестала. Но с того момента, как он был открыт, он подвергся насмешкам; Челлини сравнил тяжелую группу с «мешком, полным дынь». После этого Бандинелли пытались саботировать карьеру Челлини. Статуя была отреставрирована в период с февраля по апрель 1994 года.
Рисунки Бандинелли, которые в прошлом маскировались под Микеланджело в коллекциях знатоков, стали самостоятельными в конце двадцатого века.
Среди учеников Бандинелли были Вазари и Франческо де Росси (Il Salviati). Его сыновья Клементе, сотрудник его студии, и Микеланджело Бандинелли также были скульпторами.
Работы Баччо Бандинелли включают:
На Викискладе есть материалы, связанные с Баччо Бандинелли. |
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Бандинелли, Бартоломео. |