Донателло

редактировать
Итальянский художник и скульптор

Донателло
Cinque maestri del rinascimento fiorentino, XVI sec, donatello.JPG Портрет XVI века
РодилсяДонато ди Никколо ди Бетто Барди. c.1386. Республика Флоренция
Умер13 декабря 1466 г. (1466-12-13) (79–80 лет). Республика Флоренция
НациональностьФлорентийский
ОбразованиеЛоренцо Гиберти
ИзвестныйСкульптура
Известные работыСвятой Георгий, Давид, Конный спорт Памятник Гаттамелата
ДвижениеРаннее Возрождение

Донато ди Никколо ди Бетто Барди (c.1386 - 13 декабря 1466 г.), более известный как Донателло (английский: итальянец: ), был итальянским скульптором эпохи Возрождения. Родившийся во Флоренции, он изучал классическую скульптуру и использовал это, чтобы развить полный стиль эпохи Возрождения в скульптуре, периоды которого в Риме, Падуе и Сиена представила другим частям Италии долгую и продуктивную карьеру. Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, лепниной и воском, и у него было несколько помощников, четыре из которых, возможно, были типичным числом. Хотя наиболее известными его работами были в основном круглые статуи, он разработал новый, очень неглубокий тип барельефа для небольших работ, и значительная часть его работ - это архитектурные рельефы большего размера.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Работа во Флоренции
  • 3 Бронзовый Давид
  • 4 Рим, Прато и Венеция
  • 5 В Падуе
  • 6 Основные работы
  • 7 Популярное культура
  • 8 Открытие 2020 года
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Ранняя жизнь

Статуя Св. Иоанн Креститель в Дуомо ди Сиена

Донателло был сыном Никколо ди Бетто Барди, который был членом флорентийской Арте делла Лана и родился во Флоренции, вероятно, в 1386 году. Донателло получил образование в доме семьи Мартелли. Он, очевидно, получил свое раннее художественное образование в мастерской ювелира, а затем некоторое время работал в мастерской Лоренцо Гиберти.

. В Пистойе в 1401 году Донателло познакомился с старший Филиппо Брунеллески, с которым у него, возможно, были романтические отношения. Скорее всего, они вместе отправились в Рим около 1403 года, оставаясь там до следующего года, чтобы изучить архитектурные руины. Брунеллески неформально обучал Донателло ювелирному делу и скульптуре. Здания Брунеллески и скульптуры Донателло считаются высшим выражением духа этой эпохи в архитектуре и скульптуре, и они оказали сильное влияние на художников того времени.

Работа во Флоренции

В 1409–1411 годах он выполнил колоссальную сидящую фигуру Святого Иоанна Богослова. Донателло Давид, голова и плечи впереди справа

Во Флоренции Донателло помогал Лоренцо Гиберти со статуями пророков для северной двери Баптистерия Флорентийского собора, за которую он получил плату в ноябре 1406 г. и в начале 1408 г. В 1409–1411 гг. он казнил колоссальную сидящую фигуру святого Иоанна Богослова, который до 1588 года занимал нишу старого фасада собора, а сейчас находится в Museo dell'Opera del Duomo. Эта работа знаменует собой решительный шаг вперед от позднего готики маньеризма в поисках натурализма и передачи человеческих чувств. Лицо, плечи и бюст по-прежнему идеализированы, а руки и складки ткани на ногах более реалистичны.

В 1411–1413 Донателло работал над статуей Св. Марка для гильдии церкви Орсанмикеле. В 1417 году он завершил Святой Георгий для Братства изготовителей кирас. С 1423 года находится Святой Людовик Тулузский для Орсанмикеле, теперь он находится в музее Базилики Санта-Кроче. Донателло также вылепил классическую раму для этой работы, которая остается, в то время как статуя была перенесена в 1460 году и заменена на Неверие святого Фомы на Верроккьо.

Между 1415 и 1426 годами Донателло создал пять статуй для колокольни в Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, также известной как Дуомо. Эти работы - «Безбородый пророк»; Бородатый пророк (оба с 1415 г.); Жертвоприношение Исаака (1421 г.); Хаббакук (1423–1425); и Иеремия (1423–1426); которые следуют классическим образцам ораторов и отличаются сильными портретными деталями. С 1420-х годов находится барельеф Мадонна Пацци в Берлине. В 1425 году он казнил знаменитый Распятие для Санта-Кроче ; эта работа изображает Христа в момент агонии, глаза и рот приоткрыты, тело сжимается в некрасивой позе.

С 1425 по 1427 год Донателло сотрудничал с Микелоццо над надгробным памятником антипапы Иоанна XXIII для Баттистеро во Флоренции. Донателло сделал лежащую бронзовую фигуру умершего под раковиной. В 1427 году он выполнил в Пизе мраморный рельеф для надгробного памятника кардиналу Райнальдо Бранкаччи в церкви Сант-Анджело а Нило в Неаполе.. В тот же период он выполнил рельеф Праздник Ирода (c.1427) и статуи Веры и Надежды для Баптистерия Сан-Джованни в Сиене. Праздник Ирода в основном выполнен в stiacciato (очень низкий барельеф ), с фигурами переднего плана, выполненными в виде барельефа, и является одним из первых примеров одноточечная перспектива в скульптуре.

Донателло также реставрировал античные скульптуры для Палаццо Медичи.

Бронзовый Давид

Давид в Барджелло, Флоренция

Донателло. бронза Давид, ныне находящаяся в музее Барджелло, является самой известной работой Донателло и первой известной отдельно стоящей статуей обнаженного тела, созданной со времен античности. Задуманный полностью круглым, независимым от какого-либо архитектурного окружения и в значительной степени представляющий аллегорию гражданских добродетелей, побеждающих жестокость и иррациональность, это, возможно, первая крупная работа скульптуры эпохи Возрождения. Он был заказан Козимо Медичи для внутреннего двора его Палаццо Медичи, но его дата остается предметом споров. Чаще всего он датируется 1440-ми годами, но датируется 1460-ми годами и поддерживается некоторыми учеными. Его не следует путать с его каменным Давидом с одеждой около 1408–09 годов.

Статуя Святого Георгия в Орсанмикеле, Флоренция

Некоторые считали Давида обладателем гомоэротических качеств и утверждали, что это отражало собственную ориентацию художника. Историк Пол Стрэтерн утверждает, что Донателло не скрывал своего гомосексуализма, и что его поведение терпимо относилось к его друзьям. Основное свидетельство - анекдоты Анджело Полициано в его «Detti piacevoli», где он пишет о Донателло, окружающем себя «красивыми помощниками» и преследующем его в поисках сбежавшего из мастерской. Это может быть неудивительно в контексте настроений, преобладающих во флорентийской республике XV и XVI веков. Однако о его частной жизни достоверно известно мало подробностей, и во флорентийских архивах не было найдено никаких упоминаний о его сексуальности (с точки зрения доносов), хотя они в этот период являются неполными.

Рим, Прато и Венеция

Когда Козимо был изгнан из Флоренции, Донателло уехал в Рим, где оставался до 1433 года. Две работы, свидетельствующие о его присутствии в этом городе, Гробница Джованни Кривелли в Санта-Мария-ин-Аракоэли и Ciborium на St. Базилика Петра несет на себе сильный отпечаток классического влияния.

Возвращение Донателло во Флоренцию почти совпало с возвращением Козимо. В мае 1434 года он подписал контракт на мраморную кафедру на фасаде собора Прато, последний проект, выполненный в сотрудничестве с Микелоццо. Эта работа, страстный, языческий, ритмично задуманный вакханский танец полуобнаженных путти, была предшественницей великой Кантории, или поющего трибуна, в Дуомо во Флоренции, над которым Донателло периодически работал с 1433 по 1440 год и был вдохновлен древними саркофагами. и сундуки из византийской слоновой кости. В 1435 году он исполнил Благовещение для алтаря Кавальканти в Санта-Кроче, вдохновленный иконографией 14 века, а в 1437–1443 годах он работал в Старой ризнице Сан-Лоренцо во Флоренции, на двух дверях. люнеты с изображением святых, а также восемь лепных тондо. С 1438 г. стоит деревянная статуя св. Иоанна Крестителя для Санта-Мария-Глориоза деи Фрари в Венеции. Приблизительно в 1440 году он выполнил бюст молодого человека с камеей, ныне находящийся в Барджелло, - первый образец портрета с бюстом мирянина с классической эпохи.

В Падуе

конная статуя Донателло из Гаттамелата в Падуе

В 1443 году Донателло был вызван в Падуя наследниками знаменитого condottiero Эразмо да Нарни (более известного как Гаттамелата, или «Медовый Кот»), который умер в том же году. Завершенный в 1450 году и размещенный на площади перед базиликой Святого Антония, его Конный памятник Гаттамелата был первым примером такого памятника с древних времен. (Другие конные статуи 14-го века не были выполнены из бронзы и были размещены над гробницами, а не были возведены самостоятельно в общественном месте.) Эта работа стала прототипом для других конных памятников, выполненных в Италии и Европе в последующие годы. веков.

Для Базилики Святого Антония Донателло создал, наиболее известное, бронзовое Распятие 1444–1447 годов и дополнительные статуи для хора, в том числе Мадонну с младенцем и шестью святыми, составляющих Священная беседа, которая больше не видна после ремонта Камилло Бойто в 1895 году. Мадонна с младенцем изображает Младенца, показываемого верующим, на троне в окружении двух сфинксы, аллегорические фигуры знания. На спине трона - рельеф Адама и Евы. В этот период - 1446–1450 - Донателло также выполнил четыре чрезвычайно важных барельефа со сценами из жизни святого Антония для главного алтаря.

Основные заводы

В массовой культуре

Донателло изображается Беном Старром в телесериале 2016 года Медичи: Мастера Флоренции.

Донателло в Подростке Черепашки-ниндзя названы в его честь.

Донателло Многоцелевой логистический модуль (MPLM), построенный Итальянским космическим агентством, был одним из трех MPLM, эксплуатируемых НАСА, передавать материалы и оборудование на Международную космическую станцию ​​ и обратно. Остальные были названы Леонардо и Рафаэлло.

Открытие 2020 года

Il Cristo di Sant'Angelo di Legnaia

В 2020 году искусствовед Джанлука Амато в рамках своего исследования деревянных распятий Созданный между концом тринадцатого и первой половиной шестнадцатого века для своей докторской диссертации в Неаполитанском университете Федерико II обнаружил, что распятие в церкви Сант-Анджело-а-Легнайя было вылеплено Донателло. Это открытие было исторически оценено с учетом того, что произведение принадлежало компании Compagnia di Sant'Agostino, которая располагалась в молельне, примыкающем к материнской церкви Сант-Анджело-а-Легнайя. Сильвия Бенси выполнила реставрацию распятия.

Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Донателло ». Британская энциклопедия. 8(11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 406–408.

Дополнительная литература

  • Эйвери, Чарльз, Донателло: Введение, Нью-Йорк, 1994.
  • Эйвери, Чарльз, Донателло. Полный каталог, Firenze 1991.
  • Эйвери, Чарльз и Макхэм, Сара Блейк. «Донателло ». Grove Art Online. Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. (требуется подписка)
  • Беннетт, Бонни А. и Уилкинс, Дэвид Г., Донателло, Оксфорд 1984.
  • Кунин, А. Виктор, Донателло и рассвет искусства Возрождения, Reaktion Books, Лондон, 2019.
  • Гринхал, Майкл, Донателло и его источники, Holmes Meier Pub., 1982.
  • Хартт, Фредерик и Уилкинс, Дэвид Г., История итальянского искусства эпохи Возрождения (7-е ed.), Pearson, 2010.
  • Янсон, Хорст В., Скульптура Донателло, Princeton University Press, 1957.
  • Лич, Патриция Энн, Образы политического триумфа: Иконография Донателло Герои, Princeton University Press, 1984.
  • Олсон, Роберта Дж. М., Скульптура итальянского Возрождения, 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 978-0500202531
  • Рэндольф, Адриан В.Б., Привлекающие символы: гендер, политика и общественное искусство во Флоренции пятнадцатого века. Yale University Press, 2002.
  • Вазари, Джорджио, Le vite de 'più eccellenti pittori, scultori e architettori Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов, Firenze 1568, edizione a cura di R. Bettarini e P. Barocchi, Firenze, 1971.
  • Уилсон, Кэролайн К., Маленькая бронзовая скульптура эпохи Возрождения и связанные с ней декоративные искусства, 1983, Национальная галерея искусств (Вашингтон), ISBN 0894680676

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Донателло.
Последняя правка сделана 2021-05-17 12:43:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте