Донателло | |
---|---|
Портрет XVI века | |
Родился | Донато ди Никколо ди Бетто Барди. c.1386. Республика Флоренция |
Умер | 13 декабря 1466 г. (1466-12-13) (79–80 лет). Республика Флоренция |
Национальность | Флорентийский |
Образование | Лоренцо Гиберти |
Известный | Скульптура |
Известные работы | Святой Георгий, Давид, Конный спорт Памятник Гаттамелата |
Движение | Раннее Возрождение |
Донато ди Никколо ди Бетто Барди (c.1386 - 13 декабря 1466 г.), более известный как Донателло (английский: итальянец: ), был итальянским скульптором эпохи Возрождения. Родившийся во Флоренции, он изучал классическую скульптуру и использовал это, чтобы развить полный стиль эпохи Возрождения в скульптуре, периоды которого в Риме, Падуе и Сиена представила другим частям Италии долгую и продуктивную карьеру. Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, лепниной и воском, и у него было несколько помощников, четыре из которых, возможно, были типичным числом. Хотя наиболее известными его работами были в основном круглые статуи, он разработал новый, очень неглубокий тип барельефа для небольших работ, и значительная часть его работ - это архитектурные рельефы большего размера.
Донателло был сыном Никколо ди Бетто Барди, который был членом флорентийской Арте делла Лана и родился во Флоренции, вероятно, в 1386 году. Донателло получил образование в доме семьи Мартелли. Он, очевидно, получил свое раннее художественное образование в мастерской ювелира, а затем некоторое время работал в мастерской Лоренцо Гиберти.
. В Пистойе в 1401 году Донателло познакомился с старший Филиппо Брунеллески, с которым у него, возможно, были романтические отношения. Скорее всего, они вместе отправились в Рим около 1403 года, оставаясь там до следующего года, чтобы изучить архитектурные руины. Брунеллески неформально обучал Донателло ювелирному делу и скульптуре. Здания Брунеллески и скульптуры Донателло считаются высшим выражением духа этой эпохи в архитектуре и скульптуре, и они оказали сильное влияние на художников того времени.
Во Флоренции Донателло помогал Лоренцо Гиберти со статуями пророков для северной двери Баптистерия Флорентийского собора, за которую он получил плату в ноябре 1406 г. и в начале 1408 г. В 1409–1411 гг. он казнил колоссальную сидящую фигуру святого Иоанна Богослова, который до 1588 года занимал нишу старого фасада собора, а сейчас находится в Museo dell'Opera del Duomo. Эта работа знаменует собой решительный шаг вперед от позднего готики маньеризма в поисках натурализма и передачи человеческих чувств. Лицо, плечи и бюст по-прежнему идеализированы, а руки и складки ткани на ногах более реалистичны.
В 1411–1413 Донателло работал над статуей Св. Марка для гильдии церкви Орсанмикеле. В 1417 году он завершил Святой Георгий для Братства изготовителей кирас. С 1423 года находится Святой Людовик Тулузский для Орсанмикеле, теперь он находится в музее Базилики Санта-Кроче. Донателло также вылепил классическую раму для этой работы, которая остается, в то время как статуя была перенесена в 1460 году и заменена на Неверие святого Фомы на Верроккьо.
Между 1415 и 1426 годами Донателло создал пять статуй для колокольни в Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, также известной как Дуомо. Эти работы - «Безбородый пророк»; Бородатый пророк (оба с 1415 г.); Жертвоприношение Исаака (1421 г.); Хаббакук (1423–1425); и Иеремия (1423–1426); которые следуют классическим образцам ораторов и отличаются сильными портретными деталями. С 1420-х годов находится барельеф Мадонна Пацци в Берлине. В 1425 году он казнил знаменитый Распятие для Санта-Кроче ; эта работа изображает Христа в момент агонии, глаза и рот приоткрыты, тело сжимается в некрасивой позе.
С 1425 по 1427 год Донателло сотрудничал с Микелоццо над надгробным памятником антипапы Иоанна XXIII для Баттистеро во Флоренции. Донателло сделал лежащую бронзовую фигуру умершего под раковиной. В 1427 году он выполнил в Пизе мраморный рельеф для надгробного памятника кардиналу Райнальдо Бранкаччи в церкви Сант-Анджело а Нило в Неаполе.. В тот же период он выполнил рельеф Праздник Ирода (c.1427) и статуи Веры и Надежды для Баптистерия Сан-Джованни в Сиене. Праздник Ирода в основном выполнен в stiacciato (очень низкий барельеф ), с фигурами переднего плана, выполненными в виде барельефа, и является одним из первых примеров одноточечная перспектива в скульптуре.
Донателло также реставрировал античные скульптуры для Палаццо Медичи.
Донателло. бронза Давид, ныне находящаяся в музее Барджелло, является самой известной работой Донателло и первой известной отдельно стоящей статуей обнаженного тела, созданной со времен античности. Задуманный полностью круглым, независимым от какого-либо архитектурного окружения и в значительной степени представляющий аллегорию гражданских добродетелей, побеждающих жестокость и иррациональность, это, возможно, первая крупная работа скульптуры эпохи Возрождения. Он был заказан Козимо Медичи для внутреннего двора его Палаццо Медичи, но его дата остается предметом споров. Чаще всего он датируется 1440-ми годами, но датируется 1460-ми годами и поддерживается некоторыми учеными. Его не следует путать с его каменным Давидом с одеждой около 1408–09 годов.
Статуя Святого Георгия в Орсанмикеле, ФлоренцияНекоторые считали Давида обладателем гомоэротических качеств и утверждали, что это отражало собственную ориентацию художника. Историк Пол Стрэтерн утверждает, что Донателло не скрывал своего гомосексуализма, и что его поведение терпимо относилось к его друзьям. Основное свидетельство - анекдоты Анджело Полициано в его «Detti piacevoli», где он пишет о Донателло, окружающем себя «красивыми помощниками» и преследующем его в поисках сбежавшего из мастерской. Это может быть неудивительно в контексте настроений, преобладающих во флорентийской республике XV и XVI веков. Однако о его частной жизни достоверно известно мало подробностей, и во флорентийских архивах не было найдено никаких упоминаний о его сексуальности (с точки зрения доносов), хотя они в этот период являются неполными.
Когда Козимо был изгнан из Флоренции, Донателло уехал в Рим, где оставался до 1433 года. Две работы, свидетельствующие о его присутствии в этом городе, Гробница Джованни Кривелли в Санта-Мария-ин-Аракоэли и Ciborium на St. Базилика Петра несет на себе сильный отпечаток классического влияния.
Возвращение Донателло во Флоренцию почти совпало с возвращением Козимо. В мае 1434 года он подписал контракт на мраморную кафедру на фасаде собора Прато, последний проект, выполненный в сотрудничестве с Микелоццо. Эта работа, страстный, языческий, ритмично задуманный вакханский танец полуобнаженных путти, была предшественницей великой Кантории, или поющего трибуна, в Дуомо во Флоренции, над которым Донателло периодически работал с 1433 по 1440 год и был вдохновлен древними саркофагами. и сундуки из византийской слоновой кости. В 1435 году он исполнил Благовещение для алтаря Кавальканти в Санта-Кроче, вдохновленный иконографией 14 века, а в 1437–1443 годах он работал в Старой ризнице Сан-Лоренцо во Флоренции, на двух дверях. люнеты с изображением святых, а также восемь лепных тондо. С 1438 г. стоит деревянная статуя св. Иоанна Крестителя для Санта-Мария-Глориоза деи Фрари в Венеции. Приблизительно в 1440 году он выполнил бюст молодого человека с камеей, ныне находящийся в Барджелло, - первый образец портрета с бюстом мирянина с классической эпохи.
В 1443 году Донателло был вызван в Падуя наследниками знаменитого condottiero Эразмо да Нарни (более известного как Гаттамелата, или «Медовый Кот»), который умер в том же году. Завершенный в 1450 году и размещенный на площади перед базиликой Святого Антония, его Конный памятник Гаттамелата был первым примером такого памятника с древних времен. (Другие конные статуи 14-го века не были выполнены из бронзы и были размещены над гробницами, а не были возведены самостоятельно в общественном месте.) Эта работа стала прототипом для других конных памятников, выполненных в Италии и Европе в последующие годы. веков.
Для Базилики Святого Антония Донателло создал, наиболее известное, бронзовое Распятие 1444–1447 годов и дополнительные статуи для хора, в том числе Мадонну с младенцем и шестью святыми, составляющих Священная беседа, которая больше не видна после ремонта Камилло Бойто в 1895 году. Мадонна с младенцем изображает Младенца, показываемого верующим, на троне в окружении двух сфинксы, аллегорические фигуры знания. На спине трона - рельеф Адама и Евы. В этот период - 1446–1450 - Донателло также выполнил четыре чрезвычайно важных барельефа со сценами из жизни святого Антония для главного алтаря.
Бюст Никколо да Уззано Донателло в Национальном музее дель Барджелло, Флоренция, Италия.
Магдалина Кающаяся (ок. 1455) - Museo dell'Opera del Duomo, Флоренция.
Голова святого Иоанна Богослова (1408-1415 гг.), Которая до 1588 г. занимала нишу фасада старого собора, а сейчас находится в Museo dell'Opera del Duomo.
Донателло изображается Беном Старром в телесериале 2016 года Медичи: Мастера Флоренции.
Донателло в Подростке Черепашки-ниндзя названы в его честь.
Донателло Многоцелевой логистический модуль (MPLM), построенный Итальянским космическим агентством, был одним из трех MPLM, эксплуатируемых НАСА, передавать материалы и оборудование на Международную космическую станцию и обратно. Остальные были названы Леонардо и Рафаэлло.
В 2020 году искусствовед Джанлука Амато в рамках своего исследования деревянных распятий Созданный между концом тринадцатого и первой половиной шестнадцатого века для своей докторской диссертации в Неаполитанском университете Федерико II обнаружил, что распятие в церкви Сант-Анджело-а-Легнайя было вылеплено Донателло. Это открытие было исторически оценено с учетом того, что произведение принадлежало компании Compagnia di Sant'Agostino, которая располагалась в молельне, примыкающем к материнской церкви Сант-Анджело-а-Легнайя. Сильвия Бенси выполнила реставрацию распятия.
Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Донателло ». Британская энциклопедия. 8(11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 406–408.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Донателло. |