Бенвенуто Челлини | |
---|---|
Полусерия оперы от Гектор Берлиоз | |
Афиша премьеры | |
Либреттист | |
Язык | Французский |
На основе | Бенвенуто Челлини |
Премьера | 10 сентября 1838 (1838-09 гг. -10). Salle Le Peletier, Париж |
Бенвенуто Челлини - это оперная полусерия в двух действиях на музыку Гектора Берлиоза и либретто Леона де Вайи и Анри Огюста Барбье. Это первая из опер Берлиоза, премьера которой состоялась 10 сентября 1838 года в Королевской академии музыки (Salle Le Peletier ). История основана на воспоминаниях флорентийского скульптора Бенвенуто Челлини, хотя элементы сюжета во многом вымышленные. Опера технически очень сложна и редко исполняется. Однако увертюра к опере иногда присутствует в программах симфонического оркестра, как и концертная увертюра Le carnaval romain, сочиненная Берлиозом из материала оперы.
Берлиоз писал в своих мемуарах, что в 1834 году (когда ему было тридцать лет)
я был сильно поражен отдельные эпизоды из жизни Бенвенуто Челлини. Я имел несчастье полагать, что из них получится интересный и драматический сюжет для оперы, и я попросил Леона де Вайли и Огюста Барбье... написать вокруг них либретто
Единственный сюжетный элемент, взятый непосредственно из мемуаров Челлини, касается отливка его статуи Персея (которая на самом деле была отлита не в Риме, а во Флоренции для герцога Козимо I Медичи, где она до сих пор выставлена в Loggia dei Lanzi ). Все персонажи, кроме Челлини (за исключением Папы Климента VII, который в опере назначен уполномоченным над статуей), и все другие эпизоды оперы являются придуманными.
Оригинальное либретто (ныне утерянное), которое, судя по всему, было в формате opéra comique, было отклонено труппой Paris Opéra-Comique. Затем рассказ был переработан в формат opéra semiseria, без устного диалога, и предложен Paris Opéra, где его принял в 1835 году новый директор Оперы Анри Дюпоншель. Фактически, начиная с 1836 года, опера была впервые исполнена в Опере 10 сентября 1838 года под дирижером Франсуа Хабенек и с Жильбером Дюпре в главной роли. На его премьере публика зашипела большую часть музыки после нескольких первых номеров.
В 1851 году Ференц Лист предложил возродить оперу в новой постановке (и версии) в Веймар и предложил Берлиозу изменить партитуру. Эта версия была исполнена в Веймаре в 1852 году, где главную роль исполнил Карл Бек, тот же тенор, который создал Лоэнгрин Вагнера в 1850 году. также при Листе, и чьи голосовые возможности продолжали демонстрировать такое же снижение, как это было очевидно двумя годами ранее.
Он был исполнен в Лондоне в 1853 году. Однако Лондонский прием был плохим. Последние представления оперы при жизни Берлиоза состоялись в Веймаре в 1856 году, на этот раз без Карла Бека, который уже оставил пение.
В 1856 году в Германии была издана вокальная партитура Веймарского издания. Французское издание вокальной партитуры веймарской версии появилось в 1863 году в издательстве Choudens. Томазен Ла Мэй исследовал веймарское издание оперы. В 1996 году критическое издание оперы под редакцией Хью Макдональда было опубликовано Bärenreiter Verlag как часть New Berlioz Edition. Критическое издание учитывает все доступные редакции:
В оригинальной постановке Парижской Оперы были костюмы, разработанные Полом Лормье, а декорации - René-Humanité Philastre и Шарль-Антуан Камбон.
Периодические представления проходили после смерти Берлиоза: в Ганновере в 1879 году, в Вене в 1911 году и в рамках первого сезона в Театре Елисейских полей на шесть спектаклей. с 31 марта 1913 г. ведет Феликс Вайнгартнер. Вслед за Les Troyens в 1935 году Glasgow Grand Opera Society поставило оперу вместе с постановкой «Беатрис и Бенедикт» в 1936 году под управлением Эрика Чисхолма.
Оперная труппа Карла Розы, британская гастрольная компания, добавила его в свой репертуар в 1956 году, дав два выступления перед переполненными залами в лондонском Sadler's Wells Theater в 1957 году. Заглавную партию исполнил тенор Чарльз Крейг, затем в начале заметной международной карьеры. Королевский оперный театр в Лондоне поставил спектакль 15 декабря 1966 года, после чего состоялась его итальянская премьера в Неаполе в 1967 году.
Первая постановка в США была поставлена Оперной труппой. из Бостона в 1975 году под руководством Сары Колдуэлл и с Джоном Викерсом в главной роли. Первое исполнение произведения в Метрополитен-опера состоялось 4 декабря 2003 года под дирижером Джеймса Левина, режиссурой Андрея Щербана и Марчелло. Джордани исполняет главную партию.
В 2007 году Бенвенуто Челлини был поставлен на Зальцбургском фестивале под управлением Валерия Гергиева. Премьера новой постановки режиссера Терри Гиллиама с либретто в английском переводе Чарльза Харта была представлена Английской национальной оперой 5 июня 2014 года с Майкл Спайрес в главной роли.
Роль | Тип голоса | Франсуа Хабенек )} |
---|---|---|
Тереза, дочь Бальдуччи влюблен в Челлини, но пообещал Фьерамоске | сопрано | Джули Дорус-Гра |
Асканио, доверенному ученику Челлини (роль бриджей ) | меццо-сопрано | Розин Штольц |
Бенвенуто Челлини, художник / ювелир | тенор | Гилберт Дюпре |
Фьерамоска, скульптор Папы | баритон | Жан-Этьен-Огюст Массоль |
Папа Климент VII | бас | Жак-Эмиль Серда |
Бальдуччи, казначей Папы и отец Терезы | баритон | Проспер Деривис |
Франческо, ремесленник | тенор | Франсуа Вартель |
Бернардино, ремесленник | бас | Фердинанд Прево |
трактир eeper | тенор | Х.-М. Трево |
Помпео, друг Фьерамоски | баритон | Молинье |
Коломбина | разговорный | |
Хор: маскеры, соседи, металлисты, друзья и ученики Челлини, артисты, танцоры, люди, стража, белые монахи,. свита Папы, литейщики, рабочие, зрители |
Костюмы для оригинальной постановки 1838 года были разработаны Полом Лормье (1813–1895)
Челлини (Дюпре)
Тереза (Дорус-Гра)
Бальдуччи (Деривис)
Папа (Серда)
Асканио (Штольц)
Фьерамоска (Массол)
Франческо (Уортель)
Таблица 1 (резиденция Бальдуччи)
Бальдуччи был вызван на встречу с Папой Климентом VII по поводу заказа Папой бронзовой статуи Персея. от скульптора Бенвенуто Челлини. Бальдуччи предпочел бы Фьерамоску в качестве выбранного скульптора; он также надеется женить свою дочь Терезу на Фьерамоске. Но Тереза влюблена в Челлини. Перед тем, как Бальдуччи отправится на встречу с Папой, на сцену выходят Челлини и другие праздновавшие карнавал, и швыряют Бальдуччи fausses dragées (гранулы из муки), благодаря которым Бальдуччи выглядит «как леопард». Однако он не может очиститься, поэтому он продолжает свое собрание.
Букет цветов выходит из окна и приземляется к ногам Терезы. К письму прилагается записка от Челлини о том, что он идет. Он делает это и объясняет свой план отобрать ее у отца, чтобы они могли жить вместе. Он и его помощник Асканио будут замаскированы под монахов и заберут ее у отца во время празднования Марди Гра, когда прозвучит пушка Кастель Сант-Анджело, ознаменовав конец карнавала. Незаметно для них обоих, Фьерамоска также вошла в комнату и пытается их подслушать. Он не слышит всю информацию о первом исполнении, но слышит о втором.
Услышав приближение Балдуччи, Фьерамоска прячется в спальне Терезы, а Челлини прячется за дверью главной комнаты. Чтобы отвлечь отца, Тереза придумывает историю о шуме в своей спальне. Бальдуччи идет в ее спальню, а Челлини тем временем сбегает. К удивлению Терезы, Бальдуччи выводит Фьерамоску из спальни. Он и Тереза призывают слуг и соседей взять Фьерамоску и бросить его в фонтан, но Фьерамоска вырывается из толпы.
Таблица 2 (Пьяцца Колонна)
Челлини, его ученики и друзья воспевают то, что они ювелиры. Бернардино просит еще вина, но трактирщик требует уплаты их счета. Затем появляется Асканио с предоплатой Папы за статую Персея, но также и с предупреждением, что отливка статуи должна произойти на следующий день. Сумма аванса меньше ожидаемой, что дает новый импульс плану поиздеваться над Бальдуччи в кабинке Кассандро той ночью.
Фьерамоска также подслушал этот план и признается своему другу Помпео. Помпео предполагает, что они тоже маскируются под монахов и сами похищают Терезу.
Люди собираются на площади. Толпа собирается у будки Кассандро, где разворачивается «пантомима-опера царя Мидаса или [[Мидас # Уши осла | Уши осла» ». Входят Бальдуччи и Тереза, вскоре после этого Челлини и Асканио, одетые как монахи, а затем Фьерамоска и Помпео в аналогичной одежде. В пантомиме, Арлекин и Пьеро соревнуются за внимание короля Мидаса, который одет как Бальдуччи. Тут к сцене подходит настоящий Бальдуччи, оставляя Терезу одну. Обе группы «монахов» приближаются к Терезе, что приводит ее в замешательство. Четыре монаха начинают сражаться на мечах, и в битве Челлини смертельно ранит Помпео. Толпа замолкает, и Челлини арестовывают за убийство. Когда его вот-вот заберут, раздаются три выстрела из пушки из замка Сант-Анджело, обозначающие конец Карнавала и начало Великого поста. Все огни на площади погашены. В темноте и возникшей неразберихе Челлини убегает от похитителей, а Асканио и Тереза уходят. Затем Фьерамоску по ошибке арестовывают вместо Челлини.
Таблица 1 (Пепельная среда, студия Челлини)
Асканио и Тереза ждут Челлини в его студии. Когда проходит процессия монахов, они присоединяются к молитве. Затем входит Челлини, все еще в маскировке монаха, и рассказывает о своем побеге. Поскольку он теперь разыскивается за убийство, он планирует сбежать из Рима с Терезой, но Асканио напоминает ему о его обязанности отлить статую. Асканио уходит искать лошадь. Затем появляются Бальдуччи и Фьерамоска. Бальдуччи объявляет Челлини убийцей, а затем обещает Терезу жениться на Фьерамоске.
Затем появляется Папа, чтобы проверить, как идет статуя. Челлини извиняется, но папа отвергает их и решает передать заказ другому скульптору. Затем Челлини угрожает уничтожить плесень, и когда к нему подходят охранники Папы, он поднимает свой молот. Затем Папа делает Челлини предложение: если Челлини сможет отлить статую в тот вечер, он простит преступления Челлини и позволит ему жениться на Терезе. Но если Челлини потерпит неудачу, его повесят.
Бронзовая скульптура Бенвенуто ЧеллиниТаблица 2 (Пепельная среда, вечер, литейный цех Челлини)
После арии из Терезы Челлини выходит на сцену и размышляет о спокойной жизни пастуха. Рабочие трудятся и поют морскую хижину, что Челлини считает плохим предзнаменованием. Асканио и Челлини поощряют ювелиров продолжать свою работу. Затем приходит Фьерамоска с двумя приспешниками и вызывает Челлини на дуэль. Челлини соглашается и просит уладить его на месте, но Фьерамоска предпочитает, чтобы это было сделано вдали от своего рабочего места. Фьерамоска и его люди уходят.
Тереза приходит и видит, что Асканио протягивает Челлини свою рапиру, но Челлини уверяет ее, что он будет в безопасности. В одиночестве она слышит, как рабочие начинают складывать инструменты и прекращают работу, так как им не заплатили и у них нет указаний от Челлини. Она пытается уверить их, что в конце концов им заплатят, но безуспешно. Затем появляется Фьерамоска, и Тереза теряет сознание, думая, что Челлини мертв. Это не так, поскольку Фьерамоска собирается предложить ювелирам взятку, чтобы они полностью прекратили работу. Это настраивает ювелиров против Фьерамоски, и они вновь подтверждают свою верность Челлини. Затем снова появляется Челлини, и он и рабочие заставляют Фьерамоску надеть рабочую одежду, чтобы помочь.
Вечером прибывают Папа и Бальдуччи, чтобы посмотреть, завершена ли статуя. Затем Фьерамоска объявляет, что они вышли из металла, что подтверждают Франческо и Бернардино. Бальдуччи и Фьерамоска довольны надвигающейся неудачей Челлини. Затем Челлини молится и в момент отчаяния приказывает, чтобы все художественные работы в его мастерской, из любого металла, были помещены в тигель и расплавлены, к ужасу Франческо и Бернардино. После этого крышка тигля срывается взрывом. Затем выходит расплавленный металл и заполняет форму, и отливка проходит успешно. Бальдуччи и Фьерамоска признают успех Челлини. Папа прощает Челлини, и Челлини и Тереза едины. Завершается опера восхвалением ювелиров.
Примечания
Источники
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Бенвенуто Челлини (опера). |