Бенвенуто Челлини (опера)

редактировать
Бенвенуто Челлини
Полусерия оперы от Гектор Берлиоз
Плакат к первому спектаклю (10 сентября 1838 г.) Бенвенуто Челлини Берлиоза - Холоман p191.jpg Афиша премьеры
Либреттист
ЯзыкФранцузский
На основеБенвенуто Челлини
Премьера10 сентября 1838 (1838-09 гг. -10). Salle Le Peletier, Париж

Бенвенуто Челлини - это оперная полусерия в двух действиях на музыку Гектора Берлиоза и либретто Леона де Вайи и Анри Огюста Барбье. Это первая из опер Берлиоза, премьера которой состоялась 10 сентября 1838 года в Королевской академии музыки (Salle Le Peletier ). История основана на воспоминаниях флорентийского скульптора Бенвенуто Челлини, хотя элементы сюжета во многом вымышленные. Опера технически очень сложна и редко исполняется. Однако увертюра к опере иногда присутствует в программах симфонического оркестра, как и концертная увертюра Le carnaval romain, сочиненная Берлиозом из материала оперы.

Содержание
  • 1 История композиции
  • 2 Редакции
  • 3 История выступлений
  • 4 Роли
  • 5 Костюмы
  • 6 Краткое содержание
    • 6.1 Акт 1
    • 6.2 Акт 2
  • 7 Записи
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
История композиции

Берлиоз писал в своих мемуарах, что в 1834 году (когда ему было тридцать лет)

я был сильно поражен отдельные эпизоды из жизни Бенвенуто Челлини. Я имел несчастье полагать, что из них получится интересный и драматический сюжет для оперы, и я попросил Леона де Вайли и Огюста Барбье... написать вокруг них либретто

Единственный сюжетный элемент, взятый непосредственно из мемуаров Челлини, касается отливка его статуи Персея (которая на самом деле была отлита не в Риме, а во Флоренции для герцога Козимо I Медичи, где она до сих пор выставлена ​​в Loggia dei Lanzi ). Все персонажи, кроме Челлини (за исключением Папы Климента VII, который в опере назначен уполномоченным над статуей), и все другие эпизоды оперы являются придуманными.

Оригинальное либретто (ныне утерянное), которое, судя по всему, было в формате opéra comique, было отклонено труппой Paris Opéra-Comique. Затем рассказ был переработан в формат opéra semiseria, без устного диалога, и предложен Paris Opéra, где его принял в 1835 году новый директор Оперы Анри Дюпоншель. Фактически, начиная с 1836 года, опера была впервые исполнена в Опере 10 сентября 1838 года под дирижером Франсуа Хабенек и с Жильбером Дюпре в главной роли. На его премьере публика зашипела большую часть музыки после нескольких первых номеров.

В 1851 году Ференц Лист предложил возродить оперу в новой постановке (и версии) в Веймар и предложил Берлиозу изменить партитуру. Эта версия была исполнена в Веймаре в 1852 году, где главную роль исполнил Карл Бек, тот же тенор, который создал Лоэнгрин Вагнера в 1850 году. также при Листе, и чьи голосовые возможности продолжали демонстрировать такое же снижение, как это было очевидно двумя годами ранее.

Он был исполнен в Лондоне в 1853 году. Однако Лондонский прием был плохим. Последние представления оперы при жизни Берлиоза состоялись в Веймаре в 1856 году, на этот раз без Карла Бека, который уже оставил пение.

Издания

В 1856 году в Германии была издана вокальная партитура Веймарского издания. Французское издание вокальной партитуры веймарской версии появилось в 1863 году в издательстве Choudens. Томазен Ла Мэй исследовал веймарское издание оперы. В 1996 году критическое издание оперы под редакцией Хью Макдональда было опубликовано Bärenreiter Verlag как часть New Berlioz Edition. Критическое издание учитывает все доступные редакции:

  • исходная версия в том виде, в каком она была написана Берлиозом, до изменений, требуемых цензорами;
  • версия, премьера которой состоялась в Париже, с изменениями после оценки цензорами ;
  • Веймарское издание, после изменений, предложенных Листом.
История выступлений

В оригинальной постановке Парижской Оперы были костюмы, разработанные Полом Лормье, а декорации - René-Humanité Philastre и Шарль-Антуан Камбон.

Периодические представления проходили после смерти Берлиоза: в Ганновере в 1879 году, в Вене в 1911 году и в рамках первого сезона в Театре Елисейских полей на шесть спектаклей. с 31 марта 1913 г. ведет Феликс Вайнгартнер. Вслед за Les Troyens в 1935 году Glasgow Grand Opera Society поставило оперу вместе с постановкой «Беатрис и Бенедикт» в 1936 году под управлением Эрика Чисхолма.

Оперная труппа Карла Розы, британская гастрольная компания, добавила его в свой репертуар в 1956 году, дав два выступления перед переполненными залами в лондонском Sadler's Wells Theater в 1957 году. Заглавную партию исполнил тенор Чарльз Крейг, затем в начале заметной международной карьеры. Королевский оперный театр в Лондоне поставил спектакль 15 декабря 1966 года, после чего состоялась его итальянская премьера в Неаполе в 1967 году.

Первая постановка в США была поставлена ​​Оперной труппой. из Бостона в 1975 году под руководством Сары Колдуэлл и с Джоном Викерсом в главной роли. Первое исполнение произведения в Метрополитен-опера состоялось 4 декабря 2003 года под дирижером Джеймса Левина, режиссурой Андрея Щербана и Марчелло. Джордани исполняет главную партию.

В 2007 году Бенвенуто Челлини был поставлен на Зальцбургском фестивале под управлением Валерия Гергиева. Премьера новой постановки режиссера Терри Гиллиама с либретто в английском переводе Чарльза Харта была представлена ​​Английской национальной оперой 5 июня 2014 года с Майкл Спайрес в главной роли.

Роли
Роли, типы голоса, премьерный состав
РольТип голоса Франсуа Хабенек )}
Тереза, дочь Бальдуччи влюблен в Челлини, но пообещал Фьерамоскесопрано Джули Дорус-Гра
Асканио, доверенному ученику Челлини (роль бриджей )меццо-сопрано Розин Штольц
Бенвенуто Челлини, художник / ювелиртенор Гилберт Дюпре
Фьерамоска, скульптор Папыбаритон Жан-Этьен-Огюст Массоль
Папа Климент VII бас Жак-Эмиль Серда
Бальдуччи, казначей Папы и отец ТерезыбаритонПроспер Деривис
Франческо, ремесленниктенорФрансуа Вартель
Бернардино, ремесленникбасФердинанд Прево
трактир eeperтенорХ.-М. Трево
Помпео, друг ФьерамоскибаритонМолинье
Коломбинаразговорный
Хор: маскеры, соседи, металлисты, друзья и ученики Челлини, артисты, танцоры, люди, стража, белые монахи,. свита Папы, литейщики, рабочие, зрители
Костюмы

Костюмы для оригинальной постановки 1838 года были разработаны Полом Лормье (1813–1895)

Синопсис
Увертюра Переложение для духового оркестра в исполнении США Marine Band в 1991 году. (10:02)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .
Время: 1532
Место: Рим, во время карнавала, более Масленого понедельника, Марди Гра, и Пепельная среда.

Акт 1

Таблица 1 (резиденция Бальдуччи)

Бальдуччи был вызван на встречу с Папой Климентом VII по поводу заказа Папой бронзовой статуи Персея. от скульптора Бенвенуто Челлини. Бальдуччи предпочел бы Фьерамоску в качестве выбранного скульптора; он также надеется женить свою дочь Терезу на Фьерамоске. Но Тереза ​​влюблена в Челлини. Перед тем, как Бальдуччи отправится на встречу с Папой, на сцену выходят Челлини и другие праздновавшие карнавал, и швыряют Бальдуччи fausses dragées (гранулы из муки), благодаря которым Бальдуччи выглядит «как леопард». Однако он не может очиститься, поэтому он продолжает свое собрание.

Букет цветов выходит из окна и приземляется к ногам Терезы. К письму прилагается записка от Челлини о том, что он идет. Он делает это и объясняет свой план отобрать ее у отца, чтобы они могли жить вместе. Он и его помощник Асканио будут замаскированы под монахов и заберут ее у отца во время празднования Марди Гра, когда прозвучит пушка Кастель Сант-Анджело, ознаменовав конец карнавала. Незаметно для них обоих, Фьерамоска также вошла в комнату и пытается их подслушать. Он не слышит всю информацию о первом исполнении, но слышит о втором.

Услышав приближение Балдуччи, Фьерамоска прячется в спальне Терезы, а Челлини прячется за дверью главной комнаты. Чтобы отвлечь отца, Тереза ​​придумывает историю о шуме в своей спальне. Бальдуччи идет в ее спальню, а Челлини тем временем сбегает. К удивлению Терезы, Бальдуччи выводит Фьерамоску из спальни. Он и Тереза ​​призывают слуг и соседей взять Фьерамоску и бросить его в фонтан, но Фьерамоска вырывается из толпы.

Таблица 2 (Пьяцца Колонна)

Челлини, его ученики и друзья воспевают то, что они ювелиры. Бернардино просит еще вина, но трактирщик требует уплаты их счета. Затем появляется Асканио с предоплатой Папы за статую Персея, но также и с предупреждением, что отливка статуи должна произойти на следующий день. Сумма аванса меньше ожидаемой, что дает новый импульс плану поиздеваться над Бальдуччи в кабинке Кассандро той ночью.

Фьерамоска также подслушал этот план и признается своему другу Помпео. Помпео предполагает, что они тоже маскируются под монахов и сами похищают Терезу.

Люди собираются на площади. Толпа собирается у будки Кассандро, где разворачивается «пантомима-опера царя Мидаса или [[Мидас # Уши осла | Уши осла» ». Входят Бальдуччи и Тереза, вскоре после этого Челлини и Асканио, одетые как монахи, а затем Фьерамоска и Помпео в аналогичной одежде. В пантомиме, Арлекин и Пьеро соревнуются за внимание короля Мидаса, который одет как Бальдуччи. Тут к сцене подходит настоящий Бальдуччи, оставляя Терезу одну. Обе группы «монахов» приближаются к Терезе, что приводит ее в замешательство. Четыре монаха начинают сражаться на мечах, и в битве Челлини смертельно ранит Помпео. Толпа замолкает, и Челлини арестовывают за убийство. Когда его вот-вот заберут, раздаются три выстрела из пушки из замка Сант-Анджело, обозначающие конец Карнавала и начало Великого поста. Все огни на площади погашены. В темноте и возникшей неразберихе Челлини убегает от похитителей, а Асканио и Тереза ​​уходят. Затем Фьерамоску по ошибке арестовывают вместо Челлини.

Акт 2

Таблица 1 (Пепельная среда, студия Челлини)

Асканио и Тереза ​​ждут Челлини в его студии. Когда проходит процессия монахов, они присоединяются к молитве. Затем входит Челлини, все еще в маскировке монаха, и рассказывает о своем побеге. Поскольку он теперь разыскивается за убийство, он планирует сбежать из Рима с Терезой, но Асканио напоминает ему о его обязанности отлить статую. Асканио уходит искать лошадь. Затем появляются Бальдуччи и Фьерамоска. Бальдуччи объявляет Челлини убийцей, а затем обещает Терезу жениться на Фьерамоске.

Затем появляется Папа, чтобы проверить, как идет статуя. Челлини извиняется, но папа отвергает их и решает передать заказ другому скульптору. Затем Челлини угрожает уничтожить плесень, и когда к нему подходят охранники Папы, он поднимает свой молот. Затем Папа делает Челлини предложение: если Челлини сможет отлить статую в тот вечер, он простит преступления Челлини и позволит ему жениться на Терезе. Но если Челлини потерпит неудачу, его повесят.

Бронзовая скульптура Бенвенуто Челлини

Таблица 2 (Пепельная среда, вечер, литейный цех Челлини)

После арии из Терезы Челлини выходит на сцену и размышляет о спокойной жизни пастуха. Рабочие трудятся и поют морскую хижину, что Челлини считает плохим предзнаменованием. Асканио и Челлини поощряют ювелиров продолжать свою работу. Затем приходит Фьерамоска с двумя приспешниками и вызывает Челлини на дуэль. Челлини соглашается и просит уладить его на месте, но Фьерамоска предпочитает, чтобы это было сделано вдали от своего рабочего места. Фьерамоска и его люди уходят.

Тереза ​​приходит и видит, что Асканио протягивает Челлини свою рапиру, но Челлини уверяет ее, что он будет в безопасности. В одиночестве она слышит, как рабочие начинают складывать инструменты и прекращают работу, так как им не заплатили и у них нет указаний от Челлини. Она пытается уверить их, что в конце концов им заплатят, но безуспешно. Затем появляется Фьерамоска, и Тереза ​​теряет сознание, думая, что Челлини мертв. Это не так, поскольку Фьерамоска собирается предложить ювелирам взятку, чтобы они полностью прекратили работу. Это настраивает ювелиров против Фьерамоски, и они вновь подтверждают свою верность Челлини. Затем снова появляется Челлини, и он и рабочие заставляют Фьерамоску надеть рабочую одежду, чтобы помочь.

Вечером прибывают Папа и Бальдуччи, чтобы посмотреть, завершена ли статуя. Затем Фьерамоска объявляет, что они вышли из металла, что подтверждают Франческо и Бернардино. Бальдуччи и Фьерамоска довольны надвигающейся неудачей Челлини. Затем Челлини молится и в момент отчаяния приказывает, чтобы все художественные работы в его мастерской, из любого металла, были помещены в тигель и расплавлены, к ужасу Франческо и Бернардино. После этого крышка тигля срывается взрывом. Затем выходит расплавленный металл и заполняет форму, и отливка проходит успешно. Бальдуччи и Фьерамоска признают успех Челлини. Папа прощает Челлини, и Челлини и Тереза ​​едины. Завершается опера восхвалением ювелиров.

Записи
Ссылки

Примечания

Источники

  • Casaglia, Gherardo (2005). «Бенвенуто Челлини, 10 сентября 1838 г.». L'Almanacco di Gherardo Casaglia (на итальянском).
  • Берлиоз, Гектор (1969). Воспоминания Гектора Берлиоза. Перевод Дэвид Кэрнс (изд. 2002 г.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 978-0-375-41391-9.
  • Берлиоз, Гектор (2014). "Берлиоз о Бенвенуто Челлини". Программа: «Бенвенуто Челлини». Лондон: Английская национальная опера. С. 17–19.
  • Бадден, Джулиан (1973). Оперы Верди, Том 1: От Оберто до Риголетто. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-304-93756-1.
  • ENO (2014). Программа: «Бенвенуто Челлини». Лондон: Английская национальная опера.
  • Холоман, Д. Керн (1989). Берлиоз. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06778-3.
  • Холоман, Д. Керн (2004). Société des Concerts du Conservatoire 1828–1967. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-23664-6.
  • Джоуэрс, Сидни Джексон; Кавана, Джон (2000). Театральный костюм, маски, макияж и парики: библиография и иконография. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-24774-0.
  • Джуллиен, Адольф (1888). Гектор Берлиоз: Sa Vie et ses oeuvres (на французском). Париж: Librairie de l'Art.
  • Macdonald, Hugh (2014). «Как опера может быть полусерьезной?». Программа: «Бенвенуто Челлини». Лондон: Английская национальная опера. стр. 13–15.
  • Рид, Филип, изд. (2014). «Из писем Берлиоза». Программа: «Бенвенуто Челлини». Лондон: Английская национальная опера. С. 24–27.
  • Рис, Саймон (2014). «Беллини и Белиоз: две великие автобиографии». Программа: «Бенвенуто Челлини». Лондон: Английская национальная опера. стр. 21–23.
  • Сэди, Стэнли ; Джон Тирелл, ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-56159-239-5. OCLC 419285866.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Бенвенуто Челлини (опера).
Последняя правка сделана 2021-05-12 12:33:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте